Научная статья на тему 'Проектирование урока с учебным диалогом. Как правильно спроектировать и реализовать урок с учебным диалогом?'

Проектирование урока с учебным диалогом. Как правильно спроектировать и реализовать урок с учебным диалогом? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / ОБЩЕКЛАССНАЯ ДИССКУСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Песняева Наталья Александровна

На основе проекта и реализации, автор статьи раскрывает психолого-педагогические и методические условия организации уроков с учебным диалогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Песняева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование урока с учебным диалогом. Как правильно спроектировать и реализовать урок с учебным диалогом?»

ФГОС: технологии успеха

Песняева Наталья Александровна

кандидат педагогических наук АПКиППРО г. Москва

E-mail: pesnyaeva@apkpro.ru

J ^

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА С УЧЕБНЫМ ДИАЛОГОМ

Как правильно спроектировать и реализовать урок с учебным диалогом?

Л_______________________________________________

Г

Аннотация. На основе проекта и реализации, автор статьи раскрывает психолого-педагогические и методические условия организации уроков с учебным диалогом.

Ключевые слова: проектирование, реализация, учебный диалог, общеклассная дисскусия.

В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается непрерывное взаимодействие учеников и учителя. Именно это в первую очередь определяет психолого-педагогические и методические условия организации урока.

Однако в условиях подлинно развивающего обучения, в условиях организации учебного диалога урок перестает быть единицей планирования и анализа обучения. Как это возможно?

Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности, на принципах учебного диалога, предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и т. д. При этом учебная задача - это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача - понятие, означающее только такую задачу, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач [3, 4].

Постановка и решение подобной учебной задачи -дело не одного урока. Именно поэтому единицей анализа и планирования может быть период, включающий постановку и решение учебной задачи, а не урок.

Вместе с тем житейская реальность ежедневно приходит в противоречие с этими, казалось бы, очевидными следствиями из теории учебной деятельности. Учитель ежедневно должен идти на урок и работать с детьми от звонка до звонка. Таким образом, ему все равно приходится планировать 30-40-45-минутный интервал своей деятельности.

Как же выйти из этого противоречия? Прежде всего, необходимо понимать, что при подготовке урока учитель должен создать не план, а проект урока, который отличается многомерностью, то есть включает в себя

не одну, а несколько возможностей разворачивания хода событий.

Проектируя урок, учитель должен сначала определить его место в цикле постановки и решения детьми учебной задачи.

По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки, прежде всего, делятся на вводные (или постановочные) и все остальные.

Постановочные уроки - это наиболее острые и трудные моменты для учителя, так как именно на этих уроках происходит трудный переход от старого к новому способу действий.

Постановочный, или вводный - это урок, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного, способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче, (например, урок математики, 3 класс, тема «Умножение многозначных чисел»).

Первый пункт вводного урока - демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме решения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений и создавали положительные эмоциональные состояния удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Иногда этот этап может происходить и на предшествующем уроке (в нашем уроке - этап актуализации знаний при выполнении заданий учителя на применение различных свойств умножения).

Следующий желательный момент вводного урока -самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом),

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

47

ФГОС: технологии успеха

прежде чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока - дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет:

а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка;

б) ребенку впоследствии критически отнестись к своему бывшему взгляду на свои умения. (в нашем уроке дети оценили степень своего владения старым способом действия уже в самом процессе решения иной, новой учебно-практической задачи, обнаружив, что для ее решения надо умножить на двузначное число).

Следующий шаг учителя - постановка перед детьми задачи, которую нельзя решить старым способом (в нашем уроке учебная задача возникла в процессе решения задачи конкретно-практической, когда дети, оценив ситуацию, были вынуждены предлагать учителю новый способ действия).

Учитель должен продумать и предусмотреть:

1. Особое взаимодействие с детьми по поводу их неудачи. При этом необходимо учесть особенности класса: в одном классе неудача смутит детей, и они будут достаточно вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей. Анализ затруднений и выход к решению потребуют переосмысления задачи поэтапных подсказок. В другом классе ученики сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения, в третьем - окажется, что 1-2 человека сразу все поняли, тогда как другим далеко до понимания. В этом смысле проект урока представляет собой поэтапный план взаимодействия учителя с детьми, продуманный иногда до таких деталей, как вопросы и предложения к конкретному ребенку.

2. Особенно важно продумать и зафиксировать вопросы к детям (в точной формулировке), возможные предложения детей и способы организации проверки тупиковых ходов.

Однако часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится на ходу придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.

Таким образом, нужно быть заранее готовым к тому, что учитель не всегда может реализовать свой проект в точности. Это совершенно естественно.

Проект урока существует только для того, чтобы учитель не терял из виду основное направление движения класса, но не означает строгое следование плану.

Учитель должен внимательно вслушиваться в предложения и мнения детей, быть готовым временно свернуть с задуманного им пути, например, для того, чтобы дети сами смогли убедиться в неудачности или ошибочности своего предложения.

Учитель должен быть готов к тому, чтобы замедлить или ускорить темп продвижения класса в зависимости от того, как дети справляются с предложенными им заданиями.

Обобщающие уроки - это работа детей по окончательному уяснению и овладению новым способом действия.

Основные принципы организации обобщающих уроков состоят в том, чтобы: а) предоставить детям возможность работать с зафиксированной схемой действий (схемой, фиксирующей найденные на постановочных уроках отношения), применяя ее в разнообразных условиях на разном предметном материале; б) организовать постепенный переход от совместной работы класса по поиску нового способа действий (общеклассная дискуссия) через разнообразные формы групповой работы детей к индивидуальной работе каждого ребенка.

Проектирование урока

Чтобы создать проект [1,2] урока, учителю нужно:

а) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом быстрее и четче и т. д.); б) предусмотреть в проекте урока основные логические моменты урока (то, что меняет вид или направление деятельности детей); таких точек в среднем бывает 5-7. Эти моменты должны быть детально продуманы, например, вопрос или указание, сделанные в такой момент, необходимо точно сформулировать и записать дословно; в) продумать, что будут делать дети на протяжении логических отрезков урока (обсуждать, выполнять действия в тетради, проверять работу соседа и т. п.). Такие виды работы должны сменять друг друга; для каждого отрезка времени учитель должен решить вопрос о форме выполнения (общеклассная дискуссия, работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа); г) предусмотреть и наметить, в какие моменты нужно проверить, контролируют ли дети то, что они делают (приготовить «ловушки», организовать само- и взаимопроверку).

Также важно заранее наметить моменты оценки (хотя часто они случаются непредсказуемо): когда, что, кого, по каким критериям, будут ли критерии обсуждаться и пр.; д) предусмотреть на каждом уроке рефлексивные моменты: подведение детьми итогов работы, оценку настроения, постановку целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и т. д. Таких моментов не может быть много, каждый из них не должен длиться более 1 минуты, и они не должны иметь характер шаблонного повторения или ритуалов.

Реализация проекта урока

Реализуя свой проект, учитель должен:

1) корректировать его по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется, прежде всего, на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и лишь во вторую очередь - на свой замысел. Однако конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно;

2) в ходе урока соотносить свою активность (прежде всего, речевую), и активность детей. Если вопрос задан, то учитель ждет ответа столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других - прислушаться. Небольшие

48

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

ФГОС: технологии успеха

(1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;

3) всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо классу, либо - возражение или одобрение - другому ребенку, либо учителю);

4) стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку или взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем [5].

Урок можно считать удавшимся, если:

а) реализован замысел урока (то есть, достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен;

б) , этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Литература

1. Белякова Е. Г Проектирование смыслоориентированного урока.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. -№ 3.

2. Дигина А. Г Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном про-цессе//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 1.

3. Иванова Т. В. Жить - значить участвовать в диалоге.//Му-ниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 2.

4. Копылова Е. А. Диалоговые стратегии в дидактическом взаимодействии как фактор смыслообразования.//Инно-вационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 6.

5. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективно-сти.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1.

6. По материалам семинара НЦНО http://ncno-nn.ru/metcab/midle&hight_shool/dialog.html

J

Л

Романова Алла Николаевна

педагог-психолог МОУ «Гимназия № 50» г. Нижний Новгород E-mail: romanovaalla7@mail.ru Галеева Наталья Львовна

кандидат биологических наук г. Нижний Новгород

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПАРАМЕТРОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕНИКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности?

Аннотация: Авторы статьи при помощи технологий учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика определяют возможность формирования необходимых образовательных результатов образования и необходимость развития ключевых компетенций педагога.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, педагога, модальность, технология, психодиагностика.

Целями образования на современном этапе становится не только и не столько освоение учащимися суммы предметных знаний, умений и навыков, но формирование универсальных учебных действий и развитие ключевых компетенций. Новые федеральные стандарты предъявляют особые требования к результатам образования, включая в них не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты [5].

обучаемость, образовательные результаты, компетенции

На наш взгляд, технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) дает возможность формирования необходимых образовательных результатов, а также развивает ключевые компетенции педагога. Автор технологии ИСУД кандидат биологических наук Наталья Львовна Галеева. Ключевым понятием технологии, по мнению ее автора, является понятие «учебного успеха ученика».

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.