Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ'

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / САМООЦЕНКА / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Бегидов Вячеслав Сафарбиевич

Дети, проживающие в интернатных учреждениях, лишены возможности освоения социальных ролей семейной жизни, что осложняет вхождение во взрослую самостоятельную жизнь, создает трудности в создании и сохранении семьи, поэтому вопросы подготовки данной категории детей к семейной жизни являются актуальными и социально востребованными. Цель исследования: экспериментально апробировать программу подготовки обучающихся колледжа из детей-сирот к семейной жизни. Задачи исследования: ознакомить с основными понятиями социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовностью к семейной жизни; сформировать навыки межличностного взаимодействия в семье, осознанного отношения к воспитанию будущих детей. Методология и методы исследования: теоретической основой исследования явились положения, посвященные вопросам подготовки детей к семейной жизни, психологическим особенностям детей-сирот, особенностям воспитания в условиях интернатного учреждения. Использовались методы: тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда, модифицированный тест самооценки Н.П. Фетискина «градусник», наблюдение, беседа. Результаты: полученные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике формирования необходимых умений и навыков семейной жизни, психологической готовности к построению семейных отношений, выполнению социально-ролевых функций. Ключевые выводы: подготовка детей-сирот к семейной жизни должна носить специально организованный и целенаправленный характер. Усвоение основных концептуальных понятий социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовности к семейной жизни позволило расширить представления обучающихся о личностных аспектах готовности к семейной жизни. Сформированные навыки межличностного взаимодействия в семье, понимание ответственности за воспитание будущих детей обеспечивают более серьезное отношение к созданию семьи и семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Бегидов Вячеслав Сафарбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE FOR FAMILY LIFE

Children living in boarding institutions are deprived of the possibility of mastering the social roles of family life, which complicates the entry into an adult self-life, creates difficulties in creating and maintaining a family, so the issues of preparing this category of children to family life are relevant and socially requested. The purpose of the research is to test experimentally the program of training orphan college students for family life. The research tasks are to familiarize with the basic concepts of socio-moral, motivational, psychological and pedagogical readiness for family life; to form the skills of interpersonal interaction in the family, a conscious attitude towards the education of future children. Methodology and methods of the research: the provisions on the preparation of children to family life, the psychological characteristics of orphans, the peculiarities of education in the conditions of the boarding school formed the theoretical basis of the study. The following methods were used: test card certificate of readiness for family life by I.F. Yunda, a modified self-esteem test of N.P. Fetyskin “Gradusnik”, observation, conversation. The results: The results of the study indicate the positive dynamics of the formation of the necessary skills and skills of family life, psychological readiness for the construction of family relations, the implementation of socio-role functions. Key findings: The preparation of orphans for family life should be made specially organized and focused. The assimilation of the main conceptual concepts of socio-moral, motivational, psychological and pedagogical readiness for family life has made it possible to expand the submission of students on the personal aspects of readiness for family life. The formed skills of interpersonal interaction in the family, an understanding of responsibility for the education of future children provide a more serious attitude to family creation and family life.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-69-77 УДК 376.1-058.862

Бегидова С.H., Бегидов B.C.

П ОД ГОТО В КА Д ETE Й - С И РОТ И Д ETE Й, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Бегидова Светлана Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: begidovasn@mail. ru, тел.: +7 (928) 466 28 84

Бегидов Вячеслав Сафарбиевич,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры физвоспитання ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный аграрныйуниверситет», Краснодар, Россия,

e-mail: vbegidov@mail. ru, тел.: +7 (928) 466 28 85

Аннотация

Дети, проживающие в интернатных учреждениях, лишены возможности освоения социальных ролей семейной жизни, что осложняет вхождение во взрослую самостоятельную жизнь, создает трудности в создании и сохранении семьи, поэтому вопросы подготовки данной категории детей к семейной жизни являются актуальными и социально востребованными.

Цель исследования: экспериментально апробировать программу подготовки обучающихся колледжа из детей-сирот к семейной жизни. Задачи исследования: ознакомить с основными понятиями социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовностью к семейной жизни; сформировать навыки межличностного взаимодействия в семье, осознанного отношения к воспитанию будущих детей.

Методология и методы исследования: теоретической основой исследования явились положения, посвященные вопросам подготовки детей к семейной жизни, психологическим особенностям детей-сирот, особенностям воспитания в условиях интернатного учреждения. Использовались методы: тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда, модифицированный тест самооценки Н.П. Фетискина «градусник», наблюдение, беседа.

Результаты: полученные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике формирования необходимых умений и навыков семейной жизни, психологической готовности к построению семейных отношений, выполнению социально-ролевых функций.

Ключевые выводы: подготовка детей-сирот к семейной жизни должна носить специально организованный и целенаправленный характер. Усвоение основных концептуальных понятий социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовности к

семейной жизни позволило расширить представления обучающихся о личностных аспектах готовности к семейной жизни. Сформированные навыки межличностного взаимодействия в семье, понимание ответственности за воспитание будущих детей обеспечивают более серьезное отношение к созданию семьи и семейной жизни.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, интернатные учреждения, социальные роли, семья, семейная жизнь, самооценка, социальное сиротство, семейные отношения, межличностные отношения

Для цитирования: Бегндова С.Н., Бегидов B.C. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 4. С. 69-77. https:// Joi.org 10.47370 2078-1024-2021-13-4-69-77.

Begidova S.N., Begidov V.S.

PREPARATION OF ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE FOR FAMILY LIFE

Begidova Svetlana Nikolaevna,

Doctor of Pedagogics, Professor, head of the Department of Social Work andi Tourism FSBEIHE "Adygh State University", Maykop, Russia, e-mail: begidovasn@mail. ru, tel.: +7 (928) 466 28 84

Begidov Vyacheslav Safarbievich,

Candidate of Pedagogics, a Professor of the Department of Physical Education FSBEI HE "Krasnodar State 'Agrarian University", Krasnodar, Russia, e-mail: vbegidov(a),mail. ru tel.: +7 (928) 466 28 85

Annotation

Children living in boarding institutions are deprived of the possibility of mastering the social roles of family life, which complicates the entry into an adult self-life, creates difficulties in creating and maintaining a family, so the issues of preparing this category of children to family life are relevant and socially requested.

The purpose of the research is to test experimentally the program of training orphan college students for family life. The research tasks are to familiarize with the basic concepts of socio-moral, motivational, psychological and pedagogical readiness for family life; to form the skills of interpersonal interaction in the family, a conscious attitude towards the education of future children.

Methodology and methods of the research: the provisions on the preparation of children to family life, the psychological characteristics of orphans, the peculiarities of education in the conditions of the boarding school formed the theoretical basis of the study. The following methods were used: test card certificate of readiness for family life by I F. Yunda, a modified self-esteem test of N.P. Fetyskin ""Gradusnik". observation, conversation.

The results: The results of the study indicate the positive dynamics of the formation of the necessary skills and skills of family life, psychological readiness for the construction of family relations, the implementation of socio-role functions.

Key findings: The preparation of orphans for family life should be made specially organized and focused. The assimilation ofthe main conceptual concepts of socio-moral, motivational, psychological

and pedagogical readiness for family life has made it possible to expand the submission of students on the personal aspects of readiness for family life. The formed skills of interpersonal interaction in the family, an understanding of responsibility for the education of future children provide a more serious attitude to family creation and family life.

Keywords: orphans and children deprived of parental care, boarding schools, social roles, family, family life, self-esteem, social orphanhood, family relationships, interpersonal relationships

For citation: Begidova S.N., Begidov V.S. Preparation of orphaned* children and* children deprived* of parental care for family life '// Vestnik Majkopskogo gosndarstvennogo tehnologiceskogo aniversiteta .2021. V.13, № 4. P. 69-77. https: doi. org 10.47370/2078-1024-2021-13-4-69-77.

Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период остается по-прежнему актуальной. Несмотря на стремление создать в интернатных учреждениях условия для формирования социальных ролей и готовности к созданию семьи, выполнению социальных ролей в семье, эта проблема остается неразрешенной [1]. Данная категория детей, уже достаточно взрослых, остается не готовой к выполнению семейных функций, укреплению семьи, предупреждению вторичного сиротства. Статистика показывает, что большая часть бывших воспитанников интернатных учреждений не справляется с обычными для детей, воспитывающихся в кровных семьях, социальными функциями [2]. А это приводит к различным негативным последствиям: разводам, вторичному сиротству, безответственному отношению к семейным обязанностям, неумению и часто нежеланию заниматься воспитанием своих детей, что может порождать безнадзорность и беспризорность последних. Такое положение дел требует серьезного подхода к подготовке бывших воспитанников детских домов к семейной жизни, выполнению семейных обязанностей, ответственности за созданную семью и будущее своих детей [2].

Условия жизнедеятельности в интернатном учреждении не позволяют в полной мере воспроизвести модели и условия жизни в обычной кровной семье, что препятствует детям приобрести

навыки социально ролевой деятельности, необходимые для полноценной социализации в постинтернатный период, подготовки к самостоятельной взрослой жизни [3]. В результате они оказываются неготовыми к созданию и сохранению семьи, выполнению социально-бытовых функций, межличностному взаимодействию с родственниками жены/мужа. У них не сформирована ответственность за будущих детей, их воспитание, развитие, они не готовы к разрешению семейных конфликтов [4]. Принятая роль сироты становится имманентно присущей и во взрослой жизни, поэтому в поведении доминируют иждивенческие позиции, инфантильность, неспособность к самостоятельному принятию решений, планированию своего будущего. Они оказываются не готовыми к взрослой самостоятельной жизни. Поэтому проблема подготовки выпускников интернатов к самостоятельной взрослой, и в том числе семейной жизни, является актуальной и требует поиска эффективных форм и методов ее решения.

Для подготовки к семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время являющихся обучающимися колледжа, была разработана и реализована специальная программа. Программа содержит теоретический и практический разделы. В рамках теоретических занятий рассматривались вопросы: роль семьи в жизни человека, этика семейных отношений, задачи и функция семьи, кризисы семейной

жизни, духовно-нравственные основы семейной жизни, психологическая готовность к созданию семьи, половая и физическая зрелость человека, ведение домашнего хозяйства и др.

На практических занятиях формировались навыки построения правильных внутрисемейных отношений, выполнения социальных ролей, разрешения конфликтных ситуаций, планирование расходов и доходов семьи, организация семейного праздника, отдыха и др.

Структура программы состоит из четырех модулей: 1 - «Духовно-нравственные основы семьи»; 2 - «Психология семейных отношений»; 3 - «Правовые основы семьи»; 4 - «Хозяйственно-бытовая деятельность».

На предварительном этапе реализации программы для оценки степени готовности к семейной жизни был использовался комплекс диагностических методов: тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда [5], модифицированный тест самооценки Н.П. Фети-скина «градусник» [6].

В констатирующем эксперименте приняло участие 15 обучающихся колледжа МГГТК ФГБОУ ВО «АГУ» города Майкопа - выпускников интернатных учреждений в возрасте 17-18 лет (8 юношей и 7 девушек). Педагогический эксперимент проходил в течение 2019/20 учебного года, занятия проходили в очном режиме до перевода обучающихся на дистанционный формат обучения.

Респондентам было предложено заполнить тест-карту оценки готовности к семейной жизни. Тест предполагает выбор ответов из 10 предложенных ситуаций, которые встречаются в семейной жизни. Оценка готовности осуществляется на основе сопоставления вариантов ответов респондентов с предложенной шкалой оценок. Так, достаточная готовность к семейной жизни соответствует 70-120 баллам, удовлетворительная -22-70 баллам, уровень недостаточной

готовности оценивается баллами ниже 22. Анализ результатов теста показал: низкий уровень готовности у 85,7% юношей, у девушек данный показатель составил 76,3%. Удовлетворительную готовность продемонстрировали 14,3% юношей и 23,7% девушек. Результаты, соответствующие достаточной готовности к семейной жизни, не были зафиксированы ни в группе юношей, ни в группе девушек. У девушек более ярко выражено желание создать семью и, естественно, выше показатели готовности к семейной жизни - на удовлетворительном уровне. Причем следует отметить тот факт, что некоторые ситуации, предложенные в тесте, оказались достаточно сложными для выбора ответа как девушками, так и юношами. Это еще раз подчеркивает, что респонденты не понимают сущностного смысла самих предложенных ситуаций, что является причиной отсутствия опыта и моделей соответствующего поведения.

Перед тем как предложить респондентам тест-самооценку «градусник», нами был составлен список домашних, семейных обязанностей, которые необходимо выполнять ежедневно для поддержания чистоты и порядка в доме и которые представляют собой обычный рутинный семейный труд. После знакомства с текстом семейных обязанностей, соотнесения с необходимостью их ежедневного выполнения, было предложено оценить свою готовность к семейной жизни. Такой подход позволил нам получить более объективные результаты самооценки, так как часто выпускники интернатных учреждений не соотносят реальность со своими представлениями о семейной жизни. Как было отмечено в наших предыдущих исследованиях, «желание быть женой характерно для всех испытуемых, а вот объективное понимание роли женщины в семье, ее миссии, обязанностей у них отсутствует» [4], что необходимо учитывать при анализе результатов тестирования.

Тест-самооценка «градусник» позволяет на основе субъективных ответов респондентов оценить готовность к семейной жизни. Респонденты по 20-балльной шкале соотносят свою готовность к семейной жизни с соответствующими уровнями: результаты от 0 до 5 баллов свидетельствуют о неготовности к созданию семьи; от 5 до 10 баллов - показатели низкой готовности, 10-15 баллов - удовлетворительная готовность; 15-20 баллов - оптимальная готовность.

Анализ результатов самооценки показал, что 67,4% юношей не готовы к созданию семьи, 23,7% - отмечают низкую готовность, и только 8,9% отмечают удовлетворительную готовность. Результаты девушек несколько отличаются: так, никто из девушек не считает, что совершенно не готовы к семейной жизни; у 42,5% отмечена низкая готовность, 56,1% считают свою готовность удовлетворительной, а 1,4% девушек оценили свою готовность как оптимальную. Последние считают, что у них достаточно информации о семейной жизни, они готовы к созданию семьи, вступлению в брак. Но чаще это ошибочное представление и при вступлении в брак они понимают свою неготовность и неспособность его сохранить, что приводит к разводу, и если есть дети, то к вторичному сиротству.

Расчет коэффициента взаимосвязи между результатами тестовых заданий показал, что юноши объективнее оценивают свою готовность или наоборот неготовность к семейной жизни, коэффициент корреляции Спирмена равен 0,73 (Р <0,05). У девушек коэффициент корреляции равен 0, 48, что указывает на среднюю связь между результатами тестов [7]. То есть, у девушек более ярко выражено расхождение между собственным представлением о готовности к семейной жизни и реальной готовностью.

Педагогический эксперимент, направленный на подготовку обучающихся выпускников интернатных учреждений к

семейной жизни, проходил в течение одного учебного года, занятия проводились один раз в неделю.

В результате реализации программы ожидалось, что обучающиеся, участвующие в исследовании, овладеют знаниями о построении семьи, ее основных функциях и месте в социуме, осознают важность вступления в брак, ответственность за воспитание будущих детей, создание гармоничных отношений, овладеют навыками разрешения конфликтных ситуаций, освоят социальные роли, необходимые для совместного проживания, ведения хозяйства, правильной межличностной коммуникации как внутри семьи, так и вне.

В процессе занятий обучающиеся познакомились с основными концептуальными понятиями социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовностью к семейной жизни [5; 8; 9]. Были расширены представления обучающихся о личностных аспектах готовности к семейной жизни, родительской ответственности, супружеской верности и др. Предлагаемый материал соответствовал возрастным особенностям и наличествующему социальному опыту обучающихся. При подготовке к занятиям учитывалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - это особая категория обучающихся, поэтому подача материала и его содержание должны быть адаптированы к социальным, психологическим особенностям данного контингента.

Практические занятия были направлены на формирование готовности к выполнению социальных ролей, усвоению правил и особенностей внутрисемейных отношений, отношений с родственниками мужа/жены, друзьями. Особое внимание уделялось вопросам воспитания детей, роли отца, матери в данном процессе, месте ребенка в пространстве семьи и в жизни каждого из родителей. Для формирования навыков правильного

внутрисемейного взаимодействия обучающимся предлагались ситуации, моделирующие реальные проблемы жизни семьи, быта, отдыха, здоровья и т.д. Наиболее эффективным методом, как показала практика, стало включение обучающихся в спонтанно созданные ситуации. Причем ситуации предлагались самые простые, встречающиеся в каждой семье. Например, «Кто вынесет мусор?», «Кому убирать со стола?», «Кто должен готовить уроки с ребенком?» и другие. И если на уровне теоретического разбора подобного рода ситуаций после каких-либо разногласий, несогласий можно было прийти к общему решению проблемы, то в спонтанно созданной ситуации испытуемые вели себя в соответствии с их личными установками и пониманием ее разрешения или действия. Такие ситуации позволяли педагогу диагностировать уровень освоения материала, вносить коррективы в содержание, проектировать педагогические задания, направленные на переоценку установок личности.

Особый интерес у обучающихся вызывали вопросы сексуальных отношений в семье. Несомненно, что интимная жизнь является важной составляющей семейной жизни, поэтому формирование культуры сексуальных отношений, уважения к партнеру, чистота интимных отношений должны быть присущи супругам. Обсуждение данных вопросов показало, что практически все молодые люди считают нормальным и оправданным так называемый «гражданский брак» или точнее - фактическое сожительство. «Гражданский брак» по мнению большинства обучающихся - это приобретение опыта семейной жизни, сексуальных отношений, проверка психологической совместимости, возможность прекращения таких отношений без дальнейших обязательств и какой-либо ответственности. Установка на целесообразность таких отношений у испытуемых была достаточно сильной. Для коррекции таких установок, кроме

педагогов, привлекались специалисты: психологи, медики, работники загса, социальных служб, которые объясняли возможные неблагоприятные последствия таких отношений.

После реализации программы было проведено повторное тестирование респондентов для получения информации об эффективности проделанной работы: изменении установок обучающихся по отношению к семейной жизни, понимания ответственности вступления в брак, готовности к построению гармоничных отношений в семье, принятия социальных ролей матери/отца, жены/мужа, родственника, выполнения бытовых обязанностей и т.д.

Анализ результатов тестирования по тест-карте оценки готовности к семейной жизни показал, что произошли определенные изменения в показателях готовности к семейной жизни и у юношей, и у девушек. Так у юношей уровень низкий готовности был отмечен у 76,3% по сравнению с первоначальными результатами (85,7%), удовлетворительный - у 23,7% против 14,4%, уровень достаточной готовности не показал ни один из респондентов (табл. 1). Для юношей данного возраста не является неожиданным незначительное изменение показателей готовности к семейной жизни, так как они уже осознанно подходят к решению вступления брак, понимания, что на них лежит ответственность за материальное состояние семьи, ее благоустройство, что вполне объясняет полученные результаты.

Следует отметить, что уровень низкой готовности снизился, а удовлетворительной повысился на 9,4%, и хотя данные изменения не являются статистически достоверными (Р>0,05), следует отметить положительную тенденцию в отношении юношей к семейной жизни: повысилось чувство ответственности, понимание роли семьи в собственной жизни и в социуме.

Таблица 1

Результаты теста-карты оценки готовности респондентов к семейной жизни (И.Ф. Юнда) до и после проведенной экспериментальной работы (%)

Уровни готовности юноши Достоверность различий (Р) девушки Достоверность различий (Р)

до после до после

низкая 85,7 76,3 >0,05 66,2 47,3 >0,05

удовлетворительная 14,3 23,7 >0,05 33,8 49,1 >0,05

достаточная - - - 3,6

У девушек были получены следующие результаты: низкую готовность отметили у себя 47,3% испытуемых, т.е. на 18,9% меньше стало девушек, которые считают, что недостаточно готовы к семейной жизни. При этом увеличилось число респондентов, которые отмечают у себя удовлетворительную готовность - 49, 1% и даже достаточную - 3,6% (табл. 1).

Девушки в отличие от юношей в данном возрасте имеют более выраженное желание выйти замуж, хотя и не до конца понимают всей ответственности и серьезности данного шага. Но в результате проведенной нами работы у девушек также произошло определенное переосмысление сущности брака, семейной жизни, необходимости ответственного серьезного подхода к созданию семьи, рождению детей, построению гармоничных отношений как внутри семьи, так и вне.

Несмотря на то что имеющиеся положительные результаты статистически недостоверны (Р>0,05), следует отметить их значимость для дальнейшей работы. Положительным моментом является то, что респонденты при решении проблемных ситуаций семейной жизни начали вникать в их содержание и более ответственно подходить к выбору вариантов ответа, которые отвечают их личностным установкам. В ситуациях спонтанного решения семейных проблем также наметились положительные изменения, появилась сдержанность, желание понять настроение партнера,

умение уступать, снизить конфликтность и т.д., что свидетельствует об эффективности проделанной экспериментальной работы.

Также произошли изменения и в результатах самооценки по методике «градусник». У юношей уменьшилось количество респондентов, считающих себя не готовыми к семейной жизни, до 22,8% (Р<0,05). Показатели низкой готовности отмечают у себя 46,1% респондентов, что больше на 22,4% по сравнению с результатами до начала экспериментальной работы. Количество респондентов, которые считают свою готовность к семейной жизни удовлетворительной, увеличилось до 31,1% (табл. 2). Но в основном юноши, хотя и стали более серьезно относится к вопросам семьи и брака, придерживаются позиции создания семьи в более зрелом возрасте, когда и материально, и психологически будут готовы к этому.

У девушек отношение к созданию семьи несколько отличается от позиций юношей. Они склонны к более раннему созданию семьи, так как это связано с рождением ребенка. Кроме того, девушки выражают беспокойство, что рождение детей в более позднем возрасте может привести к проблемам со здоровьем и невозможностью или сложностями рождения. Результаты самооценки готовности к созданию семьи у девушек также изменились. Снизился показатель низкой готовности к семейной жизни с 42,5% до 17,4%, процент респондентов, оценивших свою готовность к семейной жизни как

Таблица 2

Результаты самооценки готовности к семейной жизни до и после проведенной экспериментальной работы (%)

Уровни готовности Юноши Значения критерия Фишера Девушки Значения критерия Фишера

до после до после

не готовы 67,4 22,8 1,86 - -

низкая 23,7 46,1 0,95 42,5 17,4 1,0

удовлетворительная 8,9 31,1 1Д5 56,1 73,9 0,67

оптимальная - - - 1,4 8,7 0,65

удовлетворительную, составил 73,9%, оптимальную готовность указали 8,7% респондентов (табл. 2). И несмотря на то, что не все имеющиеся различия статистически достоверны, можно отметить общую положительную тенденцию готовности обучающихся к семейной жизни.

Изменились и результаты корреляционной связи между показателями готовности к семейной жизни, полученными по методике И.Ф. Юнда и результатами самооценки. Так, у юношей коэффициент ранговой корреляции р8 = 0,92, а у девушек - р = 0,86, что указывает на более объективное оценивание себя по изучаемым показателям (Р<0,05). Респонденты стали более ответственно и серьезно относится к вопросам семейной жизни, рождения детей, построения гармоничных отношений. Они начали понимать, что одного желания создать семью недостаточно, необходимо подготовить себя, прежде чем сделать такой ответственный шаг. Недостаток опыта жизни в семье, несформированные модели социальных ролей мужа/жены, матери/отца, сестры/ брата создают проблемы в построении семейных отношений, понимании необходимости выполнения тех или иных обязанностей, создании гармоничных, правильных межличностных коммуникаций. Понимание этого требует усердной работы над собой, переоценке своих личностных установок.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент, направленный на подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - обучающихся колледжа к семейной жизни, доказал свою эффективность. Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет констатировать, что полученные теоретические знания о браке, семейной жизни, семейных отношениях, социальных ролях, а также сформированные умения и навыки эффективно решать семейные проблемы, выстраивать правильные межличностные отношения обеспечивают готовность молодых людей к браку, созданию семьи, построению правильных внутрисемейных отношений. Несмотря на то что положительные изменения готовности респондентов к семейной жизни не во всех случаях имеют статистически достоверные различия, тем не менее, после реализации разработанной программы они стали более ответственно относится к вопросам семьи и брака, объективно и реально оценивать свою готовность к созданию семьи. Следует помнить о том, что у данной категории обучающихся незначительный опыт жизни в семье, поэтому им трудно оценивать свои реальные возможности и правильно планировать собственную семейную жизнь. Поэтому в период обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже

необходимо осуществлять целенаправленную работу по подготовке их к семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бегидова С.Н., Морозова И.В Социализация детей-сирот в воспитательной системе детского дома: монография. Северная Каролина, США, 2019. 210 с.

2. Сатаева Г.А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: автореф. ... дис. канд. педагог, наук. Казань, 2004. 21 с.

3. Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15, № 20. С. 160-180.

4. Assessment of social-role identity of the graduates of the orphanage / Begidova S.N. [et al.] // International scientific professional periodical journal "THE UNITY OF SCIENCE". Vienna, Austria. December 2016 - January, 2017. P. 25-28.

5. Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев, 1990. С. 26-29.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

7. Бегидова С.Н., Бегидов B.C. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ, параметрические методы сравнения. Майкоп, 2001. 84 с.

8. White J.M., Klein D.M., Martin T.F. Family theories: An Introduction (4th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, Inc., 2015. 368 p.

9. Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 446 с.

REFERENCES:

1. Begidova S.N., Morozova I.V. Socialization of orphans in the educational system of an orphanage: a monograph. The North Carolina, the USA, 2019. 210 p.

2. Sataev G.A. Preparation of orphans to family life in the conditions of an orphanage: abstr. ... dis. Cand. of Pedagogy. Kazan, 2004. 21 p.

3. Semya G.V., Lashkin M.V. Possible models of the guardianship body and guardianship for minor citizens as a result of reforming and improving the activity of the system // A Yearbook of the Russian educational legislation. 2020. V. 15, No. 20. P. 160-180.

4. Assessment of Social-Role Identity of the Graduates of the Orphanage / Begidova S.N. [et al.] // International Scientific Professional Periodical Journal "The Unity of Science". Vienna, Austria. December 2016 - January, 2017. P. 25-28.

5. Yunda IF., Yunda L.I. Socio-psychological, medical and biological foundations of family life. Kiev, 1990. P. 26-29.

6. Ilyin E.P Emotions and feelings. St. Petersburg: Peter, 2001. 752 p.

7. Begidova S.N., Fegidov V.S. Workshop on sports metrology: correlation analysis, parametric comparison methods. Maykop, 2001. 84 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. White J.M., Klein D.M., Martin T.f. Family Theories: An Introduction (4th Ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, Inc., 2015. 368 p.

9. Training and education of children and adolescents: from theory to practice: a collective monograph / ed. by A.Yu. Nagorninov. Ulyanovsk: Zebra, 2020. 446 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.