Научная статья на тему 'Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу'

Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1937
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагайдакова Надежда Ивановна, Ефименко Вероника Николаевна

В статье представлен опыт работы педагогов-воспитателей по организации и осуществлению семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в группах, организованных по семейному типу в Краевом государственном казенном образовательном учреждении «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагайдакова Надежда Ивановна, Ефименко Вероника Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY UPBRINGING OF ORPHANS AND CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTS’ CUSTODY IN FAMILY GROUPS OF DIFFERENT AGE

The article summarizes the work experience of educators on organization and implementation of family upbringing for orphans and children remained without parents’ custody in family groups of different age organized in Regional State Public Educational Establishment “Kamchatka Boarding School for Orphans and Children Remained without Parents’ Custody”.

Текст научной работы на тему «Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу»

УДК 37.018.1-058.862

Н. И. Сагайдакова, В.Н. Ефименко

ОПЫТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ, ОРГАНИЗОВАННЫХ ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ

В статье представлен опыт работы педагогов-воспитателей по организации и осуществлению семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в группах, организованных по семейному типу в Краевом государственном казенном образовательном учреждении «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, дети-сироты, программа семейного воспитания N. I. Sagaidakova, V.N. Yefimenko

FAMILY UPBRINGING OF ORPHANS AND CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTS' CUSTODY IN FAMILY GROUPS OF DIFFERENT AGE

The article summarizes the work experience of educators on organization and implementation of family upbringing for orphans and children remained without parents' custody in family groups of different age organized in Regional State Public Educational Establishment "Kamchatka Boarding School for Orphans and Children Remained without Parents' Custody".

Key words: family, family upbringing, orphans, program of family upbringing

В современном государственном стандарте общего образования отмечается, что работа педагога должна быть ориентирована на развитие и становление личностных характеристик воспитанника. Сегодня в обществе востребованы молодые люди, осознающие и принимающие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, умеющие учиться и быть социально активными, уважающие закон и правопорядок, соизмеряющие свои поступки с нравственными ценностями, осознающие свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством, уважающие других людей, умеющие вести конструктивный диалог и достигать взаимопонимания.

Наряду со школой огромную роль в формировании указанных характеристик и качеств современного молодого человека играет семья. Известно, что именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство на-

селения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Семья является одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

В современном обществе есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочув -ствия. Однако есть много других семей, в которых дети и подростки не только безнад-зорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. Чаще всего дети из таких семей попадают в учреждения государственного попечения — детские дома и школы-интернаты.

Как справедливо отмечает Е. А. Савкова, семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье, а уровень сформированности семейной идентичности влияет на то, как человек в дальнейшем будет строить отношения с людьми и создавать собственную семью [5].

Уместно привести определение семейной идентичности, данное Н. Аккерманом: «Семейная идентичность — это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное „мы" данной семьи» [6]. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует это «когнитивное мы». У них нет «шаблона», на который они могли бы ориентироваться, с помощью которого формируются нормы и ценности.

У данной категории детей формирование семейной идентичности идет по искаженному пути. Зачастую это происходит по причине переживания того или иного вида насилия и материнской депривации. Кроме того, при попадании в детский дом в раннем возрасте у ребенка часто вытесняются негативные воспоминания, связанные с неблагополучным опытом жизни в семье, — это своего рода защитная реакция. Таким образом, образ семьи либо отсутствует, либо является неполным. В таких случаях необходимо проводить комплексную психологическую работу по созданию адекватного образа семьи у ребенка.

Л. М. Шипицина отмечает, что для 56 % детей, воспитывающихся в детских домах, семья является основной жизненной ценностью [7]. Тем не менее, представление о своей кровной семье имеет либо негативный оттенок, либо оно идеализировано. Это может быть объяснено нарушением эмоциональных связей, вызванным неблагоприятным стилем воспитания и нарушением привязанности, поэтому важнейшей задачей учреждений государственного попечения является создание условий, приближенных к семейным, подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни, воспитание качеств, необходимых в дальнейшей жизни.

Именно с этой целью в 1990 г. в Камчатской краевой (в те годы областной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято решение о создании семейных групп из родственников (братья, сестры) от 3 до 17 лет.

Группы, организованные по семейному типу, называют альтернативными формами устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так как сама атмосфера в этих группах оказывает позитивное влияние в плане компенсации последствий депривации различной направленности. Именно через группы, организованные по семейному типу, реализуется возможность формирования у воспитанников:

а) должных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;

б) характеристик и качеств, обозначенных в ФГОС и необходимых для успешной социальной адаптации;

в) готовности к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и спосо -бов решения этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность);

г) устойчивости к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), спо -собности сохранения своих индивидуальных качеств, установок и ценностей;

д) системы дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий, образ-Я, способности к самоопределению;

е) активной позиции в решении социальных проблем, реализуемой готовности к социальным действиям (социальная активность);

ж) умения учитывать потребности другого и опыт автономного существования (возможность почувствовать свою отдельность и самостоятельность) и др.

Современная политика в области оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, все больше ориентирована на семейное устройство этих детей. Однако в детских домах и школах-интернатах продолжают оставаться воспитанники, так как их устройство в семьи по разным причинам затруднительно или невозможно. Именно для данной категории детей группы, организованные по семейному типу, являются хорошей альтернативой воспитания в семье.

Как мы уже отметили ранее, в КГКОУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» созданы группы, организованные по семей-

ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (24) 2014 ISSN 1816-8280

Педагогика

ному типу. У истоков создания такой группы стояла воспитатель Надежда Ивановна Сагай-дакова, которая в данной статье делится опытом организации жизнедеятельности и результатами осуществления воспитания детей-сирот в первой семейной группе.

После принятия решения о функционировании групп, организованных по семейному типу, перед воспитателями встал ряд важных вопросов, требующих незамедлительного решения:

• Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме?

• Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью?

• Как подготовить их к самостоятельной жизни и труду?

• Как научить воспитанников самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях?

Первым днем в семейной группе был день знакомств. Воспитатели рассказывали детям о том, что мы теперь семья, будем жить все вместе, создавать уют, разводить цветы, украшать группу и создавать свои традиции. Пришлось объяснять, что такое традиции и какую роль в жизни семьи они играют. В этот же вечер на семейном совете была принята первая традиция — празднование Дней рождения детей и взрослых (воспитателей). Стоит сказать, что дети (даже старшие по возрасту) с трудом вспоминали день, месяц и год своего рождения. Отвечали наперебой и невпопад. Кто-то говорил, что он родился летом, кто-то помнил месяц, а кто-то вообще не знал, когда родился. Так зарождалась наша семья.

Со временем появились еще традиции: совместные вечера отдыха и общие праздники, создание личных и семейных альбомов, вечернее чтение «на ночь» и многие другие.

По складу характера, темперамента и уровню развития все наши дети были разные, общее было только то, что все они жили в неблагополучных семьях и у них уже закрепился негативный опыт проживания в семье. Дети не знали что такое забота, взаимопомощь и взаимовыручка, поэтому следующей задачей, которую мы решали, стала задача — научить детей жить дружно, уметь помогать

и заботиться друг о друге. На Семейном совете (он тоже появился в нашей семье) был принят Семейный кодекс. В нем мы прописали основные нравственные принципы взаимоотношений детей в семье. Кодекс и сегодня дает ответ на вопрос «Как строить взаимоотношения в семье?»

Огромную роль в работе с детьми мы отводили индивидуальной работе: проводили коррекционно-развивающие занятия, опираясь на положительные качества, создавали ситуации успеха. Мы стремились к тому, чтобы у каждого ребенка пробудилось желание работать над собой, стремление преодолевать трудности, быть толерантными, стать нужным обществу. Важное место отводили эмоциональному, нравственному и трудовому воспитанию, прививая добрые взаимоотношения между детьми, воспитывали оптимизм, скромность, человеколюбие, прививали любовь к труду. Индивидуальная работа приносила важные для каждого воспитанника результаты, которые мы отмечали в Дневниках индивидуального роста.

Воспитанники вовлечены в трудовую деятельность, что на наш взгляд, является немаловажным. Трудовая деятельность способствует формированию необходимых навыков для ведения домашнего быта. Воспитанники занимаются мелким ремонтом, уборкой и оформлением комнат, стирают свою одежду, учатся ухаживать за личной обувью и готовить пищу, мыть посуду, наводить порядок на своей территории. В нашей семейной группе есть круглогодичный зеленый огород. Работая на этом огороде, воспитанники учатся выращи -вать рассаду, ухаживать за растениями.

Наши дети посещают детский сад, учатся в общеобразовательной школе, занимаются в кружках, спортивных секциях, в музыкаль -ной, спортивной и художественной школах, посещают вокальную хореографическую и ИЗО студии, секции моделирования и декоративно-прикладного искусства, мягкой игрушки и тестопластики. Занятия в учреждениях дополнительного образования создают условия для развития их познавательных и творческих способностей, освоения новых соци -альных ролей.

Огромную роль в организации жизне -деятельности семьи играют Семейный совет и Собрание семьи. Семейный совет является выборным органом и решает вопросы, связанные с учебой, здоровьем, трудом, досугом. Совет семьи организует свободное время воспитанников, праздники, коллективно-творческие дела, семейные огоньки, выпуск семейной газеты, помогает взрослым в работе с младшими детьми.

Семейный совет помогает развивать активную жизненную позицию воспитанников, воспитывает у них ответственность, самостоятельность, инициативу, развивает творческие способности. Дети активно участвуют в семейной жизни, у них формируется привычка совместно решать вопросы, считаться с другими членами группы, нести ответственность за дела в семье, дорожить честью семьи.

Один раз в месяц под руководством Семейного совета выходит газета «Семья» (выпуск готовят дети совместно с воспитателями), где рассказывается о буднях, праздниках и творчестве наших воспитанников, а также печатается полезная информация о событиях страны, края и района.

Важным итогом работы Совета стал краевой конкурс «Лидер ученического самоуправления», где команда нашего Семейного Совета заняла 2-е место и получила денежную премию.

Большое внимание в нашей семье уделяется учебному труду. Для организации учеб -ной деятельности составили методические материалы «В помощь школьнику». В группе созданы все условия для успешного обучения. Собрана большая библиотека, которая постоянно пополняется. Ведутся читатель -ские дневники. В группе есть компьютерная техника, которую дети используют для приготовления домашнего задания.

Наши ребята — участники многих конкурсов и олимпиад по предметам. В этом году трое ребят стали победителями международного конкурса «Инфоурок» по истории России, обществознанию и географии.

Ребята принимают активное участие в общественной жизни школы, в общешкольных,

районных, краевых, всероссийских, международных смотрах, конкурсах, фестивалях, занимая призовые места. Так, например, во Всероссийском конкурсе «Семья — основа государства» приняли участие в двух номинациях: воспитанники — с фильмом-презентацией «Будни и праздники нашей семьи»; воспитатели — с фильмом «Загляните в семейный альбом» о традициях, горестях и радостях семьи.

Наши дети являются постоянными участниками различных акций. Заработанные за участие в акциях и конкурсах деньги тратим на поощрение воспитанников за хорошую учебу и активное участие в жизни семьи.

Большую роль в семейном воспитании играет совместный отдых. Много лет при поддержке Министерства образования и науки, Министерства социального труда и развития Камчатского края семейные группы имеют возможность отдыхать в детских лагерях отдыха Хабаровска, Владивостока, Сочи, в Алтайском крае и др.

Изучение опыта коллег из других регионов, осуществляющих работу по организации жизнедеятельности детского дома по семейному типу, и собственный опыт позволили нам составить программу по воспитанию семьянина в условиях детского дома «Обретение надежды». Основной целью программы является формирование ценностных ориентаций и положительной мотивации у воспитанников по созданию своей собственной семьи и подготовка их к будущей самостоятельной жизни и труду. Организуя занятия по программе, мы опираемся на следующие принципы работы:

- предъявление единых педагогических требований к воспитанникам;

- создание адаптивно-развивающей среды в семейной группе;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения воспитанников;

- осуществление социальной реабилитации воспитанников;

- применение в работе здоровьесберегаю-щих технологий;

- создание безопасного пространства, защита прав и интересов ребенка.

ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (24) 2014 ISSN 1816-8280

Педагогика

Критериями эффективности обучения воспитанников по программе являются:

- уровень теоретические знания детей о семье и ее функциях;

- уровень сформированности практических навыков ведения домашнего хозяйства;

- проявление родственных чувств к братьям и сестрам в семье и к другим родственникам, не проживающим вместе с ними;

- уровень школьной адаптации;

- уровень воспитанности;

- умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем.

Ведущими формами и методами программы являются ролевое моделирование, проектная деятельность, метод сотворчества, сюжетно-ролевые игры, разбор практических ситуаций, диспуты и дискуссии, семейные огоньки, литературные и музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми, совместное чтение с обсуждением, КВНы, КТД и др.

Результатом воспитания детей в семейных группах является сформированная активная жизненная позиция, доброжелательность и коммуникабельность детей (они производят впечатление социально-благополучных детей).

В нашей большой и дружной семье царит атмосфера теплоты, а у ребят есть уверенность в том, что они не одиноки и что у них

есть близкие люди, которым они нужны. Детский дом — это их семья, где каждый готов прийти на помощь друг другу, порадоваться успехам, поддержать в трудную минуту. К сожалению, не всегда и не все так гладко как хотелось бы. Семья — это коллектив, поэтому там иногда возникают конфликты, связанные с возрастными особенностями воспитанников.

За 23 года существования семейной группы мы выпустили в большую жизнь 35 человек. Из них получили высшее образование 8 воспитанников, закончили колледжи и техникумы — 12 человек, остальные ребята получили рабочие специальности. Все они состоялись в жизни, создали свои семьи.

Мы не теряем связи с выпускниками, и они частые гости в нашей семье. И не только гости, но и помощники в деле воспитания братьев и сестер.

В заключение хочется добавить вывод о том, что в группах, организованных по семейному типу — где царит семейная атмосфера и существует настоящий домашний очаг, а дети живут в настоящей семейной атмосфере — у воспитанников формируется положительный опыт семейной жизни, развиваются те личностные характеристики, которые сегодня востребованы в обществе.

Библиографический список

1. Вестник Университета РАО / под ред. Г В. Семья. — 2004. — № 4. — [Спец. выпуск с материалами

междунар. конф. по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтер -натной адаптации].

2. Педагогическое сопровождение воспитанников интернатных учреждений и учащихся общеобразова-

тельных школ в образовательном пространстве Камчатского края: коллектив. моногр. / В.Н. Ефименко, Ю. В. Стафеева, И. М. Яковенко, Е. В. Ковалева; под общ. ред. Ю. В. Стафеевой; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013.

3. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / под ред. Л. В. Байбородовой. — Ярославль, 1997.

4. Прихожан А. М. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества / А. М. Прихожан, Н. Н. Тол-

стых. — М.: Педагогика, 1990.

5. СавковаЕ.А. Семейная идентичность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

[Электронный ресурс] // PsyJournals.ru: портал психол. изд. — URL: http://psyjournals.ru/files/68850/ Savkova.pdf (дата обращения: 24.11.2014).

6. ФилипповаЮ. В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной Рос-

сии // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М., 2000.

7. ШипицынаЛ.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. — СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.