Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суртаева А.Н., Гонохова Т.А.

На сегодняшний день существуют тысячи вузов, где обучаются десятки тысяч студентов первокурсников. В процессе перехода от школьного образования к вузовскому возникают различные сложности в адаптации бакалавров к новым условиям обучения, проживания, взаимодействия. В статье представлены основы организации процесса социализации студентов в вузе, условия успешной адаптации первокурсника к обучению в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF BACHELORS AND FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Today there are thousands of universities that educate tens of thousands of freshmen students. In the transition from school to University experience various difficulties in adapting bachelors to new conditions of training, accommodation, and cooperation. The article presents the basis for the organization of process of socialization of University students, the conditions of successful adaptation of freshmen to study at the University.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 159.99

Суртаева А.Н. студент магистратуры 1177М группа психолого-педагогический факультет Гонохова Т.А., к.псих.н.

доцент

ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»

Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация:

На сегодняшний день существуют тысячи вузов, где обучаются десятки тысяч студентов первокурсников. В процессе перехода от школьного образования к вузовскому возникают различные сложности в адаптации бакалавров к новым условиям обучения, проживания, взаимодействия. В статье представлены основы организации процесса социализации студентов в вузе, условия успешной адаптации первокурсника к обучению в ВУЗе.

Ключевые слова: бакалавр, взаимодействие, личность, обучение, адаптация, обучение, уверенность, студенческая группа, социальная адаптация.

Surtaeva А. N., undergraduate 1177М group of psycho-pedagogical faculty Of the "Gorno-Altaisk state University" Russia, Republic of Altai, Gorno-Altaisk Gonohova T. A., сand. crazy. sciences, assoc. Of the "Gorno-Altaisk state University" Russia, Republic of Altai, Gorno-Altaisk PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF BACHELORS AND FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL

PROCESS AT THE UNIVERSITY

Abstract:

Today there are thousands of universities that educate tens of thousands of freshmen students. In the transition from school to University experience various difficulties in adapting bachelors to new conditions of training, accommodation, and cooperation. The article presents the basis for the organization of process of socialization of University students, the conditions of successful adaptation of freshmen to study at the University.

Keywords: bachelor, interaction, personality, learning, adaptation, learning confidence, student group, social adaptation.

Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Она не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. Адаптация заменяет неполноценность привычного поведения в новых условиях, благодаря ней создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности

[3].

Обосновывают значимость целенаправленного педагогического управления процессом адаптации, предлагают пути и средства повышения ее эффективности М.С. Дмитриева, Н.М. Кисилев, Л.В. Коробова, Л.Ю. Логунова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сычев, В.Н. Соловьева, Н.А. Савотина, И.Ю. Аксарина, Н.Г. Ершова, Р.Р. Хусаинова и др.

Необходимости педагогической реабилитации с целью оказания помощи дезадаптированной молодежи, активной адаптации молодых людей уделяют внимание Б.А. Бараш, А.Я. Горкунова, Л.И. Краев, А.В. Кущак, Т.В. Солодилова, О.П. Степанова и др.

Предпринята попытка рассмотреть проблему адаптации студентов в условиях вуза с позиции гендерного подхода (И.П. Башкатов, А.К. Воловик, С.А. Завражин, А.А. Романов, И.Э. Чурикова и др.)

Социально-психологическая адаптация, по словам Е.А. Лебедевой, представляет собой интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживани в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [1]

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

Любое обучение, особенно вузовское, является делом не из легких. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении,

общении и обучении. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие среднюю школу выпускники, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. От успешности адаптации большей частью зависит дальнейший ход приобретения профессиональных навыков бакалавром.

Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании образа - «Я».

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в вузе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет, и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в вуз у него есть возможность

получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе.

В процессе социализации студентов в вузе имеет место и влияние старших студентов, как референтной группы. Студенты определённого факультета представляют собой группу с определёнными чертами, которые не так выражены в остальном обществе. Когда первокурсники попадают в эту группу, они, пытаясь, стать полноправными членами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты. Уже в первые недели жизни студентов в вузе можно заметить, что у них появляются ранее не свойственные привычки, манера мышления и даже некоторые слова.

В процессе становления студенческой группы, учащиеся пытаются выявить рождающиеся у них на глазах небольшие подгруппы. Большую роль для каждого студента играет то, к какой категории он относиться, в какую группу его можно мысленно отнести: к бедным, богатым, трудолюбивым, ленивым и т.д.

На первом организационном этапе учебной группы организатором её жизни и деятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течение всей совместной жизни учащихся в вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия.

Как правило, такая работа, если она проводилась педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается, и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп.

Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам.

В школе каждый учитель преподает свой предмет на протяжении многих лет и за этот период времени у него складываются свои индивидуальные отношения с каждым учеником, а в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам.

Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт - это контакт мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентов в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен,

либо вовсе невозможен.

При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в вузе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в вузе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований вуза.

Бакалавру приходится адаптироваться в вузе:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и вузах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.

Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой».

В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.

В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. юноша становится постепенно независимой личностью.

Причины трудностей адаптационного периода бакалавра:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

- неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;

- слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе [5].

Но тяжелее всего приходиться иногородним студентам, которым не только приходиться адаптироваться ко всем стандартным изменениям в условиях их жизни, связанных с поступлением в вуз, так ещё перед ними возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или в снимаемой квартире (комнате).

С момента поселения студента в общежитие у него начинается испытание свободой. Уехав от родителей, студент получает полную свободу,

практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет - такая вольность опьяняет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться.

Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому, или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по -своему готовит, убирает и все остальное.

А когда заканчиваются припасы еды, привезенные из дома, да и деньги, потраченные на ветер, появляется паника: ведь поддержки ждать неоткуда. Родители далеко, и не сможешь просто зайти домой и съесть то, что приготовила мама. Тут начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные (с непривычки) стирки, и первые муки на кухне, когда уже живот начинает болеть от того, что не ел давно, а у тебя ничего не получается. Такая ситуация очень сильно давит на нервы. Но со временем ко всему приспосабливаешься и привыкаешь. А когда, после тяжелых трудовых будней тесная компания собирается вечером в комнате с гитарой и все весело общаются все проблемы отходят на второй план [2]

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в вузе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе

и в вузе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований вуза.

Итак, адаптироваться нужно:

- к учебному процессу, который во многом отличается от школьного;

- к новому коллективу;

- к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени;

- к новым отношениям с родителями, т.к. бакалавр становится постепенно независимой личностью.

Можно перечислить несколько причин трудностей адаптационного периода, такие как, отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, и др.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Рекомендации по повышению адаптационного потенциала студентов первого курса:

1. Систематически знакомить с системой обучения в техникуме и требованиями к знаниям.

2. Проводить беседы о правильном слушании лекции.

3. Учить студентов работать с литературой, методическими пособиями.

4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при обучении с учетом психологических и возрастных особенностей.

5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть оптимальным с целью предупреждения перегрузки.

6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации мышления, активное общение, внедрение педагогических технологий.

7. Проводить менее стрессовый опрос: письменный, текстовый или групповой.

8. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам устранить барьер в общении [4].

Использованные источники:

1. Гонохова, Т.А. Социально-психологическая адаптация студентов-представителей коренных и малочисленных народов к условиям урбанизированной среды: монография / Т.А. Гонохова и др. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - 134 с.

2. Калиева, А.М. Адаптация студентов первокурсников [Электронный

ресурс]: научная статья / А.М. Калиева, 2016. - 34 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27329290 (19.12.2017).

3. Кухта, Ю.С. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / Ю.С. Кухта, 2017. - [Электронный учебник]: http://nashaucheba.ru/v19502/ (19.12.2017).

4. Серова, М.Н. Адаптация первокурсников к условиям воспитательно -образовательного процесса среднего профессионального образования / М.Н. Серова, 2017. - [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/material.html?mid=102822 (19.12 2017).

5. Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах [Электронный ресурс]: https://revolution.allbest.ru/psychology/00549953 0.html (19.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.