УДК: 796.413/418:159.9 ББК 75.6
Д 79
А.А. Дубовова РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Целью экспериментальной работы явилось исследование возможности повышения физических качеств у юных гимнастов за счет развивающей программы по психологическому сопровождению, направленной на совершенствование психомоторных способностей. Результаты исследования показывают, что развивающая программа улучшила показатели психомоторного развития, которые положительно коррелируют с параметрами физической подготовки юных гимнастов. Данные исследования свидетельствуют об эффективности психологического сопровождения юных гимнастов на этапе начального обучения как фактора раскрытия скрытых ресурсов спортсмена.
Ключевые слова: гимнастика, психомоторные способности, физические способности, этап начальной подготовки, развивающая программа.
A.A. Dubovova PSYCHOMOTILITY DEVELOPMENT AS THE COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING YOUNG GYMNASTS
Abstract. The purpose of experimental work was a research of possibility of increase of physical qualities in young gymnasts at the expense of the developing program on the psychological support, directed to perfection of psychomotor abilities. Results of research show that the developing program has improved indicators of psychomotor development which correlate positively with parametres of physical training young gymnasts. These researches testify to efficiency of psychological support of young gymnasts at an elementary education stage as factor of disclosing the latent resources of the sportsman.
Keywords: gymnastics, psychomotor abilities, physical abilities, a stage of the initial preparation, the developing program.
Влияние психологических факторов на достижение спортсменов является общепризнанным [1]. Однако чаще всего его связывают с устойчивостью к соревновательному стрессу спортсменов высокого класса. В меньшей степени учитывается роль профессионально важных для спортсменов свойств психики, в том числе таких, как психомоторные способности, от которых зависит успешность совершенствования технического мастерства спортсменов.
Под психомоторными способностями понимается совокупность свойств психики, обеспечивающих точность управления движениями. К ним относятся произвольность двигательных действий, умение различать и воспринимать пространственные, силовые и временные параметры движений, двигательная память, двигательное воображение.
Сенситивным периодом для развития психомоторики является младший школьный возраст. Особенно благоприятные возможности для ее формирования имеются в тех видах спорта, где начало занятий приходится на 7-8 лет. Психомоторные функции развиваются и совершенствуются в процессе спортивной тренировки. Этот процесс происходит специализированно: становятся более точными и быстрыми процессы и реакции, необходимые для управления движениями и двигательными действиями, регуляции информационного обслуживания наиболее существенных параметров данного рода деятельности. Достигнув определенного уровня совершенства, эти процессы и реакции
становятся базой, основой для дальнейшего роста спортивной техники, мастерства спортсмена [2]. Если в ходе спортивной тренировки специально и целенаправленно развивать необходимые психомоторные качества, можно получить дополнительный эффект роста технического мастерства. Совершенствование регуляторных функций психомоторики - дополнительный путь реализации скрытых резервов спортсмена. Поэтому одной из основных задач психологического сопровождения на начальном этапе спортивной карьеры является развитие психомоторных качеств.
В настоящие время во многих методических пособиях, программах для детско-юношеских спортивных школ уделяется большое внимание теоретико-технической стороне подготовки спортсменов [3, 4]. Психологическому компоненту в то же время не придается должного значения [5, 6, 7]. При наличии его в программе нет четкого описания содержания, способов его применения в тренировочном и соревновательном процессе. А ведь успешное овладение техникой и тактикой юного спортсмена зависит от степени сформированности и развития психологических качеств.
На начальном этапе спортивной карьеры в тренировочный процесс вводятся разнообразные общеразвивающие упражнения для гармоничного развития опорнодвигательного аппарата. Юный гимнаст познает пространственные, временные и силовые характеристики движений, приобретает представления об амплитуде, быстроте, темпе и ритме телодвижений [8]. Но возрастные особенности 6-7 летних детей затрудняют работу с ними. К таким особенностям относятся: недостаточное развитие умения произвольно управлять своим поведением, сосредотачивать внимание и длительно удерживать его на выполнении определенного задания, запомнить правильно, а затем в точности воспроизвести упражнение, элемент. У юных гимнастов не развита способность к рефлексии, т.е. самоанализу, не развит у них самоконтроль, не сформирована самооценка, а это именно те свойства психики, от которых зависит успешность обучения, а также уверенность в своих силах, необходимая для надежных выступлений в соревнованиях [5]. В связи с этим в работе с юными спортсменами, помимо технико-тактических задач, необходимо уделять внимание решению психологических задач. Таким образом, для того чтобы спортсмен смог добиться высоких результатов, необходимо создание программы психологического сопровождения начинающего спортсмена в процессе тренировочного процесса с первых дней занятий спортом, которые учитывали бы его психологические особенности и специфику вида спорта.
Целью экспериментальной работы явилось исследование возможности повышения физических качеств у юных гимнастов за счет развивающей программы по психологическому сопровождению, направленной на совершенствование психомоторных способностей. При этом мы исходили из предположения: развитие психомоторных способностей юных гимнастов может стимулировать развитие физических качеств.
В процессе экспериментального исследования решались следующие задачи:
1. Установить характер изменения измеряемых психомоторных способностей после проведения развивающих занятий.
2. Установить характер влияния психомоторных способностей на физические качества юных гимнастов этапа начальной подготовки.
Методы исследования и экспериментальная выборка.
В эксперименте приняло участие 60 юных гимнастов возраста 6-9 лет, обучающихся на этапе начальной подготовки в детско-юношеской спортивной школе. Из них 30 спортсменов составило экспериментальную группу и 30 - контрольную. В каждой группе присутствовали мальчики и девочки.
Психомоторные способности оценивали с помощью тестов: 1) методики для определения уровня сформированности сенсомоторики (тесты «Домик», «Срисовывание образцов»); 2) методики для определения уровня развития произвольности внимания (тесты «Палочки и крестики», «Да и нет»); 3) тест на определение уровня
сформированности двигательной памяти; 4) тест на определение уровня сформированности помехоустойчивости (тест «Помехоустойчивость») [9, 10].
Оценка физической подготовленности проводилась по следующим показателям: «Челночный бег»; «Бросок мяча из-за головы»; «Отжимание и подтягивание»; «Прыжок в длину с места».
Представленные тесты подобраны с учетом возрастных возможностей детей.
По итогам первичной диагностики нами была разработана и практически апробирована программа по психологическому сопровождению юных гимнастов этапа начальной подготовки.
Программа разработана с учетом задач этапа начальной подготовки спортсменов и задач психологического сопровождения.
Программа включает тематические разделы: формирование у детей мотивации к занятиям спортом, групповой сплоченности; формирование у детей внутреннего плана действия, саморегуляции, самоконтроля; развитие функций психики (память, внимание) путем двигательной активности детей; формирование сенсомоторики с помощью спортивных занятий; формирование навыков поведения в сложных ситуациях, развитие помехоустойчивости.
Развивающие занятия проводились во время учебного года по 15-20 минут 2 раза в неделю во время тренировочного процесса в игровой форме. Программа по психологическому сопровождению рассчитана на 67 занятий.
Математическую обработку полученного материала проводили с помощью непараметрической статистики. Достоверность различий (р) рассчитывали по U-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ проводился методом ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение. Первичное диагностическое исследование выявило общий уровень развития психологически важных качеств юных гимнастов этапа начальной подготовки. Полученные результаты соответствовали уровню развития ниже среднего, что свидетельствует о недостаточном развитии психомоторных качеств, которые в процессе обучения могут отрицательно сказаться на качестве обучения.
Физический уровень развития детей на момент психологического исследования был выше среднего. Данный уровень соответствует возрастной норме и является достаточным для поступления в спортивную школу. Но в процессе учебно-тренировочных занятий уровень физической подготовки у юных гимнастов может измениться, поэтому важно, чтобы показатели по выполнению физических тестов у гимнастов продолжали расти.
Также не было выявлено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по показателям психомоторных способностей и физических качеств.
Полученные результаты стали основой для создания программы по психологическому сопровождению юных гимнастов этапа начальной подготовки.
По окончании развивающих занятий было проведено повторное диагностическое исследование.
В экспериментальной группе при сравнении изучаемых показателей первого и второго исследования было выявлено, что достоверно улучшились результаты по показателям сенсомоторики (тест «Домик» на 4,65 балла при р<0,05), произвольности тест «Палочки и крестики» на 1,4 балла, тест «Да и нет» на 10,9 балла при р<0,05), помехоустойчивости (на 2,95 балла при р<0,05), двигательной памяти (на 2 балла при р<0,05). По данным показателям уровень развития в экспериментальной группе составляет выше среднего.
Аналогично в контрольной группе статистически достоверно улучшились результаты по психомоторным способностям (сенсомоторика тест «Домик» на 2,6 балла
при р<0,05, произвольность тест «Да и нет» на 3,9 балла при р<0,05, помехоустойчивость на 3,2 балла при р<0,05, двигательная память на 1,46 балла при р<0,05). Общий уровень развития по данным показателям составляет средний.
Но, несмотря на общее улучшение результатов как в контрольной, так и в экспериментальной группе, статистический анализ полученных данных показал, что результаты в экспериментальной группе достоверно отличаются от результатов контрольной группы (табл.1).
Произвольность внимания у детей из экспериментальной группы имеет уровень развития достоверно выше (табл. 1). Полученные результаты свидетельствуют о том, что юные гимнасты экспериментальной группы не только лучше справились с тестовым заданием, но также стали лучше концентрироваться на объяснении, показе и выполнении упражнения. Произвольность внимания определяет обучаемость детей. Уровень развития произвольности внимания считается выше, если юный спортсмен может подчинить свое поведение определенному правилу. Таким образом, чем выше уровень развития произвольности внимания, тем способность к обучению выше.
Таблица 1
Средние значения развития психологических качеств в экспериментальной и контрольной группах (после проведения развивающих занятий)
название теста группа экспериментальная контрольная достоверность различий (р)
Сенсомоторика Домик 1,5 4,2 р<0,05
Срисовывание образцов 2,2 2,6 -
Произвольность внимания Да и нет 0,65 2,1 р<0,05
Палочки и крестики 4,2 3,4 р<0,05
Двигательная память Память 1 1,0 1,2 -
Память 2 1,0 1,1 -
Память 3 1,8 2,7 р<0,05
Помехоустойчивость Помехоустойчивость 1,95 2,44 р<0,05
Аналогично улучшились результаты по сенсомоторике (табл.1). Уровень развития сенсомоторики в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной. В работах юных гимнастов из экспериментальной группы наблюдается меньше ошибок, соблюдены пропорции, формы, не пропущены детали, что не всегда выполнялось в работах детей из контрольной группы. Развитие сенсомоторных способностей позволит юному гимнасту правильно дозировать свои усилия при выполнении различных спортивных элементов, что способствует усвоению двигательных умений
Статистически достоверных различий не было выявлено при анализе результатов теста на определение уровня развития двигательной памяти (часть 1 и 2) (табл.1). По данным показателям полученные результаты соответствуют возрастной норме (1 балл).
По третьей части данного задания на определение уровня развития двигательной памяти были выявлены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой. Юные спортсмены экспериментальной группы достоверно лучше справились с заданием, чем их сверстники из противоположной группы.
Своевременное развитие двигательной памяти позволит гимнасту на последующих этапах спортивной карьеры сократить время на освоение новых элементов, комбинаций, связок, которых становится больше.
По тесту «Помехоустойчивость» результаты достоверно выше в экспериментальной группе (табл.1). Уровень сформированности помехоустойчивости
влияет на процесс обучения начинающего спортсмена. Помехоустойчивость является важным компонентом в тренировочной и соревновательной деятельности юного гимнаста.
Высокая помехоустойчивость спортсмена по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям проявляется в полной «нечувствительности» к множеству разнообразных помех или в активном противодействии их разрушительному действию. Под сбивающими факторами понимаются различные возмущения, выступающие в виде помех в необычных условиях деятельности и приводящие к частичной или полной дискоординации движений. Из приведенных данных видно, что спортсмены из экспериментальной группы имеют достоверно более высокий уровень развития помехоустойчивости.
Также достоверно улучшился уровень развития физических качеств в экспериментальной группе по показателям «Челночный бег», «Отжимание и подтягивание», «Прыжок в длину с места» (р<0,05). В контрольной группе показатели достоверно улучшились по тесту «Прыжок в длину с места» (р<0,05).
После первого диагностического исследования были выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между психологическими и физическими показателями. Положительные корреляционные связи выявлены между произвольностью внимания и физическим тестом «Челночный бег» (г=0,4, р<0,05), произвольность внимания и физическим тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,4 р<0,05); сенсомоторикой и
физическим тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,4, р<0,05), сенсомоторикой и физическим тестом «Прыжок в длину с места» (г=0,54 р<0,01) , двигательной памятью и физическим тестом «Челночный бег» (г= 0,5, р<0,01), двигательной памятью и физическим тестом «Прыжок в длину с места» (г= 0,5, р<0,01); помехоустойчивостью и физическим тестом «Прыжок в длину с места» (г= - 0,4, р < 0 ,05). Это свидетельствует о том, что развитие психомоторных качеств положительно влияет на уровень физического развития. После проведения развивающих занятий число корреляционных взаимосвязей увеличилось. Результаты корреляционного исследования позволяют говорить о значимых прямых взаимосвязях между произвольностью внимания и физическим тестом «Челночный бег» (г=0,4, р<0,05), произвольностью внимания и физическим тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,4 р<0,05), произвольностью внимания и физическим тестом «Прыжок в длину с места» (г=0,4, р<0,05). Также положительная корреляционная связь выявлена между сенсомоторикой и физическим тестом «Челночный бег» (г=0,5, р<0,05), сенсомоторикой и физическим тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,45, р<0,05), сенсомоторикой и физическим тестом «Отжимание и подтягивание» (г=0,4, р<0,05), двигательной памятью и физическим тестом «Челночный бег» (г=0,7, р<0,05), двигательной памятью и физическим тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,7, р<0,05), двигательной памятью и физическим тестом «Отжимание и подтягивание» (г=0,7, р<0,05), двигательной памятью и физическим тестом «Прыжок в длину с места» (г=0,6, р<0,05). Следовательно, чем лучше развиты психомоторные качества у юных гимнастов этапа начальной подготовки, тем выше их физические показатели. Юные гимнасты лучше способны запомнить, повторить и выполнить предлагаемое им задание. Полученные результаты указывают на значимость для юных спортсменов этапа начальной подготовки развивающих занятий, направленных на повышение уровня развития психомоторики.
Выводы.
Достоверное улучшение показателей психомоторного развития у детей экспериментальной группы доказывает эффективность развивающей программы по психологическому сопровождению юных гимнастов на этапе начальной подготовки.
Установленная в результате проведенного анализа достоверно более выраженная успешность развития психомоторных способностей в экспериментальной группе позволяет рассматривать разработанную программу как средство амплификации психомоторного развития, необходимого для достижения высокого технического мастерства.
Перспектива дальнейшего исследования заключается не только в разработке метода развития психомоторных способностей, но и в решении других задач по психологическому сопровождению юных гимнастов этапа начальной подготовки.
Примечания:
1. Квашук П.В. Факторы, определяющие спортивную результативность квалифицированных и юных спортсменов в группах видов спорта // Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию ВНИИФК. М., 2003. С. 89-90.
2. Горская Г.Б. Задачи и методы психологического обеспечения подготовки юных гимнастов на этапе начального обучения. Краснодар, 1988. 17 с.
3. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. М.: Гуманит. Изд. Центр, 2003. 64 с.
4. Спортивная акробатика, прыжки на акробатической дорожке и двойном мини-трампе: программа для СДЮСШОР по специализации «Спортивная акробатика, прыжки на акробатической дорожке и двойном мини-трампе» / А.И. Плотников, Н.Н. Пилюк, Ю.А. Комяков [и др.]. Краснодар, 2003. 64 с.
5. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. 178 с.
6. Плешкань А.В. Оценка психологической готовности к соревновательной деятельности юных спортсменок в художественной гимнастике // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2007. № 1-4. С. 37-38.
7. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический Проект, 2004. 576 с.
8. Пилюк Н.Н., Безродная Н.С. Система подготовки спортсменов высокой квалификации в спортивных видах гимнастики: курс лекций. Краснодар: РИО КГУФКСТ, 2000. 139 с.
9. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Academiа, 2000. 160 с.
10. Косова Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 1989. 106 с.
References:
1. Kvashuk P.V. Factors defining sports productivity of the qualified and young sportsmen in groups of kinds of sports//Physical training and sports in the conditions of modern social and economic transformations in Russia: Anniversary Sci.-Prac. Conf., devoted to the 70th anniversary of VNIIFK. М., 2003. P. 89-90.
2. Gorskaya G.B. Problems and methods of psychological maintenance of training young gymnasts at an elementary education stage. Krasnodar, 1988. 17 p.
3. Kozlov V.V. Physical education of children in additional education institutions. Acrobatics. М.: Humanities Publishing Centre, 2003. 64 p.
4. Sports acrobatics, jumps on an acrobatic path and double mini-trampe: the program for SDYUSSHOR on specialization “Sports acrobatics, jumps on an acrobatic path and double minitrampe” / A.I.Plotnikov, N.N.Pilyuk, Yu.A.Komyakov [etc.]. Krasnodar, 2003. 64 p.
5. Gorskaya G.B. Psychological maintenance of long-term training sportsmen. Krasnodar, 1995.
178 p.
6. Pleshkan A.V. Estimation of psychological readiness for competitive activity of young sportswomen in art gymnastics//Physical training, sports - a science and practice. 2007. No.1-4. P. 37-38.
7. Rodionov A.V. Psychology of physical training and sports. М.: Academic Project, 2004. 576 p.
8. Pilyuk N.N., Bezrodnaya N.S. System of training sportsmen of high qualification in sports gymnastics: a course of lectures. Krasnodar: RIO KGUFKST, 2000. 139 p.
9. Danilova E.E. Practical manual on age and pedagogical psychology. М: Academiа, 2000. 160
p.
10. Kosova B.B. Psychomotor development of younger pupils. М., 1989. 106 p.