Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей / супружество / родительство / ответственное отношение / репликативное сиротство / семейные ценности / социальные роли / orphans / children left without parental care / marriage / parenthood / responsible attitude / replicative orphanhood / family values / social roles

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Николаевна Бегидова, Джанета Довлетбиевна Хуажева, Руслан Ахмедович Ахтаов

Готовность к ответственному супружеству и родительству формируется у детей, воспитывающихся в кровных семьях, с раннего возраста. Они осваивают социальные роли мужа, жены, брата, сестры и т. д. в условиях имплицитной системы воспитания, что позволяет им достаточно осознанно подходить к освоению и выполнению семейных ролей. Несколько иная ситуация складывается у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо совсем не имеют опыта семейной жизни с родителями, либо, как правило, имеют негативный опыт. Данная категория подростков в постинтернатный период оказывается неготовой как к самостоятельной жизни, так и к созданию и сохранению семьи, на что указывают статистические сведения и исследования многих ученых. В статье представлены результаты изучения оценки готовности детей-сирот к ответственному супружеству. В эксперименте приняли участие 60 подростков (выпускники интернатных учреждения и дети, воспитанные в замещающих семьях). Анализ полученных результатов показал: у подобной категории подростков идеализированное представление о семье и готовности к семейной жизни (данные получены по методикам самооценки). Объективная же оценка готовности подростков-сирот к ответственному отношению к супружеству показала, что эти представления расходятся с реальностью. Большая часть подростков не готова к принятию ответственности за семью: сложности возникают в построении межличностных отношений, выполнении социальных ролей, домашних обязанностей и т. д. Данный факт свидетельствует о том, что подростки являются потенциальными воспроизводителями репликативного сиротства, это также согласуется с результатами, полученными другими учеными. Таким образом, результаты исследования убеждают в необходимости целенаправленной работы по формированию у данной категории подростков ответственного отношения к супружеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Светлана Николаевна Бегидова, Джанета Довлетбиевна Хуажева, Руслан Ахмедович Ахтаов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF READINESS FOR RESPONSIBLE MARRIAGE OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Readiness for responsible marriage and parenthood is formed in children brought up in blood families from an early age. They master the social roles of husband, wife, brother, sister, etc. in the conditions of implicit system of upbringing, which allows them to be conscious enough to master and fulfil family roles. The situation is different for children brought up in residential institutions: orphans and children left without parental care either have no experience of family life with their parents at all or, as a rule, have a negative experience. This category of adolescents in the post-institutionalisation period is not ready both for independent life and for creating and maintaining a family, which is indicated by statistical data and the research of many scientists. The article presents the results of the study of the evaluation of orphans' readiness for responsible marriage. Sixty adolescents (graduates of residential institutions and children brought up in substitute families) took part in the experiment. Analysis of the results showed that this category of adolescents has an idealised idea of the family and readiness for family life (the data were obtained using self-assessment techniques). An objective evaluation of orphaned adolescents' readiness for a responsible attitude to marriage showed that these perceptions diverge from reality. The majority of adolescents are not ready to take responsibility for the family: difficulties arise in building interpersonal relationships, fulfilling social roles, household duties, etc. This fact indicates that adolescents are potential reproducers of replicative orphanhood; it is also consistent with the results obtained by other scientists. Thus, the results of the study convince us of the need for targeted work on the formation of a responsible attitude to marriage in this category of adolescents.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 37.014.12

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Светлана Николаевна Бегидоваш, Джанета Довлетбиевна Хуажева2, Руслан Ахмедович Ахтаов3

1, 2, 3 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2986-4270 2Б2Ьап^[email protected]; https://orcid.org/0009-0005-3671-005Х [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-2096-0648

Аннотация. Готовность к ответственному супружеству и родительству формируется у детей, воспитывающихся в кровных семьях, с раннего возраста. Они осваивают социальные роли мужа, жены, брата, сестры и т. д. в условиях имплицитной системы воспитания, что позволяет им достаточно осознанно подходить к освоению и выполнению семейных ролей. Несколько иная ситуация складывается у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях: дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо совсем не имеют опыта семейной жизни с родителями, либо, как правило, имеют негативный опыт. Данная категория подростков в постинтернатный период оказывается неготовой как к самостоятельной жизни, так и к созданию и сохранению семьи, на что указывают статистические сведения и исследования многих ученых. В

статье представлены результаты изучения оценки готовности детей-сирот к ответственному супружеству. В эксперименте приняли участие 60 подростков (выпускники интернатных учреждения и дети, воспитанные в замещающих семьях). Анализ полученных результатов показал: у подобной категории подростков идеализированное представление о семье и готовности к семейной жизни (данные получены по методикам самооценки). Объективная же оценка готовности подростков-сирот к ответственному отношению к супружеству показала, что эти представления расходятся с реальностью. Большая часть подростков не готова к принятию ответственности за семью: сложности возникают в построении межличностных отношений, выполнении социальных ролей, домашних обязанностей и т. д. Данный факт свидетельствует о том, что подростки являются потенциальными воспроизводителями репликативного сиротства, это также согласуется с результатами, полученными другими учеными. Таким образом, результаты исследования убеждают в необходимости целенаправленной работы по формированию у данной категории подростков ответственного отношения к супружеству.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, супружество, родительство, ответственное отношение, репликативное сиротство, семейные ценности, социальные роли

Для цитирования: Бегидова С. Н., Хуажева Д. Д., Ахтаов Р. А. Оценка готовности к ответственному супружеству у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 78-101.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)

Original article

EVALUATION OF READINESS FOR RESPONSIBLE MARRIAGE OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Svetlana N. Begidova1H, Dzhaneta D. Khuazheva2, Ruslan A. Akhtaov3

1 2 3Adyghe State University, Maikop, Russia [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2986-4270 [email protected]; https://orcid.org/0009-0005-3671-005X [email protected]; https://orcid.org/0009-0000-2096-0648

Abstract. Readiness for responsible marriage and parenthood is formed in

children brought up in blood families from an early age. They master the social roles

of husband, wife, brother, sister, etc. in the conditions of implicit system of upbringing,

which allows them to be conscious enough to master and fulfil family roles. The

situation is different for children brought up in residential institutions: orphans and

children left without parental care either have no experience of family life with their

parents at all or, as a rule, have a negative experience. This category of adolescents in

the post-institutionalisation period is not ready both for independent life and for

creating and maintaining a family, which is indicated by statistical data and the research

of many scientists. The article presents the results of the study of the evaluation of

orphans' readiness for responsible marriage. Sixty adolescents (graduates of residential

institutions and children brought up in substitute families) took part in the experiment.

Analysis of the results showed that this category of adolescents has an idealised idea

of the family and readiness for family life (the data were obtained using self-assessment

techniques). An objective evaluation of orphaned adolescents' readiness for a

80

responsible attitude to marriage showed that these perceptions diverge from reality. The majority of adolescents are not ready to take responsibility for the family: difficulties arise in building interpersonal relationships, fulfilling social roles, household duties, etc. This fact indicates that adolescents are potential reproducers of replicative orphanhood; it is also consistent with the results obtained by other scientists. Thus, the results of the study convince us of the need for targeted work on the formation of a responsible attitude to marriage in this category of adolescents.

Keywords: orphans, children left without parental care, marriage, parenthood, responsible attitude, replicative orphanhood, family values, social roles

For citation: Begidova S. N., Huazheva D. D., Akhtaov R. A. Evaluation of readiness for responsible marriage of orphans and children left without parental care. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3):78-101. (In Russ.).

Среди приоритетных направлений государственной политики России выделена поддержка института семьи, ее авторитета и основных семейных ценностей. В указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» подчеркивается важность «сохранения, укрепления и продвижения традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины)» [1]. В связи с этим формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, готовности к ответственному супружеству и родительству является важной социальной задачей.

Общеизвестно, что семья играет важную роль на протяжении всей жизни человека. Институт семьи не может быть заменен никакими другими институтами социализации. Именно в семье дети приобретают первый социальный опыт, у них формируются представления о социальных ролях (мужа, жены, брата, сестры, бабушки, дедушки и др.), семейных отношениях и

обязанностях, что в совокупности и составляет понятие «традиционные семейные ценности».

Проблема подготовки молодежи к супружеству была актуальна во все временя и у всех народов. Существующие имплицитные системы воспитания позволяют ориентироваться на общие требования к образу взрослого человека, семьянина, труженика, гражданина и т. д. Дети из кровных семей, воспитывающиеся согласно этим требованиям, усваивают будущие роли отца/матери, брата/сестры, навыки ведения домашнего хозяйства и межличностной коммуникации; у них формируется определенная ответственность за членов семьи, что в дальнейшем экстраполируется и на свою будущую семью, взаимоотношения с родственниками, организацию домашнего быта, распределение домашних обязанностей и т. д.

Несколько иначе обстоят дела у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в интернатных учреждениях. У этих детей знания о семье и семейных ролях искажены, в результате чего они плохо подготовлены к выполнению семейных обязанностей: реализации супружеских функций, ответственности за членов семьи, родительской ответственности; это часто приводит к проблемам в семье, непониманию между супругами и в дальнейшем к разводу [2-4]. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «проблема формирования ответственного отношения к супружеству у детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, является достаточно актуальной, так как изменение нравственных ориентиров привело к усилению таких негативных явлений, как: повысилось число незарегистрированных браков (гражданских браков), потерялся смысл ценности семьи, увеличилось число внебрачных детей и распространилось социальное сиротство» [5, с. 86].

Вопросы подготовки молодого поколения к супружеству, родительству

являются «вечными» в педагогической науке, но они приобретают особое

значение и проблемность, когда речь идет о детях (воспитанниках интернатных

учреждений), которые не знают, как должны строиться отношения в семье,

82

потому что у них не сформирован опыт жизнедеятельности семьи. Статистика показывает, что количество браков за последние 10 лет значительно сократилось, при этом число разводов приблизительно осталось неизменным: в среднем на восемь браков приходится 4-4,5 развода, при этом бывшие воспитанники интернатных учреждений разводятся гораздо чаще [6-8].

К негативным факторам данного явления можно прежде всего отнести общемировое изменение взгляда на семью, это связано с обострением чувства независимости и индивидуализма у молодежи, неадекватным стремлением жить только для себя и удовлетворять свои личные потребности, что, в свою очередь, привело к перестройке иерархии ценностей семьи и кардинально повлияло на цель ее предназначения. Теряется ценность семьи и, как результат, растет число отказников и беспризорных детей, увеличивается воспроизводство репликативного сиротства. Фактором же репликации социального сиротства у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является модель поведения матери, отца [9-11].

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - особая категория представителей группы риска. Жизнь вне кровной семьи, утраченные связи с семьей, родными, выраженная родительская (особенно материнская) депривация ведут к психологическим деформациям у детей, деструктивному поведению и формированию искаженной модели семьи, семейных ролей, семейных обязанностей [12-15]. Материнская депривация часто является фактором идеализации своих родителей детьми-сиротами, и это серьезная причина, которая в дальнейшем приводит к неспособности строить правильные отношения в своей семье [16-18]. На данный факт обращает внимание и И. И. Осипова, она отмечает, что «у подростков, таким образом, наблюдается дефицитарная (в плане позитивных характеристик) модель родительского поведения. Идеализированный, противоречивый и малодифференцированный характер образов других значимых людей у подростков из неблагополучных семей служит серьезным препятствием к построению конструктивных отношений с людьми в настоящей и будущей жизни» [11, с. 58]. Негативный

83

опыт, полученный в собственной семье, разрушенные семейные связи, деструктивное поведение, неумение выстраивать конструктивные отношения с окружающими становятся причиной неспособности противостоять негативным примерам семейной модели родителей, и именно родители чаще всего являются причиной репликативного сиротства. Данный термин, введенный И. И. Осиповой, «обозначает воспроизводство социального сиротства последующими поколениями, отражает повышенную способность негативных субкультур к самоповторению» [19, с. 148]. Репликативность является основной причиной вторичного сиротства: дети повторяют модели родительства своих мам и пап. На сегодняшний день не существует эффективных подходов решения проблемы социального сиротства, на что указывает статистика, которая демонстрирует неуклонный рост количества социальных сирот в стране [6; 8; 19].

По мнению ученых, наиболее благоприятным периодом для воспитания ребенка как будущего семьянина является подростковый возраст [20; 21]. Именно в этом возрасте актуализируется интерес к противоположному полу, моделируются образы будущего мужа/жены. Дети из кровных семей получают опыт семейных отношений прежде всего в собственной семье и в семьях близких родственников, друзей. Формируются социальные роли, понимание семейных обязанностей, отношений с родственниками и т. д. Данный опыт может быть положительным или не совсем, но ребенок его усваивает. К тому же имеется возможность сравнивать организацию семейного быта, семейных отношений и на этой основе формировать свою модель будущей семьи.

Такой опыт у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях,

отсутствует или является недостаточным несмотря на то, что сегодня многие

интернатные учреждения стремятся создать условия для формирования такого

опыта, т. е. пытаются моделировать условия жизни в семье: проживание в одной

комнате детей разного возраста, выполнение определенных домашних

обязанностей, наличие собственных денег и т. д. Дети из замещающих семей

включаются в семейные отношения приемной семьи, у них имеется возможность

знакомства с семейными паттернами, особенностями построения

84

межличностных отношений как в семье, так и вне ее, но этого бывает недостаточно [22; 23].

Все эти нововведения, несомненно, полезны, но они не могут в полной мере воссоздать жизнь в семье, что и ведет к неготовности данной категории детей к семейной жизни, ответственности за своих будущих детей. На практике это приводит к разрушению семьи, социальному сиротству, деструктивному поведению [7].

Готовность к ответственному супружеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важной составляющей воспитания как в интернатных учреждениях, так и в постинтернатный период их жизни. Приемная семья, социальные институты должны осуществлять целенаправленную деятельность по формированию у данной категории детей ответственного отношения к супружеству, родительству.

Для оценки степени готовности к ответственному супружеству подростков-сирот, обучающихся в колледже, было проведено исследование, в котором приняли участие 60 подростков из числа детей-сирот - выпускников интернатных учреждений и детей из замещающих семей в возрасте от 15 до 20 лет, воспитанников Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (МГГТК «АГУ»). Были использованы следующие методики: стандартизированная анкета «Ответственное отношение к супружеству» и «Нравственная готовность к браку» (Е. К. Погодина); диагностика ответственности О. В. Мухлыниной; «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского.

Анализ результатов стандартизированной анкеты «Ответственное отношение к супружеству» показал, что 80,9 % подростков-сирот, социальных сирот считают институт семьи важной ячейкой общества (рис.1).

Рисунок 1 - Как вы относитесь к институту семьи?

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80,9 %

Я считаю институт семьи важной ячейкой общества

10,1 %

Не считаю необходимым заводить семью и детей

9,0 %

Затрудняюсь ответить

Полученные ответы вполне согласуются с данными, опубликованными в открытых научных источниках по исследуемой проблеме. Подростки-сироты, страдающие от недостатка родительского внимания, любви и заботы, имеют идеализированное представление о семье, желание иметь такую, какую они себе воображают. Часто такое представление не соответствует действительности. При этом 10,1 % респондентов не считают необходимым заводить семью и детей, подобное отношение чаще всего сформировано у детей, имеющих негативный опыт семейных отношений: - это дети из неблагополучных семей, социальные сироты, имеющие живых родителей, которые лишены родительских прав.

Представления подростков о полной семье в основном соответствуют общепринятым. 83,1 % респондентов считают, что полной можно считать семью, в которой брак зарегистрирован и имеются дети (рис. 2). 7,9 % подростков отметили: полной может быть и семья, в которой супруги живут гражданским (нерегистрированным) браком с детьми. Данная позиция имеет практическое основание: многие из бывших воспитанников интернатных учреждений и подростков из замещающих семей живут гражданским браком. Такое же число респондентов (7,9 %) считают полной семьей зарегистрированный брак, но без детей. Данную позицию сложно интерпретировать, т. к. здесь могут быть разные причины, вызвавшие такое понимание «полной» или, скорее всего, полноценной семьи.

Рисунок 2 - Что, в вашем понимании, включает в себя понятие

«полная семья»?

100% -

90% -83,1 %

80% —

70% —

60% —

50% —

40% —

30% —

20% —

7,9 % 7,9 %

10% 1,1 %

0%

Зарегистрированный Зарегистрированный Гражданский брак и Затрудняюсь ответить

брак и наличие одного брак без детей наличие одного

ребенка или ребенка или

несколькихдетей в несколькихдетей в

семье семье

Ранжирование семейных ценностей представлено следующим образом: первый ранг, по мнению респондентов, занимает «любовь», ей отдали предпочтение 93,3 % респондентов; второй ранг - «доброта» (69,7 %), третий и четвертый поделили «взаимопонимание» и «поддержка» - 59,5 % и 59,4 % соответственно. Следующие ранговые позиции заняли «доверие» (56,9 %) и «уважение» (55,8 %), последние ранги - «ответственность» (47,3 %) и «отзывчивость» (39,2 %). Несмотря на то, что подростки идеализируют семью, ответственность не рассматривается как ценность и респонденты в большинстве своем не считают ответственность значимым качеством, отвечающим за сохранность, благополучие и прочность семьи (рис. 3).

Рисунок 3 - Какие ценности, на ваш взгляд, должны быть присущи

семье?

100% 93,3 % 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

69,7 %

59,5 % 59,4 % 56,9 % 55,8 %

II III

/ /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к«-

о/

У

К®

ЛГ

На вопрос о прочном браке 77,5 % респондентов ответили, что это брак, основанный на любви (рис. 4). 16,9 % считают, что базисом прочной семьи может быть крепкая дружба. К сожалению, 5,6 % подростков-сирот не смогли дать какого-либо ответа на данный вопрос, т. е. у них вообще нет понимания прочной семьи. Возможно, это дети-сироты, которые не имели опыта жизни в семье или не помнят ее. Дети - социальные сироты и дети-сироты - несколько разные категории субъектов группы риска, поэтому следует их результаты сравнивать между собой, что позволит выявить специфические особенности и в дальнейшем искать наиболее эффективные подходы в работе с каждой из групп.

Рисунок 4 - Как вы считаете, какие браки наиболее прочные?

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

77,5 %

16,9 %

Созданные на основе Созданные на основе любви крепкой дружбы

0,0 % По расчету

5,6 %

Затрудняюсь ответить

Актуальной проблемой в семье всегда является вопрос распределения домашних обязанностей, которое часто становится предметом раздоров и конфликтов. Интересно отношение к этому вопросу подростков-сирот. Потенциально 81,4 % респондентов высказались за необходимость оказания помощи, но 18,6 % все-таки считают, что каждый должен выполнять свои обязанности (мужчина - мужские, женщина - женские) и не следует перекладывать их на другого (рис. 5).

Рисунок 5 - Как вы считаете, необходима ли взаимопомощь в семейной жизни? Готовы ли вы помогать супругу (супруге) в выполнении домашних обязанностей?

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

81,4 %

18,6 %

Да

Нет

0,0 %

Затрудняюсь ответить

Несомненно, знания о способах разрешения конфликтов являются значимыми для построения семейных отношений, создания благоприятного климата в семье. Однако не все респонденты придерживаются такого мнения: 64,7 % ответили положительно, т. е. они считают данные знания необходимыми для создания благоприятной атмосферы в семье; 30,5 % находят данную информацию необязательной и не оказывающей значимого влияния на способность к разрешению конфликтной ситуации; 4,8 % не смогли определиться с выбором ответа (рис. 6).

Рисунок 6 - Как вы считаете, необходимо ли владеть информацией о способах разрешения конфликтов в семье?

100% 90% 80%

70% -64,7 %

60% -

50% -

40%

30% -

20% -

10% -

0%

30,5 %

I

Да

Нет

4,8 % Затрудняюсь ответить

С предыдущим вопросом сопряжен следующий - о необходимости идти на компромисс в различных проблемных ситуациях семейной жизни (рис. 7).

Рисунок 7 - Считаете ли вы необходимым идти на компромисс в различных ситуациях семейной жизни?

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80,8 % 1

9,1 % 10,1 %

■ ■ ■

Да Нет Затрудняюсь

ответить

Полученные ответы позволяют констатировать, что респонденты не видят выраженной взаимосвязи между знаниями о способах разрешения конфликтов и готовностью идти на компромисс, несмотря на то что компромисс - это один из способов разрешения конфликта. Готовность к компромиссу в семейной жизни подтвердили 80,8 % респондентов, 9,1 % считают компромисс для себя неприемлемым, а 10,1 % затруднились ответить.

Анализ ответов стандартизированной анкеты «Ответственное отношение к супружеству» показал, что подростки-сироты (обучающиеся колледжа) имеют идеализированное представление о семье и своей роли в ней. Негативный опыт пребывания в семье или отсутствие такового являются препятствием для объективного понимания жизнесуществования семьи, ответственности за ее создание и сохранение. Подростки представляют семью такой, какой ее себе воображают, но это не определяет их готовности к ответственному будущему супружеству и родительству.

Тест «Нравственная готовность к браку» предназначен для оценки социального климата в семье, диагностики взаимоотношений между членами семьи. Нравственная готовность к браку проявляется в различных аспектах:

правильном понимании молодыми людьми ценности и значимости семьи, ответственном подходе к созданию семьи, ее существованию и др.

Данная методика позволяет выявить ориентированность молодых людей на брачно-семейные отношения, создание семьи, готовность построения положительных межличностных взаимоотношений, толерантность, уважение мнения супруга/супруги, получение знаний о супружестве, родительстве и др.

Рисунок 8 - Нравственная готовность к браку (Е. К. Погодина)

Результаты тестирования показали, что только 5 % детей-сирот нравственно готовы к браку, 28 % респондентов продемонстрировали средний уровень готовности, а 67 % - низкий (рис. 8). Данные результаты существенно отличаются от результатов, полученных по стандартизированной анкете «Ответственное отношение к супружеству» (самооценка своего отношения), и показывают реальную неготовность респондентов к браку. Идеализированное представление о браке и реальность расходятся, по-видимому, именно такие обстоятельства и составляют саму проблему. Понимание своей неготовности могло бы способствовать стремлению к изменению себя, необходимости получения знаний в данной сфере, формированию личностной ответственности за вступление в брак, создание семьи.

Одним из значимых качеств, обусловливающих готовность к созданию семьи, является ответственность [1; 7; 10; 19; 20]. Объективная готовность к ответственному супружеству оценивалась по методике О. В. Мухлыниной,

■ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

которая предназначена для выявления уровня ответственности на основе ее специфических характеристик: взятие ответственности на себя за что-либо, отношение к возникающим трудностям, уровень эмпатии. В данной диагностике личностные трудности оцениваются как трудности, возникающие на жизненном этапе субъекта, и его отношение к ним в процессе реализации каких-либо ответственных дел; эмпатия характеризуется отношением к окружающим и близким людям; ответственность рассматривается как форма активности, позволяющая осознанно подходить к проблемам и самостоятельно решать их. Осознавая и принимая ответственность за события, субъект способен апробировать разные стратегии поведения и предвидеть последствия поступков не только для себя, но и для других. Наличие искренности является важным качеством личности. Данный показатель используется для характеристики отдельного поступка или сложившихся отношений. Искренность также обусловливается как детерминант честности, открытости и прямоты.

Наличие качества ответственности является главным и значимым критерием конструирования семейной жизни и играет важную роль в построении конструктивных, гармоничных отношений в семье, ориентированных на ее сохранение, а низкий уровень - показатель проблемности брака, сложности его сохранения, предвестник распада. Анализ результатов оценки ответственности у подростков-сирот показал, что 27,4 % респондентов готовы быть ответственными в своих действиях и поступках, 36 % вообще не готовы к ответственности и такое же количество респондентов (36,6 %) продемонстрировали средний уровень готовности (рис. 9).

Рисунок 9 - Показатели ответственности (по О. В. Мухлыниной)

100% -

90% -

80% -

70% -

60% -

50% 47'6 % 40%

30% I

20,0 % 20%

36,0 %

40,3 %

37,0 % 36,6 %

,4 % 33,0 % Н31 %

30,0 % 27,4 %Н 26 6 %

10%

I

0%

Трудности личностные Эмпатия Взятие ответственности на себя Искренность

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

С целью изучения характеристик межличностных отношений была использована методика С. В. Духновского, позволяющая определить диагностируемую характеристику по следующим индикаторам: напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях с людьми (рис.10).

Рисунок 10 - Субъективная оценка межличностных отношений

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40%

48,6 % 50,0 %

63,0 %

3,3 %

30,2 % 30,8

30% 25,5 % 26, 9 %

21,2 % 19,2 % 19,8 %

20% 10% 0% —

Напряженность в Отчужденность в Конфликтность в Агрессивность в

отношениях отношениях отношениях отношениях

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Результаты исследования показали наличие противостояния в отношениях у респондентов, стремление навязать свои интересы, проявление косвенной агрессии в желании доминировать и подчинять других, ослабление позитивных эмоциональных связей, эмпатии.

Полученные данные позволяют констатировать низкий уровень отношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ответственному супружеству, что не может не вызывать беспокойства. Низкая ответственность как результат негативного опыта семьи или отсутствия модели поведения родителей в семье являются опасным детерминантом воспроизводства репликативного сиротства, повышения количества разводов, снижения роли семьи как социального института общества. Полученные результаты убеждают в расхождении между идеализированным и реальным представлением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ответственному отношению к супружеству, что, несомненно, усложняет решение данной проблемы у этой категории респондентов.

Анализ полученных результатов показал: в иерархии ценностных ориентаций у детей данной категории присутствуют размытость в понимании ценности семьи, значимости продолжения рода, отсутствие четкого представления о семейных ролях, обязанностях и внутрисемейных взаимоотношениях; недостаточно сформировано уважительное отношение к старшим; не сформирована потребность в заботе о членах своей семьи; наличествует слабое представление о моделях социальных семейных ролей.

Полученные эмпирические данные убеждают в острой необходимости осуществления такого психолого-педагогического коррекционного и профилактического воздействия на личность подростка-сироты, которое будет направлено на формирование у него ответственного отношения к супружеству, родительству, что позволит подготовить его к семейной жизни и устранить негативные последствия репликативности.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/.

2. Байер Е. А. Дети вне семьи // Педагогика. 2008. № 4. С. 123-124.

3. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В., Лотарева Т. Ю. Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 223 с.

4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи (детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 2010. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 672 с.

6. Денисова Д. Н. Сиротство - особенности современной ситуации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 91. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sirotstvo-osobennosti-sovremennoy-situatsii.

7. Бегидова С. Н., Бегидов В. С. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 4. С. 69-77.

8. Бегидова С. Н., Морозова И. Н. Социализация детей-сирот в воспитательной системе детского дома. Роли, Северная Каролина, США, 2019. 210 с.

9. Реан А. А., Ставцев А. А. Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. № 2. С. 137-149.

10. Реан А. А., Коновалов И. А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292-301.

11. Осипова И. И. Портрет родителя группы риска по социальному сиротству // Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2008. № 4 (12). С. 52-58.

12. Шульга Т. И., Татаренко Д. Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 203-213.

13. Шульга Т. И. Социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 3. С. 68-75.

14. Волкова Л. А., Курицина Д. С. Депривационные нарушения подростков, лишенных родительской заботы // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы X Междунар. науч. -практ. конф. / науч. ред. С. П. Акутина. М.: Перо, 2017. С. 88-93.

15. Козловская Г. В., Проселкова М. Е. Нарушения психического развития у детей-сирот // Журнал невропатологии и психиатрии С. С. Корсакова. 1995. № 5. С. 52-56.

16. Куровский В. Н., Пяткина Г. Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10 (100). С. 141-144.

17. Мурсатова Н. Ю., Ершова Н. Н. Чувства привязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор негативного последствия деформации родительства // Новое и традиционное во взаимоотношениях между институтами супружества и родительства в современной социокультуре: сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. / под общ. ред. Л. И. Савинова. Саранск: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2017. С. 18.

18. Залужная М. В., Байер Е. А. Исследование потребностей, конфликтов, установок личности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, проживающих в кровных семьях // Педагогика и психология в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Чеченский государственный педагогический университет, 2020. С. 354-360.

19. Осипова И. И. Причины воспроизводства семейной неуспешности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 147-153.

20. Шульга Т. И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 3. С. 73-82.

21. Телицына А. Ю. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях // Социальные науки и детство. 2021. Т. 2. № 2. C. 84-95. DOI: https ://doi.org/10.17759/ssc.2021020207.

22. Соломатина Г. Н. Социально-педагогические факторы взаимодействия в замещающей семье // Kant. 2020. № 3 (36). С. 384-388.

23. Киселева Н. А. Динамика эмоциональных состояний приемных детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 70-80.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated November 09, 2022 «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/. (In Russ.).

2. Bayer E. A. Children outside the family. Pedagogika = Pedagogy. 2008;(4):123-124. (In Russ.).

3. Makhnach A. V., Laktionova A. I., Postylyakova Y. V., Lotareva T. Y. Viability of the replacement family: prevention of rejection of adopted children. Moscow: Publishing House «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences»; 2018. 223 p. (In Russ.).

4. Parishioners A. M. Children without family: (orphanage: concerns and anxieties of society) /A. M. Parishioners, N. N. Tolstykh. Moscow: Pedagogy; 2010. 160 p. (In Russ.).

5. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology. Moscow: AST; 2008. 672 p. (In Russ.).

6. Denisova D. N. Orphanage - features of the modern situation. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2018;(91). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sirotstvo-osobennosti sovremennoy situatsii. (In Russ.).

7. Begidova S. N., Begidov V. S. Preparation of orphans and children left without parental care for family life. Bulletin of Maikop State Technological University. 2021;(13(4)):69-77. (In Russ.).

8. Begidova S. N., Morozova I. N. Socialization of orphans in the educational system of the orphanage. Raleigh, NC, USA; 2019. 210 p. (In Russ.).

9. Rean A. A., Stavtsev A. A. Protective and provocative family factors of aggressive behavior of children and adolescents. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya = Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. 2021;(11(2)):137-149. (In Russ.).

10. Rean A. A., Konovalov I. A. Dysfunctional family as a factor in the aggressive behavior of adolescents. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020;(8):292-301. (In Russ.).

11. Osipova I. I. Portrait of a parent of a risk group for social orphanhood. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im N. I. Lobachevskogo. Seriya «Sotsial'nye nauki» = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2008;(4(12)):52-58. (In Russ.).

12. Shulga T. I., Tatarenko D. D. Psychological characteristics of orphans who have no experience of socialization in the family. Psychological science and education. www.psyedu.ru. 2013;(2):203-213. (In Russ.).

13. Shulga T. I., Social and psychological problems of orphanage graduates and children left without parental care. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Region University. Series: Psychology. 2013;(3):68-75. (In Russ.).

14. Volkova L. A., Kuritsina D. S. Deprivation violations of adolescents deprived of parental care. Integration of science and practice in modern conditions: materials of X International scientific-practical. conf. / ed. by S. P. Akutina. Moscow: Pen; 2017. P. 88-93. (In Russ.).

15. Kozlovskaya G. V., Proselkova M. E. Mental development disorders of orphans. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova = The Korsakov's Journal of Neurology and Psychiatry. 1995;(5):52-56. (In Russ.).

16. Kurovsky V. N. Maternal deprivation and its structural components /V. N. Kurovsky, G. N. Pyatkina. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2010;(10(100)):141-144. (In Russ.).

17. Mursatova N. Y., Ershova N. N. Feelings of affection of sire children from and children left without parental care as a factor of the negative consequences of parenthood deformity. New and traditional in the relationship between the institutions of marriage and parenthood in modern socioculture: Materials of the All-Russian scientific and practical conference / ed. by L. I. Savinov. Saransk: Individual Entrepreneur Vyacheslav Afanasyev; 2017. P. 18. (In Russ.).

18. Zaluzhnaya M. V., Bayer E. A. Research on the needs, conflicts, personality attitudes of children left without parental care and children living in blood families. In the collection: Pedagogy and psychology in the modern world. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Graduate Students, Undergraduates and Students. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Chechen State Pedagogical University», Grozny; 2020. P. 354-360. (In Russ.).

19. Osipova I. I. Reasons for the reproduction of family failure. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2008;(4):147-153. (In Russ.).

20. Shulga T. I. Socialization of orphans and children left without parental care / T. I. Shulga. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = Bulletin of the Moscow State Region University. 2012;(3):73-82. (In Russ.).

21. Telitsyna A. Y. Social adaptation of orphans and children left without parental care in foster families. Social sciences and childhood. 2021;(2(2)):84-95. DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020207. (In Russ.).

22. Solomatina G. N. Social and pedagogical factors of interaction in a substitute family. Kant. 2020;(3(36)):384-388. (In Russ.).

23. Kiseleva N. A. Dynamics of emotional states of adopted children brought up in substitute families. Voprosy Psychologii. 2015;(4):70-80. (In Russ.).

Информация об авторах С. Н. Бегидова - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теоретических основ физического воспитания;

Д. Д. Хуажева - аспирант 2 года обучения кафедры теоретических основ физического воспитания;

Р. А. Ахтаов - кандидат педагогических наук, доцент; директор института физической культуры и дзюдо.

Information about the authors Svetlana N. Begidova - Doctor of Science in Pedagogics, Professor, Professor of the Chair of Theoretical Foundations of Physical Education;

Dzhaneta D. Khuazheva - Second-year postgraduate student; Ruslan A. Akhtaov - Candidate of Science in Pedagogics, Associate Professor, Director of the Institute of Physical Culture and Judo of Adyghe State University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 26.09.2023; одобрена после рецензирования 13.10.2023; принята к публикации 15.11.2023.

The article was published 26.09.2023; approved after reviewing 13.10.2023; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.