УДК 796.413/.418
СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ТРЕНИРОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОК-ПРЫГУНИЙ
Кандидат педагогических наук Л. В. Жигайлова, доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Пилюк,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Статья посвящена вопросам совершенствования развития физических качеств с широким применением средств, направленных на дифференцированное и интегральное развитие этих качеств, в сумме определяющих уровень мастерства спортсменов высокой квалификации.
Цель исследования: совершенствование методики развития специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний высокой квалификации на основе комплексов целенаправленных гимнастических упражнений на снарядах.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка; физические качества; прыжки на акробатической дорожке; упражнения на гимнастических снарядах; спортивное мастерство.
Введение. Многочисленными исследованиями [1, 4, 6, 7] доказано, что физическая подготовка является важным компонентом учебно-тренировочного процесса спортсменов. Особенно большую значимость она имеет в спортивных видах гимнастики, так как высокий уровень физической подготовленности занимающихся является фундаментом их спортивного мастерства. В то же время отсутствие единого мнения специалистов по вопросу применения различных средств и методов развития физических качеств акробаток-прыгуний высокой квалификации привело к необходимости научного обоснования методики совершенствования СФП на этапе высшего спортивного мастерства. С этой целью было проведено данное исследование, суть которого заключалась в выявлении эффективных средств и методических подходов к развитию специальных физических качеств спортсменок высших разрядов. При этом мы основывались на методических положениях:
1. Существует два подхода к развитию физических качеств - дифференцированный и интегральный [4].
2. Упражнения на гимнастических снарядах являются эффективным средством специальной двигательной подготовки акробаток-прыгуний [1, 2, 3, 5].
С целью и для изучения эффективности дифференцированного и интегрального подхода для развития специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний проводилось предварительное тестирование на основе разработанной методики оценки СФП. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы акробаток-прыгуний высших разрядов (по семь спортсменок в каждой - 4 МС и 3 КМС). Акробатки этих групп тренировались в одинаковых условиях (одинаковое число занятий в неделю с одинаковой продолжительностью и т. д.).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические контрольные испытания, «ошибка» ВСДР (кол-во раз), «среднее латентное время реакции» (мс), «среднее моторное время реакции» (мс), количество реакций в теппинг-тесте, «среднее время реакции» (мс), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Контрольная и экспериментальная группы до эксперимента не имели достоверных различий по всем показателям, что свидетельствует об однородности групп.
Организация исследования. В течение 28 недель был проведен параллельный педагогический эксперимент, который состоял из двух этапов. На первом этапе длительностью 14 недель была поставлена задача: изучить эффективность применения разработанных средств СФП с преимущественным развитием «отстающих» качеств, необходимых акробаткам-прыгуньям
высших разрядов. Спортсменки контрольной группы тренировались 6 раз в неделю по традиционной методике, при этом на совершенствование СФП отводилось по 30 мин в конце каждого тренировочного занятия. Спортсменки экспериментальной группы также тренировались 6 раз в неделю, при этом на совершенствование СФП отводились два специальных тренировочных занятия (среда, суббота) в неделю. Время, затраченное на совершенствование СФП, в обеих группах было одинаковым и составило 180 мин в неделю.
На втором этапе длительностью 14 недель была поставлена задача: изучить эффективность применения разработанных комплексов совершенствования СФП средствами отдельных упражнений на гимнастических снарядах и двигательных заданий интегрального развития специальных физических качеств. Спортсменки контрольной группы тренировались шесть раз в неделю по традиционной методике, при этом на совершенствование СФП отводилось по 30 мин в конце каждого тренировочного занятия. Спортсменки экспериментальной группы тренировались 6 раз в неделю, при этом на совершенствование СФП отводилось по 15 мин, на скоростно-силовую подготовку и на упражнения для развития силы и силовой выносливости в начале тренировочного занятия и два специальных тренировочных занятия в неделю. Время, затраченное на
совершенствование СФП, в обеих группах было одинаковым и составляло 180 мин в неделю.
Второй этап эксперимента был условно разделен на два подэтапа. Первый подэтап - шесть недель. Задачи и содержание этого этапа соответствовали задачам и содержанию переходного и начала подготовительного периода тренировки. Главной задачей этапа по воспитанию физических качеств было повышение уровня развития силы. Первые две недели спортсменки осваивали программу упражнений СФП на гимнастических снарядах. Второй подэтап - 8 недель. Он проводился в соответствии с задачами общеподготовительного и специально-подготовительного периода тренировки. При воспитании физических качеств внимание обращалось на совершенствование силы и скоростной силы. Это достигалось путем применения отягощений, которые составили до 4% от собственного веса. На этом подэтапе были более широко представлены скоростно-силовые, прыжковые, беговые упражнения и упражнения на снарядах. Предпочтение при выборе упражнений отдавалось тем из них, в которых была возможна фиксация результата. Задания по выполнению элементов на гимнастических снарядах постепенно усложнялись: совершенствуемые элементы выполнялись только с частичной помощью тренера; при выполнении упражнений СФП комплексного характера
100 80 60 40 20 0
I. Подъем разгибом (количество раз).
II. Абсолютная сила (кг).
III. Относительная сила (кг/кг).
IV. Три переворота назад - сальто назад прогнувшись (кол-во раз).
□ контрольная группа ■экспериментальная группа
Рис. 1.Средниетемпы прирост«) ( %) показателей силовой подготовленности и специальной выносливости спортсменок
на I этапе эксперимента
ыип + J Ш
IV
VI
VII
I. Бег 20 м (с).
II. Сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах за 7 с, ноги фиксированы (кол-во раз).
III. Поднимание ног в висе на жерди до касания за головой за 7 с (кол-во раз).
IV. «Складки» за 7 с (кол-во раз).
V. Минимальное прибавление в прыжке в длину с места в диапазоне 50 - 75% (кол-во раз).
VI. Вращение головой с закрытыми глазами (с).
VII. Тест на сочетание и переключение движений (балл).
Рис.2.Средниетемпы прироста (%) показателей скоростно-силовой и координационной подготовленности спортсменок
на 1этапе эксперимента
□ контрольная группа
■ экспериментальная группа
□ контрольная группа
I. Ошибка ВСДР (кол-во раз).
II. Среднее латентное время реакции (мс).
Ш.Среднее моторное время реакции (мс).
IV. Количество реакций в теппинг-тесте.
V. Среднее время реакции (мс).
VI.Спортивно-техническое мастерство (балл).
Рис. З.Средние темпы п рироста (%) показателей психофункционального состояния и спортивно-технического мастерства
спортсменок на I этапеэксперимента
IV
VI
■ экспериментальная группа
I. Подъем разгибом (количество раз).
II. Абсолютная сила (кг).
III. Относительная сила (кг/кг).
IV. Три переворота назад - сальто назад прогнувшись (кол-во раз).
□ контрольная группа ■ экспериментальная группа
Рис. 4.Средниетемпы прироста (%) показателей силовой подготовленности и специальной выносливости спортсменок на II этапе
эксперимента
III IV
VI VII
□ контрольная группа
¡экспериментальная группа
I. Бег 20 м (с).
II. Сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах за 7 с, ноги фиксированы (кол-во раз).
III. Поднимание ног в висе на жерди до касания за головой за 7 с (кол-во раз).
IV. «Складки» за 7 с (кол-во раз).
V. Минимальное прибавление в прыжке в длину с места в диапазоне 50 - 75% (кол-во раз).
VI. Вращение головой с закрытыми глазами (с).
VII. Тест на сочетание и переключение движений (балл).
Рис.5. Средние темпы прироста (%) покззателей скоростно-сил овой и координационной подготовленности спортсменок на II этапе
эксперимента
100
IV V VI
□ контрольная группа
¡экспериментальная группа
I. Ошибка ВСДР (кол-во раз).
II. Среднее латентное время реакции (мс).
III. Среднее моторное время реакции (мс).
IV. Количество реакций в теппинг-тесте.
V. Среднее время реакции (мс).
VI. Спортивно-техническое мастерство (балл).
Рис. б.Средниетемпы прироста (%) показателей психофункционального состояния и спортивно-технического мастерства
спортсменок на II этапе эксперимента
на снарядах гимнастического многоборья постепенно уменьшалось количество пауз и остановок; приземление проводилось в обусловленную правилами соревнований зону приземления. При этом проводился учет сбавок за допущенные ошибки.
Результаты исследования, полученные после проведения первого этапа эксперимента, свидетельствуют о том, что под влиянием целенаправленного развития «отстающих» физических качеств у акробаток экспериментальной группы произошли более заметные внутригрупповые изменения (Тпр = 14,0%), в то время как в контрольной группе эти изменения оказались не столь значительными (Тпр = 6,9%) (рис. 1, 2, 3).
В экспериментальной группе из 11 контрольных упражнений достоверно (Р < 0,05) увеличились результаты в трех: «подъем разгибом» (Тпр = 63,7%), «показатель абсолютной силы» (Тпр = 5,4%), «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр = 85,0%).
В контрольной группе увеличение произошло только в тесте «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр=38,2%).
По показателям, оценивающим психофункциональное состояние, в данных группах не наблюдалось достоверного прироста результатов.
Анализ достоверности различий среднегрупповых показателей специальной физической подготовленности акробаток экспериментальной и контрольной групп через 14 недель позволяет выявить преимущества спортсменок экспериментальной группы только по одному показателю - «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр = 44,0%, Р < 0,05) (рис. 3, 4, 5).
Однако эти изменения не привели к существенным различиям исследуемых групп, т. е. произошедшие изменения не дают оснований судить о значительном преимуществе экспериментальной группы над контрольной. На наш взгляд, это можно объяснить, во-первых, небольшой продолжительностью эксперимента, во-вторых, тем, что тренировка с преимущественной направленностью на развитие «отстающих» качеств не приводит к быстрой перестройке специальной работоспособности и СФП.
Оценивая уровень технической подготовленности, можно констатировать, что и по этим показателям так же не произошло достоверных различий между данными группами (Р > 0,05).
Результаты I этапа эксперимента показали, что такой подход не позволяет значительно улучшить уровень специальных физических и технических качеств. Мы предположили, что гимнастические упражнения, объединенные в специальный комплекс, на отдельных снарядах дадут более выраженные результаты.
Проведенные контрольные испытания через 14 недель позволили выявить следующие изменения в показателях экспериментальной и контрольной групп (рис. 4, 5, 6).
Так, в экспериментальной группе прирост результатов в среднем составил 31,7%, в то время как в кон-
трольной группе этот показатель увеличился на 17,8%.
В экспериментальной группе из 11 контрольных упражнений в девяти результаты увеличились достоверно (Р < 0,05). Наибольший прирост результатов наблюдался в тестах: «подъем разгибом» (Тпр = 118,5%), «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр = 115,0%).
Из пяти критериев, оценивающих психофункциональное состояние спортсменок, достоверные изменения произошли в тестах: «ошибка ВСДР» (Тпр = 91,1%), «количество реакций» и «среднее время реакции в теппинг-тесте» (Тпр = 12, 3 и 11,3% соответственно).
В контрольной группе достоверное увеличение произошло лишь в 5 из 11 тестов.
По показателям психофункционального состояния в данной группе достоверного прироста не наблюдается.
Анализ достоверности различий среднегрупповых показателей специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний экспериментальной и контрольной групп в конце основного педагогического эксперимента выявил преимущество спортсменок экспериментальной группы. По четырем показателям: «бег 20 м» (Тпр= 1,21), «складки за 7 с» (Тпр = 12,9%), «минимальное прибавление в прыжке в длину с места в диапазоне 50-75%» (Тпр = 23, 3%), «три переворота назад - сальто назад прогнувшись» (Тпр = 25,7%), между акробатками обеих групп обнаружены достоверные различия на уровне Р < 0,05.
Таким образом, результаты эксперимента позволили определить эффективность применения разработанной методики, основанной на интегральном развитии СФП акробаток-прыгуний высокой квалификации.
Таким образом, можно сделать следующее заключение:
1. На этапе высшего спортивного мастерства в тренировке акробаток-прыгуний интегральный подход является приоритетным для развития специальной физической подготовленности спортсменок.
2. Упражнения на гимнастических снарядах являются наиболее эффективным средством повышения специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний высокой квалификации.
3. В процессе тренировок для развития физических качеств акробаток-прыгуний высокой квалификации предпочтительно выделять два отдельных тренировочных занятия, что является более эффективным по сравнению с традиционным ежедневным развитием физических качеств в конце тренировочных занятий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. - М.: ФиС, 2004. - 328 с.
2. Жигайлова, Л. В. Методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в акробатических прыжках / Л. В. Жигайлова, Н. Н. Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика . - № 2. - Краснодар. - 2009. - С . 21-25
3. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное пособие / Л. П. Матвеев. -Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.
4. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: Теория и практика: учебное пособие / Ю. В. Менхин. - М.: Спорт Академия «Пресс», 2003. - 303 с.
5. Смолевский, В. М. Спортивная гимнастика: учебник / В. М. Смолевский, Ю. К. Гавердовский. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 462 с.
6. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение: учебник тренера высшей квалификации / Платонов В. Н. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
7. Пилюк, Н. Н. Система подготовки спортсменов высокой квалификации в спортивных видах гимнастики: курс лекций / Н. Н. Пилюк, Н. С. Безродная. - Краснодар: РИО КГУФКСТ, 2008. - 139 с.
THE MEANS OF PERFECTION OF THE SPECIAL PHYSICAL READINESS OF HIGHLY QUALIFIED ACROBATS-JUMPERS DURING TRAINING
L. Zhigaylova, Candidate of Pedagogical Sciences, N. Pilyuk, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The article is devoted to the questions of perfection of the physical qualities development with the help of widely adopted means, that is directed to differential and integral development of these qualities determining in total the highly qualified sportsmen's skill level.
The aim of investigation: perfection of the methods
of development of the highly qualified acrobats-jumpers' special physical readiness on the basis of complexes of purposeful exercises on gymnastic apparatuses.
Key words: special physical training; physical qualities; jumps on the acrobatic track; exercises on gymnastic apparatuses; sport skills.