Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / профессиональные компетенции / информационные технологии / информатизация / учебный процесс / практическое занятие / методические рекомендации / competencies / professional competencies / information technology / informatization / educational process / practical lesson / methodological recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Зембатова

В данной статье поднимаются вопросы понятия «компетенция», для раскрытие которого был проведен анализ Федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ учебных дисциплин, учебной литературы и научных статей. На основе проведенного анализа выстраивается основная концепция подхода к определению понятия, и рассматриваются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для полноценного овладения профессией. Для повышения результативности образовательного процесса, заключающегося в уровне освоения перечисленных компетенций, разрабатываются и внедряются новые современные технологии и методики, используемые во время проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. В условиях современных темпов развития информационно-компьютерной среды и скорости внедрения компьютерной техники во все процессы профессиональной деятельности возникает необходимость выстраивать процесс подготовки студентов с учетом современных требований. Приведены некоторые методики и примеры практических заданий, реализуемых посредством информационно-компьютерных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN FUTURE ECONOMISTS

The article raises questions of the concept of “competence”, for the disclosure of which an analysis of federal educational standards, work programs of academic disciplines, educational literature and scientific articles is carried out. On the basis of the analysis, the basic concept of the approach to the definition of the concept is built and the general cultural, general professional and professional competencies necessary for the full mastery of the profession are considered. To increase the effectiveness of the educational process, which consists in the level of mastering the listed competencies, new modern technologies and methods are being developed and implemented, which are used during classroom studies and independent work by students. In the context of the modern pace of development of the information and computer environment and the speed of implementation of computer technology in all processes of professional activity, it becomes necessary to build the process of training students taking into account modern requirements. Some methods and examples of practical tasks implemented by means of information and computer systems are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ»

иностранного языка. На данном этапе развития уже невозможно представить образование без использования гаджетов в новых подходах преподавания. В условиях постоянно меняющего мира смарт-образование способствует расширению возможностей развития личности. Однако следует упомянуть, что применение информационных технологий в образовании имеет вспомогательный характер. Сегодня требуется комплексный подход в образовании с использованием традиционного подхода и интернет-обучения. Общение преподавателя с аудиторией является неотъемлемой составляющей учебного процесса. При всех своих достоинствах интерактивное обучение не может заменить преподавателя. Оно

Библиографический список

лишь индивидуализирует учебный процесс и помогает эффективно организовать самостоятельную деятельность взрослого слушателя.

Итак, на сегодняшний день преподаватель иностранного языка имеет массу возможностей для того, чтобы сделать процесс обучения разнообразнее, интереснее и эффективнее. Кроме того, внедрение современных технологий способствует повышению мотивации к обучению [8 - 12]. Однако для правильной организации учебного процесса преподавателю необходимо постоянно развиваться самому, быть в курсе всех новшеств, анализировать достоверность информации, обсуждать с обучающимися возможные способы самостоятельной работы.

1. Петренко М.А., Чопсиева Г.М. Инновационные методы обучения иностранному языку. Available at: https://sworld.com.ua/konferm2/226.pdf

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8 0000 слов и фразеологических выражений. Москва: АЗЪ, 1994.

3. Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24564

4. Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30254

5. SMART в образовании: новый подход или влияние технологий? Available at: https://interactiv.su/2019/02/08/smart

6. Днепровская Н.В., Янковская Е.А., Шевцова И.В. Понятийные основы концепции Смарт-образования. Открытое образование. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatiynye-osnovy-kontseptsii-smart-obrazovaniya/viewer

7. Кибисова К.Б. Интернет-ресурсы в обучении испанскому языку Молодой ученый. — 2015; № 15.2 (95.2): 34 - 35. Available at: https://moluch.ru/archive/95/20737/

8. Капина А.А., Сорокопуд Ю.В. Подготовка учителей иностранного языка к использованию BYOD-технологии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 234 - 236.

9. Тавберидзе Д.В. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов гуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 180 - 182.

10. Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л. Геймификация в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 266 - 268.

11. Овезова У.А., Вагнер М.Н.Л. Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 4: 32.

12. Вагнер М.Н.Л., Овезова У.А. Перспективы внедрения программы языковой поддержки научно-образовательных проектов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 139 - 143.

References

1. Petrenko M.A., Chopsieva G.M. Innovacionnye metody obucheniya inostrannomu yazyku. Available at: https://sworld.com.ua/konferm2/226.pdf%20(data%20obrascheniya%20 02.04.2021

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 8 0000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: AZ", 1994.

3. Nazarova N.B., Mohova O.L. Novye informacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym yazykam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 3. Available at: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=24564

4. Serostanova N.N., Choporova E.I. Sovremennye tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov v 'epohu cifrovizacii obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30254

5. SMART v obrazovanii: novyj podhod ili vliyanie tehnologij? Available at: https://interactiv.su/2019/02/08/smart

6. Dneprovskaya N.V., Yankovskaya E.A., Shevcova I.V. Ponyatijnye osnovy koncepcii Smart-obrazovaniya. Otkrytoe obrazovanie. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatiynye-osnovy-kontseptsii-smart-obrazovaniya/viewer

7. Kibisova K.B. Internet-resursy v obuchenii ispanskomu yazyku. Molodoj uchenyj. - 2015; № 15.2 (95.2): 34 - 35. Available at: https://moluch.ru/archive/95/20737/

8. Kapina A.A., Sorokopud Yu.V. Podgotovka uchitelej inostrannogo yazyka k ispol'zovaniyu BYOD-tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 234 - 236.

9. Tavberidze D.V. Formirovanie lingvostranovedcheskoj kompetencii studentov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 180 - 182.

10. Ovezova U.A., Vagner M.N.L. Gejmifikaciya v prepodavanii inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 266 - 268.

11. Ovezova U.A., Vagner M.N.L. Ispol'zovanie tehnologii veb-kvest v obuchenii anglijskomu yazyku. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 4: 32.

12. Vagner M.N.L., Ovezova U.A. Perspektivy vnedreniya programmy yazykovoj podderzhki nauchno-obrazovatel'nyh proektov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 139 - 143.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 378.147

Zembatova M.A., postgraduate, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: zmarfuly@gmail.com

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN FUTURE ECONOMISTS. The article raises questions of the concept of "competence", for the disclosure of which an analysis of federal educational standards, work programs of academic disciplines, educational literature and scientific articles is carried out. On the basis of the analysis, the basic concept of the approach to the definition of the concept is built and the general cultural, general professional and professional competencies necessary for the full mastery of the profession are considered. To increase the effectiveness of the educational process, which consists in the level of mastering the listed competencies, new modern technologies and methods are being developed and implemented, which are used during classroom studies and independent work by students. In the context of the modern pace of development of the information and computer environment and the speed of implementation of computer technology in all processes of professional activity, it becomes necessary to build the process of training students taking into account modern requirements. Some methods and examples of practical tasks implemented by means of information and computer systems are given.

Key words: competencies, professional competencies, information technology, informatization, educational process, practical lesson, methodological recommendations.

М.А. Зембатова, соискатель, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: zmarfuly@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В данной статье поднимаются вопросы понятия «компетенция», для раскрытие которого был проведен анализ Федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ учебных дисциплин, учебной литературы и научных статей. На основе проведенного анализа выстраивается основная концепция подхода к определению понятия, и рассматриваются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для полноценного овладения профессией. Для повышения результативности образовательного процесса, заключающегося в уровне освоения перечисленных компетенций, разрабатываются и внедряются новые современные технологии и методики, используемые во время проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. В условиях современных темпов развития информационно-компьютерной среды и скорости

внедрения компьютерной техники во все процессы профессиональной деятельности возникает необходимость выстраивать процесс подготовки студентов с учетом современных требований. Приведены некоторые методики и примеры практических заданий, реализуемых посредством информационно-компьютерных систем.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, информационные технологии, информатизация, учебный процесс, практическое занятие, методические рекомендации.

Текущий этап развития высшего образования в условиях высокого роста технологий актуализирует совершенствование подходов к подготовке будущих специалистов, в том числе в сфере экономики, ключевым направлением которых является достижение максимальной результативности. Одним из методов достижения эффективности является создание среды компетенций, как теоретических, так и практических. Хорошо налаженное управление процессами формирования компетенций требует значительного изменения культуры и ценностей, организационных структур, практик и систем. Возникает острая необходимость внедрения информационных технологий, отвечающих всем потребностям современных тенденций и перспектив подготовки высококвалифицированных кадров. Кроме того, существует необходимость сосредоточить внимание на методах, инструментах, инициативах, ресурсах и структурах, применяемых в преподавательской деятельности.

Компетенции являются ключевыми результатами в профессиональном образовании, то есть показателями, которыми будущие экономисты будут оперировать в профессиональной деятельности. Сегодня востребованы компетентные специалисты, имеющие не только базовые специальные знания, но и способные принимать ответственные решения в ситуациях выбора, склонные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, способностью адаптироваться, способностью реализовывать свой творческий потенциал. Современный специалист высокого уровня должен обладать профессиональными компетенциями, удовлетворяющими всем законам современного рынка труда, уровень владения которыми является основным и важнейшим фактором, влияющим на дальнейшее трудоустройство и возможность карьерного роста. Формирование профессиональных компетенций становится очень важной задачей в высшем образовании, решение которой напрямую зависит от выбора стратегически верного направления модернизации всего процесса подготовки выпускников высших учебных заведений.

Существует несколько разных точек зрения на вопрос определения понятий «компетентность». То, как понимается компетентность, имеет большое значение при использовании и оценивании ее стандартов. С одной стороны, компетентность рассматривается как обладание рядом желательных атрибутов, включая знания и отношение соответствующих видов, навыки и способности, такие как решение проблем, анализ, коммуникация, распознавание образов и т.д. С другой стороны, подход к компетентности как к способу учета менее предсказуемого разнообразия нестандартных рабочих ролей выглядит более перспективным [1]. Но оценка атрибутов в отрыве от реальной трудовой практики имеет мало отношения к будущей профессиональной деятельности. Такие атрибуты, как проблема поиска решения, анализ, распознавание образов и т.д., сильно зависят от контекста, так что попытки изучать и оценивать их вне контекста реальной задачи в значительной степени неверны.

Для формирования более четкого понимания понятия «компетентность» был проведен анализ современных образовательных программ, Федерального образовательного стандарта, нормативной базы и учебной литературы. На его основании мы можем сделать вывод, что для определения компетентности применяется подход, включающий в себя комплексную концепцию этого понятия. Согласно этой концепции, компетентность определяется в понятиях знаний, умений, навыков и установок, конкретного набора реалистичных ситуационных профессиональных задач, имеющих соответствующий уровень общности. Примечательной особенностью этого комплексного подхода является то, что он избегает проблемы множественности задач, выбирая ключевые, являющиеся центральными в практической профессиональной деятельности. Затем определяются основные атрибуты, необходимые для компетентного выполнения этих ключевых задач. Атрибуты включают когнитивные навыки (знания, критическое мышление, стратегии решения проблем т.д.); поведенческие навыки (умение взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе и т.д.); ценностный компонент (включая ценности, убеждения и установки).

Исходя из вышеизложенного, компетентность специалиста предполагает совокупность знаний, умений и навыков, личностных характеристик, поведенческих установок, необходимых для высокоэффективного выполнения задач и решения вопросов, возникающих в повседневной профессиональной деятельности, а сама компетентность определяется как целостный синтез этих атрибутов.

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего образования в результате освоения образовательной программы по направлению подготовки «Экономика» у выпускника высшего учебного заведения должны быть сформированы следующие компетенции [4]: общекультурные; общепрофессиональные; профессиональные.

Общекультурные компетенции формируют у студентов личностные качества, позволяющие коммуницировать и адаптироваться к различным условиям труда в ситуации высокой скорости роста требований к специалисту, умение

выстраивать межличностные отношения, решать коллективные задачи и работать в команде, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, грамотно излагать свои идеи, обосновывать выбор методов достижения результативности, отстаивать свою точку зрения и нести ответственность за принятые решения в соответствии с установленным законом порядком. Кроме того, они позволяют выстроить четкую концепцию понимания приобретенной профессии, значимость своей специальности и пути дальнейшего собственного личностного и профессионального развития за счет выработанных навыков самообразования и самоорганизации.

Общепрофессиональные компетенции закладывают у студентов информационную базу, необходимую для решения стандартных задач профессиональной деятельности, в том числе применяя современные средства информационно-коммуникационных технологий. Они вырабатывают навыки сбора и обработки данных, структуризациии и систематизации получаемой информации, навыки поиска и выбора методов анализа результирующей информации, построения моделей и проектов, исходя из полученных результатов, умение формулировать выводы на основе проведенного анализа. Общепрофессиональные компетенции развивают способность распознавать задачи и проблемы в профессиональном контексте, анализировать их и выделять составные части, формируют умение выстраивать план действий, определять необходимые ресурсы и принимать оптимальные решения поставленных и вновь возникающих задач в профессиональной сфере.

Наиболее важным для становления выпускника как профессионального специалиста, имеющего высокую конкурентноспособность, на наш взгляд, является освоение профессиональных компетенций. Обладая такими знаниями, навыками и умениями, выпускник высшего учебного заведения всегда будет востребован на рынке труда и ценен при трудоустройстве. В результате освоения учебной программы выпускники направления подготовки «Экономика» должны овладеть профессиональными компетенциями, позволяющими вести нижеперечисленные виды деятельности.

Расчетно-экономическая деятельность. Для ведения расчетно-экономи-ческой деятельности выпускник должен овладеть навыками сбора и анализа первичных данных для дальнейшего их использования при расчете экономических и социально-экономических показателей с использованием типовых методик и нормативно-правовой базы, умением составления планов проведения расчетов и обоснования правильности своего выбора.

Научно-исследовательская и аналитическая деятельности. Для реализации научно-исследовательской и аналитической деятельности выпускникам требуются умение логически описывать экономические процессы и явления с целью создания на их основе теоретических, математических, статистических и экономических моделей, умение анализировать и интерпретировать полученные таким образом результаты, прогнозировать дальнейшее развитие процессов экономической сферы.

Организационно-управленческая деятельность. Данный вид деятельности предполагает наличие у молодого специалиста способности организовывать работу больших и малых групп, сформированных для решения тех или иных задач реализации конкретного экономического процесса, распределять задачи между членами этих групп. При правильном использовании полученных компетенций специалист сможет критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, совершенствовать их исходя из текущего положения дел, учитывая критерии социально-экономической эффективности, возможные риски и их последствия.

Педагогическая деятельность. На протяжении всего пребывания в высшем учебном заведении учащиеся набираются знаниями из различных смежных сфер, что способствует расширению кругозора, становлению мировоззренческой картины, выстраиванию личного мнения и отношения к окружающей среде и происходящих в ней процессов. На примере преподавателей студенты наблюдают процесс передачи опыта и знания между людьми разного образовательного и социального уровня. Преподавательская деятельность предполагает умение перевода жизненного и профессионального опыта в методический материал, умение излагать его в доступной форме, применяя специфическую терминологию и различные формы повествования в соответствии с имеющимися учебными программами и методиками.

Учетная деятельность. Любые процессы, происходящие в профессиональной деятельности, требуют ведения их учета. Профессиональные компетенции способствуют развитию умения осуществлять документирование хозяйствующих операций, ведения финансового и бухгалтерского учета организации, проведение инвентаризационных мероприятий, осуществление документооборота в соответствии с унифицированными формами, умение составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации. Формируют

способность организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации.

Расчетно-финансовая деятельность. Профессиональные компетенции, позволяющие вести расчетно-финансовую деятельность, включают способность составлять финансовые планы организации, рассчитывать показатели реализации бюджетных проектов, составлять сметы финансово-хозяйственной деятельности учреждений, осуществлять и налаживать финансовые взаимоотношения с организациями-партнерами, управляющими государственными органами.

Банковская деятельность. Для работы в банковской сфере специалист должен обладать компетенциями, предполагающими умение осуществлять расчетно-кассовые мероприятия, кредиторскую оценку, понимать суть ценных бумаг и осуществлять операции с ними, формировать и регулировать целевые резервы. В том числе необходимы знания о ведении налоговой, бухгалтерской и финансовой отчетности, учета доходов и расходов, обеспечивать контроль и анализ результатов деятельности кредитных организаций.

Страховая деятельность. По итогам освоения профессиональных компетенций, применяемых в страховой деятельности, выпускники должны быть способны документально оформлять страховые договоры в соответствии с существующими нормами закона, вести их учет. Вопросы страховой сферы требуют проведения анализа основных показателей, ведения статистических расчетов, прогнозирования возможных убытков. На основе статистических данных уметь принимать меры по предупреждению страхового мошенничества. Как и любая другая сфера деятельности, страховая организация нуждается в ведении бухгалтерского учета и отчетности для предоставления в органы надзора.

Проведя анализ основных сфер профессиональной деятельности и требуемых для ее реализации общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для выпускников высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» и сопоставив имеющуюся информацию, мы можем сделать вывод, что независимо от того, какое конкретное направление выберет студент, какая именно сфера экономики будет ему наиболее близка и интересна, компетенции, необходимые для высокой конкурентоспособности на рынке труда в условиях современного темпа развития общества и экономики в целом, пересекаются и перекликаются во всех направлениях. Для достижения высокой результативности образовательного процесса нами были разработаны и успешно применены на базе Владикавказского филиала финансового университета при правительстве Российской Федерации некоторые программы учебных занятий. Основной формой проведения учебного занятия по-прежнему остается традиционная форма в условиях личностно ориентированного подхода к обучающимся [3]. В зависимости от рабочей программы дисциплины и составленного на ее основании календарно-тематического плана занятия делятся на лекционные; семинарские; практические.

Лекционные занятия направлены на накопление у студентов фундаментальной теоретической базы. При чтении лекции непосредственно во время аудиторного занятия помимо классических форм изложения материала преподаватели используют различные методики.

1. Рассмотрение на лекционном занятии проблемных ситуаций различного рода и происхождения. В повседневной жизни и профессиональной деятельности студенты, а затем и выпускники, будут регулярно сталкиваться с вопросами и задачами различного характера. Преподаватель создает противоречивую обстановку, задавая вводные вопросы, ответы на которые требуют не столько воспроизведения имеющихся знаний, сколько логического размышления, поиска и сравнения новых, тем самым преследуя следующую цель: научить студентов находить выходы и решения проблемных ситуаций, развитию логико-теоретического мышления, формированию познавательного интереса и повышению качества усвоения теоретического материала.

2. Визуализация лекционного материала с помощью мультимедийных технологий приводит к облегчению его понимания и освоения студентами. Последние, в свою очередь, учатся преобразовывать устный и письменный материал в более наглядную форму, выделять основные, наиболее важные моменты. Применение мультимедийных технологий позволяет решить проблему восприятия абстрактных понятий на наглядных примерах, которые, в свою очередь, есть не только визуальное представление некоторых понятий и подкрепление словесной информации, но и сами являются таковой.

3. Проведение дискуссий и бесед во время лекционного занятия развивает у студентов умение выражать свою точку зрения и обмениваться мнениями. Такая форма проведения занятия предполагает непосредственный контакт

Библиографический список

преподавателя с аудиторией. В процессе изложения материала преподаватель задает простые и сложные вопросы информационного или проблемного характера. Студентам предлагается проанализировать ответы, обсудить их и сделать заключительные выводы. Цель - определить уровень осведомленности учащихся в излагаемом материале и способность критически мыслить в предлагаемых условиях.

Все вышеизложенные методики ведения лекционного занятия сопровождаются заранее подготовленными мультимедийными презентациями, на которые выводятся тезисы, ключевые вопросы, схемы и таблицы.

Для закрепления пройденного теоретического материала преподавателями проводятся семинарские занятия. Подготовка студентов к семинару предполагает самостоятельную работу. Для достижения высокой продуктивности учащимся рекомендуется применять помимо учебной литературы и конспектов лекций компьютерные технологии и информационные ресурсы сети Интернет. В процессе подготовки у студентов сформировываются навыки поиска и фильтрации информации, представление найденного материала в виде электронного документа, оформленного по определенным установленным стандартам. К полученному электронному документу должны прилагаться электронная презентация, содержащая моменты, на которых докладчик считает нужным заострить внимание. Это развивает способность выносить наиболее актуальную информацию из общей массы и навыки представления себя и своих идей. Процесс формирования профессиональных компетенций не может ограничиваться теоретическими знаниями. Для полноценного овладения специальностью студенты должны научиться применять полученные знания на практике. В условиях аудиторных занятий эта цель достигается путем проведения практических занятий, предназначенных для углубленного изучения дисциплины. Целью аудиторных занятий является формирование практических умений и навыков, применимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные. При построении практических заданий важно акцентировать внимание на их содержательности. Формулировка должна быть такой, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Для достижения поставленных целей мы используем на практических занятиях практико-ориентированные задания, ситуационные, сквозные задачи, задачи моделирования операционного дня. К ним относятся такие задания, как, например:

- проведение статистического анализа на основе представленных данных посредством применения специализированного программного обеспечения и компьютерной техники;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организации с применением табличных процессоров;

- нахождение нормативно-правовой документации для решения ситуационных задач при использовании справочно-правовых систем;

- ведение бухгалтерского учета и создание отчетности при помощи специализированного программного обеспечения;

- составление и оформление сопутствующей документации в соответствии с государственными стандартами;

- ведение электронного документооборота.

Выполнение такого рода практических заданий позволяет сформировать у студентов первичные навыки, знания и умения, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что для полноценной подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо придерживаться комплексного подхода к формированию необходимых компетенций у выпускников высшего учебного заведения. Только максимальное овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями позволит выпускникам стать востребованными, конкурентоспособными специалистами. В результате основная задача высшего учебного заведения заключается в организации учебного и воспитательного процесса таким образом, чтобы максимизировать уровень освоения всех необходимых знаний, умений и навыков. В нынешних условиях повсеместной, идущей ускоренными темпами цифровизации и компьютеризации достижение этих целей невозможно без применения современных информационно-компьютерных технологий.

1. Филыенко И.Ф. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2009.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва, 1999.

3. Гусева В.Е., Епишева О.Б., Монахов В.М., Трушников Д.Ю. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении: учебник. Тюмень, 2009.

4. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)/Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2015.

5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: в 2 кн. - Челябинск, 2012; Кн. 1.

References

1. Fil'chenko I.F. Formirovanieprofessional'noj kompetentnostibuduschih 'ekonomistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2009.

2. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva, 1999.

3. Guseva V.E., Episheva O.B., Monahov V.M., Trushnikov D.Yu. Pedagogicheskie tehnologii vprofessional'nom uchebnom zavedenii: uchebnik. Tyumen', 2009.

4. Federally] obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.01 'Ekonomika (uroven'bakalavriata)/Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2015.

5. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie: v 2 kn. - Chelyabinsk, 2012; Kn. 1.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 37.015.31

Kopovoy A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Center for Practical Psychology of Education, Institute of Pedagogical Riskology, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: kopovoy_as@asou-mo.ru

Davydov D.A., researcher, Center for Practical Psychology of Education, Institute of Pedagogical Riskology, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: davydov_da@asou-mo.ru

Tkachuk O.S., junior researcher, Center for Practical Psychology of Educaton, Institute of Pedagogical Riskology, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: tkachuk_os@asou-mo.ru

THE STRUCTURE OF MEDIA CONSUMPTION BY A MODERN TEENAGEER. The article discusses the main directions in the study of the influence of the modern information space, the problem of the loss of relevance of the available diagnostic tools and, as a consequence, contradictions in the interpretation of research results. The work reflects the need for psychological and pedagogical support of the process of media consumption of adolescents - its diagnosis, prevention, correction; changing styles and ways of developing conscious media consumption. The article presents statistical data on the use of online video content platforms by Internet users, social networks in Russia, traffic and time of use of Internet devices, the share of adult users. It also examines the process of changing the factors of socialization of modern adolescents due to the transformation of its traditional institutions. The necessity of searching for ways of forming a critical attitude of adolescents to the information consumed is reflected. In conclusion, the article outlines tasks, solution of which should be aimed at the development of safe and conscious consumption of media information by modern adolescents.

Key words: information space, media consumption, styles of media consumption, informatization, information space.

А.С. Коповой, канд. пед. наук, доц., нач. Центра практической психологии Института педагогической рискологии, ГБОУ ВО МО Академия социального управления (АСОУ), г. Москва, E-mail: kopovoy_as@asou-mo.ru

Д.А. Давыдов, науч. сотр. Центра практической психологии Института педагогической рискологии, ГБОУ ВО МО Академия социального управления (АСОУ), г. Москва. E-mail: davydov_da@asou-mo.ru

О.С. Ткачук, мл. науч. сотр. Центра практической психологии Института педагогической рискологии, ГБОУ ВО МО Академия социального управления (АСОУ), г. Москва, E-mail: tkachuk_os@asou-mo.ru

СТРУКТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются основные направления в изучении влияния современного информационного пространства: проблема потери актуальности имеющегося диагностического инструментария и, как следствие, противоречия в интерпретации результатов исследований. Отражены необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса медиапотребления подростков - его диагностики, профилактики, коррекции; изменение стилей и путей развития осознанного медиапотребления. Представлены статистические данные использования интернет-пользователями онлайн-платформ видеоконтента, социальных сетей в России, трафика и времени использования интернет-устройств, доли совершеннолетних пользователей. Также рассматривается процесс изменения факторов социализации современных подростков вследствие трансформации её традиционных институтов. Отражена необходимость поиска путей формирования критичного отношения подростков к потребляемой информации. В заключение статьи обозначены задачи, решение которых должно быть направлено на развитие безопасного и осознанного потребления современными подростками медиаинформации.

Ключевые слова: информационное пространство, медиапотребление, стили медиапотребления, информатизация, информационное пространство.

Современное информационное пространство - настолько динамично развивающаяся среда, что подходы и методы изучения ее влияния на общество появляются со значительным отставанием от темпов ее развития. Проблема изучения степени и характера влияния современного информационного пространства на общество не перестает быть актуальной. Основными задачами, стоящими перед научным сообществом, работающим в этом проблемном поле, остаются:

• создание методов изучения характера влияния информационного пространства на личность;

• исследование изменений характера социального взаимодействия под воздействием новых форм коммуникации;

• разработка конкретного практического инструментария, позволяющего эффективно противодействовать негативному влиянию масс-медиа;

• разработка методов коррекции индивидуального стиля медиапотребле-

ния.

Однако диагностический инструментарий и коррекционно-профилактиче-ские методики и программы требуют времени на разработку, апробацию, корректировку и часто теряют актуальность до того, как становятся известны профессиональному сообществу. Современный подросток по своему поведению в информационном пространстве часто непонятен исследователю, разрабатывающему или апробирующему тот или иной диагностический и коррекционно-профи-лактический инструментарий. Обусловлено это тем, что личностное становление подавляющего большинства представителей научного сообщества, работающих в поле изучения медиапространства, происходило в совершенно иной информационной реальности. В связи с этим возникает еще и проблема интерпретации результатов исследований, так как сложно дифференцировать нарушение меди-

апотребления (медиазависимость, чрезмерную вовлеченность в информационное пространство) и изменившуюся норму медиапотребления.

Психолого-педагогическая практика диагностики, профилактики и коррекции медиапотребления прошла несколько этапов развития, которые сложно четко выделить в связи с устойчивостью некоторых представлений и понятий об информационном пространстве, которые потеряли свою актуальность, но вместе с тем остаются используемыми. Такими устойчивыми представлениями о нарушении медиапотребления являются, например, оперирование к фактору времени, проводимого в информационном пространстве, или же уровень развития навыков пользования средствами получения информации. Современный человек, а тем более подросток, имеет, как правило, вполне сформированные навыки пользования средствами получения информации. Оценить время, проведенное в информационном пространстве, вообще практически невозможно, так как современный человек находится постоянно либо со смартфоном, либо за компьютером, либо перед телевизором. И если он не предпринимает активных действий по поиску, освоению информации, это не значит, что источники информации не влияют на человека в этот момент. Телевизор, работающий в фоновом режиме, сопровождает жизнь многих людей с раннего детства и стал привычным, ребенок может и не смотреть его целенаправленно, но определенную часть транслируемой телевизором информации он все равно получает, отвлекаясь на визуальные или звуковые медиастимулы. И, значит, телевизор так или иначе оказывает влияние. Аналогичная ситуация со смартфоном и т.д.

Общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России в 2020 году составила 38,94 млрд рублей, что на 52% больше, чем годом ранее. Среди игроков по объёму выручки лидирует М - 22,5%. Доля Окко составляет 13,6%, YouTube -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.