Научная статья на тему 'Реализация личностно ориентированного подхода в обучении через использование методов и приемов технологии ИСУД на уроках русского языка'

Реализация личностно ориентированного подхода в обучении через использование методов и приемов технологии ИСУД на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1267
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ ИСУД / ЗНАЧИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ УЧЕБНОГО УСПЕХА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ / КАРТОТЕКА УЧЕБНЫХ ПРИЕМОВ И ЗАДАНИЙ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Марина Николаевна

Автор статьи делится опытом применения одной из современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении – технологии ИСУД (технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета), разработанной Н. Л. Галеевой. В статье приводятся алгоритм педагогических действий, примеры заданий, показатели результативности и эффективности применения технологии ИСУД на уроках русского языка в 5 (6) классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно ориентированного подхода в обучении через использование методов и приемов технологии ИСУД на уроках русского языка»

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

Плотникова Марина Николаевна

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Дзержинск, Нижегородская область 55mari@mail.ru

J ^

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ИСУД

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

S______________________________________________________г

Аннотация. Автор статьи делится опытом применения одной из современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении - технологии ИСУД (технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета), разработанной Н. Л. Галеевой. В статье приводятся алгоритм педагогических действий, примеры заданий, показатели результативности и эффективности применения технологии ИСУД на уроках русского языка в 5 (6) классе.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, технология ИСУД, значимые параметры учебного успеха, индивидуальная программа развития учащихся, картотека учебных приемов и заданий, ситуация успеха.

Использование педагогом современных образовательных технологий в учебном процессе должно способствовать формированию и развитию у школьников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые заложены в требованиях Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) [7] к результатам основного общего образования. Проблема заключается на сегодняшний день в том, какая из современных образовательных технологий является для этого наиболее эффективной [4,5,6,8].

В современной школе уже довольно продолжительное время применяется личностно ориентированный подход в обучении, при котором в центре внимания учителя находится не только ученик как объект, на который направлен процесс обучения, но также цели учащегося, его мотивы, склонности, способности, уровни его обученности и обучаемости. Иными словами, при таком обучении учитываются индивидуальные особенности школьников, в том числе их психофизиологические, психосоциальные качества, которые учитель умеет «видеть», определять, анализировать и развивать, помогая ученику реализовывать его потенциал в достижении учебных целей. Ученик при этом становится активно действующим субъектом образовательного пространства.

Одной из современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять такой подход в обучении, является технология ИСУД (технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета), которая была разработана Натальей Львовной Галеевой, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры управления развитием школы МПГУ [2].

Данная технология позволяет педагогу не только решать на уроке учебные задачи, но и наблюдать за каждым ребенком, за его особенностями, за его развитием, отслеживать динамику результатов его учебной деятельности. Оцениваются эти результаты по определенным параметрам, которые считаются педагогически значимыми. Н. Л. Галеева, совместно с членами своей проблемно-творческой группы, разработала и апробировала определенный набор таких параметров учебного успеха ученика, на основе которого была спроектирована важная составляющая технологии - матрица параметров ИСУД учащихся.

Учитель, применяющий в своей практике данную технологию, вправе определять педагогически значимые параметры. Но каждый педагог должен уметь измерять уровень развития таких параметров у учащихся, пользуясь приемлемыми способами диагностирования. Таким образом, внедрение (апробация)

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

учителем технологии ИСУД в образовательный процесс представляет собой четко структурированное, поэтапное осуществление следующих педагогических действий.

1. Диагностика уровня развития значимых параметров учебного успеха ученика. Заполнение матрицы ИСУД.

2. Анализ параметров, уровень которых определяется как недостаточный, низкий, критический.

3. Подбор к этим параметрам форм заданий и видов работ, выполнение которых обеспечит их развитие.

4. Использование этих форм и приемов на этапах отработки и обобщения учебного материала.

5. Определение и анализ параметров ИСУД, которые определяются как достаточные или характеризуют психофизиологические особенности учащихся. Подбор заданий и форм деятельности, опирающихся на эти навыки и особенности. Использование их на этапах объяснения и диагностики учебного материала.

6. Оформление программы развития учащихся.

7. Планирование, организация урока с учетом индивидуальных программ развития учащихся.

Соответственно, «учитель должен иметь в своем арсенале картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика» [3, с.14].

В научно-методических работах Н.Л. Галеевой представлены готовые картотеки учебных приемов, применяющихся на уроках географии, биологии [1,3]. Эти приемы, спроектированные и адаптированные к содержанию необходимого школьного предмета, можно успешно использовать педагогам любых учебных дисциплин. Тем более что картотека спроектирована автором как «открытая система», допускающая добавления и корректировку.

Это можно продемонстрировать на примере собственного опыта работы в рамках апробации технологии ИСУД на уроках русского языка.

Внедрение технологии ИСУД в образовательный процесс осуществляется мною в продолжение последних двух лет. В соответствии с требованиями технологии ИСУД, в начале учебного года в 5 «А» классе (ныне 6-м) были проведены при помощи школьного психолога контрольно-методические срезы и диагностические тесты, работы по определению уровня развития выбранных параметров ИСУД обучающихся, по результатам которых была составлена матрица ИСУД учащихся. При этом были определены следующие педагогически значимые параметры ИСУД: обученность (уровень определяется по отметке за четверть), обучаемость (уровень развития определяется по итогам проведенного контрольно-методического среза), работоспособность, модальность («визуалы», «ауди-алы», «кинестетики»), функциональная асимметрия полушарий головного мозга («правополушарные», «левополушарные», «равнополушарные», органи-

зационные общеучебные умения и навыки (далее ОУУН) (планирование, ведение записей), коммуникативные ОУУН (монологическая речь, работа в команде), информационные ОУУН (смысловое чтение, преобразование информации), логика (анализ, синтез, сравнение, причинно-следственные связи), мотивация.

Таким образом, исходя из данных полученной матрицы (см. Приложение 1, в котором приведена матрица, составленная уже в 6 классе), была определена группа учащихся с преобладающими низкими уровнями развития значимых параметров ИСУД. Были проанализированы сами параметры; далее из картотеки учебных форм и приемов (которая составлена в соответствии с теми же основаниями, что и матрица ИСУД, то есть в картотеке обозначены приемы, которые учителю следует использовать на уроках для развития уровня того или иного «западающего» параметра) были отобраны формы, приемы, задания, необходимые на уроках для развития параметров, и занесены в индивидуальные программы развития учащихся. Поскольку у группы учащихся данного класса многие «западающие» параметры совпадают, посчиталось возможным составить так называемую индивидуально-групповую программу развития учащихся, то есть в программе отражена группа учащихся с одинаковыми «западающими» параметрами, для развития которых выбраны приемы и задания, тем не менее, на уроках работа с этими учащимися организуется индивидуальная (выдержка из такой индивидуально-групповой программы приведена в Приложении 2).

После составления программы развития учащихся на уроках осуществлялась работа по использованию приемов и заданий в отношении учащихся этой группы с целью развития их «западающих» параметров. Такая работа ведется уже больше года, поэтому за данное время проводились промежуточные диагностики для оценивания динамики развития тех или иных параметров учащихся.

Остановимся подробнее на некоторых приемах, которые достаточно активно и успешно применяются на уроках русского языка. Следует также заметить, что русский язык - это один из немногих школьных предметов, который обеспечивает формирование у учащихся сразу всех видов универсальных учебных действий, благодаря работе на уроках с текстом, с буквенно-знаковой информацией.

Поскольку в индивидуально-групповую программу развития учащихся 5 (ныне 6-го) класса вошли такие значимые параметры ИСУД (уровень развития которых у данной группы детей низкий), как смысловое чтение, монологическая речь, преобразование информации, ведение записей, планирование, сравнение, анализ, то целесообразно привести несколько примеров таких заданий, которые способствуют развитию у учащихся именно этих параметров.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

47

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

1. Заполните «слепой» текст пропущенными словами.

Один из признаков текста заключается в том,

что предложения в нем связаны между собой_

и____. Каждое последующее предложение построено так, что становится ясной его связь с_.

Предложения в тексте могут быть связаны __

и___.

2. Найдите спрятанные слова по теме «Морфемика».

Апротмисабаокореньвдланрпотспннкллдпри-

ставкаонвитламлладждбстгыцслбодщаопост-

фиксвролшмосноваеспргшчрллагшалтюдшлпа-

суффиксвлогншщыдсюдщышсзжырщшгокончание-

впаннпшллллллбяющдвыгнунпосппровщлсснгжвал-

глаголбствшзбьр

Учащиеся должны обнаружить следующие слова-термины: корень, приставка, постфикс, основа, окончание.

3. Разделите слова на группы по разным критериям.

Совесть Игра Белизна Важность Телефон Цветок Окно

10. Напишите текст с использованием опорных, ключевых слов или заданных слов (например, создание текста с использованием союзных слов).

11. Разверните предложение в текст: «Причастие и деепричастие - это особые формы глагола».

12. Создайте новый текст с трансформированием лица, от которого идет повествование.

Например, текст дан в учебнике от первого лица, учащиеся трансформируют его в текст от третьего лица.

13. Задание на трансформацию текста: например, из текста, состоящего из простых предложений создайте текст, состоящий из сложных предложений (или наоборот).

14. «Нарисуй меня»: отразите в виде творческой схемы теоретическую информацию, правило и т.п.

Перед этим ученики внимательно изучают теоретический текст, приведенный в учебнике на этапе изучения новой темы, или делают такую схему после изучения темы.

Приводим здесь готовые схемы, выполненные учащимися 6 класса:

В данных схемах ученики отразили существенные признаки глагола как части речи, деление лексики на группы, признаки имени существительного как части речи.

Учащиеся могут разделить слова на группы, учитывая их склонение, род и т.п.

4. Назовите одним словом:

Разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический, научный -...

(стиль)

6. Найдите «лишнее» слово, дайте объяснение выбору.

Развивающийся, смотревший, уходящий, надеясь, обиженный, выскочивший, расколотый.

Ученики должны обнаружить «лишнее» деепричастие ««надеясь», объяснить свой выбор (остальные слова - причастия).

7. Соотнесите содержание текста (о малиновой кошке) со схемой: зачин - завязка - кульминация - развязка -концовка.

Текст может быть любым, подобранным учителем.

8. Преобразуйте теоретический текст «Члены предложения» в одноименную схему (в электронном варианте).

9. Напишите продолжение текста.

15. Сделайте презентацию к изученной теме: «Правописание суффиксов имен прилагательных».

16. Проведите экскурсию по стране «Морфология».

17. Сделайте тематический сборник. Например, сборник устаревших слов по теме ««Быт русского народа».

18. «Поймай ошибку»: найдите ошибки в вывесках, объявлениях, в речи телевизионных ведущих и т.п.

19. Составьте памятку: ««Как выучить наизусть стихотворение», «Как быстро и правильно выполнить синтаксический разбор предложения».

20. Найдите ошибки в документе, исправьте их соответственно официальному стилю (пример текста взят из тетради на печатной основе).

Записка в дневнике: Уважаемые родители!

Поскольку ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы В. И. Петров.

Это лишь малая часть приемов и заданий такого рода.

48

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

Учитывая то, что у данной группы учащихся преобладает базовый уровень развития мотивационно-по-требностной сферы, на уроках используются следующие приемы, «работающие» на этих уровнях:

• стимулирующее оценивание;

• свободный выбор заданий;

• создание ситуации успеха и т. п.

Среди учащихся «рабочей» группы выделяются как аудиалы, так и кинестетики с визуалами. Поэтому при организации работы целесообразно применять задания с использованием видеофрагментов (видеоуроков), аудиофрагментов по изучаемым темам или в соответствии с анализируемыми текстами, разного рода презентаций, моделей, карточек и т.п.

Учитывая индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся, домашние задания ученикам «проблемной» группы даются так же на развитие «западающих» параметров. Примерами таких заданий могут выступать следующие:

I. Составь 10 разных предложений с понятием «тип речи».

8. Напиши сочинение от имени причастия (любой другой части речи).

9. Составь систему понятий темы «Морфемика» на карточках с определениями на обратно стороне.

10. Составь 5 вопросов для своего одноклассника по теоретическому тексту «Типы речи».

II. Нарисуй или создай на компьютере рекламу, листовку социального содержания в защиту русского языка.

12. Создай мини-викторину из 10 заданий по теме «Правописание причастий и деепричастий» в виде компьютерной презентации для учеников твоего класса.

13. Составь карту для путешествия по стране «Морфология».

14. Сделай шпаргалку для устного ответа по вопросу правописания приставок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сочини лингвистическую сказку о морфемах.

Примеров таких заданий может быть еще много.

Результаты промежуточных диагностик, а также

результаты наблюдений учителя показывают, что использование на уроках технологии ИСУД действительно способствует развитию всех видов учебной деятельности учащихся. Показателями результативности и эффективности применения технологии ИСУД

на уроках русского языка в 5 (6) классе в настоящее время являются следующие:

• позитивная динамика развития параметров ИСУД отдельных учащихся (сравнение, ведение записей, смысловое чтение, монологическая речь);

• повышение уровня обученности у одного учащегося;

• изменение отношения учащихся к выполнению домашних заданий;

• переход потребностно-мотивационной сферы учеников с одного уровня на другой.

Таким образом, технология ИСУД действительно помогает учителю путем выбора определенных приемов и заданий для конкретного ученика создать для него «ситуацию успеха» на уроке, что является одной из возможностей реализации личностно ориентированного подхода в обучении.

Литература

1. Галеева Н. Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса: Методическое пособие // Завуч. 2003. № 2.

2. Галеева Н.Л. Технология ИСУД [Сайт Н. Л. Галеевой] URL: http://galeeva-n.ru/?pagejd=354 (Дата обращения: 1.02.2014).

3. Галеева Н. Л., Мельничук Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М., 2007.

4. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5—11.

5. Киселёва О. В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.39-41.

6. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электрон. ресурс] URL: http://standart.edu.ru (Дата обращения: 1.02.2014).

8. Шалдина С. А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.20-23.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№1, 2014

49

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

Приложение 1

Матрица фиксации показателей ИСУД учащихся 6 «А» класса

Логика Органи- зационные ОУУН Коммуни- кативные ОУУН Инфор- маци- онные ОУУН

№ п/п ФИ учащегося Обученность Обучаемость Работоспособность Модальность Асимметрия ГМ Анализ Синтез Сравнение ш к о г 5 s ' « 0 ш X о 1 S т S О. п. Планирование Ведение записей Монологическая речь Работа в команде Смысловое чтение Преобраз. информации Мотивация

1. Балахнин Сергей 5 III В В Л В В В В В В С В В В П

2. Бармина Анастасия 3 I С К П С С Н Н Н Н Н С Н Н Б

3. Ведякин Константин 4 I В А Р В В С В Н Н С С Н Н П

4. Веселов Егор 4 II С К П С С С С С Н Н С С С Б

5. Гаранина Арина 3 I Н ВК Л Н С Н С Н Н Н С Н Н Б

6. Зубанов Иван 4 II С А П С С С С Н Н С С С С Д

7. Казьмин Сергей 4 I С К П Н С Н С Н С Н С С С Б

8. Кирилычев Леонид 4 II С А П С Н С Н С С С С С С Б

9. Литвинко Юрий 4 II С А П В В В В С С С С С С С

10. Люхин Василий 4 I Н В Л В С С В Н Н Н Н С С С

11. Медведева Мария 5 II С В П В С С В В С С С В В Б

12. Назаренков Иван 4 I С В П С С С С Н Н С Н Н Н Б

13. Романько Валерия 5 III В В Л В В С В В В В С В В Б

14. Россиева Анастасия 4 II В В Л С С С В С С С В В С П

15. Рульковский Евгений 3 I С А П С С Н С Н Н Н С Н Н Б

16. Сергиенко Александр 4 II С В П С С С С С С С С С С Б

17. Сурженко Владислав 4 I С К Л С С Н Н С С С С С С С

18. Сильвеструк Александр 4 II C К Л С Н С С Н С С Н С Н Б

19. Трухалева Алена 3 I Н В П Н Н Н С Н Н Н С С Н Б

20. Хренов Александр 4 II С К Л С С С В С С С С С С С

21. Щегалева Ильнара 5 II В В П В В С В В В В С В В С

22. Яналиев Артем 4 I Н А П С Н Н С С С С С С С П

Матрица фиксации показателей ИСУД учащегося 6 «А» класса. Русский язык

ФИ ученика обученность обучаемость работоспособность модальность асимметрия ГМ логика организ. ОУУН ком. ОУУН информ. ОУУН мотивация

анализ синтез сравнение t— о о 5 s о ТС X ш X о S т S о. с планирование ведение записей монолог, речь работа в команде смысл. чтение преобр. информации

Бармина Анастасия 3 I С К П С С Н Н Н Н Н С Н Н Б

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

Матрица фиксации показателей ИСУД учащегося 5 «А» класса. Русский язык

ФИ ученика обученность обучаемость И Б 0 1 ю о о о с о о 1- о ю го Q. модальность асимметрия ГМ логика организ. ОУУН ком. ОУУН информ. ОУУН мотивация

анализ синтез сравнение t— о о 5 s о ТС X ш X о S т S Q. с планирование ведение записей монолог, речь работа в команде смысл. чтение преобр. информации

Гаранина Арина 3 I Н ВК Л Н С Н С Н Н Н С Н Н Б

Матрица фиксации показателей ИСУД учащегося 6 «А» класса. Русский язык

ФИ ученика обученность обучаемость И Б о X ю о о о с о о 1- о ю го Q. модальность асимметрия ГМ логика организ. ОУУН ком. ОУУН информ. ОУУН мотивация

анализ синтез сравнение 1— о о 5 s о ТС X ш X о S т S Q. с планирование ведение записей монолог, речь работа в команде смысл. чтение преобр. информации

Назаренков Иван 4 I С В П С С С С Н Н С Н Н Н Б

Матрица фиксации показателей ИСУД учащегося 5 «А» класса. Русский язык

ФИ ученика обученность обучаемость И Б о X ю о о о с о о 1- о ю го Q. модальность асимметрия ГМ логика организ. ОУУН ком. ОУУН информ. ОУУН мотивация

анализ синтез сравнение t— о о 5 s о ТС X ш X о S т S Q. с планирование ведение записей монолог, речь работа в команде смысл. чтение преобр. информации

Рульковский Евгений 3 I С А П С С Н С Н Н Н С Н Н Б

Матрица фиксации показателей ИСУД учащегося 6 «А» класса. Русский язык

ФИ ученика обученность обучаемость работоспособность модальность асимметрия ГМ логика организ. ОУУН ком. ОУУН информ. ОУУН мотивация

анализ синтез сравнение Б о 5 х ' ет о тс х ш х о S т S Q. С планирование ведение записей монолог, речь работа в команде смысл. чтение преобр. информации

Трухалева Алена 3 I Н В П Н Н Н С Н Н Н С С Н Б

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

51

___________портФОлиошкалы_____________________________________________________

Приложение 2

Индивидуально-групповая программа развития учащихся 6а класса средствами учебного предмета (русский язык): (Анастасии Барминой, Арины Гараниной, Ивана Назаренкова, Евгения Рульковского, Алены Трухалевой)

Значимые параметры ИСУД, требующие развития. Формы и виды заданий

Смысловое чтение Найти смысловую ошибку в тематическом тексте. Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах. Отгадывать загаданное слово в игре «ДА-НЕТ», задавая вопросы по теме. Извлечь всю информацию из представленного объекта (устно). Анализ текста (тема, основная мысль, средства выразительности и изобразительности) Определить усвоенное понятие по смыслу. Составить текст с фактическими, речевыми ошибками.

Монологическая речь Активное слушание с опорой на визуальный ряд. Активное слушание с опорой на визуальный ряд и с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу и последующим обсуждением результатов. «Мозговой штурм». Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (устно). Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство: (Словосочетание и предложение; Служебные части речи и самостоятельные). Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее (различия). Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия Составить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.

Преобразование информации Составить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись. Диктант «Шифровальщик». Найти соответствие. Придумать название к тексту по изучаемой теме. «Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, проанализировать, сделать вывод. Синквейн. Составить кроссворд, сканворд по изучаемой теме.

Ведение записей. Планирование. «Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями. Извлечь всю информацию из представленного объекта (устно). Планирование порядка и сроков изучения разделов - как коллективная работа в начале изучения раздела. Составление плана изучения темы (Изучение частей речи: ГЗ, вопросы, Гпризнаки, синтаксическая роль, употребление в речи).

Сравнение Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору. Сопоставить тексты с одним содержанием, но разных стилей, типов речи. Найти сходства и отличия. Собрать и оформить тематический сборник (например, устаревших слов по теме «Культура Древней Руси») Провести самостоятельное наблюдение (за речью одноклассников, например) Составить задания для викторины по изученной теме

Базовая мотивация - все Создание ситуации успеха Стимулирующее оценивание Свободный выбор заданий

Виз. (Назаренков, Талалаев, Трухалева) Ауд. (Рульковский) Кин.( Бармина, Гаранина) Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство: (Словосочетание и предложение; Служебные части речи и самостоятельные). Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме с предъявлением задания до или после просмотра. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее (различия). Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия Найти смысловую ошибку в тематическом тексте. Составить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись. «Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями. Решить «смысловое уравнение с двумя неизвестными» ( ... - раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи, а причастие ...) Цифровой диктант «на слух» - ответить на вопросы письменно (да - 1, нет - 0), с последующей немедленной «работой над ошибками». Например: Верны ли мои утверждения? Да - 1. Нет - 0. Буквенный диктант.

Прав. Лев. (Гаранина) Диктант «Шифровальщик». Числовой диктант. Извлечь всю информацию из представленного объекта (устно). Перевод «с русского на русский»

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.