ных родительской опеки, в границах которых различно построена система формирования и развития социально-бытовых навыков: программы социальной адаптации детей-сирот, программы социальной адаптации в колледжах, сопро-
Библиографический список
вождаемое проживание, клуб выпускников интернатных учреждений, развитие социально-бытовых навыков в патронатной семье, среди которых последняя модель является самой результативной.
1. Статистика сиротства в России. Данные Росстата. Available at: http://www. rosstatistika.ru
2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: монография. Москва, 2015.
3. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. Красноярск, 2018.
4. Ительсон Л.Б. Современные проблемы психологии обучения. Владимир, 1972.
5. Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов: учебное пособие. Нижний Новгород. 2014.
6. Брутман В.И. Противоречия, проблемы и перспективы развития системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Сироты России: проблемы, надежды, будущее: сборник научных статей. Москва - Сыктывкар, 2014.
7. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.
8. Явбатырова Б.Г., Мамаева С.М. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 45 - 47.
9. Агарагимова В.К., Гаджимагомедова Т.Г, Ибрагимова РЮ. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к обучению в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
10. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Структурно-коррекционный подход в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
References
1. Statistika sirotstva v Rossii. Dannye Rosstata. Available at: http://www/.rosstatistika.ru
2. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost': monografiya. Moskva, 2015.
3. Agaeva I.B. Terminologicheskijslovar'po korrekcionnojpedagogike ispecial'nojpsihologii. Krasnoyarsk, 2018.
4. Itel'son L.B. Sovremennyeproblemypsihologiiobucheniya. Vladimir, 1972.
5. Radina N.K. Resocializaciya i adaptaciya vypusknikov detskih domov iinternatov: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod. 2014.
6. Brutman V.I. Protivorechiya, problemy i perspektivy razvitiya sistemy social'noj zaschity detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Siroty Rossii: problemy, nadezhdy, buduschee: sbornik nauchnyh statej. Moskva - Syktyvkar, 2014.
7. Asil'derova M.M. Riski i problemy socializacii detej v sovremennoj sem'e. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 270 - 272.
8. Yavbatyrova B.G., Mamaeva S.M. Stil' adaptacii k novym usloviyam uchebnoj deyatel'nosti (na materiale issledovaniya mladshih shkol'nikov i podrostkov). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 45 - 47.
9. Agaragimova V.K., Gadzhimagomedova T.G., Ibragimova R.Yu. Razvitie samoocenki detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak faktor podgotovki k obucheniyu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
10. Agaragimova V.K., Aslanbekova A.H., Magomedova A.N. Strukturno-korrekcionnyj podhod v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
Статья поступила в редакцию 05.04.21
УДК 371
Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia)
Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kodochieva P.M., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE SOCIALIZATION OF ORPHAN CHILDREN IN BOARDING INSTITUTIONS. The article discusses the pedagogical conditions for the effective socialization of orphans in residential institutions. Effective socialization in the boarding school can be achieved by constructing the personality of the pupil, who has basic social competence. The development of social and domestic skills is an urgent task in the sphere of social adaptation of graduates of residential institutions. Temporary visits to ordinary families are an effective means. It is concluded that the socialization of orphans in residential institutions is a complex process, where it is important to create pedagogical conditions for the acquisition of elementary social and domestic skills by orphans. One of the effective pedagogical conditions for the socialization of such children can be in a foster family, which plays the role of a kind of social adapter - on the one hand, it changes the social conditions to which it is required to adapt, and on the other hand, it forms qualities in the graduate of the boarding school necessary for their future life.
Key words: socialization, orphans, pedagogical conditions, boarding-type institutions.
М.М. Асильдерова, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
П.М. Кодочиева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» г. Махачкала
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
В статье рассматриваются педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Результативная социализация в интернате может быть достигнута путем конструирования личности воспитанника, который обладает базовой социальной компетентностью. Актуальной задачей в сфере социальной адаптации выпускников интернатных учреждений выступает развитие социально-бытовых навыков. Действенным средством является временное посещение обычных семей. Сделан вывод о том, что социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа -сложный процесс, где важно создать педагогические условия для приобретения детьми-сиротами элементарных социально-бытовых навыков. Одним из эффективных педагогических условий для социализации таких детей может быть нахождение в патронатной семье, которая играет роль своеобразного социального адаптера: с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой - формирует у выпускника интернатного учреждения качества, необходимые для жизни.
Ключевые слова: социализация, дети-сироты, педагогические условия, учреждения интернатного типа.
Эффективная социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа является на сегодняшний день актуальной проблемой. Значимым аспектом выступает результативная организация социально-педагогической деятельности
с выпускниками интернатных учреждений, так как они, выходя из интернатного учреждения, не готовы жить самостоятельно. Не могут практически применить знания, полученные еще в интернате, жить в социуме, не готовы к жизненным
трудностям. Все это приводит к тому, что выпускник интернатного учреждения замыкается в себе, становится как бы «социально исключен» из общества, и, как следствие, возникает агрессия, а зачастую - девиантное поведение. Жизнь и воспитание в замкнутом пространстве интерната выступают следствием того, что выпускники в самостоятельной жизни могут проявлять иждивенчество, у них недоразвито понятие собственности, они не могут организовать ведение собственного домашнего хозяйства. Бытовые навыки и умения, необходимые взрослой личности, также неразвиты, выпускники не умеют готовить, чинить одежду, чистить обувь, стирать и гладить белье. Даже в уборке собственного жилья, где все просто, выпускники интернатных учреждений претерпевают некоторые трудности.
Процесс протекания социализации детей и подростков-сирот, находящихся в интернате, и его характерные особенности описаны в работах И.Н. Андреевой [1], И.Ф. Дементьевой [2], Н.В. Прусовой [3], Л.К. Сидоровой [4], А.Ю. Нестерова [5] и др. Согласно их исследованиям, результативная социализация в интернате может быть достигнута путем конструирования личности воспитанника, который обладает базовой социальной компетентностью. Между тем, как показывает практика, выпускники интернатных учреждений часто не умеют организовать свой быт, защиту своих прав, наладить взаимодействие с людьми, часто становятся объектами преступного мира. Поэтому актуальной задачей в сфере социальной адаптации выпускников интернатных учреждений выступает развитие социально-бытовых навыков. Действенным средством является временное посещение обычных семей. Подобную работу необходимо начинать с дошкольного периода пребывания ребёнка и вплоть до его выпуска [6 - 8].
Цель пребывания выпускников интернатных учреждений в семье - формирование и развитие социально-бытовых навыков в максимально естественных условиях. В соответствии с программой были разработаны педагогические условия и методические рекомендации для семей, принимающих выпускников: с чего начинать работу, как ее выстраивать, как завершать. Структура каждого занятия с выпускником интернатного учреждения, посещаемого семью, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя беседу, наблюдение, рассказ с использованием наглядных пособий. Опыт проведения социально-бытовых занятий показал, что получатели не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но практически выполнить её. Здесь необходимо найти оптимальный путь овладения этими навыками: объяснение подкрепляем картами, схемами действия, последовательности. Практическая часть занятия состоит из блоков: применение полученных теоретических знаний на практике в семье; экскурсии-практикумы по городу, магазинам и учреждениям.
В практической части взрослый член семьи демонстрирует выпускнику интернатного учреждения выполнение определённых приёмов по изучаемому материалу. Затем выпускники интернатных учреждений проводят самостоятельные работы по отработке теоретических приёмов на практике. Взрослый член семьи наблюдает за выполнением практических действий, оказывает стимулирующую или направляемую помощь для преодоления затруднений у выпускника интернатного учреждения при необходимости или частично. Основная роль взрослого члена семьи - обучающая, т.е. сделать что-то вместе с выпускником интернатного учреждения, а затем предоставить ему самому эту возможность. В конце каждого занятия реализуется заключительная часть с подведением итогов и определения результативности обучения данной теме. В зависимости успеха или не успеха усвоения материала занятия корректируются. Разберем более подробно каждый этап:
1. Формирование навыка планирования личного бюджета. Этот раздел программы включает умение обращаться с деньгами, учитывать свои доходы и планировать расходы. Обучение навыкам обращения с деньгами следует начинать с теоретической части, которая состоит из коротких рассказов и бесед с выпускником интернатного учреждения на темы «Личные доходы и расходы», «Экономика семьи. Что это такое?». Если семья ведет ежемесячный учет семейных доходов и расходов, следует продемонстрировать таблицы учета с применением денежных знаков, показать, какой доход получает семья, как расходует денежные средства (коммунальные расходы, питание, нужды членов семьи). Обязательное внимание надо обратить на то, что часть доходов семьи откладывается с целью сформировать «подушку безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств, накопить определенную сумму на отдых, приобретение крупных покупок и т.д.
Технологическая часть обучения состоит из упражнений, выполняемых выпускником интернатного учреждения по учету его доходов и расходов. Он все должен записывать в специальную тетрадь, лучше - в табличном варианте. Колонка - доходы, колонка - расходы. Следить за тем, чтобы доходы не превышали расходов. Также надо проводить совместные экскурсии в центр приема платежей, сначала вместе с наставником, а затем выпускник интернатного учреждения должен самостоятельно осуществлять платежи, например, коммунальные. Ему следует объяснить понятие экономии денежных средств, нужность и ненужность покупок, затем совместно с выпусником сходить в магазин за покупками, в процессе выбора повторить объяснения и предоставить ему осуществить покупки самому и проконтролировать экономию денежных средств.
Оценка и обратная связь состоит в самостоятельном ведении учета денежных средств и периодическом контроле со стороны семьи.
2. Приобретение бытовых навыков (приготовление пищи).
Обучение приготовлению пищи целесообразно начинать с теоретической части, с рассказов о пользе здорового питания, алгоритм занятий и применяемые методы указаны выше. Выпускникам интернатных учреждений следует рассказать о важности регулярного питания, вариативности собственной еды (еда должна быть не только питательна и полезна, но и разнообразна). Бытовая техника существенно облегчает процесс приготовления пищи. Выпускникам интернатных учреждений следует продемонстрировать, какая бывает бытовая техника, используемая на кухне, объяснить, как нужно пользоваться, мультиваркой, миксером, блендером и т.д.
Технологическая часть занятий по приготовлению пищи состоит из мастер-классов, совместной деятельности (приготовления блюда, например, борща), разработки режима питания для конкретного выпускника интернатного учреждения. Технологическую часть целесообразно начинать с наблюдения. Сначала хозяйка в присутствии выпускника готовит простые блюда: овощной салат, макароны, картошку. Попутно сопровождает процесс словесным объяснением: какие продукты использует, в каких пропорциях, показывая шаг за шагом, как надо готовить. Затем выпускник интернатного учреждения оказывает хозяйке помощь в мелких операциях при приготовлении (почистить овощи, порезать, помыть и т.д.). Каждое свое действие хозяйка сопровождает словесной инструкцией. Далее какой-либо этап в приготовлении блюда можно поручить выпускнику, хозяйка при этом наблюдает, контролирует, поправляет. Затем он сам готовит несложное блюдо под контролем хозяйки. Здесь очень важен момент одобрения, за любое правильное действие следует хвалить. Проявлять терпение, когда что-либо не получается. И повторять многократно, до тех пор, пока не получится. В конце занятий в данном блоке формирования социально-бытовых навыков следует проводить оценку умений учащегося.
3. Транспорт. Торговля. Связь. Банк. Поликлиника. При прохождении данного раздела обучение также следует начинать с теоретической части, следует проводить короткие рассказы о назначении магазинов, почты, банка. Обращать на них внимание на совместных прогулках. Если семья владеет навыками проведения сюжетно-ролевых игр, то можно вместе с родными детьми и выпускником интернатного учреждения поиграть в игры: «Торговый центр», «Магазин», «Аптека, «Банк» и т.д.
Технологическая часть состоит из совместных экскурсий на почту (получить письмо), в банк (запалить за квартиру). Во время таких экскурсий взрослый член семьи рассказом сопровождает свои действия, а также показывает, как надо обращаться к сотрудникам банка, почты, аптеки, как пользоваться электронными терминалами, как попросить помощи, если что-либо не получается. В дальнейшем ребятам можно давать мелкие поручения (получить письмо, на почте купить газету и т.д.). Опишем алгоритм обучения посещения объектов социального назначения на примере магазина. Походы в магазин с взрослыми членами семьи по графику эффективно тренируют навыки использования денег, которые отрабатываются с использованием простого алгоритма: 1. Составление списка покупок. 2. Подготовка к походу в магазин. 3. Схема действий в магазине следующая: корзинка - выбор продуктов по списку - расчет на кассе - упаковка продуктов.
Взрослые члены семьи могут предложить выпускнику интернатного учреждения два уровня ответственности при осуществлении покупок в магазине: первый уровень - выбор и оплата продуктов в сопровождении взрослого; второй уровень - самостоятельный выбор продуктов по списку, оплата продуктов в сопровождении взрослого. Схема действий после посещения магазина: распаковать продукты и поместить их дома в места хранения. Обратная связь и оценка усвоения навыка состоит из самостоятельного выбора и самостоятельной оплаты продуктов, взрослый находится рядом возле кассы (или может проконсультировать по телефону); в качестве закрепления - самостоятельность совершения покупок в виде домашнего задания и затем последующего контроля.
4. Жилище. Одежда. Обувь (стирка, утюжение, чистка обуви, мелкий ремонт). Уборка - неотъемлемый элемент обучения самостоятельной жизни человека. Теоретическая часть по данному разделу программы состоит из коротких рассказов о здоровье, необходимости чистоты в доме, ухода за одеждой и обувью. Можно посмотреть с обучающимися короткие видео, а также поучительное художественное кино. Семья осуществляет распределение обязанностей, обучение простым алгоритмам работы с инструментами и материалами для уборки, взаимопомощи и взаимоконтролю.
Для каждой отдельной операции по уборке взрослыми членами семьи вырабатывается и фиксируется в виде пиктограмм собственный алгоритм действий.
Технологическая часть обучения состоит из мастер-классов по уборке жилья, стирке и глажению одежды, чистки обуви. Сначала выпускник интернатного учреждения наблюдает, как взрослые члены семьи убирают квартиру, затем помогает, выполняя мелкие поручения (отнеси на место, смени воду, полей цветы). Затем сам осуществляет какую-либо часть уборки под контролем взрослого члена семьи. Навык многократно повторяется и закрепляется до тех пор, пока выпускник самостоятельно не научится убирать квартиру. Тот же алгоритм действует при обучении другим навыкам: гладить одежду, сортировать белье для стирки, чистить обувь, пришивать пуговицы.
Оценка усвоения навыка состоит в полностью самостоятельном выполнении уборки квартиры и ухода за одеждой и обувью. Если выпускник интернатного учреждения все самостоятельно и качественно выполнил, значит, навык усвоен.
6. Пользование бытовой техникой (мелкий ремонт)
Для выпускников интернатных учреждений сложно освоить правила пользования бытовой техникой. Теоретическая часть этого раздела программы состоит из коротких лекций о том, что представляет собой бытовая техника, для чего применяется. Это происходит с помощью обучающего видео. Целесообразно сначала организовать наблюдение. В присутствие подопечного использовать микроволновку, мультиварку, кофеварку, поясняя, для чего они нужны и как работают. Можно рядом с каждым прибором поместить небольшую схему: например, открыть дверь микроволновки, поставить тарелку с едой, закрыть дверь, включить микроволновку, задать программу, дождаться звукового сигнала, открыть дверь, взять тарелку, закрыть дверь.
Библиографический список
Технологическая часть состоит в том, что под контролем взрослого члена семьи выпускник сначала выполняет отдельные звенья алгоритма, взрослый объясняет, помогает, направляет, а затем и подопечный самостоятельно применяет весь алгоритм действий. Оценка усвоения навыка состоит в том, что выпускник интернатного учреждения самостоятельно готовит еду с помощью микро-волновки, стирает белье в стиральной машине, самостоятельно чистит фильтры в технике и т.д.
Итак, социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа - сложный процесс, где важно создать педагогические условия для приобретения детьми-сиротами элементарных социально-бытовых навыков. Одним из эффективных педагогических условий социализации таких детей может быть нахождение в патронатной семье, которая играет роль своеобразного социального адаптера: с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой - формирует у выпускника интернатного учреждения качества, необходимые для жизни.
1. Андреева ГМ. Социальная психология, учебник для вузов. Москва, 2014.
2. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: учебное пособие. Москва, 2014.
3. Прусова Н.В. Особенности социализации и адаптации в обществе выпускников коррекционных интернатов для детей-сирот, имеющих нарушения психического здоровья. Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Москва, 2016.
4. Сидорова Л.К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. Москва, 2013.
5. Нестеров А.Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений: на примере Кемеровской области. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2012.
6. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.
7. Агарагимова В.К., Гаджимагомедова Т.Г, Ибрагимова РЮ. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к обучению в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
8. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Структурно-коррекционный подход в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
References
1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2014.
2. Dement'eva I.F. Socializaciya detej vsem'e: uchebnoe posobie. Moskva, 2014.
3. Prusova N.V. Osobennosti socializacii i adaptai v obschestve vypusknikov korrekcionnyh internatov dlya detej-sirot, imeyuschih narusheniya psihicheskogo zdorov'ya. Sociologicheskie 'etyudy: sbornik statej aspirantov. Moskva, 2016.
4. Sidorova L.K. Programma social'nogo vospitaniya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.
5. Nesterov A.Yu. Specifika processa socializacii detej-sirot v sisteme municipal'nyh internatnyh uchrezhdenij: na primere Kemerovskoj oblasti. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2012.
6. Asil'derova M.M. Riski i problemy socializacii detej v sovremennoj sem'e. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 270 - 272.
7. Agaragimova V.K., Gadzhimagomedova T.G., Ibragimova R.Yu. Razvitie samoocenki detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak faktor podgotovki k obucheniyu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
8. Agaragimova V.K., Aslanbekova A.H., Magomedova A.N. Strukturno-korrekcionnyj podhod v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
Статья поступила в редакцию 05.04.21
УДК 37.03
Boeva I.V., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT LEARNERS. The article discusses the effectiveness of the use of modern pedagogical technologies to increase the motivation for adult learners to learn foreign languages. It defines such concepts as "SMART education", "pedagogical technology". The article gives an example of the use of the Internet site https://aprenderespanol.org/ in teaching a foreign language to adult listeners using the example of Spanish. The role of the use of Internet resources together with traditional teaching methods is analysed. The role of the language teacher as a facilitator directing learners to independent activities is explained. The author concludes that today a foreign language teacher has a lot of opportunities to make the learning process more diverse, interesting and effective. To properly organize his learning process, the teacher needs to constantly develop himself, be aware of all the innovations, analyze the reliability of information, discuss with students possible ways of self-work.
Key words: new information technologies, innovative approaches, adult learners, Internet resources, pedagogical technologies, SMART education, Spanish.
И.В. Боева, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается эффективность использования современных педагогических технологий для повышения мотивации к обучению иностранным языкам взрослых слушателей. Дается определения таким понятиям, как «смарт-образование», «педагогическая технология». В статье приводится пример использования интернет-сайта https://aprenderespanol.org/ при обучении иностранному языку взрослых слушателей на примере испанского языка. Анализируется роль использования интернет-ресурсов в комплексе с традиционными методами обучения. Раскрывается роль преподавателя языковых занятий как координатора, направляющего обучающихся на самостоятельную деятельность. Автор делает вывод о том, что на сегодняшний день преподаватель иностранного языка имеет массу возможностей для того, чтобы сделать процесс обучения разнообразнее, интереснее и эффективнее. Для правильной организации своего учебного процесса преподавателю необходимо постоянно развиваться самому, быть в курсе всех новшеств, анализировать достоверность информации, обсуждать с обучающимися возможные способы самостоятельной работы.
Ключевые слова: новые информационные технологии, инновационные подходы, взрослые слушатели, интернет-ресурсы, педагогические технологии, смарт-образование, испанский язык.