Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АМИНОКИСЛОТ С РАЗВЕТВЛЁННЫМИ БОКОВЫМИ ЦЕПЯМИ (BCAA) НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВБАСКЕТБОЛИСТОВ'

ВЛИЯНИЕ АМИНОКИСЛОТ С РАЗВЕТВЛЁННЫМИ БОКОВЫМИ ЦЕПЯМИ (BCAA) НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВБАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМИНОКИСЛОТЫ / БАСКЕТБОЛ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашевич Ренат Викторович, Ибрагимов Вадим Рустемович, Чашкова Олеся Юрьевна, Федорова Наталья Петровна

В современном баскетболе спортсмены нередко перегружаются на играх и тренировках, что может приводить к ухудшению физического состояния или к травмам, а значит к замедлению физического прогресса, что может отразиться на будущих успехах команды. Целью нашего исследования являлось определение влияния аминокислот с разветвлёнными боковыми цепями (BCAA) на состояние испытуемых. В эксперименте приняли участие 2 группы по 10 человек - студентов-баскетболистов. Результаты исследования показали важность аминокислот для спортсменов и возможность создания в студенческом баскетболе специальной методики их употребления для достижения высоких командных результатов и личного прогресса каждого спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукашевич Ренат Викторович, Ибрагимов Вадим Рустемович, Чашкова Олеся Юрьевна, Федорова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BRANCHEDCHAIN AMINO ACIDS (BCAA) ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS

In modern basketball, athletes are often overworked in games and training, which can lead to a deterioration in their physical condition or injuries, which means a slowdown in physical progress, which may affect the future success of the team. The aim of our study was to determine the effect of branched chain amino acids (BCAA) on the condition of the subjects. The experiment involved 2 groups of 10 people - students-basketball players. The results of the study showed the importance of amino acids for athletes and the possibility of creating a special methodology for their use in student basketball to achieve high team results and personal progress of each athlete.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АМИНОКИСЛОТ С РАЗВЕТВЛЁННЫМИ БОКОВЫМИ ЦЕПЯМИ (BCAA) НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВБАСКЕТБОЛИСТОВ»

6. Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism. Educational plans, available at https://kgufkst.ru/student/uchebnye-grafiki (accessed 01 July 2022).

7. Leontieva L.S., Leontieva N.S., Melnikova N.Y. (2019), "History of physical education": discipline components and interdisciplinary connections", Department Science of SCOLIPE, materials of the final scientific and practical conference of the faculty, Moscow, pp 196-202.

8. Leontieva N.S., Leontieva L.S., Koreneva M.V., Makhinova M.V. (2019), "Olympic education as a component of the professional training of students at the university", Bulletin of Maykop State Technological University, No 2-41, pp 66-75.

9. Leontieva N.S., Leontieva L.S., Koreneva M.V., Melnikova N.Y. (2019), "The structure and content of special courses in the framework of the implementation of Olympic education", Methodological problems of pedagogy of physical education, materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the Department of Pedagogy SCOLIPE, Moscow, pp. 260-266.

10. Moscow State Academy of Physical Culture. Educational plans, available at: https://mgafk.ru/uchebnie_grafiki (accessed 01 July 2022).

11. The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg. Educational programs, available at: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/obrazovatelnye-programmy (accessed 01 July 2022).

Контактная информация: maria_koreneva@list.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.323

ВЛИЯНИЕ АМИНОКИСЛОТ С РАЗВЕТВЛЁННЫМИ БОКОВЫМИ ЦЕПЯМИ

(BCAA) НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Ренат Викторович Лукашевич, студент, Вадим Рустемович Ибрагимов, студент,

Олеся Юрьевна Чашкова, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова,

старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет,

Краснодар

Аннотация

В современном баскетболе спортсмены нередко перегружаются на играх и тренировках, что может приводить к ухудшению физического состояния или к травмам, а значит к замедлению физического прогресса, что может отразиться на будущих успехах команды. Целью нашего исследования являлось определение влияния аминокислот с разветвлёнными боковыми цепями (BCAA) на состояние испытуемых. В эксперименте приняли участие 2 группы по 10 человек - студентов-баскетболистов. Результаты исследования показали важность аминокислот для спортсменов и возможность создания в студенческом баскетболе специальной методики их употребления для достижения высоких командных результатов и личного прогресса каждого спортсмена.

Ключевые слова: аминокислоты, баскетбол, физическое состояние, прогресс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p248-252

INFLUENCE OF BRANCHED-CHAIN AMINO ACIDS (BCAA) ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS

Renat Viktorovich Lukashevich, the student, Vadim Rustemovich Ibragimov, the student, Olesya Yurievna Chashkova, the senior teacher, Natalya Petrovna Fedorova, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

In modern basketball, athletes are often overworked in games and training, which can lead to a deterioration in their physical condition or injuries, which means a slowdown in physical progress, which may affect the future success of the team. The aim of our study was to determine the effect of branched

chain amino acids (BCAA) on the condition of the subjects. The experiment involved 2 groups of 10 people - students-basketball players. The results of the study showed the importance of amino acids for athletes and the possibility of creating a special methodology for their use in student basketball to achieve high team results and personal progress of each athlete.

Keyword: amino acids, basketball, physical condition, progress.

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол - крайне интенсивная игра с мячом, которая требует высокого уровня физической подготовки. Зачастую игры и тренировки проводятся с небольшим временным интервалом друг от друга, что нередко может приводить к травмам мышц и связок игроков [1, 4, 6]. Чтобы бороться с возможностью возникновения травмы, а также для улучшения результатов тренировок, спортсменам рекомендуют в качестве пищевых добавок аминокислоты [2, 3, 5, 8].

Аминокислоты - это органические соединения, из которых состоят все ткани человеческого тела. Они обеспечивают работу организма, отвечая за процессы метаболизма и энергетического обмена. Существует 2 типа аминокислот: «заменяемые» - синтезируются в организме человека и «незаменяемые» - можно получить из пищи или специальных добавок. Аминокислоты напрямую влияют на состояние нервной системы, регулируя умственную деятельность, настроение и сон [11, 12, 13, 16]. В спорте они повышают работоспособность, ускоряют процесс наращивание мышц и помогают быстрее восстанавливаться после тренировок и игр. В такой требовательной к физическому состоянию спортсмена игре, как баскетбол, важность аминокислот переоценить крайне трудно [7, 9, 10, 14, 15].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 20 студентов-баскетболистов Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). Участники были разделены на 2 группы по 10 человек. Первая группа в течении месяца, не меняя повседневный рацион питания, принимала в качестве добавки аминокислоты с разветвлёнными боковыми цепями (BCAA) - это комплекс из трёх незаменимых аминокислот: валин, лейцин и изо-лейцин. Вторая группа, также не меняя рацион, их не принимала. Для последующего анализа влияния аминокислот, перед началом эксперимента были замерены максимальные показатели всех испытуемых, такие как: приседание со штангой, жим штанги от груди и вертикальный прыжок (Таблица). В течении экспериментального месяца спортсмены посещали постоянные тренировки и участвовали в играх.

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЕ

По окончании эксперимента нами снова проводились замеры максимальных показателей: приседание со штангой, жим штанги от груди и вертикальный прыжок.

Таблица - Средние показатели групп баскетболистов в начале и в конце эксперимента

Показатели 1 группы 2 группы

До эксп. После эксп. Разница До эксп. После эксп. Разница

ед. % ед. %

Приседание со штангой (кг) 98,3 112,2 13,9 14,1 100,5 105,6 5,1 5,1

Жим штанги от груди (кг) 89,5 98,9 9,4 10,5 85,9 89,8 3,9 4,5

Вертикальный прыжок (см) 62,1 69,7 7,6 12,2 58,2 61,4 3,2 5,4

Как можно видеть из таблицы общий прогресс в показателях наблюдался в обеих группах, но в группе, которая принимала ВСАА, он выражен ярче. Среднее значение приседания со штангой первой группы увеличилось на 13,9 килограмм в то время, как во второй группе всего лишь на 5,1 килограмм. К тому же необходимо отметить рост вертикального прыжка, который крайне важен для баскетболиста. Среднее значение вертикального прыжка первой группы увеличилось на 7,6 сантиметров, что более чем в 2 раза

больше по сравнению со второй группой. Также проводя устный опрос среди групп о их физическом и психологическом состоянии после игр или тяжёлых тренировок, мы заметили, что испытуемые первой группы чувствовали себя намного лучше, боль в мышцах и суставах проходила на несколько дней раньше, чем у второй группы [17, 18]. Следовательно, спортсмены из первой группы возвращались к нормальному физическому состоянию быстрее своих коллег. Вдобавок несколько баскетболистов из второй группы за период исследования получили травмы в то время, как участники первой группы за весь эксперимент отделались несколькими небольшими повреждениями на всю группу.

Такое различие между группами можно объяснить влиянием аминокислот на организм спортсмена. Валин - аминокислота, которая отвечает за поддержание обмена азота в организме. Она используется мышцами в качестве источника энергии, помогает восстановить поврежденные ткани, улучшает координацию мышц и снижает чувствительность организма к боли. Лейцин необходим для построения мышц. Он отвечает за синтез белка в мышечных волокнах и ускоряет восстановление мышц и костей. Изолейцин помогает клеткам усваивать глюкозу, придает мышцам силу и выносливость и помогает тканям быстрее восстанавливаться после травм.

ВЫВОД

Проведённое нами исследование показало, что баскетболисты, которые принимали в качестве пищевой добавки аминокислоты с разветвлёнными боковыми цепями (BCAA), добились большего прогресса в физических показателях и были меньше подвержены травмам за период эксперимента. Анализ исследования показывает важность аминокислот для спортсменов и обуславливает возможность создания в студенческом баскетболе специальной методики их употребления для достижения высоких командных результатов и личного прогресса каждого спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мотивационная составляющая, как часть развития студенческого спорта в Краснодарском крае / А.А. Брянцев, В.Р. Ибрагимов, Р.В. Лукашевич [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 55-58.

2. Влияние командных видов спорта на физическую подготовленность к сдаче нормативов ГТО / Т.А. Леонова, О.А. Снимщикова, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 260-264.

3. Методика применения современных психорегулирующих программ на занятиях с женщинами второго зрелого возраста / О.С. Трофимова, Н.Р. Рычкова, Е.А. Бабарикина, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 325-329.

4. Структура и содержание обучения в молодежном клубе российских регбистов 16-18 лет / В.Д. Фомичев, Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 312-314.

5. Оценка уровня развития общих физических качеств спортсменов, занимающихся скалолазанием / Т.А. Марченко, Е.А. Мазуренко, А.В. Савенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 222-225.

6. Различия психологических навыков баскетболистов-студентов в зависимости от их позиции на поле / Р.В. Лукашевич, В.Р. Ибрагимов, А.А. Брянцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 494-497.

7. Сравнение силовых показателей силы предплечий у армрестлеров с использованием гирь в тренировочном процессе / В.Р. Ибрагимов, Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 173-176.

8. Воркаут как вид спорта в Краснодарском крае / Я.С. Петренко, В.Д. Фомичев, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 318321.

9. Абонеева, А.В. Режим питания и психическое состояние при акселерации у спортсменов подросткового возраста / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 3 (50). - С. 40-45.

10. Организационно-управленческие условия развития снежного регби в России / Е.А. Мазуренко, Р.З. Гакаме, В.Н. Ниживенко, В.Д. Фомичев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 2. - С. 30-31.

11. Статистика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе годового цикла технической подготовки регбистов / Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 300-304.

12. Маринович, М.А. Влияние занятий игровой направленности на психофизические способности старших дошкольников / М.А. Маринович, О.С. Трофимова, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 207-210.

13. Абонеева, А.В. Принципы питания регбистов при высоких нагрузках / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 2 (49). - С. 39-45.

14. Абонеева, А.В. Технология приготовления спортивного питания, основные требования и воздействие на организм человека / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко, С.П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 2 (55). - С. 44-49.

15. Белковые продукты и их роль в питании спортсменов в период интенсивной подготовки / В.С. Гринченко, Г.И. Касьянов, Е.А. Мазуренко, Е.А. Ольховатов // Современная наука и инновации. - 2018. - № 2 (22). - С. 118-123.

16. Мазуренко, Е.А. Конструирование продуктов питания для людей с повышенной физической активностью / Е.А. Мазуренко, Г.И. Касьянов // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2016. - № 5-6(353-354). - С. 48-51.

17. Методика занятий танцевальной аэробикой с женщинами 30-35 лет / Е.А. Мазуренко, О.С. Трофимова, Т.С. Пегушина, Ю.Е. Лесникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 203-207.

18. Мазуренко, Е.А. Влияние самоизоляции в период пандемии на физическую активность студентов вуза / Е.А. Мазуренко, А.А. Левченко, В.Н. Еременко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 215-218.

REFERENCES

1. Bryantsev, A.A., Ibragimov, V.R., Lukashevich, R.V. et al (2021), "Motivational component as part of the development of student sports in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 55-58.

2. Leonova, T.A., Snimshchikova, O.A., Mazurenko, E.A. and Fedorova, N.P. (2021), "Influence of team sports on physical readiness for passing TRP standards", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 260-264.

3. Trofimova, O. S., Rychkova, N. R., Babarikina, E. A. and Mazurenko, E. A. (2021), "Methods of applying modern psychoregulatory programs in classes with women of the second mature age", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 325-329.

4. Fomichev, V. D., Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A. et al (2021), "The structure and content of education in the youth club of Russian rugby players aged 16-18", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 312-314.

5. Marchenko, T. A., Mazurenko, E. A., Savenko, A. V. et al (2021), "Assessment of the level of development of general physical qualities of athletes involved in rock climbing", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12(202), pp. 222-225.

6. Lukashevich, R. V., Ibragimov, V. R., Bryantsev, A. A. et al (2022), "Differences in the psychological skills of student basketball players depending on their position on the field", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 494-497.

7. Ibragimov, V. R., Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A. et al (2022), "Comparison of strength indicators of forearm strength in armwrestlers using kettlebells in the training process", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 173-176.

8. Petrenko, Ya. S., Fomichev, V. D., Mazurenko, E. A. et al (2022), "Workout as a sport in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 318-321.

9. Aboneeva, A. V. and Mazurenko, E. A. (2018), "Diet and mental state during acceleration in adolescent athletes", Technology and commodity science of innovative food products, No. 3 (50), pp. 4045.

10. Mazurenko, E.A., Gakame, R.Z., Nizhivenko, V.N. and Fomichev, V.D. (2022), "Organizational and managerial conditions for the development of snow rugby in Russia", Physical culture: up-

bringing, education, training, No. 2, pp. 30-31.

11. Petrenko, Ya.S., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. et al (2022), "Statistics of indicators of the level of development of power capabilities in the process of the annual cycle of technical training of rugby players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 300-304.

12. Marinovich, M.A., Trofimova, O.S. and Mazurenko, E.A. (2021), "Influence of game-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.

13. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Principles of nutrition for rugby players under high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.

14. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology for the preparation of sports nutrition, basic requirements and impact on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.

15. Grinchenko, V.S., Kasyanov, G.I., Mazurenko, E.A. and Olkhovatov, E.A. (2018), "Protein products and their role in the nutrition of athletes during intensive training", Modern Science and Innovations, No. 2 (22), pp. 118-123.

16. Mazurenko, E.A. and Kasyanov, G.I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", News of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.

17. Mazurenko, E.A., Trofimova, O.S., Pegushina, T.S. and Lesnikova, Yu.E. (2021), "Methodology for dance aerobics with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.

18. Mazurenko, E.A., Levchenko, A.A. and Eremenko, V.N. (2021), "The impact of self-isolation during a pandemic on the physical activity of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 215-218.

Контактная информация: renat-ametov00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2022

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Вячеславовна Малкова, доцент, Наталья Владимировна Хисматулина,

старший преподаватель, Светлана Александровна Пугачева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург

Аннотация

Результат обучения во многом зависит от личности преподавателя, от его умения организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учебный материал был максимально интересен, а его подача максимально эффективна. Устранению факторов, контрпродуктивных для обучения, таких как стресс, высокая сложность материала, отсутствие должной мотивации, способствует использование юмора как педагогической технологии. В статье анализируются выводы теоретических и практических исследований проблемы использования юмора в обучении, приводятся результаты, доказывающие целесообразность его включения в педагогическую практику как средства, позволяющего создать благоприятную учебную среду, построить более доверительные отношения между участниками образовательного процесса и стимулировать познавательную активность обучающихся.

Ключевые слова: юмор, педагогический процесс, преподавание, обучение, эффективность, мотивация, педагогическая технология.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p252-255

USE OF HUMOROUS DISCOURSE AS A MEANS OF INCREASING LEARNING

EFFICIENCY

Tatiana Vyacheslavovna Malkova, the docent, Natalya Vladimirovna Khismatulina, the senior teacher, Svetlana Alexandrovna Pugacheva, the senior teacher, St. Petersburg University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.