Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Терентьева Наталья Юрьевна

В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с асоциальным поведением молодежи. Проведен опрос студентов, педагогов, родителей детей, обучающихся в организациях образования городов Тулы и Калуги. Авторами описывается алгоритм профилактики асоциального поведения учащихся общеобразовательных учреждений. Алгоритм поэтапной подготовки будущих педагогов к профилактической деятельности включал в себя четыре этапа (подготовительный, реконструктивный, закрепляющий, заключительный). Определены приоритетные компоненты, которые необходимы для успешного протекания педагогической профилактики, а также описаны превентивные компетенции, которые должны быть сформированы у педагогов для осуществления профилактики асоциального поведения учащихся. Работа была проведена со студентами вуза, которые учатся на педагогических направлениях подготовки. Данные исследования позволяют говорить об эффективности разработанного комплекса мероприятий, направленных на подготовку студентов к работе по профилактике асоциального поведения учащихся общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Терентьева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR WORK ON PREVENTION OF ASOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the actual problem associated with the asocial behavior of young people. A survey of students, teachers, parents of children studying in educational institutions in the cities of Tula and Kaluga was carried out. The authors describe an algorithm for the prevention of asocial behavior of students of general education institutions. The algorithm for the stage-by-stage preparation of future teachers for preventive activities included four stages (preparatory, reconstructive, reinforcing, final). The priority components that are necessary for the successful course of pedagogical prophylaxis have been determined, and preventive competencies have been described, which should be formed in teachers for the prevention of asocial behavior of students. The work was carried out with university students who study in pedagogical areas of training. These studies allow us to speak about the effectiveness of the developed set of measures aimed at preparing students for work on the prevention of asocial behavior of students of general education organizations.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

практическими умениями и навыками проектной деятельности, позволяющий ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Актуальность все возрастающей роли ландшафтного проектирования обусловлена развитием научно-технического прогресса, и общества в целом, при этом дизайнер должен быть компетентен не только в вопросах художественного, но и материального проектирования.

Стабильный интерес заказчиков к проектированию в области ландшафтного дизайна и специфика обучения во МГОУ дизайнеров не только проектным, но и художественным дисциплинам, дает очень хорошие результаты, выгодно отличающие наших выпускников от других молодых специалистов. Они способны осуществлять не только необходимую проектную деятельность, но и имеют все навыки для творческого подхода к реализации поставленной задачи, в том числе для презентации проектной части в формате 3D в виде визуализационных материалов.

Литература:

1. Ларионова, Н.Л. Значение теоретической составляющей обучения при освоении программы «прикладной бакалавриат» / Н.Л. Ларионова, Н.С. Львова // Дизайн-образование - XXI век: Материалы Международной научно-практической конференции, Белгород, 23 сентября 2019 года / Ответственные редакторы З.Ю. Черная, Ю.А. Легеза, М.К. Шемякина, Т.Ю. Афанасьева. - Белгород: БГИИК, 2019. - С. 83-90.

2. Львова, Н.С. Образовательные пространства - проблемы и задачи благоустройства / Н.С. Львова, И.А. Львова, Н.Л. Ларионова // Педагогика искусства. - 2019. - № 2. - С. 112-121.

3. Потаев Г.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн. Теория и практика. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2019. - 319 с.

4. Профессиональный стандарт Ландшафтный архитектор (регистрационный номер 1246) https://classdoc.ru/profstandart/10_architect/professionalstandarts_1246/ (дата обращения 23.03.2021).

5. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения 24.03.2021).

6. ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, утверждённый приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 13.08 2020 года №1015. http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/980/54.03.01.pdf (дата обращения 23.03.2021).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);

старший помощник прокурора города Калуги, советник юстиции Терентьева Наталья Юрьевна

Прокуратура Калужской области (г. Калуга)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с асоциальным поведением молодежи. Проведен опрос студентов, педагогов, родителей детей, обучающихся в организациях образования городов Тулы и Калуги. Авторами описывается алгоритм профилактики асоциального поведения учащихся общеобразовательных учреждений. Алгоритм поэтапной подготовки будущих педагогов к профилактической деятельности включал в себя четыре этапа (подготовительный, реконструктивный, закрепляющий, заключительный). Определены приоритетные компоненты, которые необходимы для успешного протекания педагогической профилактики, а также описаны превентивные компетенции, которые должны быть сформированы у педагогов для осуществления профилактики асоциального поведения учащихся. Работа была проведена со студентами вуза, которые учатся на педагогических направлениях подготовки. Данные исследования позволяют говорить об эффективности разработанного комплекса мероприятий, направленных на подготовку студентов к работе по профилактике асоциального поведения учащихся общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, педагоги, практические занятия, общеобразовательная организация, учащиеся, превентивная педагогика, девиантное поведение.

Annotation. The article deals with the actual problem associated with the asocial behavior of young people. A survey of students, teachers, parents of children studying in educational institutions in the cities of Tula and Kaluga was carried out. The authors describe an algorithm for the prevention of asocial behavior of students of general education institutions. The algorithm for the stage-by-stage preparation of future teachers for preventive activities included four stages (preparatory, reconstructive, reinforcing, final). The priority components that are necessary for the successful course of pedagogical prophylaxis have been determined, and preventive competencies have been described, which should be formed in teachers for the prevention of asocial behavior of students. The work was carried out with university students who study in pedagogical areas of training. These studies allow us to speak about the effectiveness of the developed set of measures aimed at preparing students for work on the prevention of asocial behavior of students of general education organizations.

Keywords: prevention, antisocial behavior, teachers, practical exercises, general educational organization, students, preventive pedagogy, deviant behavior.

Введение. Важность и значимость научной разработки проблемы педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций бесспорно актуальна и реализуется в разработке и реализации нормативно-правовых документов (Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 906 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»; Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральной целевой программы «Дети России») [1, 2, 3, 4].

Современная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки по вопросам системной профилактики асоциального поведения учащийся молодежи, декларирует, что в ходе реализации обозначенных документов следует обеспечить защитно-охранный механизм, поддержку и психолого-педагогическую помощь родителям и детям, а также осуществлять профессиональную подготовку (переподготовку) педагогических кадров организаций образования, связанных с вопросами профилактики асоциального поведения обучающихся и его коррекции, происходит уход от карательной-превентивной политики в сфере профилактики асоциального отклоняющегося поведения. Все эти меры реализуются в различных субъектах и на всех уровнях и этапах образования Российской Федерации.

В современных реалиях в общеобразовательных учреждениях можно заметить недостатки в реализации профилактики асоциального поведения, также не в полной мере уделяется внимание подготовке педагогов к работе с такими детьми и их родителями. В целом можно сказать, что на сегодняшний день будущие педагоги (студенты) не подготовлены к профилактической деятельности асоциального поведения учащихся и образовательные организации нуждаются в усовершенствовании превентивной подготовки. Также, наряду с некоторыми положительными результатами, в рамках исследуемого вопроса, наблюдается изменение направленности поведения учащихся общеобразовательных учреждений в сторону асоциального содержания поведения и форм его проявления.

Изложение основного материала статьи. Мы провели исследование на базе 8 общеобразовательных организаций города Тулы и Калуги и по данным опроса педагогов образовательных учреждений и родителей учащихся мы можем констатировать тот факт, что 30% обучающихся (192 наблюдаемых социально запущенных девианта) характеризуется низкой мотивацией к обучению. Также мы можем увидеть прогрессирующую динамику в социальном поведении (опоздание на урок) и не успеваемость по учебным дисциплинам учащихся. В ходе бесед с классными руководителями можно обратить внимание на то, что есть жалобы на пререкания с учителями. Отмечены факты употребления спиртных напитков и наркомании, появления бродяжничества, ухода со школы. У большинства респондентов (65%) наблюдается компьютерная зависимость и такие проявления в коллективе как буллинг (15%). Среди молодёжи эти социальные отклонения в поведении обучающихся являются, как правило, переводами учащихся из одной школы в другую и развития у них негативных качеств личности.

Сегодня также мы видим, что увеличиваются проявления негативного поведения и для каждого пятого обучающегося общеобразовательной организации характерны ярко выраженные их социальные признаки, выражающиеся в различных видах деятельности. Так, в общеобразовательных организациях города Калуги и Тулы в 2018-2020 годах количество выпускников, которые не желают в жизни развиваться: дальше трудиться, учиться и служить, возросло в несколько раз (в 2, 4 раза). Также стало больше детей, которые имеют отклонения в психической сфере, их число тоже возросло в 1,5 раза. Все чаще можно встретить детей, которые имеют трудности в обучении, что связано также с неудовлетворительным психическим состоянием (данная статистика возросла в 2, 3 раза). В этой печальной статистике можно увидеть и то, что появилось очень много правонарушений, связанных с алкогольным опьянением молодых людей и как показывают превентивная практика - это дети шестых-восьмых и также это обучающаяся девятых-десятых классов и выпускники организаций общего образования. Дети данного возраста чаще всего попадают в асоциальные группы и являются объектами превентивной педагогики.

Все перечисленные проблемы, связанные с асоциальным поведением в молодёжной среде, возникли, в связи с тем, что у педагогов общеобразовательных организаций превентивная культура находится на низком уровне. Мы провели опрос студентов 2-4 курсов вузов (270 человек), обучающихся на педагогических направлениях (город Тула и Калуга). В целом, будущие педагоги знают обо всех возможных видах правонарушений и видах отклоняющегося поведения учеников (98%), но на практике они не подготовлены к профилактической деятельности асоциального поведения учащихся (88% респондентов). У будущих педагогов отсутствует уверенность в собственных возможностях по исправлению поведения и качеств личности учащихся (93%).

Наше исследование было направлено на профилактику асоциальных явлений среди обучающихся молодёжи и подготовку будущих педагогов к профилактике наркомании, токсикомании, правонарушений, пьянства, агрессивности, конфликтности. Вместе с тем, проведенное исследование направлено на снижение роста различных асоциальных проявлений в отклоняющемся поведении учащихся молодёжи, а также на уменьшение количества «трудных» обучающихся в образовательных организациях.

Нами реализованы различные подходы к данному явлению, а при разработке превентивной теории применены современные исследования данной области знаний. Стоит отметить также и тот факт, что мы устанавливаем связь между педагогической профилактикой и другими педагогическими процессами и непосредственным применяем различных подходов к данному процессу.

Также были учтены такие характерные особенности работы по подготовке будущих педагогов к профилактике асоциального поведения учащихся как:

- целостность, которая проявляется в проведении профилактики асоциального поведения в единстве с другими педагогическими процессами;

- структурность, которая обуславливается процессуальной стороной и не столько разнообразием элементов, сколько их связями и отношениями.

Также это взаимозависимость структуры и результатов процесса, которая будет являться составляющей для детей, которые взаимодействуют друг с другом в общеобразовательных организациях:

- иерархичность, которая приобретает ценность в том случае, когда каждый элемент педагогической профилактики используется во взаимосвязи.

Приоритетные компоненты, которые необходимы для успешного протекания процесса педагогической профилактики:

- целевой;

- функционально-содержательный;

- деятельностный;

- методический;

- аналитико-результативный.

Целевой компонент реализует многообразие целей и задач процесса педагогической профилактики отклоняющегося поведения обучающихся.

Функционально-содержательный компонент реализует смысл, который вкладывается в общую цель и в отдельные задачи, что позволяет реализовать его на основе определенных закономерностей, противоречий, принципов, функций.

Деятельностный компонент - как воздействие и взаимодействие педагогических кадров и учащихся, их сотрудничества без которого не может быть реализован конечный результат превентивной педагогики в общеобразовательных организациях.

Методический компонент - как совокупность методов, средств, форм и приемов, а также свойств профилактической профилактики.

Аналитико-результативный компонент, который отражает эффективность протекания процесса профилактики и характеризует эти результаты, которые достигнуты в соответствии с поставленной целью и задачами общеобразовательной организации.

Данная процессуальная структура разработана для превентивного процесса и состоит из ряда компонентов, которые тесно взаимосвязаны с друг другом и имеют структурную зависимость. Реализуются данные компоненты только в своей совокупности, а результатом педагогической профилактики будет являться деятельностный компонент, который будет

включать в себя все методы превентивных воздействий и взаимодействий учащихся и педагогов, а также руководителей и специалистов органов исполнительной власти городских округов, директоров, педагогов общеобразовательных организаций и родителей или лиц их заменяющих [5].

Предупреждение асоциального поведения предполагает взаимодействие и продуктивную работу всех заинтересованных лиц. Так, органы исполнительной власти взаимодействует с региональными ведомственными органами, ведомственными комиссиями, а также с органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня и с общественными объединениями, организациями. Данные компоненты и их реализация в учебном процессе студентов призваны повысить эффективность управления в сфере образования по проблеме профилактики отклоняющегося поведения обучающихся и могут быть использованы также в работе субъектов органов исполнительной власти Российской Федерации.

Для того чтобы результат был очевиден у будущих педагогов должны быть сформированы превентивные компетенции, которые включают в себя:

- превентивные знания о теоретических основах данного процесса, который, в свою очередь, включает в себя предупреждение и преодоление асоциального поведения;

- превентивные умения, которые выражаются в умении прогнозировать, осуществлять профилактику, диагностику, коррекцию превентивной деятельности с детьми с отклоняющимся поведением;

- превентивные навыки, которые реализуются в практической деятельности, направленной на предупреждение и предотвращение асоциального поведения учащихся;

- превентивные качества личности, такие как: оптимизм, тактичность, этичность, вера в изменение поведения трудных обучающихся, профессионализм.

Алгоритм поэтапной подготовки будущих педагогов к профилактической деятельности заключался в реализации нескольких этапов.

1. Подготовительный этап.

Длился неделю и помогал адаптировать будущих педагогов общеобразовательных организаций к практической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся. В данном случае методическим инструментарием выступало наблюдение, изучение результатов обучения и практической деятельности. Также на данном этапе проводились лекции, практические и групповые занятия. На практических занятиях специалистами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителями и педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и специалистами реабилитационных центров по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся были проведены ряд мероприятий. Прежде всего, это педагогическая организация, содержание и методика профессиональной подготовки по вопросам профилактики асоциального поведения. Здесь включались также вопросы психологических основ организации данной работы и медицинские аспекты ее организации. Здесь сформировались реальные представления о сущности содержании и структуре профессиональной подготовки различных категорий педагогов, также включалась методика изучения личности обучающихся с отклоняющимся поведением, изучение причин и факторов такого поведения. Также были изучены основные правовые и нравственные нормы социального поведения обучающихся, уголовная и правовая ответственность за асоциальными фактами в поведении. Реализована была разработка и применение отчётов по итогам профилактики асоциального поведения и также разъяснены правила поведения в школе и дом. Данный отчёт содержал в себе результаты профессиональной деятельности специалистов, он был составлен с учетом нескольких направлений (о качестве подготовки педагогов к деятельности с асоциальными обучающимся, а также итоги изучения обучающихся и вариант составления первоначального представления о положительных и отрицательных сторонах поведения детей с отклоняющимся поведением).

2. Реконструктивный этап.

Длился 2 недели и был направлен на изучение асоциального поведения обучающихся и обеспечение их адаптации к условиям обучения в общеобразовательных организациях и поведение их в семье.

В конце данного этапа на практических занятиях была продолжена организация содержания и методика реализации работы студентов, направленная на профессиональную подготовку профилактики асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях. Будущими педагогами изучались психологические основы организации данного процесса, медицинские основы изучаемого аспекта. Профилактическая деятельность включала превентивно-педагогическую подготовку педагогов, а также тщательное продумывание размещения трудных обучающихся в учебных классах и школах, учёт особенностей поведения во время учебы в образовательных организациях, выявление позитивных сдвигов поведения и опора на них, определение причин и следствий социальных отклонений и проведение запланированных мероприятий профилактики и коррекции поведения, а также обращение внимания на обучающихся у которых есть трудности в учебе, возможно пострадавшим от грубости в семье или от некомпетентных действий педагогических работников, дети которые участвуют в школьных конфликтах. На площадках проводилось ежедневное заслушивание вариантов проведения активной индивидуальной работы с учащимися, а также организация помощи в самоисправлении. Отчёты предполагали самостоятельное изучение студентами накопленного опыта по данной теме и на этой основе составление плана искоренения социальных форм поведения обучающихся и постановку прогноза о выявлении асоциальных признаков.

3. Закрепляющий этап.

Длился 2 недели и был направлен на обучение организации содержанию и методике предупреждения и преодоления социальной запущенности у обучающихся. На практических занятиях реализовывалась превентивная деятельность, которая включала в себя наблюдение за поведением обучающихся и реализацию алгоритма профилактических влияний в деятельности специалистов в коллективе класса или группы, в индивидуальной воспитательной деятельности, в самой профилактике своего поведения. Будущие педагоги разрабатывали систему мероприятий, которые носят комплексный характер и направлены на предупреждение социальных трудностей несовершеннолетних. В отчете были отражены результаты профессиональной деятельности специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, которые были изучены студентами.

4. На заключительном этапе в рамках практических и индивидуальных занятий была организована деятельность, включающая в себя создание учебных модулей обучения и сопровождения педагогических работников по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся и обеспечения связи с трудными обучающимися. В итоговом эссе студентами были отражены полученные результаты будущей профессиональной деятельности, связанных с профилактикой вопросов о негативных аспектах в поведении учащихся общеобразовательных организаций.

На каждом занятии присутствовали представители педагогической организации и также несколько специалистов по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся (не менее 2 докторов и кандидатов педагогических наук или специалистов). Группа подбиралось в количестве 15-20 человек и работа велась одновременно со всеми. Возглавлял группу один из ведущих специалистов в области превентивной педагогики. Рекомендации, которые реализовывались на занятиях

имели психологическую, педагогическую и медицинскую основу. Данные рекомендации предполагали, что студенты научатся предупреждать и преодолевать асоциальные явления в общеобразовательной организации, выявлять факты такого поведения и оказывать помощь детям в самоисправлении.

Выводы. В нашем исследовании были разработаны и внедрены учебные модули, которые помогут реализовать намеченные цели. Данные учебные модули состоят из нескольких компонентов. Прежде всего, это рабочая программа модуля. Средствами данного модуля являются технологическое обеспечение модуля, организационно-методические рекомендации по проведению всех видов работ, методические рекомендации по изучению модуля, содержания самого модуля, порядок изучения его тем, а также тематика итогового эссе.

Нами был были разработаны компоненты профилактической компетентности студентов, которые включали в себя когнитивные знания о сотрудничестве и знания, направленные на выявление и разрешение асоциальных форм поведения обучающихся, умения анализировать результаты своей деятельности, а также умение решать сложные превентивные задачи сотрудничества, оказывать помощь всем субъектам и объектам в организации образования и формировать у учащихся невосприимчивость к негативным формам поведения а также обсуждение результатов профилактической деятельности. Оценочно-результативный компонент помог студентам выработать умение откликаться на запросы обучающихся с ассоциативным поведением и определять профилактические цели и направлять их на получение запланированных результатов.

Наше исследование было направлено на подготовку будущих педагогов к педагогической профилактике асоциального поведения учащихся, которая была рассмотрена с точки зрения превентивной педагогики и реализована в современных условиях обучения в вузе. Повторное анкетирование студентов показало нам, что будущие педагоги стали проявлять больше готовности к профилактической деятельности асоциального поведения учащихся (показатель улучшился на 62%), у 65% респондентов появилась уверенность в собственных возможностях по исправлению асоциального поведения и негативных качеств личности учащихся, что свидетельствует о готовности будущих специалистов к работе и с данными категориями детей.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега. - Л., 2014. - 134 с.

2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: [принят Государственной думой РФ 21 мая 1999 г. №120-ФЗ].

3. Постановление Правительства РФ № 906 «О федеральных целевых про-граммах по улучшению положения детей в Российской Федерации»: [утверждено Правительством РФ 27 июля1996 г.].

4. Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральной целевой программы «Дети России»: [утверждено Постановлением Правительства № 172 РФ 21 марта 2007 г.].

5. Левченко Н.В., Соколов И.С. / Проблема готовности к педагогической профилактике асоциального поведения обучающихся в свете компетентностного подхода // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 1 (65). - С. 166-172.

Педагогика

УДК 373.3

доктор психологических наук, доцент Литвиненко Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург) кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гасилина Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ДЕЗАДАПТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. Актуальность формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников диктуется целевыми ориентиры ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка, которые должны быть достигнуты к окончанию дошкольного детства. В статье авторы описывают комплекс диагностических методик и заданий, направленных на изучение сформированности у старших дошкольников способностей и умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей сформированности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с дезадаптивным поведением. Важнейшими результатами исследования являются определение особенностей сформированности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с дезадаптивным поведением, которые проявляются: в отношениях с воспитателем в тревожности, неуверенности в себе, скованности или агрессии, раздражительности, страхе; в подчиненной, пассивной или доминирующей позиции в игровом взаимодействии со сверстниками, в использовании неконструктивных или некоторых конструктивных средств решения проблемных ситуаций в игре, в трудностях в разворачивании сюжета игры; в отрицательном характере отношений к сверстнику, неадекватном характере реакции на успех или неуспех другого или интересе к сверстнику, его действиям, но без оказания активной помощи ему, в частично адекватном характере на успех или неудачу другого; в неспособности к продумыванию совместных шагов для достижения поставленной цели, к осмысленному согласованию действий друг друга в игре; в отсутствии инициативы по разрешению конфликтных ситуаций, неспособности к диалогу и учету мнений других детей.

Ключевые слова: дезадаптивное поведение, коммуникативная компетентность, диагностические методики, старший дошкольный возраст.

Annоtation. The relevance of the formation of communicative competence in older preschoolers is dictated by the targets of the Federal State Educational Standard for Social and Communicative Development of the child, which should be achieved by the end of preschool childhood. In the article, the authors describe a set of diagnostic techniques and tasks aimed at studying the formation of abilities and abilities of older preschoolers to interact with adults and peers. The scientific novelty of the study is to identify the features of the formation of communicative competence in older preschoolers with maladaptive behavior. The most important results of the study are to determine the features of the formation of communicative competence in older preschoolers with maladaptive behavior, which are manifested: in relations with the teacher in anxiety, self-doubt, stiffness or aggression, irritability, fear; in a subordinate, passive or dominant position in the game interaction with peers, in the use of non-constructive or some constructive means of solving problem situations in the game, in difficulties in unfolding the plot of the game; in the negative nature of the relationship to the peer, the inadequate nature of the reaction to the success or failure of another or interest in the peer, his actions,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.