УДК 37 Б01 10.17238^^998-5320.2018.33.173
Е. А. Василькова, Костромской государственный университет, Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Кострома
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПОЖИЛЫХ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Введение. Представлен опыт организации межпоколенного взаимодействия между детьми-сиротами и пожилыми, находящимися в условиях интернатных учреждений. Особенно важно это становится для детей-сирот, которые в силу объективных причин лишены опыта жизни в семье, имеют нередко искажённое представление о семейных ролях, негативные образцы моделей поведения отца и матери.
Программа исследования. В рамках исследования реализовался социальный проект, направленный на формирование ответственного родительства у детей-сирот посредством совместной деятельности, налаживание или восстановление (приобретение) утерянных родственных связей. Результаты. Программа воспитания ответственного отношения к родительству у детей, чья социализация протекает вне влияния семьи, ориентирована на вооружение их знаниями, умениями, навыками, повышение компетенции в вопросах семьи, детско-родительских отношений, ведения домашнего хозяйства, семейного бюджета, свободного времени.
Выводы. Практика работы показала необходимость формирования системы межпоколенного диалога.
Ключевые слова: межпоколенное взаимодействие, ответственное родительство, семья, дети-сироты, старшее поколение, ценности.
Введение. Сложные перестроечные процессы в современной России отразились на характере и содержании воспитательных функций семьи, качестве межпоколенных связей. В первом случае это привело к её нестабильности как социального института, что породило социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность в детской среде, рост отклоняющихся форм поведения. Во втором случае наблюдается нарушение гармонии взаимодействия между отцами и детьми, между поколениями, что ведёт к конфликту ценностей, неприятию традиций, обычаев, расшатыванию духовно-нравственных основ сообществ, устоев этноса.
Социально-экономическая ситуация, низкий уровень материального благополучия семей, воспитывающих двух и более детей, распространение бытового пьянства, женского алкоголизма, наркомании, недостаточное внимание к работе с семьей сделали актуальными проблемы организации межпоколенного взаимодействия, воспитание у детей и молодёжи ответственного отношения к ро-дительству. Особенно важно это становится для детей-сирот, которые в силу объективных причин лишены опыта жизни в семье, имеют нередко искажённое представление о семейных ролях [1].
Категория «поколение» рассматривается многими исследователями с разных позиций (И. С. Кон, М. Мамардашвили, А. В. Мудрик, Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Т. Шибтани и др.). При этом большинство авторов к поколениям относят всех членов общества, родившихся в один период времени, относящихся к определённому сообществу, различающихся по возрасту промежутком в тридцать лет.
Каждое поколение обладает определённым ресурсом, и организация межпоколенного взаимодействия позволит наладить обмен жизненным опытом.
Важным такое взаимодействие становится для детей-сирот, их социальной интеграции.
Следовательно, система взаимодействия различными социально-демографическими группами в рамках конкретной социально-ориентированной деятельности даст возможность для развития значимых личностных компетенций детей участников проекта, будет способствовать повышению качества жизни граждан старшего поколения, окажет содействие в выстраивании системы межведомственного взаимодействия при решении конкретных социально-значимых проблем [3].
Программа исследования. Достижение обозначенных эффектов межпоколенного взаимодействия связано с наличием специально разработанной опытно-экспериментальной работы, учитывающей специфику учреждения и особенности участников. В частности, проект «Содействие» реа-лизовывался на базе государственного образовательного казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Костромской области «Ченцовский центр помощи
детям, оставшимся без попечения родителей» и областного государственного бюджетного учреждения «Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Вышеуказанные учреждения являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счёт средств бюджета на основе государственного задания, входящими в систему социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Первое из них осуществляет надзор за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее - получатели социальных услуг), под который они помещаются на период до их устройства в семью, включающий в себя содержание, воспитание и образование, соответствующие состоянию здоровья и потребностям получателей социальных услуг в стационарной форме. Плановая вместимость учреждения составляет 16 мест.
Предметом деятельности областного государственного бюджетного учреждения «Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является предоставление гражданам пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалидам старше 18 лет частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе и наблюдении при отсутствии у них медицинских противопоказаний стационарного социального обслуживания на условиях постоянного и временного (на срок до 6 месяцев) проживания. Коечная сеть учреждения составляет 320 получателей социальных услуг.
В данном проекте приняли участие дети-сироты и граждане старшего поколения.
Актуальность заключается в организации практики совместной работы с разными возрастными группами на основе межпоколенного диалога как эффективного инструмента для развития таких значимых личностных компетенций как: толерантность, терпимость, патриотизм, гражданственность, ответственность, развитие творческого потенциала и другие. Система социального взаимодействия в рамках этого проекта даёт возможность расширить пространство для накопления социального опыта детьми, воспитывающимися вне семьи, позволяет им приобрести новых друзей, расширить социальные контакты, наладить утерянные связи с родственниками [7].
Новизна проекта связана с использованием комплексного подхода к разрешению проблемы формирования ряда личностных, социально значимых компетенций через систему межпоколенного взаимодействия:
- для детей-сирот подразумевается, с одной стороны, получение знаний, формирование новых умений и навыков, закрепление и усложнение ранее приобретённых, с другой стороны, реализация совместных инициатив, проведения мероприятий;
- для старшего поколения - создание ситуаций передачи накопленного социального опыта, знаний, сюжетов из личной жизни в процессе совместной созидательной деятельности.
Цели социального проекта:
- создание условий для укрепления и развития межпоколенных связей, повышение эффективности социально-ориентированной деятельности;
- содействие формированию у детей-сирот социально-значимых качеств личности: ответственности, толерантности, гражданственности, уважительного отношения к гражданам старшего поколения и инвалидам.
Социальный проект «Содействие» включал в себя три взаимодополняющих направления:
- содействие в организации совместных дел в технологии коллективного творчества;
- выстраивание системы по налаживанию утерянных связей с родными, близкими, коллегами, одноклассниками и другими участниками проекта;
- повышение профессиональной компетенции специалистов, работающих с данными категориями граждан.
В ходе реализации поставленных целей и решения намеченных задач в рамках данного проекта работа осуществлялась с использованием следующих форм и технологических приёмов:
- «Разговорное кафе», базирующееся на технологии «Воспоминания» (рассказ участников о значимых событиях из их жизни, жизни других людей) и «Исторический тур» (демонстрация видеоматериалов, фотографий о событиях прошлого века, значимых вехах в истории страны, региона, муниципального образования, участниками событий которых были взрослые и дети).
«Разговорное кафе» может быть организовано в рамках праздников (Международный женский день, Масленица, День защитника Отечества и др.).
- Проведение мастер-классов (по интересам): вышивка лентами по гобелену, вязание крючком, спицами, бисероплетение.
- Совместная театральная постановка, концерт, выставка работ. Спектакли и концерты готовят участники театрального объединения, творческих студий, они посвящаются значимым датам (годовщина победы в Великой Отечественной войне, День защиты детей, День пожилого человека, День инвалида и т. п.).
- Школа интернет-пользователей. Она представляет собой обучающие занятия для граждан пожилого возраста по использованию интернет-ресурсов по информационной безопасности, организации поиска родных, близких, друзей, коллег, оформлению воспоминаний в интернете, фото-, видео- материалов. Помощь детей в этом вопросе неоценима. Здесь меняется их позиция - их не только учат «жить», но и они могут поделиться собственным опытом.
- «Долголетие начинается в детстве». Проведение комплекса мероприятий в рамках формирования и пропаганды ЗОЖ (совместные лыжные прогулки, скандинавская ходьба, шахматный турнир, турнир по шашкам, праздник «Русские забавы», танцевальные программы).
- Волонтёрский десант. Включение в подготовку и реализацию мероприятий по организации культурно-досуговой, физкультурно-спортивной деятельности разновозрастного отряда волонтёров, их участие в социально-бытовом сопровождении и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, в реализации технологии «Хоспис на дому».
Результаты и их интерпретация. Таким образом, в содержательной части программы реализуются идеи комплексности как системы увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам, месту проведения подпрограмм и проектов, направленных на достижение поставленных целей. При этом логика расположения материала предусматривает сочетание движения по восходящей при возможности возврата к ранее изученному на более сложной основе [5].
Блок ресурсного обеспечения формируется из нормативных правовых, информационных и кадровых ресурсов.
Первая группа ресурсов состоит из международных («Конвенция о правах ребёнка»), федеральных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации», «Семейный кодекс Российской Федерации», «Гражданский кодекс Российской Федерации») и других законов, подзаконных актов по детям-сиротам, профилактике правонарушений, локальные документы (программы развития учреждений, положения о социальном педагоге, психологии и т. д.), регулирующие содержание деятельности организаций для детей, воспитывающихся вне семьи, и пожилых граждан [2].
Вторая группа ресурсов включает хорошую материально-техническую базу (наличие достаточного количества помещений для индивидуальной, групповой и коллективной работы, занятий, кружков, социально-бытовых практик), их оснащённость (ноутбуки, мультимедийные проекторы, интерактивные игры, аппаратура для видеоконференций), диагностические кейсы, наборы художественных, документальных фильмов и мультфильмов.
Кадровые ресурсы, которыми могут воспользоваться реализаторы анализируемой программы, представлены воспитателями высокой квалификационной категории, социальным педагогом и педагогом-психологом со специальным образованием, сертифицированными специалистами, имеющим право работать с данными группами детей и взрослых и проводить в их среде диагностические, медико -реабилитационные мероприятия.
Мониторинговый блок призван обеспечить систематический контроль за эффективностью частей программы и её в целом с точки зрения соответствия поставленным целям, с позиции приближения к предполагаемому результату. Однако мониторинг преследует и другую цель - нахождение и уточнение первоочередных задач, приоритетных форм и приёмов, коррекция содержания и объёма материала.
Таким образом, программа воспитания ответственного отношения к родительству у детей, чья социализация протекает вне влияния семьи, ориентирована на вооружение их знаниями, умениями, навыками, повышение компетенции в вопросах семьи, детско-родительских отношений, ведения домашнего хозяйства, семейного бюджета, свободного времени [4].
Следовательно, создавая и реализуя проект, связанный с организацией межпоколенного взаимодействия, необходимо особое внимание уделить проблемам обучения, подготовке к совместным действиям всех субъектов жизнедеятельности, использовать всё многообразие средств и приёмов, способов стимулирования активности участников коллективной деятельности.
Вывод. Таким образом, практика работы показала необходимость формирования системы межпоколенного диалога как эффективного инструмента для развития таких значимых личностных
компетенций, как толерантность, терпимость, патриотизм, гражданственность, развитие творческого потенциала и другие [6]. Система социального взаимодействия в рамках проекта (с разными возрастными и социальными группами, и внутри конкретной категории граждан) дала возможность повышения квалификации специалистов, сотрудников социальных учреждений, что будет способствовать повышению эффективности социальной деятельности в регионе. Система мероприятий также дала возможность гражданам старшего поколения наладить утерянные связи с родственниками и друзьями, коллегами.
Библиографический список
1. Басова В. М., Захарова Ж. А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Кострома, 2003.
2. Бутрим Г. А. Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите // Социально-педагогическая работа. 2007. № 3.
3. Гудкова Т. В., Гудкова Е. В. Особенности формирования родительской сферы личности у будущих матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Молодой учёный. 2014. № 3. С. 778-784.
4. Живица О. В., Сульчинская Э. Э. Исследование конфликтов ценностно-мотивационной сферы, самореализация личности и удовлетворенность трудом в сельском хозяйстве // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 91-100.
5. Захарова Ж. А. Подготовка замещающих родителей к новой роли // Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 35-38.
6. Зобнина Г. А. Социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1 (1). С. 27-29.
7. Коберник Е. В., Моложавенко В. Л. Социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие как эффективные формы реализации модели социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 6-4 (26). С. 113-115.
8. Морозова И. В. Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 2. С. 120-124.
E. A. VasiTkova, Postgraduate, Kostroma State University 17 Dzerzhinsky st., Kostroma, 156005, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5651-7015 е-mail: [email protected]
INTERGENERATIONAL INTERACTION ORGANIZATION EXPERIENCE FOR ORPHANED CHILDREN AND THE ELDERLY IN RESIDENTIAL INSTITUTIONS
Introduction. The article presents the experience of the organization of intergenerational interaction between orphans and the elderly in residential care. This is especially important for orphans who, for objective reasons, are deprived of experience in family life, have not rarely distorted view of family roles, negative patterns of behavior of the father and mother.
Research program. The study implemented a social project aimed at the formation of responsible parenthood in orphans, by means of joint activities, the establishment or restoration (acquisition) of lost family ties.
Results. The program of education of responsible attitude to parenthood in children, whose socialization takes place outside the influence of the family, is focused on arming their knowledge, skills, competence in family matters, child-parent relations, housekeeping, family budget, free time.
Conclusions. The practice of work has shown the need to form a system of intergenerational dialogue as an effective tool.
Keywords: intergenerational interaction, responsible parenthood, family, orphans, the older generation, values.
References
1. Basova V. M., Zakharova Zh. A. Formirovanie social'no-pedagogicheskoj kompetentnosti u priemnyh roditelej (usynovitelej) [Formation of socially-pedagogical competence of foster parents (adoptive parents)]. Kostroma, 2003.
2. Butrim G. A. On the organization of work with children in need of state protection. Social'no-pedagogicheskaya rabota. 2007. No. 3.
3. Gudkova T. V., Gudkova E. V. Features of the formation of the parental sphere of personality in future mothers who find themselves in a difficult situation. Molodoj uchyonyj. 2014. No. 3. pp. 778-784.
4. Zhivitsa O. V., Sulchinskaya E. E. The Study of conflict the value-motivational sphere, personal fulfillment and job satisfaction in agriculture. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2016. No. 3. pp. 91-100.
5. Zakharova Zh. A. Preparation of replacement to a new role. Social'nayapedagogika. 2008. No. 1. pp. 35-38.
6. Zobnina G. A. Socialization and integration of children-orphans and children left without parental care. No-vaya nauka: Problemy iperspektivy. 2015. No. 1 (1). pp. 27-29.
7. Kobernik E. V., Molozhavenko V. L. Social partnership and interdepartmental interaction as effective forms of implementation of the model of socialization of orphans and children left without parental care. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2017. No. 6-4 (26). pp. 113-115.
8. Morozova I. V. Creativity as a basis of positive socialization of orphans in the orphanage. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013. No. 2. pp. 120-124.
Поступила в редакцию 4.05.2018 © Е. А. Василькова, 2018
Автор статьи: Екатерина Александровна Василькова, директор Заволжского дома-интерната для престарелых и инвалидов, Кострома; аспирант Костромского государственного университета, 156005, Кострома, ул. Дзержинского, д. 17, е-mail: [email protected]
Рецензенты:
Ж. А. Захарова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психо лого-педагогического образования, Костромской государственный университет.
И. Н. Грушецкая, кандидат педагогических наук, педагог-психолог, КГУ «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».