Научная статья на тему 'Методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках'

Методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
432
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL QUALITIES / SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS / ПРЫЖКИ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ / ACROBATIC TRACK JUMPS / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / SPORTING SKILL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жигайлова Л. В., Пилюк Н. Н.

Спортивные виды гимнастики, включая прыжки на батуте и акробатической дорожке, являются сложнокоординационными, многофакторными видами спортивной деятельности, требующими высочайшего проявления индивидуальных способностей спортсменов. В прыжках на акробатической дорожке структура моторики усложняется тем, что основное упражнение заключается в комплексном сочетании различных по характеру деятельности проявлений физических качеств. Это увеличивает число факторов, влияющих на спортивный результат. В этой связи существенное значение приобретает разработка методов педагогического контроля за наиболее значимыми показателями специальной физической подготовленности акробаток высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках. Результаты проведенного исследования позволили разработать методику оценки специальной физической подготовленности акробаток высокой квалификации. Основными компонентами данной методики являются: 1. Комплекс тестов, характеризующий специальную подготовленность акробаток. 2. Шкалы относительной оценки результатов тестирования. 3. Уровни развития и модельные характеристики специальной физической подготовленности и особенностей телосложения акробаток высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жигайлова Л. В., Пилюк Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EVALUATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF SPORTS-WOMEN OF HIGHER QUALIFICATION SPECIALIZING IN ACROBATIC JUMPS

Sporting gymnastics kinds including trampoline and acrobatic track jumps have been complexely coordinated, polyfactor kinds of sporting activity, requiring the highest display of athletes individual abilities. In acrobatic track jumps the motor movement structure is becoming more difficult because of the fact that the main exercise includes complex combination of physical qualities manifestations in accordance with the activity done. All this increases the number of factors influencing on the sporting result. In connection with this postulate working out methods of pedagogical control after the most meaningful indices of special physical training of women-acrobats of higher qualification who specialize themselves in acrobatic jumps is of great importance. The results of the research done allowed to work out methods giving the possibility to evaluate. Special physical preparedness of women-acrobats of higher qualification. The main components of the given methods are: 1. Test complexes, special preparedness of characterizing women-acrobats. 2. The scale of relative evaluation of test results/ 3. Levels of the development and model characteristics of special physical preparedness and peculiarities of the frame of women-acrobats of higher qualification, specializing in acrobatic jumps.

Текст научной работы на тему «Методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках»

методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках

Кандидат педагогических наук Л. В. Жигайлова, доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Пилюк

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Спортивные виды гимнастики, включая прыжки на батуте и акробатической дорожке, являются сложнокоординационными, многофакторными видами спортивной деятельности, требующими высочайшего проявления индивидуальных способностей спортсменов.

в прыжках на акробатической дорожке структура моторики усложняется тем, что основное упражнение заключается в комплексном сочетании различных по характеру деятельности проявлений физических качеств. Это увеличивает число факторов, влияющих на спортивный результат. в этой связи существенное значение приобретает разработка методов педагогического контроля за наиболее значимыми показателями специальной физической подготовленности акробаток высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках.

Результаты проведенного исследования позволили разработать методику оценки специальной физической подготовленности акробаток высокой квалификации. Основными компонентами данной методики являются:

1. Комплекс тестов, характеризующий специальную подготовленность акробаток.

2. шкалы относительной оценки результатов тестирования.

3. Уровни развития и модельные характеристики специальной физической подготовленности и особенностей телосложения акробаток высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, физические качества, прыжки на акробатической дорожке, спортивное мастерство.

Постоянный рост сложности акробатических прыжков и повышение мастерства исполнителей ставят пе-

ред спортивной педагогикой ряд проблем, решение которых должно быть направлено как на совершенствование традиционных средств тренировки, так и на поиск новых эффективных методов развития двигательных возможностей занимающихся [1, 4, 8].

По мнению Ю. В. Менхина [5], физическая подготовка акробатов и гимнастов, являясь одной из важнейших составных частей спортивной тренировки, многогранна и преследует ряд целей, которые требуют различного содержания и средств совершенствования специальных физических качеств.

С целью изучения мнения тренеров-практиков по вопросам содержания и организации физической подготовки спортсменок высших разрядов было проведено анкетирование ведущих специалистов.

По результатам анкетирования установлено, что спортивно-техническое мастерство прыгунов в большинстве случаев зависит от следующих факторов:

1) высокого уровня технической подготовленности (среднее ранговое место 2,46);

2) высокого уровня специальной физической подготовленности (2, 6);

3) психологической подготовленности (3,8);

4) общей физической подготовленности (4,53);

5) свойств личности спортсмена (4,6);

6) показателей физического развития (5,53);

7) материально-технического обеспечения (5,86);

8) тактической подготовленности (6,5).

Ведущими характеристиками физической подготовленности акробаток высокой квалификации, обеспечивающими достижение спортивного мастерства, по мнению тренеров-практиков, в порядке значимости являются:

1) координационные способности (2,66);

2) специальная прыгучесть (3,06);

3) спортивно-силовая подготовленность (3,33);

4) интегральная подготовленность (3,4);

5) быстрота движений (4,33);

6) силовая подготовленность (4,6);

7) гибкость (6,6).

Исследование информативности показателей специальной физической подготовленности акробаток высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках, проводилось на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами тестирования и критериями информативности, в качестве которых использовались результаты соревнований [9].

Тестирование было организовано на спортивных базах ведущих акробатических центров страны. В исследовании приняли участие 11 спортсменок, из них ЗМС - 1, МСМК - 4, МС - 6. Средний возраст испытуемых 16 лет, стаж тренировок 12 лет.

Установлено, что из всех тестов, характеризующих силовую, скоростно-силовую, координационную подготовленность, специальную выносливость, показатели полидинамометрии и антропометрические данные, высокую степень взаимосвязи с соревновательным результатом (р < 0,01) проявили следующие показатели: время бега 20 м (с) (г= -0,82); сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах за 7 с (количество) (г= -0,74); минимальное прибавление результатов в прыжке в дли-

ну с места в диапазоне 50-75% (количество) (г= -0,87); вращение головой с закрытыми глазами (с) (г= 0,89); 2 переворота назад - темповое сальто - переворот назад - темповое сальто (количество) (г= 0,77); 3 переворота назад - сальто назад прогнувшись (количество) (г= 0,87); сальто назад в группировке (количество) (г= 0,84); показатели разгибателей бедра (правая) (кг) (г= 0,83); показатели относительной силы (кг) (г= 0,86); длина туловища (см) (г= 0,87).

Контрольные упражнения: подъем разгибом (количество) (г= 0,73); прыжки на двух ногах 20 м (с) (г= -0,7); поднимание ног на жерди в висе до касания за головой за 7 с (количество) (г= 0,65); прыжок вверх со взмахом руками (см) (г= 0,68); тест на сочетание и переключение движений (балл) (г= 0,66); показатели сгибателей плеча (левая) (кг) (г= 0,7); показатели становой силы (сгибатели) (кг) (г= 0,63); показатели разгибателей бедра (левая) (кг) (г= 0,65); показатели абсолютной силы (кг) (г= 0,63); масса тела (кг)» (г= -0,63); ширина таза (см) (г= 0,6); обхват таза (см) (г=- 0,66) и обхват бедра (см) (г= -0,65), достоверно взаимосвязаны с общей суммой баллов за выполнение соревновательных упражнений на уровне Р < 0,05.

Вторым важным критерием при отборе контрольных

Показатели физической подготовленности МСМК МС Обобщенный

Интегральный показатель силовой подготовленности (балл) выше среднего (6,8) средний (4,6) средний (5,7)

Относительная сила (кг/кг) высокий (10,4) средний (8,2) средний (9,3)

Подъем разгибом из виса (кол-во раз) выше среднего (17,5) средний (13,3) средний (14,7)

Интегральный показатель скоростно-силовой подготовленности (балл) высокий (41,4) средний (33,75) выше среднего (37,6)

Бег 20 м (с) выше среднего (2,9) средний (3,4) средний (3,15)

Сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах за 7 с, ноги фиксированы (кол-во раз) выше среднего (7,0) средний (6,2) средний (6,6)

Поднимание ног в висе на жерди до касания за головой за 7 с (кол-во раз) высокий (6,3) средний (5,3) средний (5,8)

Интегральный показатель координационной подготовленности (балл) высокий (24,1) средний (10,8) средний (17,45)

Минимальное прибавление в прыжке в длину с места в диапазоне 50-75% (кол-во раз) высокий (13,3) средний (9,3) средний (11.3)

Вращение головой с закрытыми глазами (с) выше среднего (65, 2) средний (58,1) выше среднего (61,7)

Тест на сочетание и переключение движений (балл) выше среднего (9,8) выше среднего (9,6) выше среднего (9,7)

Интегральный показатель специальной выносливости (балл) высокий (20,8) средний (14,4) выше среднего (17,6)

Три переворота назад - сальто назад прогнувшись (кол-во раз) высокий (7,3) средний (5,7) выше среднего (6,5)

Показатели полидинамометрии (кг) высокий (490,4) средний (401,9) выше среднего (455, 7)

Суммарный показатель N 1 (балл) высокий (129,4) средний (85,36) выше среднего (107,4)

Таблица

Модельные характеристики акробаток-прыгуний высокой квалификации

упражнений, применяемых при оценке физической подготовленности спортсменок, является надежность тестов. Для определения надежности контрольных заданий применялся метод повторного тестирования [3, 5].

Выявление эквивалентных (дублирующих друг друга) тестов осуществлялось путем расчета коэффициентов корреляции между результатами тестов, проверенными на информативность и надежность. Если два или несколько тестов, отражающих уровень развития одного и того же физического качества, оказывались эквивалентными, то в комплекс тестов контрольных упражнений включалось более информативное двигательное задание.

Из 69 контрольных заданий, предназначенных для проверки, были отобраны 11 тестов.

Важнейшей задачей педагогического контроля является разработка системы оценки результатов тестирования.

Для расчета оценочных таблиц полученных результатов тестирования применялись пропорциональные шкалы, предполагающие начисление одинакового количества баллов за равный прирост результатов. При разработке шкал оценки результатов тестирования в получении интегральных оценок в каждом виде подготовленности, а также при расчете суммарных показателей, вводился поправочный коэффициент, отражающий информативность тестов [1, 5] [приложение].

Для оптимизации управления тренировочным процессом необходимо знание требований, предъявляемых к различным сторонам СФП акробаток высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках. В этой связи разработка уровней развития и модельных характеристик, а также ориентация на конкретные величины этих характеристик при подготовке высококвалифицированных спортсменов приобретает большое значение [2, 6, 7].

Уровни развития показателей определялись на основе метода с использованием средних значений и величин стандартных отклонений.

Разработка уровней развития показателей специальной физической подготовленности позволила перейти к определению модельных характеристик СФП. В основу выявления конкретных величин модельных значений положен анализ этих показателей, характеризующих подготовленность трех акробаток, достигших наивысших спортивно-технических результатов в исследуемой группе, что позволило представить их в виде модельных характеристик (табл.).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили разработать методику оценки СФП высококвалифицированных акробаток в прыжках на акро-

батической дорожке. Основными компонентами данной методики являются:

1. Комплекс тестов, характеризующий специальную физическую подготовленность акробаток высокой квалификации.

2. Шкалы относительной оценки результатов тестирования.

3. Уровни развития физической подготовленности.

4. Модельные характеристики СФП и особенностей телосложения спортсменок в прыжках на акробатической дорожке.

Предложенную схему модельных характеристик, безусловно, нельзя рассматривать как полную, законченную модель из-за отсутствия некоторых существенных показателей, также определяющих мастерство акробаток. Она будет постоянно дополняться и уточняться. Однако, уже сейчас, используя ее, можно оценить потенциал спортсменок, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменок и наметить пути дальнейшего совершенствования их спортивного мастерства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аркаев Л. Я., Сучилин Н. Г. Как готовить чемпионов. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.

2. Безродная Н. С., Пилюк Н. Н. Формирование готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельности: методические рекомендации. - Краснодар: КубГАФК, 2002. - 52 с.

3. Кузько А. П. Принципиальные вопросы корректности результатов экспериментального исследования в области физического воспитания и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1. - С. 59.

4. Матвеев А. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное пособие. - Киев: Олимпийская литература, 1999.

5. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физическая культура и спорт, 1989. - 223 с.

6. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: Теория и практика: учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 303 с.

7. Смолевский Б. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 465 с.

8. Платонов В. А. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение: учебник тренера высшей квалификации. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

9. Пилюк Н. Н., Безродная Н. С. Система подготовки спортсменов высокой квалификации в спортивных видах гимнастики: курс лекций. - Краснодар: РИО КГУФКСТ, 2008. - 139 с.

10. Чернышенко Ю. К., Пилюк Н. Н., Баландин В. А. Методика отбора юных акробатов 7-10 лет на этапах начальной и начальной специализированной подготовки: учебное пособие. - Краснодар, 1989. - 123 с.

Шкалы оценки акробаток-прыгуний высокой квалификации

Приложение

Минимальное прибавление в прыжке в длину в диапазоне 50-75 % (кол-во) Три переворота назад - сальто назад прогнувшись Интегральный показатель относительной силы (кг/кг) Сальто назад в группировке (кол-во) Разгибатели бедра (правая) (кг) Бег 20 м (с) Вращение головой с закрытыми глазами (с) Два переворота назад - темповое сальто - переворот назад темповое сальто (кол-во) Сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах за 7 с, ноги фиксированы

рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл

14 10 8 10 10,7 9,8 42 9,6 40 9,5 3,0 9,4 74 9,0 7 8,8 7 8,5

13 8,6 7 8 10,3 8,8 38 8,4 35 7,1 3,1 8,46 69 8,0 6 6,6 6 4,25

12 7,2 6 6 9,9 7,8 34 7,2 30 4,7 3,2 7,52 64 7,0 5 4,4 5 0

11 5,8 5 4 9,5 6,8 30 6,0 25 2,3 3,3 6,58 59 6,0 4 2,2

10 4,4 4 2 9,1 5,8 26 4,8 20 0 3,4 5,64 54 5,0 3 0

9 8 3,0 1,6 3 0 8,7 8,3 4,8 3,3 22 18 3,6 2,4 3.5 3.6 4,7 3,76 49 44 4,0 3,0

7 0,2 7,9 2,8 14 1,2 3,7 2,82 39 2,0

6 0 7,5 1,8 10 0 3,8 1,88 34 1,0

7,1 0,8 3,9 0,94 29 0

6,7 0 4,0 0

1,0 1,4 1,0 2,0 0,4 1,0 4,0 1,2 5,0 2,4 0,1 0,94 5,0 1,0 1,0 2,2 1,0 4,25

Подъем разгибом (кол-во) Сгибатели плеча (левая) (кг) Прыжки на двух ногах 20 м (с) Прыжок вверх по Абалакову (см) Тест на сочетание и переключение движений (балл) Разгибатели бедра (левая) (кол-во) Поднимание ног в висе на жерди до касания за головой за 7 с (кол-во) Интегральный показатель абсолютной силы (кг) Становая сила (сгибатели) (кг)

рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл рев. балл

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

22 8,4 35 8,0 4,0 8,0 57 7,6 10 7,6 45 7,5 6 7,5 532 7,2 70 7,2

17 6,5 30 5,35 4,5 6,2 55 6,6 9 5,7 43 6,7 5 0 514 6,4 65 6,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 4,6 25 2,7 5,0 4,4 53 5,6 8 3,8 41 5,9 496 5,6 60 5,6

7 2,7 20 0,05 5,5 2,6 51 4,6 7 1,9 39 5,1 478 4,? 55 4,8

2 0,8 19 0 6,0 0,8 49 3,6 6 0 37 4,3 460 4,0 50 4,0

0 0 6,5 0 47 2,6 35 3,5 442 3,2 45 3,2

45 1,6 33 2,7 424 2,4 40 2,4

43 0,6 31 1,9 406 1,6 35 1,6

41 0 29 1,1 388 0,? 30 0,8

27 0,3 370 0 25 0

25 0

5,0 1,9 5,0 2,65 0,5 1,8 2,0 1,0 1,0 1,9 2,0 0,8 1,0 7,5 18,0 0,8 5,0 0,8

Л) О ТЗ

Л) ч о

Я О)

о э о тз

00 X

о

тз Л)

тз о 00 я

ю о о о

methods of evaluation of special physical training of sports-women of higher qualification specializing in acrobatic jumps

Zhigailova L., Candidate of Pedagogics, Pilyuk N., Doctor of Pedagogics, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Sporting gymnastics kinds including trampoline and acrobatic track jumps have been complexely coordinated, polyfactor kinds of sporting activity, requiring the highest display of athletes' individual abilities.

In acrobatic track jumps the motor movement structure is becoming more difficult because of the fact that the main exercise includes complex combination of physical qualities manifestations in accordance with the activity done. All this increases the number of factors influencing on the sporting result. In connection with this postulate working out methods of pedagogical control after the most meaningful indices of special physical training of women-acrobats of higher qualification who specialize themselves in acrobatic jumps is of great importance.

The results of the research done allowed to work out methods giving the possibility to evaluate. Special physical preparedness of women-acrobats of higher qualification.

The main components of the given methods are:

1. Test complexes, special preparedness of characterizing women-acrobats.

2. The scale of relative evaluation of test results/

3. Levels of the development and model characteristics of special physical preparedness and peculiarities of the frame of women-acrobats of higher qualification, specializing in acrobatic jumps.

Key words: special physical preparedness, physical qualities, acrobatic track jumps, sporting skill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.