Научная статья на тему 'Правовая характеристика отношений, предшествующих образованию приемной семьи в Республике Беларусь'

Правовая характеристика отношений, предшествующих образованию приемной семьи в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОТНОШЕНИЯ / ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРА ОБ УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ / FOSTER FAMILY / RELATIONS PRECEDING THE CONCLUSION OF A CONTRACT ON THE CONDITIONS OF THE UPBRINGING AND MAINTENANCE OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Востребованность института приемной семьи поддерживает интерес к порядку организации этой формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В работе исследуется преддоговорной этап организации приемной семьи и формулируются конкретные предложения, направленные на совершенствование законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CHARACTERISTICS OF RELATIONS PRECEDING THE CREATION OF A FOSTER FAMILY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The demand for the institution of the foster family supports the interest in the order of organization of this form for the placement of orphans and children left without parental care. The paper examines the pre-conciliation stage of the organization of the adoptive family and formulates specific proposals aimed at improving the legislation.

Текст научной работы на тему «Правовая характеристика отношений, предшествующих образованию приемной семьи в Республике Беларусь»

УДК 347.645.7(476) ББК Х404.5

йО!: 10.14529/!а\«190203

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

М. В. Андрияшко

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Востребованность института приемной семьи поддерживает интерес к порядку организации этой формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В работе исследуется преддоговорной этап организации приемной семьи и формулируются конкретные предложения, направленные на совершенствование законодательства.

Ключевые слова: приемная семья, отношения, предшествующие заключению договора об условиях воспитания и содержания детей.

Наибольший импульс развитию опеке, попечительству и приемной семье как семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, придали положения Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Одним из ожидаемых результатов реализации названной государственной программы обозначалось увеличение к 2015 году удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 % в общем числе детей данной категории.

На начало реализации государственной программы (2011 год) в стране проживало более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитывались в детских интернатных учреждениях, а органы опеки и попечительства ежегодно выявляли и устраивали на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.

В ходе реализации государственной программы удалось достичь заявленного целевого показателя. Последовательно эти и предшествующие им результаты отражаются в следующих статистических данных. Так, на

1 января 2006 г. в Беларуси насчитывалось

2 578 приемных семей, на воспитании в которых находился 3 731 ребенок в возрасте до 18 лет; в 2007 году в Брестской области было образовано 330 приемных семей, которые приняли на воспитание 422 ребенка.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на начало 2017 года в Республике Беларусь на воспитании в приемных семьях, опекунских семьях, детских домах семейного типа находились 16 300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3, с. 4; 8, с. 4]. При этом непосредственно на воспитании в приемных семьях на 1 января 2017 г. находилось 5 029 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что меньше, чем на начало 2016 года, когда на воспитании в приемных семьях было 5 480 таких детей [4, с. 4]. На 1 января 2018 г. в приемных семьях находилось 4 616 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5, с. 4].

При создании приемной семьи наибольший интерес вызывает процесс ее организации, в котором можно выделить два тесно взаимосвязанных этапа: преддоговорной и непосредственно касающийся заключения договора об условиях содержания и воспитания ребенка (договорной). Наше мнение поддерживается воззрениями ученых, в частности, С. В. Доржиевой [3, с. 85], О. В. Фетисовой [8, с. 14], В. А. Цветкова [9, с. 83].

Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора об условиях воспитания и содержания детей еще до его заключения. Складывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Кодексе Республики Белорусь о браке и семье (далее - КоБС) и постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября

1999 г. № 1678 «Об утверждения Положения о приемной семье» (далее - Положение о приемной семье).

Пункт 1 Положения о приемной семье определяет, что приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и согласно ч. 1 ст. 170 КоБС в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: 1) дети-сироты; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей.

Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением образования по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи. В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.

Относительно возраста детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, ч. 2 п. 18 Положения о приемной семье установила, что договор об условиях воспитания и содержания детей заключается на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования. Таким образом, минимальный возраст ребенка для передачи в приемную семью законодательством не предусмотрен. Срок, на который ребенок передается в приемную семью, устанавливается договором об условиях воспитания и содержания детей, этот же срок отражается и в трудовом договоре.

Относительно количества детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, пп. 2 и 3 Положения о приемной семье указывают на то, что передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом детей, над которыми установлена опека или попечительство одним из супругов.

Из требований ст. 169-173 КоБС и Положения о приемной семье следует, что датой начала преддоговорных отношений надлежит считать день подачи заявителями в орган опеки и попечительства документов, перечень которых предусмотрен п. 4.6 Указа Президен-

та Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее - Указ № 200). Пакет документов подается непосредственно лицами, желающими принять детей на воспитание в приемную семью. В соответствии с абз. 1 п. 17 Положения о приемной семье орган опеки и попечительства обязан в течение месяца со дня предоставленных документов принять решение о передаче или об отказе в передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

В соответствии с п. 27 Положения о приемной семье в первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет - только с их согласия. При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка, лишившихся попечения родителей.

При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение детей.

На стадии преддоговорных отношений орган опеки и попечительства проверяет соответствие качеств кандидатов в приемные родители требованиям, предъявляемым КоБС, к их личности, возрасту, состоянию здоровья, учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей. В данном случае все существующие правовые запреты и ограничения служат необходимой гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов детей, подлежащих передаче в приемную семью.

Предусмотренные КоБС требования к личности кандидата в приемные родители преимущественно дублируются в Положении о приемной семье. В частности согласно п. 9 Положения о приемной семье управление образования проводит обследование условий

жизни кандидатов в приемные родители, изучает их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. При этом при подборе кандидатов в приемные родители управление образования учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и усыновленных детей, продолжительность срока и результаты па-тронатного воспитания ребенка.

В соответствии со ст. 173 КоБС приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Из названного, достаточно общего, положения можно заключить, что:

1) приемными родителями могут стать дееспособные граждане. Для того чтобы в полном объеме осуществлять функции по воспитанию детей, приемный родитель должен отвечать требованиям ст. 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь о полной дееспособности гражданина. Дееспособность, как правило, возникает только по достижении совершеннолетия. Однако лицо, не достигшее 18 лет, но ставшее полностью дееспособным в результате эмансипации, также приобретает право стать приемным родителем. Это утверждение основано на нормах КоБС, устанавливающих лишь нижний возрастной предел для приобретения статуса приемного родителя и не упоминающих о возрасте, с наступлением которого лицо не может создать приемную семью. Представляется необходимым дополнить действующее законодательство о приемной семье положением, определяющим возрастные границы для лиц, намеревающихся создать приемную семью. Это объясняется тем, что деятельность приемных родителей по воспитанию приемных детей требует полной самоотдачи, отличного физического и ментального здоровья, больших физических усилий и нагрузок, определенного жизненного опыта, а также специальных навыков и познаний. Кроме того, установление четких возрастных показателей позволит избежать ситуаций необъективной оценки своих возможностей в силу возрастных особенностей того, кто хочет заменить родителя. Поэтому наиболее оптимальным вариантом представляется

разрешение стать приемными родителями лицам в возрасте от 25 до 60 лет;

2) согласно ч. 1 ст. 172 КоБС приемными родителями могут быть «лица обоего пола». В связи с основами гендерного законодательства мы полагаем, что более правильным было бы точное указание на гендер кандидата в приемные родители. Например, формулируя определение брака в ст. 12 КоБС, законодатель точно определил, что вступать в брак между собой вправе только «мужчины и женщины», не использовав формулировку «лица обоего пола», что представляется правильным.

Кроме этого, принимая во внимание содержание п. 27 Положения о приемной семье о том, что в первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, а также п. 4.6 Указа № 200 о том, что к числу документов, предоставляемых кандидатом в приемные родители отнесено свидетельство о заключении брака (в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке), предлагается привести к единообразию требование о матримониальном статусе кандидата в приемные родители, что позволит точно организовать правоприменительную практику. С учетом указанного целесообразными представляются следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:

1) исключить слова «в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке» после слов «свидетельство о заключении брака» в п. 4.6 Указа № 200;

2) п. 27 Положения о приемной семье изложить в новой редакции следующего содержания: «Дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер».

Принять ребенка на воспитание разрешается гражданам, которые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необходимые условия для физического и нравственного развития приемного ребенка. Этому служит установленный ч. 1 ст. 172 КоБС исчерпывающий перечень лиц, которые не могут выступать в качестве приемных родителей. Вместе с тем мы полагаем, что обязанности приемных родителей не должны осуществляться также лицами, проживающими совместно, но не состоящими в зарегистрированном браке. Несмотря на то,

что между приемными родителями и приемными детьми не возникает такой правовой связи, как при усыновлении, тем не менее основным положением является семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении обусловленного договором срока. Для фактических брачных отношений может быть характерна недолговременная связь. По этой причине существование приемной семьи может быть поставлено под угрозу. Учитывая оказанное, мы предлагаем в ч. 1 ст. 172 КоБС предусмотреть положение о необходимости для приемных родителей состоять в зарегистрированном браке.

Важным аспектом преддоговорных отношений является порядок подбора и обучения лиц, желающих создать приемную семью. В соответствии с ч. 2 ст. 173 КоБС при наличии нескольких лиц, желающих принять одного и того же ребенка на воспитание в приемную семью, преимущественное право предоставляется родственникам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при условии интересов ребенка. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

В целях формирования компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов приемных детей управление образования организует проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги). Обучение проводится психологом, социальным работником и желательно опытным приемным родителем. Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей обучающих курсов не включаются.

По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района или города, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания и знакомства с ними.

Интерес представляет исследование, описанное О. В. Бессчетновой, которая, ссылаясь

на зарубежный опыт устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечает, что «в большинстве недавних исследований уделяется внимание в основном демографическим характеристикам приемных родителей ... В 1978 году Фэншелл опубликовал результаты пятилетнего исследования положения приемных детей в Нью-Йорке на основе подробной экспертизы деятельности приемных родителей. После обработки полученных данных методом факторного анализа обнаружилось, что одна из характеристик, названная ими «демократичной терпимостью», связана со значительным увеличением невербального Щ (коэффициента интеллектуального развития) у приемного ребенка. В домах с более «интеллектуальным» климатом приемные дети показали более высокий уровень ответственности и мотивации» [9, с. 121]. В целом следует отметить выдающийся вклад О. В. Бессчестновой в исследование института приемной семьи в социально-демографическом контексте [10, с. 19].

В отношении состояния здоровья детей, передаваемых на воспитание в семью приемных родителей, ни КоБС, ни Положение о приемной семье не содержат никаких ограничений и запретов, что, несомненно, представляется, правильным. Тем самым предоставляется возможность обрести семью, получить навыки полноценного семейного общения и воспитания любому нуждающемуся в этом ребенку. Более того, п. 26 Положения о приемной семье устанавливает правило, в соответствии с которым на воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Окончательной стадией преддоговорного этапа организации приемной семьи является подготовка заключения органа опеки и попечительства о возможности заявителей стать приемными родителями. В заключении отра-

жается информация о том, соответствует ли интересам ребенка устройство на воспитание в семью.

В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке, который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка, поручает управлению образования заключить договор об условиях воспитания и содержания ребенка и трудовой договор.

Таким образом, в результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.

1. Целесообразным представляется исключить слова «в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке» после слов «свидетельство о заключении брака» в п. 4.6 Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

2. Пункт 27 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 «Об утверждения Положения о приемной семье» предлагается изложить в новой редакции следующего содержания: «Дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер».

3. Предлагается ч. 1 ст. 172 КоБС изложить в новой редакции следующего содержания: «Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) могут быть мужчины и женщины в возрасте от 25 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, за исключением ...».

4. В связи с особой спецификой института приемной семьи обязанности приемных родителей не должны осуществляться лицами, проживающими совместно, но не состоящими в зарегистрированном браке. В связи с этим предлагается ч. 1 ст. 172 КоБС дополнить новым абзацем следующего содержания: «лиц, проживающих совместно, но не состоящих между собой в зарегистрированном браке».

Литература

1. Бессчетнова, О. В. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О. В. Бессчетнова, Т. А. Юмашева. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. -233 с.

2. Бессчетнова, О. В. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / О. В. Бессчетнова. - Саратов: Научная книга, 2008. - 288 с.

3. Доржиева, С. В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье: дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Доржиева. - М., 2016. - 271 с.

4. Марчук, Г. С. Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2017 года (статистический сборник) / Г. С. Марчук. - Минск: учреждение «Главный информац.-аналит. центр М-ва образования Респ. Беларусь», 2017. - 59 с.

5. Марчук, Г. С. Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2018 года (статистический сборник) / Г. С. Марчук. - Минск : учреждение «Главный информац.-аналит. центр М-ва образования Респ. Беларусь», 2018. - 60 с.

6. Медведева, И. В. Семья в Республике Беларусь: статистический сборник. Family in the Republic of Belarus: Statistical Book / Statistical Book / И. В. Медведева, И.С. Кангро. -Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2017. -114 с.

7. Руденкова, Г. И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей: учеб.-метод. пособие / Г. И. Руденкова. - Минск: Дизапресс, 2003. - 72 с.

8. Фетисова, О. В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Фетисова. - М., 2005. - 24 с.

9. Цветков, В. А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Цветков. - Омск, 2005. - 239 с.

Андрияшко Марина Васильевна - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: andryiashkomv@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 24 марта 2019 г.

DOI: 10.14529/law190203

LEGAL CHARACTERISTICS OF RELATIONS PRECEDING

THE CREATION OF A FOSTER FAMILY

IN THE REPUBLIC OF BELARUS

M. V. Andryiashka

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The demand for the institution of the foster family supports the interest in the order of organization of this form for the placement of orphans and children left without parental care. The paper examines the pre-conciliation stage of the organization of the adoptive family and formulates specific proposals aimed at improving the legislation.

Keywords: foster family, relations preceding the conclusion of a contract on the conditions of the upbringing and maintenance of children.

References

1. Besschetnova O. V., YUmasheva T. A. Priyemnaya sem'ya: sushchnost', problemy, perspektivy razvitiya [Adoptive family: nature, problems, development prospects]. Saratov, 2007, 233 p.

2. Besschetnova O. V. Priyemnaya sem'ya: sotsial'no-demograficheskiy ana-liz [Family forms of foster care for orphans: a guide for foster parents: method. allowance]. Saratov, 2008, 288 p.

3. Dorzhiyeva S. V. Pravovoye regulirovaniye ustroystva i vospitaniya detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, v priyemnoy sem 'ye: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal regulation of the organization and upbringing of children left without parental care in a foster family. Author's Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2016, 271 p.

4. Marchuk G. S. CHastnaya opeka i okhranaprav detey v Respublike Belarus'po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2017 goda (statisticheskiy sbornik) [Private custody and protection of children's rights in the Republic of Belarus as of January 1, 2017 (statistical compilation)]. Minsk, 2017, 59 p.

5. Marchuk G. S. CHastnaya opeka i okhrana prav de tey v Respublike Belarus' po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2018 goda (statisticheskiy sbornik) [Private custody and protection of the rights of children in the Republic of Belarus as of January 1, 2018 (statistical compendium)]. Minsk, 2018, 60 p.

6. Medvedeva I. V., Kangro I. S. Sem 'ya v Respublike Belarus ': statisticheskiy sbor-nik. Family in the Republic of Belarus: Statistical Book [Family in the Republic of Belarus: statistical compilation. Family in the Republic of Belarus: Statistical Book]. Minsk, 2017, 114 p.

7. Rudenkova G. I. Semeynyye formy ustroystva detey-sirot na vospitaniye: posobiye dlya zameshchayushchikh roditeley [Family forms of foster care for orphans: a guide for foster parents: method. allowance]. Minsk, 2003, 72 p.

8. Fetisova O. V. Priyemnaya sem'ya kak sposob semeynogo vospitaniya de-tey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, po zakonodatel'-stvu Rossiyskoy Federatsii: avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk [The adoptive family as a way of family upbringing of orphans and children left without parental care, according to the legislation of the Russian Federation. Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2005, 24 p.

9. Tsvetkov V. A. Priyemnaya sem 'ya kak forma ustroystva detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, po zakonodatel'stvu Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Foster family as a form of organization of children left without parental care, according to the legislation of the Russian Federation. Author's abstract Diss. Kand. (Law)]. Omsk, 2005, 239 p.

Maryna Vasilievna Andryiashka - Candidate of Sciences (Law), Senior Researcher, Department of Civil Law and Civil Justice, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: andryiashkomv@mail.ru.

Received 24 March 2019.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Андрияшко, М. В. Правовая характеристика отношений, предшествующих образованию приемной семьи в Республике Беларусь / М. В. Андрияшко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 17-23. БО!: 10.14529/^190203.

Andryiashka M. V. Legal characteristics ofrelations preceding the creating a foster family in the Republic of Belarus. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2019, vol. 19, no. 2, pp. 17-23. (in Russ.) DOI: 10.14529/law190203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.