Международного научно-практического Конгресса. - Москва, 2018. - С. 509-512.
8. Шейко Б.И. Классификация упражнений применяемых в пауэрлифтинге / Б.И. Шейко // Мир силы. - 2001. - № 4. - С. 14-17.
9. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б.И. Шейко. - Москва : Актифор-мула, 2013. - 560 с.
REFERENCES
1. Akhmetov, R.S. (2016), "Psychological specificities of sportsmen training", Epokha nauki, No. 5, pp. 106-110.
2. Bondarenko, A.A. (2009), "The ways of increasing athletes' strength training", Powerlifting, No. 6, pp. 5-7.
3. Ivannikov, V.A. (1988), Psychological mechanisms of volitional regulation, Nauka, Moscow,
4. Rozum, S.I. (2006), Psychology of socialization and social adaptation of human, Rech, St. Petersburg,
5. Rodionov, A.V. (2010), Psychology of Physical Culture and sport, Academy, Moscow.
6. Faleev, A.V. (2009), Secrets of strength training, Stalker, Moscow.
7. Filippova, S.N. and Fedina, R.G. (2018), "Research into human sexual dimorphism as the basement of the new educational methodology within the discourse of the new scientific direction called "Health genderology"", "Scientific and pedagogical schools in the area of Physical Culture and Sport"/ collection of materials of the International Science and Practice Congress, Moscow, pp. 509-512.
8. Sheyko, B.I. (2001), "The classification of the exercises, which are used during Powerlifting trainings", Mir sily, No. 4, pp. 14-17.
9. Sheyko, B.I. (2013), Powerlifting. From a novice to the Master, Actiformula, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.06.2022
УДК 796.333.3
ПРИЧИНЫ ОШИБОЧНЫХ РЕШЕНИЙ АРБИТРОВ В РЕГБИ
Владимир Дмитриевич Фомичев, студент, Вячеслав Николаевич Ниживенко, старший преподаватель, Олеся Юрьевна Чашкова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Аннотация
В связи с наличием игровых ситуаций, рассудить верно которые бывает сложно, даже в современном регби случаются ошибки центральных арбитров. В данной работе на примере реальных игровых моментов разбираются основные причины ошибочных решений арбитров и их последствия. Также в работе предлагаются пути решения некоторых проблем, являющихся причинами неверных решений. Приведены игровые ситуации с международного чемпионата по регби 2019 года с официальным объяснением причин ошибок от Международного совета регби (World Rugby), а также спорные решения судей с европейского турнира Heineken 2018 и их разбор на основе игровых правил. При рассмотрении этих примеров находятся причины, из-за которых принятие арбитрами ошибочных решений было возможно, а также способы сокращения и предотвращения этих ошибок в будущем. Рассматриваются различные факторы, которые могут повлиять на решение арбитров в регби.
Ключевые слова: регби, арбитры, ошибки арбитров, спорные решения судейства. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p388-393
REASONS FOR WRONG DECISIONS IN RUGBY
Vladimir Dmitrievich Fomichev, the student, Vyacheslav Nikolaevich Nizhivenko, the senior teacher, Olesya Yurievna Chashkova, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar
Abstract
Due to the presence of game situations, which can be difficult to judge correctly, even in modern rugby, mistakes of the central referees happen. In this article, on the example of real game moments, the main reasons for the arbitrators' erroneous decisions and their consequences are analyzed. The article also suggests the ways to solve some of the problems that are the causes of incorrect decisions. Game situations from the 2019 International Rugby Championship are given with an official explanation of the causes of errors from the International Rugby Council (World Rugby), as well as controversial decisions of referees from the Heineken 2018 European tournament and their analysis based on the game rules. By looking at these examples, we find reasons why arbitrators could make erroneous decisions, as well as ways to reduce and prevent these errors in the future. Various factors that may affect the decision of arbitrators in rugby are considered.
Keywords: rugby, refereeing, refereeing errors, controversial refereeing decisions.
ВВЕДЕНИЕ
Центральный арбитр, хоть и не является единственным судьей во время матча, но только он принимает решения, руководствуясь правилами, в игровых ситуациях, тем самым он является единоличным гарантом соблюдения правил и справедливой игры [1, 3, 4]. Несмотря на то, что центральный арбитр может запросить дополнительную помощь у боковых судей или у TMO (television match official) - видео-рефери, их ответ не является решающим и всегда может быть изменён по желанию центрального арбитра, который во всех случаях принимает окончательное решение. Он также единственный, кто может решить, входит ли игрок или официальное лицо, например, врач, в игру или покидает ее [9,
11, 15, 16, 17, 18]. Поэтому стоит отметить, что судья в регби в последнее время уже не только авторитетная, но и достаточно заметная фигура на поле, которая в определенной степени управляет игрой. Так в регби даже с использованием видеоповторов и присутствием TMO ключевую роль играет центральный арбитр, который может даже в самых спорных моментах не приходить к их помощи.
Наличие арбитров связанны с тем, что независимо от уровня матча, судья всегда сталкивается с ситуациями, в которых ему сложно принять решение [2, 5, 6, 7]. Слишком большое скопление игроков в непосредственной близости к мячу, ограничивающее поле зрения судьи, неправильное или неудачное расположение судьи, различные погодные условия, темперамент игроков, скорость развития действий, метод применения правил и реакция игроков, а также другие причины, мешают принять верное решение. Тем не менее, решения необходимо принимать, а судьи и игроки должны с ними смириться [8, 10,
12, 13, 14].
Цель данного исследования - Обозначить основные причины ошибочных решений арбитров в регби на реальных примерах и найти возможные варианты решения этой проблемы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Разбор причин ошибочных и неоднозначных решений арбитров начнем с примеров таковых на чемпионате мира 2019 года. Множество споров вызвали отличающиеся решения арбитров в отношении схожих нарушений в ходе высоких захватов.
В матче Самоа - Россия, удар Рея Ли-Ло плечом в подбородок россиянину Василию Артемьеву первоначально должен был быть санкционирован красной карточкой арбитра Романа Пуата, пока он не был остановлен техническим директором Грэмом Хью-зом. Три минуты спустя Артемьев стал жертвой прямого удара Моту Мату'у.
Ли-Ло и Мату'у получили только желтые карточки, несмотря на явные основания для отстранения обоих игроков в соответствии с запретом Всемирного регби на опасные приемы.
По итогу матч выиграли самоанцы, а Международный совет World Rugby не согласился с Романом Пуатом и наказал Ли-Ло, отстранив его на три игры, но уже после окон-
чания встречи.
В данном случае причиной ошибки послужило неудачное местоположение арбитра за спинами игроков, что не позволило ему даже после двух пересмотров видеофрагментов вынести правильное решение. Также не стоит пренебрегать тем фактом, что правила в отношении жёсткой игры и, в частности, верхового захвата часто изменялись в пользу безопасности игроков.
На этом чемпионате был ещё один схожий эпизод. Английский игрок Мако Вуни-пола грубо встретил соперника. Здесь же арбитр находился в нескольких метрах и мгновенно среагировал, но англичан наказали только штрафным.
Также грубое нарушение в матче Англии с Америкой было с участием Джона Ку-илла и Оуэна Фаррела. Англичане быстро разыграли мяч, а после Куилл влетел плечом в челюсть Фаррелу. Арбитр в момент столкновения находился далеко, но среагировал достаточно быстро, Куиллу показали красную карточку. В этом случае, в отличии от матча с Россией, наказание было вынесено справедливое. Так, хотя ситуации в обоих матчах были идентичны, вынесенные судьями приговоры серьёзно разнятся.
При этом на чемпионате мира были допущены и другие грубые ошибки. Например, арбитр Бен О'Кифф решил не наказывать австралийского игрока Риса Ходжа за удар плечом без мяча по голове фиджийского игрока Пекели Ято. Тогда Ято получил травму головы, а разбирательство по этому поводу было уже после матча, в итоге Ходжа отстранили от следующей игры.
Однако, в той же игре Левани Ботиа был наказан за перехват мяча, несмотря на то что капитан "Валлаби" Майкл Хупер вошел в толпу сбоку во время подготовки к желтой карточке.
А на открытии турнира японский нападающий Джеймс Мур избежал санкций за поединок без мяча против российского игрока.
Также была высказана критика со стороны экспертов по поводу непоследовательного применения офсайд-линии.
После обзора этих матчей команда официальных лиц признала, что выступления не соответствовали стандартам, установленным World Rugby. А причиной этого было названо то, что официальные лица элитных матчей обязаны принимать решения в сложных ситуациях с высоким давлением, и на начальном этапе возникли проблемы с использованием технологий и командной коммуникации, которые повлияли на принятие решений.
Способом решения этих проблем World Rugby выбрало создание команды из 23 официальных лиц матча для повышения согласованности и обеспечения высочайшего уровня точного, четкого и последовательного принятия решений.
Проблемы судейства встречались также и на чемпионате Heineken в 2018. Особенно здесь сказывались изменения правил и неудачное расположение арбитров и камер, для последующего пересмотра спорных моментов.
Например, когда Шон Кронин поднял с основания мяч, чтобы сделать свой пробный брейк, у него явно не было обеих ног за мячом - он играл с мячом из положения вне игры (Правило 15.4). Такие ситуации были исключены в Премьер-лиге в том сезоне, именно по этой причине судья должен был это заметить, чего он не сделал.
Другим примером спорного решения была желтая карточка, показанная игроку Лиме Сопоаге. Он инстинктивно потянулся к мячу чтобы сделать перехват, хоть и амбициозный, и попытался поднять мяч ладонью вверх, чтобы поймать его. Судья счел это «преднамеренным ударом» и, не посоветовавшись с TMO или его помощниками, показал желтую карточку. И хотя правило 11.3 гласит, что игрок не должен намеренно выбивать мяч вперед рукой или предплечьем, затем в правиле 11.4 говорится, что это не будет считаться преднамеренным, если в процессе попытки поймать мяч игрок наносит удар при условии, что существовали разумные ожидания того, что игрок сможет завладеть мячом.
Можно было бы сказать, что не было никаких разумных ожиданий, что Сопоага завладеет мячом в этом случае, но это все еще не объясняет, почему это было нарушение с желтой карточкой. Он напрямую не остановил попытку поймать мяч, и это не было цинично - это выглядело как неправильное решение арбитра.
ВЫВОДЫ
Все эти примеры указывают на то, что не смотря на усовершенствования технологии видеоповторов и присутствием ТМО на матчах, основной проблемой судейства в регби является человеческий фактор. От решений судейства, которые окончательно принимает один человек - центральный арбитр, зависит ход игры, а иногда и исход матча [19, 20, 21]. При этом всегда возможна ситуация, которую арбитр не заметит на прямую, или которая не может однозначно интерпретироваться при пересмотре на видеозаписи. Также решение арбитра может не соответствовать правилам именно данного матча. Не стоит исключать как человеческий фактор предвзятость судей, даже не преднамеренную. При игре команды или игроков с репутацией нарушителей, внимание арбитра будет более сфокусировано на них. Тогда решения могут приниматься в пользу другой команды, некоторые нарушения которой могут остаться незамеченными.
Полного решения проблемы ошибок арбитров в регби нет. Положительно на ситуацию может повлиять повышение профессионализма судьи и хорошее понимание им игровых правил матча, хорошее психологическое состояние арбитра, его умение трезво и четко оценить ситуацию, вне зависимости от криков трибун и внутренних предпочтений. Также понизить количество ошибочных и спорных решений может улучшение системы видеоповторов и понимание арбитров в каких ситуациях необходимо обращаться к ТМО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мотивационная составляющая, как часть развития студенческого спорта в Краснодарском крае / А. А. Брянцев, В. Р. Ибрагимов, Р. В. Лукашевич [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12(202). - С. 55-58.
2. Влияние командных видов спорта на физическую подготовленность к сдаче нормативов ГТО / Т. А. Леонова, О. А. Снимщикова, Е. А. Мазуренко, Н. П. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4(194). - С. 260-264.
3. Методика применения современных психорегулирующих программ на занятиях с женщинами второго зрелого возраста / О. С. Трофимова, Н. Р. Рычкова, Е. А. Бабарикина, Е. А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8(198). - С. 325-329.
4. Структура и содержание обучения в молодежном клубе российских регбистов 16-18 лет / В. Д. Фомичев, Я. С. Петренко, Е. А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9(199). - С. 312-314.
5. Оценка уровня развития общих физических качеств спортсменов, занимающихся скалолазанием / Т. А. Марченко, Е. А. Мазуренко, А. В. Савенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12(202). - С. 222-225.
6. Различия психологических навыков баскетболистов-студентов в зависимости от их позиции на поле / Р. В. Лукашевич, В. Р. Ибрагимов, А. А. Брянцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2(204). - С. 494-497.
7. Сравнение силовых показателей силы предплечий у армрестлеров с использованием гирь в тренировочном процессе / В. Р. Ибрагимов, Я. С. Петренко, Е. А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4(206). - С. 173-176.
8. Воркаут как вид спорта в Краснодарском крае / Я. С. Петренко, В. Д. Фомичев, Е. А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4(206). - С. 318321.
9. Абонеева, А. В. Режим питания и психическое состояние при акселерации у спортсменов подросткового возраста / А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 3 (50). - С. 40-45.
10. Абонеева, А. В. Разработка рецептуры и оценка воздействия функциональных пищевых продуктов на спортсменов в тренировочный период / А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко, С. П. Бутов
// Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 1(54). - С. 44-50.
11. Организационно-управленческие условия развития снежного регби в России / Е. А. Мазуренко, Р. З. Гакаме, В. Н. Ниживенко, В. Д. Фомичев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 2. - С. 30-31.
12. Сопоставление выполнения студентами контрольных нормативов по физической культуре за период обучения в вузе / Т. А. Леонова, Е. А. Мазуренко, Н. П. Федорова, И. С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12(190). - С. 118-121.
13. Статистика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе годового цикла технической подготовки регбистов / Я. С. Петренко, Е. А. Мазуренко, Н. П. Федорова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1(203). - С. 300-304.
14. Маринович, М. А. Влияние занятий игровой направленности на психофизические способности старших дошкольников / М. А. Маринович, О. С. Трофимова, Е. А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 207-210.
15. Абонеева, А. В. Принципы питания регбистов при высоких нагрузках / А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 2(49). - С. 39-45.
16. Абонеева, А. В. Технология приготовления спортивного питания, основные требования и воздействие на организм человека / А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко, С. П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 2(55). - С. 44-49.
17. Белковые продукты и их роль в питании спортсменов в период интенсивной подготовки / В. С. Гринченко, Г. И. Касьянов, Е. А. Мазуренко, Е. А. Ольховатов // Современная наука и инновации. - 2018. - № 2(22). - С. 118-123.
18. Мазуренко, Е. А. Конструирование продуктов питания для людей с повышенной физической активностью / Е. А. Мазуренко, Г. И. Касьянов // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2016. - № 5-6(353-354). - С. 48-51.
19. Вычегжанина, Е. В. Дыхательные практики в прикладной физической культуре как средство снятия стресса и улучшения когнитивных функций у студентов высшей школы / Е. В. Вы-чегжанина, Е. А. Мазуренко, В. Н. Ниживенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 52-56.
20. Методика занятий танцевальной аэробикой с женщинами 30-35 лет / Е. А. Мазуренко, О. С. Трофимова, Т. С. Пегушина, Ю. Е. Лесникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 203-207.
21. Мазуренко, Е. А. Влияние самоизоляции в период пандемии на физическую активность студентов вуза / Е. А. Мазуренко, А. А. Левченко, В. Н. Еременко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5(195). - С. 215-218.
REFERENCES
1. Bryantsev, A.A., Ibragimov, V.R., Lukashevich, R.V. et al (2021), "Motivational component as part of the development of student sports in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 55-58.
2. Leonova, T.A., Snimshchikova, O.A., Mazurenko, E.A. and Fedorova, N.P. (2021), "Influence of team sports on physical readiness for passing TRP standards", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 260-264.
3. Trofimova, O. S., Rychkova, N. R., Babarikina, E. A. and Mazurenko, E. A. (2021), "Methods of applying modern psychoregulatory programs in classes with women of the second mature age", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 325-329.
4. Fomichev, V. D., Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A. et al (2021), "The structure and content of education in the youth club of Russian rugby players aged 16-18", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 312-314.
5. Marchenko, T. A., Mazurenko, E. A., Savenko, A. V. et al (2021), "Assessment of the level of development of general physical qualities of athletes involved in rock climbing", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12(202), pp. 222-225.
6. Lukashevich, R. V., Ibragimov, V. R., Bryantsev, A. A. et al (2022), "Differences in the psychological skills of student basketball players depending on their position on the field", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 494-497.
7. Ibragimov, V. R., Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A. et al (2022), "Comparison of strength indicators of forearm strength in armwrestlers using kettlebells in the training process", Uchenye zapiski
universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 173-176.
8. Petrenko, Ya. S., Fomichev, V. D., Mazurenko, E. A. et al (2022), "Workout as a sport in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 318-321.
9. Aboneeva, A. V. and Mazurenko, E. A. (2018), "Diet and mental state during acceleration in adolescent athletes", Technology and commodity science of innovative food products, No. 3(50), pp. 4045.
10. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A., and Butov, S.P. (2019), "Development of formulations and assessment of the impact of functional food products on athletes during the training period", Technology and commodity science of innovative food products, No, 1 (54). pp. 44-50.
11. Mazurenko, E. A., Gakame, R. Z., Nizhivenko, V. N. and Fomichev, V. D. (2022), "Organizational and managerial conditions for the development of snow rugby in Russia ", Physical culture: upbringing, education, training, No, 2. pp. 30-31.
12. Leonova, T. A., Mazurenko, E. A., Fedorova, N. P. and Voroshilova, I. S. (2020), "Comparison of performance by students of control standards for physical culture for the period of study at the university", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 118-121.
13. Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A., Fedorova, N. P. et al (2022), "Statistics of indicators of the level of development of power capabilities in the process of the annual cycle of technical training of rugby players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 300-304.
14. Marinovich, M. A., Trofimova, O. S. and Mazurenko, E. A. (2021), "Influence of game-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.
15. Aboneeva, A. V. and Mazurenko, E. A. (2018), "Principles of nutrition for rugby players under high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.
16. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology for the preparation of sports nutrition, basic requirements and impact on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.
17. Grinchenko, V. S., Kasyanov, G. I., Mazurenko, E. A. and Olkhovatov, E. A. (2018), "Protein products and their role in the nutrition of athletes during intensive training", Modern Science and Innovations, No. 2 (22), pp. 118-123.
18. Mazurenko, E. A. and Kasyanov, G. I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", News of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.
19. Vychegzhanina, E. V. Vychegzhanina, E. A. Mazurenko and Nizhivenko, V. N. (2021), "Breathing Practices in Applied Physical Education as a Means of Relieving Stress and Improving Cognitive Functions in Higher School Students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 52-56.
20. Mazurenko, E. A., Trofimova, O. S., Pegushina, T. S. and Lesnikova, Yu. E. (2021), "Methodology for dance aerobics with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.
21. Mazurenko, E. A., Levchenko, A. A. and Eremenko, V. N. (2021), "The impact of self-isolation during a pandemic on the physical activity of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 215-218.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2022
УДК 378
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Николаевна Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск