Научная статья на тему 'Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета. Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности?'

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета. Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧАЕМОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / МОДАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Алла Николаевна, Галеева Наталья Львовна

Авторы статьи при помощи технологий учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика определяют возможность формирования необходимых образовательных результатов образования и необходимость развития ключевых компетенций педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Алла Николаевна, Галеева Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета. Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности?»

ФГОС: технологии успеха

(1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;

3) всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо классу, либо - возражение или одобрение - другому ребенку, либо учителю);

4) стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку или взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем [5].

Урок можно считать удавшимся, если:

а) реализован замысел урока (то есть, достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен;

б) , этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Литература

1. Белякова Е. Г Проектирование смыслоориентированного урока.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. -№ 3.

2. Дигина А. Г Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном про-цессе//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 1.

3. Иванова Т. В. Жить - значить участвовать в диалоге.//Му-ниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 2.

4. Копылова Е. А. Диалоговые стратегии в дидактическом взаимодействии как фактор смыслообразования.//Инно-вационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 6.

5. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективно-сти.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1.

6. По материалам семинара НЦНО http://ncno-nn.ru/metcab/midle&hight_shool/dialog.html

J

Л

Романова Алла Николаевна

педагог-психолог МОУ «Гимназия № 50»

г. Нижний Новгород E-mail: romanovaalla7@mail.ru Галеева Наталья Львовна

кандидат биологических наук

г. Нижний Новгород

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПАРАМЕТРОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕНИКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности?

Аннотация: Авторы статьи при помощи технологий учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика определяют возможность формирования необходимых образовательных результатов образования и необходимость развития ключевых компетенций педагога.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, педагога, модальность, технология, психодиагностика.

Целями образования на современном этапе становится не только и не столько освоение учащимися суммы предметных знаний, умений и навыков, но формирование универсальных учебных действий и развитие ключевых компетенций. Новые федеральные стандарты предъявляют особые требования к результатам образования, включая в них не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты [5].

обучаемость, образовательные результаты, компетенции

На наш взгляд, технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) дает возможность формирования необходимых образовательных результатов, а также развивает ключевые компетенции педагога. Автор технологии ИСУД кандидат биологических наук Наталья Львовна Галеева. Ключевым понятием технологии, по мнению ее автора, является понятие «учебного успеха ученика».

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

49

ФГОС: технологии успеха

Составляющие учебного успеха ученика представлены в виде пространства в системе координат из двух осей.

Вертикальная ось отражает относительную долю вклада в успех биологической, социальной и духовной составляющей: «могу» и «умею» ребенка очень сильно зависят от генотипа. Для реализации духовной составляющей успеха необходим высокий уровень мотива-ционно-потребностной сферы вместе с достаточным и систематизированным объемом знаний.

Горизонтальная ось отражает долю субъектности ученика в процессе достижения им успеха: правая половина модели: знания, умения - работают только в совместной деятельности ученика с другим человеком.

Не одного человека нельзя заставить и научить «захотеть» поэтому «могу» и «хочу» нанизаны на левую часть горизонтальной оси, где субъектность проявляется наиболее ярко.

На этой модели показано, какой вид педагогических воздействий будет работать для развития каждой составляющей успешности конкретного ученика.

Знаниям и умениям можно научить.

Память, внимание и модальность нужно тренировать.

А вот интересы, желания и ценности можно только воспитывать.

Учебный успех ученика, в рамках данной технологии, следует понимать не только как увеличение информации, но, прежде всего как рост его учебных возможностей.

Учитель, владеющий системой технологии ИСУД, использует дидактический, развивающий потенциал ученика.

На данной схеме каждый из параметров можно представить как отрезок из центральной точки, а уро-

вень развития параметра - это длина отрезка. В таком случае индивидуальный стиль деятельности конкретного ученика будет выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через конечные точки отрезков:

Такое графическое представление смысла понятия «индивидуального стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще одного важнейшего параметра ИСУД - обучаемости, или уровня учебнопознавательных возможностей.

Этот параметр имеет больше шансов претендовать на интегральную характеристику зоны ближайшего развития ученика, так как зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров ИСУД: обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, и объемом усвоенных знаний и уровнем развития общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности.

Структура учебного успеха

Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики: если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей [1,3].

Впервые в педагогической практике и ученик и учебные приёмы характеризовались по одним и тем же основаниям, что давало возможность выстроить процесс индивидуализации максимально технологично [2, 4].

Таким образом, педагог, работая в технологии ИСУД, имеет возможность сформировать универсальные учебные действия ученика:

1. личностные - внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;

2. метапредметные: регуля-

тивные, познавательные, коммуникативные и информационные умения.

50

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

ФГОС: технологии успеха

Данная технология позволяет отследить результаты реализации программ, ведь возможность мониторинга значимых результатов образования лежит в основе самой технологии.

Кроме этого автор предлагает уникальные возможности использования данной технологии, когда ученик вместе с учителем определяет особенности своего стиля учебной деятельности и работает над индивидуальным проектом «Мой индивидуальный стиль учебной деятельности», что развивает в первую очередь на регулятивные умения и повышает мотивацию. Ученики в данном случае выступают как субъекты учебной деятельности.

Кратко описав особенности технологии ИСУД, мы остановимся на обсуждении опыта работы педагогов МОУ «Гимназии № 50» по апробации данной технологии.

Необходимо отметить, что организация деятельности врамкахл юбнй техносогист°ебуетсинтес ного подхода,сототыН познолилбынклениронатнтат крет-ныхшаге впрактической деятнльнаснк т отслеооть ретымотатисбость ее апробации (внедрения).

ВаОщемвноатлгомбРмдннтельрортиеебхеьО фуп-пы по апробации технологии ИСУД в МОУ «Гимназия № 50» выглядит следующим образом:

Ихнхнваб психодиогностика

V

Рассмотрим, отдельные этапы построения работы врахноло1мшИСМД.

1 этап

Определение проблемы, формулирование целей деятельности

Актуальность данной проблемы обусловлена ее практической значимостью: в каждом учебном коллективе есть учащиеся, которые по целому ряду причин учатся ниже своих возможностей или испытывают трудности в освоении предметного содержания. Педагогические влияния по отношению к ним оказываются либо недостаточными, либо несоответствующими индивидуально-типологическим или личностным особенности детей.

Запрос на подобную работу исходил от классных руководителей (они же ведущие педагоги-предметники), столкнувшихся с трудностями в учебной деятельности школьников, либо испытывающих недостаток информации об особенностях школьников.

Пррнее ма заключалась в недостаточных психолого-падагвокд еских знаниях об индивидуально-личностных рстЫнтрд стях школьников, влияющих на эффективность их обучения, а также развивающих возможностях Оенлоисых форм учебной деятельности учеников.

Прх апробации технологии ИСУД мы поставили перед собой следующую цель:

создание комплекса условий для эффективного обучения школьников с разным стилем учебной деятельности.

Цель реализуется через следующие задачи:

Определить причины не успешности школьника в учебной деятельности.

Построить индивидуальную образовательную траекторию обучения (выбрав формы и приемы, развивающие внутренние ресурсы ученика).

Обеспечить дифференциацию учебного процесса и психолого-педагогическую поддержку в условиях классно-урочной системы.

Развивать профессиональную компетентность учителя:

• психолого-педагогическую (знание особенностей учащихся - насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха);

• предметно-методологическую (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика);

• управленческую (сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития ребенка средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ученика).

2 этап

Определение параметров диагностики Подбор адекватных методов исследования Входная психодиагностика

Определяя параметры изучения индивидуального стиля учебной деятельности, мы закладывали с одной стороны наиболее информативные, а с другой практикоориентированные, позволяющие сделать прогноз развития ученика и простроить в дальнейшем коррекционно-развивающую работу.

Для изучения были выбраны значимые параметры индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) школьников:

• обученность,

• обуч аемость,

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

51

ФГОС: технологии успеха

• работоспособность,

• модальность,

• функциональная ассиметрия полушарий головного мозга,

• организационные ОУУН,

• коммуникативные ОУУН,

• информационные ОУУН,

• уровень развития мотивационно-потребностной сферы.

В качестве основных методов изучения индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) школьников были выбраны методы структурированного наблюдения и психодиагностики.

Исследование проводилось в начале года, с целью определения исходного уровня и в конце года, для определения отношения учащихся к ведению методов и приемов технологии ИСУД. Исследование проводили учителя-предметники и педагог-психолог.

3 этап

Отбор, адаптация либо разработка методов и приемовучебной работы

Цель данного этапа в осмыслении участниками эксперимента каждой характеристики ИСУД, к приобретению ими навыков педагогической диагностики, к умению «видеть» в каждом задании по предмету его «дидактический потенциал»: какие параметры индивидуального стиля учебной деятельности развиваются тем или иным конкретным заданием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На слайде № 7 показан алгоритм подбора учебных приемов.

Учитель - предметник, характеризуя по параметрам матрицы тот или иной учебный прием или задание, отмечал те параметры ИСУД, которые должны быть хорошо развиты у ученика, чтобы успешно его выполнить.

Примеры анализа учебного приема можно видеть на слайде № 8-9.

Таким образом, сопоставляя «профиль индивидуального стиля учебной деятельности» ученика с набором заданий, охарактеризованных по тем же основаниям, что и ученик, мы получили алгоритм подбора учебных приемов для каждого ученика как для осуществления ситуаций учебного успеха («как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров ИСУД ученика).

4 этап

Использование приемов технологии ИСУД в учебном процессе

Параллельно с работой по созданию «картотеки» учебных форм проходила их апробация на целом классе на уроках русского языка и математики.

Для дальнейшей (индивидуальной) работы в данной технологии были определены небольшие группы учащихся, испытывающие затруднения в учебной деятельности. На основе знаний особенностей их индивидуального стиля учебной деятельности была сделана попытка определить наиболее эффективные методы и приемы учебной работы для данных учащихся.

На слайде № 11 вы видите фрагмент матрицы ИСУД ученика, а на следующем слайде № 12 фрагмент картотеки учебных приемов для того же ученика.

5 этап

Итоговая психодиагностика

В конце учебного года было проведено повторное исследование с целью отслеживания отношения учащихся к введению на основных учебных предметах методов и приемов технологии ИСУД.

Были получены следующие данные. Учащиеся позитивно относятся к методам и приемам ИСУД, вводимых на уроках русского языка и математики, отмечают, прежде всего, повышение интереса к предмету, лучшее усвоение учебного материала и повышение успеваемости, что, несомненно, является положительным эффектом от введения приемов технологии ИСУД.

6 этап

Определение уровня достижения поставленных целей

На данный момент мы можем отметить, что изучены основные параметры стиля учебной деятельности школьников, выявлены затруднения, мешающие реализовать учебный потенциал детей. Определена группа учащихся, с которыми будет проводиться дальнейшая индивидуально-дифферинцированная работа в технологии ИСУД. Начато создание картотеки форм и приемов учебной работы.

Для того чтобы определить результативность внедрения данной технологии, а также отследить изменения в сфере компетентности учителя необходимо разработать систему мониторинга по нескольким направлениям, что является для нас одной из важнейших задач.

7 этап

Внесение корректив. Выстраивание дальнейших перспектив деятельности

При реализации данной технологии в следующем учебном году мы выделяем несколько перспективных направлений деятельности:

Внедрение в практическую работу приемов и методов технологии ИСУД.

Построение мониторинга, с целью отслеживания результативности внедрения в практику данной технологии.

Продолжение работы над картотекой форм и методов учебной работы.

Литература

1. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Инновационный образовательный процесс: оценка смыслообразующего потен-циала.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1.

2. Зимняя И. А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.

3. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной ком-петенции.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1.

4. Новиков А. М. Что понимают под научно-экспериментальной работой в образовательном учреждении?//Экс-перимент и инновации в школе. - 2009. - № 4.

5. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 6.

52

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.