Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КУРСОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КУРСОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Яна Сергеевна, Лучинина Инна Геннадиевна, Ковтун Римма Ивановна

Цель исследования заключается в проверке индивидуальных особенностей возрастного развития и мотивации к реализации двигательной активности студентов 1-2 курсов. На базе КубГТУ был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-2 курсов (50 юношей и 45 девушек). Испытуемые прошли ряд тестов по физической подготовке, а также опрос, который оценивал мотивацию к физическим упражнениям. Оценка общего интеллекта осуществлялась посредством теста, специально подготовленного для данного исследования. Оценка мотивации осуществлялась при помощи специального опросника. Результаты исследования показали, что существует необходимость в изменении подхода организации физического воспитания для нынешнего поколения с целью повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Яна Сергеевна, Лучинина Инна Геннадиевна, Ковтун Римма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL FEATURES OF AGE DEVELOPMENT OF 1-2 COURSE STUDENTS TO REALIZATION OF MOTOR ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The purpose of the study is to test the individual characteristics of age development and motivation for the implementation of physical activity of students of 1-2 courses. An experiment was conducted on the basis of KubGTU, in which students of KubGTU of 1-2 courses (50 boys and 45 girls) took part. The subjects passed a series of tests on physical fitness, as well as a survey that assessed the motivation for physical exercise. General intelligence was assessed using a test specially prepared for this study. Motivation was assessed using a special questionnaire. The results of the study showed that there is a need to change the approach to organizing physical education for the current generation in order to increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КУРСОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 796.011.3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КУРСОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Яна Сергеевна Петренко, студент, Инна Геннадьевна Лучинина, старший преподаватель, Римма Ивановна Ковтун, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Цель исследования заключается в проверке индивидуальных особенностей возрастного развития и мотивации к реализации двигательной активности студентов 1-2 курсов. На базе КубГТУ был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-2 курсов (50 юношей и 45 девушек). Испытуемые прошли ряд тестов по физической подготовке, а также опрос, который оценивал мотивацию к физическим упражнениям. Оценка общего интеллекта осуществлялась посредством теста, специально подготовленного для данного исследования. Оценка мотивации осуществлялась при помощи специального опросника. Результаты исследования показали, что существует необходимость в изменении подхода организации физического воспитания для нынешнего поколения с целью повышения его эффективности.

Ключевые слова: двигательные способности, интеллект, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p288-294

INDIVIDUAL FEATURES OF AGE DEVELOPMENT OF 1-2 COURSE STUDENTS TO REALIZATION OF MOTOR ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF KUBAN STATE

TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Yana Sergeevna Petrenko, the student, Inna Gennadievna Luchinina, the senior teacher, Rimma Ivanovna Kovtun, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The purpose of the study is to test the individual characteristics of age development and motivation for the implementation of physical activity of students of 1-2 courses. An experiment was conducted on the basis of KubGTU, in which students of KubGTU of 1-2 courses (50 boys and 45 girls) took part. The subjects passed a series of tests on physical fitness, as well as a survey that assessed the motivation for physical exercise. General intelligence was assessed using a test specially prepared for this study. Motivation was assessed using a special questionnaire. The results of the study showed that there is a need to change the approach to organizing physical education for the current generation in order to increase its effectiveness.

Keywords: motor abilities, intelligence, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - это завершение формирования духовной личности и созревания мысли школьника. Происходит формирование самосознания в целом, самооценки своей внешности, духовно-нравственных качеств, осознание своих сильных и слабых сторон, формирование системы взглядов, знаний, убеждений и собственных убеждений [23, 24, 25].

Принято считать, что молодое поколение является наиболее здоровой частью населения. Тем не менее, можно наблюдать высокие темпы роста числа различных заболеваний, особенно в студенческие годы. По данным медико-социальных исследований около 75-80% студентов имеют проблемы со здоровьем, около трети первокурсников страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, мешающими человеку вести полноценную,

энергичную и активную жизнь.

На сегодняшний день студенты различных вузов менее мотивированы к занятиям физической культурой и спорта [19, 21, 23]. Кроме того, студенты не хотят заниматься физическими упражнениями самостоятельно. Это говорит о том, что нынешняя система физического воспитания не мотивирует большую часть молодежи в образовательных организациях [20, 22]. Основная проблема кроется в системе физического воспитания, которая фактически не учитывает склонности учащихся, их предпочтения в области физического воспитания. Эта система ориентируется, прежде всего, на возрастные внешние воздействия, а не на психологические особенности отдельных учащихся. В нашем исследовании главной целью являлось выявление мотивов двигательной активности при различных индивидуальных особенностях возрастного развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В проводимом исследовании приняли участие студенты первокурсники КубГТУ (50 юношей и 45 девушек). Все студенты, участвовавшие в исследовании, имели допуск врачей к занятиям физической культуре и спорту, относились к основной медицинской группе. Двигательные способности учащихся изучались посредством измерения различных показателей физического развития студентов, в которые входит измерение силы, силовой выносливости, скоростно-силовой способности, скоростной выносливости. Оценка общего интеллекта (ОИ) осуществлялась посредством теста, специально подготовленного для данного исследования. Оценка мотивации осуществлялась при помощи специального опросника.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные измерений двигательных способностей и общего интеллекта (ОИ) у студентов (юношей) помогли установить несколько значимых связей. По статистке из собранных данных измерения силы, силовой выносливости и скоростно-силовой способности противоположно соотносятся с уровнем ОИ. В целом, вне зависимости от силы корреляции по всем признакам значатся положительные соотношения. Результаты педагогического исследования были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты качественному и количественному анализу.

Таблица 1 - Корреляционные связи проявлений двигательных способностей и уровня общего интеллекта (ОИ) у юношей-студентов первых и вторых курсов._

Двигательные проявления Уровень ОИ учащихся

Кистевая динамометрия правой руки 369**

Кистевая динамометрия левой руки 360**

Становая динамометрия 348**

Подтягивание на перекладине 298**

Прыжок в длину с места 263**

Челночный бег 152**

Бег на 100м 178**

Бег на 1000м 083**

Подъем туловища лежа 264**

Примечание: в этой и следующей таблицах: * - достоверность корреляционной связи на уровне значимости Р < 0,05; ** - Р < 0,01.

У первокурсниц по данным измерения имеются некоторые отличия от первокурсников. В частности, у девушек не значима связь силы и уровня интеллекта, но выявлена довольно значимая связь с силовой выносливостью. Также у девушек выявлена значительная связь скоростно-силовой и скоростной способности с уровнем интеллекта. В целом, если судить по всем данным измерений, то можно с уверенностью сказать, что у девушек, как и у юношей, между двигательными способностями и интеллектом по всем признакам получаются положительные связи.

Таблица 2 - Корреляционные связи проявлений двигательных способностей и уровня общего интеллекта (ОИ) у девушек-студенток первых и вторых курсов._

Двигательные проявления Уровень ОИ учащихся

Кистевая динамометрия правой руки 125

Кистевая динамометрия левой руки 101

Становая динамометрия 084

Подтягивание на перекладине 322**

Прыжок в длину с места 316**

Челночный бег 318**

Бег на 100м 350**

Бег на 1000м 118

Подъем туловища лежа 126

Чтобы изучить и повысить мотивацию к физкультуре, было проведено исследование, в ходе которого студентам второго курса университета была предоставлена анкета для изучения основных мотивов занятий физкультурой. В качестве респондентов выступили студенты КубГТУ Общий объем выборки составил 95 студентов первого и второго курса факультета машиностроения и автосервиса. Результаты опроса определили основные мотивы физического обучения, а также определили причины, по которым учащиеся недостаточно активны, чтобы заниматься спортом самостоятельно. На вопрос: «Нравится ли вам заниматься физической культурой?» - 45,5% студентов ответило «да» и 24,5% студентов ответило «нет». На вопрос о необходимости физической культуры как обязательной дисциплины в учебной программе положительно ответили 75,4% респондентов, 14,2% выступили против, а еще 10,4% не имеют определенного мнения.

После применения методики количество студентов, которым нравится заниматься физической культурой, выросло на 27,4%, количество студентов, с положительным отношением к данной дисциплине выросло с 62,4% до 85,2%. Повысилась мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой. Оздоровительные мотивы вросли на 8,3%, менее выраженными стали административные и эстетические мотивы, что свидетельствует о переоценке ценностей. Уровень осведомленности в вопросах о роли физической культуры, ее средствах и методах был повышен.

Эффективные мотивы ориентированы на результат деятельности [17, 18]. На занятиях спортом и физкультурой учащиеся стремятся к результату, соответствующему их индивидуальным особенностям. Достижение таких результатов возможно только при длительных и систематических тренировках. Мотивы этой группы могут быть связаны с:

1) самосовершенствование: укрепление и сохранение здоровья, улучшение телосложения, коррекция фигуры, развитие физических и волевых качеств;

2) самовыражение и самоутверждение: стремление быть не хуже других, принимать участие в спортивных мероприятиях.

Для формирования положительного настроя у первых, вторых курсов необходимо создать следующие психолого-педагогические условия для обучения в педагогическом университете:

1. Необходимо указать взаимосвязь между максимальным физическим воспитанием и профориентацией студента, между структурой физкультурно-спортивной деятельности в высших учебных заведениях и содержанием процесса специализации, который заключается в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Руководствуйтесь ценным пониманием движения как способа эффективного выполнения социальных и профессиональных обязательств.

2. Чтобы удовлетворить потребности студентов, занимающихся физическими упражнениями, необходимо поощрять физическую активность в повседневной жизни и в свободное время, а также социальные опросы, оценки и научные исследования. Социальные опросы студентов дают возможность выявить причины, по которым молодые люди не позволяют им активно заниматься в упражнении. Здесь рассматриваются социальные,

мотивационные, материальные и временные аспекты.

3. Для формирования мотивации, укрепления и поддержания здоровья студентов необходимо использовать различные формы физкультурно-оздоровительной работы в университете.

58 62

80

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Октябрь 2019-2020 Октябрь 2020-2021 Октябрь 2021 -2022

Рисунок - Мотивация к изучению физической культуры за 3 года

По результатам исследования можно сделать вывод, что мотивация двигательной активности студентов за 3 года возросла на 18%. Положительная динамика в развитии учебной мотивации свидетельствует о высокой эффективности образовательного процесса в университете. Процесс организации обучения позволит значительно увеличить процент студентов с высоким уровнем учебной мотивации и значительно сократить количество студентов с низкой учебной мотивацией. Высокий интерес к предмету стимулируется системой участия в межвузовских конкурсах [11, 14, 15, 16].

ВЫВОДЫ

По результатам исследования очевидно, что как юноши, так и девушки имеют положительную связь двигательных способностей и уровня интеллекта. При этом у юношей положительные связи общего интеллекта выявлены с силой, силовой выносливостью и скоростно-силовой способностью, у девушек - с силовой выносливостью, скоростно-силовой и скоростной способностями [1, 2, 3, 4]. В общем и целом, проявление положительных связей указывает на высокий уровень педагогического состава вуза. Это обуславливает то, что у большинства студентов развитие идёт с упором как на интеллект, так и на двигательные способности. Если учитывать полученные данные, становится очевидно, что текущая система физического воспитания стабильно регулирует задачу по мотивированию к двигательной активности равнозначно для каждого учащегося. Результаты исследования показывают, что необходимо изменение подхода организации физического воспитания для нынешнего поколения с целью повышения его эффективности, чтобы сформировать устойчивую мотивацию к двигательной активности, самостоятельным занятиям физическими упражнениями [5, 6, 7, 8, 9]. Система высшего образования включает в себя среду, которая поддерживает здоровье сберегающие условия в режиме реального времени, инновации и внедрение новых мировых результатов [10, 12, 13]. Физкультурно-спортивная среда способствует улучшению качества жизни, долголетию и формированию мотивации к здоровому образу жизни через двигательную активность, поэтому этот процесс важен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мотивационная составляющая, как часть развития студенческого спорта в Краснодарском крае / А.А. Брянцев, В.Р. Ибрагимов, Р.В. Лукашевич [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 55-58.

2. Влияние командных видов спорта на физическую подготовленность к сдаче нормативов ГТО / Т.А. Леонова, О.А. Снимщикова, Е.А. Мазуренко, Н. П. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 260-264.

3. Методика применения современных психорегулирующих программ на занятиях с женщинами второго зрелого возраста / О.С. Трофимова, Н.Р. Рычкова, Е.А. Бабарикина, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 325-329.

4. Структура и содержание обучения в молодежном клубе российских регбистов 16-18 лет / В.Д. Фомичев, Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 312-314.

5. Оценка уровня развития общих физических качеств спортсменов, занимающихся скалолазанием / Т.А. Марченко, Е.А. Мазуренко, А.В. Савенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 222-225.

6. Различия психологических навыков баскетболистов-студентов в зависимости от их позиции на поле / Р.В. Лукашевич, В.Р. Ибрагимов, А.А. Брянцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 494-497.

7. Сравнение силовых показателей силы предплечий у армрестлеров с использованием гирь в тренировочном процессе / В.Р. Ибрагимов, Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 173-176.

8. Воркаут как вид спорта в Краснодарском крае / Я.С. Петренко, В.Д. Фомичев, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 318321.

9. Абонеева, А. В. Режим питания и психическое состояние при акселерации у спортсменов подросткового возраста / А. В. Абонеева, Е. А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 3 (50). - С. 40-45.

10. Абонеева, А.В. Разработка рецептуры и оценка воздействия функциональных пищевых продуктов на спортсменов в тренировочный период / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко, С.П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 1 (54). - С. 44-50.

11. Организационно-управленческие условия развития снежного регби в России / Е.А. Мазуренко, Р.З. Гакаме, В.Н. Ниживенко, В.Д. Фомичев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 2. - С. 30-31.

12. Сопоставление выполнения студентами контрольных нормативов по физической культуре за период обучения в вузе / Т.А. Леонова, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 118-121.

13. Статистика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе годового цикла технической подготовки регбистов / Я.С. Петренко, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 300-304.

14. Маринович, М.А. Влияние занятий игровой направленности на психофизические способности старших дошкольников / М.А. Маринович, О.С. Трофимова, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 207-210.

15. Абонеева, А.В. Принципы питания регбистов при высоких нагрузках / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 2 (49). - С. 39-45.

16. Абонеева, А.В. Технология приготовления спортивного питания, основные требования и воздействие на организм человека / А.В. Абонеева, Е.А. Мазуренко, С.П. Бутов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2019. - № 2 (55). - С. 44-49.

17. Белковые продукты и их роль в питании спортсменов в период интенсивной подготовки / В.С. Гринченко, Г.И. Касьянов, Е.А. Мазуренко, Е.А. Ольховатов // Современная наука и инновации. - 2018. - № 2 (22). - С. 118-123.

18. Мазуренко, Е.А. Конструирование продуктов питания для людей с повышенной физической активностью / Е.А. Мазуренко, Г.И. Касьянов // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2016. - № 5-6 (353-354). - С. 48-51.

19. Вычегжанина, ЕВ. Дыхательные практики в прикладной физической культуре как средство снятия стресса и улучшения когнитивных функций у студентов высшей школы / Е.В. Вычегжанина, Е.А. Мазуренко, В.Н. Ниживенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 7 (197). - С. 52-56.

20. Методика занятий танцевальной аэробикой с женщинами 30-35 лет / Е.А. Мазуренко, О.С. Трофимова, Т.С. Пегушина, Ю.Е. Лесникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-

та. - 2021. - № 7 (197). - С. 203-207.

21. Мазуренко, Е.А. Влияние самоизоляции в период пандемии на физическую активность студентов вуза / Е.А. Мазуренко, А.А. Левченко, В.Н. Еременко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 215-218.

22. Лобанов, В.Г. Особенности режима питания спортсменов игровых видов спорта / В.Г. Лобанов, Г.И. Касьянов, Е.А. Мазуренко // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2019. - Т. 81, № 1(79). - С. 160-167.

23. Повышение безопасности образовательного процесса путем использования здоро-вьесберегающих технологий / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Е.А. Мазуренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 377-381.

24. Мазуренко, Е.А. Особенности питания спортсменов при повышенных физических нагрузках / Е.А. Мазуренко, Г.И. Касьянов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 4 (70). - С. 121-126.

25. Мазуренко, Е.А. Разработка продуктов питания для спортсменов-регбистов / Е.А. Мазуренко, Г.И. Касьянов, Е.А. Ольховатов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 123. - С. 1566—1578.

REFERENCES

1. Bryantsev, A.A., Ibragimov, V.R., Lukashevich, R.V. et al (2021), "Motivational component as part of the development of student sports in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 55-58.

2. Leonova, T.A., Snimshchikova, O.A., Mazurenko, E.A. and Fedorova, N.P. (2021), "Influence of team sports on physical readiness for passing TRP standards", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 260-264.

3. Trofimova, O.S., Rychkova, N.R., Babarikina, E.A. and Mazurenko, E.A. (2021), "Methods of applying modern psychoregulatory programs in classes with women of the second mature age", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 325-329.

4. Fomichev, V.D., Petrenko, Ya.S., Mazurenko, E.A. et al (2021), "The structure and content of education in the youth club of Russian rugby players aged 16-18", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 312-314.

5. Marchenko, T.A., Mazurenko, E.A., Savenko, A.V. et al (2021), "Assessment of the level of development of general physical qualities of athletes involved in rock climbing", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 222-225.

6. Lukashevich, R.V., Ibragimov, V.R., Bryantsev, A.A. et al (2022), "Differences in the psychological skills of student basketball players depending on their position on the field", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 494-497.

7. Ibragimov, V. R., Petrenko, Ya. S., Mazurenko, E. A. et al (2022), "Comparison of strength indicators of forearm strength in armwrestlers using kettlebells in the training process", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 173-176.

8. Petrenko, Ya.S., Fomichev, V.D., Mazurenko, E.A. et al (2022), "Workout as a sport in the Krasnodar Territory", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 318-321.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Diet and mental state during acceleration in adolescent athletes", Technology and commodity science of innovative food products, No. 3 (50), pp. 4045.

10. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A., and Butov, S.P. (2019), "Development of formulations and assessment of the impact of functional food products on athletes during the training period", Technology and commodity science of innovative food products, No, 1 (54). pp. 44-50.

11. Mazurenko, E.A., Gakame, R.Z., Nizhivenko, V.N. and Fomichev, V.D. (2022), "Organizational and managerial conditions for the development of snow rugby in Russia", Physical culture: upbringing, education, training, No, 2. pp. 30-31.

12. Leonova, T.A., Mazurenko, EA., Fedorova, N.P. and Voroshilova, I.S. (2020), "Comparison of performance by students of control standards for physical culture for the period of study at the university", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 118-121.

13. Petrenko, Ya.S., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. et al (2022), "Statistics of indicators of the level of development of power capabilities in the process of the annual cycle of technical training of rugby players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 300-304.

14. Marinovich, M.A., Trofimova, O.S. and Mazurenko, E.A. (2021), "Influence of game-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.

15. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Principles of nutrition for rugby players under high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.

16. Aboneeva, A.V, Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology for the preparation of sports nutrition, basic requirements and impact on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.

17. Grinchenko, V.S., Kasyanov, G.I., Mazurenko, E.A. and Olkhovatov, E.A. (2018), "Protein products and their role in the nutrition of athletes during intensive training", Modern Science and Innovations, No. 2 (22), pp. 118-123.

18. Mazurenko, E.A. and Kasyanov, G.I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", News of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.

19. Vychegzhanina, E.V. Vychegzhanina, E.A. Mazurenko and Nizhivenko, V. N. (2021), "Breathing Practices in Applied Physical Education as a Means of Relieving Stress and Improving Cognitive Functions in Higher School Students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 52-56.

20. Mazurenko, E.A., Trofimova, O.S., Pegushina, T.S. and Lesnikova, Yu.E. (2021), "Methodology for dance aerobics with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.

21. Mazurenko, E.A., Levchenko, A.A. and Eremenko, V.N. (2021), "The impact of self-isolation during a pandemic on the physical activity of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 215-218.

22. Lobanov, V.G., Kasyanov, G.I. and Mazurenko, E.A. (2019), "Peculiarities of the nutritional regimen of team sports athletes", Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, Vol. 81, No. 1 (79), pp. 160-167.

23. Fedorova, N.P., Voroshilova, I.S., Mazurenko, E.A. at al (2020), "Improving the safety of the educational process by using health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (184). pp. 377-381.

24. Mazurenko, E.A., Kasyanov, G.I. (2016), "Peculiarities of nutrition of athletes with increased physical exertion", Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, No. 4 (70), pp. 121-126.

25. Mazurenko, E.A., Kasyanov, G.I. and Olkhovatov, E.A. (2016), "Development of food products for rugby athletes", Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, No. 123, pp. 1566-1578.

Контактная информация: yanapetrenko2000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2022

УДК 373.2

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЁННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Владимировна Булах, кандидат психологических наук, доцент, Наталья Юрьевна Демченко, кандидат психологических наук, доцент, Елена Викторовна Огарь, старший преподаватель, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена поиском перспективных подходов к целостному развитию личности ребёнка. Целью исследования явилась разработка и апробация технологии сопряжённого физического и психического развития дошкольника. Новизна заключается в обоснова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.