Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 54.03.01'

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 54.03.01 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специализация / проектное мышление / средовой дизайн / интерьер / ландшафт / профессиональные компетенции / specialization / project thinking / environmental design / interior / landscape / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова И.А.

Автор рассматривает дисциплину Специализация как основу для формирования проектного мышления и как базу для получения бакалаврами профессиональных компетенций. Проводится анализ возмож-ностей разных стадий проектной работы для поэтапного становления дизайнера-профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZATION IN ENVIRONMENTAL DESIGN WHEN TRAINING BACHELORS IN THE DIRECTION 54.03.01

The author considers the discipline Specialization as a basis for the formation of project thinking and as a basis for obtaining professional competencies for bachelors. The analysis of the possibilities of different stages of design work for the stage-by-stage development of a professional designer is carried out.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 54.03.01»

SPECIALIZATION IN ENVIRONMENTAL DESIGN WHEN TRAINING BACHELORS IN THE

DIRECTION 54.03.01

Lvova I.

Associate Professor, Ph.D. in Art, Associate Professor of the Department of Environmental Design Moscow State Regional University (Russia, Mytishchi)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО

НАПРАВЛЕНИЮ 54.03.01

Львова И.А.

доцент, к.п.н., доцент кафедры средового дизайна Московского государственного областного университета

(Россия, г.Мытищи)

Abstract

The author considers the discipline Specialization as a basis for the formation of project thinking and as a basis for obtaining professional competencies for bachelors. The analysis of the possibilities of different stages of design work for the stage-by-stage development of a professional designer is carried out.

Аннотация

Автор рассматривает дисциплину Специализация как основу для формирования проектного мышления и как базу для получения бакалаврами профессиональных компетенций. Проводится анализ возможностей разных стадий проектной работы для поэтапного становления дизайнера-профессионала.

Keywords: specialization, project thinking, environmental design, interior, landscape, professional competence.

Ключевые слова: специализация, проектное мышление, средовой дизайн, интерьер, ландшафт, профессиональные компетенции.

Развитие проектного мышления - одно из основных условий при обучении дизайнеров различных направлений. Этой теме посвящены, в частности, публикации академика Ломова С.П., профессоров Барцица Р.Ч., Галкиной М.В., Чёрной З.Ю., доцентов Чистова П.Д., Львовой Н.С. и др. [3, 1, 2, 6, 10]. «Проектирование сегодня является реальностью нашей жизни и содержанием многих видов деятельности, формируя особый тип мышления человека - проектное мышление» [4, с. 51]. С данной точки зрения дисциплина Специализация имеет огромный потенциал и возможности. Специализация - одна из ключевых дисциплин при получении квалификации Дизайнер. На кафедре средового дизайна Московского государственного областного университета эта дисциплина преподается на протяжении практически всего времени обучения по программе бакалавриата и охватывает целый ряд направлений проектирования. Студенты специализируются по двум направлениям, это дизайн интерьера и ландшафтный дизайн. Объекты проектируются с учетом переходных пространств и оформления фасадов. Обучение построено таким образом, чтобы различные направления чередовались, двигаясь от простого к сложному. К примеру, в интерьере это:

- частная квартира;

- офис;

- социальный объект (школа, поликлиника, учреждение управления и т.п.);

- комплексные интерьеры большой площади (дом культуры, театр, санаторий) и т.д.

В ландшафте:

- малый сад (сквер, приусадебный участок, дачный участок);

- городская территория (парк, набережная, бульвар);

- территория комплексного назначения: при предприятии, доме отдыха, санатории и т.д.

Таким образом, за время обучения студентами охватывается максимально возможные по сложности и разнообразию объекты. Достаточно часто мы получаем заказы на проектирование конкретных интерьеров и территорий в Московской области, причем не только в качестве семестровых заданий, но и в качестве объектов для выполнения выпускной квалификационной работы: реконструкция территории подмосковных усадебных территорий, оформление набережных зон, интерьеры филиала нашего университета в Подольске, решение интерьеров детских яслей в городе Фрязино, детское кафе в здании детского медицинского центра в Москве и многие другие. Всё это позволяет развивать творческие способности обучающихся, а вместе с ними наращивать опыт и закреплять нарабатываемые профессиональные компетенции.

Профессиональные компетенции формируются не сразу, они развиваются постепенно, поскольку студент не всегда готов быстро «вклю-

читься» в процесс проектирования. Для выполнения данной цели существуют методические приёмы, используемые преподавателями кафедры сре-дового дизайна непосредственно в процессе обучения. Остановимся на некоторых из них, безусловно влияющих на гносеологический аспект обучения дизайну, что, в сущности, составляет смысл этого самого обучения [7, с.102]. Этапы проектирования - это главный фактор формирования профессионального подхода к будущей работе дизайнера.

Первым этапом дизайнерской работы является предпроектный анализ. Это та ступенька в будущую профессию, с которой начинается любое мастерство. Какие же элементы предпроектного анализа способствуют развитию творческого потенциала?

1. Фотофиксация. Это действие при первичном знакомстве с объектом заставляет сосредоточиться сначала на общих свойствах объекта, а затем «погрузиться» в частности: детали планировки, плюсы и минусы компоновки элементов, архитектурные особенности и многое другое. При фотофиксации студент невольно начинает думать о будущем проекте, он начинает мысленно преобразовывать объект, заинтересовывается предстоящей работой. «Пища для глаз» стимулирует креативный потенциал. «Камера - это инструмент, который учит людей видеть без камеры» (приведена цитата фотографа Доротеи Ланж) [9, с. 33].

2. Теоретический анализ: знакомство с историей объекта, изучение его стилистики, функционального назначения, беседа с заказчиком по поводу его пожеланий, изучение нормативной документации («можно» и «нельзя»). Эти процессы дают пищу для мышления, нацеливают на синтез, позволяют выдвинуть первоначальные идеи.

3. Работа с аналогами и прототипами, колла-жирование. Данный вид работы над проектом позволяет включать в творческий процесс практические наработки, выполненные профессионалами, анализировать стилистику, колористическое развитие, историческую среду, взаимосвязь архитектурной составляющей объектов различного назначения с их предметно-пространственным наполнением. Осмысление этих элементов очень часто является побуждающим стимулом к началу собственной разработки. Студентом выполняется коллаж (мудборд, лук-бук, концепт-борд), в котором отражается идея проекта. Зачастую весь дальнейший процесс дизайна может увести достаточно далеко от первоначального замысла, но нам важен толчок, побуждающий мотив, под воздействием которого начнётся творческий процесс. На этом этапе начинает проявляться индивидуальность личности студента, раскрываться его потенциальные возможности.

Вторым этапом работы над средовым проектом принято считать эскизный этап. Практикующие дизайнеры знают, что обычно все процессы происходят практически одновременно. Но для обучения мы разделяем этапы, чтобы у обучающихся выстраивалась некая логика, отражающая ступенчатую эволюцию в работе над проектом. На

этой стадии нам представляются важными, в отражение темы данной публикации, следующие виды деятельности:

4. Изучение представленных на рынке материалов, оборудования, предметного наполнения, средств озеленения (и др. средств ландшафтного дизайна) и прочих элементов будущего проекта. Иногда полет мысли студента уводит его в дали, оторванные от реальности, но необходимость подбирать элементы, присутствующие на рынке и/или возможные к изготовлению по индивидуальному заказу, возвращает его в русло действительности. Нам думается, что этот этап работы является наиболее продуктивным в смысле творческого поиска, развития креативного потенциала, вдохновения и нарабатывания собственного индивидуального опыта. «Семантическая гибкость предполагает способность видеть объекты и предметы под необычным углом зрения, что позволяет обнаружить их иное применение, расширить функциональные возможности, применимые к практической деятельности. Образная адаптивная гибкость представляет способность к изменениям в восприятии объектов в таком виде, в котором обнаруживаются и раскрываются свежие, спрятанные от привычного наблюдения области» [8, с. 161]. Преподавателю надо вовремя указывать на недочёты, одновременно стараясь стимулировать синтез собственных идей студента. И это весьма непростая задача.

5. Собственно эскизирование. Включая и ручное творчество, и работу в компьютерных программах. В этой работе индивидуальный подход студента к проектным задачам становится наиболее очевидным, идеи визуализируются, при большом числе выполненных в эскизной форме вариантов неизбежно должен произойти количественно-качественный скачок. В этот момент студент начинает осознавать, что его идеи могут действительно выглядеть красиво, креативно, современно, могут быть грамотно поданными и, что совсем немаловажно, могут быть воплощены. И это зачастую является основным стимулом к дальнейшему профессиональному развитию и осмысленному отношению к собственному творческому потенциалу. Происходит преодоление юношеского инфантилизма, неуверенности в своих силах [11].

Следующая стадия работы над средовым проектом - это стадия рабочих чертежей и рабочей документации в целом. Если на двух предыдущих этапах была проделана настоящая серьезная работа, то данный этап будет достаточно рутинным, но ни в коем случае не позволяющим упущений ни в мелочах, ни в крупных элементах. Например, надо чётко отслеживать разрешенные в школе отделочные материалы, соблюсти нормы освещения и т.п. Этот этап учит студентов внимательности, усидчивой настойчивости, мы бы даже сказали - терпению и трудолюбию. Без этих качеств работать в дизайне практически невозможно. И это очень важная часть

Рассмотренные выше стадии работы над проектом мы рассматриваем одновременно и как часть выполнения определенных заданий, но также и как

методические средства обучения дизайну, становления студента как профессионала. Дизайн воспринимается сегодня в социуме как очень широкое понятие: это и проект, и бизнес-план, и реализация идей. Дизайн стоит посередине, между технической и гуманитарной составляющими культурного среза определённого этапа развития общества, и является сейчас, на наш взгляд, основным средством системного подхода к среде обитания человека [5, с.16]. И осознание будущими дизайнерами своей роли в процессе гуманизации среды есть осознанное отношение к развитию собственного творческого потенциала и профессионализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барциц Р.Ч., Власова И.М. Динамика формирования профессиональной компетентности студентов дизайнеров. / Право и практика. - М.: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права». - №3, 2016. - 196с., С. 189195.

2. Галкина М.В. Современное декоративно -прикладное искусство как проявление творческих способностей и средство реализации художественного потенциала. // Сборник конференции «Народные промыслы как механизм экономического самоопределения населения: история и современность». - Нижний Новгород, 24 ноября 2016 г. - М.: Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), 2016. - 408 с., С. 24-30.

3. Ломов С.П. Проблема формирования художественно-проектной деятельности в дизайн-образовании. // Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. - Казахстан, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана), 2017. - 334 с., С. 7-13.

4. Львова И.А. Проблематика развития проектной культуры в процессе подготовки дизайнера. // Сборник межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Разви-

тие креативности личности в современном образовательном пространстве». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 28.04.2016. -239 с. - С. 50-54.

5. Львова И.А. Пропедевтика (Введение в специальность). Учебное пособие. // Сборник учебно-методических материалов для студентов-дизайнеров направления подготовки 54.03.01 - Дизайн. /Под ред. Е.Л. Суздальцева. - М.: Изд-во «Перо», 2016. - 168 с.- С. 6-60.

6. Львова Н.С. Аспекты формирования профессионального творческого мышления у студентов дизайнеров. // Социальный идентификатор: Педагогические науки №4. Сборник по материалам «IV Всероссийской НПК по педагогическим наукам» - М.: «Эдитус», 2016.- 67 с., С. 23-27.

7. Мальцева В.А. Гносеологический аспект дизайн-проектирования. //Гносеологические аспекты образования. Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. - Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. - 517 с., С. 102-105.

8. Соколов М.В., Новоселов С.А. Особенности развития дизайн-мышления про подготовке магистров дизайн-образования. / Педагогическое образование в России. 2020. № 3, С.158-163.

9. Ульрих, Дэвид. Дзен-камера. Шесть уроков творческого развития и осознанности. / Дэвид Ульрих, пер. с англ. Ю. Змеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 224 с.: ил.

10. Черная З.Ю. Формирование творческого потенциала обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. // Вестиментарная матрица орнамента в культуре Слобожанщины. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. /Ответственный редактор З.Ю. Черная. - Белгород: Белгородский государственный институт искусства и культуры, 2018. - 239с., С. 189-192.

11. A.V.Ivanov, S.P. Lomov, A.G. Akhtyan, Y.V. Shimanovskaya, L.G. Karandeeva, Espacios. So-ciacion de Profesionales y Tecnicos del CONICIT, Research on the content of co-overcoming infantilizm of adolescents and yoth as a psychologikal anl pedagog-ikal problem, 40. (31), С. 1-10, (2019).

HUMANISTIC ORIENTATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY SCHOOL OF GREAT

BRITAIN

Mylian Z.

senior specialist, Uzhhorod National University, Uzhhorod, Ukraine ГУМАН1СТИЧНА СПРЯМОВАН1СТЬ ОСВ1ТНЬОГО ПРОЦЕСУ В ПОЧАТКОВ1Й ШКОЛ1

велико! британп

Милян Ж.

провiдний спещалкт

Ужгородський нацюнальний утверситет, м. Ужгород, Украша

Abstract

Based on the analysis of the scientific literature, it is established that in the educational work with children of the primary schools its overall humanistic orientation is important. Humanistic dominants in education are repre-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.