Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи'

Исследование ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
494
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL ORPHANS / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / STATE INSTITUTION / SUBSTITUTE FAMILY / VALUE / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ниязова А.А., Гибадуллина Ю.М., Бурнатова Т.А.

В статье рассмотрены основные понятия: «социальное сиротство», «замещающая семья», «ценность», определены основные группы ценностей, проведено исследование ценностных ориентаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, BROUGHT UP IN A STATE INSTITUTION AND A SUBSTITUTE FOR A

The article deals with the basic concepts: «social orphanhood», «substitute family», «value», identified the main groups of values, conducted a study of the value orientations of orphans and children left without parental care. A comparative analysis of the value orientations of orphans and children left without parental care, brought up in a state institution and a substitute for a family, is presented.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи»

THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, BROUGHT UP IN A STATE INSTITUTION AND A SUBSTITUTE FOR A

FAMILY

Niyazova A.,

PhD in pedagogic Science, professor of Pedagogical and Special Education of Surgut State University BU VO KHMAO -Ygra Surgut state pedagogical university

Gibadullina Y.,

PhD Pedagogic sciences, Senior lecturer Senior lecturer of pedagogic, psychology and social education department Tobolsk State Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev

Tyumen State University Branch Burnatova T.

Master's degree in the Kurgan State University

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАВШИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Ниязова А.А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Гибадуллина Ю.М. Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева

(филиал) ТюмГУ Бурнатова Т.А. магистр

ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»

Abstract

The article deals with the basic concepts: «social orphanhood», «substitute family», «value», identified the main groups of values, conducted a study of the value orientations of orphans and children left without parental care. A comparative analysis of the value orientations of orphans and children left without parental care, brought up in a state institution and a substitute for a family, is presented. Аннотация

В статье рассмотрены основные понятия: «социальное сиротство», «замещающая семья», «ценность», определены основные группы ценностей, проведено исследование ценностных ориентаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи.

Keywords: social orphans, orphans and children left without parental care, a state institution, a substitute family, value, value orientations.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, государственное учреждение, замещающая семья, ценность, ценностные ориентации.

В настоящее время проблема социального сиротства рассматривается как одно из ведущих направлений социальной политики государства. Социальное сиротство - это явление, обусловленное отсутствием системы семейного воспитания, ненадлежащих ухода и заботы за детьми со стороны родителей, что ведет к лишению родительских прав и определению детей в государственные учреждения. Отметим, что современные государственные учреждения претерпевают определенные изменения - это:

- развитие смешанных детских домов, в которых проживают дети от 2-х до 18 лет;

- определение разновозрастных групп, где живут родные братья и сестры разного возраста и т.д., что способствует приближению условий проживания к обычным домашним, созданию условий для организации жизнедеятельности детей по типу «замещающей семьи» [1, с. 37].

Замещающая семья - форма семейного устройства детей вне кровной семьи, что рассматривается на современном этапе как форма профилактики социального сиротства [2].

Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается недостаточная сформированность общественно-значимых ценностей, способствующих развитию личности в обществе, созданию полноценной семьи и воспитанию собственных детей. С целью выявлению эффективных форм, методов и стратегий формирования общественно-значимых ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами определена следующая задача: изучить и сравнить ценностные ориентации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в государственных учреждениях (детских домах, домах-интернатах) и в замещающих семьях.

Проблему изучения ценностей у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы находим в области гуманитарных наук: социальной педагогики, социологии семьи, семьеведения и т. д. Следует отметить, что в сравнении ценностные ориентиры детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях и замещающих семьях, отличаются.

Обратимся к содержанию понятия «ценности». Ценности - это фундаментальные убеждения, имеющие большое индивидуальное значение, стабильные во времени и влияющие на установки и поведение человека. Ценности являются главной причиной, по которой человек выбирает тот или иной способ действий, он постоянно оценивает вещи, людей и идеи, называя их хорошими или плохими, приятными или неприятными, этичными или неэтичными, и т. д. Таким образом, любые ценностные ориентиры являются главным убеждением для каждого человека.

Ценность, по Ф.В. Константинову, это философское и социологическое понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого - либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик; во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания [3].

По мнению А.А. Магомедова, ценности - продукты жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом в виде человеческой личности. Они вбирают в себя и поступки людей, и представления морального сознания, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, зла, справедливости, счастья [4].

В.Ф. Сержантов классифицирует ценности на две большие группы: материальные и духовные:

- материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например, к вещам;

- духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям; необходимы для формирования и развития внутреннего мира человека; воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека [5].

Для нашего исследования важным является понимание содержания понятия «ценностные ориентации», которое согласно А.А. Грицанову рассматривается как: предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность или неготовность вести себя в соответствии с ними [6].

По нашему мнению формирование ценностных ориентаций у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях является деятельностью специалистов, а в замещающих семьях - родителей.

Отметим, что у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях государственного учреждения формируются адаптационные механизмы, представления о семье, социальных связях и отношениях и т.д., тогда как в замещающих семьях, главное значение приобретает семья, которая дает ребёнку всё самое необходимое для правильной социализации и адаптации в обществе. Роль семьи, несравнима ни с какими другими институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит освоение и постепенное овладение общественно значимыми ценностями. Поэтому замещающая семья, как кровная закладывает основы нравственности, моральные качества, нормы поведения, а также помогает раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Для изучения ценностных ориентаций у детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения замещающей семьи, нами использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», позволяющая исследовать направленность личности и ее отношение к окружающему миру, людям.

Согласно данной методике изучены инструментальные и терминальные ценности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Инструментальные ценности - это ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. К инструментальным ценностям относятся такие личностные черты, как: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

Терминальные ценности - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К терминальным ценностям относятся: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир. Терминальные ценности -практически то же самое, что ценности-цели или жизненные ценности [7].

др.). Данная категория детей-сирот - это обучающиеся (студенты) очной формы обучения Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиал ТюмГУ), Тобольского индустриального института (филиал Тюменского индустриального университета), Тобольского многопрофильного техникума.

Полученные результаты по терминальным ценностям представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ терминальных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи

В исследовании ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи, приняло участие 34 человека, из них - 17 человек воспитывались в условиях замещающей семьи и 17 в условиях государственного учреждения (детский дом, интернат, социально-реабилитационный центр и

Наименование Дети-сироты, воспитывавшиеся в государственном учреждении Дети-сироты, воспитывавшиеся в замещающей семье

номер ранга

1 Активная деятельная жизнь 7 11

2 Жизненная мудрость 14 7

3 Здоровье 5 5

4 Интересная работа 11 10

5 Красота природы и искусства 13 6

6 Любовь 17 3

7 Материально обеспеченная жизнь 1 16

8 Наличие хороших и верных друзей 15 2

9 Общественное признание 2 13

10 Познание 6 8

11 Продуктивная жизнь 8 12

12 Развитие 10 9

13 Развлечения 9 18

14 Свобода 3 17

15 Счастливая семейная жизнь 16 1

16 Счастье других 18 4

17 Творчество 12 15

18 Уверенность в себе 4 14

Проанализируем полученные результаты. Так, у 61% детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения, преобладают ценностные ориентиры, направленные на высокое материальное обеспечение (1 ранг), уважение со стороны окружающих (2 ранг), самостоятельность и независимость в поступках (3 ранг), уверенность в себе (4 ранг). На последнем месте находятся такие ценностные ориентиры, как: счастливая семейная жизнь (16 ранг), любовь (17 ранг), счастье других (18 ранг). Таким образом, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях государственного учреждения, ценностные ориентиры направлены на своё собственное развитие, такие ценности как «семья», «любовь близких» определены на последние места.

У 67% детей-сирот, воспитывавшихся в условиях замещающей семьи, преобладают ценностные ориентиры, связанные со счастливой семейной

жизнью (1 ранг), верными и надежными друзьями (2 ранг), любовью близких людей (3 ранг), благосостоянием окружающих (4 ранг), переживанием прекрасных жизненных моментов (6 ранг), мудростью собственных суждений (7 ранг). Последние места занимают: материальное обеспечение (16 ранг), свобода (17 ранг), развлечения (18 ранг). Таким образом, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях замещающей семьи, преобладают семейные ценности, которые необходимы им в будущем для создания крепкой и дружной семьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывавшиеся в условиях замещающей семьи способны ухаживать за близкими людьми, ценить яркие жизненные моменты, уважать мнение окружающих людей.

Полученные результаты по инструментальным ценностям представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительный анализ инструментальных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения и замещающей семьи_

Наименование Дети-сироты, воспитывавшиеся в условиях государственного учреждения Дети-сироты, воспитывавшиеся в условиях замещающей семьи

номер ранга

1 Аккуратность 14 1

2 Воспитанность 13 2

3 Высокие запросы 1 16

4 Жизнерадостность 12 6

5 Исполнительность 11 10

6 Независимость 2 17

7 Непримиримость к недостаткам в себе и других 5 18

8 Образованность 4 5

9 Ответственность 16 3

10 Рационализм 8 15

11 Самоконтроль 10 9

12 Смелость в отстаивании своего мнения 6 14

13 Чуткость 18 4

14 Терпимость 3 8

15 Широта взглядов 15 11

16 Твердая воля 7 13

17 Честность 17 12

18 Эффективность в делах 9 7

Как видно из данных, представленных в таблице 2, у 57% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях государственного учреждения, преобладают ценностные ориентации, направленные на самоутверждение и самоактуализацию. Среди приоритетных инструментальных ценностей выявлены: высокие запросы (1 ранг), независимость (2 ранг), терпимость (3 ранг), образованность (4 ранг). К наименее приоритетным ценностям воспитанники государственных учреждений отнесли: ответственность (16 ранг), честность (17 ранг), чуткость (18 ранг). Таким образом, дети-сироты, воспитывавшиеся в условиях государственного учреждения, стремятся самостоятельно решать возникающие трудности в процессе жизнедеятельности, повысить уровень знаний об окружающем мире, активно реа-лизовывать свои индивидуальные способности.

У 71% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывавшихся в условиях замещающей семьи, преобладают этические ценности, ценности общения, ценности дела, которые помогаю устанавливать тесные контакты с окружающими людьми, качественно выполнять поставленные задачи. Среди приоритетных ценностей выявлены: аккуратность (1 ранг), воспитанность (2 ранг), ответственность (3 ранг), чуткость (4 ранг), образованность (5 ранг). На последнем месте находятся такие ценностные ориентиры, как: высокие запросы (16 ранг), независимость (17 ранг), непримиримость к недостаткам (18 ранг). Таким образом, дети-сироты, воспитывавшиеся в условиях замещающей семьи, владеют умениями организовывать домашний быт и свою деятельность, содержать в

чистоте свои вещи, знают правила и нормы поведения, имеют достаточный уровень культуры.

Анализ полученных результатов исследования ценностных ориентиров у детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в условиях замещающей семьи показал наиболее выраженные ценности - это ценности семьи, связанные с любовью к ближним, с сохранением семейных реликвий и традиций. Данные ценности являются источником нравственной силы, идейной убежденности, духовной преемственности поколений. Ребёнок, воспитывавшийся в условиях замещающей семьи, осознает, что семья - это главное в жизни человека, а здоровье - это необходимая составляющая полноценной жизни человека (5 ранг).

Таким образом, представленные результаты исследования по ценностной ориентации детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, дают основание сказать о том, что направление политики государства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, является верным. Однако, в условиях государственного учреждения сегодня используются инновационные технологии, направленные на формирование общественно-значимых и индивидуально-значимых ценностей, такие как: «Сеть социальных контактов», «Управление случаем», «Социальная гостиная», «Реабилитационный досуг», «CBR - технология», «Социальный патронаж», «Психологическая поддержка детей в период адаптации к новым социальным условиям», «Мозартика».

На основе проведенного исследования определены рекомендации по формированию общественно-значимых ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Использование метода убеждения посредством беседы, направленной на привлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к оценке происходящих событий, совершаемых поступков, явлений жизни и формирование на их основе желаемого отношения к семье, выполнению семейных обязанностей, сохранению семейных традиций, уважения окружающих людей. В комплексную работу по формированию общественно-значимых ценностей необходимо включать беседы на темы:

- «Я - прошлое». Цель - формирование положительного представления о своей прошлой семье;

- «Я - будущее». Цель - мотивирование ребёнка на создание своей будущей семьи.

2. Организация деятельности и формирования опыта поведения в семейном окружении с использованием следующих методов: упражнения, приучения, педагогического требования, общественного мнения, поручения, воспитывающих ситуаций. В процесс формирования общественно-значимых ценностей можно включить следующие упражнения:

- «Моя роль в семье». Цель - формирование представления о социальных ролях, осуществляющих в семье. Во время упражнения необходимо определить права и обязанности, реализующиеся в семье: мужем, женой, ребёнком.

- «Скульптура семьи». Цель - формирование грамотного построения взаимоотношений между членами семьи. Каждый участник создаёт из присутствующих скульптуру счастливой семьи, сочиняет мини-рассказ о её членах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Развитие рефлексии как необходимой составляющей самооценки собственных действий и поступков, личностного развития и коррекции поведения через использование методов стимулирования оценки и самооценки, включающей:

- «Самоанализ». Цель - поиск положительных и важных качеств, присущих своей личности. Педагогу, психологу необходимо корректировать, объяснять воспитаннику, какие личностные качества необходимы при взаимодействии с окружающими людьми;

- «Дневник достижений». Цель - формирование положительной самооценки. В дневнике указываются добрые дела, совершенные за день. Ребенок также должен указать, как совершенное дело может ему помочь выстроить взаимоотношения с окружающими людьми, создать крепкую семью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - М.: ООО «Малый бизнес», 2012. - 80 с.

2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Изд-во «Генезис», 2006. - 368 с.

3. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. - М. «Советская энциклопедия», 1962. - 740с.

4. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе / А.А. Магомедов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 247с.

5. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. - М.: ЛГУ, 1990. -360 с.

6. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.

7. Рокич М. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] / М. Рокич / - Режим доступа: http ://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu. - (дата обращения: 12.03.2018).

УДК 371.13(16)

"FORMATION OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONDITIONS

OF GLOBALIZATION"

Orazbayeva K.

Doctor PhD, Sh. Ualikhanov Kokshetau State University

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ».

Оразбаева К.О.

Доктор философии PhD, Кокшетауский государственный университет

им. Ш.Ш. Уалиханова

Abstract

Firstly, the current process of modernization in the field of education is bringing up the XXI century individual personality and the role and place of national and transnational educational spaces for the preparation of teachers is based on the readiness of their interaction which is dealt with in accordance with the international context of globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.