Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
652
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (ЛАП) / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / PERSONAL ANXIETY / SITUATIONAL ANXIETY / ADAPTATION / PERSONAL ADAPTIVE POTENTIAL (LAP) / STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна

Обоснована актуальность проблемы адаптации студентов-первокурсников с высоким уровнем тревожности к условиям обучения в вузе. Представлены результаты исследования, позволяющие выявить особенности адаптации к условиям обучения в вузе студентов-первокурсников с разным уровнем личностной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ANXIETY AS A FACTOR OF ADAPTATION OF FIRST-STUDENT STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The urgency of the problem of adaptation of first-year students with a high level of anxiety to the conditions of study at the university is substantiated. The results of the study are presented, allowing to identify the features of adaptation to the conditions of study at the university first-year students with different levels of personal anxiety.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - Москва, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 1 - С. 90.

3. Черепенникова О.А. Особенности мотивационной сферы младших инспекторов. // Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Материалы научно-практического семинара: ГУИН Минюста России. - Москва, 1999. - С. 131.

Психология

УДК 159.922.736.3

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Обоснована актуальность проблемы адаптации студентов-первокурсников с высоким уровнем тревожности к условиям обучения в вузе. Представлены результаты исследования, позволяющие выявить особенности адаптации к условиям обучения в вузе студентов-первокурсников с разным уровнем личностной тревожности.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), студенты педагогического вуза.

Annotation. The urgency of the problem of adaptation of first-year students with a high level of anxiety to the conditions of study at the university is substantiated. The results of the study are presented, allowing to identify the features of adaptation to the conditions of study at the university first-year students with different levels of personal anxiety.

Keywords: personal anxiety, situational anxiety, adaptation, personal adaptive potential (LAP), students of a pedagogical university.

Введение. В настоящее время процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе выступает как одна из проблем высшего образования, так как не у всех молодых людей процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Как отмечают ряд авторов, в последнее время выпускники школ проявляют недостаточный уровень готовности к освоению программ высшего образования. Это обстоятельство усугубляется в связи с введением ФГОС ВО 3-го поколения. Для многих абитуриентов характерны репродуктивный уровень познавательной деятельности, слабое владение общеучебными умениями, недостаточная мотивация к познанию и избранной профессии |цит. по: 3, с. 31. Все обозначенные выше факторы затрудняют прохождение студентами адаптации в вузе, понимаемую как процесс вхождения в новые условия обучения и социального взаимодействия.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО (3++) по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) перед педагогическими вузами нашей страны встала задача подготовки компетентного специалиста, способного к решению нестандартных задач в быстро изменяющихся условиях педагогического взаимодействия, готового обучаться в течение всей жизни и умеющего выстраивать свою индивидуальную траекторию профессионального и личностного развития.

Как показывает практика, некоторые студенты-первокурсники испытывают затруднения в адаптации к новым условиям обучения в вузе и предъявляемым требованиям, что негативно отражается на показателях их успеваемости. По мнению Т.М. Бабаева и Н.В. Каргиной, для ускорения процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности важными задачами являются «исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса» [1, с, 56].

Проблема адаптации студентов в отечественной науке разрабатывалась с разных сторон. В контексте исследований социальной адаптации можно назвать работы Д.А. Андреевой, Л.П. Буевой и др. Изучению возрастных особенностей студентов, влияющих на процесс адаптации, посвящены работы И.А. Зимней, М.И. Дьяченко и др. В последнее время интерес ученых вызывает исследование внешних и внутренних факторов и способов адаптации студентов к обучению в вузе (Л.Г. Егорова, В.В. Лагерев и др.). Проблеме успешности обучения студентов-первокурсников в вузе посвящено диссертационное исследование Извольской А.А., которая рассматривает адаптацию студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности [31.

Следует отметить, что в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, определяющих новые требования к результатам профессионального обучения, работа по адаптации первокурсников должна строиться с учетом выявленных адаптационных затруднений, в основе которых могут быть психологические особенности личности, обеспечивающие или затрудняющие успешность адаптации. В качестве одного из таких факторов можно рассматривать тревожность как свойство личности.

В современной отечественной и зарубежной психологии тревога рассматривается как состояние, а тревожность как свойство личности. В Большом психологическом словаре тревога определяется как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [2, с. 672], а тревожность как «индивидуальная психологическая особенность,

проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низким пороге его возникновения» [2, с. 673].

Тревожность как свойство личности может быть обусловлена как природными особенностями человека (свойства нервной системы), так и различными социальными или личностными факторами. В дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всего тревожность может формироваться в условиях нарушения детско-родительских отношений. В более старшем, подростковом и юношеском возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно связанными с самооценкой личности, с формированием мировоззрения и Я-концепции.

В литературе тревогу и тревожность чаще рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [цит. по: 5, с. 75].

В классической теории стресса Ганса Селье тревожность рассматривается как первая стадия стресса, связанная с мобилизацией защитных механизмов организма. Сам стресс Г. Селье определял как «неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования» [4]. По мнению автора физиологической теории стресса, при любом достаточно сильном внешнем воздействии организм мобилизует внутренние резервы, которые позволяют справиться с внешним воздействием, чтобы приспособиться к новым условиям существования и тем самым восстановить нормальное состояние. Таким образом каждому человеку свойственен свой оптимальный уровень тревожности.

В своих работах Ч.Д. Спилбергер развивает идею о двух формах тревожности: ситуативной и личностной. Ситуативная тревожность связана с определенной ситуацией, которая объективно вызывает у человека беспокойство. Это состояние можно рассматривать как нормальное и даже необходимое, поскольку в этом состоянии у человека проявляется ответственность и готовность к решению возникшей проблемы. Напротив, если у человека снижена ситуативная тревожность, то это может свидетельствовать об инфантильности личности, а порой привести к необдуманным поступкам и негативным последствиям.

Особенность личностной тревожности заключается в склонности индивида испытывать состояние тревоги в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Личностную тревожность можно рассматривать как предрасположенность к тревоге. Она «активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения» [6]. При высоких показателях личностной тревожности человек чаще переживает страх, находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающими людьми, что в целом оказывает негативное влияние на психику.

Особенность юношеского возраста связана с решением проблемы профессионального и личностного самоопределения. В этом возрасте активно происходит формирование мировоззрения, поиск смысла жизни. Духовные переживания в определенной степени также могут способствовать проявлению тревожности.

Изложение основного материала статьи. Для разработки программы психологического сопровождения студентов-первокурсников с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности в период адаптации к условиям обучения в педагогическом вузе нами было проведено исследование, направленное на выявление группы студентов с высоким уровнем тревожности и изучение их психологических особенностей, затрудняющих прохождение адаптации. Опрос студентов проводился по четырем методикам: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, 16-факторный личностный опросник Кеттела (форма С, 105 вопросов), Тест исследования тревожности Спилбергера-Ханина. Обработка результатов продолжается. В настоящей статье представлены результаты опроса 73 студентов-первокурсников, обучающихся в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте (филиале) Российского государственного профессионально-педагогического университета. В опросе приняли участие 23 юноши и 50 девушек в возрасте от 17 до 20 лет.

Для проведения сравнительного анализа общая выборка была разделена на две группы в зависимости от уровня выраженности личностной тревожности. В первую группу вошли студенты с низким (4 человека) и умеренным уровнем тревожности (п = 44), во вторую группу (п = 29) вошли студенты с высокими показателями по шкале личностная тревожность. Статистическая обработка проводилась с использованием параметрического критерия для двух независимых выборок ^Стьюдента. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице.

Таблица

Сравнительный анализ психологических особенностей студентов-первокурсников с разным

уровнем личностной тревожности

Студенты Студенты ^ Стьюдента р -

Переменные с умеренным уровнем с высоким уровнем уровень

тревожности п = 44 тревожности п = 29 значимост и

М+/-т S М+/-т S

Личностный 30,25+/-2,21 10,86 60,0+/-3,55 15,47 -7,106 0,001

адаптивный потенциал (ЛАП)

Нервно-психическая 17,16+/-1,79 8,80 41,73+/-2,89 12,61 -7,213 0,001

устойчивость (НПУ)

Коммуникативные способности (КС) 10,41+/-0,73 3,58 16,89+/-1,21 5,31 -4,557 0,001

Моральная 8,83+/-0,49 2,44 5,47+/-0,45 1,98 4,977 0,001

нормативность (МН)

Интеллект (В) 3,58+/-0,31 1,52 4,89+/-0,21 0,93 - 3,455 0,01

Эмоциональная нестабильность - 8,79+/-0,47 2,32 5,10+/-0,69 3,01 4,395 0,001

стабильность (С)

Подчиненность - 6,25+/-0,40 1,98 4,78+/-0,42 1,84 2,494 0,05

доминантность (Е)

Робость - смелость 8,62+/-0,30 1,49 6,10+/-0,56 2,46 3,913 0,01

(Н)

Примечание: число степеней свободы = 71; уровни статистической значимости: t = 2,02 при р < 005; t = 2,70 при р < 0,01; t = 3,54 при р < 0,001

По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что у студентов-первокурсников с умеренным уровнем личностной тревожности показатели личностного адаптивного потенциала соответствуют нормальной адаптации. Эти люди достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. В целом их можно охарактеризовать как эмоционально стабильных, спокойных, выдержанных (шкала С). Им в большей степени свойственны признаки доминантной личности. Такие люди стремятся мыслить самостоятельно, без опоры на чье-либо мнение (шкала Е). Их отличает смелость, решительность, активность в достижении цели, они не стесняются общаться с незнакомыми людьми (шкала Н).

У студентов с высокими показателями по шкале «личностная тревожность» выявлены следующие особенности. Прежде всего, низкие показатели по шкале ЛАП могут свидетельствовать о низкой адаптации, что подтверждается низкими показателями по шкале НПУ - низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

Выявленные статистически значимые различия по четырем шкалам теста Кеттела свидетельствуют об особенностях их характера. С одной стороны, студентов с высоким уровнем личностной тревожности отличает тактичность, любезность, скромность, конформность, они послушны и легко идут на уступки. С другой стороны, они могут стать жертвами манипуляций. Ими легко управлять, они проявляют пассивность и зависимость, готовность взять на себя чужую вину (шкала Е). Робкие, осторожные, осмотрительные люди, которые не любят рисковать и испытывают стресс при взаимодействии с незнакомыми людьми. Застенчивы, в компании предпочитают молчать. Зато они очень чутко реагируют на любые опасности и угрозы (шкала Н). И в то же время эмоционально нестабильные, им могут быть свойственны перепады настроения, они могут легко раздражаться и бурно реагировать даже по незначительному поводу. Особенность нервной системы проявляется в быстром утомлении. В межличностных отношениях такие люди стараются избегать конфликтов и уйти от решения проблем (шкала С).

Полученные результаты подтверждают необходимость индивидуальной и групповой работы с высоко тревожными студентами первого курса. Профессия педагога предъявляет высокие требования к стрессоустойчивости личности. В связи с этим можно сказать, что студенты с высоким уровнем тревожности нуждаются не только в коррекции личностной тревожности, но и в развитии профессионально важного качества педагога - стрессоустойчивости.

Выводы. На основании проведенного анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что в период адаптации к условиям обучения в вузе студенты-первокурсники с высоким уровнем тревожности испытывают определенные трудности. С одной стороны, это обусловлено физиологическими особенностями организма, что проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности. С другой, возникающие проблемы обусловлены характерологическими особенностями личности: уступчивостью, скромностью, робостью, застенчивостью, нерешительностью, возможно, заниженной самооценкой. Выявленные особенности коррелируют с низкими показателями личностного адаптационного потенциала личности. Будущему педагогу с высоким уровнем личностной тревожности будет трудно адаптироваться в школе, что может привести к быстрому эмоциональному выгоранию.

Несомненно, предстоит большая работа с этой группой студентов по коррекции личностной тревожности, самооценки, по развитию навыков эмоциональной саморегуляции, конструктивного разрешения конфликтов и эффективной коммуникации, по развитию навыков самопрезентации.

Литература:

1. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 2. С. 55-59.

2. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков,

B.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

3. Извольская А.А. Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2012. 25 с. — [Электронный ресурс] URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-adaptatsiya-studentov-pervogo-kursa-k-obrazovatelnomu-protsessu-pedagogicheskogo-vuza-kak-faktor-povysheniya-ih-akademich

4. Селье Г. Стресс без дистресса. — [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt with-big-pictures.html

5. Уварова М.Ю., Кедярова Е.А. Исследование личностной тревожности и мотивации у студентов-первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т. 8. Серия «Психология».

C. 74-86.

6. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина). — [Электронный ресурс] URL: http://www.nekrasovspb.ru/doc/18spilberg.pdf

Психология

УДК 316.62

кандидат социологических наук, доцент Науменко Марина Владимировна

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, посвященного диагностики агрессии подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассматриваются две группы, относимые к данной категории: подростки с отклоняющимся поведением и подростки, оставшиеся без попечения родителей. В качестве диагностического инструментария используется опросник для определения уровня агрессии (Л.Г. Почебут), для статистического анализа - U критерий Манна-Уитни. Формулируются выводы, согласно которым подростки с отклонениями в поведении более подвержены агрессивному поведению, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей, с наибольшей (значимой) выраженностью по шкалам: «физическая агрессия» и «самоагрессия».

Ключевые слова: вербальная агрессия, враждебность, отклонение в поведении, подросток, предметная агрессия, ребёнок, самоагрессия, трудная жизненная ситуация, физическая агрессия, эмоциональная агрессия.

Annоtation. The article contains the results of a study on the diagnosis of aggression by adolescents in difficult situations, and considers two groups classified in this category: adolescents with deviating behaviour and adolescents without parental care. As diagnostic tools, a questionnaire for determining the level of aggression (L. G. Poschebut) is used, for statistical analysis - U criterion Mann-Whitney. It is concluded that adolescents with behavioural deviations are more susceptible to aggressive behaviour than adolescents without parental care, with the greatest (significant) expression on scales: "physical aggression" and "self-aggression".

Keywords: verbal aggression, hostility, deviation in behavior, teenager, substantive aggression, child, self-aggression, difficult life situation, physical aggression, emotional aggression.

Введение. Тематика агрессивности среди подростков всегда акцентировала на себе внимание не только ученых и специалистов, но и общественных организаций, не исключая, международные. Специалисты ВОЗ характеризуют симптоматику агрессивного поведения, выражающуюся частыми, яркими и спонтанными вспышками гнева, враждебным отношением к социальному окружению, конфронтации со взрослыми, отказе следовать правилам и нормам, обидой, мстительностью, ложью, способности использовать физическую силу против оппонента, нечувствительности к страданиям других, жестокости, положительной оценке преступлений и правонарушений.

Проблема агрессивности имеет длинную историю. Многие ученые в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И.А.) и за границей (Бандура А., Уолтерс Р.) работали над проблемой агрессии, но к единому мнению прийти не смогли, вероятно по причине того, что данный феномен имеет много граней. В поле зрения исследователей чаще всего попадают следующие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, пути ее фиксации в качестве поведенческой характеристики, условия, влияющие на проявление агрессии, индивидуальная и половозрастная специфика агрессивного поведения, средства предупреждения агрессии [1, 6].

Выделяются различные определения агрессии, которые соответствуют основным психологическим теориям и концепциям агрессии и агрессивного поведения:

- Агрессия - сильная активность, стремление к самоутверждению.

- Акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые наносят вред другой личности или объекту. Человеческая агрессивность является поведенческой реакцией, которая характеризует себя проявлением силы в попытке причинить вред или ущерб личности или обществу.

- Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

- Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [5].

- Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [4].

Представленные определения возможно условно разделить на две группы. В первой агрессия

представлена как мотивированные действия, которые нарушают номы и правила, причиняют боль и страдания. И тут она разнится на преднамеренную и инструментальную агрессию. Инструментальная агрессия заключается в том, что человек не преследовал цели применить агрессию, но был вынужден

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.