Научная статья на тему 'Проблемы формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи'

Проблемы формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3305
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / FAMILY VALUES' ORGANIZATION / VALUE / FAMILY VALUES / ORPHANS / FOSTER FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гибадуллин Наиль Вазыйхович

В статье рассматривается формирование семейных ценностей у детей-сирот в условиях воспитания в замещающей семье. Выделены закономерности и условия эффективного воспитания: личностная ориентация, гуманистичность, практическая направленность; учет индивидуальных особенностей; разумное соотношение поощрения и наказания, а также формирование ценностей семьи. Определены компоненты детско-родительских отношений, включающие в себя родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе. Рассмотрены исходные понятия «ценность», «ценностные ориентации» с целью изучения содержания понятия «семейные ценности», которые представляют одну из наиболее значимых общечеловеческих ценностей (материнство, отцовство, детство, положительный образ семьи и др.), что обусловлено самой человеческой сущностью способностью думать о продолжении рода и своём будущем. В статье также представлено авторское видение понятия «семейные ценности». Семейные ценности это система социально значимых ценностей, мировоззренческих представлений и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, основанных на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида. Выделены основные компоненты семейных ценностей на основе базовых ценностей, такие как: любовь; уважительное отношение (почитание) к старшим; забота о младших; представления о гендерных семейных ролях и уважение к ним; культура быта; уважительное отношение к родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of family values organization of the orphans left without parents supervision in a foster family surrounding

The article discusses the formation of family values in children orphaned in terms of education in the substitute family. Patterns and conditions of effective education: personal orientation, humanistic, practical orientation; account of individual circumstances; reasonable ratio of reward and punishment, as well as the formation of family values are isolated. The components of the parent-child relationship includs parental or family and their corresponding behaviours; parental position; types of parental attitudes; types of false positive and parental authority; types (styles) of parenting; features of pathogenic types of education; parameters of the educational process; family roles of the child; communication styles offered by adults in the family and at school. The original concept of “value”, “value orientation” for exploring the concept of “family values” that represents the most important human values (maternity, paternity, childhood, positive image of the family, and others.), are considered. That is due to the very human nature the ability to think about procreation and their future. The article also presents the author’s vision of the concept “family values.” Family values are a system of socially significant values, worldviews and moral attitudes, perceptions about family relationships, based on understanding the institution of family, relationships of people in the family, marriage and family responsible individual behaviour. The basic components of family values are based on fundamental values such as love; respect (reverence) for seniors; taking care of the younger; ideas about gender roles, family and respect for them; culture of life; respect for parents.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи»

УДК 37.018.1

гибадуллин наиль Вазыйхович

Тюменский государственный университет Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства Департамента социального развития Тюменской области, г. Тобольск

gibadullin_nail@mail.ru

проблемы формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи

В статье рассматривается формирование семейных ценностей у детей-сирот в условиях воспитания в замещающей семье. Выделены закономерности и условия эффективного воспитания: личностная ориентация, гумани-стичность, практическая направленность; учет индивидуальных особенностей; разумное соотношение поощрения и наказания, а также формирование ценностей семьи. Определены компоненты детско-родительских отношений, включающие в себя родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе. Рассмотрены исходные понятия «ценность», «ценностные ориентации» с целью изучения содержания понятия «семейные ценности», которые представляют одну из наиболее значимых общечеловеческих ценностей (материнство, отцовство, детство, положительный образ семьи и др.), что обусловлено самой человеческой сущностью - способностью думать о продолжении рода и своём будущем. В статье также представлено авторское видение понятия «семейные ценности». Семейные ценности - это система социально значимых ценностей, мировоззренческих представлений и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, основанных на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида. Выделены основные компоненты семейных ценностей на основе базовых ценностей, такие как: любовь; уважительное отношение (почитание) к старшим; забота о младших; представления о гендерных семейных ролях и уважение к ним; культура быта; уважительное отношение к родителям.

Ключевые слова: ценность, семейные ценности, формирование семейных ценностей, дети-сироты, замещающая семья.

Основой социального и экономического развития общества является духовно-нравственное богатство личности. В достижении цели воспитания должны участвовать различные «воспитательные силы» общества, которые представляют собой все богатство современного социума. Первейшие навыки социального взаимодействия, знания и представления о социальном мире формирует семья, представляющая собой первую модель мира в сознании человека.

Учитывая специфику семьи как института воспитания, следует определять успешность педагогического (воспитательного) процесса на любом его участке, - это закономерности и условия эффективного воспитания, среди них:

- личностная ориентация, гуманистичность, практическая направленность;

- учет индивидуальных особенностей, целостность процесса, единство содержания и формы, сочетание разнообразных видов деятельности;

- разумное соотношение поощрения и наказания, обогащение личного социально-нравственного опыта ребенка, а также формирование ценностей семьи.

Обратимся к содержанию понятия «ценность». Ценность представляет собой важность, значимость, пользу, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней струк-

туры объекта самого по себе, они являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.

Согласно Ж.Т. Тощенко, ценности «придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т.д., способствуют интеграции общества и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем» [9, с. 103].

Аналогом философского понятия ценностей в социологической литературе стали ценностные ориентации, которые:

- представляют собой высшую форму проявления установок, способны демонстрировать социально обусловленное избирательное отношение к идеалам [5, с. 49];

- являются важнейшими элементами внутренней структуры личности человека и формируются с жизненным опытом индивида, утверждаясь в сознании человека, ограничивают самое значимое и существенное, что помогает обеспечить некоторую устойчивость взглядов и принять какой-либо тип поведения, деятельности, а также распределить по степени важности свои потребности и интересы;

- отражают в сознании человека ценности, признаваемые им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 23].

268

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

© Гибадуллин Н.В., 2014

Проблемы формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..,

Исходя из представленных выше подходов различных авторов к содержанию понятия «ценностные ориентации», можно сказать о том, что ценности:

- являются общепризнанными ориентирами общественного сознания и поведения,

- приобретают различную степень актуальности, значимости, проблематичности для разных людей, социальных групп и общностей, тех или иных социальных слоев;

- зависят от пола, возраста, профессии, места жительства, тех или иных мировоззренческих установок, превращаясь тем самым в ценностные ориентации, в которых отражена субъективная их интерпретация личностью, группой, общностью и т.д.

В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский и другие указывают, что в основе ценностных ориентаций лежат отношения, которые характеризуют «определенные взаимозависимости элементов определенной системы, носящие объективный и универсальный характер» [10].

Особую форму взаимосвязи людей, возникающей в процессе совместной деятельности, составляют социально-психологические отношения, к которым относятся межличностные отношения и взаимоотношения. В.В. Богословский и А.П. Щербаков определяют позицию личности по отношению к вступающей с ней в контакт другой личности или группы, к коллективу, общественному явлению, совершающемуся в настоящий момент, как взаимоотношение [4, с. 90].

Я.Л. Коломинский отмечает, что «взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную основу, а с другой - видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей его протекания. Взаимоотношения - это обязательно прямые межличностные отношения» [3, с. 143]. Важно подчеркнуть тот факт, что ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной для него цели, связанной со значимыми жизненными ориентациями.

Ценность, ценностные ориентации, отношения и взаимоотношения лежат в основе семейных ценностей в условиях замещающей семьи, где отношения включают такие ценности, как любовь, дружба, понимание, уважение и т.д.

В исследовании Г. Т. Хоментаускаса к ряду ценностных отношений относят также детско-роди-тельские отношения, понимаемые как отношения детей к своим родителям, когда в семье в центре внимания ребенок, его личность, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характе-рообразующие» последствия. Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье

и к себе самому. В определенной мере ребенок -воспитатель себя [12, с. 17].

Компонентами детско-родительских отношений являются: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. А.Я. Варга и В.В. Столин рассматривают родительские отношения как «систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков, определяющих ролевую структуру семейных взаимоотношений» [2, с. 19]. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Соответственно, в структуру родительского отношения входят компоненты: эмоциональный, проявляющийся в принятии ребенка и родительской любви; когнитивный, основывающийся на установках и ожиданиях родителей касательно образа ребенка и роли в воспитании супруга; поведенческий, выражающийся в практике воспитания ребенка.

В сознании общества семейные ценности (материнство и детство, ценность семьи, положительный образ семьи и т.д.) представляют одну из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, что обусловлено самой человеческой сущностью -способностью думать о продолжении рода и своём будущем.

Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из важнейших. Поскольку у категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование семейных ценностей происходит вне института биологической семьи, постольку процесс формирования указанной категории ценностей в условиях замещающей семьи является чрезвычайно актуальным и значимым.

По мнению О.Б. Хлебодаровой, понятие «ценность семьи» включает в себя два аспекта: с одной стороны, ценность имеет личностный смысл, то есть удовлетворяет актуальные потребности субъекта; с другой - «к ценностям относят представление, разделяемое большинством членов общества относительно того, что желательно, правильно и полезно» [11, с. 359].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

269

Поэтому не все представления, принятые в конкретных семьях, можно считать ценностями. Ценность могут составлять только те из них, которые способствуют укреплению семьи, поскольку общество признает ценность семейной жизни, что отражено в стратегических документах Российской Федерации. Однако в современном социуме нет общепринятого представления о том, какой именно должна быть семья, различные модели семейного благополучия обнаруживают свою условность.

А.М. Рогова рассматривает «семейные ценности» как процесс, направленный на общество в целом, семью и молодое поколение, формирующий позитивные установки к семье и браку, подготовку к вступлению в брак и решающий проблемы молодой семьи [7, с. 67].

В формировании семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях замещающей семьи, важным является изучение проблемы подготовки их к семейной жизни.

Анализ различных общепринятых классических типов семей, с точки зрения комплекса базовых ценностей, в понятии «семейные ценности» позволил выделить:

- любовь - нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче [6, с. 161]. В работах и идеях авторов в области сиротства, в частности у Г.Н. Соломатиной, отмечено, что у ребенка-сироты искажено само понятие «любовь». Если ребенку, воспитывающемуся в благополучной семье, любовь прививается с позиции передачи ее с «молоком матери», то в замещающей семье приемным родителям приходится специально прививать любовь к членам приемной семьи. Этот процесс очень сложный и длительный, он представляет собой систематическое воздействие на еще формирующуюся личность [8, с. 13];

- уважительное отношение (почитание) к старшим. Указанный компонент семейных ценностей является одной из основ нравственного воспитания, проявляется в виде уважительного, благородного, почтительного, благодарного, терпеливого отношения к лицам старших поколений;

- забота о младших имеет в виду обеспечение заботы в дальнейшем над своими детьми. Следует отметить, что у детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей вследствие несформирован-ности данного компонента возможно проявление репликативного сиротства (воспроизводство социальных сирот во втором и т. д. поколении, т. е. отказ от воспитания собственных детей бывших сирот);

- уважительное отношение к родителям, согласно канонам традиционных религий, приравнивается к уважению к Богу. Однако для детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую

характерно обратное, в связи с отсутствием в их жизни примера и подражания;

- культура быта рассматривается с позиции соблюдения норм, правил в системе бытовых семейных отношений. Данный компонент, безусловно, актуален в процессе формирования личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как утрата биологической семьи, способной сформировать понятия быта, семейного уклада в результате приведет к отсутствию в его дальнейшей жизни системы обеспеченности себя и своей семьи;

- представление о гендерных семейных ролях и уважение к ним направлены на понимание определенных гендерных стереотипов, характерных для традиционной семьи. Сформированность ген-дерных представлений в семье является особо важной составляющей семейной жизни человека, тем более ребенка, оставшегося без попечения родителей. Рассматривая воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы считаем, что именно полноценная, позитивно-функционирующая замещающая семья способна сформировать в принятом ребенке правильный гендерный стереотип.

Таким образом, семейные ценности - система социально значимых ценностей, мировоззренческих представлений и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, основанных на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные ценности оказываются значимыми, так как в функциональной структуре личности они занимают важное место. Поэтому формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно будет проходить и в замещающей семье. Важно, чтобы замещающие родители были нравственными людьми и предлагали детям следовать позитивной ролевой модели. Педагогическая задача замещающей семьи состоит в компенсации педагогических возможностей биологической семьи. Именно замещающая семья способна реально обеспечить непрерывность и системность процесса воспитания и формирования семейных ценностей.

Воспитательный потенциал замещающей семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей-сирот определенных качеств, но и те нравственные ценности, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Воспитание ценностного отношения к семье у детей-сирот сегодня является одной из приоритетных проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и обще-

270

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

Совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых

ства в целом. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях замещающей семьи, позволит детям обрести знания об институте семьи, его функциях, о взаимоотношениях в семье; будет побуждать их к определенным поступкам, способам поведения в семье и ценностному отношению к ней; позволит сформировать потребности в самоактуализации и самореализации личности в семье.

Библиографический список

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Смысл, 1999. - 316 с.

2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.

3. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. - 443 с.

4. Отношения как проблема психологии: сб. на-учн. трудов / под ред. В.В. Богословского, Т.И. Боч-каревой, А.И. Щербакова. - Л., 1973. - 151 с.

5. Погорельцова Ю.А. Психология личности:

учебное пособие. - СПб: СПбГТУРП, 2011. - 105 с.

6. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2004. - 624 с.

7. Рогова А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1 - С. 66-69

8. Соломатина Г.Н. Воспитание любви к приемным родителям у детей-сирот как условие формирования нравственных ценностей // Детский дом. - 2011. - № 4. - С. 11-17

9. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ / под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -С.103-105

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983. - 840 с.

11. Хлебодарова О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. - 2012. - №6. -С. 357-361.

12. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. -М.: Педагогика, 1989. - 130 с.

УДК 159.9:370

григорова татьяна петровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

grigorova.t90@mail.ru

совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых

В статье рассматривается феномен деструктивной привязанности в романтических отношениях взрослых. Предлагаются критерии, определяющие деструктивную привязанность, описываются ее типичные эмоциональные и поведенческие проявления. Приводятся данные, свидетельствующие о наличии стресса, испытываемого субъектами данной привязанности в романтических отношениях. Анализируются стратегии, применяемые взрослыми субъектами деструктивной привязанности в романтических отношениях для совладания с трудностями. Авторы статьи отмечают, что взрослому, находящемуся в романтических отношениях и испытывающему деструктивную привязанность к романтическому партнеру, свойственны специфические для данной формы привязанности эмоциональные проявления, выражающиеся преимущественно в негативных эмоциях, чувствах к партнеру, а также поочередное воспроизведение следующих моделей поведения: поведение, направленное на сближение с партнером и поведение, направленное на избегание близости с партнером. Совладание взрослых с эмоциональными и поведенческими проявлениями деструктивной привязанности непродуктивно, «цена» совладания чрезвычайно высока, частично можно констатировать несовладание с остротой переживаний подобного стресса, признаками которого являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение; невозможность сосредоточиться, чувство опустошения; трудность контролирования ситуации и эмоций; растерянность; тяжелые переживания; желание изменить свое состояние и отношения; субъективное чувство одиночества.

Ключевые слова: привязанность; деструктивная привязанность; эмоциональные и поведенческие проявления; стресс; стратегии совладания.

Каждому человеку с самого раннего детства важно знать, что его любят. Желание быть любимым - одна из важнейших человеческих потребностей, являющаяся существенным и базовым фактором развития и формирования личности в теориях психологии развития (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Дж. Робертсон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), а также в психоанализе и клинической психологии (К. Хорни, М. Клейн, З. Фрейд). Потребность в безопасности, психологическом комфорте, близости

с другим человеком способствуют возникновению феномена привязанности, изучение которого является одним из фундаментальных направлений в современной психологии.

Как известно, привязанность (англ. -attachment) является необходимым компонентом любых близких межличностных отношений, начиная с раннего детства [1]. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил каждого человека. Поэтому особую проблему в области межличност-

© Григорова Т.П., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «й- № 6, 2014

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.