ных качеств личности: дисциплинированность, чувства товарищества, ответственности, взаимопомощи, умение тренироваться и соревноваться; четвертых, развитие основных физические качеств: ловкость, силу, быстроту, координацию и выносливость; в пятых, формирование навыков и интереса для дальнейшей подготовки по мас-рестлингу.
За годы обучения и воспитания подрастающего поколения выпущены 8 мастеров спорта, 11 кандидатов в мастера спорта 6 выпускников в первым разрядом мастерства по мас-рестлингу. В каждом выпуске в последние 7 лет присутствуют кандидаты и мастера спорта. Благодаря этому село является основной кузницей сборной команды района, республики на соревнованиях различного уровня.
Список литературы:
1. Захаров А.А. Мас-рестлинг / А. А. Захаров. - Якутск: Изд-во Якутского унта, 2006. - 160 с. - ISBN 5-7513-0853-0.
2. Захаров А.А. Педагогическая оценка силовой подготовленности юношей 15-16 лет, занимающихся мас-рестлингом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 35-39.
3. Кривошапкин П.И. Мас-рестлинг. Биомеханические основы техники, тактики и методики / П.И. Кривошанкин. - Якутск: ООО «Ситим-медиа», 2006. - 72 с.
4. Логинов В.Н. Динамика времени схваток в перетягивании палки // Материалы республиканской научно-практической конференции «Совершенствование подготовки специалистов в области физической культуры и спорта РС (Я)». - Якутск, 2005. - С. 89-92.
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ АКРОБАТОК 6-8 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Дайнеко С.А., Опалева О.Н.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Контроль за физическим состоянием акробаток 6-8 лет позволяет проследить динамику роста на этапе начальной подготовки. В статье анализируется уровень развития двигательных качеств акробаток 6-8 лет на этапе начальной подготовки.
Ключевые слова: акробатика, двигательные качества, тренировочный процесс.
Постоянный рост спортивных результатов предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов. Изыскание все более совершенных форм, средств и методов подготовки позволяет добиваться значительных успехов в избранном виде спорта.
На сегодняшний день не все виды спорта в достаточной мере оснащены передовыми технологиями подготовки спортсменов, к их числу можно отнести и спортивную акробатику, где проблема построения многолетнего тренировочного процесса является актуальной.
В настоящее время спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысился динамизм и артистизм упражнений.
Параллельно с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Одна из существенных проблем связана с недостаточной научно-методической разработанностью вопросов подготовки спортсменов на ранних этапах тренировочного процесса. Имеющиеся научные исследования немногочисленны и лишь фрагментарно отражают отдельные вопросы данной проблемы (В.М. Баршай, 1973; В.Н. Болобан, 1982, 1988; Н.Н. Пилюк, 1989). Большинство научных работ посвящено изучению различных сторон подготовки акробатов высокого класса (Г.В. Антонов, 1984; В.П. Коркин, 1984; В.А. Скакун, 1987; М.П. Волченко, 1988; В.Н. Болобан, 1990; Н.П. Гусев, 1991; В.Н. Ку-рысь, 1991; В.Н. Мкртычан, 1995; Н.В. Малозония, 1999; Н.Н. Пилюк, 2000; Martin D., Karl К., LehnertzH., 1994).
Тренировочный процесс на этапе начальной спортивной специализации -важная ступень на пути становления мастерства спортсмена, и от того, насколько эффективно он выстроен, во многом будет зависеть реализация намеченной перспективной цели.
В сложно-координированных видах спорта, в том числе спортивной акробатике, основой тренировочного процесса является техническая подготовка, которой уделяется большое внимание, однако она обусловлена и в первую очередь зависит от уровня общей физической подготовленности спортсмена. В работах В.П. Филина (1970, 1974, 1980, 1985, 1987), Л.П. Матвеева (1977, 1979, 1991, 1999), В.Н. Платонова (1980, 1986, 1997), В.Г. Никитуш-кина (1995, 2002) убедительно показано, что эффективность тренировочного процесса в значительной мере зависит от рационального применения средств и методов спортивной тренировки как в годичном, так и в многолетних циклах. При этом важным требованием является обеспечение должной преемственности в подготовке юных спортсменов.
Так как в детско-юношеском спорте тренировочный процесс направлен на создание прочного фундамента общей физической подготовки и нацелен на высшее спортивное мастерство, вопросы наполнения конкретным содержанием этих разделов являются актуальными.
Целью нашего исследования являлось, проследить за изменением уровня общей физической подготовленности акробаток 6-8 лет на этапе начальной подготовки в тренировочном процессе.
Для определения роста физических показателей, было проведено исследование на девочках, занимающихся акробатикой в группе начальной подготовки, на базе ДЮСШ № 4 г. Брянска. В исследовании приняло участие 15 девочек. Занятия проходили 3 раза в неделю по 1,5 часа.
Для контроля за уровнем физических качеств нами применялись нормативы, которые измерялись в баллах.
Подъем прямых ног до угла 90°:
1 балл - 1 раз
2 балла - 3 раза
3 балла - 5 раз
4 балла - 10 раз
5 баллов - 15 раз
Прыжок в длину с места:
1 балл - 100 см
2 балла - 105 см
3 балла - 110 см
4 балла - 115 см
5 баллов - 120 см
Отжимание:
1 балл - 1 раз
2 балла -5 раз
3 балла - 10 раз
4 балла - 15 раз
5 баллов - 20 раз
Подтягивание:
1 балл - 0 раз
2 балла -1 раз
3 балла - 2 раза
4 балла - 3 раза
5 баллов - 4 раза
В тренировочный процесс были включены упражнения на развитие двигательных качеств: силы, скоростно-силовых.
Использовались такие методы развития, как упражнения с внешним сопротивлением; изометрические упражнения (упражнения статического характера); упражнения с преодолением веса собственного тела (подтягивание; гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре, отжимания на брусьях); метод максимальных усилий, методы многократного растягивания и т.д.
В ходе проведенного исследования был выполнен сравнительный анализ результатов и определены закономерности развития двигательных качеств на этапе начальной подготовке акробаток 6-8 лет (рис. 1).
Таблица 1
Результаты развития двигательных качеств акробаток
Нормативы В начале исследования (баллах) В конце исследования (баллах)
Подъем прямых ног до угла 37 42
Прыжок в длину с места 48 56
Отжимание 35 40
Подтягивание 41 46
Развитие данных качеств имело положительную динамику.
Рис. 1. Уровень двигательных качеств на этапе начальной подготовке акробаток 6-8 лет
Выводы:
1. Источники научно-методической литературы свидетельствует, что вопросы развития двигательных качеств акробаток на этапе начальной подготовки, освещаются достаточно широко. Однако, научно-методические работы, посвященные специальным упражнениям в формировании конкретных двигательных качеств, отсутствуют, что определенным образом тормозит развитие теории и практики спортивной акробатики.
2. В процессе развитие двигательных качеств акробаток 6-8 лет на этапе начальной подготовки используются различные методы для улучшения показателей.
3. В данном возрастном периоде необходимо повышать уровень развития основных двигательных качеств, что бы в дальнейшем иметь хорошую базу для специальной физической подготовки.
Список литературы:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 5. - С. 5-12.
2. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов / А.В. Родионов - М.: Академический Проект, 2004. - С. 16-36.
3. Сысоев В.В. Формирование аксидентальных способностей в процессе физкультурного образования // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 195-198.
4. Украинцева Ю.А., Дайнеко С.А., Гуторова Г.А. Применение средств оздоровительных технологий для улучшения физического развития и двигательных качеств // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 121-124.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Марков В.И., Ляхова Д.А., Старлычанова М.Н.
Южно-Российский институт - филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
Методика физического воспитания - достаточно трудоемкий процесс. В этой работе были рассмотрены основные моменты и методология работы с представителями детского возраста, так и более взрослых людей. Информация, представленная здесь, является результатом наших совместных усилий и своей конечной целью мы считали систематизацию и обобщение теории и практики.
Ключевые слова ЛФК, адаптивная физкультура, методология, практика и теории, упражнения, оздоровление, организм.
Слово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо действия или способы применения различных знаний к поставленной задаче. В данном контексте мы будем рассматривать методы физического воспитания детей школьного возраста.
Знание различных методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно решать поставленные в уроке или тренировки задачи.
Применяются две группы методов обучения: специфические и общепедагогические.
К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:
1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).