Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ADAPTATION / PERSONAL ADAPTIVE POTENTIAL / INDIVIDUAL PERSONALITY TRAITS / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна

В статье анализируются эмпирические исследования влияния индивидуально-личностных особенностей первокурсников, обучающихся в педагогическом вузе на формирование личностного адаптационного потенциала. Установлено, что личностный адаптационный потенциал зависит от ряда личностных характеристик, таких как общительность, эмоциональность, стремление к лидерству, нормативность поведения, тревожность, а так же сбалансированность нервных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERSONAL ADAPTIVE POTENTIAL OF PERSONNELS STUDYING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article analyzes empirical studies of the influence of individual and personal characteristics of first-year students studying at a pedagogical university on the formation of personal adaptive potential. It has been established that personal adaptive potential depends on a number of personal characteristics, such as sociability, emotionality, striving for leadership, normative behavior, anxiety, as well as the balance of nervous processes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

карьеры. Это отвечает общим тенденциям профессионального развития личности в процессе обучения в вузе, рассмотренным во многих работах Ю.П. Поваренкова.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Издательство Московского университета, 1982. — С. 39-41

2. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности / Е.С. Волков. - М., 2011. - 537 с.

3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.

4. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 53-57.

5. Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. - М., - 2008. - № 2. - С. 68-73.

6. Корявая С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Искусство и образование. - 2006. - № 10. -С. 49-54.

7. Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Эмпирическое исследование жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов в процессе обучения в вуз // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: сборник научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции / Часть II / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль. - РИО ЯГПУ, 2018. - С. 205-208.

8. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал, 1993 - т. 14, № 1. - С. 150-155.

9. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие для вузов / В.Т. Лисовский. — СПб.: СПбГУП, 2000. — 519 с.

10. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов / О. Ю. Маркова. - СПб., 2006. - 232 с.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу, 3-е издание - ООО Издательство «Питер», 2014 - 351 с.

12. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. - М., - 2005. - № 3. - С. 25-37.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.

14. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 37

15. Сизанов А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций и состояния здоровья студентов педагогических специальностей // Психология. - М., - 2008. - № 3. - С. 36-40.

16. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - М., - 2003. - №6. - С. 17-24.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кузнецова Елена Николаевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются эмпирические исследования влияния индивидуально-личностных особенностей первокурсников, обучающихся в педагогическом вузе на формирование личностного адаптационного потенциала. Установлено, что личностный адаптационный потенциал зависит от ряда личностных характеристик, таких как общительность, эмоциональность, стремление к лидерству, нормативность поведения, тревожность, а так же сбалансированность нервных процессов.

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, индивидуально-личностные особенности, темперамент.

Annotation. The article analyzes empirical studies of the influence of individual and personal characteristics of first-year students studying at a pedagogical university on the formation of personal adaptive potential. It has been established that personal adaptive potential depends on a number of personal characteristics, such as sociability, emotionality, striving for leadership, normative behavior, anxiety, as well as the balance of nervous processes.

Keywords: adaptation, personal adaptive potential, individual personality traits, temperament.

Введение. В условиях изменения стандартов в высшей школе, сокращения аудиторных часов и увеличения времени на самостоятельную работу необходимо обратиться к проблеме адаптации студентов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что от успешности адаптации во многом зависит профессиональное становление и личное развитие будущего специалиста. Особое внимание следует уделять первокурсникам, поскольку наиболее бурно адаптация происходит в первый год пребывания студентов в вузе.

Н.Г. Колызаева в процессе адаптации студентов выделяет две стадии. Первая стадия - адаптивная реакция, характеризующуюся напряжением личностных систем, что выражается в резком увеличении межфункциональных связей, обеспечивающих интенсивные личностные преобразования. Вторая -адаптивная стабилизация, характеризующуюся снижением напряжения личностных систем, в следствие сокращения количества межфункциональных связей. При этом снижается и формирование адаптивных характеристик [4].

К основным отличительным особенностям современного вузовского обучения можно отнести, во-первых, иную, чем в школе, организацию учебного процесса. С одной стороны от студентов требуется значительно большей самостоятельности, чем от школьников, с другой - требование большей ответственности за качество усвоения знаний, своевременную сдачу работ, правильную организацию своего образовательного пространства, правильное распределение сил и времени. На сегодняшний день приходится признать, что к такого рода самостоятельности и ответственности первокурсники не готовы по ряду причин. Во-вторых, многие первокурсники приезжают получать образование из других регионов и, как следствие, им приходится адаптироваться не только к обучению в вузе, но и к самостоятельному проживанию вдали от семьи. В-третьих, обучение в вузе направлено на приобретение профессиональных знаний, освоение выбранной профессией поэтому у студентов происходит первичная профессиональная социализация, начинается вхождение в профессиональную деятельность. С учетом того, что у многих студентов процесс поступления мало осознан, первичное знакомство с профессией так же активизирует адаптационные механизмы. В-четвертых, обучение в вузе всегда связано с изменением социального окружения: новая группа сверстников, незнакомые преподаватели и, в связи с этим, новые требования так же активируют адаптационные процессы.

Перечисленные направления адаптации студентов в вузе отмечает ряд исследователей. Так, И.В. Коровина различает: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к новому режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.д.); адаптацию к группе (включение в коллектив сверстников, усвоение новых коллективных норм, формирование и принятие традиций и т.д.); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных характеристик) [5]. Т.Д. Дубовицкая определяет следующие направления психологической адаптации студентов: освоение новых учебных норм и правил; отношение к профессии; приспособление к новому типу учебного коллектива; обучение новым видам научной деятельности; приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры [3].

Одним их основных факторов, обеспечивающих успешность адаптации является личностный адаптационный потенциал - важнейшая интегративная характеристика психического развития [6].

На основании вышеизложенного было проведено исследование взаимосвязи личностного адаптационного потенциала с индивидуально-личностными особенностями первокурсников, обучающихся в педагогическом вузе. В исследовании приняли участие первокурсники педагогического вуза (Таблица 1).

В работе был использован Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [6], «Шестнадцатифакторный личностный опросник» (16Ш) Дж. Кеттелла [1], «Личностный опросник» Г. Айзенка [2]. Статистическая обработка включала групповой анализ. Оценка достоверности различий проводилась по критерию Стьюдента.

Таблица 1

Общая характеристика выборки испытуемых

Факультет Девушки Юноши Всего студентов

Факультет филологии и массовых коммуникаций 52 18 70

Социально-гуманитарный факультет 15 20 35

Факультет психолого-педагогического образования 21 - 21

Факультет спорта и безопасности жизнедеятельности 26 15 41

Факультет естествознания, математики и информатики 36 4 40

Всего обследовано первокурсников 150 57 207

Было установлено, что средний показатель по выборке личностного адаптационного потенциала составил 46,74, что соответствует группе сниженной адаптации. Такой результат указывает на высокую вероятность наличия у студентов различных акцентуаций характера, тяжелое протекание адаптации, вероятность нервно-психических срывов, длительных нарушений функционального состояния. Так же высока вероятность конфликтов и дисциплинарных нарушений. Средний показатель по шкале «Поведенческая регуляция» (31,86) указывает на склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. средний показатель коммуникативных способностей ниже среднего (13,86), что указывает на затруднения в построении контактов с окружающими, возможных проявлений агрессивности, повышенную конфликтность. Показатель по шкале «Моральная нормативность» составил 8,02. Такой результат можно оценить как средний.

Далее вся выборка была сортирована по шкале «личностный адаптационный потенциал» (ЛАП). В результате были сформированы две группы: студенты с низким уровнем развития ЛАП (72 студента) и студенты с высоким уровнем развития ЛАП (27 студентов). Показатели по двум полученным выборкам были подвергнуты статистическому сравнению (Таблица 2).

Таблица 2

Сравнение показателей индивидуально-личностных характеристик студентов с высоким и низким

показателем ЛАП

Название шкалы Студенты с высоким показателем ЛАП Студенты с низким показателем ЛАП

«Шестнадцатифакторный личностный опросник» (16Ш) Дж. Кеттелла

Фактор В 4,2 + 1,32 5,17 + 1,23*

Фактор С 10,2 + 1,93 6,0 + 2,61***

Фактор Е 6,8 + 2,25 5,33 + 2,25*

Фактор G 9,7 + 1,77 8,18 + 2,18*

Фактор Н 9,1 + 1,19 6,64 + 2,61***

Фактор О 3,8 + 2,27 8,26 + 2,14***

Фактор Q1 5,8 + 1,81 6,99 + 2,1*

Фактор Q2 4,4 + 1,43 5,61 + 2,51*

Фактор Q4 3,0 + 1,17 5,69 + 2,40***

«Личностный опросник» Г. Айзенка

Нейротизм | 12,0 + 3,59 | 17,72 + 3,48**

Примечание: здесь и далее приведены значения показателей М + т;

* - р < 0,05;

** - р < 0,01;

*** -р < 0,001 по шкалам, имеющим достоверные отличия.

Согласно полученным данным студенты, с высокими показателями ЛАП, имеют ряд отличий. Так студенты с высоким уровнем развития ЛАП отличаются от их сверстников с низким показателем ЛАП эмоциональной зрелостью, устойчивостью, невозмутимостью - Фактор С (р < 0,001). Они в большей степени самоуверенны, склонны к лидерству, неуступчивы, чем студенты с низкими показателями ЛАП - Фактор Е (р < 0,05). При этом студенты с высокими показателями ЛАП отличаются большей аккуратностью, добросовестностью, они в большей степени склонны к соблюдению моральных норм - Фактор G (р < 0,05). У них ярко выражена такая характеристика как социальная смелость, в то время как студенты с низким ЛАП отличаются застенчивостью - Фактор Н (р < 0,001). Студенты с высокими показателями ЛАП не склонны к тревоге - Фактор О (р < 0,001), они нефрустрированны и в большей степени удовлетворены, чем их сверстники с низким ЛАП (р < 0,001). При этом нервные процессы студентов с высоким показателем ЛАП более сбалансированы, чем у студентов с низкими показателями по этой характеристики - шкала «Нейротизм» (р < 0,01). Вероятно, эмоциональная уравновешенность этой группы студентов во многом объясняется этой характеристикой. Неожиданные результаты сравнительного анализа получены Фактору В (р < 0,05). Студенты с высокими показателями ЛАП в большей степени склонны к конкретному мышлению, в о время как студенты с низкими показателями ЛАП более интеллектуально развиты, склонны к абстрактному мышлению.

Статистический анализ позволил сравнить профиль личности студентов с высоким и низким показателем ЛАП, выделить отличительные особенности их индивидуально-личностных характеристик (рисунок 1).

Рисунок 1. Сравнение профиля личности студентов с высоким ЛАП и профиля личности

студентов с низким ЛАП

Обнаруженные отличия позволяют утверждать, что студенты с высоким показателем ЛАП Эмоционально зрелы, обладают большой способностью к соблюдению моральных норм, требовательны к себе, руководствуются чувством долга, ответственны и добросовестны. Социально смелы, стойко переносят эмоционально напряженные ситуации, невозмутимы, уверенны в себе и своих способностях, уравновешенны. Эмоционально устойчивы, конгруэнтны ситуации. Склонны к лидерству. При этом они обладают конкретным мышлением и, вероятно, будут испытывать трудности в обучении.

Студенты с низким показателем ЛАП интеллектуально развиты, способны к абстрактному мышлению, а значит, в большей степени обладают способностью к обучению. При этом они эмоционально неустойчивы, в большей степени, чем их сверстники с высоким ЛАП склонны к нарушению нор поведения, использованию ситуации в своих интересах. Неуверенны, тревожны, мнительны, склонны к напряженности.

Корреляционный анализ позволил обнаружить ряд закономерностей (Таблица 3).

Шкалы «Личностный адаптационный потенциал» и «Поведенческая регуляция» методики «Адаптивность» обнаруживает прямые связи с такими шкалами методики 16PF как Фактор С (р < 0,001) и Фактор Н (р < 0,001), и обратные связи со шкалами Фактор В (р < 0,01), Фактор О (р < 0,001), Фактор 04 (р < 0,001), а так же обратную связь со шкалой «Нейротизм» методики «Личностный опросник» Г. Айзенка (р < 0,001).

Шкала «Коммуникативные способности» прямо коррелирует с Фактором А (р < 0,001), Фактором С (р < 0,01), Фактором Е (р < 0,05), Фактором F (р < 0,001), Фактором Н (р < 0,001), а так же шкалой «Экстраверсия» методики «Личностный опросник» Г. Айзенка (р < 0,001). Обратные корреляты обнаружены с Фактором В (р < 0,01), Фактором О (р < 0,05), Фактором 02 (р < 0,05) и Шкалой «Нейротизм».

Шкала «Моральная нормативность» прямо коррелирует с Фактором G (р < 0,05) и обратно с Фактором Е (р < 0,05) и Фактором Н (р < 0,01). Так же обнаружена тенденция к обраьной связи с такими показателями как Фактор N (р < 0,1) и шкала «Экстраверсия» (р < 0,1).

Таблица 3

Корреляционная матрица показателей методики «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, методики «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Дж. Кеттелла и методики диагностики темперамента Г. Айзенка

ЛАП ПР КС МН

А 0,23989 0,21744 0,47238*** -0,056366

В -0,32923** -0,297691* -0,35653** 0,10522

С 0,72879*** 0,74427*** 0,38613** -0,08535

Е 0,10275 0,12365 0,25226* -0,276219*

F 0,07125 0,04849 0,42591*** -0,238737

G 0,23223 0,18742 0,19492 0,25332*

Н 0 441*** 0,44579*** 0,47821*** -0,351278**

О -0,625093*** -0,63203*** -0,255465* 0,10823

02 -0,037443 -0,004539 -0,290324* -0,038412

04 -0,632542*** -0,614947*** -0,38022** -0,115297

Экстраверсия 0,20883 0,1712 -0,54377*** -0,243767

Нейротизм -0,519729*** -0,532448*** -0,280855* 0,13837

Условные обозначения:

ЛАП - личностный адаптационный потенциал;

ПР - поведенческая регуляция;

КС - коммуникативные способности;

МН - моральная нормативность;

А - аффектотимия - сизотимия;

В - высокий интеллект - низкий интеллект;

С - сила «Я» - слабость «Я»;

Е - доминантность - конформность;

F - сургенсия - десургенсия;

G - сила «сверх-Я» - слабость «сверх-Я»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н - пармия - тректия;

О - гипотимия - гипертимия;

02 - самодостаточность - социабельность;

04 - фрустрированность - нефрустрированность.

Выводы. Таким образом, личностный адаптационный потенциал и регуляция поведения будут выше у тех студентов которые могут хорошо контролировать эмоции, способны сохранять спокойствие в различных ситуациях, при этом прояляют смелость и решительность, не склонны к тревожным переживаниям, мало фрустрированны, а так же имеют сбалансированные нервные процессы.

На высокие коммуникативные способности будут оказывать значительное влияние такие личностные характеристики как открытость и общительность, эмоциональная устойчивость, лидерские качества, жизнерадостность и беспечность, социальная смелость, низкая тревожность, зависимость от группы, склонность к социальным контактам и сбалансированность нервных процессов.

На высокий уровень социализации, адекватную оценку своей роли в коллективе, ориентацию на соблюдение общепринятых норм поведения будут влиять высокое развитие совестливости, понимания норм поведения, мягкость, уступчивость и сдержанность. При этом, с большой долей вероятности можно говорить о влиянии на нормативность поведения таких личностных характеристик как бесхитростность, а так же склонность к ограниченному кругу общения, обращенность к себе.

Удивление вызывает обнаруженная корреляционная связь личностного адаптационного потенциала, коммуникативных способностей и поведенческой регуляции с низким уровнем развития мышления.

Конкретное мышление ограничивает репертуар поведенческого реагирования, затрудняет обработку информации, а, следовательно, снижает скорость принятия решения, что, безусловно, влечет и снижение адаптационных возможностей человека. В рамках данного исследования объяснить обнаруженную закономерность не представляется возможным. Необходимы дополнительные исследования.

В заключение отметим, что личностный адаптационный потенциал - динамическая характеристика, поскольку имеет двойственную природу. С одной стороны личностный адаптационный потенциал генетически предопределен, поскольку во многом зависит от темперамента человека, с другой - социально обусловлен, поскольку связан с личностными характеристиками. Следовательно, вузу необходимо предусмотреть работу с первокурсниками: организацию тренингов, консультаций, занятий в группах. Работа должна быть направлена на отработку навыков контроля эмоций, вариативность поведения, снижение тревожности. Помощь такого рода облегчит адаптацию студентов к условиям обучения в вузе.

Литература:

1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 205. - 216 с.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь. 2007. - 950 с.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - №2, 2010.

4. Колызаева Н.Г. Формирование адаптационных характеристик личности студента на начальном периоде обучения // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Ленинград, 1989. - 15 с.

5. Коровина И.В. Научное обоснование организационного обеспечения профилактики заболевания у студетов на уровне муниципальной поликлиники. // Афтореф. дис. канд. мед. Наук. М., - 2005. - 27 с.

6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. - С. 549-672.

Психология

УДК 159.923.5

старший преподаватель Кубеев Алибек Жанабаевич

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа); доцент Линтварев Александр Леонтьевич Башкирский государственный университет (г. Уфа); старший преподаватель Еремеев Вячеслав Юрьевич

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Актуальность исследования в теоретическом плане определяется необходимостью разработки вопросов связанных с выявлением взаимосвязи стиля воспитания, тревожности и агрессивности у подростков. В практическом плане - разработкой тренингов, направленных на преодоление тревожности и агрессивности в подростковом возрасте. Экспериментальная работа проводилась на базе детского дома творчества «Дружный» г. Уфа. В исследовании приняли участие 62 подростка из полных семей. Были использованы: шкала ситуативной и личностной тревожности, тест агрессивности, опросник детско-родительских отношений. В группе девочек-подростков выявлены взаимосвязи: вербальная агрессия с кооперацией матери и симбиозом отца; физическая агрессия с принятием-отвержением отца; предметная агрессия с симбиозом матери; личностная тревожность с авторитарной гиперсоциализацией. В группе мальчиков-подростков выявлены взаимосвязи: вербальной агрессии с авторитарной гиперсоциализацией отца; эмоциональная агрессия с представлением родителей о своем ребенке как о «маленьком неудачнике»; ситуативная тревожность с кооперацией отца.

Ключевые слова: типы семейного воспитания, агрессивность, личностная и ситуативная тревожность, подростки.

Annotation. The relevance of the study in theoretical terms is determined by the need to develop issues related to the identification of the relationship between parenting style, anxiety and aggression in adolescents. In practical terms-the development of trainings aimed at overcoming anxiety and aggression in adolescence. The experimental work was carried out on the basis of the children's art home «Druzhny» in Ufa. The study involved 62 teenagers from full families. The following methods were used: a scale of situational and personal anxiety, an aggressiveness test, and a questionnaire on child-parent relationships. In the group of adolescent girls, the following relationships were identified: verbal aggression with the mother's cooperation and the father's symbiosis; physical aggression with the father's acceptance and rejection; object aggression with the mother's symbiosis; personal anxiety with authoritarian hypersocialization. In the group of adolescent boys, the following correlations were revealed: verbal aggression with the authoritarian hypersocialization of the father; emotional aggression with the parents ' perception of their child as a «little loser»; situational anxiety with the father's cooperation.

Keywords: types of family education, aggressiveness, personal and situational anxiety, teenagers.

Введение. Исследования типов семенного воспитания во взаимосвязи с различными личностными характеристиками детей всегда были и остаются одними из самых актуальных [2, 5]. Положительный эмоциональный фон в семье - залог здоровой личности, способствующий развитию эффективной мотивационно-потребностной сферы и позитивного взгляда на окружение.

В последнее время роль таких исследований возрастает, прежде всего, в связи с тем, что заметно увеличилось число эмоциональных и поведенческих нарушений, особенно у подростков. Этот вопрос в центре внимания нашего исследования. Возрастает актуальность проблемы еще и в связи с тем, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.