Научная статья на тему 'Особенности влияния занятий по психомоторному развитию на показатели физической подготовленности юных гимнастов'

Особенности влияния занятий по психомоторному развитию на показатели физической подготовленности юных гимнастов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
284
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ / STUDIES IN PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / PSYCHOMOTOR ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дубовова А.А.

Целью исследования явилось установление эффективности психомоторного и физического развития юных гимнастов под воздействием развивающих психологических занятий. Выявлены особенности воздействия психомоторного развития на показатели физической подготовленности юных гимнастов. Исследование подтвердило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INFLUENCE OF PSYCHOMOTORIC DEVELOPMENT ON THE INDICES OF PHYSICAL PREPAREDNESS IN YOUNG GYMNASTS STUDIES

The research is aimed at the defi ning of the eff ectiveness of psychomotor and physical development in young gymnasts under the infl uence of developing psychological studies. Peculiarities of the infl uence of psychomotor development on the indices of young gymnasts physical preparedness have been revealed. The research showed the necessity of working out and introduction of the programme in the development of psychomotor abilities in sportsmen of the initial preparedness stage.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния занятий по психомоторному развитию на показатели физической подготовленности юных гимнастов»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

Психолог лаборатории научно-методических проблем подготовки олимпийского резерва А. А. Дубовова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Целью исследования явилось установление эффективности психомоторного и физического развития юных гимнастов под воздействием развивающих психологических занятий. Выявлены особенности воздействия психомоторного развития на показатели физической подготовленности юных гимнастов. Исследование подтвердило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: психомоторика, физические качества, занятия по психомоторному развитию.

Стремительный рост достижений в мировом спорте свидетельствует о необходимости поиска новых эффективных средств и методов работы с юными спортсменами. В связи с тем что юношеский спорт является базой подготовки спортивных резервов, его роль в настоящее время возрастает [9].

От гимнастов уже в юном возрасте требуют исполнения упражнений высокой степени сложности, а качество двигательной базы юного спортсмена существенно влияет на дальнейший рост спортивного мастерства, поэтому проблема подготовки спортивного резерва этапа начальной подготовки актуальна. Согласно О. С. Терентьевой, Р. Ю. Попову (2008, с. 40): «Этап становления двигательной базы и пристальное внимание к основам техники - определяющее условие будущих достижений». Имеются научные сведения о том, что важно на этапе начальной подготовки уделять большое внимание развитию психологических качеств, взаимосвязи психологических качеств и физических способностей [1, 2, 10, 11].

Целью исследования явилось установление эффективности психомоторного и физического развития у юных гимнастов под влиянием развивающих психологических занятий.

Задачи исследования:

1. Установление особенностей развития психомоторных способностей и физических качеств юных спортсменов при поступлении в спортивную школу.

2. Выявление характера изменения измеряемых психомоторных способностей у юных гимнастов после проведения развивающих занятий.

3. Установление характера взаимосвязи психомоторных способностей и показателей физической подготовленности юных гимнастов на этапе начальной подготовки.

Методы исследования и экспериментальная выборка.

В констатирующем эксперименте приняли участие 104 спортсмена в возрасте 6-9 лет первого года обучения, тренирующихся на базе Детско-юношеской спортивной школы № 1 г. Краснодара.

В формирующем эксперименте приняли участие 60 юных гимнастов в возрасте 6-9 лет, обучающихся на этапе начальной подготовки в детско-юношеской спортивной школе. Из них 30 спортсменов составили экспериментальную группу и 30 - контрольную. В каждой группе присутствовали мальчики и девочки.

Психомоторные способности оценивали с помощью следующих тестов:

1) методики для определения уровня сформиро-ванности сенсомоторики (тесты «Домик», «Срисовывание образцов»); 2) методики для определения уровня развития произвольности внимания (тесты «Палочки и крестики», «Да и нет»); 3) тест на определение уровня сформированности двигательной памяти; 4) тест на определение уровня сформированности помехоустойчивости (тест «Помехоустойчивость»).

По тестам «Да и нет», «Домик», «Помехоустойчивость» баллы начисляются за ошибки. Максимальный балл - 0 (высокий результат). По тесту «Палочки и крестики» максимальный балл составляет «5». В тесте «Сри-

совывание образцов» 8-10 баллов расценивается как высокий результат. По тесту «Двигательная память» - 1 балл считается нормой [3, 7].

Оценка физической подготовленности проводилась по следующим показателям: «Челночный бег»; «Бросок мяча из-за головы»; «Отжимание и подтягивание»; «Прыжок в длину с места».

Представленные тесты подобраны с учетом возрастных возможностей детей.

По итогам первичной диагностики нами была разработана и практически апробирована программа по психологическому сопровождению юных гимнастов на этапе начальной подготовки. Программа разработана с учетом задач этапа начальной подготовки спортсменов и задач психологического сопровождения [6].

Математическую обработку полученного материала проводили с помощью непараметрической статистики. Достоверность различий (р) рассчитывали по U-критерию Манна - Уитни, корреляционный анализ проводили методом ранговой корреляции Спирмена [12].

Результаты и их обсуждение.

В таблице 1 отражены результаты уровня развития психомоторных способностей юных спортсменов на этапе начальной подготовки на момент поступления в спортивную школу.

Результаты по тесту «Да и нет» (произвольность внимания) соответствовали уровню ниже среднего (8,5 балла). Юные гимнасты при выполнении не смогли дать правильные ответы на поставленные вопросы, т. е. была нарушена инструкция. Результаты по тесту «Палочки и крестики» (произвольность внимания) у спортсменов этапа начальной подготовки выше. Количество правильных ответов было больше, чем в первом задании. Уровень сформированности произвольности внимания по тесту «Палочки и крестики» соответствовал среднему (3,3 балла).

Таким образом, у спортсменов на этапе начальной подготовки выявлена низкая произвольность внимания, т. е. юные спортсмены не способны в полной мере сконцентрироваться на объяснении инструкции, а затем в полном объеме ее выполнить. Подобного рода сложности у начинающих спортсменов могут проявиться в непонимании задания, а впоследствии в неправильном его выполнении. Все это может стать причиной плохой успеваемости в спортивной школе.

Уровень развития сенсомоторных способностей у юных гимнастов этапа начальной подготовки исследовался с помощью тестов: «Домик», «Срисовывание образцов». Несмотря на простоту задания теста «Домик», у многих спортсменов младшего школьного возраста выполнение вызвало трудности. По данному тестовому заданию уровень сенсомоторики характеризуется как низкий (5,6 балла) (табл. 1).

Инструкция по тесту «Срисовывание образцов» близка предыдущему. Исследуемым спортсменам предлагалось воспроизвести несколько образцов геометрических фигур от простых до более сложных. Юные

гимнасты этапа начальной подготовки при выполнении допустили много ошибок, что повлияло на снижение результативного балла. Уровень развития по данному тестовому заданию соответствовал низкому (2,1 балла) (табл. 1).

Исследование двигательной памяти состояло из 3 субтестов (табл. 1). Каждый субтест постепенно усложнялся. Результаты 1 и 2 субтеста соответствовали норме - 1,1 и 1,6 балла соответственно (табл. 1). При выполнении второго субтеста некоторые исследуемые забывали направление линий, но в целом форму, размеры мальчики и девочки смогли правильно передать, не опираясь на зрительное сопровождение. Третий субтест имел самую высокую степень сложности. По этой части задания юные гимнасты этапа начальной подготовки допустили наибольшее количество ошибок. Они не могли воспроизвести не только направление линий, но даже примерную форму образца, поэтому изображенный образ в большинстве случаев не засчитывал-ся, что отрицательно сказалось на среднем балле. Следовательно, уровень выполнения субтеста 3 двигательной памяти соответствовал ниже среднему - 3,6 (табл. 1). Недостаточное развитие двигательной памяти выражается в спортивной деятельности как в неспособности правильно выполнить предлагаемую комбинацию не только здесь и сейчас, но и спустя какое-то время (следующие этапы спортивной подготовки). Данные трудности могут стать причиной неудачи на соревнованиях.

Уровень развития помехоустойчивости у юных гимнастов этапа начальной подготовки низкий (5,2 балла). Юные гимнасты не могут сконцентрировать внимание на выполнении задания, не отвлекаясь на помехи извне.

Результаты таблицы 2 отражают физическую подготовленность гимнастов этапа начальной подготовки. По всем измеряемым физическим качествам уровень развития соответствовал норме. Юные спортсмены лучше справились с тестом «Бросок мяча из-за головы». Он близок к оценке «отлично». По остальным тестам оценка «хорошо» (табл. 2). Данные результаты по развитию физических качеств могут свидетельствовать о возможности обучения в спортивной школе на этапе начальной подготовки.

По результатам констатирующего эксперимента были сформированы две группы (экспериментальная и контрольная) для проведения формирующего эксперимента.

Уровень развития психомоторных способностей как в экспериментальной, так и в контрольной группе соответствовал уровню развития ниже среднего, что свидетельствует о недостаточном развитии психомоторных качеств, которые в процессе обучения могут отрицательно сказаться на качестве обучения.

Физический уровень развития гимнастов в обеих группах на момент психологического исследования был выше среднего. Данный уровень соответствовал возрастной норме и являлся достаточным для посту-

№2 I 2011

45

Таблица 1

Средние значения развития психомоторных качеств у юных гимнастов этапа начальной подготовки

Название психологического показателя Название теста Средние баллы ±а

Произвольность внимания Тест «Да и нет» 8,5 ±6,8

Тест «Палочки и крестики» 3,3±0,9

Сенсомоторика Тест «Домик» 5,6±4,0

Тест «Срисовывание образцов» 2,1±1,2

Двигательная память 1 субтест 1,1±0,2

2 субтест 1,6±0,8

3 субтест 3,6±1,2

Помехоустойчивость Тест «Помехоустойчивость» 5,2±2,1

Таблица 2

Средние значения показателей физической подготовленности у юных гимнастов этапа начальной

подготовки (х ±а)

Название физического теста Средние баллы ±а

II Челночный бег 4,3±0,7

III Бросок мяча из-за головы 4,7±0,6

IV Отжимание, подтягивание 4,2±1,0

V Прыжок в длину с места 4,4±0,8

Общая оценка 4,4±0,6

Таблица 3

Средние значения развития психологических качеств в экспериментальной и контрольной группах

(после проведения развивающих занятий)

———Группа Название теста Экспериментальная Контрольная Достоверность различий (р)

Сенсомоторика Домик 1,5 4,2 р<0,05

Срисовывание образцов 2,2 2,6 -

Произвольность внимания Да и нет 0,65 2,1 р<0,05

Палочки и крестики 4,2 3,4 р<0,05

Двигательная память Субтест 1 1,0 1,2 -

Субтест 2 1,0 1,1 -

Субтест 3 1,8 2,7 р<0,05

Помехоустойчивость Помехоустойчивость 1,95 2,44 р<0,05

пления в спортивную школу. Но в процессе учебно-тренировочных занятий уровень физической подготовки у юных гимнастов может измениться, поэтому важно, чтобы показатели по выполнению физических тестов у гимнастов продолжали расти.

Статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по показателям психомоторных способностей и физических качеств выявлены не были (р<0,05) [4, 5].

Полученные результаты стали основой для созда-

ния программы по развитию психомоторных способностей у юных гимнастов этапа начальной подготовки.

По окончании развивающих занятий было проведено повторное диагностическое исследование.

В экспериментальной группе при сравнении изучаемых показателей первого и второго исследования было выявлено, что достоверно улучшились результаты по показателям сенсомоторики (тест «Домик» на 4,65 балла при р<0,05), произвольности (тест «Палочки и крестики» на 1,4 балла, тест «Да и нет» на 10,9 бал-

ла при р<0,05), помехоустойчивости (на 2,95 балла при р<0,05), двигательной памяти (на 2 балла при р<0,05). По данным показателям уровень развития в экспериментальной группе составляет выше среднего.

Аналогично в контрольной группе статистически достоверно улучшились результаты по психомоторным способностям: сенсомоторика (тест «Домик» на 2,6 балла при р<0,05), произвольность (тест «Да и нет» на 3,9 балла при р<0,05), помехоустойчивость (на 3,2 балла при р<0,05), двигательная память (на 1,46 балла при р<0,05). Общий уровень развития по данным показателям составляет средний.

Но, несмотря на общее улучшение показателей как в контрольной, так и в экспериментальной группе, статистический анализ полученных данных показал, что результаты развития психомоторики в экспериментальной группе достоверно отличаются от результатов контрольной группы (табл. 3).

Произвольность внимания у детей из экспериментальной группы имеет уровень развития достоверно выше (табл. 3). Полученные результаты свидетельствуют о том, что юные гимнасты экспериментальной группы не только лучше справились с тестовым заданием, но также стали лучше концентрироваться на объяснении, показе и выполнении упражнения. Произвольность внимания определяет обучаемость детей. Уровень развития произвольности внимания считается выше, если юный спортсмен может подчинить свое поведение определенному правилу. Таким образом, чем выше уровень развития произвольности внимания, тем способность к обучению выше. Улучшились и результаты по сенсомоторике (табл. 3). Уровень развития сен-сомоторики в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной. В работах юных гимнастов из экспериментальной группы наблюдается меньше ошибок, соблюдены пропорции, формы, не пропущены детали, что не всегда выполнялось в работах детей из контрольной группы. Развитие сенсомоторных способностей позволяет юному гимнасту правильно дозировать свои усилия при выполнении различных спортивных элементов, что способствует усвоению двигательных умений.

Статистически достоверных различий не было выявлено при анализе результатов теста на определение уровня развития двигательной памяти (субтест 1 и 2) (табл. 3). По данным показателям полученные результаты соответствуют возрастной норме (1 балл).

По третьему субтесту теста «Двигательная память» были выявлены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой. Юные спортсмены экспериментальной группы достоверно лучше справились с заданием, чем их сверстники из контрольной группы.

Своевременное развитие двигательной памяти позволяет гимнасту на последующих этапах спортивной карьеры сократить время на освоение новых элементов, комбинаций, связок, которых становится больше.

По тесту «Помехоустойчивость» результаты достоверно выше в экспериментальной группе (табл. 3). Уровень сформированности помехоустойчивости влияет на процесс обучения начинающего спортсмена. Помехоустойчивость является важным компонентом в тренировочной и соревновательной деятельности юного гимнаста. Высокая помехоустойчивость спортсмена по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям проявляется в полной «нечувствительности» к множеству разнообразных помех или в активном противодействии их разрушительному действию. Под сбивающими факторами понимаются различные возмущения, выступающие в виде помех в необычных условиях деятельности и приводящие к частичной или полной дискоординации движений. Из приведенных данных видно, что спортсмены из экспериментальной группы имеют достоверно более высокий уровень развития помехоустойчивости.

Также достоверно улучшился уровень развития физических качеств в экспериментальной группе по показателям «Челночный бег», «Отжимание и подтягивание», «Прыжок в длину с места» (р<0,05). В контрольной группе показатели достоверно улучшились по тесту «Прыжок в длину с места» (р<0,05).

После первого диагностического исследования были выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между психологическими способностями и показателями физической подготовленности. Положительные корреляционные связи выявлены между произвольностью внимания и тестом «Челночный бег» (г=0,4, р<0,05), произвольностью внимания и тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,4 р<0,05); сенсо-моторикой и тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,4, р<0,05), сенсомоторикой и тестом «Прыжок в длину с места» (г=0,54 р<0,01), двигательной памятью и тестом «Челночный бег» (г= 0,5, р<0,01), двигательной памятью и тестом «Прыжок в длину с места» (г= 0,5, р<0,01); помехоустойчивостью и тестом «Прыжок в длину с места» (г= - 0,4, р < 0,05). Это свидетельствует о том, что развитие психомоторных качеств положительно влияет на уровень физического развития.

После проведения развивающих занятий число корреляционных взаимосвязей увеличилось. Результаты корреляционного исследования позволяют говорить о значимых прямых взаимосвязях между произвольностью внимания и тестом «Челночный бег» (г=0,4, р<0,05), произвольность внимания и тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,4 р<0,05), произвольностью внимания и тестом «Прыжок в длину с места» (г=0,4, р<0,05). Также положительная корреляционная связь выявлена между сенсомоторикой и тестом «Челночный бег» (г=0,5, р<0,05), сенсомоторикой и тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,45, р<0,05), сенсомоторикой и тестом «Отжимание и подтягивание» (г=0,4, р<0,05), двигательной памятью и физическим тестом «Челночный бег» (г=0,7, р<0,05), двигательной памятью и тестом «Бросок мяча из-за головы» (г=0,7, р<0,05), двигательной памятью и тестом «Отжимание и подтягивание» (г=0,7, р<0,05),

№2 | 2011

47

двигательной памятью и тестом «Прыжок в длину с места» (г=0,6, р<0,05).

Следовательно, чем лучше развиты психомоторные способности у юных гимнастов на этапе начальной подготовки, тем выше уровень их физической подготовленности. Юные гимнасты лучше способны запомнить, повторить и выполнить предлагаемое им задание.

Выводы:

1. Полученные результаты указывают на значимость развивающих занятий, направленных на повышение уровня развития психомоторики и, как следствие, совершенствование уровня физической подготовленности, роста технического мастерства.

2. Выявленные положительные статистические достоверные улучшения психомоторного, физического развития юных гимнастов доказывают эффективность предложенной программы по психологическому сопровождению юных гимнастов на этапе начальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горская, Г. Б. Ранняя профессионализация как фактор компрессии времени жизни / Г. Б. Горская // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - Краснодар, 2008.

- С. 109-117.

2. Губа, В. П. Модель системы образовательного процесса как основа многолетней подготовки высококвалифицированных юных спортсменов / В. П. Губа, А. А. Солонкин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №12.

- С. 14-16.

3. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова. - М. : Academ¡A, 2000. - 160 с.

4. Дубовова, А. А. Проблема сформированности психомоторики как фактора включения детей в сферу дополнительного образования / А. А. Дубовова // Современные проблемы психологии развития и образования человека. -СПб., 2009. - С. 239-241.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дубовова, А. А. Развитие психомоторики как компонент психологического сопровождения подготовки юных гимнастов / А. А. Дубовова // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2009. - С. 239-245.

6. Дубовова, А. А. Развитие психомоторики юных гимнастов на этапе начального обучения / А. А. Дубовова // Материалы VII Международной научной конференции молодых ученых, посвященной 70-летию Адыгейского государственного университета, «Наука. Образование. Молодежь». - Майкоп, 2010. - С. 291-294.

7. Коссов, Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников / Б. Б. Коссов. - М. , 1989. - 109 с.

8. Терентьева, О. С. Тренировочный процесс в спортивной гимнастике на этапе начальной подготовки / О. С. Терентьева, Р. Ю. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 40-42.

9. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебное пособие / В. Н. Платонов. -Киев: Олимпийская литература, 1997. - 586 с.

10. Плешкань, А. В. Современные основы теории и методики детско-юношеского спорта: учебное пособие, рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для учебных заведений системы Госкомитета / А. В. Плешкань. - М. , 1998. - 150 с.

11. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. - М. : Академический Проект, 2004. - 576 с.

12. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

PECULIARITIES OF INFLUENCE OF PSYCHOMOTORIC DEVELOPMENT ON THE INDICES OF PHYSICAL PREPAREDNESS IN YOUNG GYMNASTS STUDIES.

A. Dubovova, Psychologist of the Olympic reserve laboratory,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The research is aimed at the defining of the effectiveness of psychomotor and physical development in young gymnasts under the influence of developing psychological studies. Peculiarities of the influence of psychomotor development on the indices of young gymnasts physical preparedness have been revealed. The research showed

the necessity of working out and introduction of the programme in the development of psychomotor abilities in sportsmen of the initial preparedness stage.

Key words: psychomotor abilities, physical qualities, studies in psychomotor development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.