ФГОС: технологии успеха
Песняева Наталья Александровна
кандидат педагогических наук АПКиППРО г. Москва
E-mail: [email protected]
J ^
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА С УЧЕБНЫМ ДИАЛОГОМ
Как правильно спроектировать и реализовать урок с учебным диалогом?
Л_______________________________________________
Г
Аннотация. На основе проекта и реализации, автор статьи раскрывает психолого-педагогические и методические условия организации уроков с учебным диалогом.
Ключевые слова: проектирование, реализация, учебный диалог, общеклассная дисскусия.
В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается непрерывное взаимодействие учеников и учителя. Именно это в первую очередь определяет психолого-педагогические и методические условия организации урока.
Однако в условиях подлинно развивающего обучения, в условиях организации учебного диалога урок перестает быть единицей планирования и анализа обучения. Как это возможно?
Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности, на принципах учебного диалога, предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и т. д. При этом учебная задача - это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача - понятие, означающее только такую задачу, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач [3, 4].
Постановка и решение подобной учебной задачи -дело не одного урока. Именно поэтому единицей анализа и планирования может быть период, включающий постановку и решение учебной задачи, а не урок.
Вместе с тем житейская реальность ежедневно приходит в противоречие с этими, казалось бы, очевидными следствиями из теории учебной деятельности. Учитель ежедневно должен идти на урок и работать с детьми от звонка до звонка. Таким образом, ему все равно приходится планировать 30-40-45-минутный интервал своей деятельности.
Как же выйти из этого противоречия? Прежде всего, необходимо понимать, что при подготовке урока учитель должен создать не план, а проект урока, который отличается многомерностью, то есть включает в себя
не одну, а несколько возможностей разворачивания хода событий.
Проектируя урок, учитель должен сначала определить его место в цикле постановки и решения детьми учебной задачи.
По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки, прежде всего, делятся на вводные (или постановочные) и все остальные.
Постановочные уроки - это наиболее острые и трудные моменты для учителя, так как именно на этих уроках происходит трудный переход от старого к новому способу действий.
Постановочный, или вводный - это урок, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного, способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче, (например, урок математики, 3 класс, тема «Умножение многозначных чисел»).
Первый пункт вводного урока - демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме решения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений и создавали положительные эмоциональные состояния удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Иногда этот этап может происходить и на предшествующем уроке (в нашем уроке - этап актуализации знаний при выполнении заданий учителя на применение различных свойств умножения).
Следующий желательный момент вводного урока -самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом),
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
47
ФГОС: технологии успеха
прежде чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока - дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет:
а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка;
б) ребенку впоследствии критически отнестись к своему бывшему взгляду на свои умения. (в нашем уроке дети оценили степень своего владения старым способом действия уже в самом процессе решения иной, новой учебно-практической задачи, обнаружив, что для ее решения надо умножить на двузначное число).
Следующий шаг учителя - постановка перед детьми задачи, которую нельзя решить старым способом (в нашем уроке учебная задача возникла в процессе решения задачи конкретно-практической, когда дети, оценив ситуацию, были вынуждены предлагать учителю новый способ действия).
Учитель должен продумать и предусмотреть:
1. Особое взаимодействие с детьми по поводу их неудачи. При этом необходимо учесть особенности класса: в одном классе неудача смутит детей, и они будут достаточно вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей. Анализ затруднений и выход к решению потребуют переосмысления задачи поэтапных подсказок. В другом классе ученики сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения, в третьем - окажется, что 1-2 человека сразу все поняли, тогда как другим далеко до понимания. В этом смысле проект урока представляет собой поэтапный план взаимодействия учителя с детьми, продуманный иногда до таких деталей, как вопросы и предложения к конкретному ребенку.
2. Особенно важно продумать и зафиксировать вопросы к детям (в точной формулировке), возможные предложения детей и способы организации проверки тупиковых ходов.
Однако часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится на ходу придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.
Таким образом, нужно быть заранее готовым к тому, что учитель не всегда может реализовать свой проект в точности. Это совершенно естественно.
Проект урока существует только для того, чтобы учитель не терял из виду основное направление движения класса, но не означает строгое следование плану.
Учитель должен внимательно вслушиваться в предложения и мнения детей, быть готовым временно свернуть с задуманного им пути, например, для того, чтобы дети сами смогли убедиться в неудачности или ошибочности своего предложения.
Учитель должен быть готов к тому, чтобы замедлить или ускорить темп продвижения класса в зависимости от того, как дети справляются с предложенными им заданиями.
Обобщающие уроки - это работа детей по окончательному уяснению и овладению новым способом действия.
Основные принципы организации обобщающих уроков состоят в том, чтобы: а) предоставить детям возможность работать с зафиксированной схемой действий (схемой, фиксирующей найденные на постановочных уроках отношения), применяя ее в разнообразных условиях на разном предметном материале; б) организовать постепенный переход от совместной работы класса по поиску нового способа действий (общеклассная дискуссия) через разнообразные формы групповой работы детей к индивидуальной работе каждого ребенка.
Проектирование урока
Чтобы создать проект [1,2] урока, учителю нужно:
а) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом быстрее и четче и т. д.); б) предусмотреть в проекте урока основные логические моменты урока (то, что меняет вид или направление деятельности детей); таких точек в среднем бывает 5-7. Эти моменты должны быть детально продуманы, например, вопрос или указание, сделанные в такой момент, необходимо точно сформулировать и записать дословно; в) продумать, что будут делать дети на протяжении логических отрезков урока (обсуждать, выполнять действия в тетради, проверять работу соседа и т. п.). Такие виды работы должны сменять друг друга; для каждого отрезка времени учитель должен решить вопрос о форме выполнения (общеклассная дискуссия, работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа); г) предусмотреть и наметить, в какие моменты нужно проверить, контролируют ли дети то, что они делают (приготовить «ловушки», организовать само- и взаимопроверку).
Также важно заранее наметить моменты оценки (хотя часто они случаются непредсказуемо): когда, что, кого, по каким критериям, будут ли критерии обсуждаться и пр.; д) предусмотреть на каждом уроке рефлексивные моменты: подведение детьми итогов работы, оценку настроения, постановку целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и т. д. Таких моментов не может быть много, каждый из них не должен длиться более 1 минуты, и они не должны иметь характер шаблонного повторения или ритуалов.
Реализация проекта урока
Реализуя свой проект, учитель должен:
1) корректировать его по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется, прежде всего, на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и лишь во вторую очередь - на свой замысел. Однако конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно;
2) в ходе урока соотносить свою активность (прежде всего, речевую), и активность детей. Если вопрос задан, то учитель ждет ответа столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других - прислушаться. Небольшие
48
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
ФГОС: технологии успеха
(1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;
3) всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо классу, либо - возражение или одобрение - другому ребенку, либо учителю);
4) стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку или взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем [5].
Урок можно считать удавшимся, если:
а) реализован замысел урока (то есть, достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен;
б) , этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.
Литература
1. Белякова Е. Г Проектирование смыслоориентированного урока.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. -№ 3.
2. Дигина А. Г Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном про-цессе//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 1.
3. Иванова Т. В. Жить - значить участвовать в диалоге.//Му-ниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 2.
4. Копылова Е. А. Диалоговые стратегии в дидактическом взаимодействии как фактор смыслообразования.//Инно-вационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 6.
5. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективно-сти.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1.
6. По материалам семинара НЦНО http://ncno-nn.ru/metcab/midle&hight_shool/dialog.html
J
Л
Романова Алла Николаевна
педагог-психолог МОУ «Гимназия № 50» г. Нижний Новгород E-mail: [email protected] Галеева Наталья Львовна
кандидат биологических наук г. Нижний Новгород
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПАРАМЕТРОВ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕНИКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности?
Аннотация: Авторы статьи при помощи технологий учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика определяют возможность формирования необходимых образовательных результатов образования и необходимость развития ключевых компетенций педагога.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, педагога, модальность, технология, психодиагностика.
Целями образования на современном этапе становится не только и не столько освоение учащимися суммы предметных знаний, умений и навыков, но формирование универсальных учебных действий и развитие ключевых компетенций. Новые федеральные стандарты предъявляют особые требования к результатам образования, включая в них не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты [5].
обучаемость, образовательные результаты, компетенции
На наш взгляд, технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) дает возможность формирования необходимых образовательных результатов, а также развивает ключевые компетенции педагога. Автор технологии ИСУД кандидат биологических наук Наталья Львовна Галеева. Ключевым понятием технологии, по мнению ее автора, является понятие «учебного успеха ученика».
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
49