УДК 37 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30.147
Е. А. Василькова, Костромской государственный университет Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Кострома
СОВМЕСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ВЗРОСЛЫХ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье представлены эмпирические данные совместной творческой деятельности при организации межпоколенного взаимодействия между детьми-сиротами и взрослыми, воспитанниками, находящимися в условиях стационарных социальных учреждений. В сложившихся социально-экономических и политических условиях особое внимание уделяется процессу социализации, а также вопросам, связанным с укреплением межпоколенных связей, воспитанием духовно -нравственных ценностей, формированием толерантного отношения к людям, проявлением гражданской ответственности и умением выстраивать эффективное социальное взаимодействие, диалогом между детьми и взрослыми, налаживанием утерянных связей с близкими, друзьями, бывшими коллегами. Система взаимодействия различными социально-демографическими группами в рамках конкретной совместной творческой деятельности даёт возможность для развития значимых личностных компетенций детей, способствует повышению качества жизни граждан старшего поколения.
Ключевые слова: творческая деятельность, межпоколенное взаимодействие, дети-сироты, воспитанники, социализация, социальные учреждения.
Введение. В современных документах, касающихся вопросов образования и воспитания детей и молодёжи, особое внимание уделяется процессу их социализации, который является объектом изучения многих научных дисциплин (социологии, психологии, педагогики) и позволяет рассматривать его с разных сторон.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня является весьма актуальной. В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники детских домов и других интернатных учреждений оказываются наиболее уязвимыми. Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, безусловно, затрудняет формирование необходимых навыков.
Данные исследований И. Ф. Дементьевой, Ж. А. Захаровой, В. С. Мухиной, Л. Я. Олиференко, В. Н. Ослон, О. Н. Посысоева, Т. И. Шульга и других свидетельствует о том, что государственные учреждения нередко не в состоянии в одиночку решить проблемы таких детей, так как у них беднее эмоции, слабее физическое здоровье, ограниченнее опыт, сильнее переживание «инаковости», чем у детей из семей. Они утратили родственные и дружеские связи. Поэтому нуждаются в организации межпоколенного взаимодействия и, прежде всего, в творческой деятельности.
Программа исследования. В нашей опытно-экспериментальной работе мы сделали упор на использовании потенциалов совместного творчества детей и взрослых из учреждений государственного призрения: дети-сироты - воспитанники ГКУ КО «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины от 55 лет) проживающие в ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Оба учреждения относятся к учреждениям социальной защиты с круглосуточным проживанием людей.
Содержанием их совместной деятельности выступили занятия: проведение мастер-классов (вышивка лентами по гобелену, мастер-класс по мыловарению, совместные занятия по оригами и вязанию предметов быта и др.), комплекс мероприятий «Долголетие начинается в детстве» (проведение комплекса мероприятий в рамках формирования и пропаганды здорового образа жизни: лыжные совместные прогулки «Социальный туризм», скандинавская ходьба, шахматный турнир и турнир по шашкам между воспитанниками центра помощи и пожилыми гражданами, совместная организация и проведение праздника «Масленица» и др.), совместная театральная постановка к таким мероприятиям, как празднование Нового года, концерт ко Дню пожилого человека и Дню инвалидов, выставка работ, посвящённая значимым датам (к Международному женскому дню).
Данные занятия проходили на базе учреждений, в уютной обстановке (мастерские, творческие гостиные, актовый зал, комната психологической разгрузки, и др.), где и был организован совместный досуг и обмен опытом.
Особенностью взаимодействующих коллективов явилось то, что данные коллективы нуждаются в налаживании утерянной связи между поколениями, сближении ценностных ориентаций молодёжи и старшего поколения, а также оказании взаимопомощи и поддержки путём развития взаимных интересов и совместных дел.
Результаты и их интерпретация. Рассмотрим основные результаты теоретического анализа проблемы.
У детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, отсутствует положительный опыт семейной жизни. В государственных учреждениях, где воспитательные системы далеки от совершенства, немало случаев повторения воспитанниками судьбы своих родителей - лишаясь родительских прав, они увеличивают поле социального сиротства. Для предотвращения подобных явлений, государство должно взять на себя ответственность за успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социализация личности - это достаточно трудный, многоплановый процесс. Наиболее широкое определение социализации - это процесс становления личности, который обеспечивает усвоение индивидом языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу [5, с. 274].
В педагогике специалисты чаще всего опираются на трактовку социализации, предложенную
A. В. Мудриком, которая гласит: «социализация... вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [3, с. 31].
Под социализацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается процесс установления связей субъекта с обществом на базе исполнения индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, которая направлена на получение социальных знаний, социально ориентированных мотивов и социального опыта личности [5].
Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, от его рождения до смерти, решая в каждый период времени конкретные задачи.
В различных источниках характеризуются многочисленные механизмы социализации, среди которых указывается на особое значение авторитета как степени влияния, оказываемого отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости [1, с. 25]. Он проявляется во взаимодействии, в участии в деятельности, способствует расширению социального опыта личности, помогает ориентации в жизни, в отношениях, в социальных контактах.
В социализации в качестве её средства выступают различные виды деятельности: учебная, познавательная, трудовая, художественная, физкультурно-спортивная, общественно-полезная, творческая.
Под творческой деятельностью понимается порождение, производство чего-то нового, отличающегося оригинальностью в любой области науки, техники, искусства [6-8 и др.]. Одной из особенностей этой деятельности является создание условий для развития и саморазвития детей, так как в этом процессе задействованы формы мышления, направленные на приобретение новых знаний, овладение новыми фактами, способы самоорганизации совместных действий, условия для совершенствования социальных умений и навыков (В. А. Андреев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
B. С. Мухина, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин и др.).
Использование творческой деятельности в социализации детей, лишённых родительского попечения, преследует несколько целей:
1) обеспечение интеллектуального развития детей в процессе участия в кружках, объединениях, художественно-изобразительных занятиях с взрослыми;
2) обеспечение эмоционального развития через включение детей-сирот в яркие события, ситуации успеха, создание в совместной (парной, групповой) работе общего творческого продукта;
3) обеспечение социального развития сирот благодаря организации обмена жизненным опытом, анализу биографий, ситуаций повседневности.
Обоснованность этих целей продиктована спецификой взросления детей-сирот, которые в силу социально-экономических, духовно-нравственных, гражданско-правовых, медико-биологических причин оказались без попечения родителей, были переданы под опеку и заботу государства.
Результатами организованной нами опытно-экспериментальной работы стало повышение социальной значимости совместной деятельности, сближение людей разных социально-демографических групп, развитие социально-значимых качеств личности у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также улучшение качества жизни граждан старшего поколения, повышение их социальной активности, мобильности, творческого потенциала.
Вывод. Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа содействовала выстраиванию межличностных коммуникаций между детьми и лицами пожилого возраста, выполнению практических действий, связанных с творческими занятиями, распределением обязанностей, складыванием ролей, делегированием ответственности. Использование разнообразных приёмов, побуждающих детей-сирот к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере творчества и сотрудничества способствует выработке навыков общения, приобретению позитивного опыта, нравственному развитию личности. Положительные итоги совместной творческой деятельности детей-сирот и граждан пожилого возраста достигаются при условии своевременной психолого-педагогической диагностики, разработанной программы занятий творческих объединений, подготовленности организаторов взаимодействия.
Библиографический список
1. Белинская В. А., Белинская А. Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. - 380 с.
2. Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
3. Зобнина Г. А. Социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2015. - № 1 (1). - С. 27-29.
4. Коберник Е. В., Моложавенко В. Л. Социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие как эффективные формы реализации модели социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 6-4 (26). - С. 113-115.
5. Мудрик А. В., Социализация человека. - М.: МПСИ: МОДЭК, 2010. - 624 с.
6. Морозова И. В. Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 2. - С. 120-124.
7. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002 - 368 с.
8. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В .А. Мижериков. - М.: Сфера, 2004. - 448 с.
E. A. Vasilkova, graduate student, е-mail: [email protected] Kostroma state University 17 Dzerzhinsky St., Kostroma, 156005, Russian Federation
ORPHANED CHILDREN AND ADULTS JOINT CREATIVE ACTIVITY AS A SOCIALIZATION FACTOR
The article presents empirical evidence of intergenerational interaction organization and joint creative activity of orphaned children and adults, and children being in the stationary social institutions. In the current socio-economic and political conditions particular attention is paid to the process of socialization, as well as issues related to strengthening intergenerational ties, upbringing of spiritual and moral values, creating tolerant attitude to people, expressing civic responsibility and the ability to build an effective social interaction, a dialogue between children and adults, to reestablish the lost connection with family members, friends, former work colleagues. The system of various socio-demographic groups interaction in the framework of specific joint creative work gives the opportunity to develop important personal competencies in children and improve the quality of senior citizens life.
Keywords: creative activities, intergenerational interaction, orphaned children, children, socialization, social institutions.
References
1. Belinskaya V. A., Belinskaya A. B. Sotsial'no-pedagogicheskaya diagnostika i soprovozhdeniye sotsializatsii nesovershennoletnikh [Social and pedagogical diagnostics and support of socialization of minors]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 2013. 380 p.
2. Vasil'kova T. A., Vasil'kova YU. V. Sotsial'nayapedagogika [Social pedagog]. Moscow, KNORUS Publ., 2010. 240 p.
3. Zobnina G.A .Socialization and integration of orphans and children left without parental care. Novaya nauka: Problemy iperspektivy. 2015. no. 1 (1). рр. 27-29.
4. Kobernik E. V., Molozhavenko V.L. Social partnership and interdepartmental interaction as effective forms of implementing the model of socialization of orphans and children left without parental care. Aktual'nyye nauchnyye issledovaniya v sovremennom mire. 2017. no. 6-4 (26). pp. 113-115.
5. Mudrik A. V., Sotsializatsiya cheloveka [Socialization of Man]. Moscow, MPSI: MODEC, 2010. 624 p.
6. Morozova I. V. Creativity as a basis for positive socialization of orphans in an orphanage. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013. No. 2. pp. 120-124.
7. Mardakhaev L. V. Slovar' po sotsial'noy pedagogike [Dictionary of Social Pedagogy]. Moscow, Akademiya, 2002. 368 p.
8. Mizherikov V. A. Slovar'-spravochnikpo pedagogike [Dictionary-reference book on pedagogy]. Moscow, Sfera, 2004. 448 p.
Поступила в редакцию 19.10.2017 © Е. А. Василькова, 2017
Автор статьи: Екатерина Александровна Василькова, директор, Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Кострома, аспирант, Костромской государственный университет, 156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17, е-mail: [email protected]
Рецензенты:
Ж. А. Захарова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психо лого-педагогического образования, Костромской государственный университет.
И. Н. Грушецкая, кандидат педагогических наук, Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.