Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1086
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКАЛА-ИНТЕРНАТ / ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ-СИРОТ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нестеров Артём Юрьевич

Статья посвящена одной из актуальных проблем, такой, как постинтернатная адаптация выпускников-сирот интернатных учреждений. Автором публикации определяется сущность межинституционального (межведомственного) взаимодействия в работе по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Выявляются основные проблемы по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Также автором публикации определяется понятие «постинтернатное сопровождение выпускников-сирот» в широком и узком смысле. Даются рекомендации по совершенствованию процесса постинтернатного сопровождения детей-сирот, выпустившихся из интернатных учреждений. Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений - сложнейший этап их жизни, поэтому результатом данного процесса должно стать формирование позитивных навыков социального приспособления в обществе - таких, как способность жить и взаимодействовать в социальном пространстве прав и обязанностей; потребность в учебе и труде как средствах самореализации личности; активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе, а также проявление активного отношения к помощи и поддержке нуждающимся в этом людям. Практически все (или более 90%) воспитанники интернатных учреждений - сироты, особенно в юношеском возрасте, испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, в профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных (позитивных) связей с другими людьми, в свободном овладением досуговой, общественной, бытовой деятельностью. Неоспорим и тот факт, что трудности процесса социальной адаптации выпускников-сирот интернатных учреждений обусловлены, с одной стороны, спецификой и видом самого интернатного учреждения, в котором воспитывался выпускник, использованием в процессе воспитания методик и приемов педагогического воздействия на сирот и т.д., с другой, - отсутствием семьи и семейного воспитания, а также положительного опыта пребывания в семейном окружении в жизни сирот, как главенствующего института социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANS IN THE POST-BOARDING PERIOD: SOCIOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to one of the pressing problems, such as post-boarding adaptation of graduates-orphans of boarding schools. The author of the publication defines the essence of interinstitutional (interdepartmental) interaction in the work on post-boarding support for graduates-orphans. The main problems of post-boarding support for orphans are identified. Also, the author of the publication defines the concept of “post-boarding support for graduates-orphans” in a broad and narrow sense. Recommendations are given for improving the process of post-boarding support for orphans graduated from boarding schools.It is noted that post-boarding adaptation of boarding school graduates is one of the most difficult stages of their life, therefore, the result of this process is the formation of positive skills of social adaptation in society, such as the ability to live and interact in the social space of rights and responsibilities; the need for study and work as a means of personal self-realization; an active and responsible attitude towards oneself and one’s own destiny, as well as the manifestation of an active attitude in helping and supporting people in need. Almost all (or more than 90%) of orphans in boarding schools, especially in adolescence, experience difficulties in the formation of a system of value orientations, professional and personal self-determination, the establishment of emotional (positive) connections with other people, the free mastery of leisure, social, everyday activities ... It is also undeniable that the difficulties of the process of social adaptation of graduates-orphans of boarding schools are due, on the one hand, to the specifics and type of the boarding institution itself, in which the graduate was brought up, the use of methods and techniques of pedagogical influence on orphans in the process of education, etc. on the other hand, the lack of a family and family education, as well as a positive experience of being in a family environment in the life of orphans, as the dominant institution of socialization.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Нестеров А.Ю.

Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

DOI: 10.19181/demis.2021.1.1.6

Ссылка для цитирования: Нестеров А.Ю. Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период: социологический аспект // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 1. С. 53-63. DOI: 10.19181/ demis.2021.1.1.6

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем, такой, как постинтернатная адаптация выпускников-сирот интернатных учреждений. Автором публикации определяется сущность межинституционального (межведомственного) взаимодействия в работе по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Выявляются основные проблемы по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Также автором публикации определяется понятие «постинтернатное сопровождение выпускников-сирот» в широком и узком смысле. Даются рекомендации по совершенствованию процесса постинтернатного сопровождения детей-сирот, выпустившихся из интернатных учреждений. Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений - сложнейший этап их жизни, поэтому результатом данного процесса должно стать формирование позитивных навыков социального приспособления в обществе - таких, как способность жить и взаимодействовать в социальном пространстве прав и обязанностей; потребность в учебе и труде как средствах самореализации личности; активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе, а также проявление активного отношения к помощи и поддержке нуждающимся в этом людям. Практически все (или более 90%) воспитанники интернатных учреждений - сироты, особенно в юношеском возрасте, испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, в профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных (позитивных) связей с другими людьми, в свободном овладением досуговой, общественной, бытовой деятельностью. Неоспорим и тот факт, что трудности процесса социальной адаптации выпускников-сирот интернатных учреждений обусловлены, с одной стороны, спецификой и видом самого интернатного учреждения, в котором воспитывался выпускник, использованием в процессе воспитания методик и приемов педагогического воздействия на сирот и т.д., с другой, - отсутствием семьи и семейного воспитания, а также положительного опыта пребывания в семейном окружении в жизни сирот, как главенствующего института социализации.

Ключевые слова: дети-сироты, постинтернатная адаптация, социализация, шкала-интернат, центр социальной адаптации, постинтернатное сопровождение выпускников-сирот, институт семьи и воспитания.

Введение

Наиболее актуальным остается вопрос социальной адаптации и успешной интеграции в общество российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся по 9-11 лет в интернатных учреждениях страны. Острота вопроса во многом зависела и от уровня заботы и воспитания сирот в интернатных учреждениях России, а также, от возраста воспитанников, социальной готовности их к самостоятельной жизни вне интернатых учреждений, овладению профессиональными (трудовыми), бытовыми навыками, от информированности о семейно-брач-ных отношениях, от материальной обеспеченности сирот, а также обеспеченности их собственным жилищем.

Как правило, сирота, воспитывающийся в интернатном учреждении, априори не владеет базовыми бытовыми и коммуникативными навыками. Его контакты поверхностны и зачастую бывают поспешными. Как правило, дети-сироты не разби-

раются в подборе друзей, бывают обмануты и, в последующем, оставлены в одиночестве.

Дети-сироты, дети-сироты с ОВЗ и приемные дети на сегодняшний день являются одной из уязвимых категорий детского населения России, это дети с особыми образовательными потребностями, для которых нет четко выстроенной системы поддержки их сопровождения в образовательных организациях для сирот. Отсутствует нормативный алгоритм действий по социализации данной категории детского населения страны. Организации работают в диспозитивном порядке.

Так, дети-сироты из интернатных учреждений вплоть до совершеннолетия затрудняются в рефлексии относительно эмоционального состояния своего сверстника или друга, в чтении его эмоции и т.п. Дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях VII вида, испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и общего социального развития. Также у детей-сирот неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что подросток-сирота занимает по отношению к другим совершенно не ожидаемую позицию поведения, и, как правило, она негативная. Поэтому именно в настоящий период становится наиболее актуальной проблема постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустившихся из детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь.

В настоящий период, а особенно с введением в России ограничительных мер в связи с COVID-l9 в марте 2020 г., остро стоит проблема для выпускников-сирот с трудоустройством и профориентацией. На первый план можно вынести проблему с обеспечением выпускников-сирот жильем после выпуска из интернатного учреждения. Как было сказано выше, подростки-сироты имеют проблемы с коммуникативными навыками, у них отсутствуют навыки по формированию и расчету собственного бюджета, выпускники-сироты могут столкнуться с проблемой отстаивания своих личных прав и границ. Поэтому постинтернатное сопровождение детей-сирот рассматривается как процесс социальной адаптации выпускников-сирот к новым социальным условиям бытия вне интернатного учреждения.

Обзор научной литературы

Общие педагогические подходы к проблеме социализации личности в отечественной науке заложены в трудах М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

Основные проблемы процесса организации воспитательной работы в закрытых воспитательных учреждениях отражены в работах следующих выдающихся педагогов советского периода: А.В. Луначарский (1927), А.С. Макаренко (1929), В.А. Сухомлинский (1974), А.А. Католиков (1990) и др. Главная специфическая позиция указанных педагогов-практиков в области воспитания - это ориентированность на физический производственный труд и общественно-полезную деятельность воспитанников [Макаренко, 2003].

Необходимость подготовки к самостоятельной жизни детей данной категории подтверждается социологическими исследованиями И.Ф. Дементьевой. Проблема сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследовалась В.Н. Ефименко.

Проблемы социального сиротства, касающиеся его места в структуре россий-

ского социума, получили свое отражение в работах А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского, А.Б. Холмогоровой, В.Н. Ослон и др.

Об отношении общества к детям-сиротам писали А.И. Антонов, И.Ф. Дементьева, Г.И. Осадчая, И.И. Осипова, А.М. Нечаева, Ф.Э. Шереги, Н.В. Кузнецова. О социальной адаптации в постинтернатный период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Н.Е. Борисова, И.Б. Назарова, А.Ю. Нестеров, А.М. Нечаева, И.И. Осипова, Н.В. Присяжная. О социальной политике государства в интересах детей-сирот - Е.М. Рыбинский и Г.С. Красицкая, и др.

Методы и методология исследования

В статье представлены результаты авторских социологических исследований, осуществленные методами опроса (анкетированием и интервьюированием) в период 2019-2020 гг.

Материалы социологического исследования:

1. «Особенности постинтернатного жизнеустройства и социальной адаптации студентов-сирот в современном обществе» (2019-2020 гг.). Респонденты - сироты - студенты 1-х - 4-х курсов профессиональных образовательных учреждений Кемеровской области; МТКП (г. Москва) (дистанционное исследование). Массив: 287 юношей и 159 девушек (п=446) - сплошной опрос методом анкетирования, в т.ч. и результаты глубинного интервью выпускников-сирот (п=з8). Возраст респондентов 17-20 лет.

2. Экспертный опрос (интервьюирование, анкетирование) специалистов, по роду своей профессиональной деятельности непосредственно связанных с работой в государственных и негосударственных профессиональных образовательных учреждениях начального и среднего образования; специалистов Управлений профессионального образования; специалистов органов опеки и попечительства, социальной защиты населения Кемеровской области (дистанционное исследование) (п=128), в т.ч. и результаты глубинного интервью экспертов (п=28) (2019-2020 гг.).

Основными задачами постинтернатного сопровождения сирот являются.

1. Получение среднего общего, среднего полного образования.

2. Приобретение элементарных навыков коммуникабельности со сверстниками и взрослыми.

3. Приобретение социально-бытовых навыков.

4. Содействие в поступлении в профессиональное учреждение НПО/СПО и ВО.

5. Приобретение элементарных трудовых навыков.

6. Содействие в первичном трудоустройстве на неполный рабочий день.

7. Организация собственного досуга, а также защита своих личных имущественных и неимущественных прав.

8. Обязательное обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период.

9. Содействие в оформлении всех необходимых документов (паспорт РФ, СНИЛС, ИНН, полис ОМС) и т.д.

В свою очередь, постинтернатное сопровождение выпускников-сирот понимается как система, осуществляющая на основе межведомственного (межинституционального) взаимодействия все необходимые социальные мероприятия по сопровождению сирот в самостоятельную жизнь, жизнь вне интернатного учреждения, которая будет определяться как более успешная социальная адаптация

и самореализация вне институциональных условий. Во многих регионах России каждый второй подросток-сирота состоит (состоял) в «группе риска» по выпуску из интернатного учреждения, нигде не работает, не учится, является асоциальным членом общества, у такого подростка отсутствует наличие собственного постоянного жилища, а также постоянного дохода; таким образом, от безвыходности подростки-сироты совершают преступления корыстной направленности, вследствие чего оказываются в местах лишения свободы.

В узком аспекте постинтернатное сопровождение выпускников-сирот представляется нам как индивидуальное сопровождение подростков-сирот социальными педагогами, социальными психологами и другими специалистами органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, труда и занятости населения, оказывающими реальную помощь в становлении и социальной адаптации сирот в постинтернатном периоде. Такая работа может осуществляется в разных сферах жизнедеятельности подростка: таких, как трудоустройство, оформление наследства, оформление (восстановление) личных имущественных и неимущественных прав, получение профессионального образования, установление инвалидности (при наличии ОВЗ), оформление социальной пенсии по нетрудоспособности и т.д. Все эти мероприятия осуществляются на безвозмездной основе - основе договора постинтернатного сопровождения, заключенного двумя сторонами, одной из которых и является выпускник-сирота интернатного учреждения.

Результаты и обсуждение

Сегодня в России не практикуется такая гражданско-правовая форма, как оформление договора постинтернатного и постпенитенциарного сопровождения несовершеннолетних (достигнувших возраста согласия - 16 лет) по выпуску из интернатного учреждения либо освобождению из воспитательной колонии. Как правило, органами социальной опеки и попечительства несовершеннолетних, оставшихся в трудной жизненной ситуации, навязывают те или иные (государственные, муниципальные) услуги, которые иногда могут расцениваться как менее полезные либо, в индивидуальных случаях, не актуальные.

В свою очередь, предлагается оформлять двух- или трехсторонние гражданско-правовые договоры «О постинтернатном сопровождении несовершеннолетнего лица», «О постпенитенциарном сопровождении несовершеннолетнего лица», в которых и определялись бы: «Стороны договора», «Предмет договора», «Виды и сроки оказания (государственных, муниципальных) услуг (на безвозмездной основе)», «Права и обязанностей сторон», «Порядок и условия (прекращения) расторжения договора», «Заключительные и переходные положения», «Порядок обжалования в суде». Данная гражданско-правовая форма будет определять исполнителей, сроки исполнения, виды государственных и муниципальных услуг, оказываемых на безвозмездной основе конкретному лицу. За основу определения государственных и муниципальных услуг может быть взят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ1, в котором и определен перечень социальной

1 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения 15.07.2020).

поддержки детей-сирот в РФ. Гражданско-правовой договор «О постинтернатном сопровождении несовершеннолетнего лица» будет конкретизировать формы, сроки и исполнителей оказания тех или иных услуг. Под термином «сопровождение» следует понимать обязательный комплекс мер (действий), оказываемых лицу в постинтернатный период, ориентированных на успешную социальную адаптацию выпускников-сирот в социуме.

На совреенном этапе активно возникают новые модели работы с выпускниками-сиротами. Ситуация стала активно освещаться в СМИ, на профильных совещаниях в Аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ и на заседаниях в Общественном совете при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, а также научно-практических конференциях, на которых определяются эффективные меры по разрешению проблем в социальном становлении детей-сирот в постинтернатный период.

В 2019-2020 гг. Аппаратом и Экспертным советом при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка в рамках Десятилетия детства разрабатываются концептуальные рекомендации с целью повышения качества жизни детей-сирот с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустившихся из интернатных учреждений. Предложен пакет НПА по реализации права ребенка-сироты на собственное жилище в форме получения натурой либо возмещением компенсацией в виде жилищного сертификата, которым совершеннолетний сирота может воспользоваться на вторичном рынке жилья с целью приобретения жилища. Срок действия жилищного сертификата - три года. Также в настоящий период положительно решаются проблемы быта и становления детей-сирот, обучающихся в Детском доме - школе № 95 г. Новокузнецка Кемеровской области. С 2001 г. реализуются на базе интернатного учреждения Дом студентов и «тренировочная» квартира, которая открыта в рамках реализации «Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот с целью освоения элементарных навыков по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации подростков-сирот на территории Кемеровской области». Данная квартира полностью оснащена новой мебелью, современной бытовой техникой, в ней созданы все необходимые условия для комфортного (самостоятельного) проживания воспитанников, обучающихся в старших классах (9-11 кл.) школы-интерната № 95г. Новокузнецка.

Учебная квартира - это отличный старт в самостоятельную жизнь для подростка, готовящегося к выпуску из интернатного учреждения, в ней подростки приобретают все необходимые бытовые навыки. И опыт, полученный подростками в учебной квартире, будет необходим в самостоятельной жизни. Проживающим в квартире подросткам больше всего понравилась кухня, в которой они самостоятельно либо с помощью наставника (как правило, это студенты старших курсов педагогического института) с удовольствием творили свои кулинарные шедевры. Воспитанники узнали, что картофель нельзя хранить в морозильной камере, а перед тем, как загрузить одежду в стиральную машину, необходимо проверить карманы, чтобы не постирать телефон или личные документы, например паспорт.

Для детского дома - школы-интерната № 95 это уже вторая площадка учебной квартиры, которая является дополнением к уже действующей учебной квартире в Центре подготовки к выпуску сирот в самостоятельную жизнь. Квартиру в детском доме «Ровесник» сейчас обживают девушки, обучающиеся в 11-х классах. Девочки

принесли с собой все свои необходимые личные вещи, ноутбуки для выполнения учебной домашней работы и, конечно, свои любимые мягкие игрушки. И сразу идеально отремонтированное и оборудованное помещение наполнилось теплом и уютом. Для новоселов открывается много нового, например: в какую сторону повернуть переключатель печки или духовки, как пользоваться пароваркой или стиральной машиной, на какое время можно оставлять открытой дверцу холодильника?

Девочкам-сиротам найти ответы на эти и многие другие вопросы помогла опытный воспитатель Марина Владимировна Смирнова, которая с удовольствием делится своими знаниями2.

Также и Челябинская область в своих интернатных учреждениях реализует программы постинтернатного сопровождения выпускников-сирот, которые включают в себя, следующие направления работы [Макаренко, 2003].

1. Диагностическую работу, заключающуюся в изучении уровня социально-психологического, физического благополучия подростка - по следующим параметрам:

- физическое, психическое состояние, анамнез и наличие заболеваний у подростка;

- условия и сфера жизни с окружающими подростка в группе и вне интернатного учреждения;

- социальное положение его родителей или близких родственников, материальное состояние (наличие жилища и т.п.; если отсутствует собственное жилище, то подросток ставится на учет по улучшению жилищных условий в региональный департамент жилища и жилищной политики) [Nesterov, 2020].

Проводятся тщательный анализ и обработка результатов психологического тестирования по проблемам, препятствующим успешной адаптации выпускников-сирот.

2. Развивающую и коррекционную работу. Осуществляется разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения выпускников-сирот; осуществляется развитие способностей принятия собственных эмоций, формирования стрессоустойчивости, поиска новых путей выражения положительных эмоций в социально приемлемой форме; ознакомление с технологиями эффективной коммуникации, например: механизмы межличностного восприятия, личной психологической защиты, преодоление барьеров в общении, активное либо пассивное восприятие информации, правила конструктивного общения и т.п. [Nesterov, 2019].

3. Проводится консультативная работа, которая заключается в индивидуальном консультировании выпускников-сирот по проблемам самочувствия в межличностных отношениях; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых и партнерских отношениях; по проблемам семейно-бытовых отношений; по вопросам брака и семьи; вопросам личных имущественных и неимущественных прав и т.д.

4. Информационно-просветительскую работу, которая заключается в размещении на официальных сайтах (гос. услуги, муниципальные услуги) государственных учреждений и НКО информации и материалов по вопросам постинтернатного со-

2 ИАС «Куз-Пресс» Воспитанники детских домов Новокузнецка осваивают азы самостоятельной жизни в тренировочной квартире. Дата публикации: 23.01.2020 г. [сайт] URL : https://kuzpress.ru/society/22-01-2020/72567.html / (дата обращения: 20.07.2020).

провождения выпускников-сирот. Распространение информационных буклетов о правах и обязанностях выпускников-сирот. Активная пропаганда здорового образа жизни. Информирование о местах профессионального обучения или переобучения в организациях в государственных НПО/СПО и ВО за счет аедерального бюджета. Оповещение выпускников-сирот о мероприятиях, проводимых по плану интернатного учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно со специалистами центра занятости населения и иными профильными учреждениями муниципального образования, касающихся постинтернатной адаптации сирот.

5. Осуществляется организационно-методическая работа, которая заключается в методическом объединении специалистов города (муниципального образования), занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников-сирот. Организация и проведение вечеров - встреч выпускников на базе интернатного учреждения с целью распространения положительного опыта в личностном становлении воспитанников-сирот в постинтернатном периоде. Обеспечение социально-правовой документации и методических материалов по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников-сирот. Разработка рабочих программ и передача положительного опыта посредством конференций и совещаний по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот [Алибаева, Маметьева, 2018].

В настоящий период данной проблеме по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики, учитываются обычаи и традиции населения, уровень жизни и доходы в регионе. Так, проблемы постинтернатного сопровождения выпускников-сирот нашли свое отражение в развитии отечественного законодательства. В рамках Президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.1992 г. № 5433 и Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240)4 существует и активно реализуется целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной кризисной (посткризисной) социально-экономической обстановке, на развитие различных форм устройства осиротевших детей, на совершенствование здоровьесберегающих технологий, развитие кадровой и материальной базы интернатных учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения в них воспитанников-сирот.

Несомненно, показательны в этом отношения и Послания 2018-2020 гг. Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации5 и направленные на их реализацию поручения Президента РФ, где принимались стратегические задачи по разработке и реализации программ постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовящихся к выпуску из

3 Указ Президента Российской Федерации от 01.06.1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank

4 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954

5 См., напр.: Послание Президента Федеральному Собранию. 15 января 2020 г. // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

интернатных учреждений (всех уровней), в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

Однако на сегодняшний день в России, к сожалению, только незначительная часть регионов создала подобные модели по постинтернатному сопровождению выпускников-сирот из интернатных учреждении России, поэтому можно констатировать, что в большинстве регионов России отсутствуют практические модели межинституционального взаимодействия помощи в социальной адаптации сиротам в постинтернатный период, а в тех регионах, где реализуются данные программы, существует ряд проблем, которые связаны с несинхронным межведомственным взаимодействием органов исполнительной власти на местах, что и приводит к тотальной неразберихе, что сказывается на качестве подготовки к самостоятельной жизни подростка-сироты в процессе обучения в интернатном учреждении и в постинтернатном периоде6.

Заключение

Преодоление вышеуказанных проблем по интернатному и постинтертнатно-му сопровождению подростков-сирот возможно исключительно посредствам комплексной организации форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд мер, таких как:

- совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, принятия формы «договора постинтернатному (постпенитенциарному) сопровождению несовершеннолетних», внесение поправок в СК РФ, ТК РФ, ГК РФ и иные ФЗ и региональные нормативные правовые акты;

- создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межинституционального (межведомственного) сопровождения (взаимодействия) подростков-сирот, выпустившихся из интернатных учреждений;

- реализация повсеместной практики во всех регионах России по постинтернатному сопровождению подростков-сирот с привлечением к работе некоммерческих общественных организаций (НКО) в рамках региональных и президентских грантов;

- оптимизация системы воспитания, обучения и социализации сирот в интернатных учреждениях с учетом достижений современных социально-педагогических технологий развития ребенка, реализуемых в современных условиях (в данную оптимизацию включается разукрупнение воспитательных групп до 5-7 детей в одной группе);

- обязательная профилактика правонарушений в подростковой среде на всех уровнях (в интернатном учреждении и в постинтернатный период);

- обязательное создание, модернизация научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, соответствующего требованиям регионального законодательства и практическим реалиям;

- повсеместное создание центров постинтернатного сопровождения (адаптации) выпускников-сирот (возможно и участие НКО) [Алибаева, Маметьева, 2018: 5].

Сегодня остро стоят проблемы социальной адаптации и интеграции в обще-

6 Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2019 r. // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [сайт]. URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/May2020/5IYpevfVd8zvvDAvGE47. pdf

ство выпускников-сирот интернатных учреждений, острота вопроса во многом зависит от уровня подготовки воспитанников-сирот в интернатных учреждениях, а также наличия выработанной практики по постинтернатному сопровождению сирот в том или ином регионе страны. При отсутствии такой практики в регионах России можно спрогнозировать отрицательный исход по социальной интеграции в общество выпускника интернатного учреждения. Во избежание подобной практики необходимо выполнение вышеуказанных мер.

Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот непосредственно заключается в технологии социальной работы учреждений (центров) постинтернатной адаптации, включающей:

- создание и апробацию инновационных социально-педагогических, социально-психологических моделей по постинтернатному сопровождению сирот;

- разработку и апробацию механизмов поддержки выпускников-сирот интернатных учреждений до достижения 23-летнего возраста (с учетом обучения выпускника на очной (заочной) форме в ССУЗе и ВУЗе), отслеживание динамики в социально-экономической и политической конъюнктуре;

- обязательное развитие и внедрение программ для работников и педагогических кадров образовательных организаций НПО и СПО по социальной (постинтернатной) адаптации сирот, обучающихся по соответствующим профессиональным программам;

- моделирование социально-педагогических отношений по постинтернатному сопровождению между педагогическим персоналом центра и подростком-сиротой, ориентируя его на успешную адаптацию и беспрепятственную интеграцию в общество [Алибаева, Маметьева, 2018: 4].

Таким образом, становление системы постинтернатного сопровождения выпускников-сирот можно охарактеризовать как новую (инновационную) модель социализации сирот в постинтернатный период, который непосредственно будет ориентирован на полное раскрытие положительного потенциала, а также на благоприятную социальную адаптацию и интеграцию сирот в современное российское общество.

Сам же процесс постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений предполагает решение и усвоение множества жизненных задач, таких как:

- самосознание, под которым понимается личностное и профессиональное самоопределение выпускника-сироты; формирование образа гендерной роли и образа партнера; формирование социально ответственного поведения; построение системы ценностей как ориентиров поведения в обществе;

- коммуникативные задачи, связанные с установлением новых отношений со сверстниками противоположного пола; завоевание независимости от взрослых; способность устанавливать отношения независимости;

- задачи в сфере профессиональной деятельности: освоение профессиональных навыков и компетенций, умение применять профессиональные навыки на практике.

Список литературы

1. Алибаева Д.С., Маметьева О.С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России // Международный студенческий научный вестник. 2018. №№ 1. С. 1-8.

2. МакаренкоА.С. Педагогическая поэма. - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.

3. Nesterov A.Y. Institutional trial of minors condemned: International experience // The Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. - Almaty, 2020. No 1'2020. P. 255-263 DOI: 10.32014/2020.2518-1467.31 (in English).

4. Nesterov A.Y. Social adaptation ofjuvenile prisoners in the post-prison period: theory and practice // The Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2019. № 6'2019. P. 136-140. DOI: 10.32014/2019.2518-1467.155 (in English).

Сведения об авторе:

Нестеров Артем Юрьевич, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.

Контактная информация: e-mail: [email protected], РИНЦ Author ID: 9487-0029, ORCID ID: 0000-0001-8244-9546.

Статья поступила в редакцию 10.08.2020; принята в печать 07.10.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANS IN THE POST-BOARDING PERIOD: SOCIOLOGICAL ASPECT

Artem Y. Nesterov

Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

For citation: Artem Y. Nesterov. Social adaptation of orphans in the post-boarding period: sociological aspect // DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No 1. P. 53-63. DOI: I0.l9l8l/demis.202l.l.l.6

Abstract. The article is devoted to one of the pressing problems, such as post-boarding adaptation of graduates-orphans of boarding schools. The author of the publication defines the essence of interinstitutional (interdepartmental) interaction in the work on post-boarding support for graduates-orphans. The main problems of post-boarding support for orphans are identified. Also, the author of the publication defines the concept of "post-boarding support for graduates-orphans" in a broad and narrow sense. Recommendations are given for improving the process of post-boarding support for orphans graduated from boarding schools.It is noted that post-boarding adaptation of boarding school graduates is one of the most difficult stages of their life, therefore, the result of this process is the formation of positive skills of social adaptation in society, such as the ability to live and interact in the social space of rights and responsibilities; the need for study and work as a means of personal self-realization; an active and responsible attitude towards oneself and one's own destiny, as well as the manifestation of an active attitude in helping and supporting people in need. Almost all (or more than 90%) of orphans in boarding schools, especially in adolescence, experience difficulties in the formation of a system of value orientations, professional and personal self-determination, the establishment of emotional (positive) connections with other people, the free mastery of leisure, social, everyday activities... It is also undeniable that the difficulties of the process of social adaptation of graduates-orphans of boarding schools are due, on the one hand, to the specifics and type of the boarding institution itself, in which the graduate was brought up, the use of methods and techniques of pedagogical influence on orphans in the process of education, etc. on the other hand, the lack of a family and family education, as well as a positive experience of being in a family environment in the life of orphans, as the dominant institution of socialization.

Keywords: orphans, post-boarding adaptation, socialization, boarding scale, center for social adaptation, post-boarding support of graduates-orphans, Institute of Family and Education.

References

1. Alibaeva D.S., Mametyeva O.S. Post-boarding support for graduates of public institutions in Russia. International student scientific bulletin. 2018. No. 1. Pp. 1-8. (in Russ.).

2. Makarenko A.S. «Pedagogicheskaya poema» ["Pedagogical poem"]. M .: ITRK, 2003. 736 p. (In Russ.)

3. Nesterov A.Y. Institutional trial of minors condemned: International experience. The Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2020. No 1'2020. Pp. 255-263 DOI: 10.32014/2020.2518-1467.31

4. Nesterov A.Y Social adaptation of juvenile prisoners in the post-prison period: theory and practice. The Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2019. No 6'2019. Pp. 136-140. DOI: 10.32014/2019.2518-1467.155

Bio note:

Artem Y. Nesterov, Candidate of Sciences (Sociology), Leading Researcher, Institute For Demographic Research of The Federal Center of Theoretical And Applied Sociology of The Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: [email protected], RSCI Author ID: 9487-0029, ORCID ID: 0000-0001-8244-9546.

Received on 10.08.2020; accepted for publication on 07.10.2020. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.