Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная адаптация / социальная реабилитация / дети-сироты / дети / лишенные родительской опеки / педагогические условия / social adaptation / social rehabilitation / orphans / children deprived of parental care / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.М. Асильдерова, Б.Г. Явбатырова, П.М. Курбанова

В статье рассматриваются педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Выпускники интернатных учреждений, где все за них решали педагоги и персонал, где у детей не было опыта решения разных задач самостоятельной жизни, сталкиваются с большими проблемами, которые они не могут решить. Поэтому большое количество выпускников интернатных учреждений по сравнению с детьми, выросшими в семье, нередко оказываются беспомощными перед возникающими трудностями автономной жизни в социуме. Сделан вывод о том, что сегодня в России наличествует небольшое количество программ социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в границах которых различно построены модели социально-бытовых навыков: программы социальной адаптации детей-сирот; социальной адаптации в колледжах; сопровождаемое проживание; клуб выпускников интернатных учреждений; развитие социально-бытовых навыков в патронатной семье. Среди них последняя модель представляется самой результативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.М. Асильдерова, Б.Г. Явбатырова, П.М. Курбанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL ADAPTATION AND REHABILITATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE

The article examines pedagogical conditions of social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care. Graduates of residential institutions, where children did not get the experience of carrying out different tasks of independent life, face big problems that they can not solve. Therefore, a large number of graduates of residential institutions compared to children who grew up in the family, often find themselves helpless before the difficulties of autonomous life in society. It is concluded that today in Russia there are few models of social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care, within the boundaries of which the design and development of everyday social skills are differently built: programs for the social adaptation of orphans, programs of social adaptation in vocational schools and colleges, accompanied by accommodation, a club for graduates of boarding schools, the development of social and household skills in a foster family, the latest model is the most effective.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ»

11. Mutambik I. The Role of E-learning in Studying English as a Foreign Language in Saudi Arabia: Students' and Teachers' Perspectives. English Language Teaching. 2018; Vol. 11 (5): 74 - 83.

12. Tilfarlioglu F.Y. An International Dimension of the Students Attitudes towards the Use of English in Web 2.0 Technology. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. 2011; Vol. 10 (3): 63 - 68.

13. Akyuza S., Yavuz F. Digital Learning in EFL Classrooms. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 197: 766 - 769.

14. Baniabdelrahman A.A. Effect of using internet tools on enhancing EFL students' speaking skill. Journal of Contemporary Research. 2013; Vol. 3 (6): 79 - 87.

References

1. Tihonov A.N. Primenenie IKT v vysshem obrazovanii Rossijskoj Federacii: tekuschee sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya. Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2009; № 4: 10 - 26.

2. Kulagin V.P., Kuznecov Yu.M., Zabotnev M.S. Ispol'zovanie obrazovatel'nyh Internet-resursov pri rabote v otkrytoj informacionnoj srede 'elektronnogo obucheniya. Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2010; № 1 (5): 3 - 8.

3. Osin A.V. Sozdanie uchebnyh materialov novogo pokoleniya. Informatizaciya obschego obrazovaniya: Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovaniya». Moskva, 2003; № 2.

4. Osin A.V. Multimedia v obrazovanii: kontekst informatizacii. Moskva: Agentstvo "Izdatel'skij servis", 2014.

5. Pozdneev B.M. Razrabotka nacional'nyh i mezhdunarodnyh standartov v oblasti 'elektronnogo obucheniya. Informatizaciya obrazovaniya inauki. 2009; № 2: 3 - 11.

6. Hamilton M. Teacher and student perceptions of e-learning in EFL. Foreign-language Learning with Digital Technology. London: Continuum, 2009: 149 - 173.

7. Bloch J. The design of an online concordancing program for teaching about reporting verbs. Language Learning & Technology. 2009; Vol. 13 (1): 59 - 78.

8. Sinas S., Lin S.S.P. Usage of English Materials from the Internet to Improve Students' Language Performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; Vol. 134: 193 - 200.

9. Huiwei C. E-learning and English Teaching. IERI Procedia. 2012; Vol. 2: 841 - 846.

10. Chiu T.-L., Liou H.-C., Yeh Y. A Study of web-based oral activities enhanced by Automatic Speech Recognition for EFL college learning. Computer Assisted Language Learning. 2007; Vol. 20 (3): 209 - 233.

11. Mutambik I. The Role of E-learning in Studying English as a Foreign Language in Saudi Arabia: Students' and Teachers' Perspectives. English Language Teaching. 2018; Vol. 11 (5): 74 - 83.

12. Tilfarlioglu F.Y. An International Dimension of the Student's Attitudes towards the Use of English in Web 2.0 Technology. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. 2011; Vol. 10 (3): 63 - 68.

13. Akyuza S., Yavuz F. Digital Learning in EFL Classrooms. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 197: 766 - 769.

14. Baniabdelrahman A.A. Effect of using internet tools on enhancing EFL students' speaking skill. Journal of Contemporary Research. 2013; Vol. 3 (6): 79 - 87.

Статья поступила в редакцию 30.03.21

УДК 371

Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia)

Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: burliyat76@yandex.ru

Kurbanova P.M., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL ADAPTATION AND REHABILITATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE. The article examines pedagogical conditions of social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care. Graduates of residential institutions, where children did not get the experience of carrying out different tasks of independent life, face big problems that they can not solve. Therefore, a large number of graduates of residential institutions compared to children who grew up in the family, often find themselves helpless before the difficulties of autonomous life in society. It is concluded that today in Russia there are few models of social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care, within the boundaries of which the design and development of everyday social skills are differently built: programs for the social adaptation of orphans, programs of social adaptation in vocational schools and colleges, accompanied by accommodation, a club for graduates of boarding schools, the development of social and household skills in a foster family, the latest model is the most effective.

Key words: social adaptation, social rehabilitation, orphans, children deprived of parental care, pedagogical conditions.

ММ Асильдерова, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: burliyat76@yandex.ru

П.М. Курбанова, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ

В статье рассматриваются педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Выпускники интернатных учреждений, где все за них решали педагоги и персонал, где у детей не было опыта решения разных задач самостоятельной жизни, сталкиваются с большими проблемами, которые они не могут решить. Поэтому большое количество выпускников интернатных учреждений по сравнению с детьми, выросшими в семье, нередко оказываются беспомощными перед возникающими трудностями автономной жизни в социуме. Сделан вывод о том, что сегодня в России наличествует небольшое количество программ социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в границах которых различно построены модели социально-бытовых навыков: программы социальной адаптации детей-сирот; социальной адаптации в колледжах; сопровождаемое проживание; клуб выпускников интернатных учреждений; развитие социально-бытовых навыков в патронатной семье. Среди них последняя модель представляется самой результативной.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальная реабилитация, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, педагогические усло-

Сегодня в России очень важно разработать и осуществлять результативную политику в отношении детства. Особо значимо проведение социально-педагогической работы с социально проблемными группами детей. Анализ статистических данных показал, что из 15 тыс. выпускников интернатых учреждений в год под суд попадает примерно 5 тыс. чел. Нет дома у 3 тыс., 1,5 тыс. совершают суициды [1].

Социальную адаптацию выпускников интернатных учреждений, организацию жизни после интерната изучали и продолжают изучать исследователи В.И. Брутман, А.Ю. Нестеров, Т.И. Шалавина и др. [1 - 6]. Конструирование социально-бытовых навыков выпускников интернатных учреждений играет большую

роль в их социальной адаптации и реабилитации. Подобную работу необходимо начинать с дошкольного периода пребывания ребёнка и вплоть до его выпуска [7 - 10]. Как отмечает А.Н. Леонтьев, личность - это конструкт, который нельзя исключить из процесса адаптации поведения [2, с. 123].

И.Б. Агаева понимает социально-бытовые навыки как комплекс знаний и умений, сопряженный с организацией личностного поведения и общения с другими индивидами в разных социально-бытовых ситуациях [3, с. 100].

Навыки самообслуживания социально направлены, потому что индивиды учатся исполнять определенные в социуме порядки, которые соответствуют нор-

мам поведения. На конструирование навыков и привычек оказывают давление и специально организованная деятельность взрослых, и весь социум. Твердость, пластичность навыков и привычек находятся в зависимости от возрастных рамок индивида, от того, как он эмоционально воспринимает упражнения. Иная группа ученых применяет понятие «адаптированное поведение» в структуре социальной адаптации, где социально-бытовые навыки выступают «структурным кирпичиком» адаптированного поведения и их зовут адаптированными навыками. Социально-бытовые навыки - это множество специфических навыков, знаний и умений, тесно взаимосвязанных с организацией личностного поведения и общения с социумом в разных социально-бытовых ситуациях.

На пороге самостоятельной жизни выпускники интернатных учреждений, где все за них решали педагоги и персонал, где у детей не было опыта проведения разных задач самостоятельной жизни, сталкиваются с большими проблемами, которые они не могут решить. Поэтому большое количество выпускников интернатных учреждений по сравнению с детьми, выросшими в семье, нередко оказываются беспомощными перед возникающими перед ними трудностями автономной жизни в социуме. Закрытый образ жизни в интернате выступает следствием того, что выпускники часто проявляют иждивенчество; не знают, что такое собственность; не умеют вести дом; замкнуты в общении по сравнению с семейными детьми; не уверены в себе, у них низкая самооценка; понимание собственного социального статуса как заниженного по сравнению с семейным ребенком; они инфантильны, отличаются не соответствующим обществу самоопределением; не способны проэкстропалировать свою жизнь; психологически «закапсули-рованы», поэтому выпускник интернатного учреждения хочет присутствовать в знакомых стереотипах жизни, сужает социальное пространство; нередко проявляется дивиантное поведение в обществе, не обусловленную агрессию к людям, необходимость заполучить к себе внимание любой ценой [4, с. 88].

У воспитанников интернатных учреждений присутствуют признаки отождествления себя с маргинальной группой. Жизнь и взросление в интернате приводит к тому, что выпускники не умеют зарабатывать деньги, живут «на готовом». Такой образ жизни конструируют иждивение, попрошайничество. Получение благ даром, без работы выступает следствием того, что нет бережливости и ответственности. Следствием «деперсонализированности» финансов, данных на содержание воспитанников, по мнению Н.К. Радиной, выступает то, что воспитанники стремится заполучить удачу, сразу разбогатеть, втягиваются в финансовые махинации и увлекаются азартными играми, транжирят деньги, покупая все подряд, не умеют рассчитывать средства, живут одним днем [5, с. 180].

Коммуникационные навыки выпускников интернатных учреждений развиты недостаточно: контакты неглубоки, нервные, в спешке. М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан подчеркивают, что выпускники интернатных учреждений остро испытывают недостаток любви и внимания, но не умеют находиться в искренних долговременных отношениях. Контакты с взрослыми для них сверхценны. Недостаток коммуникации приводит к тому, что социальная компетенция также недоразвита: ориентировка в социальных ситуациях отсутствует, избирательно формировать свое ближайшее окружение не могут, оценить личностное развитие и эмоциональное качество других людей также не могут, найти оптимальные пути коммуникации и организовать отношения с обществом затрудняются. Итак, главную роль в структуре, сути и результативности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений играет уровень сформированности социально-бытовых навыков, нужных в обслуживании себя и содействующих общению индивидов с социумом.

За рубежом в развитых странах нет большой сети интернатов для детей без родителей. Изначально дети без родителей находятся во временном приюте, а потом помещаются в патронатные, замещающие, фостерные семьи. Тем самым главенство отдается семейному воспитанию, потому что фундаментальные социальные навыки эффективнее всего формируются в семье. В России данная тенденция также наблюдается, работает Федеральная целевая программа «Россия без сирот» время действия которой 2013 - 2020 гг Основная идея программы заключается в том, что осиротевшему ребенку даже в приемной семье лучше, чем в детдоме. Но при столкновении с российскими реалиями программа оказалась нерезультативной: произошло укрупнение детских домов, ликвидировали профильные детские дома для детей-инвалидов, ребят отдавали в семьи без тщательной проверки условий и т.д.

Программы социальной адаптации выпускников в интернате. Данная модель не результативна и не содействует конструированию и развитию социально-бытовых навыков выпускников интернатных учреждений. Постулат справедлив по следующим причинам: со структурной точки зрения организации, проводящие адаптацию, могут быть структурной частью интернатов, но, как правило, они ей не являются и работают как обычные группы детского дома.

Программы социальной адаптации в границах профессиональных образовательных учреждений не имеют недочетов постинтернатных блоков при интернатах. Здесь преодолена ограниченность пространства и скученная жизнь воспитанников, присутствует возможность сконструировать общее проживание с семейными детьми, что во многом увеличивает социальные сети и формирует социально-бытовой навык в естественной среде. Содержание от государства, предоставляемое в виде общежития и денег, дает возможность юношам и девушкам самим формировать бюджет. Колледжи и вузы находятся в больших районных центрах и мегаполисах. Но есть колледжи, у которых нет общежития для

студентов. Есть ограниченное количество колледжей, куда раздают путевки для выпускников интернатных учреждений, где список специальностей также узок. Это существенным образом уменьшает право выпускников на равное образование с семейными детьми. С организационной точки зрения реализация программ постинтернатной адаптации вкраплена в функционал специалистов колледжей, но колледжи не является специальным учреждением для выпускников интернатных учреждений; его педагогический коллектив не обладает соответствующими профессиональными знаниями, не умеет работать с проблемными учащимися. Объединяя высказанное, можно говорить, что в колледжах есть потенциал для программ постинтернатной адаптации, но педагогическому коллективу не хватает квалификации в этом вопросе и методических знаний [6, с. 13].

Укажем, что еще для самостоятельной жизни важна одна ступень - определение себя, но она напрямую не сопряжена с сопровождаемым проживанием. Сопровождаемое проживание - это предоставление индивиду услуг по конструированию у него навыков проживания самому. Оно может быть как там, где индивид живет, так и в тренировочной квартире. Последнее можно назвать сопровождаемым жильем, так как место жительства, служба сопровождения и дача услуг едины.

Сопровождаемое жилье может быть как в гостинице, так и в квартире и даваться на разные временные рамки (кратковременно, временно, постоянно) в зависимости от того, какие потребности у сопровождаемого. Сейчас есть такие виды сопровождаемого жилья.

Социальное общежитие для выпускников интернатов (социальная гостиница). Существуют «социальные квартиры» как тренировочные площадки для конструирования социально-бытовых навыков выпускников интернатных учреждений. Задача социального общежития - дать выпускнику интернатного учреждения временное жилье и сформировать у него социальные и бытовые навыки, нужные для самостоятельной жизни. Живя в социальном общежитии, юноши и девушки усваивают и цементируют социально-бытовые навыки: ищут работу и совершенствуют профессиональные качества, готовят еду, ухаживают за собой, распределяют бюджет и пользуются услугами разных социальных учреждений. Сегодня есть и реализуются требования к учреждению социальных гостиниц ГОСТ Р 52 495-2005, которые действуют с 01.01.2007, эти организации выступают структурной частью социального обслуживания людей в РФ.

Социальная квартира - это жилье по типу квартиры, которое нужно для самостоятельной и личной жизни совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, услуги по сопровождению даются им бесплатно. Социальные квартиры делятся на интеграционные, адаптационные и тренировочные. Интеграционная социальная квартира дается для жизни выпускникам интернатных учреждений, чтобы облегчить их процесс вхождения в социум: сконструировать социальные связи, очертить социальный статус, ликвидировать или компенсировать недостатки в жизни и т.д. Социальная квартира - это своеобразный социальный адаптер, с одной стороны, она переменяет социальные условия, адаптации, а с другой -конструирует у выпускника качества, нужные для привыкания.

Клубы поддержки выпускников. Их цель - социальная, психологическая, медицинская и образовательная поддержка выпускников интернатных учреждений во временном отрезке привыкания к новым реалиям самостоятельной жизни. Сегодня клубы поддержки выпускников дробятся на те, что предоставляют постоянное проживание выпускников в кризис, и те, у которых нет места проживания, это так называемые дневные центры. Актуальной задачей клубов поддержки выпускников является усвоение выпускниками социально-бытовых навыков и использование их в ежедневной практике. Нужность таких клубов вроде очевидна, но вызывает некий скепсис их маленькое число в масштабах России.

Поддержка выпускников интернатных учреждений в семье. В сферу законодательства такая форма работы с выпускниками интернатных учреждений не входит и распространена в регионах РФ недостаточно, а после вступления в силу нового закона об опеке и попечительстве может совсем исчезнуть. Только 20% регионов, проводящих в жизнь законы о патронате, ввели понятие «постинтернатный патронат».

Виды и суть адаптации для выпускников интернатных учреждений, присутствующих сегодня в разных регионах, объединяются в определенные типы замещающей заботы. Какой тип и форму патронатного воспитания выбрать, зависит от личностных характеристик индивида и условий общества. Так, индивиды с сильной интернатной зависимостью, жившие в интернатах с рождения, очень тяжело входят в незнакомую им среду, усваивают порядки и правила в семье, а также межличностное взаимодействие. Им более подойдут семейные центры, в которых малая группа «своих» сохраняется, воспитательную деятельность проводит семейная пара. В таких рамках процесс социальной адаптации идет мягче и комфортнее, а живут ребята в квартире либо в доме и контактируют с социумом. Цикличная семейная забота показана для таких выпускников интернатных учреждений, которые не имеют возможности постоянно жить в замещающей семье (учатся далеко), но им необходимо короткое временное семейное пребывание. Они приезжают в замещающие семьи на выходные и каникулы, а родители-воспитатели звонят или пишут на сайт образовательной организации, где проходят обучение их подопечные.

Таким образом, социально-бытовые навыки в структуре социальной адаптации и реабилитации очень важны. Сегодня в России наличествует немного моделей социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишен-

ных родительской опеки, в границах которых различно построена система формирования и развития социально-бытовых навыков: программы социальной адаптации детей-сирот, программы социальной адаптации в колледжах, сопро-

Библиографический список

вождаемое проживание, клуб выпускников интернатных учреждений, развитие социально-бытовых навыков в патронатной семье, среди которых последняя модель является самой результативной.

1. Статистика сиротства в России. Данные Росстата. Available at: http://www. rosstatistika.ru

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: монография. Москва, 2015.

3. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. Красноярск, 2018.

4. Ительсон Л.Б. Современные проблемы психологии обучения. Владимир, 1972.

5. Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов: учебное пособие. Нижний Новгород. 2014.

6. Брутман В.И. Противоречия, проблемы и перспективы развития системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Сироты России: проблемы, надежды, будущее: сборник научных статей. Москва - Сыктывкар, 2014.

7. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.

8. Явбатырова Б.Г., Мамаева С.М. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 45 - 47.

9. Агарагимова В.К., Гаджимагомедова Т.Г, Ибрагимова РЮ. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к обучению в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 254 - 255.

10. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Структурно-коррекционный подход в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 256 - 257.

References

1. Statistika sirotstva v Rossii. Dannye Rosstata. Available at: http://www/.rosstatistika.ru

2. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost': monografiya. Moskva, 2015.

3. Agaeva I.B. Terminologicheskij slovar' po korrekcionnoj pedagogike i special'noj psihologii. Krasnoyarsk, 2018.

4. Itel'son L.B. Sovremennye problemy psihologii obucheniya. Vladimir, 1972.

5. Radina N.K. Resocializaciya i adaptaciya vypusknikov detskih domov iinternatov: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod. 2014.

6. Brutman V.I. Protivorechiya, problemy i perspektivy razvitiya sistemy social'noj zaschity detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Siroty Rossii: problemy, nadezhdy, buduschee: sbornik nauchnyh statej. Moskva - Syktyvkar, 2014.

7. Asil'derova M.M. Riski i problemy socializacii detej v sovremennoj sem'e. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 270 - 272.

8. Yavbatyrova B.G., Mamaeva S.M. Stil' adaptacii k novym usloviyam uchebnoj deyatel'nosti (na materiale issledovaniya mladshih shkol'nikov i podrostkov). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 45 - 47.

9. Agaragimova V.K., Gadzhimagomedova T.G., Ibragimova R.Yu. Razvitie samoocenki detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak faktor podgotovki k obucheniyu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 254 - 255.

10. Agaragimova V.K., Aslanbekova A.H., Magomedova A.N. Strukturno-korrekcionnyj podhod v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 256 - 257.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 371

Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia)

Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: burliyat76@yandex.ru

Kodochieva P.M., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE SOCIALIZATION OF ORPHAN CHILDREN IN BOARDING INSTITUTIONS. The article discusses the pedagogical conditions for the effective socialization of orphans in residential institutions. Effective socialization in the boarding school can be achieved by constructing the personality of the pupil, who has basic social competence. The development of social and domestic skills is an urgent task in the sphere of social adaptation of graduates of residential institutions. Temporary visits to ordinary families are an effective means. It is concluded that the socialization of orphans in residential institutions is a complex process, where it is important to create pedagogical conditions for the acquisition of elementary social and domestic skills by orphans. One of the effective pedagogical conditions for the socialization of such children can be in a foster family, which plays the role of a kind of social adapter - on the one hand, it changes the social conditions to which it is required to adapt, and on the other hand, it forms qualities in the graduate of the boarding school necessary for their future life.

Key words: socialization, orphans, pedagogical conditions, boarding-type institutions.

М.М. Асильдерова, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: burliyat76@yandex.ru

П.М. Кодочиева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» г. Махачкала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье рассматриваются педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Результативная социализация в интернате может быть достигнута путем конструирования личности воспитанника, который обладает базовой социальной компетентностью. Актуальной задачей в сфере социальной адаптации выпускников интернатных учреждений выступает развитие социально-бытовых навыков. Действенным средством является временное посещение обычных семей. Сделан вывод о том, что социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа -сложный процесс, где важно создать педагогические условия для приобретения детьми-сиротами элементарных социально-бытовых навыков. Одним из эффективных педагогических условий для социализации таких детей может быть нахождение в патронатной семье, которая играет роль своеобразного социального адаптера: с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой - формирует у выпускника интернатного учреждения качества, необходимые для жизни.

Ключевые слова: социализация, дети-сироты, педагогические условия, учреждения интернатного типа.

Эффективная социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа является на сегодняшний день актуальной проблемой. Значимым аспектом выступает результативная организация социально-педагогической деятельности

с выпускниками интернатных учреждений, так как они, выходя из интернатного учреждения, не готовы жить самостоятельно. Не могут практически применить знания, полученные еще в интернате, жить в социуме, не готовы к жизненным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.