Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБКВЕСТ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБКВЕСТ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕБ-ПРОЕКТ / АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / WEB-QUEST / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / WEB PROJECT / ENGLISH FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л.

В статье раскрыта проблема использования технологии Вебквест (ВК) в обучении английскому языку: осуществлен анализ концепции, целей, задач и особенностей методологии ВК. Авторами представлен инновационный взгляд на ВК как на процесс, который организует и развивает когнитивную деятельность обучающихся, берет свое начало с мотивации студентов на выполнение значимой и интересной задачи, продолжается в командном мозговом штурме и предлагает максимально обширный спектр траекторий обучения. Одновременно, ВК призван решать задачи по воспитанию личности, как успешного и востребованного профессионала 21 века. ВК предназначен для достижения нового, наиболее высокого уровня совместной деятельности, а также стимулирования критического мышления и иноязычной компетентности участников, формирования у них способности креативного решения проблем и генерации инновационных идей. При этом ВК в обязательном порядке должен содействовать развитию информационно-коммуникационных умений. В статье дано описание ВК, предлагаемого авторами для обучения студентов английской монологической речи, представлено его профессионально-ориентированное задание, а также словесная опора («языковая лаборатория»), позволяющая результативно выполнить ВК для обучения профессионально-ориентированному английскому языку. Также, авторы анализирует противоречие ВК, которое состоит в необходимости развития учебной автономии участников, и способ управления исполнением задания, который определяется структурой задания. В качестве перспективы применения ВК авторами предложено отказаться от излишне жесткой структуры, что поспособствует более гибкому и сбалансированному сотрудничеству преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING WEBQUEST TECHNOLOGY IN TEACHING ENGLISH

The article reveals the problem of using the Webquest (VK) technology in teaching English: the analysis of the concept, goals, objectives and features of the VK methodology is carried out. The authors presented an innovative view of VC as a process that organizes and develops the cognitive activity of students, originates from motivating students to complete a significant and interesting task, continues in team brainstorming and offers the widest range of learning paths. At the same time, VK is called upon to solve the tasks of educating the individual as a successful and in-demand professional of the 21st century. VK is intended to achieve a new, highest level of joint activity, as well as to stimulate critical thinking and foreign language competence of participants, to form their ability to creatively solve problems and generate innovative ideas. At the same time, VK must necessarily promote the development of information and communication skills. The article describes the VC proposed by the authors for teaching students English monologue speech, presents its professionally oriented task, as well as verbal support ("language laboratory"), which allows you to effectively perform VC for teaching professionally oriented English. Also, the authors analyze the VC contradiction, which consists in the need to develop the educational autonomy of the participants, and the way of managing the execution of the task, which is determined by the structure of the task. As a prospect for using VC, the authors proposed to abandon an unnecessarily rigid structure, which will contribute to a more flexible and balanced cooperation between teachers and students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБКВЕСТ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/38PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л. Использование технологии Вебквест в обучении английскому языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ovezova U.A., Wagner M.N.L. (2020). Using Webquest technology in teaching English. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 37

Овезова Умеда Акпаровна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук»

Кандидат исторических наук E-mail: umeda_77@mail.ru

Вагнер Моника-Наталия Лауренсовна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук»

Кандидат исторических наук E-mail: umeda_77@mail.ru

Использование технологии Вебквест в обучении английскому языку

Аннотация. В статье раскрыта проблема использования технологии Вебквест (ВК) в обучении английскому языку: осуществлен анализ концепции, целей, задач и особенностей методологии ВК. Авторами представлен инновационный взгляд на ВК как на процесс, который организует и развивает когнитивную деятельность обучающихся, берет свое начало с мотивации студентов на выполнение значимой и интересной задачи, продолжается в командном мозговом штурме и предлагает максимально обширный спектр траекторий обучения. Одновременно, ВК призван решать задачи по воспитанию личности, как успешного и востребованного профессионала 21 века. ВК предназначен для достижения нового, наиболее высокого уровня совместной деятельности, а также стимулирования критического мышления и иноязычной компетентности участников, формирования у них способности креативного решения проблем и генерации инновационных идей. При этом ВК в обязательном порядке должен содействовать развитию информационно-коммуникационных умений.

В статье дано описание ВК, предлагаемого авторами для обучения студентов английской монологической речи, представлено его профессионально-ориентированное задание, а также словесная опора («языковая лаборатория»), позволяющая результативно выполнить ВК для обучения профессионально-ориентированному английскому языку. Также, авторы анализирует противоречие ВК, которое состоит в необходимости развития учебной автономии участников, и способ управления исполнением задания, который определяется структурой задания. В качестве перспективы применения ВК авторами предложено отказаться от излишне жесткой структуры, что поспособствует более гибкому и сбалансированному сотрудничеству преподавателей и студентов.

Ключевые слова: вебквест; образовательные технологии; вебпроект; английский для профессионального общения; проектная деятельность

Введение

Применение современных информационных и инновационных технологий в образовании является перспективным направлением педагогической науки, поскольку делает возможным предоставление образовательных услуг с помощью специализированной информационной образовательной среды: совокупность информационных ресурсов, технических средств и каналов телекоммуникации. Такой подход имеет целью самостоятельную работу с материалами информационной сети [1-3].

Идея обучающей технологии Вебквест (ВК) возникла в контексте теории конструктивистского подхода к обучению, в соответствии с которым знания не должны быть полученными как должное, а должны приобретаться в ходе собственной исследовательской деятельности и творчески применяться для создания собственного интеллектуального продукта. Согласно этой цели профессором Б. Доджом в 1995 году была разработана и применена новая технология - ВК, определенная как деятельность по поиску необходимой информации в Интернет-источниках и ее целенаправленному применению [4].

ВК известен также под названием вебпроект, поскольку имеет общую конструктивистскую основу с проектной деятельностью; он, как и любой другой проект, поощряет студентов к совместной поисковой работе путем выполнения прагматических задач, что стимулирует одновременно активизацию умственной деятельности, развитие критического мышления, способность к анализу и синтезу, творческую инициативу [5].

Б. Додж совместно с Т. Марчем разработали детальную структуру, или матрицу, ВК, которая служит для создания, организации и проведения педагогами собственных ВК. Ключевыми элементами структуры ВК являются:

• Введение, где обозначены проблема, которую необходимо решить участникам проекта, сценарий ВК и роли его участников.

• Центральное задание, которое определяет конечный продукт проекта, мотивирует к совместной познавательно-поисковой деятельности.

• Список ролей, который программирует функции участников команды.

• Ресурсы, необходимые для выполнения задания, которые размещены в Интернете.

• Процесс (этапы работы) с представленными пошаговыми заданиями для их самостоятельного выполнения участниками в разном режиме (индивидуально, в микрогруппах, всей командой).

• Руководство к действиям, содержит советы по организации и презентации информации, собранной и обработанной во время ВК.

• Вывод, который предполагает подведение итогов проектной деятельности.

• Оценивание конечного продукта ВК с описанными критериями оценки конечного продукта и работы каждого из участников [6].

В дальнейшем Т. Марч осовременил определение ВК, согласно которому Вебквест - это учебная задача с четкой структурой и системой градуированных опор, которая основывается на использовании ссылок на значимые электронные ресурсы. ВК отражает задачи, которые

действительно относятся к реальной жизни: за счет этого обеспечивается мотивация выполнения Центрального задания ВК, стимулируется развитие компетенций студентов через их участие в групповом взаимодействии, цель которого сводится к преобразованию найденной исходной информации в знания иного качества - опытное и осознанное [7].

Современная структура ВК (под названием «ВК 2.0») определена не в виде обязательного плана работы, а через мыслительные процессы, обусловливающие выполнение задачи ВК, к которым относятся: (1) поощрение или отношение к задаче как к актуальной и весомой (Engagement), (2) мозговой штурм (Brainstorming), (3) личные учебные траектории (Learning Paths). [8] Исследователи отмечают, что в то время, когда пользователи Интернета (студенты) имеют почти мгновенный доступ к информации и должны лишь выбирать самую важную и эффективный способ ее получения, задача педагога состоит в том, чтобы максимально заинтересовать их практиковаться в этом [9].

Особое значение приобретает ВК 2.0 благодаря его соответствию требованиям времени - для воспитания умного и инициативного работника, способного к решению творческих задач, генерации и внедрению инновационных идей, адекватному оцениванию собственных достижений, который преданно и качественно относится к своей работе. При этом, согласно результатам исследования [10], среди умений, которые будут пользоваться наибольшим спросом в течение ближайших 5 лет, присутствуют: качественное владение иностранным языком (ИЯ), критическое мышление, креативность и способность принимать правильные решения на основе предложенного выбора, а использование ВК 2.0 успешно моделирует профессионально ориентированные задачи, выполнение которых требует привлечения коллектива единомышленников к аналитической, креативной и ответственной деятельности, в частности посредством устной и письменной коммуникации на ИЯ.

Методы исследования

Целью данной статьи является анализ возможностей использования технологии ВК для обучения английскому языку профессионального направления.

Для использования ВК в иноязычном образовании необходимо его соответствие следующим критериям:

1. целям обучения ИЯ на определенной его ступени и уровню сформированности основных речевых умений;

2. способности этого метода служить средством овладения определенным, в частности тематическим, содержанием обучения;

3. условиям обучения (речь идет о количестве учебных часов и т. п.).

Поэтому готовый ВК должен полностью или частично удовлетворять перечисленным критериям.

Результаты исследования

Для обучения будущих специалистов профессионально ориентированной монологической речи нами предлагается ВК «Joining a Company», которое соответствует всем указанным критериям. Мы определили приоритетные вопросы, актуальные для подготовки будущих специалистов, а именно: приобретение высокой профессиональной квалификации и конкурентоспособности на рынке труда; решение проблем трудоустройства в ведущих компаниях; обеспечение карьерного роста и повышение уровня жизни. На основании анализа

программ и реальной профессиональной практики мы констатировали потребность в устном профессионально ориентированном выступлении на английском в сопровождении компьютерной презентации, что позволило сформулировать Центральное задание так:

The Central office of the Russian company is looking for two graduate students to be trained andfurther employment to fill two vacancies.

Candidate requirements:

- Sound knowledge of the specialty at the - PC skills (MS Office, PowerPoint, Internet)

undergraduate level

- Fluency in English (oral and written) - Good analytical/research skills

- Responsible, accurate, efficient - Ability to meet deadlines

- Ability to work in a team and independently You are welcome to enter the competition and

win a good start for your career!

Предложенное задание полностью соответствует трем критериям, которые считаются существенными для ВК: (1) студенты должны взаимодействовать и с ресурсами, и с коллегами тем же способом, что и в реальной жизни; (2) во время ВК у студентов в реальной жизни должны происходить те же когнитивные и метакогнитивные процессы, которые срабатывают во время работы в электронной среде (синтезирование информации из разных источников, решение проблемы, оценка качества информации); (3) задание должно быть функционально направленным и интегрированным в социальном контексте [8].

Итак, целью разработанного нами ВК было выполнение актуального, профессионально ориентированного и приближе^ого к реальному Центрального задания - сделать устную презентацию в сопровождении слайдов на основе предложенных преподавателем текстов корпоративных вебсайтов. Для этого необходимо разработать и разместить по ссылкам «языковую мастерскую», в которую должны войти упражнения на информативное чтение, обработку (реферирование) информации и подготовку двух видов текстов - сжатого (письменного) текста со слайдовым сопровождением и полного (устного) текста презентации. Во время экспериментальной проверки разработанной методики использования ВК была установлена ее эффективность, поскольку большинство студентов успешно выполнили вебпроекты и продемонстрировали умение делать структурированные и логичные устные презентации в сопровождении грамотно и корректно созданного слайдового материала.

Обсуждение результатов

Предложенный ВК может служить эффективным средством обучения в условиях сокращения аудиторных часов на период пандемии COVID-19 и переноса акцента на самостоятельную работу вне аудитории. Впрочем, считаем, что новые социальные, профессиональные и образовательные условия жизни должны быть учтены и интегрированы в ВК 21-го столетия. Итак, поделимся некоторыми соображениями относительно осовременивания этого метода обучения в отечественном образовательном контексте, а также обозначим возможные проблемы его дальнейшей имплементации.

Прежде всего, обратим внимание на следующее противоречие ВК: с одной стороны, его позиционируют как поисковую и творческую деятельность исполнителей, направленную на формирование командного типа взаимодействия. При этом главной целью ВК считают развитие у студентов автономии в процессе планирования совместной работы и самостоятельного принятия решения для создания конечного продукта проекта. С другой стороны, наличие структуры ВК предусматривает руководящую роль того, кто эту структуру «загружает», то есть формулирует Центральное задание, программирует его пошаговое выполнение (процесс), предоставляет ссылки на предварительно отобранные Ресурсы и

специально созданные опоры («языковая мастерская»). Другими словами, ставя в качестве цели развитие самостоятельности и автономии, создатели ВК одновременно ограничивают его рамками жесткой структуры.

Подытоживая, отметим следующее: ВК, без сомнения, является актуальным и перспективным методом конструктивистского приобретения знаний и развития умений. Его применение в обучении ИЯ может быть чрезвычайно полезным. Поэтому предлагаем сделать его структуру более гибкой (например, не разделять секции Процесс (Этапы работы) и Ресурсы), сбалансировать работу над проектом между определенной автономией и в достаточной степени управляемостью/контролем со стороны преподавателя. Безусловно, студентов следует поощрять использовать новейшие средства поиска обработки и использования информации, но пытаться при этом стимулировать их аналитическое и критическое отношение к информационным источникам и содержанию информации, которую они содержат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л. Проблема внедрения инновационных технологий обучения в образовательный процесс вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 70-74.

2. Вагнер М.Н.Л., Овезова У.А. учебные Интернет-ресурсы и развитие иноязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых вузов // Kant. 2019. № 4 (33). С. 220-226.

3. Вагнер М.Н.Л., Овезова У.А. Применение Интернет-технологий при реализации автономного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Kant. 2020. № 2 (35). С. 199-204.

4. Dodge B. FOCUS: Five rules for writing a great WebQuest// Learning and Leading with Technology. 2001. Vol. 28(8). pp. 6-9.

5. Zheng R., Stucky B., McAlack M., Menchana M., Stoddart S. WebQuest learning as perceived by higher-education learners// TechTrends: Linking Research & Practice to Improve Learning. 2005. Vol. 49(4). pp. 41-49.

6. Halat E. A good teaching technique: WebQuests // Clearing House. 2008. Vol. 81(3). pp.109-112.

7. March T. The Learning Power of WebQuests // Educational Leadership. 2004. Vol. 61. pp. 42-47.

8. Manning J.B., Carpenter L.B. Assistive technology WebQuest: improving learning for preservice teachers // TechTrends. 2008. Vol. 52 (6). pp. 47-52.

9. Ikpeze C.H., Boyd B.F. Web-based inquiry learning: facilitating thoughtful literacy with WebQuests // The Reading Teacher. 2007. Vol. 60(7). pp. 644-654.

10. Renau M.L., Pesudo M. Analysis of the implementation of a WebQuest for learning English in a secondary school in Spain // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology. 2016. Vol. 12(2). pp. 26-49.

Ovezova Umeda Akparovna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia

E-mail: umeda_77@mail.ru

Wagner Monica-Natalia Laurensovna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia

E-mail: umeda_77@mail.ru

Using Webquest technology in teaching English

Abstract. The article reveals the problem of using the Webquest (VK) technology in teaching English: the analysis of the concept, goals, objectives and features of the VK methodology is carried out. The authors presented an innovative view of VC as a process that organizes and develops the cognitive activity of students, originates from motivating students to complete a significant and interesting task, continues in team brainstorming and offers the widest range of learning paths. At the same time, VK is called upon to solve the tasks of educating the individual as a successful and in-demand professional of the 21st century. VK is intended to achieve a new, highest level of joint activity, as well as to stimulate critical thinking and foreign language competence of participants, to form their ability to creatively solve problems and generate innovative ideas. At the same time, VK must necessarily promote the development of information and communication skills.

The article describes the VC proposed by the authors for teaching students English monologue speech, presents its professionally oriented task, as well as verbal support ("language laboratory"), which allows you to effectively perform VC for teaching professionally oriented English. Also, the authors analyze the VC contradiction, which consists in the need to develop the educational autonomy of the participants, and the way of managing the execution of the task, which is determined by the structure of the task. As a prospect for using VC, the authors proposed to abandon an unnecessarily rigid structure, which will contribute to a more flexible and balanced cooperation between teachers and students.

Keywords: webquest; educational technologies; web project; English for professional communication; project activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.