Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / подростки / несовершеннолетние правонарушители / черты личности / агрессивность / пол / возраст / deviant behavior / teenagers / juvenile offenders / personality traits / aggression / gender / age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Елена Борисовна

Научная статья посвящена изучению специфики проявления агрессивности у несовершеннолетних правонарушителей различного возраста и пола, содержащихся в воспитательных колониях, следственном изоляторе, а также специальных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (школа, училища). В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме детерминации и прогнозирования девиантного поведения несовершеннолетних. Агрессивность рассматривается как одна из личностных детерминант девиантного поведения несовершеннолетних. В исследовании приняли участие более двухсот подростков-правонарушителей, совершивших различные противоправные деяния. Сравнительное исследование агрессивности проводилось по следующим основаниям: пол, возраст, вид исправительного учреждения, срок отбывания наказания, вид совершенного преступления. В результате проведенного исследования внутри выборки правонарушителей удалось определить наиболее агрессивную возрастную группу, а также выявить специфические особенности проявления агрессивности в зависимости от возраста. Была выявлена специфика проявления различных видов агрессии в зависимости от гендерной принадлежности. В результате исследования были установлены особенности проявления агрессии у несовершеннолетних в зависимости от вида совершенного противоправного деяния, исправительного учреждения и срока отбывания наказания. Кроме того, в ходе исследования был проведен сравнительный анализ уровня агрессивности у несовершеннолетних с девиантным и нормативным поведением. Результаты исследования могут быть использованы на этапе прогнозирования и превенции девиантного поведения, а также учитываться в ходе психокоррекционной работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях и специальных учреждениях закрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кириллова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper researches specific manifestations of aggression injuvenile offenders of various ages and genders held at juvenile correctional facilities, pre-trial detention centers and special custodial institutions for children and adolescents with deviant behavior (schools, colleges). The paper presents the results of an empirical study focused on the problem of determination and prediction of deviant behavior of minors. Aggression is considered as one of the personal determinants of deviant behavior in minors. More than two hundred adolescent offenders who committed various wrongful acts took part in the study. A comparative study of aggression was conducted on the following grounds: gender, age, type of correctional facility, term of sentence, type of crime committed. Following the study, within a sample of offenders, it was possible to determine the most aggressive age group, and to identify specific features of aggression manifestation depending on age. Specifics of the manifestation of various types of aggression depending on gender was identified. Following the study, specific features of aggression manifestation in minors were established depending on the type of unlawful act committed, the correctional facility and the term of sentence. In addition, the study included a comparative analysis of the aggression level in minors with deviant and normal behavior. The study findings can be used at the stage of predicting and preventing deviant behavior, and can also be taken into consideration during psychocorrective activities with minors in juvenile correctional facilities and special custodial institutions.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

2. Виноградова, H.B. Самоорганизация студентов как психологический феномен [Текст] / Н.В. Виноградова // Молодой ученый. -2021,- № 42(384). - С. 149-151

3. Жданова, С.Ю. Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития [Текст] / С.Ю. Жданова, B.C. Краева // Вестник Курганского государственного университета. -2018. - № 3(50). - С. 34-37

4. Калугина, Т.А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде [Текст] / Т.А. Калугина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. -2018. -№3. - С. 279-286

5. Кашкаров, А.П. Поддержка и сопровождение студента-практиканта в высшей школе [Текст] / А.П. Кашкаров // Сибирский педагогический журнал. -2011. -№ 7. - С. 321-324

6. Крылова, М.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в университете мегаполиса (на примере опроса студентов факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета) [Текст] / М.А. Крылова, Е.С. Городилова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2022. -№3(7).- С. 135-145

7. Маклаков, А.Г. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. [Текст] / А.Г. Маклаков, ИД Головешкин // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. -2011,- №3. - С. 29-37

8. Новикова, А.Ю. Адаптация студентов вузов в общежитии [Текст] / А.Ю. Новикова, Д.В. Кученева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1-1(64). - С. 46-49

9. Салихова, Н.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе [Текст] / Н.Р. Салихова, А.Р. Фахрутдинова//ВестникРГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. -2021. -№ 1. -С. 97-113

Психология

УДК 159.9.072.43

кандидат психологических наук Кириллова Елена Борисовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург) ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. Научная статья посвящена изучению специфики проявления агрессивности у несовершеннолетних правонарушителей различного возраста и пола, содержащихся в воспитательных колониях, следственном изоляторе, а также специальных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (школа, училища). В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме детерминации и прогнозирования девиантного поведения несовершеннолетних. Агрессивность рассматривается как одна из личностных детерминант девиантного поведения несовершеннолетних. В исследовании приняли участие более двухсот подростков-правонарушителей, совершивших различные противоправные деяния. Сравнительное исследование агрессивности проводилось по следующим основаниям: пол, возраст, вид исправительного учреждения, срок отбывания наказания, вид совершенного преступления. В результате проведенного исследования внутри выборки правонарушителей удалось определить наиболее агрессивную возрастную группу, а также выявить специфические особенности проявления агрессивности в зависимости от возраста. Была выявлена специфика проявления различных видов агрессии в зависимости от тендерной принадлежности. В результате исследования были установлены особенности проявления агрессии у несовершеннолетних в зависимости от вида совершенного противоправного деяния, исправительного учреждения и срока отбывания наказания. Кроме того, в ходе исследования был проведен сравнительный анализ уровня агрессивности у несовершеннолетних с девиантным и нормативным поведением. Результаты исследования могут быть использованы на этапе прогнозирования и превенции девиантного поведения, а также учитываться в ходе психокоррекционной работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях и специальных учреждениях закрытого типа.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, несовершеннолетние правонарушители, черты личности, агрессивность, пол, возраст.

Annotation. This paper researches specific manifestations of aggression injuvenile offenders of various ages and genders held at juvenile correctional facilities, pre-trial detention centers and special custodial institutions for children and adolescents with deviant behavior (schools, colleges). The paper presents the results of an empirical study focused on the problem of determination and prediction of deviant behavior of minors. Aggression is considered as one of the personal determinants of deviant behavior in minors. More than two hundred adolescent offenders who committed various wrongful acts took part in the study. A comparative study of aggression was conducted on the following grounds: gender, age, type of correctional facility, term of sentence, type of crime committed. Following the study, within a sample of offenders, it was possible to determine the most aggressive age group, and to identify specific features of aggression manifestation depending on age. Specifics of the manifestation of various types of aggression depending on gender was identified. Following the study, specific features of aggression manifestation in minors were established depending on the type of unlawful act committed, the correctional facility and the term of sentence. In addition, the study included a comparative analysis of the aggression level in minors with deviant and normal behavior. The study findings can be used at the stage of predicting and preventing deviant behavior, and can also be taken into consideration during psychocorrective activities with minors injuvenile correctional facilities and special custodial institutions.

Key words: deviant behavior, teenagers, juvenile offenders, personality traits, aggression, gender, age.

Введение. Проблема преступности в среде несовершеннолетних на данный момент не только не теряет своей актуальности, но и привлекает особое внимание со стороны специалистов различных областей. Данная тенденция связана прежде всего с тем, что преступность несовершеннолетних как социальное и психологическое явление приобретает новые формы. Так, преступления приобретают всю большую организованность, групповой характер, сопровождаются повышенной жестокостью и насилием. Данные официальной статистики указывают на то, что более 20 тыс. преступлений ежегодно совершается несовершеннолетними или при их соучастии. При этом многие преступления совершаются лицами, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности. Вышесказанное свидетельствует в пользу того, что существует большая потребность в исследованиях, раскрывающих специфику формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя и тех факторов, которые детерминируют этот процесс.

Изучая проблему детерминации девиантного поведения, мы придерживались диспозиционального подхода к изучению личности, суть которого заключается в определении и выявлении личностных диспозиций (черт личности), которые во многом определяют поведение человека и позволяют в некоторой степени прогнозировать это поведение. Одной из таких диспозиций нами была определена агрессивность. Многочисленные исследования указывают на то, что

несовершеннолетним правонарушителям свойственен более высокий уровень агрессивности в сравнении с правопослушными сверстниками. Однако наше исследование позволило расширить имеющиеся данные с учетом различных критериев, которыми выступили: пол, возраст, вид исправительного учреждения, срок отбывания наказания, вид совершенного преступления.

Изложение основного материала статьи. В эмпирическом исследовании принимали участие несовершеннолетние правонарушители мужского и женского пола, содержащихся в различных исправительных учреждениях (271 человек). Возраст испытуемых находился в диапазоне от 11 до 18 лет. В качестве статистических критериев был использован U-критерия Манна Уитни и Т-критерия Стьюдента. Экспериментальные данные были получены с помощью методики Басса-Дарки.

На первом этапе нашего исследования мы провели сравнительный анализ агрессивности девиантных подростков разных возрастных групп: 11-13 лет, 14-15 лет и 16-18 лет. В результате проведенного сравнительного исследования были выявлены достоверно значимые различия в показателях агрессивности между группами девиантных подростков 14-15 лет и 16-18 лет. Значения по показателям «физическая агрессия», «вербальная агрессия», «косвенная агрессия», «обида», «негативизм», «раздражительность», «подозрительность», а также интегральные показатели: «индекс агрессивности», «индекс враждебности» достоверно выше в группе подростков 14-15 лет. Полученные данные характеризуют правонарушителей из младшей возрастной группы (14-15 лет) как более агрессивных вне зависимости от формы проявления агрессии. Они более подозрительны, враждебны, раздражительны, склонны к аффективным формам выражения реакций.

Девиантные подростки в возрасте 11-13 и 16-18 лет также различаются между собой в проявлениях агрессивности. Так, подростки 11-13 лет характеризуются более высоким уровнем «косвенной агрессии», «раздражительности», «обиды» и «подозрительности», а также более высокими значениями агрессивности и враждебности (индекс агрессивности, индекс враждебности). В целом, анализируя результаты сравнительного исследования агрессивности девиантных подростков в зависимости от их возраста, мы видим, что подростки 11-13 и 14-15 лет максимально близки в своих проявлениях агрессивности. Наибольшие различия удалось зафиксировать между группами подростков в возрасте 14-15 лет и 16-18 лет. Младшая группа подростков (14-15 лет) продемонстрировала более высокие значения по всем показателям агрессивности. Сравнительный анализ двух крайних подростковых групп (11-13 лет и 16-18 лет), также выделил младшую группу подростков как более агрессивную. Результаты указывают на то, что с возрастом у подростков наблюдается тенденция к постепенному угасанию агрессивности. Однако, отметим, что исключение составляет показатель чувства вины, который отражает аутоагрессивные реакции и примерно на одном уровне выражен во всех трех возрастных группах.

В ряде исследований указывалось на различия в проявлении агрессии у подростков в зависимости от их возраста (Т.В. Бурминская, 2004; H.H. Обозов, 2000; А.Г. Шестаков, 2000 и др.). Однако в нашем исследовании данная точка зрения не нашла своего подтверждения. Для всех групп подростков-правонарушителей вне зависимости от их возраста характерны схожие агрессивные реакции, различие заключается только в интенсивности их проявления. Полученные данные, по всей видимости, указывают на специфику проявлений агрессивности у подростков с нормативным и девиантным поведением.

Следующим аспектом, который интересовал нас в рамках изучения агрессивности девиантных подростков был вопрос, касающийся соотношения уровня агрессивности у подростков в зависимости от их половой принадлежности. Отвечая на поставленный вопрос, мы изучали различия в проявлениях агрессивности у девиантных подростков двух возрастных групп 14-15 лет и 16-18 лет. Сравнительный анализ агрессивности мальчиков и девочек 14-15 лет показал, что подростки различаются только по показателю «косвенной агрессии», которая достоверно выше в группе подростков женского пола. В целом полученные данные в отношении выраженности косвенной агрессии во многом согласуются с результатами других исследований и подтверждают распространенную точку зрения, что доя представительниц женского пола характерно использование непрямых видов агрессии без открытого противостояния объекту агрессии. Интегральный показатель агрессивности (индекс агрессивности) у подростков мужского и женского пола в возрасте 14-15 лет выражен примерно на одном уровне, тогда как враждебность (индекс враждебности) имеет тенденцию к повышению в группе подростков женского пола.

Сравнительный анализ агрессивности, проведенный в группе девиантных подростков 16-18 лет, позволил обнаружить достоверно значимые различия между группами подростков мужского и женского пола по следующим показателям агрессивности: «физическая агрессия», «негативизм», «обида», «чувство вины». Подростки мужского пола 16-18 лет отличаются от своих ровесниц более высокими показателями «физической агрессии», «негативизма» и «обиды», тогда как девиантных девочек отличает более выраженное «чувство вины». Таким образом, мы видим, что девиантные подростки мужского пола имеют большую склонность решать возникающие проблемы агрессивными способами, в том числе используя физическую силу. Для них характерно прямое, открытое выражение агрессии, которая преимущественно направлена на других. Для девиантных девочек 16-18 лет напротив характерны аутоагрессивные реакции, на что указывает выраженное «чувство вины». Что с одной стороны может свидетельствовать об их негативном восприятии себя и своих поступков, а с другой являться следствием эффекта социальной желательности.

Таким образом, анализ результатов исследования агрессивности в двух возрастных группах показал, что с возрастом различия в проявлениях агрессивности у подростков мужского и женского пола усиливаются. Возможно данное обстоятельство является возрастной особенностью, отражающей возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний. Девиантных мальчиков отличает склонность к проявлению прямой, физической, агрессии, тогда как девочкам свойственна враждебность, косвенная и вербальная агрессия, а также выраженное чувство вины, что согласуется с результатами других исследований (Ковалев П.А., 1996; ЖигинасН.В., 2002; Степанян А.Ю., 2007; Исаева М.А., 2008; Крючкова А.С.,2016).

Дальнейшее исследование агрессивности девиантных подростков проводилось с учетом условий их содержания. Для выполнения поставленной задачи были определены две сравнительные группы подростков: группа I (119 человек) -подростки мужского и женского пола, обучающиеся в специальных профессиональных училищах и школе закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением; группа II (152 человека) - осужденные подростки мужского и женского пола, содержащиеся в воспитательных колониях, а также подростки мужского пола, содержащиеся в следственном изоляторе.

Результаты сравнительного исследования показателей агрессивности отражены в следующей таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ средних значений агрессивности в группах девиантных подростков, отличных по виду исправительного учреждения: (жритерий равенства средних для независимых выборок

Мет. Меап+а Значим. (2-х ст.)

Переменные Группа I N=119 Группа II N=152 Т

Физическая агрессия 7,21±2,2 5,9±2,71 4,391 ,000***

IS Вербальная агрессия 8,18±2,24 7,05±2,54 3,830 ,000***

а « Косвенная агрессия 5,17±1,78 3,88±1,96 5,600 ,000***

« Негативизм 3,34±1,27 2,37±1,49 5,764 ,000***

О Раздражительность 6,49±2,28 4,77±2,59 5,796 ,000***

Обида 5,07±1,77 4,3±1,68 3,628 ,000***

« Подозрительность 5,98±1,89 5,28±2,05 2,851 ,005**

X о Чувство вины 6,87±1,75 6,2±1,98 2,905 ,004**

о а*. Индекс агрессивности 20,56±4,88 16,82±5,89 5,714 ,000***

о Индекс враждебности 11,04±3,06 9,61±3,14 3,766 ,000***

Примечание: **-Р<0,01 (99%); ***-P<0,00i (99,9%)

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что девиантные подростки, обучающиеся в специальных учреждениях закрытого типа статистически значимо агрессивнее подростков, содержащихся в воспитательных колониях и следственном изоляторе. Значимые различия зафиксированы по всем показателям опросника: «физическая агрессия», «вербальная агрессия», «косвенная агрессия», «негативизм», «раздражительность», «обида», «подозрительность», «чувство вины», «индекс агрессивности», «индекс враждебности». Анализируя полученные результаты мы можем предположить, что более низкие показатели агрессивности во второй группе могут являться следствием эффекта социальной желательности и неискренности подростков, содержащихся в следственном изоляторе и воспитательных колониях. Пребывание в условиях жестких ограничений и дисциплины воспитательной колонии формирует у подростков привычку скрывать и подавлять свои агрессивные проявления.

Кроме того, при анализе результатов необходимо учитывать возрастные особенности исследуемых категорий подростков. Так, значительную часть учащихся специальных учреждений закрытого типа составляют подростки в возрасте до 16 лет, эмоционально-волевая сфера которых находится в процессе формирования. Для этой возрастной группы характерны более слабые механизмы контроля и регуляции своего поведения. Особенности протекания нервных процессов в пубертатный период развития делают поведение подростков плохо контролируемым и аффективным.

В ходе дальнейшего изучения агрессивности девиантных подростков нас интересовал вопрос о том, может ли срок отбывания наказания каким-либо образом влиять на степень и специфику выраженности агрессивных реакций у подростков. Первую сравнительную группу составили девиантные подростки, находящиеся в заключении (изоляции) не больше 6 месяцев (68 человек), вторую группу составили подростки, отбывающие наказание больше года (58 человек).

Было установлено, что показатели «вербальной», «косвенной агрессии», «раздражительности» и «чувства вины» статистически значимо выше в группе подростков, находящихся в заключении больше года. Повышение вербальной и косвенной агрессии является следствием постепенного накопления негативного эмоционального фона и связано со стремлением подростков как можно скорее выйти из-под контроля и избавиться от вынужденной изоляции. В заключении данные способы снятия эмоционального напряжения являются наиболее доступными, поскольку прямое проявление агрессии, например, в виде физического насилия, как правило, провоцирует жесткие санкции.

Повышение раздражительности у подростков, отбывающих наказание больше года обусловлено, по всей видимости, тем, что в процессе адаптации к условиям колонии происходит постепенная смена бессознательных защитных механизмов осознанным самоконтролем. Вместе с тем, необходимость в постоянном сдерживании своих эмоций и сверхконтроль поведения достигается ценой большого внутреннего напряжения, которое провоцирует повышение раздражительности. У подростков, находящихся длительное время в заключении, также выше чувство вины, что может свидетельствовать о самообвинительной реакции и осознании того факта, что совершенное преступление стало причиной его нахождения в изоляции. Подобная реакция, по всей видимости, связана не столько с осознанием и пониманием последствий своих преступных действий для окружающих, сколько для себя. Чем дольше подросток находится в стенах воспитательной колонии, тем больше он ориентирован на освобождение и тем чаще он задумывается о том, что он мог бы избежать таких последствий, если бы был более осторожным при совершении преступления.

Исследуя специфику проявления агрессивности в зависимости от вида совершенного противоправного деяния, мы определили группу «корыстных» (ст. 158, ст.166 УК РФ), «корыстно-насильственных» (ст. 162, 161, 163 УК РФ) и «насильственных» (ст. 105, 111, 132, 131 УК РФ) правонарушителей. В результате проведенного исследования было установлено, что уровень «физической агрессии», а также интегральный показатель «агрессивности» достоверно выше в группе подростков, совершивших корыстно-насильственные преступления. Различия в показателях агрессивности, по-видимому, объясняются тем, что агрессия доя насильственных правонарушителей не является актуальной, поскольку они отреагировали ее в ходе совершенных преступлений, тогда как у подростков, совершивших корыстно-насильственные преступления агрессия не всегда находит выход в связи с возможным преобладанием корыстных мотивов.

Сравнивая проявления агрессивности у «корыстных» и «насильственных» правонарушителей, удалось зафиксировать различия по показателям «физической» и «вербальной» агрессии, которые достоверно выше в группе подростков, совершивших корыстные преступления. Общий уровень агрессивности («индекс агрессивности») также выше в данной группе. Более низкий уровень агрессии у «насильственных» правонарушителей, по-видимому, также объясняется тем, что она не является для них актуальной, либо они скрывают свои внутренние побуждения намеренно искажая результаты исследования.

На заключительном этапе изучения агрессивности мы провели сравнительный анализ показателей агрессивности в выборках девиантных подростков (271 человек) и подростков с нормативным поведением (75 человек). Достоверно значимые различия удалось зафиксировать по следующим показателем: «физическая агрессия», «раздражительность», «обида», «подозрительность», «чувство вины», «индекс агрессивности» и «индекс враждебности».

Полученные результаты характеризуют несовершеннолетних правонарушителей как более агрессивных в сравнении с правопослушными сверстниками. Им свойственно проявлять внешне обвинительные агрессивные реакции, импульсивное, протестное поведение, что может свидетельствовать о личностной незрелости, чувстве неудовлетворенности собой, неразвитых механизмах самоконтроля. Девиантные подростки демонстрируют недоверие и осторожность по отношению к окружающим, что, по-видимому, является следствием влияния криминальной субкультуры и особенностей взаимодействия внутри нее. Полученные данные также указывают на склонность и готовность девиантных подростков к применению насилия и физической силы для удовлетворения своих потребностей. Более выраженное чувство вины у девиантных подростков может свидетельствовать об аутодеструктивных тенденциях, негативном отношении к собственной личности, переживаниях по поводу совершенных поступков, что, по-видимому, связано со стремлением подростков избавиться от вынужденной изоляции.

Выводы:

1. Результаты сравнительного анализа, проведенного в трех возрастных группах, показали, что девиантные подростки в возрасте 11-13 и 14-15 лет не различаются между собой в специфике проявления агрессивных реакций. Наиболее агрессивными являются подростки-правонарушители в возрасте 14-15 лет. В целом с возрастом у девиантных подростков наблюдается тенденция к постепенному угасанию агрессивности, которая является универсальной как для правонарушителей, так и доя правопослушных подростков. Однако, вместе с тем девиантные подростки значительно агрессивнее последних.

2. Во всех возрастных группах подростков наблюдается ряд поведенческих изменений, которые проявляют себя в комплексе агрессивности и враждебности. Однако, в структуре поведения подростков старшей возрастной группы данные показатели несколько редуцируются, что, скорее всего, связано с общим снижением эмоциональных проявлений в более поздний возрастной период и развитием механизмов регуляции и контроля своего поведения.

3. По мере взросления различия в проявлениях агрессивности у подростков мужского и женского пола усиливаются. Подростки мужского и женского пола в возрасте 14-15 лет различаются по показателю косвенной агрессии, который достоверно выше в группе девочек. Подростки мужского пола в возрасте 16-18 лет отличаются от своих сверстниц более высоким уровнем физической агрессии, негативизма и обиды. В группе девиантных девочек 16-18 лет зафиксировано более высокое чувство вины.

4. Девиантные подростки, обучающиеся в специальных учреждениях закрытого типа значительно агрессивнее подростков, содержащихся в воспитательных колониях и следственном изоляторе. Достоверно значимые различия зафиксированы по всем параметрам агрессивности.

5. Подростки, отбывающие наказание больше года агрессивнее, чем те, подростки срок заключения, которых не превышает полгода. Уровень вербальной, косвенной агрессии, раздражительности и чувства вины достоверно выше в группе подростков, находящихся в заключении больше года.

6. Изучение специфики проявления агрессивных реакций девиантных подростков в зависимости от вида совершенного преступления показало, что корыстно-насильственные и корыстные правонарушители не различаются между собой в проявлениях агрессивности. Вместе с тем для данной группы характерен более высокий уровень физической и вербальной агрессии в сравнении с насильственными преступниками. Уровень физической агрессии также выше в группе корыстно-насильственных правонарушителей по сравнению с насильственными.

Литература:

1. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: диссертация ... канд. псих, наук: 19.00.07 / Бурминская Татьяна Владимировна. - Ставрополь, 2004. - 199 с.

2. Исаева, М.А. Тендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности у подростков: диссертация ... канд. псих, наук: 19.00.01 / Исаева Мариям Абдусамадовна. - М., 2008. - 170 с.

3. Кириллова, Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению: диссертация ... канд. псих, наук: 19.00.06 / Кириллова Елена Борисовна. - М., 2020. - 231 с.

4. Ковалев, В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения подростков / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков (особенности клиники, терапии, и социальной адаптации). - М.: Московский научно-иссл. ин-тпсихиатрии, 1981. - С. 11-23

5. Обозов, H.H. Девиантное поведение подростка / H.H. Обозов, А.Г. Шестаков. - СПб.: СПб университет МВД России, Академия психологии, предпринимательства и менеджмента; «Облик», 2000. - 120 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Кочнева Елена Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Мохова Вероника Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Никитина Александра Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию прокрастинации у студентов. Выделены критерии прокрастинации как психологического явления. Рассмотрены особенности негативного и позитивного влияния прокрастинации на личность. В статье представлены результаты эмпирического изучения самооценки и особенностей мотивации студентов с разным уровнем прокрастинации. Выявленные особенности общей и личностно-обусловленной прокрастинации, а также самооценки юношей и девушек не имеют статистически значимых отличий, при этом диагностированы различия в выраженности ситуативно-обусловленной прокрастинации и мотивации достижения успеха. Студенты с низким и высоким уровнем прокрастинации не имеют значимых отличий в уровне самооценки. Возможным объяснением является отсутствие обязательной связи между прокрастинацией и ухудшением итогового результата деятельности. Студенты с высоким уровнем прокрастинации более склонны демонстрировать мотивацию избегания неудач и менее - мотивацию достижения успеха. Более половины студентов продемонстрировали высокий уровень прокрастинации. Это делает необходимым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.