Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-профессиональная деятельность / адаптация / сопровождаемое проживание / студенты первого курса / социально-адаптационная деятельность / психолого-педагогическое сопровождение самостоятельность / educational and professional activities / adaptation / accompanied accommodation / first-year students / social and adaptive activities / psychological and pedagogical support independence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашников Игорь Жоржович

Данное исследование посвящено изучению проблемы технологии сопровождаемого проживания в адаптации первокурсников педагогического вуза. В работе актуализируются современное состояние сопровождения адаптационных процессов в условиях обучения в педагогических вузах. Анализируются изменения, происходящие в личностном развитии студентов, поступивших на первый курс педагогического вуза. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. В рамках рассматриваемой проблематики выделена одна из технологий помощи сопровождаемое проживание, роль которой в процессах адаптации изучена не в полном объеме. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на определение возможностей использования технологии сопровождаемого проживания в протекании адаптационных процессов первокурсников педагогического вуза, проживающих в общежитии на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что технология сопровождаемого проживания допустима в использовании на этапе адаптации первокурсников педагогического вуза, проживающих в общежитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the study of the problem of technology of accompanied accommodation in the adaptation of first-year students of a pedagogical university. The paper actualizes the current state of the support of adaptation processes in the conditions of teaching in pedagogical universities. The changes occurring in the personal development of students enrolled in the first year of a pedagogical university are analyzed. The complex nature of the issues under consideration is noted. Within the framework of the issues under consideration, one of the technologies of assistance is highlighted accompanied accommodation, the role of which in the adaptation processes has not been fully studied. The results of research activities aimed at determining the possibilities of using the technology of assisted living in the course of adaptation processes of first-year students of a pedagogical university living in a dormitory on the basis of a branch of the Russian State Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The conclusions formulated in the course of the study allow us to assert that the technology of accompanied accommodation is permissible to use at the stage of adaptation of first-year students of a pedagogical university living in a dormitory.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Калашников Игорь Жоржович

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы технологии сопровождаемого проживания в адаптации первокурсников педагогического вуза. В работе актуализируются современное состояние сопровождения адаптационных процессов в условиях обучения в педагогических вузах. Анализируются изменения, происходящие в личностном развитии студентов, поступивших на первый курс педагогического вуза. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. В рамках рассматриваемой проблематики выделена одна из технологий помощи -сопровождаемое проживание, роль которой в процессах адаптации изучена не в полном объеме. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на определение возможностей использования технологии сопровождаемого проживания в протекании адаптационных процессов первокурсников педагогического вуза, проживающих в общежитии на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что технология сопровождаемого проживания допустима в использовании на этапе адаптации первокурсников педагогического вуза, проживающих в общежитии.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, адаптация, сопровождаемое проживание, студенты первого курса, социально-адаптационная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение самостоятельность.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of technology of accompanied accommodation in the adaptation of first-year students of a pedagogical university. The paper actualizes the current state of the support of adaptation processes in the conditions of teaching in pedagogical universities. The changes occurring in the personal development of students enrolled in the first year of a pedagogical university are analyzed. The complex nature of the issues under consideration is noted. Within the framework of the issues under consideration, one of the technologies of assistance is highlighted - accompanied accommodation, the role of which in the adaptation processes has not been fully studied. The results of research activities aimed at determining the possibilities of using the technology of assisted living in the course of adaptation processes of first-year students of a pedagogical university living in a dormitory on the basis of a branch of the Russian State Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The conclusions formulated in the course of the study allow us to assert that the technology of accompanied accommodation is permissible to use at the stage of adaptation of first-year students of a pedagogical university living in a dormitory.

Key words: educational and professional activities, adaptation, accompanied accommodation, first-year students, social and adaptive activities, psychological and pedagogical support independence.

Введение. Одним из условий успешного овладения профессиональными компетенциями педагогического образования студентов становится создание комфортных условий для их развития и проживания. Особенно актуальной становится данная проблема на этапе адаптации к новым условиям обучения в вузе. Первокурснику приходится принимать новые условия среды, адаптироваться в новом коллективе, к правилам вуза и к новому городу, если сменил место проживания.

Психологические особенности первокурсников, вчерашних выпускников, отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенной тревожностью, подверженностью внушению, несамостоятельностью и т.п. В ситуации их переезда в другой город и проживания в общежитии важно создать совокупность условий, которые могут поспособствовать адаптироваться к самостоятельной жизни. Это поможет более быстрому и плодотворному протеканию адаптационного периода, следовательно, студент будет больше сконцентрирован на учебе, получить больше навыков, ассоциированных с самостоятельной жизнью.

Каждая стадия проживания в студенческом общежитии вызывает разные проблемы, но большая часть возникает в начале пути. В психологической литературе адаптация расшифровывается как перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Она связана со сложностями при осознании и принятия новых норм порядка, развитие и сохранение статуса в новом коллективе, среде обитания. В данном контексте адаптация — это процесс введения студента в новую среду [1].

Сопровождаемое проживание в процессе адаптации выступает новым средством приспособления студентов к условиям проживания в общежитии. В процессе сопровождаемого проживания первокурсники получают опыт самостоятельности в быту, положительный опыт социально-адаптационной деятельности, опыт самоорганизации. У студентов-первокурсников появляются способность к самостоятельным, активным действиям, знания активного социального взаимодействия с миром, креативность в решении проблем при бытовой адаптации [2].

Студенты-первокурсники, строят собственный стиль и образ жизни в общежитии, базируясь на стиле и образе жизни своих родителей, но есть и первокурсники, которые полагаются в этом другими вещам, которые представляются для них целью, примером для следования. Но не все могут приспособиться в достаточной мере к общежитию по тем или иным причинам. Сталкиваясь с проблемами жизнеустройства, студенты не в состоянии в полной мере их решить без внешней помощи. Разрешение проблем, связанных с адаптацией в общежитии оказывает влияние на телесный, умственный и мировоззренческий процесс развития студентов. Технология сопровождаемого проживания поможет студенту разрешить данные вопросы, облегчить адаптационный период.

Анализ исследования адаптационных процессов в психолого-педагогической литературе указывает, что студенты-первокурсники, проживающие в общежитии, склонны к более длительной адаптации, тревожны. Технология сопровождаемого проживания создает условия при которых студенты смогут быстрее и более плодотворно адаптироваться в общежитии.

Необходимо отметить, что в современной психологической науке уделяется большое внимание изучению адаптационных ресурсов современной молодежи. Это представлено в работах Белецкой С.А., Виноградовой Н.В., Городиловой Е.С., Ждановой С.Ю., Маклакова А.Г., Новиковой А.Ю., Салиховой Н.Р. и др. Но серьезных исследований, посвященных рассмотрению возможностей технологии сопровождаемого проживания в условиях студенческих общежитий в вузах, недостаточно. Отсутствие необходимого количества исследовательских данных становится проблемой повышения качества образования в современных условиях.

Таким образом, можно выявить сложности студентов-первокурсников в процессе адаптации к условиям самостоятельного проживания в студенческом общежитии и недостаточным использованием разнообразных технологий психолого-педагогической помощи, в том числе, сопровождаемого проживания в качестве средства повышения эффективности адаптационных возможностей.

Изложение основного материала статьи. Успешная адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе становится важным условием продуктивного освоения будущей профессиональной деятельностью. Организация проживания в студенческом общежитии является важным аспектом, который играет решающую роль в успешной адаптации студентов первого курса к условиям образования в вузе. Она включает в себя широкий спектр разнообразных действий, включающих в себя материальные аспекты жизнедеятельности, организацию быта и культурно-досуговые аспекты. Можно отметить, что успешная адаптация к общежитию требует от студентов выработки целостного подхода к бытовой жизни, обращения внимания на все аспекты мотивационно-потребностной сферы и стремления постоянно совершенствовать свои обыденные навыки и привычки [7].

Большая часть адаптационных проблем связана с личностными особенностями самих обучающихся, а также их уровнем самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности. Трудности, связанные с отсутствием контроля, в первую очередь со стороны взрослых, неразвитость навыков самообслуживания имеют объективную составляющую и создают дополнительные трудности адаптации. Новое окружение и новые правила - все это может способствовать возникновению чувства негативных эмоциональных реакций: повышенной тревожности, беспокойства и т.п. Однако важно признать, что многие проблемы, с которыми сталкиваются студенты первого курса, носят субъективный характер и возникают из-за чрезмерно негативной интерпретации ситуации. Студент может легко быть подавлен незначительными неудачами, непривычностью нового образа жизни. Это может привести к ухудшению психического здоровья и понижению качества образования в учебно-профессиональной деятельности [5].

Одной из существенных причин сложностей адаптации в вузе становится низкий уровень самостоятельности современных студентов, отсутствие возможности переложить свою ответственность на другого человека, проблемы коммуникационного взаимодействия, не умение решать конфликтные ситуации и брать ответственность на себя. Отсутствие данных жизненно необходимых навыков приводит к возникновению эмоциональных нарушений и актуализации дезадаптационных процессов [4].

Одним из ключевых преимуществ адаптации к условиям проживания в студенческом общежитии становится тот факт, что студенты получают практический опыт деятельности, который в дальнейшем они смогут использовать в свой профессиональной и личной жизни. Этот опыт поможет оценить им свои собственные возможности, стать основой для саморазвития. Успешная адаптация к обыденной жизни станет основой для повышения уверенности в себе, станет хорошей профилактикой в решении проблем профессионального и личностного плана, сформирует чувство ответственности за себя и свое ближайшее окружение. Благодаря этим процессам первокурсники могут приобрести необходимые навыки и привычки для успешного перехода к самостоятельной жизни [9].

Необходимо отметить, что технология сопровождаемого проживания в последние годы получила свое развитие в организациях социального обслуживания для лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию. Опыт ее использования показал, что данная технология имеет достаточное позитивное значение в повышении эффективности различных адаптивных ресурсов человека: развивает самостоятельность, навыки бытового самообслуживания, коммуникативного взаимодействия и т.п. Таким образом, технологию сопровождаемого проживания, возможно рассматривать, как технология помощи, которая формирует и развивает навыки самостоятельной жизни и успешно интегрирует человека в общество и его социальное окружение. Применение данной технологии в условиях общежития благотворно скажется на процессе адаптации студентов-первокурсников [3].

Реализация данной технологии в вузе становится возможной при наличии помощи со стороны специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и помощи со стороны студентов старших курсов, которые берут на себя функцию сопровождающих-волонтеров. Поддержка со стороны старших студентов в период адаптации является значимой: передача опыта студенческой жизни, навыков, полученных при самостоятельном проживании и т.п. Благодаря специально организованной поддержке специалистов и помощи окружающих студенты первого курса получают возможность повысить свой адаптивный ресурс и реализовать индивидуальный потенциал [6].

Технология сопровождаемого проживания представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, которые разработаны с учетом психологических особенностей студентов и удовлетворения их индивидуальных потребностей в процессе адаптации. В основе реализации данной технологии лежит личностно-ориентированный подход, направленный на осознание студентом своих возможностей и раскрытие потенциальных возможностей [8].

Реализация технологии сопровождаемого проживания базируется на изучение доминирующих потребностей студентов, активное их вовлечение в процессуальные действия адаптивного порядка. Более того, развитие навыков самообслуживания должна включать в себя широкий спектр мероприятий, учитывающих различные аспекты адаптации студентов. Эти виды деятельности можно разделить на образовательные, игровые и трудовые. Образовательные мероприятия направлены на передачу знаний и навыков, связанных с самообслуживанием, в то время как игровые мероприятия обеспечивают увлекательную и интерактивную платформу для отработки и применения этих навыков. Деятельность, связанная с трудом, включает в себя практические задания и обязанности, которые позволяют студентам развивать практические навыки самообслуживания.

В заключение следует отметить, что процесс адаптации к самостоятельной жизни в студенческом общежитии является сложным и многогранным вопросом, требующим тщательного рассмотрения. Отсутствие всесторонней поддержки, неэффективное обеспечение бытовых условий, неполное функционирование студенческого совета, дистанционное распределение студентов и далеко идущие последствия этих проблем - все это усугубляет трудности, с которыми сталкиваются студенты в своей бытовой жизни. Решение этих проблем имеет решающее значение для обеспечения успешной адаптации студентов к самостоятельной жизни и содействия их общему благополучию, поэтому необходимо провести исследование процесса адаптации студентов.

С целью изучения возможностей использования технологии сопровождаемого проживания на этапе адаптации к условиям проживания в студенческом общежитии студентов педагогического вуза на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил было проведено исследование, в котором приняли участие более ста студентов.

На первом этапе была проведена диагностика оценки уровня адаптивных способностей. В качестве респондентов были выбраны студенты первого курса, обучающиеся по направлению педагогическое образование. Методами выступило анкетирование и психологическое тестирование с использованием тестов МЛО «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, C.B. Чермянин), методика исследования волевой организации личности (A.A. Хохлов).

В ходе проведенного исследования были полученные данные, позволяющие сделать вывод:

- 84% респондентов имеют дезадаптационные нарушения в пределах нормы, это означает, что первокурсники не проявляет негативные особенности поведения в привычных для них условиях, но могут иметь их при возникновении кризисных или конфликтных ситуациях;

- 72% респондентов имеет удовлетворительный и низкий уровень адаптивности, что свидетельствует о том, что они имеют недостаточные способности приспособления к новым социальным условиям, в которых они находятс;

- 62% респондентов демонстрируют средний уровень поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности, в среднем у четверти наблюдается уровень ниже среднего по данным показателям;

- 54% респондентов имеют низкие значения по показателям: волевая организацию личности, ценностно-смысловую организация, организация деятельности, решительность, настойчивость, самообладание и самостоятельность. Эти результаты указывают на существенные проблемы в постановке целей, поддержании мотивации, самоконтроле, самостоятельности и других;

- 25% респондентов имеют значительную выраженность астенических реакций.

Подводя итог, можно сделать вывод, что у данной группы студентов первого курса можно выявить явно выраженные проблемы в процессе адаптации к условиям вузовского образования, в том числе, и в проживании в студенческом общежитии. У большинства из них адаптация будет протекать в осложненном варианте. Проблемы слабо развитой волевой и моральной регуляции могут стать основой для возникновения дезадаптационных процессов. Студенты испытывают сложности при выполнении действий по самообслуживанию, коммуникативные проблемы. Более того, большинство из студентов первого курса не получили рекомендаций о том, как адаптироваться к самостоятельной жизни, и не знают о доступной им поддержке.

Эти проблемы имеют далеко идущие последствия для первокурсников, приводя к трудностям в их повседневной жизни и препятствуя их общему благополучию, а также в дальнейшем могут повлиять на успешность их жизнедеятельности в целом.

На втором этапе исследования был разработан и реализован проект, основанный на реализации технологии сопровождаемого проживания среди студентов первого в студенческом общежитии. Он был направлен на создание условий, благоприятствующих процессу адаптации.

В нем приняло участие пятьидесят студентов, исследуемой группы. Проект был реализован в форме клубной деятельности, которая была осуществлена в течение полугода. Принцип добровольности в рамках реализации проектной деятельности был реализован в полном объеме.

Реализация проекта началась со сбора оценочной информации о первокурсниках и анализа полученной информации с целью выявления закономерностей, общих проблем и областей, требующих поддержки. Анализ позволил выявить основные проблемы первокурсников, прежде всего, низкий уровень бытовой адаптации. Эти данные стали основой для разработки мероприятий по реализуемой технологии.

На основе анализа оценочной информации была определена целевая группа. Эта группа состояла из первокурсников, которые сталкивались с трудностями в процессе адаптации.

В ходе основной части проекта, направленного на адаптацию студентов в общежитии, был организован ряд мероприятий, направленных на решение различных проблем студенческой жизни и создание благоприятной среды обитания. В них рассматривалась проблематика самопознания, самоанализа, проблем межличностного общения, формирования умений устанавливать контакты и коммуницировать, развитие универсальных компетенций по совместному проживанию и самообслуживанию, по финансово-экономической грамоте и т.п. Занятия проводились в активных формах.

На заключительном этапе проекта была проведена оценка эффективности мероприятий.

Проект по реализации технологии сопровождаемого проживания в процессе адаптации в общежитии для студентов-первокурсников направлен на предоставление помощи со стороны специалистов и студентов старших курсов, которая помогла студентам адаптироваться к жизни в общежитии и стать независимыми личностями. Развивая навыки самообслуживания, коммуникативные навыки и чувство общности, студенты будут лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с трудностями жизни в общежитии и преуспевать в своих начинаниях.

Проведение контрольных замеров в экспериментальной и контрольных группах, позволили увидеть явно выраженную положительную динамику в развитии коммуникативных способностей студентов у молодых людей, ставших участниками экспериментальной группы практически по всем параметрам изучаемого качества. Значимость различие по определенным параметрам у представителей экспериментальной группы по t-критерию Стьюдента t=5,27 р<0,001, что свидетельствует о достоверности различий.

Анализ проекта служит ценным источником обратной связи и идей для будущих улучшений. В нем выделяются удачные моменты, которые могут быть доработаны, и моменты, в которых могут потребоваться коррективы для повышения эффективности мероприятий.

Выводы. Изучение проблемы использования технологии сопровождаемого проживания в процессе адаптации студентов первого курса педагогического вуза позволило сделать следующие выводы:

1. Большой процент студентов, поступивших на первый курс педагогического вуза испытывают серьезные проблемы на этапе адаптации. Особенно явно они выражены у студентов, которые проживают в студенческом общежитии.

2. Использование технологии сопровождаемого сопровождения, которая была успешно внедрена в организациях социального обслуживания, возможно на этапе адаптации студентов первого курса к проживанию в общежитии. Этот подход предполагает назначение волонтера-студента старшего курса или специалиста для сопровождения и поддержки первокурсников в период их адаптации.

3. Создание программы наставничества, в рамках технологии сопровождаемого проживания, где студенты старших курсов могут направлять и помогать первокурсникам в их переходе к жизни в общежитии, поможет студентам первокурсникам более успешно справиться с индивидуальными проблемами и продуктивно осуществлять учебно-профессиональную деятельность. Эти наставники должны быть обучены давать рекомендации по практическим вопросам и помогать решения любых проблем, связанных с адаптацией, с которыми могут столкнуться студенты-первокурсники.

4. Межведомственное взаимодействие в форме сотрудничества с различными организациями становится составной частью технологии сопровождаемого проживания и помогает студентам первого курса повысить свой адаптивный ресурс.

Литература:

1. Белецкая, С.А. Динамика адаптации первокурсников, проживающих в общежитии на примере профессионального колледжа [Текст] / С.А. Белецкая, A.A. Соколов // Студенческий научный форум - 2015: VII Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание, Саратов, 15 февраля - 31 2015 года. - Саратов: ООО «Научно-издательский центр «Академия Естествознания», 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017652

2. Виноградова, H.B. Самоорганизация студентов как психологический феномен [Текст] / Н.В. Виноградова // Молодой ученый. -2021,- № 42(384). - С. 149-151

3. Жданова, С.Ю. Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития [Текст] / С.Ю. Жданова, B.C. Краева // Вестник Курганского государственного университета. -2018. - № 3(50). - С. 34-37

4. Калугина, Т.А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде [Текст] / Т.А. Калугина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. -2018. -№3. - С. 279-286

5. Кашкаров, А.П. Поддержка и сопровождение студента-практиканта в высшей школе [Текст] / А.П. Кашкаров // Сибирский педагогический журнал. -2011. -№ 7. - С. 321-324

6. Крылова, М.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в университете мегаполиса (на примере опроса студентов факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета) [Текст] / М.А. Крылова, Е.С. Городилова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2022. -№3(7).- С. 135-145

7. Маклаков, А.Г. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. [Текст] / А.Г. Маклаков, И.Д. Головешкин // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. -2011,- №3. - С. 29-37

8. Новикова, А.Ю. Адаптация студентов вузов в общежитии [Текст] / А.Ю. Новикова, Д.В. Кученева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1-1(64). - С. 46-49

9. Салихова, Н.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе [Текст] / Н.Р. Салихова, А.Р. Фахрутдинова//ВестникРГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. -2021. -№ 1. -С. 97-113

Психология

УДК 159.9.072.43

кандидат психологических наук Кириллова Елена Борисовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург) ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. Научная статья посвящена изучению специфики проявления агрессивности у несовершеннолетних правонарушителей различного возраста и пола, содержащихся в воспитательных колониях, следственном изоляторе, а также специальных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (школа, училища). В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме детерминации и прогнозирования девиантного поведения несовершеннолетних. Агрессивность рассматривается как одна из личностных детерминант девиантного поведения несовершеннолетних. В исследовании приняли участие более двухсот подростков-правонарушителей, совершивших различные противоправные деяния. Сравнительное исследование агрессивности проводилось по следующим основаниям: пол, возраст, вид исправительного учреждения, срок отбывания наказания, вид совершенного преступления. В результате проведенного исследования внутри выборки правонарушителей удалось определить наиболее агрессивную возрастную группу, а также выявить специфические особенности проявления агрессивности в зависимости от возраста. Была выявлена специфика проявления различных видов агрессии в зависимости от тендерной принадлежности. В результате исследования были установлены особенности проявления агрессии у несовершеннолетних в зависимости от вида совершенного противоправного деяния, исправительного учреждения и срока отбывания наказания. Кроме того, в ходе исследования был проведен сравнительный анализ уровня агрессивности у несовершеннолетних с девиантным и нормативным поведением. Результаты исследования могут быть использованы на этапе прогнозирования и превенции девиантного поведения, а также учитываться в ходе психокоррекционной работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях и специальных учреждениях закрытого типа.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, несовершеннолетние правонарушители, черты личности, агрессивность, пол, возраст.

Annotation. This paper researches specific manifestations of aggression injuvenile offenders of various ages and genders held at juvenile correctional facilities, pre-trial detention centers and special custodial institutions for children and adolescents with deviant behavior (schools, colleges). The paper presents the results of an empirical study focused on the problem of determination and prediction of deviant behavior of minors. Aggression is considered as one of the personal determinants of deviant behavior in minors. More than two hundred adolescent offenders who committed various wrongful acts took part in the study. A comparative study of aggression was conducted on the following grounds: gender, age, type of correctional facility, term of sentence, type of crime committed. Following the study, within a sample of offenders, it was possible to determine the most aggressive age group, and to identify specific features of aggression manifestation depending on age. Specifics of the manifestation of various types of aggression depending on gender was identified. Following the study, specific features of aggression manifestation in minors were established depending on the type of unlawful act committed, the correctional facility and the term of sentence. In addition, the study included a comparative analysis of the aggression level in minors with deviant and normal behavior. The study findings can be used at the stage of predicting and preventing deviant behavior, and can also be taken into consideration during psychocorrective activities with minors injuvenile correctional facilities and special custodial institutions.

Key words: deviant behavior, teenagers, juvenile offenders, personality traits, aggression, gender, age.

Введение. Проблема преступности в среде несовершеннолетних на данный момент не только не теряет своей актуальности, но и привлекает особое внимание со стороны специалистов различных областей. Данная тенденция связана прежде всего с тем, что преступность несовершеннолетних как социальное и психологическое явление приобретает новые формы. Так, преступления приобретают всю большую организованность, групповой характер, сопровождаются повышенной жестокостью и насилием. Данные официальной статистики указывают на то, что более 20 тыс. преступлений ежегодно совершается несовершеннолетними или при их соучастии. При этом многие преступления совершаются лицами, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности. Вышесказанное свидетельствует в пользу того, что существует большая потребность в исследованиях, раскрывающих специфику формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя и тех факторов, которые детерминируют этот процесс.

Изучая проблему детерминации девиантного поведения, мы придерживались диспозиционального подхода к изучению личности, суть которого заключается в определении и выявлении личностных диспозиций (черт личности), которые во многом определяют поведение человека и позволяют в некоторой степени прогнозировать это поведение. Одной из таких диспозиций нами была определена агрессивность. Многочисленные исследования указывают на то, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.