Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / дети / оставшиеся без попечения родителей / дети / находящиеся в замещающих семьях / материнская депривация / готовность к семейной жизни / компоненты готовности к семейной жизни / технология социальной работы / family / children left without parental care / children in foster families / maternal deprivation / readiness for family life / components of readiness for family life / technology of social work

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Хуажева Джанета Довлетбиевна, Джабатырова Бэлла Казбековна, Хачак Камилла Муратовна

Актуальность темы исследования. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в ряду приоритетных задач, стоящих перед государством и системой образования, провозглашены крепкая семья, высокие нравственные идеалы и сохранение традиционных семейных ценностей. Поэтому формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, осознанному родительству являются одной из ключевых проблем, стоящих перед системой образования. Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью к подготовке детей-сирот к семейной жизни и недостаточными теоретическими и практическими знаниями по проектированию и реализации технологии социальной работы для решения этой задачи. Проблема исследования – выявление теоретико-методологических основ проектирования и реализации технологии социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни. Достижение цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализ, проектирование, описание, методы математической статистики, анкетирование. Результаты исследования позволили сделать ключевые выводы: материнская депривация у детей-сирот является основным фактором неготовности к семейной жизни; социальная работа по подготовке детей-сирот к семейной жизни должна носить комплексный характер и реализуется в виде технологии, включающей диагностический, организационный, формирующий и заключительный этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Хуажева Джанета Довлетбиевна, Джабатырова Бэлла Казбековна, Хачак Камилла Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK AIMED AT PREPARATION OF CHILDREN FROM SUBSTITUTE FAMILIES AND ABANDONED CHILDREN FOR FAMILY LIFE

The relevance of the research topic. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809 «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values» among the priority tasks facing the state and the education system, a strong family, high moral ideals and the preservation of traditional family values were proclaimed. Therefore, the formation of a responsible attitude to the creation and preservation of a family, conscious parenthood is one of the key problems facing the education system. The relevance of the research is dictated by the contradiction between the need to prepare orphans for family life and insufficient theoretical and practical knowledge on the design and implementation of social work technology to solve this problem. The research problem is to identify theoretical and methodological foundations for the design and implementation of social work technology to prepare orphans for family life. The purpose of the research is to theoretically substantiate and experimentally test the technology of social work to prepare orphans for family life. Achieving the goal was carried out through the use of the following research methods: analysis, design, description, methods of mathematical statistics, questioning. The results of the research have made it possible to draw key conclusions: maternal deprivation in orphans is the main factor in unpreparedness for family life; social work to prepare orphans for family life should be comprehensive and implemented in the form of technology, including diagnostic, organizational, formative and final stages.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-146-155 УДК 316.3-053.2:349.3

Хуажева Д.Д., Джабатырова Б.К.Дачак K.M.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Хуажева Джанета Довлетбиевна

аспирант 1 курса ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия e-mail: Dzhannat888(ci),mail. г и тел.: +7 (953) 073 82 13

Джабатырова Бэлла Казбековна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия

е-тай:Ъе lladza(a),mail. г и тел.: +7 (918) 421 79 68

Хачак Камилла Муратовна

студент 1 курса факультета социальных технологий и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия e-mail: kam ilia160701hachak(a),gmail. com тел.: +7 (961) 818 39 90

Аннотация

Актуальность темы исследования. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в ряду приоритетных задач, стоящих перед государством и системой образования, провозглашены крепкая семья, высокие нравственные идеалы и сохранение традиционных семейных ценностей. Поэтому формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, осознанному родительству являются одной из ключевых проблем, стоящих перед системой образования.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью к подготовке детей-сирот к семейной жизни и недостаточными теоретическими и практическими знаниями по проектированию и реализации технологии социальной работы для решения этой задачи.

Проблема исследования - выявление теоретико-методологических основ проектирования и реализации технологии социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни. Достижение цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализ, проектирование, описание, методы математической статистики, анкетирование.

Результаты исследования позволили сделать ключевые выводы: материнская депривация у детей-сирот является основным фактором неготовности к семейной жизни; социальная работа по подготовке детей-сирот к семейной жизни должна носить комплексный характер и реализуется в виде технологии, включающей диагностический, организационный, формирующий и заключительный этапы.

Ключевые слова: семья, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в замещающих семьях, материнская депривация, готовность к семейной жизни, компоненты готовности к семейной жизни, технология социальной работы

Для цитирования: Хуажева Д.Д., Джабатырова Б.К., Хачак К.М. Технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 2. С. 146-155. /Ш/)\: сЫ. о!^ 10.47370 2078-1024-2023-15-2-146-155.

Khuazheva D.D., Dzhabatyrova B.K., KhachakK.M.

TECHNOLOGYOF SOCIAL WORK AIMED AT PREPARATION OF CHILDREN FROM SUBSTITUTE FAMILIES AND ABANDONED CHILDREN FOR FAMILY LIFE

Janeta D. Khuazeva

1st year postgraduate student of FSBEI HE «Adygh State University», Maikop, Russia

e-mail: Dzhamiat888@mail. ru tel.: +7 (953) 073 82 13

Bella K. Dzhabatyrova

Ph. D. (Pedag.), Associate Professor, Department of Social Work and Tourism, FSBEI HE «Adygh State University», Maikop, Russia e-mail: belladza(a),mail.ru tel.: +7 (918) 421 79 68

Kamilla M. Khachak

1st year student of the Faculty of Social Technologies and Tourism of FSBEI HE «Adygh State University», Maikop, Russia e-mail: kamillal60701hachak(a),gmail. com tel.: +7 (961) 818 39 90

Abstract

The relevance of the research topic. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9,2022 No. 809 «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values» among the priority tasks facing the state and the education system, a strong family, high moral ideals and the preservation of

traditional family values were proclaimed. Therefore, the formation of a responsible attitude to the creation and preservation of a family, conscious parenthood is one of the key problems facing the education system.

The relevance of the research is dictated by the contradiction between the need to prepare orphans for family life and insufficient theoretical and practical knowledge on the design and implementation of social work technology to solve this problem.

The research problem is to identify theoretical and methodological foundations for the design and implementation of social work technology to prepare orphans for family life.

The purpose of the research is to theoretically substantiate and experimentally test the technology of social work to prepare orphans for family life. Achieving the goal was carried out through the use of the following research methods: analysis, design, description, methods of mathematical statistics, questioning.

The results of the research have made it possible to draw key conclusions: maternal deprivation in orphans is the main factor in unpreparedness for family life; social work to prepare orphans for family life should be comprehensive and implemented in the form of technology, including diagnostic, organizational, formative and final stages.

Keywords: family, children left without parental care, children in foster families, maternal deprivation, readiness for family life, components of readiness for family life, technology of social work

For citation: Khuazhe va D.D., Dzhabatyrova B.K., Khachak K.M. Technology of social work aimed at preparation of children fi'om substitute families and abandoned children for family life // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 2. P. 146-155. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-146-155.

Семья является важнешим социальным институтом, в котором происходят процессы социализации личности, становления базового доверия к миру, навыков построения гармоничных отношений с окружающими, выработки системы ценностных установок и т.д. Полученный во время взросления социальный опыт становится основой для формирования у молодых людей готовности к созданию своей семьи, рождению и воспитанию детей, установлению крепких долгострочных семейных отношений, построенных на доверии, открытости, взаимопонимании, ответственности и взаимном уважении. В условиях современного кризиса общества задача подготовки молодых людей к созданию и сохранению семьи, осознания ценности семьи и роли семейного воспитания в становлении личности приобретает особое значение и становится одной из стратегических задач государственной политики, что нашло отражение в Указе Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению

и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1].

Вопросы роли семьи в современном обществе, готовности молодежи к созданию семьи находятся в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых (Е.В. Бондаревская, С.Н. Варламова, С.И. Журавлева, В.А. Караковский, A.B. Носкова, Н.Х. Орлова, Н И. Салава-това, С. Рейч, Л.Б. Шнейдер и др.) [8; 9]. Предметом особого внимания исследователей является проблема формирования семейных ценностей и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию семьи (Н.В. Гиба-дуллин, И.В. Дубровина, Ж.А. Захарова, В Н. Ослон, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.) [4; 6; 10].

Для детей-сирот, воспитывающихся в депривационных условиях отсутствия семейного тепла, заботы, внимания, присущ низкий уровень самооценки и эмпа-тии, инфантилизм, недоверие к окружающим, высокий уровень конфликтности, эмоциональная неустойчивость, что

значительно осложняет процесс адаптации к социуму и в дальнейшем негативно отражается на их готовности и способности создать гармоничную семью [2].

Проблема подготовки молодых людей, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни является достаточно актуальной для современного общества и имеет сложный социально-психологический характер, потому ее решение должно носить комплексный характер.

Реализация комплексного подхода в решении задачи подготовки детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни проявляется в организации конструктивного взаимодействия таких социальных институтов, как институт образования, семьи, институт государства, институт культуры, религии, институт СМИ, здравоохранения, что дает синер-гетический эффект и позволяет наиболее продуктивно решать социальные задачи. Системообразующим компонентом институционального взаимодействия выступает цель - минимизация последствий материнской депривации и формирование готовности к семейной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, детерминирующая различные виды совместной деятельности учреждений и специалистов.

С целью формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, к рождению и воспитанию детей нами была разработана технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни [3]. Она предполагает последовательное решение ряда задач: формирование здорового образа жизни как основы здоровья семьи и деторождения; формирование ценностного отношения к семье как важнейшему институту социализации личности;

формирование представлений о позитивной модели семьи, ее особенностях и функциях, семейных ролях; формирование знаний о типах конфликтов семейной жизни, об основах их профилактики; о возможностях саморегуляции и самообладания в конфликтной ситуации, развитие правовой, финансовой грамотности в семейных отношениях, овладение основами семейного воспитания.

Теоретико-методологической основой проектирования технологии выступили концепции развития личности в юношеском возрасте (Ю.Г. Ананьев, Е.В. Зырянова, М.В. Гамезо, Э. Эриксон и др.), теории личностного развития в закрытых учреждениях (А.И. Захарова, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, Т.А. Шилова, и др.), подготовки детей к семейной жизни (А.Н. Ганичева, И.А. Горчакова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.) [5; 7].

Технология включает 4 этапа: диагностический, организационный, формирующий и заключительный (табл. 1).

Содержание этапов должно осуществляться с учетом возрастных особенностей, заинтересованности в вопросах готовности к браку, тендерных установок как детерминанта выбора модели семьи.

В педагогическом эксперименте по проверке эффективности разработанной технологии приняли участие 80 студентов из числа детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях в возрасте от 15 до 20 лет, воспитанников МГГТК «Адыгейский государственный университет» города Майкопа и 75 студентов из полных семей в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся на базе Адыгейского государственного университета. Возрастная категория участников эксперимента была выбрана неслучайно, так как именно в этот период молодые люди достигают такого уровня психофизиологического и социального развития, при котором на первый план выходит стремление

Таблица 1

Технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Название этапа Задачи этапа Содержание работы Методы работы

Этап 1 «Диагностический» 1. Сбор информации. 2. Составление базы данных. 3. Заполнение социально-педагогической анкеты. 4. Выявление личностных особенностей детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, осознание ими своих стереотипов и установок Изучение личностных характеристик детей-сирот, в частности уровня самооценки, конфликтности, агрессивности, базисного уровня адаптивности Анкетирование, тесты, беседа, тестирование

Этап 2 «Организационный» 1. Определение степени подготовки к семейной жизни у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Координация деятельности специалистов для оказания помощи детям из замещающих семей и детям, оставшихся без попечения родителей, в подготовке к семейной жизни, формировании правильных установок в создании своей семьи и воспитания детей Моделирование и организация взаимодействия различных специалистов с целью реализации формирующего и коррекци-онного воздействия на основании результатов изучения индивидуально -психологических свойств индивида Моделирование, анализ, метод мозгового штурма

Этап 3 «Формирующий» 1.Формирование ценностных установок в создании семьи и знаний об основах семейного воспитания. 2.Формирование экономической и правовой компетентности в жизни семьи. 3. Развитие коммуникативной компетентности, навыков бесконфликтного общения. 4. Развитие эмоционального интеллекта. 5.Формирование знаний о роли здоровьесбережения и медико-социальных аспектах планирования семейной жизни Формирование у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, положительных представлений о семье и семейных ценностях; о семейных ролях, в частности роли мужа, жены отца, матери. Формирование знаний о способах бесконфликтных взаимоотношениях в семейной жизни между супругами. Реализация модульной программы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни Тренинг, беседа, ситуационные задачи, индивидуальная работа и консультирование, этическая беседа

Этап 4 «Заключительный» Данный этап представляет собой анализ изменений после реализации технологии (модульной программы) с детьми из замещающих семей.

расширения социального опыта, вопросы брачного выбора и т.д.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели анкетирование с целью выявления уровня ответственности, конфликтности в общении, отчужденности, агрессивности, нравственной готовности к браку.

Вопросы стандартизированной анкеты были направлены на выявление отношения к семье и семейным ценностям, а также на выявление уровня ответственности. На вопрос: «Как вы относитесь к институту семьи?» 30% студентов из числа детей-сирот либо не считают необходимым создавать семью, либо вообще не задумываются об этом, в то время как среди студентов из полных семей, являющихся референтной группой, число таких же ответов составляет 17%. Значимым в контексте нашего исследования является вопрос о том, какие качества необходимы для создания семьи. Качество ответственности у студентов из числа детей-сирот занимает последнее место (47%). На первые места были выдвинуты такие качества, как любовь (93%), поддержка (59%) и взаимопонимание (58%). У студентов из полных семей ответственность находится на втором месте (86%), а в качестве приоритетных определены поддержка (95%), доверие (94%) и любовь (93%). Одним из важнейших качеств для создания и сохранения семьи является ответственность, надежность, что подтвердили 86% респондентов из полных семей и лишь 47% детей-сирот.

Студенты из числа детей сирот

Исходя из полученных ответов, мы может отметить существенную разницу в понимании семейных ценностей и наличия качества ответственности у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящимся в полных семьях. Полученные данные свидетельствуют о необходимости внедрения целенаправленного психолого-педагогического коррекционного и профилактического воздействия на подростка с целью успешной подготовки к семейной жизни и устранения искаженных представлений о семье и аспектах ее жизнедеятельности.

«Для обеспечения соответствия технологии требованию управляемости подбираются диагностические методики, коррелирующие с критериями оценки результативности процесса, а также позволяющие отслеживать динамику изменений при переходе на очередной этап работы» [3, с. 5].

С целью выявления ориентации личности на семейно-брачные отношения респондентам было предложено пройти тест «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина) (рис. 1).

Одним из важнейших качеств, обусловливающих готовность к созданию семьи, как показали результаты анкетирования, является ответственность. В ходе педагогического эксперимента была проведена диагностика ответственности (рис. 2).

Наличие ответственности является значимым критерием готовности к

Студенты из полных семей

Низкий уровень

' Средний уровень

Высокий уровень

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

Высокий уровень

Рис. 1. Нравственная готовность к браку (Е.К. Погодина)

Студенты из числа детей сирот

Низкий уровень

Средний уровень

u Высокий уровень

Студенты из полных семей

Низкий уровень

Средний уровень

■ Высокий уровень

Рис. 2. Диагностика ответственности (О.В. Мухлынина)

семейной жизни и играет существенную роль в построение конструктивных гармоничных отношений в семье, ориентированных на ее сохранение. С целью изучения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок респондентов была использована методика C.B. Духновского, позволяющая определить диагностируемую характеристику по следующим индикаторам: напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях с людьми (табл. 2).

Результаты исследования выявили у участников эксперимента из числа детей-сирот наличие противостояния в отношениях, стремления навязать свои интересы, проявление косвенной агрессии в желании доминировать и подчинять других, ослабление позитивных эмоциональных связей, эмпатии. В иерархии ценностных ориентаций у детей данной категории присутствует размытость ценности семьи, значимости продолжения рода, также они не имеют четкого представления о семейных ролях,

Таблица 2

Результаты теста «Субъективная оценка межличностных отношений»

Показатели / Уровни Дети-сироты Дети из полных семей

высокий средний низкий высокий средний низкий

напряженность 30,2% 48,6% 21,2% 11,3% 22,9% 65,8%

отчужденность 30,8 % 50% 19,2% 10,7% 32,3% 57%

конфликтность 25,5% 63% 11,5% 15.8% 31,7% 52,5%

агрессивность в отношениях 26,9% 53,3% 19,8% 14,4% 25,5% 60,1%

обязанностях и внутрисемейных взаимоотношениях, недостаточно сформировано уважительное отношение к старшим, отсутствует понимание необходимости заботы о членах своей семьи, недостаточно высока культура быта.

Полученные данные позволили определить наиболее значимые направления в проектировании и реализации на формирующем этапе эксперимента Модульной программы с целью формирования ответственного отношения к семейной жизни

у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Модульная программа по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни включала 5 модулей: стартовый, психолого-педагогический, социально-педагогический, экономико-правовой, медико-социальный.

Коррекционная работа по минимизации последствий материнской депри-вации и формированию ответственного

отношения к семейной жизни у детей данной категории проходила в течение одного учебного года, занятия проводились один раз в неделю. Занятия проводили социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, преподаватели правоведения и экономических дисциплин и воспитатели-кураторы групп, специалисты дополнительного образования. Большое внимание, учитывая социально-психологические особенности участников экспериментальной работы, уделялось становлению доверительных отношений, снятию психологического напряжения в ходе общения, так как данная тема для детей-сирот является довольно болезненной.

Для решения поставленных задач были подобраны адекватные формы и методы работы - диалог, рассуждение, обсуждение, этическая беседа, тренинго-вые занятия и упражнения, проблемное моделирование, ситуативный практикум, арт-терапия, сторителлинг, интерактивный театр и др.

После проведения всех этапов технологии было проведено повторное тестирование с целью выявления самооценки межличностных отношений, нравственной готовности к браку и ответственности. Результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Полученные данные показали изменения в уровне нравственной готовности к браку у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, респондентов с низким уровнем готовности стало меньше на 21,3% (Р<0,05). Наметилась положительная динамика и в уровне сформирован-ности ответственности, осознания роли и ценности семьи. Изменились показатели отчужденности: число респондентов с высоким уровнем снизилось с 30,8 до 14,6%, произошли положительные изменения в снижении числа респондентов со средним уровнем конфликтности - с 63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 40,9%. Сильно выраженная напряженность в отношениях также снизилась с 30,2 до 15,8% (Р<0,05), что проявлялось в большей эмоциональной устойчивости, стремлении конструктивно решать спорные ситуации, субъективным ощущением удовлетворенности отношениями с другими людьми. Кроме того, в результате проведенного эксперимента у участников появилось более осознанное отношение к вопросам вступления в брак, создания семьи, обеспечения гармоничных внутрисемейных отношений, принятия решения о рождении детей, выбора стиля семейного воспитания и общения.

Таким образом, анализ результатов проведенного эксперимента по реализации технологии социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни доказал ее эффективность.

Заключение

Семья является важнейшим социальным институтом. В ряду приоритетных, формирование которых определяется в качестве стратегических задач, стоящих сегодня перед государством в целом и системой образования в частности, провозглашены высокие нравственные идеалы и крепкая семья. В этой связи, формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, готовности к ответственному супружеству и родительству является одной из приоритетных задач педагогической теории и практики.

Процесс размывания поведенческих норм, регулирующих семейно-брачные отношения, трансформации семейных ролей, формирования новых норм и принципов, составляющих основу супружеских, детско-родительских, межпоколенных семейных отношений, всё большая автономизация семейных субинститутов (института родительства и супружества), наблюдающаяся в современном обществе, актуализирует

проблему реализации технологии социальной работы по подготовке детей из замещающих семей к семейной жизни.

Использование результатов исследования позволяет обеспечить процесс подготовки детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни в условиях воспитательной системы образовательных учреждений, формирования осознанного и ответственного отношения к созданию семьи на основе принятия воспитанниками ценности семьи

как личностно значимой, построения крепких, доверительных семейных отношений на основе взаимного уважения. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для организации системной целенаправленной воспитательной работы образовательных учреждений по подготовке молодежи к созданию семьи, а также в разработке спецкурсов по организации подготовки детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14 ноября 2022 г. № 46 ст. 7977.

2. Бегидова С.Н., Бегидов B.C. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни. 2021. 76 с.

3. Бегидова С.Н. Проектирование образовательных технологий / С.Н. Бегидова, Б.К. Джа-батырова, B.C. Бегидов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8(151). С. 4-8. EDN EFXLTM.

4. Гибадуллин Н.В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: дис. Омский гос. пед. ун-т, 2015.

5. Левин К. Кросс-культурное исследование взаимосвязи типа привязанности к родителям и сепарации юношей и девушек от родителей / К. Левин, Э. Эриксон [и др.] // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции. Том 4. М.: Litres, 2022. С. 105.

6. Ослон В.Н. и др. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. №. 6. С. 211-224.

7. Прихожан A.M. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / A.M. Прихожан [и др.] // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. №. 3. С. 5-12.

8. Шнейдер Л.Б. Здоровье, человек, семья: взаимосвязь и взаимообусловленность // Современная реальность в социально-психологическом контексте. 2021. С. 67-76.

9. 9. Begidova S.N. Ways and modernization of the educational system of orphan-ages, focused on the formation the social experience of pupils / Begidova S.N. [et al.] // New trends of global scientific ideas. 2016. P. 14-23.

10. Olson D.H. Marriage and the family: diversity and strengths / D.H. Olson, J. Defrain. McGraw-Hill Higher Education, 1999.198 p.

REFERENCES:

1. On approval of the fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values: decree of the President of the Russian Federation

of November 09, 2022. No. 809 // Collection of Legislation of the Russian Federation. November 14. 2022. No. 46. Art. 7977.

2. Begidova S.N., Begidov V.S. Preparation of orphans and children left without parental care for family life. 2021. 76 p.

3. Begidova S.N., Dzhabatyrova B.K., Begidov V.S. Designing educational technologies // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2020. No. 8 (151). P. 4-8.

4. Gibadullin N.V. Formation of family values in orphans and abandoned children care in a substitute family: dis. Omskiy state ped. un-ty, 2015.

5. Cross-cultural study of the relationship between the type of attachment to parents and the separation of boys and girls from parents / Levin K. [et al.] // From the origins to the present. 130 years of the organization of the psychological society at Moscow University: collection of materials of the anniversary conference. Vol. 4. Moscow: Litres, 2022. P. 105.

6. Subjective well-being of graduates of organizations for orphans in various living conditions / Oslon V.N. [et al.] // Psychological science and education. 2021. Vol. 26, No. 6. P. 211-224.

7. Features of the development of the personality of children brought up in conditions of maternal deprivation / Prikhozhan A.M. [et al.] // Psychological science and education. 2009. Vol. 14, No. 3. P. 5-12.

8. Schneider L.B. Health, person, family: relationship and interdependence // Modern reality in the socio-psychological context. 2021. P. 67-76.

9. Begidova S.N. Ways and modernization of the educational system of orphan-ages, focused on the formation the social experience of pupils / Begidova S.N. [et al.] // New trends of global scientific ideas. 2016. P. 14-23.

10. Olson D.H., Defrain J. Marriage and the family: diversity and strengths. McGraw-Hill: Higher Education, 1999. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.