Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА'

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Супружество / ответственность / ответственное отношение / дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Хуажева Джанета Довлетбиевна, Ахтаов Руслан Ахмедович

В условиях современного кризиса общества задача подготовки молодых людей к созданию и сохранению семьи, осознания ценности семьи и роли семейного воспитания в становлении личности приобретает особое значение и становится одной из стратегических задач государственной политики. Формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, осознанному родительству являются одной из ключевых проблем, стоящих перед системой образования. В статье рассматриваются понятия ответственности и ответственного отношения к супружеству, анализируются позиции различных авторов по проблемам, возникающим в формировании ответственного отношения к супружеству, а также рассматриваются основные аспекты ответственного подхода к созданию семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Хуажева Джанета Довлетбиевна, Ахтаов Руслан Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.014.12

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

БЕГИДОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

доктор пед.наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Российская Федерация

ХУАЖЕВА ДЖАНЕТА ДОВЛЕТБИЕВНА

аспирант 2 курса, направление подготовки «Образование и педагогические науки», Адыгейский государственный университет, Майкоп, Российская Федерация

АХТАОВ РУСЛАН АХМЕДОВИЧ

кандидат пед. наук, доцент, директор института физической культуры и дзюдо, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Российская Федерация

Аннотация. В условиях современного кризиса общества задача подготовки молодых людей к созданию и сохранению семьи, осознания ценности семьи и роли семейного воспитания в становлении личности приобретает особое значение и становится одной из стратегических задач государственной политики. Формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, осознанному родительству являются одной из ключевых проблем, стоящих перед системой образования. В статье рассматриваются понятия ответственности и ответственного отношения к супружеству, анализируются позиции различных авторов по проблемам, возникающим в формировании ответственного отношения к супружеству, а также рассматриваются основные аспекты ответственного подхода к созданию семьи.

Ключевые слова. Супружество, ответственность, ответственное отношение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Семья как один из основных институтов социализации человека, закладывает фундамент ценностного отношения будущего гражданина общества к своей стране, семье, родным и близким людям, друзьям, национальной культуре и т.д. Одной из доминантных функций семьи является подготовка подрастающего поколения к семейной жизни, ответственному отношению к воспитанию детей, формированию у них социальных ролей, правильных межличностных взаимодействий [2]. «Полученный во время взросления социальный опыт становится основой для формирования у молодых людей готовности к созданию своей семьи, рождению и воспитанию детей, установлению крепких семейных отношений, построенных на доверии, открытости, взаимопонимании, ответственности и взаимном уважении» [13, с.148]. Дети, воспитывающиеся в кровных семьях, приобретают соответствующий опыт семейных отношений, у них формируются паттерны социальных ролей. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют такой возможности. В их социальном опыте отсутствуют модели семейных взаимоотношений, семейного быта, ежедневных семейных проблем или данные модели искажены. То, что привычно для любого ребенка из кровной семьи, для ребенка-сироты является образом из рассказов, фильмов, новостной информации и т.д. Данный социальный дефицит затем проявляется при попытке создать свою собственную семью и часто является причиной семейных проблем.

В связи с чем проблема формирования ответственного отношения к супружеству у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, не теряют своей актуальности и сегодня.

Л.С. Выготский, рассуждая о данной проблеме, отмечал: «Проблема формирования ответственного отношения к супружеству у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей является достаточно актуальной, так как изменение нравственных ориентиров привело к усилению таких негативных явлений, как: повысилось число незарегистрированных браков (гражданских браков), потерялся смысл ценности семьи, увеличилось число внебрачных детей и распространилось социальное сиротство» [4, с. 86].

Значительное количество исследований посвящено изучению готовности детей-сирот, детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей к брачно-семейным отношениям, но остается малоизученным вопрос о формировании ответственного отношения к супружеству и выполнению семейных функций, которые включают в себя ряд ценностных компонентов, необходимых человеку в построении успешной семейной жизни. Как отмечают ученые наиболее благоприятным для формирования ответственного отношения к супружеству является именно «подростковый возраст, так как именно в этот период актуализируется интерес к противоположному полу, формируются ценностные ориентации и моделируется образ будущего мужа/жены» [3].

Формирование ответственного отношения к супружеству у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, является комплексной проблемой, связанной с правильным половым воспитанием и ценностным отношением к семье и семейным ценностям. Не сформированные ценностные установки к построению семьи, семейным отношениям, семейным ролям приводят к увеличению воспроизводства репликативного сиротства, деструктивному поведению в семье и, в конечном итоге, к разводу, что подтверждается данными статистики.

Большинство разводов, как показывает практика, приходятся на первый год брака, когда супруги сталкиваются с первыми проблемами семейной жизни и неумением разрешать конфликтные ситуации. Данные причины связаны с психологической неготовностью обоих супругов к построению семьи, что чаще всего зависит от неспособности брать на себя ответственность за другого человека и семью в целом.

Ответственность в семье заключается в том, что супруги готовы и способны отвечать за свои действия и поступки, брать заботу о членах семьи, не переадресовывая свои проблемы другим. Ответственное отношение предполагает наличие взаимных обязанностей как друг перед другом, так и перед обществом, соответствие своих поступков нормативно-моральным и нормативно-правовым устоям социума.

Ответственного человека отличает внутренний контроль за своим поведением, действиями и поступками. Можно констатировать, что ответственный человек - это человек, с высокоразвитым чувством долга, на которого всегда можно положиться.

Проблема супружества и родительства тесно связана с пониманием ценности семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения. Супружество представляет собой уникальную форму личностного взаимодействия между мужчиной и женщиной, которая основывается на моральных принципах и ценностях, а также имманентно присущими им качествами.

Согласно концепции Я. Щепаньского, «супружество определяется как социальное отношение, в котором личное эмоциональное влечение трансформируется в устойчивую взаимосогласованность и совместную деятельность, направленную на достижение целей, стоящих перед семейным союзом» [цит. по 8].

Проблема формирования ответственного отношения к супружеству нашла отражение в историко-педагогическом наследии выдающихся педагогов A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Д.Локка и др.

А.С. Макаренко утверждал, что «правильное половое воспитание ребенка - это, прежде всего, формирование культуры личности, глубокого уважения к женщине, а также отношения к любви как к серьезному и глубинному чувству» [10]. У детей рассматриваемой категории личностные качества, а также чувство любви являются искаженными и не

выраженными, что влечет за собой неумение выстраивать позитивные воззрения на супружество.

Большое значение в воспитании будущего семьянина А.С. Макаренко придавал влиянию семейного уклада, взаимоотношению между родителями и детьми, примеру родителей и влиянию их авторитета. Педагог отмечал, что формирование будущего семьянина состоит «...в отборе и воспитании потребностей человека, в доведении их до той нравственной высоты, которая только и может привести человека к дальнейшему совершенствованию» [11, с. 304]. Идеи автора имеют отношение к детям из кровных семей, когда речь идет именно о семье: есть родители и есть дети. Но дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения семьи не имеют такой возможности, они не знакомы с понятием «семейный уклад» и родители для них не являются или не могут являться авторитетом, что делает процесс их подготовки более сложным и требующим иного подхода.

В формировании будущего семьянина сохраняют актуальность идеи и И.Канта о воспитании культуры гендерных отношений, формировании установки на семью с целью рождения и воспитания детей.

С учетом специфики нашего исследования, ценным источником информации предстает описанный А.С. Макаренко опыт социального воспитания «трудных» подростков. Раскрывая особенности подготовки будущего семьянина к супружеству, А.С. Макаренко высказывает мысль о необходимости знакомить школьников с ранних лет с особенностями брачно-семейных отношений. Педагог отмечал, что, только применяя комплекс мер можно добиться правильного уровня готовности молодых людей к созданию семьи. Формирование человека как будущего семьянина состоит в «выделении и воспитании человеческих потребностей, в доведении их до нравственной высоты, которая только и может привести человека к борьбе за дальнейшее совершенствование» [12, с. 305].

В формировании ответственного отношения к супружеству важен именно юношеский возраст, когда происходит интенсивное развитие самосознания личности и формирование системы оценочных суждений, убеждений и идеалов, определяются жизненные планы и перспективы.

Ответственное отношение к супружеству - это готовность принять на себя определенные обязательства перед супругом(ой) и будущими детьми, быть ответственным за свои поступки и поддерживать эмоциональное равновесие в семье. Уважать права и достоинство других членов семьи, признавать принцип равноправия во взаимоотношениях. Уметь сотрудничать и координировать действия и поступки со своим супругом(ой), тем самым выражая высокую моральную культуру. Быть готовым адаптироваться к привычкам и особенностям характера партнера, а также понимать его эмоциональное состояние [9].

Именно этих качеств и не достает детям-сиротам. В их жизни имеется либо отрицательный опыт собственной семьи, либо отсутствие такового вообще. Практика показывает, что у материй данной категории детей отсутствует выраженный инстинкт материнства. Они оставляют своих детей при разводе, их лишают родительских прав, и дети, оставленные ими, в будущем повторяют их судьбу, воспроизводя негативные паттерны родительских ролей. Данная проблема не может оставаться без внимания и требует поиска путей своего разрешения. И несмотря на имеющийся опыт и попытки решения данной проблемы, она все еще остается актуальной, требующей поиска новых подходов ее разрешения с учетом реальной современной ситуации.

По мнению И. Гребенникова, формирование у детей-сирот, детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей ответственного подхода к созданию семьи должно включать в себя следующие основные аспекты:

— Социальная готовность, которая заключается в наличии образования, трудовой деятельности и стабильного дохода. Важной составляющей является также финансово-экономическая готовность, которая позволяет создать условия для материального благополучия, удовлетворения естественных потребностей всех членов семьи. Социальная

нестабильность часто является препятствием в сохранении длительных семейных отношений, сохранении семьи. Социальная готовность к браку также включает в себя понимание молодыми людьми ответственности за свою будущую семью и будущих детей.

— Нравственно-этическая готовность, которая является главной составляющей гармоничных взаимоотношений в супружестве. Данный аспект включает в себя ряд взаимосвязанных факторов: сформированность идеала современной семьи, стремление к прочному, крепкому и долговечному союзу. Наличие знаний и представлений о семье и того для чего она создается, осознание обязанностей, возлагаемых в супружестве, взвешенный ответственный подход к созданию семьи, выполнению родительской роли. Нравственная готовность к созданию семьи определяется наличием понимания значимости семьи, в осмысленном выборе спутника жизни, что в совокупности указывает на ответственность за создаваемую семью.

— Правовая готовность предполагает, что при создании семьи молодым людям необходимо иметь знания по правовым основам, затрагивающим вопросы семейной жизни, включающие в себя знание прав и обязанностей супругов, детей, членов семьи, нормах, регулирующих брачно-семейные взаимоотношения.

— Психологическая готовность - это готовность к общению с людьми, включая их психологические и психоэмоциональные особенности, учет при выборе спутника жизни наличия схожести взглядов на семейную жизнь и воспитание будущих детей, общих интересов и мнений на организацию совместного проведения досуга, умения создавать здоровый микроклимат в семье, избегать различных конфликтных ситуаций.

— Физиолого-гигиеническая готовность с точки зрения медицины определяет способность мужчины и женщины к репродуктивной функции, ответственный подход к планированию будущего потомства. Данная готовность заключает в себе полную медицинскую проверку здоровья мужчины и женщины перед планированием ребенка, ведения здорового образа жизни.

— Педагогическая готовность заключается в педагогической грамотности, включает в себя правильные представления о роли семьянина и родителя, владение знаниями о функциях и специфике семейного воспитания.

— Финансово-экономическая готовность является важным и значимым аспектом при создании семьи, она предполагает знания и умения рационально планировать свой бюджет, организовывать быт и досуг своей семьи, а также умение самостоятельно обеспечивать материальные потребности членов своей семьи [5].

Подчеркивая важность формирования ответственного отношения к супружеству у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить высказывание С. В. Ковалева, о том, что «исходным пунктом готовности человека к браку и семье является активное осознание им общественной значимости своих поступков, определенных обязательств друг перед другом, ответственности за свою семью и детей, добровольное принятие неизбежных проблем в семейной жизни и частичного ограничения личной свободы..» [9 , с.57].

В контексте обозначенной проблемы, интерес представляет исследование Е.И. Зритневой, посвященное изучению теоретико-методологических основ воспитания будущего семьянина в системе образовательного учреждения. Важным достижением автора является разработка концепции воспитания семьянина как олицетворение системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, необходимых для успешной реализации роли семьянина [6]. По мнению Е.И. Зритневой, при определении содержания воспитания будущего семьянина, следует опираться на ценностно-позитивные образы семьи и семейных отношений, нравственно-духовные составляющие семьи и личности, правовые знания, принятые нормы и образцы межличностных отношений и поведения в семье, основы нравственно-полового воспитания, подходы к формированию готовности к браку и семейной жизни и др. [7]. Но при определении содержания также следует учитывать особенности

целевой группы, а это особый контингент: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Выбираемые формы и методы работы должны учитывать психологические, социальные, физиологические особенности данного контингента, наличие у них, чаще всего, негативного опыта семейной жизни и влияние репликативной модели материнского поведения на формирование ценностных ориентаций и установок на семейную жизнь и ответственность за нее.

Изучая влияние социальных институтов на формирование ответственного отношения к супружеству Е.А. Байер, например, акцентирует внимание на необходимости тесного взаимодействия государственной политики, школы, внешкольных образовательных учреждений и родителей в этом вопросе. По мнению исследователя, основными составляющими воспитания являются: нравственная, социально-гражданская, психологическая, правовая, педагогическая, хозяйственно-экономическая подготовка [1].

Таким образом, проблема формирования ответственного отношения к супружеству у детей-сирот, детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, не ограничивается только желанием последних к ее созданию. А такое желание, по результатам нашего исследования и данных других авторов, достаточно ярко выражено, что свидетельствуют о потребности данной категории детей в создании собственной семьи. Но идеализированное, часто нереалистичное, представление о ней в действительности доказывает неготовность их к реальной жизни в семье. Процесс подготовки детей-сирот, детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей к ответственному отношению к супружеству и родительству требует переосмысления имеющихся сегодня подходов к решению данной проблемы, выбора таких средств и методов, которые позволили бы детям переоценить имеющийся у них негативный опыт жизни в семье (или учесть, что такого опыта не было), и создать условия для формирования новых ценностных установок и ориентаций по отношению к будущей семье и будущим детям, к правильному пониманию построения межличностных отношений и взаимодействий в семье. Решение данной проблемы требует ее серьезного научного осмысления и комплексного подхода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Байер Е.А. Приемная семья для детей-сирот - приоритетная задача государственной поддержки детства / Е.А. Байер // Народное образование. - 2009.- №1. - С.85-89.

2. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 4. С. 69-77.

3. Бегидова С. Н., Хуажева Д. Д., Ахтаов Р. А. Оценка готовности к ответственному супружеству у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 78-101.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.-672с.

5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб.пособие. - М.: Просвещение, 1991.

6. Зритнева Елена Игоревна. Воспитание будущего семьянина в современной России: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01.- Ставрополь, 2006.- 466 с.

7. Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: диссертация канд.пед.наук 13.00.01 / Е.И. Зритнева. - Ставрополь, 2000. - 212 с.

8. Каменская Е.Н. Психология семейных отношений: конспект лекций / Е.Н. Каменская. - Таганрог, 2008.-289 с.

9. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008. С. - 208.

10. Макаренко А.С. О половом воспитании. [Электронный ресурс] https://baby-ved.ru/kopilka/makarenko-o-polovom-vospitanii/

11. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1988. - 534

с.

12. Михай Чиксентмихайи Поток психология оптимального переживания. Москва: Альпина нон-фикшн, 2011.- 248с.

13. Хуажева Д.Д., Джабатырова Б.К., Хачак К.М. Технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т.15. № 2. С. 146-155.

158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.