воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Стародубцева. - Тюмень, 2004. - 26 с.
7. Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.С. Трофимова. - Краснодар, 2010. - 25 с.
8. Щербакова Т.А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.А. Щербакова. - Набережные челны, 2011. - 24 с.
ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МАС-РЕСТЛИНГУ ДЛЯ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
© Бояров Н.И.1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Морукская средняя общеобразовательная школа» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия)
В статье рассмотрена технология подготовки по мас-рестлингу для воспитаннкиов начальной подготовки в условиях сельской школы.
Ключевые слова спорт, физическая культура, мас-рестлинг, спортивная и силовая подготовка.
Спортивная подготовка по мас-рестлингу способствует всестороннему и гармоничному развитию личности детей, а также влияет на развитие коллективных, волевых и нравственных качеств на получение представления о физической культуре, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и о владении знаний о физической культуре, а также непосредственно пропаганда традиционных национальных видов спорта народа Саха.
Мас-рестлинг - одна из силовых видов единоборств двух спортсменов, где задачей является перетягивание палки от соперника. Два соперника садятся на помост, упираются ногами в деревянную доску, берутся за полку и начинают перетягивать с использованием различных приёмов: разрешается применение напором двух ног из доски, силовая тяга для победы спортсмену необходимо просто вырвать палку из рук соперника, при этом ноги упираются в доску, перемещение по доске, работа ногами, перекручивание пал-
1 Учитель физической культуры.
ки, раскачивание противника - нюансов огрмное количество [1]. В процессе борьбы работают все группы мышц: разгибатели спины, бицепцы, мышцы преплечья, ноги в полном объеме, многоичсленные мышцы-стабилизаторы. Вместе с тем, мас-рестлинг является единственным видом единоборств, где отсутствует прямой контакт между соперниками.
С целью развития и повышения спортивного мастерства школьников по национальным видам спорта, а также для укрепления национальной спортивной традиции народов Саха (Якутия) с 1996 г. работает секция по мас-рестлингу «Мадьыны». Секция по мас-рестлингу способствует всестороннему и гормональному развитию телосложения детей, а также секция влияет на развитие коллективных, волевых и нравственных качеств на получение представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и о владении знаний о физической культуре, а также непосредственно пропаганда традиционных национальных видов спорта народа Саха.
Главной целью подготовки воспитанников по мас-рестлингу заключается в воспитании физически крепких, гармонично развитых, социально-активных юных спортсменов, готовых к учебной и трудовой деятельности в будущем. Основные задачи секции - это привлечение детей к активным занятиям спортом и формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям мас-рестлинга; обеспечение укрепления здоровья и разностроен-ное развитие личности; обучение основам техники выполнения физических упражнений и формирование ведения единоборств; приобретение разносторонней физической подготовки на основе физических упражнений; подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовки, соответствующей возрастной группы.
Для занятий в группах начальной подготовки приглашаются все желающие с 9-11 лет. Для группы начальной подготовки, начинающим спортсменам при освоении навыков ведения мас-рестлинга предпочтительна игровая форма тренировок, которая содержит тактические элементы поединка и строится на базе определенных комплексов физических упражнений. На первых порах необходимо усвоить всю сущность спорта и данного вида спорта - мас-рестлинга. История развития, теория, сведения мас-рестлинга в обучаются в форме бесед, лекций, просмотра записей, просмотра соревнований. Такая форма обеспечивает оптимальное сочетание обучения в школе с возможностью занятий спортом, способствует повышению работоспособности и улучшению здоровья учащихся. Учитывая важность и актуальность изучения проблемы рациональной организации и методики осуществления спортивной подготовки в сельской школе, мы поставили задачу интеграции спортивной подготовки и учебной деятельности.
Таким образом, основные разделы тренировочного процесса по мас-рестлингу включают:
1. Правила техники безопасности при занятиях в зале, при выполнении упражнений с инвентарем и т.д.;
2. Основы организации двигательного режима в учебной деятельности, состояние самочувствия и здоровья;
3. Самостоятельное обучение новым физическим упражнениям и двигательным действиям, страховка и самостраховка во время занятий;
4. Правила личной гигиены и закаливание организма;
5. Профилактика травматизма при организации проведении тренировок.
6. Правила, техника и нюансы мас-рестлинга.
Общая физическая подготовка во время тренировок:
I. Строевые упражнения выполняются на каждом занятии в целях организации воспитанников, воспитания дисциплины, строевой выправки и осанки воспитанников.
II. Общеразвивающие упражнения выполняются для всестороннего физического развития воспитанников, укреплениея подвижности в суставах и координации движений, улучшения функций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Во время разминки дополнительно проводится имитация движений предков.
III. Ходьба и беговые упражнения производятся на носках, скрестным шагом в стороны, высоким подниманием прямых и согнутых ног, ходьба с выпадами в полуприседя, бег на месте, игровые упражнения с элементами бега, челночный бег, эстафетный бег, национальные прыжки. Для развития выносливости и силы воли выполняется кросс, бег, лыжный бег по местности 1,5-2,5 км. с учётом развития каждого ученика.
IV Подвижные игры - это основная часть тренировок для учащихся этой группы.
Стремление детей к активному и приятному времяпровождению реализуется путем изменения формы организации занятий за счет максимально целесообразного включения в занятия игровых заданий. Используются упражнения с набивными и теннисными мячами. Например, с набивными мячами 2-4-5 кг. держа обеими руками, наклоны, прогибы, круговые вращения туловищем в разном темпе с различной амплитудой движения, броски мяча вверх и ловля и т.д. С теннисным мячом производятся упражнения по сжиманию мяча пальцами, броски и ловля мяча из различных исходных положений стоя; сидя; лёжа и т.д.
Во время тренировок воспитанники играют, используя мяч в «снайперы», «мяч в ловцу», «попади в цель», гандбол и баскетбол мини-футбол с мягким мячом упрощенным правилом в этой группе.
V Специальная физическая подготовка решает задачи развития физических качеств: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. В этой подготовке применяются упражнения якутских национальных игр, лазанье на канате, перетягивание каната, вис на перекладине (подтягивание хватом,
передвижение хватом, махи и соскоки), комплекс упражнений через барьеры, в длину, многоскоки, национальные прыжки, тройной комплекс упражнений, передвижение на доске упора в парах без сопротивления, передвижение на тренажёре с пружиной, блок тяга с маленьким грузом, кантовка колеса, приседание на линиях с грузом и без груза.
VI. Технико-тактическая подготовка основывается на создании у воспитанников представления о мас-рестлинге, ознакомления с правилами проведения соревнований, инвентарем и оборудованием, показом и объяснением техники мас-рестлинга. Во время тренировок обучаются приёмы «Ущниц-кий», «Газ» без сопротивления. Воспитанники обучаются к техникам сидения против противника на помосте, наружного и внутреннего хвата палки, игровым вариантам схватки, схватки с различными партнерами. Помимо вышесказанного, воспитанники участвуют в соревнованиях, примененяя технические и тактические приемы. В течение года каждый воспитанник должен принять участие в 1-3 соревнованиях различного уровня.
При соблюдении преемственности и последовательности решаемых задач учитываются потребности воспитанников сравнивать свои успехи с товарищами по группе путем регулярного включения упражнений с элементами соревнований, эстафеты, сдача нормативов комплекса упражнений в выполнении технических действий и т.п. Особое внимание в процессе тренировок уделяется совместному с воспитанником анализу качества выполнения упражнений. Тем самым решается принцип сознательности, и развивается сознательное отношение ученика к своим ошибкам. Совместный поиск резервов роста и дальнейшего продвижения ребенка по пути к успеху стимулирует мотивацию и развитие способности к мобилизации на выполнение всех необходимых упражнений.
Занятия строятся в основном по типу широкой общей физической подготовки с комплексным использованием доступных средств всестороннего физического воспитания и общего «спортивного образования», то есть с целью формирования основ техники спортивных движений, включенных в программу общеобразовательной школы, спортивные занятия по интересам, участие в массовых состязаниях по комплексной программе и т.д.
Для определения уровня специальной силовой подготовленности используются тестирования как становая тяга, по прыжку в длину с места. Для оценки уровня специальной силовой подготовленности используются следующие упражнения: вис на перекладине - для контроля силовой выносливости хвата; тяга сидя на блочном тренажере - для оценки силы тяги; удержание груза сидя на блочном тренажере - для оценки силовой выносливости.
Таким образом, начальная подготовка по мас-рестлингу для группы воспитанников начальной подготовки ориентирована: во-первых, активизация навыков здорового образа жизни; во-вторых, получение двигательных умений и навыков по мас-рестлингу; в-третьих, формирование положитель-
ных качеств личности: дисциплинированность, чувства товарищества, ответственности, взаимопомощи, умение тренироваться и соревноваться; четвертых, развитие основных физические качеств: ловкость, силу, быстроту, координацию и выносливость; в пятых, формирование навыков и интереса для дальнейшей подготовки по мас-рестлингу.
За годы обучения и воспитания подрастающего поколения выпущены 8 мастеров спорта, 11 кандидатов в мастера спорта 6 выпускников в первым разрядом мастерства по мас-рестлингу. В каждом выпуске в последние 7 лет присутствуют кандидаты и мастера спорта. Благодаря этому село является основной кузницей сборной команды района, республики на соревнованиях различного уровня.
Список литературы:
1. Захаров А.А. Мас-рестлинг / А. А. Захаров. - Якутск: Изд-во Якутского унта, 2006. - 160 с. - ISBN 5-7513-0853-0.
2. Захаров А.А. Педагогическая оценка силовой подготовленности юношей 15-16 лет, занимающихся мас-рестлингом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 35-39.
3. Кривошапкин П.И. Мас-рестлинг. Биомеханические основы техники, тактики и методики / П.И. Кривошанкин. - Якутск: ООО «Ситим-медиа», 2006. - 72 с.
4. Логинов В.Н. Динамика времени схваток в перетягивании палки // Материалы республиканской научно-практической конференции «Совершенствование подготовки специалистов в области физической культуры и спорта РС (Я)». - Якутск, 2005. - С. 89-92.
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ АКРОБАТОК 6-8 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Дайнеко С.А., Опалева О.Н.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Контроль за физическим состоянием акробаток 6-8 лет позволяет проследить динамику роста на этапе начальной подготовки. В статье анализируется уровень развития двигательных качеств акробаток 6-8 лет на этапе начальной подготовки.
Ключевые слова: акробатика, двигательные качества, тренировочный процесс.