Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЁННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЁННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Глущенко Ирина Анатольевна, Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна, Огарь Елена Викторовна

Актуальность исследования обусловлена поиском перспективных подходов к целостному развитию личности ребёнка. Целью исследования явилась разработка и апробация технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольника. Новизна заключается в обосновании авторского подхода к разработке технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольников содержание которой основано на использовании элементов психогимнастики М.И. Чистяковой с широким применением игровых заданий и этюдов, обеспечивающих комплексное развитие у дошкольников элементов самопознания, релаксации, умений управлять своими движениями и эмоциями и ряда других физических и психических качеств. Содержание технологии включает в себя средства двигательной активности, которые реализуются через различные её виды: тренирующая, игровая, интеллектуально-познавательная. Основным научным результатом являются выявленные и экспериментально проверенные педагогические условия, позволяющие значительно улучшить основные показатели, характеризующие процесс сопряжённого физического и психического развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Глущенко Ирина Анатольевна, Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна, Огарь Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF COUPLED PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

The relevance of the study is due to the search for promising approaches to the holistic development of the child's personality. The purpose of the research was to develop and test the technology of coupled physical and mental development of a preschooler. The novelty lies in the substantiation of the author's approach to the development of technology for the conjugate physical and mental development of preschoolers, the content of which is based on the use of elements of psychogymnastics by M.I. Chistyakova with the wide use of game tasks and sketches, providing a comprehensive development of elements of self-awareness, relaxation, the ability to control their movements and emotions, and a number of other physical and mental qualities. The content of the technology includes means of motor activity, which are realized through its various types: training, gaming, intellectual and cognitive. The main scientific result is the identified and experimentally verified pedagogical conditions that significantly improve the main indicators characterizing the process of conjugate physical and psychological development of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЁННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

14. Marinovich, M.A., Trofimova, O.S. and Mazurenko, E.A. (2021), "Influence of game-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.

15. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Principles of nutrition for rugby players under high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.

16. Aboneeva, A.V, Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology for the preparation of sports nutrition, basic requirements and impact on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.

17. Grinchenko, V.S., Kasyanov, G.I., Mazurenko, E.A. and Olkhovatov, E.A. (2018), "Protein products and their role in the nutrition of athletes during intensive training", Modern Science and Innovations, No. 2 (22), pp. 118-123.

18. Mazurenko, E.A. and Kasyanov, G.I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", News of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.

19. Vychegzhanina, E.V. Vychegzhanina, E.A. Mazurenko and Nizhivenko, V. N. (2021), "Breathing Practices in Applied Physical Education as a Means of Relieving Stress and Improving Cognitive Functions in Higher School Students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 52-56.

20. Mazurenko, E.A., Trofimova, O.S., Pegushina, T.S. and Lesnikova, Yu.E. (2021), "Methodology for dance aerobics with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.

21. Mazurenko, E.A., Levchenko, A.A. and Eremenko, V.N. (2021), "The impact of self-isolation during a pandemic on the physical activity of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 215-218.

22. Lobanov, V.G., Kasyanov, G.I. and Mazurenko, E.A. (2019), "Peculiarities of the nutritional regimen of team sports athletes", Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, Vol. 81, No. 1 (79), pp. 160-167.

23. Fedorova, N.P., Voroshilova, I.S., Mazurenko, E.A. at al (2020), "Improving the safety of the educational process by using health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (184). pp. 377-381.

24. Mazurenko, E.A., Kasyanov, G.I. (2016), "Peculiarities of nutrition of athletes with increased physical exertion", Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, No. 4 (70), pp. 121-126.

25. Mazurenko, E.A., Kasyanov, G.I. and Olkhovatov, E.A. (2016), "Development of food products for rugby athletes", Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, No. 123, pp. 1566-1578.

Контактная информация: yanapetrenko2000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2022

УДК 373.2

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЁННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Владимировна Булах, кандидат психологических наук, доцент, Наталья Юрьевна Демченко, кандидат психологических наук, доцент, Елена Викторовна Огарь, старший преподаватель, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена поиском перспективных подходов к целостному развитию личности ребёнка. Целью исследования явилась разработка и апробация технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольника. Новизна заключается в обоснова-

нии авторского подхода к разработке технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольников содержание которой основано на использовании элементов психогимнастики М.И. Чистяковой с широким применением игровых заданий и этюдов, обеспечивающих комплексное развитие у дошкольников элементов самопознания, релаксации, умений управлять своими движениями и эмоциями и ряда других физических и психических качеств. Содержание технологии включает в себя средства двигательной активности, которые реализуются через различные её виды: тренирующая, игровая, интеллектуально-познавательная. Основным научным результатом являются выявленные и экспериментально проверенные педагогические условия, позволяющие значительно улучшить основные показатели, характеризующие процесс сопряжённого физического и психического развития дошкольников.

Ключевые слова: педагогическая технология, личность дошкольника, физическое и психическое развитие, двигательная активность, психогимнастика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p294-298

TECHNOLOGY OF COUPLED PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT OF

PRESCHOOLERS

Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban state University, Krasnodar; Irina Anatolyevna Glushchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ksenia Vladimirovna Bulakh, the candidate of psychological sciences, docent, Natalia Yurievna Demchenko, the candidate of psychological sciences, docent, Elena Viktorovna Og-ar, the senior teacher, Nevinnomyssk Humanities and Technical Institute, Nevinnomyssk

Abstract

The relevance of the study is due to the search for promising approaches to the holistic development of the child's personality. The purpose of the research was to develop and test the technology of coupled physical and mental development of a preschooler. The novelty lies in the substantiation of the author's approach to the development of technology for the conjugate physical and mental development of preschoolers, the content of which is based on the use of elements of psychogymnastics by M.I. Chistya-kova with the wide use of game tasks and sketches, providing a comprehensive development of elements of self-awareness, relaxation, the ability to control their movements and emotions, and a number of other physical and mental qualities. The content of the technology includes means of motor activity, which are realized through its various types: training, gaming, intellectual and cognitive. The main scientific result is the identified and experimentally verified pedagogical conditions that significantly improve the main indicators characterizing the process of conjugate physical and psychological development of preschoolers.

Keywords: pedagogical technology, personality of a preschooler, physical and mental development, motor activity, psychogymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в российском социуме происходит разрыв между субкультурой ребенка и субкультурой взрослого человека, слабо приобщается подрастающее поколение к социокультурным ценностям, к возможности познания собственного мира и мира других людей, не всегда создается «здоровая» среда для полноценного физического развития, духовного обогащения и креативного восприятия мира [2]. Социальный заказ, сформулированный в Законе об образовании (1996), в Концепции дошкольного воспитания и в требованиях Государственного образовательного стандарта, часто не находит отражения в содержании учебных пособий, авторских программ и деятельности педагогов-практиков.

Исходя из понимания значимости этого, нами был осуществлен поиск путей организации комплексного подхода к физическому и психическому развитию ребенка-дошкольника обеспечивающий целостное становление его личности. Целью исследования явилась разработка и апробация технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольника. Разработанная нами технология организации сопряжённого физического и психического развития дошкольника предполагает активизацию познания

ребёнком самого себя, которое происходит по линии отражаемого содержания, по уровню степени полноты и глубины проникновения в себя, по степени обобщенности и осознанности своих свойств, качеств и возможностей. Это развитие выражается в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами и приёмами познания собственных возможностей [1, 2].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент был организован и проведён в 2020-2022 годах в МДОУ № 12 г. Невинномысска. В нём участвовало 56 дошкольников 6 лет. Экспериментальная работа проводилась на специально организованных занятиях раз в неделю. Практические занятий для мальчиков и девочек организовывались в соответствии с половозрастными особенностями развития дошкольников. Распределение на контрольные и экспериментальные группы не производилось.

В качестве основного средства сопряжённого физического и психического развития дошкольника использовалось содержание психогимнастики, которая позволяет обеспечивает полноценное развитие психомоторики ребёнка. Нами было выдвинуто предположение, что эффективность процесса развития психомоторики дошкольника определяется оптимально подобранными и апробированными организационно -педагогическими условиями. В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение научных данных и программно-нормативных документов, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, анализ продуктов деятельности, тестирование, экспертных оценок, математико-статистический анализ результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выполненный анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что перспективным в педагогике и психологии можно считать направление, связанное с разработкой психолого-педагогических подходов и технологических решений проблемы сопряжённого физического и психического развития дошкольника. Оно отражает противоречие между потребностями общества в культурном, образованном, гармонически развитом её гражданине и слабой разработанностью методик их сопряжённого физического и психического развития ребёнка [1].

Решение этого противоречия послужило основанием для разработки педагогической технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольника, включающей в себя следующие этапы:

- определение цели проектируемого процесса и задач, обеспечивающих её достижение;

- разработка содержания авторской программы;

- подбор пригодных форм и методов организации сопряжённого физического и психического развития ребёнка;

- выбор и апробация способов объективной оценки эффективности развития психомоторных качеств;

- рефлексия и коррекция педагогического процесса.

Кратко раскроим содержание каждого этапа технологии. Целью проектируемой технологии является организации процесса сопряжённого физического и психического развития дошкольника.

Методика разработки содержания авторской программы была основана на использовании элементов психогимнастики М.И. Чистяковой [3], ориентированной на детей старшего дошкольного возраста с набором игровых заданий и этюдов, обеспечивающих комплексное развитие у дошкольников структурных составляющих психомоторных качеств, включающих в себя элементы самопознания, релаксации, умений управлять своими эмоциями и двигательной активностью.

Программа предполагает реализацию дифференцированного подхода к организации практических занятий для мальчиков и девочек, в соответствии с половозрастными особенностями развития дошкольников (с учётом сензитивных периодов психического и физического развития).

Разработанная технология основана на широком применении средств двигательной активности в развитии психических и физических качеств, которые реализовывались посредством различных методов: развивающий, тренирующий, игровой, индивидуальный, интеллектуально-познавательный, круговой тренировки. Использованные методы были представлены как деятельность, обеспечивающая общую физическую и психологическую подготовку, ориентированную на накопление детьми двигательного и сенсомоторного опыта. Основной формой являлась специально организованная двигательно-игровая деятельность ребёнка.

Для определения эффективности содержания используемой нами программы по результатам разработанных тестов определялся уровень физических и психических показателей развития личности у дошкольников до, и после внедрения авторской технологии.

Этап рефлексии и коррекции педагогического процесса предполагал использование метода психолого-педагогической коррекции, который широко применяется в психогимнастике и позволяет обеспечить полноценное развитие психомоторики ребёнка.

Рефлексия эффективности реализации технологии позволяет выявить организационно-педагогические условия этого процесса. Организационно-педагогические условия в нашей работе трактовались как обстоятельства, которые создают предпосылки для самораскрытия, самопроявления индивидуальности каждого ребёнка.

В результате проведённого исследования уровень сформированности физических и психических показателей развития личности дошкольников после года занятий по экспериментальной программе характеризуются более высокой степенью выраженности.

В таблице приведены данные опроса экспертов до и после проведения экспериментальной работы.

Таблица - Динамика физических и психических показателей развития личности (в баллах по пятибалльной шкале)_

Показатели развития личности До эксперимента После эксперимента

мальчики девочки мальчики девочки

Стремление к самопознанию 2,5 2,8 3,7 3,9

Навыки релаксация 2,1 2,4 4,2 4,3

Умения управлять эмоциями 2,7 2,1 4,0 4,2

Общение в детском социуме и со взрослыми 3,2 3,5 4,1 4,2

Внутренняя (психическая) активность личности 3,3 3,4 3,8 3,9

Физическая активность 3,7 3,9 4,4 4,6

Двигательный опыт 2,9 3,3 3,9 4,5

Сенсомоторный опыт 2,3 2,5 4,1 4,2

Данные таблицы свидетельствуют, что в результате проведённого исследования сформированность физических и психических показателей развития личности дошкольников после года занятий по экспериментальной программе характеризуются более высокой степенью выраженности. Это подтверждает предположение о том, что предложенные нами средства педагогического воздействия являются более эффективными, чем общепринятые.

Таким образом, разработанная нами технология сопряжённого физического и психического развития дошкольников, активизировала и обеспечила процесс поступательного развития их личности.

ВЫВОДЫ

Установлено, что сформированность физических и психических качеств определяется развитием личностных параметров дошкольника, таких как: стремление к самопо-

знанию, самооценка, навыки релаксация, умения управлять эмоциями, психическая и физическая активность личности, расширение сферы общения в детском социуме и со взрослыми которые успешно развиваются средствами психогимнастики.

В ходе эксперимента доказано, что реализация технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольников будет осуществляться с наибольшей эффективностью при следующих организационно-педагогических условиях:

- программно-целевого и комплексного подхода, предполагающего подбор и соотнесение средств и методов, направленных на сопряженное физическое и психическое развитие ребёнка;

- рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм физического и психического развития ребёнка;

- насыщения двигательной деятельности учебным материалом, развивающим познавательную сферу ребёнка, стимулирующим самостоятельную двигательную активность, способствующим накоплению двигательного опыта, развитию способов самостоятельной двигательной активности и изменению личностных взаимоотношений;

- наличием заданий и упражнений коррекционного характера, позволяющих гармонизировать отношения ребёнка с самим собой и социумом.

Разработанная технология являются своего рода «канвой» служащей основанием для творческой деятельности педагога, возможности выбора конкретных форм педагогических воздействий с целью развития физических и психологических качеств личности ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменко А.И. Педагогическая модель сопряженного формирования базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет : дис. ... канд. пед. наук / Кузьменко Александр Игоревич. - Краснодар, 2021. - 305 с.

2. Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников / В.А. Петь-ков, Е.А. Баранникова // Культурная жизнь Юга России. - 2008.- № 2. - С. 58-60.

3. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - Москва : Просвещение, 1995. -

160 с.

REFERENCES

1. Kuzmenko, A.I. (2021), Pedagogical model of the conjugate formation of the basic components of the profiling component ofpersonal physical culture of children 6-7 years, dissertation, Krasnodar.

2. Petkov, V.A. and, Barannikova E.A. (2008), "Pedagogical support for the development of the personality of preschool children", Cultural life of the South of Russia, No. 2, pp. 58-60.

3. Chistyakova, M.I. (1995), Psychogymnastics, Enlightenment, Moscow.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2022

УДК 797.2

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАННИМ ПЛАВАНИЕМ НА ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В

ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА

Елизавета Дмитриевна Полуянова, магистрант, Ирина Владимировна Стрельникова, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Предполагалось, что систематические занятия ранним плаванием позволят детям демонстрировать навыки моторного онтогенеза в вертикальном положении в соответствии с хронологией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.