Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые информационные технологии / инновационные подходы / взрослые слушатели / интернет-ресурсы / педагогические технологии / смарт-образование / испанский язык / new information technologies / innovative approaches / adult learners / Internet resources / pedagogical technologies / SMART education / Spanish

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Боева

В статье рассматривается эффективность использования современных педагогических технологий для повышения мотивации к обучению иностранным языкам взрослых слушателей. Дается определения таким понятиям, как «смарт-образование», «педагогическая технология». В статье приводится пример использования интернет-сайта https://aprenderespañol.org/ при обучении иностранному языку взрослых слушателей на примере испанского языка. Анализируется роль использования интернет-ресурсов в комплексе с традиционными методами обучения. Раскрывается роль преподавателя языковых занятий как координатора, направляющего обучающихся на самостоятельную деятельность. Автор делает вывод о том, что на сегодняшний день преподаватель иностранного языка имеет массу возможностей для того, чтобы сделать процесс обучения разнообразнее, интереснее и эффективнее. Для правильной организации своего учебного процесса преподавателю необходимо постоянно развиваться самому, быть в курсе всех новшеств, анализировать достоверность информации, обсуждать с обучающимися возможные способы самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT LEARNERS

The article discusses the effectiveness of the use of modern pedagogical technologies to increase the motivation for adult learners to learn foreign languages. It defines such concepts as “SMART education”, “pedagogical technology”. The article gives an example of the use of the Internet site https://aprenderespanol.org/ in teaching a foreign language to adult listeners using the example of Spanish. The role of the use of Internet resources together with traditional teaching methods is analysed. The role of the language teacher as a facilitator directing learners to independent activities is explained. The author concludes that today a foreign language teacher has a lot of opportunities to make the learning process more diverse, interesting and effective. To properly organize his learning process, the teacher needs to constantly develop himself, be aware of all the innovations, analyze the reliability of information, discuss with students possible ways of self-work.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ»

Оценка усвоения навыка состоит в полностью самостоятельном выполнении уборки квартиры и ухода за одеждой и обувью. Если выпускник интернатного учреждения все самостоятельно и качественно выполнил, значит, навык усвоен.

6. Пользование бытовой техникой (мелкий ремонт)

Для выпускников интернатных учреждений сложно освоить правила пользования бытовой техникой. Теоретическая часть этого раздела программы состоит из коротких лекций о том, что представляет собой бытовая техника, для чего применяется. Это происходит с помощью обучающего видео. Целесообразно сначала организовать наблюдение. В присутствие подопечного использовать микроволновку, мультиварку, кофеварку, поясняя, для чего они нужны и как работают. Можно рядом с каждым прибором поместить небольшую схему: например, открыть дверь микроволновки, поставить тарелку с едой, закрыть дверь, включить микроволновку, задать программу, дождаться звукового сигнала, открыть дверь, взять тарелку, закрыть дверь.

Библиографический список

Технологическая часть состоит в том, что под контролем взрослого члена семьи выпускник сначала выполняет отдельные звенья алгоритма, взрослый объясняет, помогает, направляет, а затем и подопечный самостоятельно применяет весь алгоритм действий. Оценка усвоения навыка состоит в том, что выпускник интернатного учреждения самостоятельно готовит еду с помощью микро-волновки, стирает белье в стиральной машине, самостоятельно чистит фильтры в технике и т.д.

Итак, социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа - сложный процесс, где важно создать педагогические условия для приобретения детьми-сиротами элементарных социально-бытовых навыков. Одним из эффективных педагогических условий социализации таких детей может быть нахождение в патронатной семье, которая играет роль своеобразного социального адаптера: с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой - формирует у выпускника интернатного учреждения качества, необходимые для жизни.

1. Андреева ГМ. Социальная психология, учебник для вузов. Москва, 2014.

2. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: учебное пособие. Москва, 2014.

3. Прусова Н.В. Особенности социализации и адаптации в обществе выпускников коррекционных интернатов для детей-сирот, имеющих нарушения психического здоровья. Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Москва, 2016.

4. Сидорова Л.К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. Москва, 2013.

5. Нестеров А.Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений: на примере Кемеровской области. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2012.

6. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.

7. Агарагимова В.К., Гаджимагомедова Т.Г, Ибрагимова РЮ. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к обучению в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 254 - 255.

8. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Структурно-коррекционный подход в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 256 - 257.

References

1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2014.

2. Dement'eva I.F. Socializaciya detej vsem'e: uchebnoe posobie. Moskva, 2014.

3. Prusova N.V. Osobennosti socializacii i adaptai v obschestve vypusknikov korrekcionnyh internatov dlya detej-sirot, imeyuschih narusheniya psihicheskogo zdorov'ya. Sociologicheskie 'etyudy: sbornik statej aspirantov. Moskva, 2016.

4. Sidorova L.K. Programma social'nogo vospitaniya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.

5. Nesterov A.Yu. Specifika processa socializacii detej-sirot v sisteme municipal'nyh internatnyh uchrezhdenij: na primere Kemerovskoj oblasti. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2012.

6. Asil'derova M.M. Riski i problemy socializacii detej v sovremennoj sem'e. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 270 - 272.

7. Agaragimova V.K., Gadzhimagomedova T.G., Ibragimova R.Yu. Razvitie samoocenki detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak faktor podgotovki k obucheniyu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 254 - 255.

8. Agaragimova V.K., Aslanbekova A.H., Magomedova A.N. Strukturno-korrekcionnyj podhod v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 256 - 257.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 37.03

Boeva I.V., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: inchita@yandex.ru

INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT LEARNERS. The article discusses the effectiveness of the use of modern pedagogical technologies to increase the motivation for adult learners to learn foreign languages. It defines such concepts as "SMART education", "pedagogical technology". The article gives an example of the use of the Internet site https://aprenderespanol.org/ in teaching a foreign language to adult listeners using the example of Spanish. The role of the use of Internet resources together with traditional teaching methods is analysed. The role of the language teacher as a facilitator directing learners to independent activities is explained. The author concludes that today a foreign language teacher has a lot of opportunities to make the learning process more diverse, interesting and effective. To properly organize his learning process, the teacher needs to constantly develop himself, be aware of all the innovations, analyze the reliability of information, discuss with students possible ways of self-work.

Key words: new information technologies, innovative approaches, adult learners, Internet resources, pedagogical technologies, SMART education, Spanish.

И.В. Боева, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: inchita@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается эффективность использования современных педагогических технологий для повышения мотивации к обучению иностранным языкам взрослых слушателей. Дается определения таким понятиям, как «смарт-образование», «педагогическая технология». В статье приводится пример использования интернет-сайта https://aprenderespanol.org/ при обучении иностранному языку взрослых слушателей на примере испанского языка. Анализируется роль использования интернет-ресурсов в комплексе с традиционными методами обучения. Раскрывается роль преподавателя языковых занятий как координатора, направляющего обучающихся на самостоятельную деятельность. Автор делает вывод о том, что на сегодняшний день преподаватель иностранного языка имеет массу возможностей для того, чтобы сделать процесс обучения разнообразнее, интереснее и эффективнее. Для правильной организации своего учебного процесса преподавателю необходимо постоянно развиваться самому, быть в курсе всех новшеств, анализировать достоверность информации, обсуждать с обучающимися возможные способы самостоятельной работы.

Ключевые слова: новые информационные технологии, инновационные подходы, взрослые слушатели, интернет-ресурсы, педагогические технологии, смарт-образование, испанский язык.

В последнее десятилетие проблема обучения взрослых становится наиболее актуальной в условиях непрерывного внедрения инновационных технологий в различные сферы деятельности человека. Это является необходимым условием развития современного общества. В периодических и научных изданиях все чаще встречаются такие термины, как инноватика, инновационный подход, инновационные процессы. Смарт-образование и смарт-технологии - это новые термины, которые все чаще обсуждаются в образовательной среде. Цель статьи - рассмотреть проблему поиска новых способов и приемов повышения мотивации взрослых слушателей к обучению иностранных языков, определить круг основных медиаресурсов, способствующих эффективному овладении речевых навыков обучающихся. А также дать определение понятиям «новое», «смарт-об-разование», «педагогические технологии».

Инновационная деятельность - «одно из основных понятий современной педагогики, связанное с созданием новой практики образования» (И.А. Колесникова, A.M. Саранов, В.А. Сластенин, М.А. Петренко, Н.Р Юсуфбекова и др.) [1].

Дадим определение понятию «новое». В общепринятом представлении -это «впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое» [2].

Мы живем в эпоху стремительных перемен. Эти изменения происходят и в образовании. Они охватывают весь учебный процесс. Успешными в своей области становятся те специалисты, которые осознают тенденцию постоянного изменения. Они стремятся идти в ногу со временем, не отставая от темпа жизни. В область изучения иностранных языков внедрились современные технологии сразу и теперь являются постоянным элементом языковых занятий. Процесс обучения иностранному языку - это система методов и приемов обучения, направленных на развитие коммуникативных знаний учащегося. Отсюда следует появление новых методов и форм обучения и их внедрение в учебный процесс. Использование инновационных подходов и технологий актуализирует эффективное овладение иностранным языком. На занятиях, где постоянно используются интернет ресурсы, позволяющие в режиме реального времени слушать носителя языка (такие как YOUTUBE, например), усвоение языка и развитие речевых навыков и аудиовизуальных умений у обучающихся происходит намного быстрее и ненавязчивее. Главной задачей в обучении иностранному языку является развитие коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся.

Изучение иностранного языка - это достаточно трудоемкий процесс, требующий больших энергетических затрат. В силу психолого-возрастных особенностей взрослые слушатели нередко испытывают трудности в усвоении иностранного языка. В этой связи у них снижается мотивация. Они чувствуют себя некомфортно, им трудно сосредоточиться. Монотонное заучивание и проговари-вание лексического материала не дает стойкого результата. Благодаря использованию современных источников в процессе обучения взрослые обучающиеся становятся мотивированнее, у них пробуждается интерес к учебе и желание поскорее заговорить на изучаемом языке. По мере того, как они слушают в он-лайн-режиме носителей языка, у них развиваются аудиовизуальные умения, и они постепенно осознают, что стали понимать сначала отдельные слова, а потом и целые реплики. Коммуникационные навыки развиваются быстрее, и это делает процесс обучения интересным, ненавязчивым и легким.

Дадим определение понятию «педагогическая технология». «Это совокупность приемов, область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса» [3].

Дополняя традиционные методы обучения, которые, несмотря на «циф-ровизацию образования», являются основополагающими в процессе обучения, современные педагогические технологии способствуют формированию коммуникативных навыков общения на иностранном языке, раскрывают творческий потенциал взрослого слушателя, помогают повысить интерес к изучаемому языку.

С внедрением компьютера в процесс обучения иностранным языкам появились такие понятия, как «компьютерное обучение иностранным языкам», «компьютерная лингводидактика» и др. Доступ к иноязычным источникам способствует разнообразию учебного процесса, созданию аутентичной языковой среды, благоприятствует межличностному общению взрослых обучающихся. Применение интерактивных ресурсов способствует интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Благодаря применению в обучении иностранным языкам мультимедийных ресурсов ускоряется процесс овладения обучающегося речевыми навыками, а общение с преподавателем через сеть Интернет повышает уровень самообразования обучающихся.

Приведем пример некоторых мобильных приложений, которые всегда под рукой, оттесняющих книжный контент на второй план:

- универсальные (Babbel, iLingo, Busuu, Lingvist и др.);

- приложения для тренировки и пополнения словарного запаса (Palabra Perfecta, Español: Leer y Escucha™ др.);

- приложения с грамматическим содержанием (Aprender español, Gramática española completo, Gramática Básica Española и др.);

- приложения для просмотра различных видеороликов на самые разные темы, которые можно просматривать с титрами (Dr.Video, LingoTube, YouTube и др.);

- новостные приложения (MobilTV, Clan TRVE , RTVE Noticias и др.);

- приложения-словари (Diccionario español, Dictionario RAE y ASALE (DELE), LINGVO, Multitran и др.);

- приложения-переводчики (Reverso Context, Google Translate, iTranslate и ДР.) [4].

Итак, очевидно, что люди стали учиться совершенно иначе. Свободный доступ к интернет-ресурсам, использование гаджетов, мобильных приложений намного упрощает получение новых знаний. Чтобы научиться чему-то новому, нет необходимости выходить из дома. Достаточно подключиться к интернет-сети, где в свободном доступе предоставлено огромное количество видеоматериалов, статей на любую интересующую тему. Информация стала общедоступной. Однако человеческий мозг неспособен освоить такой поток информации, тем более что информация из Интернета зачастую дублируется и не может быть всегда достоверной.

Повышение эффективности обучения становится осознанной необходимостью. На смену сочетания традиционного образования с электронным обучением приходит смарт-образование. Рассмотрим подробнее, что это такое.

«Смарт означает «умный», а смарт-образование - это автоматизированный, управляемый и доступный из любой точки образовательный процесс», - такое определение данному понятию дает Махотин Д.М. «Смарт-об-разование» - это «умные» системы, «умные» среды и «умные» производства». Смарт-образование является совершенно новой образовательной средой. Осуществление образовательной деятельности проходит в Интернете. Между преподавателями и студентами реализуется обмен информацией на основе общих стандартов, технологий и соглашений; «объединение усилий преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода от пассивного контента к активному» [5].

Н.В. Днепровская, Е.А. Янковская, И.В. Шевцова в своем исследовании достаточно широко описывают данное понятие: «Смарт - это свойство системы или процесса, которое проявляется во взаимодействии с окружающей средой и наделяет системы и/или процесс способностью к:

- незамедлительному реагированию на изменения во внешней среде;

- адаптации к трансформирующимся условиям;

- самостоятельному развитию и самоконтролю;

- эффективному достижению результата» [6, с 15].

Возможности использования интернет-ресурсов безграничны. Они могут быть использованы на всех этапах обучения иностранному языку. Как было сказано выше, использование интернет-контента может оказать и обратный эффект, так как тот поток информации, в который погружается обучающийся, не всегда оказывается достоверным. Следовательно, необходимо обладать умением анализировать языковой материал. Здесь уместно сказать о роли преподавателя. Он выступает в роли координатора учебного процесса, направляет и организует обучающегося.

При помощи онлайн-ресурсов предоставляется возможность:

- пополнять словарный запас новыми лексическими единицами;

- использовать языковой онлайн-материл в содержании занятия;

- формировать языковую компетенцию на базе аутентичного материала;

- знакомиться с традициями и культурой страны изучаемого языка;

- развивать навыки чтения;

- улучшать навыки аудирования [7, с. 34].

Итак, как уже было сказано, использование онлайн-ресурсов возможно на всех этапах обучения. Среди многообразия веб-сайтов приведем пример использования сайта https://aprenderespanol.org/. Он подходит для изучающих испанский язык на начальном этапе. Здесь представлено большое количество грамматических упражнений для самостоятельного закрепления усвоенного материала. Кроме того, для улучшения навыков чтения на сайте размещены несложные адаптированные тексты, что дает возможность обучающимся пополнить свой словарный запас.

Наибольший интерес представляют обучающие видеоролики, способствующие поэтапному освоению речевого материала. На примере данного видеоматериала рассмотрим, как можно его использовать на занятиях. На этапе «предпросмотра» преподаватель раздает слушателям заранее подготовленные методические разработки с лексическим материалом. Обучающие знакомятся с новой лексикой. Далее начинается просмотр учебного видеоролика. При первом просмотре ролика взрослые слушатели стараются понять общий смысл услышанного. При втором прослушивании преподаватель останавливает ролик для отработки наиболее сложных для лучшего понимания реплик. При этом обучающиеся должны постараться воспроизвести услышанную реплику. На этапе «постпросмотра» преподаватель задает вопросы: «Кто? Что? Где?» и т.д. и на завершающем этапе обучающиеся зачитывают вслух заранее подготовленный преподавателем текст прослушанного видеоролика. Далее проводится работа в парах. Обучающиеся должны воспроизвести прослушанный и проработанный материал в диалогической форме. В качестве домашнего задания остается лишь закрепление лексического материала и самостоятельный просмотр ролика и про-говаривание вслух всех ключевых аутентичных реплик носителей языка.

Еще несколько десятилетий назад не представлялось возможным слушать носителя языка в режиме реального времени, но на сегодняшний день благодаря современным технологиям это становится повсеместным в преподавании иностранных языков. Это способствует быстрому овладению речевыми навыками

иностранного языка. На данном этапе развития уже невозможно представить образование без использования гаджетов в новых подходах преподавания. В условиях постоянно меняющего мира смарт-образование способствует расширению возможностей развития личности. Однако следует упомянуть, что применение информационных технологий в образовании имеет вспомогательный характер. Сегодня требуется комплексный подход в образовании с использованием традиционного подхода и интернет-обучения. Общение преподавателя с аудиторией является неотъемлемой составляющей учебного процесса. При всех своих достоинствах интерактивное обучение не может заменить преподавателя. Оно

Библиографический список

лишь индивидуализирует учебный процесс и помогает эффективно организовать самостоятельную деятельность взрослого слушателя.

Итак, на сегодняшний день преподаватель иностранного языка имеет массу возможностей для того, чтобы сделать процесс обучения разнообразнее, интереснее и эффективнее. Кроме того, внедрение современных технологий способствует повышению мотивации к обучению [8 - 12]. Однако для правильной организации учебного процесса преподавателю необходимо постоянно развиваться самому, быть в курсе всех новшеств, анализировать достоверность информации, обсуждать с обучающимися возможные способы самостоятельной работы.

1. Петренко М.А., Чопсиева Г.М. Инновационные методы обучения иностранному языку. Available at: https://sworld.com.ua/konferm2/226.pdf

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8 0000 слов и фразеологических выражений. Москва: АЗЪ, 1994.

3. Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24564

4. Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30254

5. SMART в образовании: новый подход или влияние технологий? Available at: https://interactiv.su/2019/02/08/smart

6. Днепровская Н.В., Янковская Е.А., Шевцова И.В. Понятийные основы концепции Смарт-образования. Открытое образование. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatiynye-osnovy-kontseptsii-smart-obrazovaniya/viewer

7. Кибисова К.Б. Интернет-ресурсы в обучении испанскому языку Молодой ученый. — 2015; № 15.2 (95.2): 34 - 35. Available at: https://moluch.ru/archive/95/20737/

8. Капина А.А., Сорокопуд Ю.В. Подготовка учителей иностранного языка к использованию BYOD-технологии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 234 - 236.

9. Тавберидзе Д.В. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов гуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 180 - 182.

10. Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л. Геймификация в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 266 - 268.

11. Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л. Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 4: 32.

12. Вагнер М.Н.Л., Овезова У.А. Перспективы внедрения программы языковой поддержки научно-образовательных проектов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 139 - 143.

References

1. Petrenko M.A., Chopsieva G.M. Innovacionnye metody obucheniya inostrannomu yazyku. Available at: https://sworld.com.ua/konferm2/226.pdf%20(data%20obrascheniya%20 02.04.2021

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 8 0000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: AZ", 1994.

3. Nazarova N.B., Mohova O.L. Novye informacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym yazykam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 3. Available at: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=24564

4. Serostanova N.N., Choporova E.I. Sovremennye tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov v 'epohu cifrovizacii obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30254

5. SMART v obrazovanii: novyj podhod ili vliyanie tehnologij? Available at: https://interactiv.su/2019/02/08/smart

6. Dneprovskaya N.V., Yankovskaya E.A., Shevcova I.V. Ponyatijnye osnovy koncepcii Smart-obrazovaniya. Otkrytoe obrazovanie. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatiynye-osnovy-kontseptsii-smart-obrazovaniya/viewer

7. Kibisova K.B. Internet-resursy v obuchenii ispanskomu yazyku. Molodoj uchenyj. - 2015; № 15.2 (95.2): 34 - 35. Available at: https://moluch.ru/archive/95/20737/

8. Kapina A.A., Sorokopud Yu.V. Podgotovka uchitelej inostrannogo yazyka k ispol'zovaniyu BYOD-tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 234 - 236.

9. Tavberidze D.V. Formirovanie lingvostranovedcheskoj kompetencii studentov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 180 - 182.

10. Ovezova U.A., Vagner M.N.L. Gejmifikaciya v prepodavanii inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 266 - 268.

11. Ovezova U.A., Vagner M.N.L. Ispol'zovanie tehnologii veb-kvest v obuchenii anglijskomu yazyku. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 4: 32.

12. Vagner M.N.L., Ovezova U.A. Perspektivy vnedreniya programmy yazykovoj podderzhki nauchno-obrazovatel'nyh proektov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 139 - 143.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 378.147

Zembatova M.A., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: zmarfuly@gmail.com

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN FUTURE ECONOMISTS. The article raises questions of the concept of "competence", for the disclosure of which an analysis of federal educational standards, work programs of academic disciplines, educational literature and scientific articles is carried out. On the basis of the analysis, the basic concept of the approach to the definition of the concept is built and the general cultural, general professional and professional competencies necessary for the full mastery of the profession are considered. To increase the effectiveness of the educational process, which consists in the level of mastering the listed competencies, new modern technologies and methods are being developed and implemented, which are used during classroom studies and independent work by students. In the context of the modern pace of development of the information and computer environment and the speed of implementation of computer technology in all processes of professional activity, it becomes necessary to build the process of training students taking into account modern requirements. Some methods and examples of practical tasks implemented by means of information and computer systems are given.

Key words: competencies, professional competencies, information technology, informatization, educational process, practical lesson, methodological recommendations.

М.А. Зембатова, соискатель, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: zmarfuly@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В данной статье поднимаются вопросы понятия «компетенция», для раскрытие которого был проведен анализ Федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ учебных дисциплин, учебной литературы и научных статей. На основе проведенного анализа выстраивается основная концепция подхода к определению понятия, и рассматриваются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для полноценного овладения профессией. Для повышения результативности образовательного процесса, заключающегося в уровне освоения перечисленных компетенций, разрабатываются и внедряются новые современные технологии и методики, используемые во время проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. В условиях современных темпов развития информационно-компьютерной среды и скорости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.