УДК 364.044.24-058.862(571.63)
Заяц Ольга Васильевна
кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
Навродская Валентина Алексеевна
магистрант департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ ПО СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Zayats Olga Vasilyevna
PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Social Science, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University
Navrodskaya Valentina Alekseevna
Master's Degree student, Department of Social Science Far Eastern Federal University
TECHNOLOGIES FOR WORKING WITH TARGET POPULATION GROUPS ON FAMILY PLACEMENT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE: EXPERT OPINION (ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKY KRAI)
Аннотация:
В статье рассматривается значение работы с целевыми группами населения по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы ставили перед собой задачу определить мнение экспертов относительно социальных технологий, применяемых в работе с гражданами, выразившими желание принять ребенка в семью, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также замещающими семьями. Исследование проходило в форме интервью. Экспертами выступили руководители и специалисты центров по семейному устройству, службы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей, отдела охраны прав детей Министерства образования Приморского края. Приведен анализ ситуации с семейным устройством детей-сирот в современной России и Приморском крае, выявлено неодно-значное мнение экспертов по поводу приоритета семейного воспитания детей-сирот, охарактеризованы технологии определения рисков в процессе подготовки приемных родителей, формы коммуникации и информационные акценты для основных целевых групп, обозначены методики подготовки ребенка к передаче в замещающую семью, инновационные технологии, способствующие семейному устройству детей-сирот.
Ключевые слова:
дети-сироты, семейное устройство, целевые группы населения, социальные технологии, замещающие семьи, информационно-просветительская деятельность, социальное сопровождение
Summary:
The paper emphasizes the importance of working with target groups of the population on family arrangement of orphans and children left without parental care. The authors set themselves the task of determining the opinion of experts regarding social technologies used while working with citizens who have expressed a desire to take a child into a family, orphans and children left without parental care, as well as foster families. The research took place in the form of interviews. The experts were the heads and specialists of the centers for family arrangements, the service of psychological, pedagogical and social support for foster families, the department for the protection of children's rights of the Ministry of Education of the Primorsky Territory. An analysis of the situation with the family arrangement of orphans is given, the ambiguous opinion of experts on the priority of family education of orphans, technology for identifying risks in the process of preparing foster parents, forms of communication and informational accents of the main target groups, technologies for preparing a child for transfer to a foster family, innovative technologies that contribute to a family arrangement are indicated.
Keywords:
orphans, family arrangement, target population groups, social technologies, foster families, information and educational activities, social support
Одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации является содействие в семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подтверждением этого служит показатель числа несовершеннолетних, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Так, по состоянию на 1 ноября 2020 г. таких насчитывалось 42 265 чел. Очевидна тенденция к снижению значения данного показателя: в 2018 г. было зарегистрировано 47 272 несовершеннолетних, нуждающихся в устройстве в семьи [1].
В России реализуются различные информационные проекты по популяризации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот).
Однако, несмотря на разработанную нормативно-правовую базу, установленный порядок взаимодействия органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями и в целом положительную динамику развития ситуации, в Приморском крае отмечается одно из самых высоких абсолютных значений числа несовершеннолетних, зарегистрированных в региональном банке данных о детях-сиротах.
Данное обстоятельство обуславливает актуальность анализа существующих сегодня в Приморском крае социальных технологий работы с целевыми группами населения по семейному устройству детей-сирот и выявления проблем их применения.
В современной литературе сложилось несколько направлений, посвященных изучаемой нами теме, но рассматривающих ее в разных аспектах. Во-первых, это нормативно-правовая база, регламентирующая законодательные основы жизнеустройства детей: право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Семейным кодексом Российской Федерации, а также иными документами правотворческих органов как федерального, так и регионального уровней. Во-вторых, методические рекомендации. Так, Л.В. Смыкало в своих трудах формулирует указания по организации информационной кампании, направленной на развитие семейных форм устройства детей-сирот [2, с. 9]. В.Н. Ослон пишет о построении системы психологического сопровождения замещающей семьи [3]; И.А. Медведева, А.В. Сутула, Н.А. Разнадежина, Е.А. Романова, Г.Г. Фахретдинова, Л.А. Бездольная характеризуют педагогические и медико-психологические технологии по семейному устройству детей [4, с. 13—14].
На основе понятия «жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5, с. 9] формируется фундаментальный концепт - замещающая семья. Институциона-лизация данного понятия отечественными авторами строится на различных подходах: оно рассматривается как форма жизнеустройства ребенка, утратившего связь с биологическими родителями, которая обеспечивает наиболее естественные условия для индивидуального и социального развития несовершеннолетнего с целью удовлетворения его потребностей и получения опыта жизни в семье (О.Г. Прохорова и В.А. Румянцев) [6, с. 200]; как особый тип семейной системы, являющийся результатом объединения базисной семьи и ребенка, лишенного родительского попечения, в новое системное целое, которое обладает собственными закономерностями становления и развития (В.Н. Ослон) [7, с. 45].
Цель нашего разведывательного исследования состояла в выявлении мнения экспертов относительно применения социальных технологий работы с целевыми группами населения по семейному жизнеустройству детей-сирот.
Нами были выделены три основные целевые группы: граждане, выразившие желание принять ребенка в семью, дети-сироты и замещающие семьи.
В работе применялся метод интервьюирования экспертов, а именно неформализованное очное интервью. Была сформирована группа респондентов в количестве восьми человек: руководителя службы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей (далее - службы социального сопровождения) КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Спасска-Дальнего», трех специалистов вышеназванного центра; руководителя отдела охраны прав детей и специального образования Министерства образования Приморского края (далее - отдел охраны прав детей), двух его специалистов, а также ответственного лица, осуществляющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Беседа с экспертами строилась в русле анализа технологий работы с целевыми социальными группами: обсуждение ситуации с семейным устройством в современной России и Приморском крае, а также обозначение приоритетной его формы. Индикаторами для анализа выступили следующие устойчивые словосочетания: «активно развивается в положительном ключе», «динамика изменений позволяет выявить положительные тенденции», «детей в учреждениях сегодня действительно меньше, это не может не радовать», «стараемся сделать максимум для того, чтобы сохранить сложившуюся положительную динамику». Все опрошенные эксперты отметили улучшение ситуации с устройством детей-сирот в семьи на уровне Российской Федерации. Также респонденты заявили о сокращении численности выявляемых несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в институциональном устройстве.
Относительно ситуации на территории Приморского края мнения экспертов единогласно отражал тезис: число детей, находящихся на воспитании в семьях, и число детей, возвращенных родителям, не стабилизируется. Это подтверждает и проведенный нами анализ статистических данных. Так, общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Приморском крае в 2019 г. уменьшилось на 309 чел. по сравнению с 2018 г. На воспитании в государственных организациях находилось 1 658 чел., что меньше на 28 чел. по сравнению с базовым периодом.
Наблюдается снижение числа детей, помещенных на воспитание в семьи, на 121 чел.; в приемные семьи передано детей на 28 чел. больше, чем в прошлый отчетный период. Однако уже за 5 месяцев 2020 г. число несовершеннолетних в приемных семьях сократилось на 35 чел. по сравнению с 2019 г. При этом следует отметить тенденцию роста количества семей-усыновителей: в 2019 г. насчитывалось на 139 таких семей больше, чем в 2018 г. [8]. На учете в органах опеки и попечительства состоит 8 974 детей, из них усыновлен 1 641 ребенок (18,3 %), под опекой (попечительством) находятся 3 925 человек (43, 7%), воспитываются в приемных семьях - 1 866 детей (20, 8%), на попечении государства остается 1521 ребенок (16,9 %). На 01.11.2020 г. доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях, в среднем значении равна 82,81 % [9].
В семье человек реализует социальную потребность служения ближним, находит поддержку и силы для преодоления жизненных трудностей. Семья хранит память о прошлом, в ней созидается будущее, осваиваются и воспроизводятся социокультурные и личностные ценности. В этой связи вопрос о семейном воспитании нельзя считать частным, входящим в сферу исключительно родительских или узкопрофессиональных педагогических интересов [10, с. 117]. В связи с этим в рамках исследования была сформулирована задача, ориентированная на оценку степени формализованности принципа семейного воспитания и законодательной регламентации деятельности школ приемных родителей.
Согласно п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации приоритетной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью [11]. Вторичный анализ статистических данных динамики форм семейного устройства в разрезе по годам показывает, что наибольшее предпочтение среди замещающих родителей отдается безвозмездной форме опеки (попечительства) [12]. Экспертные оценки, полученные в ходе исследования, подтверждают эти данные. Руководитель службы социального сопровождения замещающих семей отметил: «Выбор оптимальной формы семейного устройства возложен на потенциальную замещающую семью. Но не стоит забывать, что приоритетность безвозмездной опеки создается ввиду личных причин, и зачастую эта опека родственная».
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители и форме ее проведения. По информации, предоставленной специалистами отдела охраны прав детей, общая трудоемкость такой программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов, причем не менее 70 % учебного времени должно приходиться на практические занятия (тренинги), включая итоговую аттестацию (собеседование). В Приморском крае обучение проходит по 42-часовой программе [13].
Эксперты отметили, что диагностика граждан на «способность быть приемными родителями» в Российской Федерации законом практически не регламентирована: «установленных методик и перечня требований к специалистам, проводящим обследование граждан, на законодательном уровне на сегодняшний день не сформулировано», «регламентация носит исключительно рекомендательный характер», «добиться адекватной оценки способности быть приемным родителем путем стандартизации процесса обследования не представляется возможным. Только индивидуально-ориентированный подход к семье может дать результат».
В то же время респондентами были указаны технологии или «приемы» для выявления рисков в процессе подготовки кандидатов. Так, специалист, исполняющий функции регионального оператора отдела охраны прав детей, отметил, что неформальный индикатор «заинтересованности» граждан виден еще при первом обращении в учреждение: «внимательность в беседе», «педантичность в вопросе подготовки документации», «четкое соблюдение формальных требований», «пунктуальность». Другой эксперт, руководитель отдела, считает «важной компетенцией специалиста способность к разграничению волнения и тревожности: где первое обусловлено нахождением человека в нестандартной для него ситуации, а второе может быть связано с латентной агрессией, недоверием, отклонениями разной природы».
Данные, полученные из интервью с экспертами службы социального сопровождения замещающих семей (как с практикующими преподавателями и тренерами в Школе приемных родителей (ШПР)), показали, что в первую очередь в оценке указанной выше способности основным объектом исследования становятся паттерны поведения будущих замещающих родителей: «в процессе неформального наблюдения (во время перерывов, ожидания группы, самостоятельной или практической работы граждан) мы, например, фиксируем то, как взаимодействуют супруги и взаимодействуют ли вообще», «обращаем внимание не столько на результат, сколько на ход, течение практического занятия».
Эксперт, представляющий в своем лице специалиста отдела охраны прав детей, подчеркнул, что семинары, проводимые в ШПР, прежде всего, нацелены на предотвращение получения
ребенком «психологической травмы». Появление в 2012 г. обязательного требования прохождения ШПР - «вынужденная мера, обусловленная критическими показателями вторичного сиротства. Учебная программа школы в первую очередь направлена на профилактику возврата детей из замещающих семей».
Основным инструментом в интенсивной и эффективной работе по привлечению потенциальных замещающих родителей, по мнению экспертов, на протяжении пяти последних лет является российский медиахолдинг, состоящий из сети региональных информационных агентств Дальнего Востока, - PrimaMedia. На данном портале с декабря 2012 г. функционирует проект «Дорога домой». Анализ информации, представленной здесь и на одноименной странице видеохостинга YouTube, показал, что последние публикации с видеопаспортами детей датированы январем 2020 г. Эксперты, осуществляющие свою трудовую деятельность в г. о. Спасск-Дальний, обнаружили похожий проект «Пусть мама за руку возьмет», реализующийся на уровне муниципального образования. Периодичность его выпусков не установлена - «съемки происходят после получения информации о принятии нового ребенка на воспитание в учреждение».
На территории Приморского края существует несколько каналов коммуникации, созданных для работы с потенциальными кандидатами в замещающие родители. Однако все эксперты отметили, что приоритет граждане отдают технологии прямого взаимодействия с представителями структурных подразделений органов опеки и попечительства: «многообразие информации в интернет-пространстве пугает граждан», «сегодня общество еще не выработало доверия к интернет-ресурсам», «правовая безграмотность населения не позволяет ему самостоятельно разобраться в специфике форм устройства детей».
Изучение медиапредпочтений ключевых целевых групп, выделяемых в общей совокупности потенциальных кандидатов в замещающие родители, посредством экспертного опроса позволило нам определить основные формы коммуникации и установить объекты информационных акцентов.
Приоритетными формами взаимодействия государственных структур с гражданами на предмет распространения сведений об устройстве детей-сирот в семьи являются интернет-коммуникация и социальная реклама (последнее оказывает значительное влияние на все целевые группы).
Нами также были определены объекты информационных акцентов, необходимых для выстраивания эффективной линии взаимодействия с каждой целевой группой в зависимости от ее специфики. Так, для граждан до 29 лет, согласно экспертному заключению, акцент необходимо в первую очередь делать на возможности карьерного роста при наличии ребенка. Рассматриваемая целевая аудитория, по мнению участников интервью, в наибольшей степени способна (с точки зрения ресурсности) принять ребенка на воспитание в семью. Граждане от 30 до 45 лет характеризуются «обдуманным и взвешенным» подходом к решению принять ребенка в семью, однако зачастую не имеют времени для изучения информации, посвященной устройству детей-сирот в семьи. Следовательно, материалы, ориентированные на эту целевую группу потенциальных приемных родителей, должны публиковаться в профессионально-ориентированных журналах, на популярных и доступных широкому кругу пользователей интернет-порталах. Основной акцент, по мнению экспертов, необходимо сделать на «счастье родительства», «самореализации», «неодинокой жизни». Граждане от 46 лет характеризуются пониженным вниманием к рекламе в интернете, недоверием к нему как к каналу коммуникации и источнику достоверной информации. Это «наиболее способные к эмпатии», «ранимые» и «восприимчивые» граждане. Соответственно, акцент в работе с ними эксперты рекомендуют делать на «проблемах, с которыми сталкиваются дети в учреждениях», на «желании любить и быть любимыми», на «помощи и участии».
Таким образом, правильное понимание потребностей целевой аудитории, ее специфических особенностей можно считать отдельным направлением и важной составляющей информационно-просветительской кампании, направленной на распространение в обществе семейных форм устройства детей. Кроме того, точно и верно ориентированная реклама - один из наиболее действенных способов работы со стереотипами: визуальные образы способны сказать гораздо больше, чем самая объемная аналитическая статья в журнале.
В рамках работы с целевыми группами населения по семейному устройству детей-сирот были проанализированы технологии сопровождения замещающих семей, применяемые в Приморском крае в организациях социального обслуживания семьи и детей, а также в образовательных структурах на базе центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ЦССУ). Специалистами был приведен пример деятельности службы на территории г. о. Спасск-Дальний: «В январе 2020 г. самые активные представители Клуба приемных родителей (сегодня в неродных семьях воспитывается 106 детей-сирот) провели мастер-классы, индивидуально побеседовали с родителями, имеющими трудности в
коммуникации с приемным ребенком, а также приняли участие в подготовке будущих замещающих родителей (в формате практикума) в рамках ШПР». Помимо постоянной «включенности» в деятельность по социальному сопровождению семьи руководитель службы отметил активное использование технологии визитирования, «отработки членами семьи методов идентификации и вербализации» эмоциональных состояний, техник психологической поддержки, а также «технологий групповой работы, семейного консультирования».
Отвечая на вопрос о регламентации и порядке осуществления социального сопровождения на территории края, специалист отдела охраны прав детей предоставил информацию о рекомендуемом количестве семей, находящихся под наблюдением одного педагога службы. Так, при экстренном уровне сопровождения замещающей семьи («ввиду трудности и необходимости оперативности действий») максимальное количество таких семей равно шести. Для кризисного уровня сопровождения рекомендовано двенадцать, а при адаптационном и базовом уровнях -не более 24 семей.
Привлекается к профилактической и реабилитационной работе с приемными семьями и приморское региональное отделение всероссийского общественного движения «Матери России», координационный совет по вопросам социального сопровождения семей с детьми.
Для определения приоритетности использования технологий в целях подготовки ребенка к передаче в замещающую семью с экспертами обсуждался вопрос об отработке травматического опыта у детей, лишенных родительского попечения, в целях их успешной социализации и внедрения в семью. Как отметил руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей, все действия в рамках указанной цели направлены на создание системы взаимодействия между ребенком, родителями и учреждением: «Без крепкой, за-мотивированной, нерушимой триады воспитатель - ребенок - родитель не представляется возможной работа на любом из этапов устройства ребенка в семью». Общение с несовершеннолетним всегда строится индивидуально, «исходя из социального паспорта, медицинского и психолого-педагогического обследования ребенка». Так, на первом этапе подготовительной работы в формате групповых занятий специалисты центра оказывают содействие в воспитании собственного «Я» у детей, в формировании понимания личных границ, доверия к окружающим. На индивидуальном уровне работа ориентирована на проработку проблем, связанных с разрывом с родной семьёй: «Чем старше ребенок, который покидает кровную семью, тем болезненнее и труднее даётся его адаптация и реабилитация».
Взаимодействие с детьми на втором этапе подготовительной работы осуществляется в рамках отработки их травматического опыта, осознания ими собственной социальной роли: «Для ребенка, который не может путем подражания старшим формировать в себе положительные социальные роли, создаются игровые условия для отождествления с семьей». По словам руководителя службы, в рамках данной задачи реализуется программа «Мой дом», включающая в себя теоретико-практические блоки «Семья и её функции», «Духовно - нравственные основы семьи», «Домашний труд в семье», «Хозяйство семьи и бюджет», «Самосовершенствование личности».
В ходе выявления инновационных технологий устройства детей-сирот в семьи в Приморском крае, а также определения проблем их реализации экспертами в первую очередь были отмечены направления информационно-просветительской работы. Например, на территории КГКУ «ЦССУ г. о. Спасск-Дальний» организуется день открытых дверей - «День Аиста»; создаются видеоролики о детях (их видеопаспорта), которые транслируются в СМИ; реализуется проект «Пусть мама за руку возьмет»; заметки о детях, нуждающихся в устройстве в приемные семьи, публикуются в еженедельной газете «Спасск» в рубрике «Центр содействия семейному устройству».
Основными проблемами в реализации указанных направлений деятельности, по оценке экспертов из министерства образования, являются акционизм, отсутствие регулярности в организации мероприятий, слабые практические навыки специалистов центров в сфере контент-менеджмента, web-дизайна, фотографии. Эксперты отметили необходимость перевода информационно-просветительской работы в пространство, более адаптированное под современные реалии и тенденции, - пространство социальных медиа.
Кроме того, в ходе интервью опрошенные нами респонденты в качестве технологий по работе с детьми, находящимися на институциональном устройстве, назвали развитие деятельности кружков и клубов как средств социализации детей (на территории КГКУ «ЦССУ г. о. Спасск-Дальний» это клубы «Краски жизни», «Подросток», а в КГАУСо «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ласточка"» - анимационная студия); проведение специальной реабилитационной работы с несовершеннолетними («Книга жизни»); внедрение технологии реабилитации детей, переживших повторный возврат в учреждение; использование сенсорной комнаты (одной из самых первых инклюзивно оснащенных комнат в г. Артем), временное пребывания в семьях граждан («Новый год в семье», «Каникулы дома» и т. д.).
Среди технологий, обеспечивающих сопровождение замещающих семей, экспертами были отмечены семейная арт-терапия, поддержка детей из замещающих семей во время адаптационного периода, активизация работы клубов приемных семей (например, «Родительские беседки», «Наши добрые ангелы» в КГКУ «ЦССУ г. о. Спасск-Дальний»), применение медиативных техник, визитирование.
В целом, по оценкам экспертов, реализуемые на территории Приморского края социальные технологии, ориентированные на содействие семейному устройству детей-сирот, формируются из множества структурных единиц, различных по полномочиям, сферам деятельности. Помимо органов исполнительной власти задачи по семейному устройству детей-сирот выполняют подведомственные им учреждения. Указанный вид деятельности ввиду своей специфической направленности требует постоянного совершенствования технологий работы с целевыми группами населения, применяемых компетентными лицами в сфере реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Их практический опыт, высокий уровень теоретической подготовки и способность к прогнозированию помогают определить направления развития инновационной деятельности в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылки:
1. Статистика [Электронный ресурс] // Усыновите.ру. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/ (дата обращения: 15.11.2020).
2. Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей / под ред. Л.В. Смыкало. СПб., 2010. 202 с.
3. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. www.psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 2. С. 1-13. https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070201.
4. Программа подготовки медико-психологического и педагогического сопровождения замещающих семей / А.В. Медведева [и др.]. Сургут, 2010. 185 с.
5. Заяц О.В. Социальные институты в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на примере Приморского края : дис. ... канд. социол. наук. Владивосток, 2007. 218 с.
6. Семьеведение : словарь-справочник / сост.: О.Г. Прохорова, В.А. Румянцев. М., 2006. 290 с.
7. Ослон В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 44-53.
8. Ежеквартальный мониторинг показателей семейного устройства : отчет. Владивосток, 2020. 7 с.
9. Ежемесячный мониторинг показателей семейного устройства : отчет. Владивосток, 2020. 7 с.
10. Голикова С.В. Понятие и содержание принципа приоритета семейного воспитания в семейном праве России // Право: история, теория, практика : материалы I Международной научной конференции. СПб., 2011. С. 117-120.
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 04.02.2021) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 19.11.2020).
12. Ежеквартальный мониторинг показателей семейного устройства ... ; Ежемесячный мониторинг показателей семейного устройства ...
13. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_179446/ (дата обращения: 16.11.2020).
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна