Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕй ПСИХОМОТОРИКИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-10 лет НА ЭТАПАХ ИХ ПОДГОТОВКИ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕй ПСИХОМОТОРИКИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-10 лет НА ЭТАПАХ ИХ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Д Л. Корзун, В А. Коледа, В И. Шукан, М Я. Андружейчик, В А. Переверзев

Анализ динамики показателей психомоторики юных футболистов 8-10 лет показал нелинейный характер формирования у них психомоторных качеств. Для оценки развития психомоторных качеств и техники владения мячом юными футболистами были предложены к использованию «модифицированный» тест А. Стула и тест «удары по мячу внешней частью подъема» с использованием для отскока мяча гимнастической скамейки или стенки. Приведены доказательства преимущества использования разработанной авторами методики обучения технико-тактическим действиям юных футболистов для улучшения качества их обучения и ускорения формирования у них психомоторных качеств (точности и эффективности ударов по мячу и работы с ним), необходимых для роста спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д Л. Корзун, В А. Коледа, В И. Шукан, М Я. Андружейчик, В А. Переверзев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕй ПСИХОМОТОРИКИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-10 лет НА ЭТАПАХ ИХ ПОДГОТОВКИ»

дение подопытным мышам изученных производных аминотиолов обеспечивало максимальный защитный эффект при «быстрой» скорости нарастания острых экзогенных гипоксических состояний. Следует отметить, что по мере замедления скорости развития гипоксии защитное действие вещества nQ1104 было более отчетливым, чем эффект амтизола.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А. Организм и газовая среда обитания. - М.: Медицина, 1972.-247 с.

2. Бессмертный Б. С. Математическая статистика в клинической, профилактической и экспериментальной медицине. - М.: Медицина, 1967. - 122 с.

3. Евсеев А. В., Евсеева М. А., Сосин Д. В. «Устройство для моделирования острой экзогенной нор-мобарической гипоксии без гиперкапнии у мелких лабораторных животных» (Патент на изобретение № 2251158 от 27.04.05).

4. Евсеев А. В., Парфенов Э. А., Евсеева М. А. Изучение антигипоксических эффектов потенциальных физиологически совместимых антиоксидантов // Вестник Смоленской мед. академии. - 2003. - №. 4. -С. 26-28.

5. Миррахимов М. М. Адаптация сердечно-сосудистой системы человека к высокогорной гипоксии. -М.: Медицина, 1968. - 157 с.

6. Новиков В. С., Шустов Е. Б., Гаранчук В. В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. - СПб.: Наука, 1998.- 544 с.

7. Сафонов В. А., Миняев В. И., Полунин И. Н. Дыхание. - Москва, 2003. - 254 с.

8. Сороко С. И., Бурых Э. А., Нестеров С. В. Перестройки интегративных механизмов регуляции функций в организме при острой гипоксии // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. - 2004. - Т. 90, № 8. -Ч. 2. - С. 301.

9. Шевченко Ю. Л., Новиков В. С., Шанин В. Ю. Гипоксия. Адаптация, патогенез, клиника. - СПб.: ООО «ЭЛЛБИ-СПб», 2000. - 384 с.

10. Clark J., Singlair R., Lenox J. Chemical and nonchemical components of ventilation during hypercapnic exercise in man // J. Appl. Physiol. - 1980. - Vol. 48, № 6. - P. 1065-1076.

11. Jones F. D. Combat stress: tripartite model // Rev. Int. Serv. Sahlt Armees.-1982. - Vol. 55. - P. 247254.

12. Parfenov E. A., Zaikov G. E. Biometalls and Ligands for Anticancer Drag Design: Superoxide Dismutase Models for Combined Tumor Therapy // Nova Science Publishers. - New-York, 2001. - P. 278.

13. Sutton J. R., Coates G., Remmers J. Hypoxia. - Philadelphia: B. C. Decker, 1990. - 198 p.

УДК 796.345.37 + 612.766

динамика показатей психомоторики у юных ФУТБОЛИСТОВ

8-10 лет на этапах их подготовки

Д. л. КОРЗУН 1, В. А. КОЛЕДА 1, В. И. ШУКАН2, М. Я. АНДРУЖЕйЧИК 2, В. А. ПЕРЕВЕРЗЕВ 3

1 Белорусский государственный университет, г. Минск 2 Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск 3 Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск

Анализ динамики показателей психомоторики юных футболистов 8-10 лет показал нелинейный характер формирования у них психомоторных качеств. Для оценки развития психомоторных качеств и техники владения мячом юными футболистами были предложены к использованию «модифицированный» тест А. Стула и тест «удары по мячу внешней частью подъема» с использованием для отскока мяча гимнастической скамейки или стенки. Приведены доказательства преимущества

использования разработанной авторами методики обучения технико-тактическим действиям юных футболистов для улучшения качества их обучения и ускорения формирования у них психомоторных качеств (точности и эффективности ударов по мячу и работы с ним), необходимых для роста спортивного мастерства.

В структуре спортивной деятельности наряду с мотивами и потребностями в качестве центрального звена выступает психомоторика, возрастное

развитие которой происходит несколько иначе, чем умственное и физическое [12, 13, 17]. Сфера психомоторики не ограничивается только реакциями, это целый комплекс взаимодействий психики с различными по структуре и направленности движениями, включая их самоконтроль и саморегуляцию. Проблемы развития психомоторных способностей и физических качеств спортсменов на протяжении последних пятидесяти лет вызывают постоянный интерес у исследователей [2, 7, 8, 9, 12, 13, 17]. А необходимость нахождения и применения адекватных возрасту средств, методов и форм тренировки в соответствии с сенситивными периодами биологического развития на всех этапах многолетней подготовки является одной из главных задач развития и обучения юных футболистов [3, 14, 18, 19, 21-24].

Психомоторные качества футболистов формируются в процессе учебно-тренировочных занятий с помощью широкого круга средств: упрощенных спортивных и подвижных игр, различного рода упражнений с мячом в процессе овладения технико-тактической «школой», а также средств из других видов спорта (гимнастики, акробатики, легкой атлетики и др.) [1, 7, 9, 17, 18].

Создавая обширный «двигательный фонд» как основу для прочного освоения приемов игры в футбол, тренеры формируют психомоторные умения и навыки у юных футболистов, что, наряду с сопряженным воздействием на развитие специфических интеллектуальных способностей и специальных физических качеств, дает возможность более эффективно выполнять технико-тактические действия в игровых условиях [1, 3, 7, 9, 13]. Оценку эффективности тренировочного процесса следует рассматривать в контексте модельных характеристик футбола и реализации перспективных возможностей спортсмена, не забывая о главных задачах на разных этапах многолетней подготовки [2, 6, 12, 18]. Оценке должны подлежать не только целые двигательные задания, но и их составные элементы, общим знаменателем которых будет конечный спортивный результат (эффективность как личной, так и коллективной деятельности юных футболистов).

По мнению ряда авторов [2, 4, 8, 18, 19, 21, 23, 24], для футболистов достоверной информацией являются результаты психомоторных тестов, которые сочетаются с элементами базовых упражнений или по своей структуре близки к ним. Одними из таких показателей психомоторных тестов являются точность ударов (по неподвижному и после ведения мяча в ворота) [5, 9, 16, 20], а также результаты теста «удары по мячу между стоп», разработанного А. Стула [21]. Двигательный тест А. Стула заключается в выполнении наибольшего количества ударов по мячу между стоп при подскоках (с ноги на ногу) в течение 1 мин, с интервалом между попытками

5 мин. Оценка производится по лучшему результату [21]. Тест разработан для футболистов разной возрастной категории (11-19 лет), поэтому проводилось тестирование с футболистами 8-10 лет для экспериментальной проверки и оценки частоты ударов как в минутном диапазоне, так и за 30 сек.

Задачами эксперимента, проведенного на спортивной базе Республиканского центра олимпийской подготовки по футболу Белорусского государственного университета (БГУ, г. Минск) в 2006-2008 годах, были: 1) оценка показателей динамики формирования психомоторных качеств юных футболистов 8-10 лет в зависимости от методики их обучения; 2) апробация модифицированного теста А. Стула для юных футболистов; 3) разработка новых и усовершенствование известных двигательных тестов для оценки развития психомоторных качеств и техники владения мячом. Эксперимент проведен при содействии сотрудников кафедр физического воспитания и спорта БГУ, нормальной физиологии Белорусского государственного медицинского университета и кафедры футбола и хоккея Белорусского государственного университета физической культуры.

Материалы и методы. Исследование проводилось на протяжении двух лет в период с марта 2006 до октября 2008 г. с участием 30 юных футболистов (8-10 лет) 1998 года рождения, разделенных на две группы по 15 человек.

Первая группа контрольная, где дети занимались по государственной программе [22]. Вторая группа экспериментальная, юные футболисты занимались по предлагаемой методике обучения технико-тактическим действиям.

Экспериментальная методика обучения технико-тактическим действиям включала применение преимущественно игровых средств и упражнений («в связках»: ведение мяча, обводка с последующим ударом в ворота, прием мяча в движении, затем скоростное ведение и удар в ворота), в комплексе формирующих технико-тактическую подготовленность и развивающих психомоторику юных футболистов. В зависимости от задач в учебно-тренировочном процессе применялись следующие методы - игровой, сопряженный и соревновательный. Игровой метод был доминирующим [14]. При проведении занятий использовались специальные игровые задания, нестандартные действия, смена позиций, изменение амплуа в игре, а также игры с разными по возрасту соперниками. При проведении занятий по экспериментальной методике были сокращены по времени подготовительная и заключительная части для увеличения длительности основной. В качестве разминки предлагались подвижные игры с мячом и без мяча (в отличие от стандартной разминки с беговыми упражнениями в пользу игровых средств).

Всего проведено 364 учебно-тренировочных занятия. Аналогичное количество занятий по государственной программе проведено с юными футболистами контрольной группы.

Недельный микроцикл в обеих группах состоял из трех учебно-тренировочных занятий по 90 минут, каждое из которых являлось органическим продолжением предыдущего, что сохраняло целостность решения блока задач.

Тестирование проводилось четыре раза через каждые шесть месяцев учебно-тренировочных занятий. Первое - осенью 2006 года по итогам полугодового этапа тренировок после весеннего набора детей. Второе осуществлялось весной 2007 г. (через 12 месяцев занятий). Третье - осенью 2007 г. (через 1,5 года занятий футболом). Четвертое - весной 2008 г. (через 2 года после начала занятий).

Перед выполнениями экспериментальных тестов проводилась 10-минутная стандартная разминка. В программу тестирования включались следующие задания: 1) удар в заданную половину ворот с 9 метров по мячу после ведения с отметки 12 м. Учитывалось количество попаданий в заданную половину ворот (из 6 попыток) [5, 9, 20]; 2) удар в заданную половину ворот с 9 метров по неподвижному мячу. Учитывалось количество попаданий в заданную половину ворот (из 6 попыток) [5, 9, 20]; 3) тест А. Стула «удары по мячу между стоп» за 1 мин [21]; 4) модифицированный (экспериментальный) тест А. Стула (дети до 10 лет) «удары по мячу между стоп» за 30 секунд; 5) экспериментальный тест «удары по мячу внешней частью подъема» ведущей (обычно правой), а затем не ведущей (чаще левой) ногами по мячу в гимнастическую скамейку или стенку (по 30 секунд каждой ногой). В футболе достаточно часто используется внешняя часть подъема в соответствии со спецификой деятельности. Это - ведение мяча, передачи мяча и удар в ворота. Экспериментальное исследование данного теста необходимо для понимания особенностей моторного действия одной ноги (использования ведущей и не ведущей ноги), а также частоты ударов и дифференцировки усилий.

Тест «удары по мячу внешней частью подъема» заключается в выполнении наибольшего количества ударов внешней частью подъема в гимнастическую скамейку или стенку в течение 30 секунд с интервалом между попытками в 5 минут. Оценка показателей теста производится по лучшему результату.

Во время выполнения футболистами тестов выполняется хронометраж и подсчет количества ударов двумя специалистами. Условия выполнения тестов - стандартизированные, включая место проведения, размер мяча, покрытие пола. При ошибках, приводящих к долговременным потерям мяча, попытка не засчитывается, дается возмож-

ность выполнить новую попытку. При определении количества ударов по мячу внешней частью подъема необходимо учитывать расстояние до стенки: в среднем - расстояние между футболистом и стенкой должно составлять не более двух метров. Показатели тестов соответствуют всем элементам так называемого «генотипа моторики», а именно: способности нервно-мышечной координации; возможности управления движениями; функционированию анализаторов (прежде всего двигательного, вестибулярного и зрительного); быстроты реакции; чувству равновесия; восприятию времени и пространства; ощущению оптимальных величин усилий [21].

Общий результат проделанной работы подведен итогами выступления юных футболистов в соревновательном периоде с мая по октябрь 2008 года (чемпионат города Минска по футболу в возрастной группе «U-10», два круга). Юные футболисты составили основу двух команд, принявших участие в чемпионате города Минска - «Звезда БГУ-2» (15 футболистов, занимавшихся по государственной программе - контрольная группа) и «Звезда БГУ-1» (экспериментальная группа - 15 юных футболистов, занимавшихся по предложенной методике обучения технико-тактическим действиям).

Математическая обработка полученных данных проведена с использованием пакета прикладных компьютерных программ SPSS (версия 14) с использованием критериев Стьюдента и Пирсона.

Результаты и их обсуждение. В обеих группах (по мере нарастания тренированности) достоверно улучшаются результаты по большинству показателей тестирования (табл. 1, 2, 3).

У юных футболистов в контрольной группе через 2 года тренировок произошло улучшение показателя «удара по мячу между стоп» на 16%, а в экспериментальной группе аналогичный показатель увеличился на 33% (табл. 1). Обращает на себя внимание факт более быстрого прироста данного показателя на 1-м году обучения у юных футболистов контрольной группы, а на 2-м году обучения у футболистов экспериментальной группы. Динамика прироста данных в тесте «частоты ударов по мячу между стоп» - нелинейна. За периодом достоверного прироста величины показателя у юных футболистов контрольной группы во время 2-го этапа на 13 ударов в минуту (уд/мин) или 13% (р<0,01) следует остановка прироста и стабилизация показателя (табл. 1). У юных футболистов экспериментальной группы прирост в тесте «частота ударов по мячу между стоп» за 1 минуту начинался позже (с 3-го тестирования) и носил более линейный характер. Увеличение частоты ударов составило (при 3-м тестировании по сравнению со 2-м) на +13 уд/мин (р<0,01) и при 4-м тестировании по сравнению с 3-м

соответственно на +12 уд/мин (р<0,001). Подобная нелинейность прироста частоты ударов по мячу может быть обусловлена как гетерохронностью процессов созревания физиологических функций, так и особенностями влияния на него различных методических приемов в процессе тренировок.

Аналогичные результаты были получены и в модифицированном тесте А. Стула (табл. 1). Темпы прироста числа ударов по мячу между стоп за 30 секунд у детей контрольной группы были максимальными на 1-м году обучения, составив +11 уд. (табл. 1). На 2-м году тренировок прирост прекращался. Динамика прироста числа ударов у юных футболистов экспериментальной группы носила также нелинейный характер - достоверный прирост за 6-месячные этапы тренировок отмечены при 2-м (+11 уд/30 секунд, р<0,001) и 4-м (+16 уд/30 секунд, р<0,001) тестированиях по отношению к аналогичным результатам 1-го или 3-го тестирования соответственно (табл. 1). Прирост данного показателя у юных футболистов контрольной и экспериментальной групп в «модифицированном» тесте А. Стула составил за 1,5 года тренировок (от 1-го к 4-му тестированию) + 16 уд/30 секунд (+42,5%) и +32 уд/30 секунд (+78,9%) соответственно. Он был в 2,68 и 2,39 раза большим по сравнению с аналогичным показателем в тесте А. Стула (табл. 1). Это позволяет предположить, что модифицированный тест А. Стула является более информативным для юных футболистов 8-10 лет при оценке психомоторных качеств. По мере роста тренированности у детей существенно, но также нелинейно повышалась частота ударов по мячу внешней частью подъема (табл. 2): в контрольной группе (от 1-го к 4-му тестированию) на 38,9% ведущей (правой) ногой и 31,8% не ведущей левой ногой, в эксперименталь-

Таблица 1. Частота ударов по мячу между стоп в классическом (за 1 минуту) и модифицированном (за 30 секунд) тесте А. Стула у футболистов 8-10 лет

ной группе на 84,8% правой ногой и 72,2% левой ногой. Этот прирост показателей был существенно выше, чем прирост частоты ударов по мячу между стоп в «классическом» тесте А. Стула и сопоставим с максимальным приростом показателя в «модифицированном» тесте А. Стула (табл. 1).

Предлагаемый тест «удары по мячу внешней частью подъема», вероятно, следует рассматривать как достаточно надежный в плане оценки тренированности футболистов (юных футболистов). Кроме того, предлагаемый двигательный тест «удары по мячу внешней частью подъема стопы» позволяет оценить результаты, показанные ведущей ногой у футболиста. Так, мы наблюдали в 1,5 раза более частые удары ведущей ногой у юных футболистов как контрольной, так и экспериментальной групп (табл. 2).

Важное значение в развитии футбольного мастерства ряд специалистов отводят формированию точности ударов в ворота [1, 5, 10, 11, 16]. У новичков в процессе овладения технико-тактическими действиями возникают значительные сложности в точности ударов в ворота [9, 20]. Об этом свидетельствуют и результаты данных исследований, представленные в таблицах 3 и 4. У юных футболистов 8-9 лет точность ударов в ворота как по неподвижному (табл. 3), так и после ведения мячу (табл. 4) была небольшая и составляла 58,3-66,8% на первом-третьем этапах исследования.

Гоуппы Этапы исследования Годы Удары по мячу между стоп за 1 мин, кол. раз М±т Удары по мячу между стоп за 30 с, кол. раз М±т

Контрольная (п = 15) 1 2006 98,86 ± 3,17 35,26 ± 2,18

2 2007 111,53 ± 1,77 0 46,40 ± 2,07 0

3 2007 109,60 ± 2,52 0 47,00 ± 2,42 0

4 2008 114,66 ± 2,80 0 50,26 ± 1,94 0

Экспериментальная (п = 15) 1 2006 94,00 ± 3,47 40,06 ± 1,82

2 2007 99,46 ± 3,74 * 51,53 ± 1,75 0

3 2007 112,80 ± 1,79 0 55,33 ± 1,57* 0

4 2008 125,06 ± 1,19 0 * 71,66 ± 1,41* 0

Примечание: * - Р < 0,05 по отношению к данным контрольной группы на соответствующем этапе исследования; 0 - Р < 0,05 по отношению к данным своей группы на 1-м этапе исследования.

Таблица 2. Частота ударов по мячу внешней частью подъема стопы за 30 секунд (уд/30 с) юными футболистами 8-10 лет

Группы Этапы исследо- Годы Частота (М±т) ударов по мячу (уд/30 с)

вания ногой,

ведущей (правой) не ведущей (левой)

Контрольная 1 2006 23,33 ± 0,68 15,73 ± 0,51й

(п = 15) 2 2007 28,73 ± 0,53 0 18,26 ± 0,41 0й

3 2007 28,13 ± 0,61 0 18,20 ± 0,43 0й

4 2008 32,40 ± 0,71 0 20,73 ± 0,87 0й

Эксперименталь- 1 2006 23,26 ± 0,60 16,20 ± 0,44 й

ная 2 2007 27,53 ± 0,77 0 18,53 ± 0,38 0Л

(п = 15) 3 2007 30,86 ± 0,88 0 * 19,60 ± 0,60 0й

4 2008 42,93 ± 1,02 0 * 27,73 ± 0,98 0й *

Примечание: * - Р < 0,05 по отношению к данным контрольной группы на соответствующем этапе исследования; 0 - Р < 0,05 по отношению к данным своей группы на 1-м этапе исследования; л - Р < 0,05 по отношению к данным своей группы (но при ударе правой ногой) на том же этапе исследования.

Данные А. П. Золотарева показали, что юные футболисты 8 лет не задумываются, как им выполнять удар [9]. Их задача - быстрее послать мяч в зону ворот и поразить их ударом. Однако точность попадания в ворота при этом остается недостаточной даже у 10-летних футболистов, особенно при ударе в ворота после ведения (результаты контрольной группы при 3-м и 4-м тестированиях, табл. 4). Целевая точность (в том числе ударов в ворота)

связана с верхним подуровнем построения движений, а именно с высокоразвитым представительством органов чувств в коре большого мозга, подкорковых ядер, премоторной и моторной зон коры больших полушарий и коры мозжечка [10, 12].

Таблица 3. Точность ударов по неподвижному мячу в заданную половину ворот юными футболистами 8-10 лет

Группы Этапы исследования Годы Точность ударов в ворота из 6 попыток

число точных ударов (М±т) % попаданий в заданную половину ворот

Контрольная (п = 15) 1 2006 3,5 ± 0,36 58,3

2 2007 4,0 ± 0,16 66,7

3 2007 4,0 ± 0,22 66,7

4 2008 4,5 ± 0,18 0 75,0 0

Экспериментальная (п = 15) 1 2006 4,0 ± 0,15 66,7

2 2007 4,5 ± 0,22 75,0

3 2007 5,0 ± 0,21 0 * 83,3 0 *

4 2008 5,8 ± 0,11 0 * 96,7 0 *

Примечание: * - Р < 0,05 по отношению к данным контрольной группы на соответствующем этапе исследования; О - Р < 0,05 по отношению к данным своей группы на 1-м этапе исследования.

Критерием эффективности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня. Это требует адекватного одновременного функционального развития многих анализаторов, корковых и подкорковых центров и механизмов формирования и управления движениями, что и наблюдается по мере роста технико-тактического мастерства у юных футболистов, особенно экспериментальной группы. Об этом свидетельствует

увеличение точности ударов по неподвижному мячу в заданную половину ворот юными футболистами экспериментальной группы на 3-м и 4-м этапах исследования, а в контрольной группе - на 4-м этапе (табл. 3). Следует отметить, что более сложные формы действий игрока требуют существенно большего времени для их формирования. Так, частота ударов по мячу между стоп (табл. 1) и удары внешней частью подъема (табл. 2) достоверно повышаются

уже на первом году обучения, а возрастание показателей точности ударов в ворота (табл. 3 и 4) требует 1,5-2,0 лет учебно-тренировочных занятий.

Результаты исследований (табл. 1-4) показали, что разработанная экспериментальная методика обучения юных футболистов технико-тактическим действиям обладает существенными преимуществами, что видно по результатам контрольной и экспериментальной групп. Это демонстрируют показатели точности ударов в заданную половину ворот после ведения мяча юными футболистами экспериментальной группы (табл. 4). У юных футболистов контрольной группы данный показатель (за 2 года круглогодичных тренировок) достовер-

но не изменялся, а у футболистов экспериментальной группы показатели попадания мяча в заданную половину ворот достигали почти 100% (96,7%, р < 0,01) при исходной точности в 66,7% (табл. 4).

Таким образом, видно, что разработанная экспериментальная методика обучения технико-тактическим действиям дала достоверно более высокие результаты психомоторного развития юных футболистов 8-10 лет по сравнению с общепринятой [21].

Таблица 4. Точность ударов по мячу после ведения в заданную половину ворот юными футболистами 8-10 лет

Группы Этапы исследования Годы Точность ударов в ворота из 6 попыток

число точных ударов (М±т) % попаданий в заданную половину ворот

Контрольная (п = 15) 1 2006 3,5 ± 0,22 58,3

2 2007 3,5 ± 0,21 58,3

3 2007 4,0 ± 0,13 66,7

4 2008 4,0 ± 0,17 66,7

Экспериментальная (п = 15) 1 2006 4,0 ± 0,25 66,7

2 2007 4,5 ± 0,24 66,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 2007 5,0 ± 0,18 0 * 83,3 0 *

4 2008 5,8 ± 0,28 0 * 96,7 0 *

Примечание: * - Р < 0,05 по отношению к данным контрольной группы на соответствующем этапе исследования; 0 - Р < 0,05 по отношению к данным своей группы на 1-м этапе исследования.

Косвенным подтверждением данного факта явились результаты выступления юных футболистов в чемпионате города Минска по футболу в возрастной группе «и-10». Команда «Звезда БГУ-1», состоящая из юных футболистов экспериментальной группы, заняла 3-е, а «Звезда БГУ-2» (из юных футболистов контрольной группы) - 12-е место среди 16.

Выводы

1. Динамика формирования психомоторных качеств юных футболистов носит нелинейный характер и зависит как от методики их обучения и сложности формируемого психомоторного качества, так и от гетерохронности процессов созревания физиологических функций.

2. Для оценки развития психомоторных качеств и техники владения мячом можно использовать результаты выполнения следующих тестов: А. Стула; «модифицированного» теста А. Стула; предложенного экспериментального теста «удары по мячу внешней частью подъема» в гимнастическую скамейку или стенку; а также удары по неподвижному и после ведения мячу в заданную половину ворот.

3. Предлагаемая методика обучения технико-тактическим действиям юных футболистов позволяет существенно улучшить уровень их обученно-сти и ускорить формирование у них психомоторных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андружейчик М. Я. Особенности психомоторных способностей и их место в программе подготовки юных футболистов 8-10 лет // Проблемы повышения эффективности тренировочной деятельности в спорте: Матер. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13 марта 2008 г. - Минск, БГУФК, 2008. - С. 95-96.

2. Бойченко В. Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 г. - К., 1986. - 21 с.

3. Вайн Х. Как научиться играть в футбол. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2004. - С. 4-17.

4. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

5. Голомазов С. В. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С. 53-82.

6. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск: Народная асвета, 1978. - 125 с.

7. Гуревич И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. - Минск: Высш. шк.,1992. - С. 309-349.

8. Золотарев А. П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 г. -М.,1987. - 22 с.

9. Золотарев А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе. - Краснодар: КГУФКСТ, 2000. - 76 с.

10. Ивойлов А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 110 с.

11. Ильин Е. П. Зависимость точности движений от их амплитуды // Физиологический журнал СССР -1966. - Т. 52, № 5. - С. 173-242.

12. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПБ.: Питер, 2003. -С.173-242.

13. Клименко В. В. Психомоторные особенности юного спортсмена. - Киев: Здоров,я, 1987. - С. 17-28.

14. Кузнецов А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8-10 лет). - М.: Олимпия, Человек, 2007. - 112 с.

15. Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10. - С. 18-23.

16. Немцев О. Б. Биомеханические основы точности движений. Монография. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. - 187 с.

17. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс, 2002. - 320 с.

18. Пшибыльский В. Комплексный контроль в системе многолетней подготовки футболистов детского и юношеского возраста: Дис. .д-ра наук по физ. воспитанию и спорту. 24.00.01 г. - К., 1998. - 372 с.

19. Рыбин Д. В. Методика отбора и ранней ориентации юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 г. - М., 2001. - 21 с.

20. Стула А. Использование новых методов педагогического контроля в тренировочном процессе футболистов: Автореф. дис. .д-ра. пед наук. 13.00.04 г. - Мн., БГУФК, 1997. - 28 с.

21. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / Сост. М. Я. Андружейчик. - Минск: Минспорта и туризма РБ, НИИ ФКиС РБ, БГУИФК, 2006. -110 с.

22. Шамардин А. М. Методика развития и совершенствования двигательных (физических) качеств у юных футболистов: Учеб. пособие. - Волгоград: ВГАФК. - 2000. - 152 с.

23. Шишенков В. М. Содержание этапного контроля технической подготовленности юных футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 г. - М., 1982. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.