Научная статья на тему 'Средовой дизайн и смежные дисциплины'

Средовой дизайн и смежные дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
997
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / ИСКУССТВО / ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭСТЕТИКА / ОБРАЗ / ENVIRONMENTAL APPROACH / AGRICULTURE / ENGINEERING / ART / LANDSCAPE ARCHITECTURE / DESIGN OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL DESIGN / ENVIRONMENTAL PROTECTION / AESTHETICS / IMAGERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чан Сяогэн

В статье рассматривается проблема взаимосвязи между средовым дизайном и смежными дисциплинами, под которыми подразумеваются дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. Исследование построено на источниках российских и китайских авторов. Статья состоит из пяти частей. В первой из них изучен вопрос о классификации средового дизайна и смежных специальностей в системах образования России и Китая. Во второй части указывается на особенности развития академической дисциплины «средовой дизайн» в упомянутых странах. В третьей и четвертой частях подчёркиваются черты сходства и различия между дизайном среды, ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. В заключении сформулированы выводы по материалам статьи. Основными стали методы сравнительного анализа, применявшегося при изучении указанных сфер деятельности, а также системного анализа, необходимого при исследовании образовательных структур разных стран. В статье автор говорит о «художественной» специфике средового дизайна как академической дисциплины, относящейся к области образования «искусства» в Китае и России. Специальности «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтный дизайн» включены в сферы «инженерного дела» и «сельского хозяйства». Несмотря на то, что три изучаемых в статье дисциплины исследуют среду как культурно-ценностное пространство, отличия в их классификации в системе образования формируют разницу между ними в отношении подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DESIGN AND COGNATE DISCIPLINES

This article examines the interrelation between environmental design and cognate disciplines, such as design of architectural environment and landscape architecture. The research is structured on the sources of Russian and Chinese authors. The article consists of five parts. The first one explores the classification of environmental design and cognate disciplines in educational systems of Russia and China. The second part describes the peculiarities in development of the academic discipline “Environmental Design” in the aforementioned countries. The third and fourth parts underlined the similarities and differences between environmental design, landscape architecture, and design of architectural environment. The key research method became the comparative analysis, applied in studying the various areas of activity, as well as systemic analysis for examination of educational structures of different countries. In the course of this study, the author talks about the “artistic” specificity of environmental design as an academic discipline, referred to education in the field of “art” in Russia and China. The disciplines “Design of Architectural Environment” and “Landscape Design” are included in the fields of “Practice of Engineering” and “Agriculture”. Despite the fact that the three disciplines reviewed by the article consider environment as a culture and value space, dissimilarities in their classification in the context of educational system form the difference between them with regards to preparation of students.

Текст научной работы на тему «Средовой дизайн и смежные дисциплины»

Человек и культура

Правильная ссылка на статью:

Чан С. — Средовой дизайн и смежные дисциплины // Человек и культура. - 2019. - № 6. DOI: 10.25136/24098744.2019.6.31573 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=31573

Средовой дизайн и смежные дисциплины

Чан Сяогэн

аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А Л. Штиглица, преподаватель на кафздре искусств в Пекинском институте нефтехимических технологий.

192174, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Пр. Александровской Фермы, 8, стр.1,

кв. 531

И changxiaogeng@bipt.edu.cn

Статья из рубрики "Архитектура и дизайн"

Аннотация.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи между средовым дизайном и смежными дисциплинами, под которыми подразумеваются дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. Исследование построено на источниках российских и китайских авторов. Статья состоит из пяти частей. В первой из них изучен вопрос о классификации средового дизайна и смежных специальностей в системах образования России и Китая. Во второй части указывается на особенности развития академической дисциплины «средовой дизайн» в упомянутых странах. В третьей и четвертой частях подчёркиваются черты сходства и различия между дизайном среды, ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. В заключении сформулированы выводы по материалам статьи. Основными стали методы сравнительного анализа, применявшегося при изучении указанных сфер деятельности, а также системного анализа, необходимого при исследовании образовательных структур разных стран. В статье автор говорит о «художественной» специфике средового дизайна как академической дисциплины, относящейся к области образования «искусства» в Китае и России. Специальности «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтный дизайн» включены в сферы «инженерного дела» и «сельского хозяйства». Несмотря на то, что три изучаемых в статье дисциплины исследуют среду как культурно-ценностное пространство, отличия в их классификации в системе образования формируют разницу между ними в отношении подготовки студентов.

Ключевые слова: Средовой дизайн, Дизайн архитектурной среды, Ландшафтная архитектура, Искусство, Инженерное дело, Сельское хозяйство, Средовой подход, Защита окружающей среды, Эстетика, Образ

DOI:

10.25136/2409-8744.2019.6.31573

Дата направления в редакцию:

10-12-2019

Дата рецензирования:

11-12-2019

Дата публикации:

13-12-2019

Цель статьи - проследить взаимосвязь средового дизайна со смежными дисциплинами, а именно ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. Ключевыми являются источники российских и китайских авторов. Сравнительный анализ специальностей построен на информации из систем образования России и Китая. Для осуществления представленной выше цели были выдвинуты следующие задачи: во-первых, показать характерные черты развития каждой из трёх указанных дисциплин в России и Китае; во-вторых, продемонстрировать сходства между средовым дизайном, дизайном архитектурной среды и ландшафтной архитектурой; в-третьих, сформулировать различия между ними.

Средовой дизайн и смежные дисциплины в системе образования

В область нашего исследования была включена ступень образования «бакалавриат и его эквивалент» (bachelor's or equivalent level), в соответствии с «Международной стандартной классификацией образования» (UNESCO International standard classification of education, сокр. ISCED2011), разработанной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

После анализа литературы по вопросу о классификации специальностей, изучающих среду в качестве культурно-ценностного пространства в России и Китае, мы составили следующую схему, основанную на информации из «Общероссийского классификатора

специальностей по образованию 2016 года» (ОКСО)14 и «Каталога специальностей

бакалавриата в высших учебных заведениях» КНР I^H:

оксо

OK 009-2016

I класс (Ц—Ш) III.2 — Инженерное дело, технологии и технические науки

П класс (Щ_ä^)

flUA — Сельское хозяйство и" сельскохозяйственные науки

III класс

III.S — Искусство и культура'

ЪШШ'ФЩ-

(2.07.00.00} Архитектура

(4.35,00.00) Сельское, лесное и рыбное хозяйство

ЩМ_

(8.54.00,00) Изобразительное и прикладные виды искусств

(2.07.03.03) Дизайн4 архитектурной среды

(4.35.02.12) Садово-парковое и ландшафтное строительства

(4.35.03.10) Ландшафтная архитектура

f(8.54.03.01) Сре;

[ шт

еловой днзанн

п

"Каталог специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях", составленный Министерством образования Китая в 2012 г.

Ш (I класс ) (П класс )

ГЗЖ¥№ (08) ^ ( Ъ^Щ (09) ^

Инженерное дело) [Сельское хозяйство.

(ш класс )

£

ШШ (в)

Искусство

(0810)

Гражданское строительство^

ю.1

mm (0828)'

Архитектура

эШШБхЩЛ^" (081002) Дизайн архитектурной среды V и энергопотребление у

(082803) Ландшафтная и \садово-паркрвая архитектурау

'ШШ (0905)1 , Лесоводство!

(090502) Садово-парковое строительство j

(1305) I Дизайн

^Sif^ilk (0130503) Средовой дизайн

Рис. 1. Таблица по классификации специальностей, изучающих среду на уровне бакалавриата в российской и китайской системах образования.

В таблице выделены классы отраслей знания, группы отраслей знания и специальности (в России - области образования; укрупненные группы; профессии, специальности или направления подготовки). Такая структура бакалавриата в целом характерна для всех стран, несмотря на разницу в наименованиях.

Для сравнения, помимо материалов по России и Китаю, нами были также рассмотрены системы образования и ведущие университеты Великобритании, США, Канады, Японии -

стран, входящих в «Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году» [22] - на предмет наличия направлений, анализирующих среду как пространство культуры. Как мы заметили, в этих четырех странах исследование среды осуществляется в рамках специальностей, относящихся к классу отрасли знания «инженерное дело».

В случае с США мы обратились к Классификатору образовательных программ США (Classification of Instructional Programs, сокр. CIP-2000). Специальность, изучающая среду, относится к области образования «архитектура», направлению «архитектура и сопутствующие области», наименование специальности: «средовой дизайн и

архитектура» (Environmental Design/Architecture, код специальности: 04.0401) ■i13^. В Великобритании, в Ноттингемском университете на инженерном факультете существует специальность «архитектура и средовое проектирование (бакалавр инженерного дела)»

(Architecture and Environmental Engineering BEng Hons) J19!. В японском Университете Хоккайдо открыто направление подготовки «проектирование социальной среды» (Socio-

Environmental Engeneering) ÜSI, также относящееся к инженерному делу. В Университете

Британской Колумбии изучается «средовой дизайн» (Environmental Design) ÜSI, который

включен в сферу инженерии в канадской системе образования П41.

Обратимся вновь к рисунку 1. В статье, кроме дизайна среды, исследовательский интерес для нас представляют смежные с ним дисциплины - дизайн архитектурной среды (в китайской системе образования именуемый «дизайн архитектурной среды и

энергопотребление») и ландшафтная архитектура («ландшафтная и садово-парковая архитектура»). Обратим внимание на то, что дизайн архитектурной среды в России и Китае относится к классу специальностей «инженерное дело», ландшафтная архитектура в Китае также включена в сферу инженерии, а в России - сельского хозяйства. Научная область «средовой дизайн» в двух упомянутых странах принадлежит к области образования «искусства» или «искусства и культуры». Отнесение трех указанных специальностей к разным сферам деятельности обуславливает различия в преподаваемых студентам теоретических основах и получаемой выпускниками профессиональной квалификации, о чем будет подробнее сказано ниже.

Понятия «средовой дизайн», «дизайн архитектурной среды», «ландшафтная архитектура» взаимозаменяются в трудах российских и китайских авторов, в особенности это касается первых двух наименований (например, В. Ю. Медведев в статье анализирует структуру пособия В. Т. Шимко «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. Средовой подход», употребляя понятия «средовой дизайн» и «дизайн архитектурной

среды» в синонимичном значении) [5, Сш 20]. Мы бы хотели сформулировать разницу между средовым дизайном и смежными дисциплинами, а также обозначить их точки соприкосновения. Для начала обратимся к вопросу об особенностях развития специальности и научной области «средовой дизайн».

Средовой дизайн

Специальность «средовой дизайн» в России (СССР) и Китае была учреждена после 1980-х гг. На сегодняшний момент, согласно результатам нашего анализа, специальность «средовой дизайн» включена в образовательные программы 64 высших учебных заведений, расположенных в 41 городе России; среди названных вузов 52

государственных и 12 - частных В Китае в «Рейтинге университетов, включающих специальность средовой дизайн» хуаньцзин шэцзи чжуанье дасюэ

паймин) 2018 года мы можем найти 121 китайский университет, предоставляющий возможность получить степень бакалавра искусств по указанной специальности (не включая профессиональные училища); из них государственных вузов с программами бакалавриата - 61, частных (народных) университетов - 22, независимых академий

(институтов) - 38 [23]. В России и Китае факультет «средового дизайна» открыт при различных высших учебных заведениях художественной, дизайнерской, технологической, культурной, образовательной, экономической, а также лингвистической направленности.

Поскольку основой средового дизайна является искусство, то большое внимание при обучении студентов уделяется «художественным» курсам. Например, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, которая первой в отечественной образовательной практике учредила в 1990 г. кафедру «средового дизайна», профильными являются следующие дисциплины: академический рисунок, академическая живопись, специальный рисунок, специальная живопись, специальный рисунок для дизайнеров, аналитический рисунок, проектная графика, компьютерные технологии в дизайне, художественное моделирование, архитектура, различные виды дизайна, основы ландшафтной архитектуры.

При поступлении нужно сдавать творческий экзамен, который включает в себя композицию, рисунок и живопись, а также - предъявить результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе и русскому языку (либо участвовать в вузовских вступительных испытаниях по этим предметам). По окончании университета

выпускник получает диплом бакалавра в области искусств. Разнообразие курсов, изучаемых на данной специальности, формирует широкий кругозор студента и

соответствует междисциплинарным тенденциям в науке ^^

Интересной особенностью в рамках средового проектирования в России является существование понятия «средового подхода» в дизайне, которое также обладает качеством «междисциплинарности» и может выступать синонимом «средового дизайна» в отечественных источниках (в частности, у Е. А. Заевой-Бурдонской в работе «Средовой

подход и проблемы стиля в дизайне») Ci 8]. На наш взгляд, «средовой дизайн» и «средовой подход» - это две разные категории. «Средовой подход» существует на уровне функциональности и может использоваться во всех видах дизайна, не представляя собой отдельной научной и академической дисциплины. «Средовой подход» позволяет дизайнеру изучить контекст проекта, понять, какую функцию он будет выполнять в конкретной среде. Однако для углубления исследования, «средовой подход» должен основываться на методах, техниках определенного вида проектирования. Например, «средовой подход» используется в архитектуре и опирается соответственно на ее цели и методику. В частности, В. Ф. Рунге характеризует «средовой подход» как своего рода «обновление» «консервативной архитектурной школы». По его словам, «задача средового подхода, средоформирования - охватить широкий круг объектов материальной культуры: архитектуру, промышленный дизайн, прикладное искусство, искусство экспозиции, а также театр и кино, т.е. все, связанное с предметно-визуальной составляющей среды жизнедеятельности» [6, Ci 4011.

В отличие от средового подхода, дизайн среды как отдельное научное знание имеет свои функции, цели, метод и содержание, которые основаны на принципах искусства. В частности, важнейшая функция средового дизайна состоит в том, чтобы исследовать образ среды для ее преобразования в соответствии с художественным, эстетическим восприятием действительности и создания объекта искусства, обладающего определенной полезностью. Цели средового дизайна состоят в том, чтобы координировать «отношения» (человека и окружающей среды и т.д.) в процессе проектирования; основным содержанием является «образ»; используется метод «интеграции дисциплин» ПШ.

Связь между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном

Важнейшее явление в мировом развитии архитектуры - это конгрессы Международного союза архитекторов (International union of architects, UIA), которые проводятся один раз в три года для «обсуждения актуальных проблем архитектуры и градостроительства, обмена опытом» Обратим внимание на темы конгрессов МСА (Рис. 2):

Номер Год Место Тема

1 194В Лозанна Архитектура столкнулась со своими новыми задачами iArcMect иге Facçd with res New Тавкя)

2 1551 Рабат Как архитектура справляется со своими новыми задачами (How ArMechm is Dealing rviï'i ils New Taste)

Э 1S53 Лиссабон Архитектура на перелутье (Architecture al rte Crossroads,

4 1955 Гаага Архитектура И рамитие строктвлылпа ¡Architecture and fmWiflnî tfBuñdmg)

5 1958 Москва Стротепьство И реконструкция {Construction and Reconstruction)

6 1 sei Пондон Новые методы и новые материалы ttchntjvn w tííew Materials !

7 1963 Гавана Архитектура e развивающихся странах mmudíп Underdeveloped Countries)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а 1965 Париж Подготовка архитекторов г The Traming о/ Architects)

9 1Й67 Прага Архитектура и среда обитания человека íArchitecture and Ww Human Шдаи,1

10 lâés Буэнос Айрес Архитектура как социальный фактор (АгсМеоигешя босо/Factor)

11 1972 Варна Архитектура И ДОСУГ гАгсТигкгиге anrf Leisure)

12 1975 Мадрид Творчество И технологии (CnaUvHy am Technology}

13 197В Мехико Архитектура и национальное развитие (АгФПесПли«ri National Development!

14 1981 Варшава Архитектура, человек, окружающая среда i Architecture Man. Environment!

15 iSfiS Каир Миссии архитектора в настоящем и будущем (Presen and Fülme Mistiönt Ol thi Architect)

16 1М7 Брайтон Жилье и города - строительство >автрашнего мира (Shelter ¿ins» Cities - ВилИпд Tcmottows Wortet)

17 19<№ Монреаль КуЛЬТурЫ И ТеХНОЛОГИИ ["CWItwM and Technologies!

18 1993 Чикаго Архитектура на перепутье - проектирование устойчивого будущего (Architecture at the Crossroads -ítesgrhfg lor a Sustainable Future!

19 1Mfi Барселона Настоящее v будущее. Архитектура В городах ífnesenr and Futures. Architecture in Ottos)

20 +9M Пекин Архитектура XXI века (AcMudwofthe 2isr Century!

Si Берлин Архитектура ресурсов fflw<ju«B4r(;hil«:.!tir!r.l

22 £005 Стамбул "Гранд-базар" архитектуры (Grand Вамзг ti Architectures!

га 200В Турин Архитектура как способ трансляции ¡Transmitting Architecture*

24 SO11 Тонко Проектирование2050 Года: за раМналчи беДсТ&ий. посредством солидарности, к устойчивому развитию (DESIGN 2050 Beyond disasters, through Solidarity, towards Sustainatotity)

25 SÚ14 Дурбан Архитектура Другого места №Arleefura offienirfierB.Í

2й 2017 Сеул Душа города isouioiatyi

27 2020 Рио-де-Жанейро Весь мир. Только однн мир Архитектура в XXI веке (АН the Workis. Just One Waitd. Architecture 21)

Рис. 2. Конгрессы Международного союза архитекторов

В 1960-х гг. в США началось «движение за защиту природы», подтолкнувшее архитекторов к необходимости обсуждения вопросов о среде. Например, в 1967 г. темой девятого конгресса, который проходил в Праге (Чехия) стала «Архитектура и среда обитания человека». Тема десятого конгресса, прошедшего в 1969 г. в Аргентине, -«Архитектура как социальный фактор». 1972 г., одиннадцатый конгресс, Болгария -«Архитектура и досуг». В 1981 г. темой четырнадцатого конгресса в Варшаве (Польша) была «Архитектура, человек, окружающая среда» (под окружающей средой здесь в основном подразумевается природная среда).

Усиление экологического сознания, с одной стороны, стало для архитекторов важным предметом обсуждения, а с другой - предпосылкой формирования дизайна архитектурной среды и в дальнейшем стимулом учреждения этой специальности в системах образования разных стран. В частности, соответствуюшая кафедра впервые в России (СССР) была открыта в 1987 г. при Московском архитектурном институте (МАРХИ).

Специальность «дизайн архитектурной среды» изучается пять лет, профильными

дисциплинами являются: архитектурно-дизайнерское проектирование, архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды, архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера, свет в дизайне архитектурной среды, цвет в дизайне архитектурной среды, комплексное проектирование оборудования интерьеров, комплексное проектирование оборудования и ландшафтная организация городских пространств, современный художественный язык и другие курсы. Вступительные испытания состоят из результатов ЕГЭ по математике и русскому языку, аналитического рисунка, колористической композиции, черчения. При окончании специальности «дизайн архитектурной среды» выпускнику присуждается диплом бакалавра в области инженерного дела J81.

Одним из ведущих специалистов кафедры является профессор В. Т. Шимко, который написал несколько трудов, посвященных средовому проектированию. В книге «Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды» профессор относит «дизайн архитектурной среды» к дисциплинам архитектурного творчества. Далее он выделяет три сущностных аспекта понятия «среда». Во-первых, процессы, протекающие в среде, несут «не только утилитарно-практический, но и эмоционально-эстетический потенциал». Во-вторых, «исконно архитектурное убеждение» в том, что «пространство обладает собственной художественной ценностью, которая может быть усилена деятельностью специалиста-проектировщика». В-третьих, любая форма деятельности невозможна «без развитых систем оборудования - технологического, информационного, создающего комфорт и т. д» Г11, c- 1°1.

Среда в размышлениях Шимко рассматривается с точки зрения архитектурных позиций. В частности, первое положение профессора как будто перекликается с принципами архитектуры, которые резумировал знаменитый древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион (Marcus Vitruvius Pollio) в труде «Десять книг об архитектуре» (De

Architecture libri decem) - «прочность, польза, красота» Г20, c- 61. Во втором положении профессор Шимко выражает свое понимание развития сопутствующего архитектуре пространства с точки зрения художественной деятельности. Вместе с тем он отмечает, что дизайн в указанной области играет стимулирующую роль для развития собственно «архитектуры». В третьем положении «дизайн архитектурной среды» раскрывается как мышление, в центре которого находится архитектура как научная область, осуществляющая прогрессивные исследования систем оборудования в условиях разных исторических эпох.

У Шимко принадлежащая к сфере инженерного дела архитектура изучается посредством «средового подхода». В средовом дизайне основой выступает изобразительное искусство. Из специального интервью у профессора В. А. Кирпичёва, стоявшего у истоков возникновения кафедры «средового дизайна» в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, мы узнали о его соображениях в отношении связей между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном: «Во-первых, "дизайн среды" и "дизайн архитектурной среды" - это две разные специальности. Архитектура по своей цели стремится к вечному, словно памятник, стоящий на земле. Дизайн всегда современен, иначе его нельзя назвать дизайном. Научное наполнение дизайна среды - это "образ", а образ - слово из сферы ис кус с тв а ».

Общим в дизайне архитектурной среды и дизайне среды является эстетическое восприятие окружения человека. По словам Шимко, в дизайне архитектурной среды дизайнер «организует эстетическое поле средового организма, а наполняет его

эмоционально-чувственным содержанием - сам человек» [12, Ci 3]. Как считает Кирпичёв, самое важное в дизайне среды - это человек. Дизайнер среды похож на «композитора», объединяющего потребности, ожидания, вкусы и поступки человека, которые составляют понятие «образа», в единое музыкальное произведение.

Различия и сходства, указанные между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном и сформулированные на основе российских источников, характерны и для Китая. В рамках средового дизайна существует ознакомительный курс архитектурного проектирования, формирующий у студента образ архитектуры. В то же время «средовой дизайн» не подразумевает глубокого освоения «науки об архитектуре». Большинство дизайнеров среды в обеих странах имеют лишь общее представление об указанной сфере. В Китае такая ситуация приводит к тому, что средовой дизайнер не обладает возможностью создавать проект архитектурного плана без свидетельства о том, что он закончил необходимые курсы подготовки по архитектуре. Тогда как дизайнер архитектурной среды не будет иметь проблем подобного свойства.

Связь между ландшафтным проектированием и средовым дизайном

Исторически задокументировано, что слово «landscape» впервые встречается в Танахе и используется для описания великолепного и таинственного вида Храма Соломона в

Иерусалиме [26, Ci 11]. Значение слова «landscape» в этот период было эквивалентно слову «scenery» в английском языке, которое является визуально-эстетическим понятием ———4331. Слово «landscape» в современном английском языке происходит из голландского, появляется в XVI-XVII веках и применяется в качестве художественного термина для описания природных пейзажей, чтобы отличать их по содержанию от портретов и марин. Позднее оно также начинает использоваться для обозначения нарисованных объектов, а именно природных и пасторальных пейзажей, также - для описания некоторого рельефа местности или впечатления, получаемого с определённой точки обзора [24, c- 6].

Начиная с момента создания в 1599 году указом Генриха IV французской «гильдии садовников» (Maitre Jardinier), садово-парковая отрасль имела много названий, таких, как «садовые архитекторы» (architecte de jardins), «дизайнеры паркового ландшафта» (jardinier dessinateur de jardins), специалисты, занимавшиеся обустройством цветников (jardiniste) и др. Вплоть до середины XVIII века английский архитектор Уильям Кент (William Kent, 1686 - 1748) создавал сады на основе пейзажей итальянского живописца Сальватора Роза (Salvador Rosa, 1615 - 1673) в деревне Стоу в графстве Бакингемшир, соединив в одно целое западные пейзажные картины и садово-парковое искусство.

Английский поэт и ландшафтный садовник Уильям Шенстоун (William Shenstone, 1714 -1763) в труде «Бессвязные размышления о садоводстве» (Unconnected Thoughts on Gardening) впервые заимствовал терминологию живописи, назвав форму сада «ландшафтным садом» (Landscape Garden) - для того, чтобы отличить ее от традиционных садов формального стиля. С тех пор понятия «ландшафтное садоводство» (Landscape Gardening) и «ландшафтный садовник» (Landscape Gardener) постепенно стали распространяться все больше и больше. Во второй половине XVIII века понятие ландшафтного сада было разделено ещё на два основных направления - «природный ландшафтный сад» (Natural Landscape Garden) и «живописный ландшафтный сад» (PicturesqueLandscape Garden). Термины Picturesque (живописный) и Fabric (сооружения внутри ландшафтного парка) произошли от французских слов Pittoresque и Fabrique соответственно; они также относятся к сфере изобразительного искусства,

последнее означает сооружения или постройки, придуманные художником и помещённые в пейзаж в соответствии с требованиями композиции.

Во второй половине XIX века, вслед за проникновением ландшафтных художников в новые сферы, американские пионеры в области садово-паркового искусства Фредерик Ло Олмстед (Frederick Law Olmstead, 1822 - 1903) и Калверт Вокс (Calvert Vaux, 1824 -1895) выступили с предложением о замене понятия Landscape Gardening на Landscape Architecture и Landscape Gardener - на Landscape Architect. Эта инициатива впоследствии была принята повсеместно садовниками самых разных стран мира. Тем не менее до середины XX века было ещё немало людей, особенно среди архитекторов, которые выступали против замены понятий Landscape Gardening и Landscape Gardener на Landscape Architecture и Landscape Architect соответственно, - они беспокоились, что это

вызовет хаос и конкуренцию в области архитектуры ———46]. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что ландшафтная архитектура является довольно широкой концепцией, которая включает в себя характеристики эстетики живописи и взаимовлияние природы и развития человека в социуме .

В России старейшей является кафедра «ландшафтной архитектуры» в Санкт-Петербургском лесотехническом университете им. С. М. Кирова. Профильные дисциплины: ландшафтное проектирование, ландшафтно-архитектурная композиция, декоративное растениеводство, экологический дизайн, цветоводство

открытого/закрытого грунта и др. При поступлении ключевыми будут результаты ЕГЭ по математике, географии и русскому языку. По окончании университета выпускник становится бакалавром в области сельского хозяйства

Пожалуй, общим для ландшафтной архитектуры и средового дизайна является историческая и терминологическая принадлежность к сфере изобразительного искусства. Кроме того, средовой дизайн подразумевает освоение курса по ландшафтному проектированию, в рамках которого осуществляется исследование образа ландшафта с эстетической точки зрения. Однако большой будет разница этих сфер деятельности с позиций структуры обучения как в России, так и в Китае. Принадлежность средового дизайна к области образования «искусства» («искусства и культуры») и ландшафтной архитектуры к «сельскому хозяйству» в России, к «инженерному делу» - в Китае обуславливает расхождения в преподаваемых курсах, целях подготовки специалистов, их квалификации и профессиональных возможностях.

Выводы

«Средовой дизайн» представляет собой «художественную» сферу деятельности, поскольку относится к области образования «искусства» (в Китае) или «искусства и культуры» (в России). «Средовой дизайн» не выступает синонимом понятия «средовой подход», который не является отдельным направлением подготовки. Образовательная программа по специальности «средовой дизайн», кроме предметов по изобразительному искусству и различным видам дизайна, включает в себя освоение смежных дисциплин -дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры, что формирует у студентов эстетические представления об образах архитектуры и ландшафта.

Формирование «дизайна архитектурной среды» как отдельной специальности стало результатом размышления архитекторов о проблемах среды в целом и, в частности, взаимодействия среды и человека в рамках архитектурного пространства. «Дизайн архитектурной среды» относится к области образования «инженерного дела». Основными на данной специальности являются курсы по архитектурному

проектированию.

По вопросу о третьей, смежной со средовым дизайном дисциплине отметим, что исторически понятие «ландшафта» и «ландшафтной архитектуры» связано со сферой искусства. Сегодня «ландшафтная архитектура» принадлежит к области образования «сельского хозяйства» в России, «инженерного дела» - в Китае. Профильными будут предметы, связанные с климатом, почвоведением, растениеводством, экологическим инж иниринго м, ре лье фом и т.д.

Сходство трех изученных областей знания состоит в совершенствовании окружающей человека-субъекта среды с позиций эстетики для создания у него эмоционального восприятия пространства. В то же время различия в классификациях в системе образования, преподаваемых профильных дисциплинах на «дизайне архитектурной среды», «ландшафтной архитектуре», «средовом дизайне» формирует разницу в теоретическом и методологическом осмыслении процесса проектирования и профессиональной квалификации студентов и выпусников. Ознакомление средовых дизайнеров с курсами по дизайну архитектурной среды и ландшафтной архитектуре необходимо для того, чтобы при создании совместных проектов специалисты «говорили на одном языке».

Библиография

1. Заева-Бурдонская Е. А. Средовой подход и проблемы стиля в дизайне // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. ВЕСТНИК МГХПУ. № 1-2. 2009. С. 3-15.

2. Кафедра «ландшафтной архитектуры» СПбГЛТУ им. С. М. Кирова [Электронный ресурс]. URL: http://spbftu.ru/department-page/kafedra-sadovo-parkovogo-i-landshaftnogo-stroitelstva/ (дата обращения: 27. 11. 2019)

3. Конгрессы Международного союза архитекторов [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/65424/Архитектурные (дата обращения: 26. 11. 2019).

4. Общероссийские классификаторы. ОКСО [Электронный ресурс]. URL: https://dassifikators.ru/okso/nL2 (дата обращения: 14.10.2019).

5. Медведев В.Ю. Научные аспекты дизайна: сборник статей. СПб.: СПГУТД, 2014. 212 с.

6. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга вторая. М.: Архитектура-С, 2007. 432 с.

7. Сайт «Поступи онлайн» [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/programma/355/varianti/ (дата обращения: 29. 11. 2019).

8. Специальность «дизайн архитектурной среды» МАРХИ [Электронный ресурс]. URL: https://marhi.ru/design/ (дата обращения: 26. 11. 2019)

9. Специальность «средовой дизайн» СПГХПА им. А. Л. Штиглица [Электронный ресурс]. URL: http://www.ghpa.ru/sredovoj-dizajn-bakalavriat (дата обращения: 29. 11. 2019).

10. Чан Сяогэн. Теоретические границы средового дизайна // Философия и культура. 2019. №11. С. 1-12 [Электронный ресурс]. URL:

https://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 31273 (дата обращения: 29. 11. 2019).

11. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С. 2006. 382 с.

12- Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): учебник. М.: Архитектура-С, 2009. 408 с.

13. Classification of Instructional Programs (CIP 2000) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nces.ed.gov/pubs2002/cip2000/ (дата обращения: 14.10.2019).

14. Classification of Instructional Programs (CIP) Canada 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www23.statcan.gc.ca/imdb/p3VD.pl?

Function = getVD&.TVD = 299355&.CVD = 299356&.CPV=04.&.CST=01012016&.CLV = 1&MLV = 3 (дата обращения: 02. 12. 2019)

15. Congresses of the International union of architects [Электронный ресурс]. URL: https://www.uia-architectes.org/webApi/en/congress (дата обращения: 10. 09. 2019).

16. Hokkaido University, School of Engineering, Socio-Environmental Engineering [Электронный ресурс]. URL: https://www.eng.hokudai.ac.jp/course/?c=4040 (дата обращения: 14. 10. 2019)

17. International standard classification of education 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-standard-classification-of-education-isced-2011-en.pdf (дата обращения: 14.10.2019)

18. University of British Columbia, School of Architecture and Landscape Architecture, Environmental Design [Электронный ресурс]. URL:

https ://sala.ubc.ca/academics/undergraduate-degrees/bachelor-environmental-design/curriculum (дата обращения: 14. 10. 2019)

19. University of Nottingham, Architecture and Environmental Engineering BEng Hons [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https ://www.nottingham.ac.uk/ugstudy/course/2019/Architectural-Environment-Engineering-BEng (дата обращения: 28. 11. 2019)

20. т^ШШ. Im+i. 2004^. Ä258^ (Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре / пер. на кит. Гао Лютай. Пекин: Интеллектуальная собственность, 2004. 258 с.)

21. йЖи^^й^^^ФШ^ (Каталог специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях) [Электронный ресурс]. URL:

http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/xwsytjxx/xk/xkzyml/276559.shtml (дата обращения: 09. 09. 2019).

22. ^^.'ШШ.ЩШ.^.ИШШ^Ш (Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году) [Электронный ресурс]: URL: http://www.liuxuegang.com.cn/newsview.aspx? tid = 1101&id = 1006508&cid = 5 (дата обращения: 14.10.2019)

23. йЕИ (сайт «Гаосань») [Электронный ресурс]. URL: http://rn.gaosan.com/gaokao/185032.html (дата обращения: 29. 11. 2019).

24. тщ. 2004^. ^232^ (Тан Цзюнь. Исследования столетней истории - оценочные суждения в западной ландшафтной архитектуре. Нанкин: Изд-во Юго-Восточного университета, 2004. 232 с.)

25. ^Landscapeföii^jl^Landscape Architecture// ФИШ*. 2009. Ш6Я. 45-49^ (Чжу Цзяньнин, Чжоу Цзяньпин. Эволюция значения слова Landscape и особенности сферы деятельности Landscape Architecture // Китайские сады. 2009. №6. С. 45-49)

26. >№. Й156^(Шэнь Цзе. Изменения в ценностном восприятии садов и парков: диссертация. Пекин: Пекинский лесотехнический университет, 2012. 156 с.)

27. // 1987. Ш4Я. 433-439^ (Юй Кунцзянь. Концепция ландшафта и исследование ее развития // Вестник Пекинского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.