DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-20-28 УДК 37.02
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оксана Германовна ПРОХОРОВА1-1, Игорь Ашотович АКОПЯНЦ2), Вячеслав Петрович ТИГРОВ3)
1)1 ФГБОУ ВО «Московский государственный психо лого-педагогический университет» 127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, 29 E-mail: [email protected] 2) ГБУ ЦССВ «Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина» 109378, Российская Федерация, г. Москва, Волгоградский пр-т, 169, корп. 2 E-mail: [email protected] 3) ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлен опыт работы по формированию социальной успешности детей-сирот средствами дополнительного образования (цирковое искусство). Рассмотрено понятие социальная успешность. Отмечено, что в современном понимании социальной успешности ребенка выделяют объективный и субъективный аспекты. Отмечается, что основу образовательно-воспитательного процесса в условиях центра содействия семейному воспитанию должно составлять индивидуально-личностное развитие воспитанников. Раскрыты формы работы, применяемые в ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина, по формированию социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены группы критериев для оценки социальной успешности воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: первая группа критериев связана с непосредственной социальной успешностью воспитанника и включает уровень развития коммуникативных навыков; уровень социализации; успешность в освоении предметов дополнительного образования; участие в общественной деятельности, в мероприятиях учреждения и вне стен учреждения; достижения в учебной и во внеучебной деятельности; принятие семейных ценностей; мотивацию к ведению здорового образа жизни; вторая группа критериев связана с социальной успешностью выпускников учреждения: профессиональное самоопределение; благополучие в семейной жизни; участие в общественной деятельности; ведение здорового образа жизни; правовая грамотность и др.; третья группа критериев связана с оценкой деятельности учреждения: поддержание имиджа и репутации учреждения; исключение вторичного сиротства среди выпускников; снижение количества воспитанников, склонных к девиантному поведению; семейные формы жизнеустройства воспитанников.
Ключевые слова: дети-сироты; дополнительное образование; социальная успешность; цирковое искусство; творческая деятельность; социализация
Понимание сущности и определение формирования социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра содействия семейному воспитанию имеет достаточное количество трактований. Социальная успешность человека определяется уровнем социальных достижений, которые признаются достойными в данной стране и культуре. Традиционно социальная успешность включает в себя определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния.
Вопрос о том, что представляет собой социальная успешность, представлен в трудах
многих педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, У. Глассера и др.), по их мнению, социальная успешность - это качество, присущее личности, которая достигла успеха в процессе обучения и воспитания. Е.Ю. Варламова под социальной успешностью понимает устойчивое состояние личности, основанное на позитивной «Я-концепции», в котором отражается ее включенность в систему социальных связей и отношений как социально полноценного субъекта, способствующее его эффективной социализации и достижению социально значимых статусов [1, с. 6].
В современном понимании социальной успешности ребенка выделяют объективный
20
© Прохорова О.Г., Акопянц И.А., Тигров В.П., 2018
аспект, в рамках которого успех рассматривается как высокая результативность в достижении намеченных целей и задач. Успех в данном случае отмечен значимыми для ребенка людьми, к которым могут принадлежать представители различных возрастных групп, это могут быть друзья, сверстники, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это могут воспитатели, педагоги дополнительного образования, другие сотрудники учреждения. Объективный аспект социальной успешности включает в себя: социальную активность (стремление к общению, установление контактов с незнакомыми людьми, расширение социальных связей), социальную адаптированность (признание обществом: взрослыми, сверстниками). Субъективный аспект основан на ощущении ребенком положительных эмоций, которые используются им для своего дальнейшего развития, адекватной самооценки, высокой степени самоуважения, уверенности в себе, мотивированности к достижению успеха [2, с. 16-17].
Особую актуальность вопрос формирования социальной успешности приобретает для воспитанников государственных учреждений. Значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране проживает в детских домах, интернатах и центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ).
Центр содействия семейному воспитанию - это организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный тип учреждений появился в Москве несколько лет назад в результате реорганизации домов ребенка, приютов, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Положением о Центрах содействия семейному воспитанию, утвержденном Департаментом труда и социальной защиты населения города Москва (приказ от 19 марта 2014 г. № 190), основными целями деятельности ЦССВ является возвращение детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, содействие устройству воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие воспитанников; социальная адаптация
и реабилитация воспитанников, обеспечение сохранения привязанностей воспитанников к родителям и другим родственникам (если это целесообразно), формирование привязанности детей, переданных на воспитание в семью, к замещающей семье, формирование у воспитанников идентичности и позитивной самооценки на основе своевременной и комплексной социально-психологической реабилитации и семейного воспитания, компенсация, коррекция нарушений в развитии и реабилитация воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение прав и законных интересов воспитанников, комплексное сопровождение замещающих семей, постинтернатная адаптация выпускников [3].
Большинство детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в интернатных учреждениях, имеют негативный жизненный опыт, асоциальную модель поведения и глубокое чувство «ненужности никому». Часто результатом пребывания ребенка в организации для детей-сирот является низкая самооценка, неразвитость эмоций, неуверенность в себе, неготовность к самостоятельной жизни и отсутствие мотивации к успешному будущему.
Трудности в социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловлены тем, что социальные связи воспитанников, сфера реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта ограничиваются условиями детских учреждений, поэтому одной из актуальных задач воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их социализация и формирование у них социальной успешности. Основу образовательно-воспитательного процесса в условиях ЦССВ должно составлять индивидуально-личностное развитие воспитанников, от которого зависит эффективность работы по формированию социальной успешности детей-сирот. В учреждении необходимо создать комфортную, позитивную, эмоционально насыщенную среду жизнедеятельности, конструктивно организовать взаимодействие субъектов социального воспитания, обеспечить условия, способствующие развитию познавательных и творческих интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выстраиванию партнерских взаимоотноше-
ний как внутри учреждения, так и в социуме. Все это должно способствовать преодолению ограниченности, статичности среды организации для детей-сирот, создать качественно новые возможности для социализации воспитанников.
Государственное бюджетное учреждение города Москва Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина» Департамента труда и социальной защиты населения города Москва (ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина) является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение было открыто в 1995 г. при содействии народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Ю.В. Никулина. В учреждении воспитываются более 75 детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательно-воспитательная система ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина предоставляет воспитанникам широкую возможность участия в общественной деятельности, и воспитанники регулярно участвуют в различных благотворительных акциях и форумах [4]. Привитие воспитанникам семейных ценностей, формирование положительного образа семьи в процессе воспитательной деятельности позволяет выпускникам создать благополучные семьи, обеспечивает профилактику вторичного сиротства. Двадцатилетняя практика работы учреждения позволяет считать, что творческое развитие детей играет значимую роль в успешной в социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в формировании социально успешной, гармонично развитой, физически и морально здоровой, конкурентоспособной личности, которая ориентирована на достижение карьерного и личностного роста и принятие семейных и общечеловеческих ценностей.
Особенность ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина заключается в том, что все воспитанники получают допрофессиональную подготовку по различным жанрам циркового искусства и дисциплинам художественно-эстетического направления в рамках дополнительного образования.
Дополнительное образование играет огромную роль в воспитательно-образовательном процессе центра содействия семейному воспитанию, так как оно помогает воспитаннику выявить и развить свои потенциальные творческие способности; определиться в своих интересах, что в дальнейшем будет необходимым для осознанного выстраивания профессиональной карьеры; испытать ситуацию успеха, получить разнообразный социальный опыт, получить опыт содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; самоутвердиться социально приемлемым способом, расширить свои знания за рамками общеобразовательной школы.
4 сентября 2014 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р утверждена Концепции развития дополнительного образования детей, в которой указано, что дополнительное образование детей -важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, компенсирует недостатки или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, особенно для таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Опыт ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина показывает, что систематические занятия предметами циркового искусства способствуют физическому, психическому и эстетическому развитию воспитанников, содействуют развитию мелкой моторики, координации движений, улучшают психологическое и физическое состояние воспитанников, способствуют формированию навыков здорового образа жизни. Занятия цирковым искусством, в силу своей специфики, зрелищности, уникальности, активизируют социальную активность воспитанников, расширяют социальные связи детей-сирот, формируют адекватную самооценку, мотивируют на достижение успеха, улучшают социальный имидж ребенка-сироты.
Занятия в отделении дополнительного образования ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина организованы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Специ-
ального отбора детей Школу циркового искусства им. Ю.В. Никулина нет. Зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждение осуществляется постоянно в течение всего года. К занятиям цирковыми дисциплинами воспитанники допускаются по результатам ежегодной диспансеризации, с обязательным соблюдением рекомендаций врачей при наличии каких-либо ограничений. Освоение воспитанниками жанров современного циркового искусства (акробатика, жонглирование, хореография, воздушная гимнастика, эквилибр на руках, эквилибр на моноциклах, иллюзия, антипод, гимнастика) осуществляется по дополнительным общеобразовательным (общеразви-вающим) программам, разработанным педагогическим коллективом. Для каждого воспитанника составляется индивидуальное расписание занятий, учитывающее его индивидуальные особенности и уровень освоения предмета.
Социальная успешность выпускника организации для детей-сирот во многом зависит от правильного выбора профессионального пути. Разнообразие предметов циркового искусства в ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина позволяет воспитанникам познакомиться с большим спектром профессий, связанных с творческой деятельностью: артист, режиссер, модельер, костюмер, гример, реквизитор, парикмахер, светотехник и звукорежиссер. Воспитанникам ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина предоставляется возможность овладения этими специальностями, что в дальнейшем очень помогает выпускникам в выборе профессии, успешной социализации и адаптации в современном мегаполисе. Результатом этой работы является поступление выпускников в вузы и колледжи творческой направленности.
Сформировать успешную социально адаптированную личность возможно только в коллективе, перед которым стоят общие цели и задачи, в котором каждый находит свою индивидуальную значимость во всеобщем. Одной из важнейших составляющих работы отделения дополнительного образования является концертная деятельность и участие в творческих конкурсах. Дух соревновательности, умение радоваться победе и правильно оценивать неудачу - важные для воспитанников качества, которыми сложно
овладеть в полной мере в стенах только своего учреждения.
ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина ежегодно представляет концертные программы на традиционных московских фестивалях детского творчества и профессионального мастерства артистов эстрады и цирка. Зрителями, оценивающими уровень подготовки воспитанников, часто становятся выдающиеся деятели культуры и искусства нашей страны, представители Союза цирковых деятелей России, Союза театральных деятелей России, артисты, спортсмены, общественные деятели, а также зарубежные делегации. Общение со сверстниками и новыми людьми различных возрастных категорий вне стен интернатного учреждения, включение в социальную общность, осознание общих проблем, получение опыта их преодоления помогут ребенку стать сильнее, развить творческое мышление и почувствовать себя активным членом общества уже сейчас.
Для участия в фестивалях и конкурсах необходимо регулярное создание новых цирковых номеров, спектаклей. В процессе совместной работы, заключающейся в отработке трюковой части номера, хореографическом оформлении, пошиве новых костюмов, изготовлении реквизита и декораций, происходит объединение детско-взрослого коллектива. В подготовке конкурсных программ участвуют все воспитанники и педагоги. Именно это подтверждает универсальность и уникальность циркового направления в систематической работе по социальной адаптации воспитанников. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику в данном случае заключается в том, что воспитанники, имеющие большую склонность к прикладным видам творчества и, например, имеющие ограничения к физическим нагрузкам, участвуют в создании костюмов и реквизита; воспитанники, которым интересна техника, овладевают навыками работы со звукозаписывающей и световой аппаратурой и с помощью технических работников оформляют конкурсные показы и концертные выступления, в итоге - высокое звание «Лауреат конкурса» с честью несут все, потому что в общей победе есть часть труда каждого участника большой команды.
Помимо циркового искусства, в отделении дополнительного образования ГБУ
ЦССВ им. Ю.В. Никулина воспитанникам предоставляется возможность овладеть парикмахерским, швейным и кулинарным мастерством, освоить основы актерского мастерства в театральной студии, заниматься в спортивных секциях.
Одной из эффективных форм работы по формированию социальной успешности детей-сирот может стать организация и проведение фестивалей детского творчества. Фестиваль - оптимальное решение для сочетания нескольких основных видов искусств, в котором дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют возможность пробовать и раскрывать свое творчество не только одновременно в нескольких направлениях искусства, но и на равных со своими сверстниками, воспитывающимися в обычных семьях.
С 2009 г. ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина -активный участник фестивального движения в Москве. Коллектив учреждения является организатором нескольких фестивалей детского творчества: Открытого циркового фестиваля детского и юношеского творчества «Никулинская весна в Кузьминках» (ежегодно с 2009 г.) и городского театрального фестиваля «Шаг навстречу» (ежегодно с 2014 г.), Открытого фестиваля «Социоцирк» (с 2018 г.).
За десять лет работы фестиваль «Никулинская весна в Кузьминках» стал региональным, в нем приняли участие более двух тысяч талантливых воспитанников детских самодеятельных цирковых коллективов различных регионов России, участники представили более трехсот цирковых номеров и композиций во всех жанрах циркового искусства.
В 2016 г. в программу VIII Фестиваля детского и юношеского творчества «Никулинская весна в Кузьминках» была введена номинация «Социоцирк», в которой приняли участие творческие коллективы центров содействия семейному воспитанию, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москва, специализированных образовательных и социальных учреждений для детей с особенностями развития, ментальными нарушениями из Москвы и регионов Российской Федерации [5].
В городском театральном фестивале «Шаг навстречу» ежегодно участвуют воспитанники центров содействия семейному вос-
питанию города Москвы (в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья), демонстрируя профессиональному жюри овладение актерским мастерством.
Формирование социальной успешности детей-сирот невозможно без вовлечения их в добровольную социально полезную и социально активную деятельность, волонтерское движение.
С 2016 г. Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина реализует социокультурный проект «Социоцирк». Идея проекта заключается в социализации средствами циркового искусства воспитанников организаций для детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, людей старшего возраста. Проект заключается в вовлечении обучающихся (детей и взрослых) в новые социальные связи, расширение кругозора, предоставление возможности заниматься творчеством, имеющим оздо-равливающий эффект.
В рамках работы по социальному проекту созданные в Школе циркового искусства команды воспитанников и педагогов дополнительного образования проводят в учреждениях социальной сферы выездные мастер-классы по цирковому искусству (жонглирование, иллюзия и др.). Занятия по жонглированию построены с учетом возрастных особенностей получателей социальных услуг, состояния их здоровья1.
С начала реализации проекта «Социо-цирк» педагоги и воспитанники Школы циркового искусства им. Ю.В. Никулина провели более 100 мастер-классов по жонглированию для людей старшего возраста, слепых и слабовидящих детей, детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с особенностями развития.
Частью реализации проекта «Социо-цирк» является музейная педагогика. В музеях ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина (Мемориальный музей Ю.В. Никулина, Музей «История циркового костюма») воспитанники проводят экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья, совмещенные с
1 Опытно-экспериментальная работа на базе учреждений социального обслуживания населения города Москвы. Отчет за 2016 год. URL: http://soc-education.ru/ wp-content/uploads/2017/07/Otchet-OEP-VSE-2016.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
мастер-классами по цирковому искусству, разработана специальная тематическая экскурсия для слепых и слабовидящих детей «Цирковой реквизит». Подготовка экскурсоводов-воспитанников - особая часть работы музейного педагога. Воспитанникам центра содействия семейному воспитанию, как и любому человеку, важно позиционировать себя с положительной стороны. Демонстрация музейных предметов, проведение экскурсии или ее фрагмента уменьшает тревожность, позволяет почувствовать себя нужным, формирует представление о востребованности в социуме определенных качеств личности. Возникает понимание, что для проведения экскурсии нужны определенные знания и умение излагать эти знания связно. Таким образом, попутно идет развитие когнитивных и речевых навыков. Помимо знаний об экспозиции и умения излагать экскурсионный материал, экскурсоводу необходимо установить контакт с посетителями, вести диалог: предлагать, спрашивать, отвечать, руководить движением и действиями группы.
Одним из результатов реализации проекта «Социоцирк» стало проведение коллективом ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина I Открытого фестиваля «Социоцирк», в котором приняли участие более 200 человек. Фестиваль способствует социальной адаптации и реализации творческого потенциала людей разного возраста и разного социального положения.
С 2016 г. ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина является опытно-экспериментальной площадкой системы социальной защиты населения Москвы и осуществляет работу по теме: «Дополнительное образование воспитанников организаций для детей-сирот как средство профилактики и преодоления социальной исключенности». Опытно-экспериментальная работа ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина обеспечивает условия для «социального лифта» воспитанников, расширяет взаимодействие с некоммерческими, благотворительными общественными организациями по разным направлениям воспитательной, общеобразовательной, реабилитационной работы, содействует обеспечению взаимодействия с кровными родственниками и кандидатами в опекуны и приемные родители, формированию новых профессиональных компетенций
для специалистов психологических и педагогических специальностей, работающих с детьми-сиротами, семьями в ситуации кризиса, молодыми людьми из числа детей-сирот.
Системное развитие творческого потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках дополнительного образования создает условия для активного включения детей в творческую деятельность, способствует формированию социальной успешности воспитанников, повышает социальную активность детей-сирот, позволяет сформировать качественно новую воспитательную среду, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Все это, в целом, способствует активизации контактов и взаимодействия наших воспитанников со сверстниками, социальными институтами, социумом, что, в перспективе, повышает успешность социальной адаптации воспитанников и выпускников организации.
Общепринято считать, что социально успешным считается человек с активной жизненной позицией, достигший успеха в профессиональной, общественной деятельности, в семейной жизни, ведущий здоровый образ жизни, обладающий навыками сотрудничества, коммуникации и преодоления трудных жизненных ситуаций, соблюдающий законы. Для того чтобы определить критерии социальной успешности ребенка, воспитываемого в интернатном учреждении, а в последующем и выпускника, необходимо проанализировать сферы социально значимой для него деятельности [6].
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основной является учебная деятельность. Успешность в учебной деятельности влияет на формирование социальной успешности ребенка в целом, способствует обретению навыка социального взаимодействия и развитию коммуникативных навыков. Необходимо учесть, что у детей-сирот очень часто успешность в учебной деятельности не всегда достижима в связи с такими особенностями, как низкая мотивация к обучению, педагогическая запущенность.
Успешность в овладении предметами дополнительного образования, демонстрация своих умений обеспечивает воспитанникам реализацию потребности в признании, развивает чувство успешности, повышает соци-
альную значимость ребенка-сироты, улучшает его социальный имидж.
Для формирования социально успешной личности необходима регулярная работа педагогического коллектива по привитию воспитанникам навыков здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ. Социально успешный человек, как правило, является законопослушым человеком, соблюдающим правовые нормы и нравственные законы общества.
Наше исследование и многолетний опыт работы в образовательных и социальных учреждениях позволяет выделить три группы критериев для оценки социальной успешности воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Первая группа критериев связана с непосредственной социальной успешностью воспитанника и включает уровень развития коммуникативных навыков; уровень социализации; успешность в освоении предметов дополнительного образования; участие в общественной деятельности, в мероприятиях учреждения и вне стен учреждения; достижения в учебной и во внеучебной деятельности; принятие семейных ценностей; мотивацию к ведению здорового образа жизни.
Вторая группа критериев связана с социальной успешностью выпускников учреждения: профессиональное самоопределение; благополучие в семейной жизни; участие в общественной деятельности; ведение здорового образа жизни; правовая грамотность и др.
Третья группа критериев, на наш взгляд, должна быть связана с оценкой деятельности учреждения: поддержание имиджа и репутации учреждения; исключение вторичного сиротства среди выпускников; снижение количества воспитанников, склонных к деви-
антному поведению; семейные формы жизнеустройства воспитанников (процент переданных воспитанников, процент возвратов).
Список литературы
1. Варламова Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 24 с.
2. Александрова Е.А., Кожакина С.О. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 176 с.
3. Дополнительное образование в условиях центра содействия семейному воспитанию как средство профилактики и преодоления социальной исключенности воспитанников: методические рекомендации / под общ. ред.: Л.Е. Сикорской, И.А. Акопянца, И.А. Салта-новой. М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2016. 91 с.
4. Акопянц И.А. Школа-интернат № 15 циркового профиля имени Ю.В. Никулина для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальная миссия // Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений: сб. ст. / под ред. А.К. Быкова, Т.А. Митиной. М.: ИДПО ДСЗН, 2015. Вып. 2 (17). С. 25-28.
5. Коган В.З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. М., 1971. С. 131145.
6. Прохорова О.Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность. М.: Изд-во «Юрайт», 2018.
Поступила в редакцию 29.06.2018 г. Отрецензирована 25.07.2018 г. Принята в печать 17.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Прохорова Оксана Германовна, доктор педагогических наук, профессор факультета социальной коммуникации, заслуженный педагог РФ. Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Акопянц Игорь Ашотович, директор, заслуженный учитель РФ. Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Тигров Вячеслав Петрович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и технического творчества. Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Тигров В.П., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Прохорова О.Г., Акопянц И.А., Тигров В.П. Формирование социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 20-28. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-176-20-28.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-20-28
THE SOCIAL SUCCESS FORMATION OF ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATION
Oksana Germanovna PROKHOROVA1), Igor Ashotovich AKOPYANTS2), Vyacheslav Petrovich TIGROV3)
Moscow State University of Psychology and Education 29 Sretenka St., Moscow 127051, Russian Federation E-mail: [email protected] 2) School of Circus Arts named after Y.V. Nikulin 169-2 Volgogradsky Ave., Moscow 109378, Russian Federation E-mail: [email protected] 3) Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University 42 Lenin St., Lipetsk 398020, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. We present the experience in the formation of social success of orphaned children by means of additional education (circus art). The concept of social success is considered. It is noted that in the modern understanding of child social success there are objective and subjective aspects. Also noted that the basis of the educational process in the conditions of the center for the promotion of family education should be individual and personal development of pupils. Disclosed forms of work used in the School of Circus Arts named after Y.V. Nikulin, the formation of social success of orphaned children and children left without parental care. Groups of criteria for assessment of social success of pupils of the organization for orphaned children and children without parental care are presented: the first group of criteria is connected with direct social success of the pupil and includes level of development of communicative skills; level of socialization; success in development of subjects of additional education; participation in public activity, in actions of organization and out of walls of organization; achievements in educational and extra-curricular activity; acceptance of family values; motivation to maintaining a healthy lifestyle; the second group of criteria is related to the social success of graduates of the institution: professional self-determination; well-being in family life; participation in public activities; maintaining a healthy lifestyle; legal literacy, etc.; the third group of criteria is related to the evaluation of the institution's activities: maintaining the image and reputation of the institution; excluding secondary orphanhood among graduates; reducing the number of pupils prone to deviant behavior; family life forms of pupils.
Keywords: orphaned children; additional education; social success; circus arts; creative activity; socialization
References
1. Varlamova E.Y. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya obespecheniya sotsial'noy uspeshnosti shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Organizational-Pedagogical Conditions of Ensuring Students Social Success. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Kostroma, 2004, 24 p. (In Russian).
2. Aleksandrova E.A., Kozhakina S.O. Stanovlenie sotsial'noy uspeshnosti podrostka v vospitatel'noy deyatel'nosti shkoly [Teenager Social Success Formation in the Educational Ectivities of the School]. Moscow, Natsional'niy knizhniy tsentr, IF «Sentyabr'», 2016, 176 p. (In Russian).
3. Sikorskaya L.E., Akopyants I.A., Saltanova I.A. (gen. eds.). Dopolnitel'noe obrazovanie v usloviyakh tsentra sodeystviya semeynomu vospitaniyu kak sredstvo profilaktiki i preodoleniya sotsial'noy isklyuchennosti vospitannikov: metodicheskie rekomendatsii [Additional Education in the Conditions of the Center of Assistance to Family Education
as a Means of Prevention and Overcoming of Social Exclusion of Pupils: Methodical Recommendations]. Moscow, GAU IDPO DTSZN, 2016, 91 p. (In Russian).
4. Akopyants I.A. Shkola-intemat № 15 tsirkovogo profilya imeni Y.V. Nikulina dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: sotsial'naya missiya [Boarding school no. 15 of circus arts named after Y.V. Nikulin for children-orphans and children left without parental care: social mission]. Sbornik statey «Sovremennye psikhologo-pedagogicheskie podkhody v rabote s sem'ey i det'mi v usloviyakh sotsial'nykh uchrezhdeniy [Digest of Articles "Modern Psychological and Pedagogical Approaches to Work with Family and Children in Social Institutions"]. Moscow, IDPO DSZN, 2015, no. 2 (17), pp. 25-28. (In Russian).
5. Kogan V.Z. Ponyatie «aktivnost' lichnosti» kak kategoriya sotsial'noy psikhologii [The concept of "personal activity" as a category of social psychology]. Nekotoryeproblemy lichnosti [Some Personality Problems]. Moscow, 1971, pp. 131145. (In Russian).
6. Prokhorova O.G. Upravlenie obrazovatel'noy organizatsiey: vospitatel'naya deyatel'nost' [Management of Educational Organization: Educational Activities]. Moscow, "Yurayt" Publ., 2018. (In Russian).
Received 29 June 2018 Reviewed 25 July 2018 Accepted for press 17 September 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Prokhorova Oksana Germanovna, Doctor of Pedagogy, Professor of Social Communication Department, Honored Teacher of the Russian Federation. Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Akopyants Igor Ashotovich, Director, Honoured Teacher of the Russian Federation. School of Circus Arts named after Y.V. Nikulin, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Tigrov Vyacheslav Petrovich, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Technology and Technical Creativity Department. Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For correspondence: Tigrov V.P., e-mail: [email protected]
For citation
Prokhorova O.G., Akopyants I.A., Tigrov V.P. Formirovanie sotsial'noy uspeshnosti detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, sredstvami dopolnitel'nogo obrazovaniya [The social success formation of orphaned children and children left without parental care by means of additional education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 20-28. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-20-28. (In Russian, Abstr. in Engl.).