Эксперимент и инновации в школе
ФГОС в ШКОЛЕ
№ 3/2015
Т.А. Абрамова
Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка
Аннотация
В статье рассматривается один из практических подходов к организации деятельности учащихся на уроке русского языка, а именно — раздела «Морфология»
коммуникативное взаимодеиствие, подход, игровые техники.
образовательные результаты, деятельностный
Вопросы обеспечения функциональной грамотности учащихся основной школы всегда были, есть и будут одними из главных в условиях развития младших подростков. Языковая среда [4,13,1] — одно из условий обеспечения качества образования на любой ступени обучения. Подходы к решению данной проблемы очень разнообразны и раскрывают множество аспектов, но они не являются исчерпывающими. Технологические подходы, обусловлены реалиями времени [1,2,5,7,8,9,10,12], но в каждой возрастной группе существуют свои специфические особенности, определяющий как выбор, так и способ реализации освоения русского языка. Язык — это основа культуры, общения, диалога во всём его многообразном проявлении в зависимости от ситуации.В педагогической практике в освоении русского языка учащимися 5го класса используются авторские программы Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. Задача управления — развитие речи учащихся 5го класса в ходе изучения раздела «Морфология». Средством коммуникативного взаимодействия выбраны упражнения, которые развивают рецептивную речевую деятельность учащихся (аудирование) и продуктивную — говорение и письмо. Согласно ФГТ и ФГОС образовательная деятельность регламентируется двумя основными положениями: первое — создание условий, второе — обеспечение образовательных результатов:
предметных: понятия (например — подлежащее как главный член предложения) и овладение умением морфологического и синтаксического анализа предложений, включая словесную интерпретацию разных частей речи.
метапредметных (УУД) (владение техникой чтения, говорением и письмом, умение формулировать учебную цель, конструировать предложения и логическую цепочку (схему) действий, овладевать способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной монологической речи).
личностных: самооценка и контроль результата деятельгности, речевая грамотность адекватно возрастной группе, самостоятельность, умение сотрудничать в малой учебной группе.
Целесообразно использовать технологические подходы: — проблемный— техники диалога, информационных средств последнего поколения (ИКТ) и оптимального режима деятельности (включение физминутки, дозирование объёма заданий, смена видов деятельности ).
Важно в единстве представить согласно выбранному методу обучения: цели, учебные задачи форму организации видов деятельности: (индивидуальных, фронтальных, малых учебных групп). Осуществить отбор средств (информационных — ИКТ, визуальных — таблицы "Загадки членов предложения," задания), включая способы фиксации собственной деятельности и листы самооценки.
Задача управления - построение логической структуры этапов деятельности на уроке, ориентированной на достижение результатов.
Направленность на реализацию деятельност-ного подхода в ходе освоения содержания учащимися реализована в структуре понимания общего цикла деятельности.
В логике реализации познавательного процесса на уроке использована классическая модель традиционной его организации: выполнение единых
Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка
Логическая структура этапов деятельности
Этапы
1 этап -организационный Погружение в поле деятельности. Обеспечение готовности к принятию учебных задач. 2.Актуализация активности
3.Работа в группах (МУГ) Коммуникативное взаимодействие, построение плана и поиск своего способа деятельности.
4.: Структурирование освоенной информации Определение плана действий Фиксация во внешней речи.
5.Рефлексия
Осознание познавательной деятельности, самооценка успешности
Условия
Создание мотивации Выбор техник и приёмов Структура действий Психологический комфорт
Группы сформированы. Задания получены. Инструктаж дан.
Согласование, обсуждение по ходу, выбор оптимального пути. Фиксация алгоритма..
Осмысление этапов учебных действий.
Промежуточное согласование конечного результата
Виды деятельности
Участие в фронтальном опросе. Подготовка к работе. Осознание инструктивных и целевых установок
Проблемный вопрос Обсуждение в режиме диалога, формулирование, речь. Фиксация в тетради. Получение заданий. Вопросы к анализу сформулированы
Изучение инструкций Обсуждение общего поиска пути решения общей задачи (планирование) Построение схем. Чтение правил
Применение сравнений, элементов анализа, слушание друг друга.
Применение правила. Работа с текстом книги Групповая работа на основе осмысления.
Работа с сигнальными карточками Взаимопроверка Самопроверка Самооценка полученного результата.
Результаты (УУД)
Л: позитивная мотивация Р: Мобилизация сил и энергии К Взаимодействие в системах «учитель - ученик», сверстники
Р: Цели осознаны., П: Содержание принято К:Коммуникация есть Л: Слышат напарников планировать свою работу
П: Поиск алгоритма действий, отбор по источникам нужной информации по теме. Осознанное построение высказывания. К: Взаимодействовать в ходе процесса
П: Поиск и выделение необходимой информации по теме.
Высказывание.умение дополнять, уточнять Взаимодействие в МУГ
Л: Р: Оценка структуры плана. Соотнесение результатов и целей. Оценка выбранной информации
К: Позиция, понимание, Умение договориться о деле.
2. Предъявление уч. задачи Осознанное принятие Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
требований (наличие дневника, тетради, ручки и учебника).; инструктаж к включению в логике реализации проекта урока. Форма фиксации запуска процесса (дата, форма работы, тема). Использован момент эмоционального включения:
Добрый день! — тебе сказали Добрый день! — ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты.
Выражено пожелание учителя «Надеюсь на сотрудничество с вами в атмосфере доброты, и комфорта».
В логике предъявления содержания использовалась электронная версия комплекса слайдов (вызов, синтаксическая лесенка - разделы морфологии и синтаксиса, видеоряд упражнений: найди лишнее слово, постройте предложение). Использовались игровые техники: ролевое погружение в ходе выполнения заданий (например - учителя, начинающего исследователя), традиционные «крестики - нолики» во взаимосвязи с содержанием
урока. Работа с карточками, с учебником, в парах. Как один из приёмов - использование построения (синтаксическая лесенка). Особая роль отведена и освоению понятийной терминологии, морфологического анализа предложений.
Часть практических заданий может быть принята педагогами практиками с целью применения в определённых учебных ситуациях. Они изложены в приложениях.
Приложение 1. Составьте предложение, используя предложенные слова: делает, зиме, к, припасы, съестные, белочка. Определите подлежащее и сказуемое. Осуществите разбор предложения (морфологический.)
Приложение 2. Игра "Крестики—нолики" В строку запишите цифры от одного до пяти. В ходе озвучивания предложения необходимо использовать «+»если утверждение верно и «—», если неверно.
1. Предложение - это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически.
Эксперимент и инновации в школе. №3, 2015
2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.
3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные..
4. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
5. Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.
Ответьте на вопросы: 1) Сколько правильных утверждений вы услышали?
Проверьте и обоснуйте правильность выполнения задания. 2) Оцените свой результат.
Приложение 3. Работа в парах. Составьте предложение адекватно тематике «Осень в лесу», обсудите возможные варианты конструкции и зафиксируйте наиболее удачное на основе согласования и выбора.
Это не полный перечень предложенных заданий. Значимо именно то, что обеспечивает результат, но творчество педагога всегда выражается в соответствии с профессиональным уровнем функциональной грамотности.
Литература
1. Коржевская Т.А., Сальцева Н.А. Формирование поликультурной компетентности педагога как условие успешной психолого—педагогической, социокультурной и языковой адаптации обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №2. С.50—53.
2. Плотникова М.Н. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении через использование методов и приемов технологии ИСУД на уроках русского языка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №1. С. 46—52.
3. Потапова Н. В. Применение схем—опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. №4.С.36—38.
4. Сиденко Е. А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. №4.С. 15-20.
5. Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плёхова Н.И. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №6. С.46—48.
6. Соловьева Г.С. Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №1.С.65—68.
7. СычеваЛ.Н. Игровой метод как средство мотивации учащихся к изучению английского языка в системе дополнительного образования. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №2. С.14—16.
8. Шалдина С. А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе 2012. №1.С.20—23.
9. Шевякова Н.С. О новых подходах к обучению детей родному языку в период освоения грамоты. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №4. С. 45—48.
10. Шеменёва Н.С. Герменевтический подход к обучению на уроках русского языка. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №4. С. 34—37.
11. Шихалеева Э.Е. Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. №3.С. 22—27.
12. Эргардт О.Р. Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно—исследовательской деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. №4.С. 50—53.
13. Якубова Н.В. Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №4. С. 37—42.