2. Onchukova E.I., Trofimova O.S. and Raspopova VA. (2018), "Combined Dance Classes as a new direction of children's fitness for preschool age", Physical culture, sports and health, No. 31, pp. 31-33.
3. Onchukova E.I., Dvorkina, N.I. and Solovyova A.V. (2017) "The аdvantage of applying applied kinesiology tools in physical culture and health training", Materials of the scientific and scientific-methodological conference of the faculty of KSUFKST, Krasnodar, No. 1. pp. 180-181.
4. Romanenko N.I., Kudyasheva A.N., Sudar V.V. and Kudyashev N.K. (2020) "The content of the fitness program in the process of physical education of students at a humanitarian university", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 334-328.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2021
УДК 373.2
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Маргарита Александровна Маринович, аспирант, Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния занятий игровой направленности на развитие психофизических способностей старших дошкольников. В исследовании приняли участие 41 ребенок старшего дошкольного возраста «Детский сад № 191» г. Краснодара. Было установлено, что в результате проведенного исследования достоверно улучшились показатели психического развития детей экспериментальной группы, а именно методика повлияла на развитие восприятия, внимания и наглядно-образного мышления. Повторное тестирование физической подготовленности показало, что экспериментальная методика проведения занятий игровой направленности привела к значительно более выраженному приросту физических способностей, как у мальчиков, так и у девочек экспериментальной группы по отношению к контрольной.
Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников; занятия игровой направленности; психофизические способности; старшие дошкольники, игровая деятельность, физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p207-210
INFLUENCE OF GAMBLING ACTIVITIES ON PSYCHOPHYSICAL ABILITIES OF
OLDER PRESCHOOLERS
Margarita Aleksandrovna Marinovich, the post-graduate student, Olga Sergeevna Trofimova,
the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Evgeniy Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar
Abstract
The article presents the results of the study of the influence of playing lessons on the development of psychophysical abilities of older preschoolers. The study involved 41 children of senior preschool age "Kindergarten No. 191" in Krasnodar. It was found that as a result of the study, the indicators of mental development of children in the experimental group significantly improved, namely, the technique influenced the development of perception, attention and visual-figurative thinking. Repeated testing of physical readiness showed that the experimental methodology of playing lessons has led to a significantly more pronounced increase in physical abilities, both in boys and girls in the experimental group in relation to the control group.
Keywords: physical education of preschoolers, game-oriented classes, psychophysical abilities, senior preschoolers, playing activities, physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Старший дошкольный возраст является самым благоприятным периодом в жизни человека в формировании физического здоровья, культурных навыков и умственных способностей [2]. В этом возрасте закладываются основные навыки по воспитанию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: правила личной гигиены, соблюдения режима дня, а так же регулярные занятия физической культурой, что в комплексе с методами сохранения и улучшения здоровья, ведут к позитивным результатам [4].
Физические упражнения, подвижные и сюжетно-ролевые игры, игровые задания и упражнения, как показывают исследования, оказывают воздействие не только на физическую подготовленность ребенка, но и вносят существенный вклад в умственное, нравственное и эстетическое развитие личности [5]. В исследованиях многих авторов [1, 3] доказана эффективность сопряженного воздействия физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе использования подвижных и сюжетно-ролевых игр.
В то же время анализ научной литературы по направлению исследования свидетельствует о недостаточной эффективности применения многообразных средств физического воспитания в качестве сопряженного развития физических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Данный факт свидетельствует о наличии противоречия между многочисленными теоретическими данными, подтверждающими тесную взаимосвязь двигательного и умственного развития детей, и недостаточностью методик их сопряженного развития. Таким образом, вышесказанное определяет важность подбора современных подходов к организации физкультурно-оздоровительных занятий игровой направленности с дошкольниками, как с точки зрения теории, так и практики.
Цель исследования - заключается в обосновании эффективности занятий игровой направленности в процессе воспитания психофизических способностей детей старшего дошкольного возраста.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте принимали участие 41 ребенок старшего дошкольного возраста МАДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 191». 21 из них занимались по разработанной методике игровой направленности, с использованием различных игровых средств, а вторая половина исследуемых выступала в качестве контрольной группы и занималась по традиционной программе «Детство».
Занятия в экспериментальной группе проводились ежедневно, включая две подвижные игры, игровые упражнения и сюжетно-ролевую игру, в целом продолжительность занятий составляла 30-35 минут ежедневно. Также на занятии выполнялись упражнения и задания для развития психических процессов - памяти, внимания, мышления и воображения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Прежде чем начать работу по организации научного исследования, мы оценили базовый уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, отдельно у мальчиков и девочек. До начала занятий по экспериментальной методике не было отмечено значимых различий между исследуемыми показателями экспериментальной и контрольной группы.
Метод психологического тестирования выявлял уровень психического развития детей в период проведения эксперимента. Использовались диагностические методики -для определения уровня развития восприятия «Эталоны» (О.М. Дьяченко); для выявления уровня развития памяти «Выучи слова» (Р.С. Немов) и «Проставь значки» (Р.С. Немов) для определения внимания и его свойств - переключения и распределения, а
также для установления развития наглядно-образного мышления «Схематизация» (Р.И. Бардина).
У детей старшего дошкольного возраста отмечена разница между средними показателями в контрольной и экспериментальной группах. По результатам исследования внимания, восприятия, наглядно-образного мышления средний показатель детей контрольной группы несколько выше, чем результаты сверстников из экспериментальной группы, но достоверных различий не зафиксировано.
В результате проведенного исследования достоверно улучшились показатели психического развития детей экспериментальной группы, а именно методика повлияла на развитие восприятия, внимания и наглядно-образного мышления. Отмечено, что наибольшее внимание методика оказала на развитие действий наглядно-образного мышления и внимания. У детей экспериментальной группы прирост составил 39% и 54% соответственно.
По окончании исследования были проведены повторные тесты, которые показали, что экспериментальная методика проведения занятий игровой направленности привела к значительно более выраженному приросту физических способностей, как у мальчиков, так и у девочек экспериментальной группы по отношению к контрольной.
Наряду с этим, следует отметить тот положительный факт, что во всех случаях были отмечены достоверные показатели прироста силовых способностей детей как в экспериментальной, как и в контрольной группах, по отношению к первоначальным результатам. Это говорит о том, что программа физического воспитания, по которой занимались дошкольники контрольной группы, также проявила свою эффективность. Дистанцию «бег на 120 м» в экспериментальной группе лучше преодолели мальчики, а в контрольной - девочки. Отсутствие полового диморфизма проявилось при оценке «челночного бега». Результаты теста «метание мяча на точность» показывают достоверное преимущество и мальчиков, и девочек экспериментальной группы. Уровень развития гибкости у детей контрольной и экспериментальной групп достоверно улучшился.
ВЫВОДЫ
Исследование позволяет утверждать, что занятия игровой направленности, оказывают положительное влияние на психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста и способствуют формированию таких процессов, которые не получают достаточного развития на традиционных занятиях по физическому воспитанию: наглядно-образного мышления, восприятия, внимания, что, в свою очередь, способствует быстрому, прочному, осознанному усвоению двигательных умений и формированию физических способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батанцев Н.И. Методика оценки гармоничности соотношения физического и умственного развития дошкольников 5-6 лет / Н.И. Батанцев, С.В. Барбашов // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 1 (41). - С. 130-138.
2. Горбунова Е.И. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии / Е.И. Горбунова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2007. - Т. 9. - С. 238-242.
3. Дворкина, Н.И. Формирование эмоционально-волевых свойств личности и физической подготовленности детей 6 лет в процессе физического воспитания / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 1. - С. 13-15.
4. Мазуренко О.В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников / О.В. Мазуренко, Н.В. Винокурова // Мир педагогики и психологии. - 2021. - № 4 (57). - С. 81-96.
5. Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Трофимова Ольга Сергеевна. - Краснодар, 2010. - 25 с.
REFERENCES
1. Batantsev, N.I. and Barbashov, S.V. (2021), "Method of assessing the harmony of the ratio of physical and mental development of preschoolers 5-6 years", Education management: theory and practice, No. 1 (41), pp. 130-138.
2. Gorbunova, E.I. (2007), "Physical development of older preschool children with different profiles of inter-hemisphere asymmetry", Actual issues of physical culture and sports, Vol. 9, pp. 238-242.
3. Dvorkina, N.I. and Trofimovа, O.S. (2008), "Formation of emotional-willed properties of personality and physical fitness of children 6 years in the process of physical education", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 13-15.
4. Mazurenko, O.V. and Vinokurov, N.V. (2021), "Modern State and Prospects for Solving the Problem of Developing Physical Abilities of Preschoolers", World of Pedagogy and Psychology, No 4 (57), pp. 81-96.
5. Trofimova O.S. (2010), Integrated development of physical abilities and thinking of children preparatory to school group means of playing activities, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.06.2021
УДК 796.034
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СПАРТАКИАДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С 2018 ПО 2021 ГОД
Вадим Сергеевич Маркушин, старший преподаватель, Ольга Михайловна Кузнецова,
преподаватель, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Тверь
Аннотация
Приведен анализ данных мониторинга уровня спортивной подготовки учащихся образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее - ОО ВО МО РФ), принимавших участие в Спартакиаде ОО ВО МО РФ по легкой атлетике в период с 2019 г. по 2021 г. В результате оценки выявлен регресс в результатах участников Спартакиады по легкой атлетике среди ОО ВО МО РФ, связанный в первую очередь с ограничениями, вызванными неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в нашей стране в 2020 году. Сделано заключение о необходимости интенсификации учебно-тренировочного процесса с целью повышения спортивных результатов у сборных команд ОО ВО МО РФ по легкой атлетике.
Ключевые слова: легкая атлетика, учащиеся, образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, спортивная подготовка, Спартакиада.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p210-213
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE SPARTAKIAD OF
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ATHLETICS FROM 2018 TO
2021
Vadim Sergeevich Markushin, the senior teacher, Olga Mikhailovna Kuznetsova, the teacher,
Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union G. K. Zhu-
kov, Tver
Abstract
The analysis is given for the data of monitoring the level of sports training of students of educational institutions of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation (here in after - OO VO MO RF), who
took part in the sports competition of OO VO MO MO RF in athletics in the period from 2019 to 2021. The assessment