Koryakina Tatyana Grigoryevna, Prokopyeva Maria Mikhailovna, Tarabukina Aytalyna Nikolaevna RESEARCH ON THE IMPORTANCE OF FAMILY AS A VALUE ...
pedagogical sciences
УДК 37.061
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0034
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СЕМЬИ КАК ЦЕННОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
© 2020
SPIN-код: 5952-0558
AuthorlD: 639325
Корякина Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра возрастной и педагогической психологии
SPIN-код: 1206-7448
AuthorlD: 415328
Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра возрастной и педагогической психологии Тарабукина Айталына Николаевна, магистрант 2 курса, кафедра возрастной и педагогической психологии Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Педагогический институт (677000, Россия, Якутск, проспект Ленина 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье обосновывается значимость семьи, особенности формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты, выпускаясь с интерната, чаще всего оказываются, не готовы к самостоятельной жизни, так как не имеют опыта жизни в семье, представлений о семейных ролях, бытовых навыках, необходимых для жизни в семье, поэтому при желании создать свою семью испытывают трудности. Приводится анализ современных педагогических исследований по данной проблеме. Авторами исследовано, насколько значима семья как ценность у детей, растущих вне семьи. В этой статье представлены результаты исследования значимости семьи в системе ценностных ориентаций, с использованием метода М. Рокича «Иерархия ценностей» и творческого метода «Карта желаний» у детей-сирот, воспитанников «Центра помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также сравнение с результатами исследования у подростков, воспитывающихся в семьях.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, формирование семейных ценностей, дети-сироты.
RESEARCH ON THE IMPORTANCE OF FAMILY AS A VALUE IN ADOLESCENT ORPHANS
© 2020
Koryakina Tatyana Grigoryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of age and pedagogical psychology Prokopyeva Maria Mikhailovna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of age and pedagogical psychology Tarabukina Aytalyna Nikolaevna, 2nd year master's student, Department
of age and pedagogical psychology North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova, Pedagogical Institute (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Avenue 2, e-mail: [email protected])
Abstract. This article substantiates the importance of the family, the importance of the formation of family values in orphans and children left without parental care. Orphans, being from a boarding school, are most often found to be not ready for independent life, since they do not have experience in family life, ideas about family roles, and household skills necessary for living in a family, therefore they have difficulties if they want to create their own family. The analysis of modern pedagogical research is given. The authors examined how significant the family is as a value in children growing outside the family. This article presents the results of a study of the significance of the family in the system of value orientations, using the M. Rokich method "hierarchy of values" and the creative method "wish map" for orphans, pupils of the "help center and comprehensive support for orphans and children left without parental care", as well as comparing the results with adolescents living in families.
Keywords: family values, the formation of family values, orphans.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социально-экономические, морально-нравственные преобразования в современном обществе привели к негативным тенденциям в развитии семьи: снижение уровня рождаемости населения, увеличение количества однодетных, бездетных и неполных семей с одним родителем, изменение отношения к браку и семье, появление проблем в сфере семейного воспитания и подготовки подрастающего поколения к осознанному рождению детей, созданию семьи.
По утверждению А.Г. Харчева, семья является первой школой общения, где дети усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов. «Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека» [1]. Семья всегда занимала важнейшее место среди жизненных ценностей человека, в семье формируется самосознание ребенка и происходит первичная социализация [2]. Дети-сироты лишены такой возможности, они имеют ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям,
воспринимать семейные отношения и участвовать в них. Не имеющие опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают множество трудностей при адаптации к социуму. Выпускники интернатов, не готовы к самостоятельной жизни, продолжают чувствовать недоверие к окружающим, бывают, нетерпимы к другим, неблагодарными, ждущими неприятности от окружающих, поэтому при желании создать свою семью терпят неудачу [3-6]. Таким образом, проблема формирования семейных ценностей у детей-сирот стоит более остро, чем у их сверстников.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В исследовании Д.А. Плехановой, проведенном в г. Ульяновск в 2018 году среди детей-сирот подросткового возраста, изучалась проблема их отношения к ценностям семьи. Оказалось, что 50% детей-сирот имеет положительное отношение к семье и семейным ценностям. Семья для подростка имеет ценность, но само наличие семьи и семейных традиций воспринимается им естественно. 33,3% из опрошенных имеет потребительское отноше-
педагогические науки
Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Тарабукина Айталына Николаевна ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СЕМЬИ КАК ЦЕННОСТИ ...
ние к семье; 16,6% подростков положительно относятся к семье, для них ценность семьи высоко значима. Большинство (83,3%) не смогли дать определение понятию «семейные ценности» [7].
Н.В. Присяжной [8] проведено исследование, на основе изучения 245 личных дел выпускников коррек-ционной школы-интерната города Москвы для детей-сирот с отставанием в умственном развитии, 73% из них мужчины, средний возраст выпускников 18 лет. Исследование жизнеустройства выпускников в 2004 -2007 г. показало, что сохраняется низкий уровень адаптации сирот в обществе. На время исследования 56% проживали самостоятельно; 54% из них к этому времени адаптировались, обеспечивали себя, учились и имели семью. Остальные выпускники, не смогли приспособиться к самостоятельной жизни: 26,3% не имели постоянного заработка и нигде не учились; 11,6% совершили уголовные преступления; более 8% потеряли жилье. Несмотря на то, что все они в будущем желали создать свою семью, представления о будущей семейной жизни неясные и формальные: большая часть (77%) сирот совершенно не представляют семейную жизнь и не торопятся создавать семью [8].
Таким образом, из вышеуказанных исследований следует, что адаптация к самостоятельной жизни выпускников интерната затрудняется вследствие их недостаточной готовности. Представления о родительски - детских отношениях сформированы очень слабо, распространено одиночное материнство и вторичное сиротство. Необходимо формирование семейных ценностей, определение образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, прав и обязанностей супругов, родителей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в подростковом возрасте [9].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. С учетом сказанного, целью данной статьи является определение значимости семьи в системе ценностных ориентаций у детей-сирот подросткового возраста. Постановка задания. Определить значимость семьи как ценности у детей-сирот. Используемые методы, методики и технологии. Для определения значимости семьи у детей-сирот была использована методика М. Рокича «Иерархия ценностей» и творческий метод «Карта желаний».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Формирование ценностей происходит в течение всей жизни. По определению М. Рокича, ценности - это «вид убеждений, занимающий центральное положение в индивидуальной системе убеждений и представляющий собой принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни» [10]. Ф.Бэкон обосновывал ценность семьи «как школу человечности, дающей возможность воспитания в человеке стремления к добрым поступкам, он считал, что любовь к родине начинается с семьи, большое значение придавал семейному воспитанию» [11]. В.В. Розанов придавал семье статус - «абсолютно нравственной ценности», он утверждал, что «семья имеет первостепенное значение в воспитательном процессе» [12]. Таким образом, определяя семейные ценности, мы придерживаемся точки зрения, что ценности семьи являются ориентиром, убеждением передаваемым семьей, определяет отношение к миру и отражаются на восприятии внешнего мира.
С целью определения места семьи в системе ценностных ориентаций у детей-сирот подросткового возраста, мы провели исследование среди воспитанников центра помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Берегиня» г. Якутск. Участвовало в опросе всего 5 юношей и 4 девушек возрастом от 11 до 16 лет. По результатам ис-
следования терминальных ценностей выявлено, что среди воспитанников детского дома счастливая семейная жизнь является первостепенной ценностью. На втором месте ценностей - здоровье, на третьем - наличие хороших и верных друзей, на четвертом - жизненная мудрость и на пятом - активная деятельная жизнь (рис.1).
Рисунок 1 - Результаты исследования терминальных ценностей воспитанников ЦПиКС «Берегиня»
Также для определения ценностных ориентаций был использован творческий метод-составление коллажа «Карта желаний». В ноябре 2019 нами было проведено занятие по составлению «Карты желаний» - это метод визуализации желаний, целей, инструмент личностного развития, преобразования жизни, с помощью которого настраиваются позитивные изменения. «Карта желаний» помогает конкретизировать цели, четко их сформулировать и закрепить художественным методом [13]. Упражнение «Карта желаний» предполагало создание визуального образа жизненных планов, ценностей в виде бумажной карты. Стоит отметить, что дети выполняли задание старательно, было больше визуализации материальных ценностей, но большинство уделяли внимание семье и другим ценностям (друзья, здоровье, работа). Этот метод подтвердил результаты опроса.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Для сравнительного анализа было проведено аналогичное исследование среди детей из полных семей, обучающихся в средней общеобразовательной школе №7 г. Якутска. Всего приняло участие в опросе 8 девушек и 5 юношей, ученики десятого класса. По результатам исследования терминальных ценностей, оказалось, что семья как ценность стоит на последнем месте. На первом - здоровье, на втором - активная деятельная жизнь, на третьем - интересная работа, на четвертом - жизненная мудрость и на пятом - наличие хороших и верных друзей (рис.2)
Рисунок 2 - Результаты исследования терминальных ценностей учеников СОШ №7
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Проведенные исследования позволили определить место семьи в системе ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для подростков, воспитывающихся в ЦПиКС «Берегиня» семья является главной ценно-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)
155
Koryakina Tatyana Grigoryevna, Prokopyeva Maria Mikhailovna, Tarabukina Aytalyna Nikolaevna RESEARCH ON THE IMPORTANCE OF FAMILY AS A VALUE ...
pedagogical sciences
стью среди юношей и девушек. Для подростков, воспитывающихся в семье, главной ценностью является здоровье, а семья находится на последнем месте в иерархии ценностей. Семья как ценность у детей из полных семей не является первостепенной так как они не испытывают острую нужду в семье как подростки, воспитывающиеся в социальных учреждениях. Для девушек, воспитывающихся в семье, значимость семьи выражена ниже, чем у юношей. Для подростков, воспитывающиеся в социальных учреждениях, ценность семьи высоко значима, но из-за отсутствия положительного примера семьи, они не готовы к построению оптимальных семейных взаимоотношений. Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Необходима целенаправленная подготовка воспитанников детских домов к будущей семейной жизни путем формирования у них чувств долга, ответственности, взаимопомощи и уважения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лукьянова И. Е., Прохорова Э. М., Шиповская Л. П. Семьеведение: учеб. пособие/под ред //ЕА Сигиды—М.: Инфра-М, 2010. 265 с.
2. Прокопьева М.М. Система самоорганизации семьи: моногр. — Якутск.: СВФУ, 2018. 332 с.
3. ЛангмейерИ., Матейчек.З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага.: Авиценум, 1984.340 с.
4. Баландина П.С., Романова Л.Л. Проблемы детей-сирот - выпускников специализированных учреждений // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 95-97.
5. Щека Н.Ю., Киреева А.А. Организация правового обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках социальной защиты данной категории населения в Амурской области //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 344-347.
6. Берняева И.О. Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних на примере Приморского края // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 7-12.
7. Плеханова Д.А. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]// URL:<ahref=»https://scienceforum.ru/2018/ar-ticle/2018005822»> https://Scien-ceforum.ru/2018/article/2018005822</ a> (дата обращения: 09.12.2019)
8. Присяжная Н. В.Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство //Социологические исследования. 2007. №. 11. С. 54-63.
9. Уленгова Р.Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами АРТ-педагогики в условиях детского дома : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
10. Rokeach M. The nature of human values. //Free press, 1973.
11. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические //Бэкон Ф. Соч. 1972. №. 2. С. 347-486.
12. Розанов В. В., Щербаков В. Н. Сумерки просвещения.- М.: Педагогика, 1990. 624 с.
13. Марчак Е.Е. Арт - терапевтический опыт работы со студентами технических специальностей. 2003. [Электронный ресурс] // URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section089.html (дата обращения: 12. 01.2020)
Статья поступила в редакцию 20.02.2020
Статья принята к публикации 27.08.2020