Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ГРУППА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ / КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов В.Р., Лукашевич Р.В., Чашкова О.Ю., Синельникова Н.А.

Мотивационная сфера является движущей силой учебно-познавательного процесса, поскольку формирование мотивов лежит в основе продуктивной учебной деятельности. Но при этом, студенты не просто обучаются в университете, они работают над получением, знаний, умений и навыков, необходимых для познания будущей профессии. Характерной чертой этого исследования является применение материалов, позволяющих исследовать мотивации студентов. Целью данного исследования было выявить факторы, воздействующие на мотивацию учебного процесса. В нашей работе будут рассмотрены причины неуспеваемости и непосещения пар студентами Кубанского государственного технологического университета, а также специфика организации учебного процесса, особенности отношений в группах, отдых студентов в свободное от занятий время и их предложения по изменению процесса образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимов В.Р., Лукашевич Р.В., Чашкова О.Ю., Синельникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE MOTIVATION OF THE LEARNING PROCESS ON THE EXAMPLE OF KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The motivational sphere is driving force of the educational and cognitive process, since the formation of the motives underlies productive learning activities. But at the same time, students do not just study at the university, they work on obtaining the knowledge, skills and abilities necessary to master their future profession. A characteristic feature of this study is the use of materials that allow you to explore the motivation of students. The purpose of this study was to identify factors that affect the motivation of the educational process. In our work, we will consider the reasons for poor progress and non-attendance of couples by students of Kuban State Technological University, as well as the specifics of the organization of the educational process, the characteristics of relations in groups, the rest of students in their free time and their proposals for changing the educational process.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.1

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Ренат Викторович Лукашевич, студент, Олеся Юрьевна Чашкова, старший преподаватель, Наталья Александровна Синельникова,

старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет,

Краснодар

Аннотация

Мотивационная сфера является движущей силой учебно-познавательного процесса, поскольку формирование мотивов лежит в основе продуктивной учебной деятельности. Но при этом, студенты не просто обучаются в университете, они работают над получением, знаний, умений и навыков, необходимых для познания будущей профессии. Характерной чертой этого исследования является применение материалов, позволяющих исследовать мотивации студентов. Целью данного исследования было выявить факторы, воздействующие на мотивацию учебного процесса. В нашей работе будут рассмотрены причины неуспеваемости и непосещения пар студентами Кубанского государственного технологического университета, а также специфика организации учебного процесса, особенности отношений в группах, отдых студентов в свободное от занятий время и их предложения по изменению процесса образования.

Ключевые слова: мотивация, группа, учебный процесс, влияющие факторы, специфика образования, Кубанский государственный технологический университет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p112-117

FACTORS INFLUENCING THE MOTIVATION OF THE LEARNING PROCESS ON THE EXAMPLE OF KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Vadim Rustemovich Ibragimov, the student, Renat Viktorovich Lukashevich, the student, Olesya Yuryevna Chashkova, the senior teacher, Natalia Alexandrovna Sinelnikova, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The motivational sphere is driving force of the educational and cognitive process, since the formation of the motives underlies productive learning activities. But at the same time, students do not just study at the university, they work on obtaining the knowledge, skills and abilities necessary to master their future profession. A characteristic feature of this study is the use of materials that allow you to explore the motivation of students. The purpose of this study was to identify factors that affect the motivation of the educational process. In our work, we will consider the reasons for poor progress and non-attendance of couples by students of Kuban State Technological University, as well as the specifics of the organization of the educational process, the characteristics of relations in groups, the rest of students in their free time and their proposals for changing the educational process.

Keywords: motivation, group, educational process, influencing factors, specifics of education.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение студентов не является единственной миссией университета, принято, что современные вузы выполняют три основных функции: обучение студентов, исследования и взаимодействие с социумом. Хочется отметить, что студенты быстро для себя решают, к каким преподавателям они хотят ходить на пары, а к каким нет. Появляется некая степень важности предметов, учащийся сам для себя решает, какую часть занятий стоит посещать, а какие не обязательно, в зависимости от отношения к специальности.

По сути, каждая концепция управления хорошо функционирует только лишь в первозданном виде, пока сохранён комплексный вид системы, что весьма сложно не нарушить,

поэтому, для каждого учебного заведения, необходимо создавать такую систему мотивации, включающую значение факторов, влияющих на неё [19].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В КубГТУ, начиная с 2017 года, постоянно ведётся контроль и исследование мотивации абитуриентов при зачислении, их довольства процессом и качеством учёбы, а также проживанием в общежитии.

В 2022 году мы провели комплексную работу на выявление факторов, оказывающих влияние на учебный процесс у студентов. Нашей задачей было найти возможность повлиять на мотивацию обучаемых для оптимизации образовательного процесса. С помощью анкетирования студентов 1 и 4 курсов очной формы обучения в КубГТУ, мы отметили различия мотивации у разных факультетов и групп и предположили, что существуют некоторые пробелы в системе учебного процесса [20, 21]. Чтобы определить конкретные причины, были отобраны 3 группы студентов, с усредненным высоким, средним и низким уровнем мотивации.

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первоначальным этапом исследования проводилось анкетирование большой массы обучающихся на 1 и 4 курсах, в некоторых случаях с повторными проверочными беседами. Суммарно опрошено 637 студентов. По завершении всех работ и подведении итогов, было проведено повторное анкетирование, спустя 8 недель. Было произведено исследование состояния мотивации с помощью метода фокус-группы. Отбор групп был определён уровнем мотивации, основными были две группы с высоким уровнем мотивации - 30 участников в двух фокус-группах, далее две фокус-группы на 34 человека со средним уровнем мотивации и 28 человек в двух фокус-группах с пониженным уровнем мотивации. Такой отбор был необходим для определения различий в организации их образовательного процесса. Исследование во всех шести группах требовало строгой анонимности (группа, факультет, профиль, специальность и возраст не указывались), время исполнения фокус групповой работы в среднем занимало 65 минут, в зависимости от настроя участников развивать дискуссию. На каждый рассмотренный вопрос отмечали количество мнений за и против, возражения и т. п.

Простудные заболевания стали основной причиной пропуска занятий у большинства опрошенных студентов. Причиной частых простуд респонденты назвали занятия физической культурой на улице, поездки домой по выходным, а также большие скопления студентов в корпусах университета в одно время, особенно в период сессии у очных и заочных групп [1, 11, 13, 16]. Отдельно были отмечены поездки на учёбу на общественном транспорте, где в основном студенты и могли заболевать. Также волновали студентов заболевания из-за несоблюдения температурного режима в аудиториях вуза. В ходе исследования студентами было отмечено, что около 35% одногруппников пропускают занятия по иным причинам. Не посещение первой пары было следствием сетевых компьютерных игр до поздней ночи, и, итогом было банальное просыпание. Количество «прогульщиков» также составляли работающие студенты и спортсмены, которые выполняли некоторый объём работы самостоятельно по договоренности с педагогом.

При разборе причин отсутствия желания идти на занятие к конкретным преподавателям, респонденты фокус-групп с пониженной мотивацией удостоверили данные, собранные при анкетировании:

В первую очередь причиной неуспеваемости является система подачи материала: раздражает необходимость самостоятельного исследования большинства материалов, скучное изложение материала и отсутствие практических занятий, позволяющих укрепить свои навыки. Во-вторых, студенты заметили свою вину, то есть отсутствие на семинарах и малое самостоятельное изучение предмета. Недостаток времени на профильные предметы

был проблемой для студентов. Некоторые предметы участники отметили для себя ненужными, так как, по их мнению, для будущей профессии они не пригодятся. Особое раздражение вызывали не сами «ненужные предметы», а выделение большего времени учебного процесса на них, нежели на практические занятия по профильным направлениям. Одинаково низкая мотивация у двух групп была следствием растерянности студентов, большая их часть не привыкли усердно учиться в школе и не готовы к высокой степени самодисциплины. Также звучали жалобы ничему не научиться для будущей профессия из-за малого времени практики на занятиях.

При разборе стимулов к учёбе, было ясно, что отчислением студенты не были так сильно обеспокоены, возможность восстановления в университет подбадривала учащихся, а поход в армию не был пугающим фактором для юношей [7, 9, 17, 14]. Потеря стипендии не было сильным аргументом, так как большинство респондентов имело подработку. Выговор студентов при всей группе являлся демотивирующим фактором, после такого они переставали посещать пары этого педагога. Общая масса участников с низкой мотивацией жаловалась на недостаток позитива в обучении, по их словам, их только ругали за неуспеваемость.

Группы со средним уровнем мотивации отличны от групп с низкой мотивацией. Прежде всего, они обладают более высокой сплоченностью, что обеспечивает стабильную посещаемость и снижает нагрузку на каждого ученика в группе за счет «распределения ролей». Студенты признаются, что вопросы для экзаменов они берут у старших курсов, делят между собой и готовят ответы, за всем этим следит хороший староста, чтобы никто ничего не забыл и не подводил группу. Прогулы занятий по причине простуды также занимают первое место, но количество пар, пропущенных без весомой причины здесь намного меньше. Низкая успеваемость отдельных студентов в этих двух фокус-группах не велика, так как большая масса в группе учится на хорошо и отлично и это придаёт мотивацию не отставать от одногруппников [15, 8, 18]. Учащиеся в этих группах мало боятся наказания, потому что их вероятность невелика, но они подтвердили, что показания менее мотивированной группы о восприятии негативных стимулов не имеют большого значения [20, 13].

Группы с высоким уровнем мотивацией имели такой же показатель сплоченности, как и у «средних», но они обучались на других факультетах, направлениях и специальностях, посещали дополнительные занятия, студенты из этих групп были уверенны в своих знаниях и в своей будущей профессии. В отличие от остальных фокус-групп, эти учащиеся не считают ни один предмет не нужным, а наоборот, объяснили, где они будут использовать полученные знания, в основном при организации собственного бизнеса. Многие из них с нетерпением ждут своей будущей карьеры и проявляют оптимизм. Особую роль в высокой мотивации играют собственные желания ученика: все высоко мотивированные студенты считают, что они сами сделали выбор направления, профиля и специализации. Отдых студентов с высокой мотивацией отличается низкой степенью пассивного компонента [6, 3]. Как и у остальных, главным отдыхом считается сон, а из-за занятий и домашних заданий не всегда удаётся найти время на свои хобби, спортзал или встречи с друзьями.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе результатов анкетирования студентов КубГТУ можно сделать общий вывод о том, что исследования мотивационной сферы учащихся способствуют пониманию особенностей поведения студентов в университетах, разработке конструктивных способов воздействия на них с целью улучшения образовательного процесса.

Как итог нашей работы мы выделили некоторые факторы, которые на наш взгляд являются важными в развитии мотивации у учащихся:

- физическое и психологическое состояние студента. Часть студентов не посещает пары, потому что банально скучно и неинтересно, не хотят тратить время впустую. На тех

занятиях, где всё подкрепляется примером или опытом, мы видим большую посещаемость и интерес к предмету [2, 4, 5];

- потребности помимо основной деятельности. Как правило, студентам наскучивают каждый день одно и тоже, никакого разнообразия, поэтому необходима эмоциональная разрядка, то, чем можно себя отвлечь от учебы;

- коллективные нормы. Этот показатель определяет активность членов группы и не позволяет действовать, выходя за нормы среднего значения [10, 12]. Тут всё просто, если общая масса одногруппников учится хорошо, то это будет давить морально и психологически на студента, что подтолкнёт его подтянуть свои знания до среднего уровня в группе;

- социальный опыт. Каждый ученик от полученных впечатлений во время учёбы формирует собственное мнение о предмете, о его преподавателе, а также о системе обучения и перспективах в будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организационно-управленческие условия развития снежного регби в России / Е.А. Мазуренко, Р.З. Гакаме, В.Н. Ниживенко, В. Д. Фомичев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 2. - С. 30-31.

2. Влияние командных видов спорта на физическую подготовленность к сдаче нормативов ГТО / Т.А. Леонова, О.А. Снимщикова, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 260-264.

3. Методика применения современных психорегулирующих программ на занятиях с женщинами второго зрелого возраста / О.С. Трофимова, Н.Р. Рычкова, Е.А. Бабарикина, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 325-329.

4. Структура и содержание обучения в молодежном клубе российских регбистов 16-18 лет / В.Д. Фомичев, Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 312-314.

5. Мотивационная составляющая, как часть развития студенческого спорта в Краснодарском крае / А.А. Брянцев, В.Р. Ибрагимов, Р.В. Лукашевич [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 55-58.

6. Оценка уровня развития общих физических качеств спортсменов, занимающихся скалолазанием / Т.А. Марченко, Е.А. Мазуренко, А.В. Савенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 222-225.

7. Статистика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе годового цикла технической подготовки регбистов / Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 300-304.

8. Различия психологических навыков баскетболистов-студентов в зависимости от их позиции на поле / Р.В. Лукашевич, В.Р. Ибрагимов, А.А. Брянцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 494-497.

9. Абонеева А.В. Принципы питания регбистов при высоких нагрузках / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 2 (49). - С. 39-45.

10. Абонеева А.В. Режим питания и психическое состояние при акселерации у спортсменов подросткового возраста / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 3 (50). - С. 40-45.

11. Сопоставление выполнения студентами контрольных нормативов по физической культуре за период обучения в вузе / Т.А. Леонова, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова, И. С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 118-121.

12. Маринович М.А. Влияние занятий игровой направленности на психофизические способности старших дошкольников / М.А. Маринович, О.С. Трофимова, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 207-210.

13. Абонеева А.В. Технология приготовления спортивного питания, основные требования и воздействие на организм человека / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко, С.П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 2(55). - С. 44-49.

14. Мазуренко Е.А. Конструирование продуктов питания для людей с повышенной физической активностью / Е.А. Мазуренко, Г.И. Касьянов // Известия высших учебных заведений. Пищевая

технология. - 2016. - № 5-6(353-354). - С. 48-51.

15. Методика занятий танцевальной аэробикой с женщинами 30-35 лет / Е.А. Мазуренко, О.С. Трофимова, Т.С. Пегушина, Ю.Е. Лесникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 203-207.

16. Конструирование продуктов питания для спортсменов-игровиков / Г.И. Касьянов, Е.А. Мазуренко, Е.А. Ольховатов [и др.] // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2018. - № 1 (64). - С. 18-26.

17. Мазуренко Е. А. Особенности питания спортсменов при повышенных физических нагрузках / Е. А. Мазуренко, Г. И. Касьянов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 4 (70). - С. 121-126.

18. Оценка значений силы кистей рук у армрестлеров различной квалификации / В. Р. Ибрагимов, Р. В. Лукашевич, А. А. Брянцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 6 (208). - С. 144-147.

19. Влияние питания студентов на умственную и физическую активность на примере Кубанского государственного технологического университета / В. Р. Ибрагимов, Я. С. Петренко, Е. А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 147-153.

20. Воркаут как вид спорта в Краснодарском крае / Я.С. Петренко, В.Д. Фомичев, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 318-321.

21. Фомичев В.Д. Причины ошибочных решений арбитров в регби / В.Д. Фомичев, В.Н. Ни-живенко, О.Ю. Чашкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 388-393.

REFERENCES

1. Mazurenko, E.A., Gakame, R.Z., Nizhivenko, V.N. and Fomichev, V.D. (2022), "Organizational and managerial conditions for the development of snow rugby in Russia", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 30-31.

2. Leonova, Т.А., Snimshchikova, O.A., Mazurenko, E.A. and Fedorova, N.P. (2021), "Influence of team sports on physical fitness for passing the GTO standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 260-264.

3. Trofimova, O.S., Rychkova, N.R., Babarikina, E.A. and Mazurenko, E.A. (2021), "Methods of application of modern psychoregulatory programs in the classroom with women of the second mature age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 325-329.

4. Fomichev, V.D., Petrenko, Ya.S., Mazurenko, E.A. et al. (2021), "The structure and content of education in the youth club of Russian rugby players aged", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 312-314.

5. Bryantsev, A.A., Ibragimov, V.R., Lukashevich R.V. et al. (2021), "Motivational component as part of the development of student sports in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 55-58.

6. Marchenko, T.A., Mazurenko, E.A., Savenko, A.V. et al. (2021), "Evaluation of the level of development of general physical qualities of athletes involved in rock climbing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 222-225.

7. Petrenko, Ya.S., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. et al. (2022), "Statistics of indicators of the level of development of power capabilities in the process of the annual cycle of technical training of rugby players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 300-304.

8. Lukashevich, R.V., Ibragimov, V.R., Bryantsev A.A. et al. (2022), "Differences in the psychological skills of student basketball players depending on their position on the field", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 494-497.

9. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Nutrition principles for rugby players at high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.

10. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Diet and mental state during acceleration in adolescent athletes", Technology and commodity science of innovative food products, No. 3 (50), pp. 40-45.

11. Leonova, T.A., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. and Voroshilova, I.S. (2020), "Comparison of students' performance of control standards for physical culture during the period of study at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 118-121.

12. Marinovich, M.A., Trofimova, O.S. and Mazurenko, E.A. (2021), "The influence of play-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.