ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Adaptation of first-year students to the conditions of study at the University Vinichenko I.
Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе Виниченко И. В.
Виниченко Ирина Владимировна / Vinichenko Irina — кандидат исторических наук, доцент, кафедра конструирования и технологий лёгкой промышленности, Омский государственный технический университет, г. Омск
Аннотация: решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интересы. В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты исследования.
Abstract: solution of the problem of adaptation of students to the conditions of study at the University is of theoretical and practical interest. The article examines peculiarities of the adaptation process of first-year students, reveals the essence of the problem, value and are the results of the research.
Ключевые слова: адаптация, формы адаптации, трудности первого года обучения. Keywords: adaptation, form of adaptation, the difficulties of the first year of study.
На современном этапе обществом востребованы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть молодежи испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Исходя из этого, проблема адаптации молодежи приобретает особую актуальность, когда речь идёт о подготовке будущих специалистов. Знакомство с профессиональной деятельностью начинается на этапе обучения. Проблема адаптации абитуриентов к условиям обучения в высшей школе, представляет собой одну из важных общетеоретических проблем. Адаптация студента-первокурсника к студенческой жизни -сложный и многогранный процесс, с которым сталкивается еще не до конца сформировавшийся организм.
Цель нашего исследования - оценить процесс адаптации студентов первого курса.
Термин «адаптация» происходит от латинского слова «adaptare» - приспосабливаться. Существует множество определений этого понятия. Так, например, в словаре терминов по общей и социальной педагогике адаптация понимается как приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям [1]. В целом, под адаптацией можно рассматривать как многоуровневое явление сложноорганизованной биологической, психической и социальной природы человека при ведущей роли последней [2].
Адаптация студентов-первокурсников к образовательному процессу обусловлена внешними и внутренними факторами. Внешние - это приспособление личности к объективным проблемным ситуациям. Они в первую очередь связаны с новым коллективом, новыми внешними условиями и реализуются в ходе совместной деятельности по достижению конечного результата; индивидуальной деятельности в едином пространстве. Успешность адаптации личности к новому коллективу во многом зависит от того, как согласуется система отношений личности с ценностями группы. Внутренние факторы связаны с личностными установками, ценностными ориентациями, особенностями самооценки. Данные характеристики личности отражают систему отношений личности к деятельности, к другим людям и к самому себе [3].
Процесс включения школьников в учебный процесс при поступлении в вуз включает период адаптации, который представляет собой совокупность основных направлений деятельности студентов:
1) адаптация к новым условиям учебной деятельности;
2) адаптация к группе;
3) адаптация к будущей профессии [4].
В психологии же выделяется 4 типа адаптации: профессиональная (учебная), общественная, межличностная и личностная [5].
Учебная адаптация непосредственно зависит от организации учебного процесса и определяется субъект - субъектным взаимодействием студента и преподавателя. Учебная адаптация предполагает приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха и т. п.
Для общественной адаптации важную роль играют различные формы коллективного действия: включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций.
Межличностная адаптация представляет собой овладение системой коммуникации. Успех овладения способствует появлению чувства общности, росту социального статуса, лёгкости вступления в межличностные контакты.
Личностная адаптация предполагает включение в смысловую структуру развития человека задач профессионального роста (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
Система образования в вузе существенно отличается от школьного обучения: организационно, методически, содержательно. Проанализируем процесс адаптации студентов к условиям учебной деятельности, определим трудности, с которыми они сталкиваются на начальном этапе обучения. Первичные данные - это информация, собранная специально для решения конкретной проблемы. В нашем случае сбор информации проходил в форме анкетирования, которое проводилось среди студентов первого курса по специальности «Конструирование швейных изделий». В анкете использовались вопросы открытого, закрытого, полузакрытого, альтернативного и неальтернативного вида.
Абитуриенты, поступающие в Омский университет дизайна и технологий (ОмГТУ), различаются по социальному происхождению, образованию и возрасту. Вместе обучаются те, кто имеет общее среднее образование и те, кто уже получил профессиональное образование (СПО, НПО). Неодинаков и возраст абитуриентов, как правило, он составляет от 17 до 20-21 года.
Анализ проведенного нами опроса показал, что 78% от числа студентов -первокурсников перед поступлением в университет окончили средние специальные учебные заведения. По 7% пришлось на тех, кто окончил общеобразовательную школу, лицей или гимназию, профтехучилище.
Оценивая процесс адаптации, было выяснено, что 50% опрошенных ответили, что привыкнуть к студенческой жизни было не трудно и процесс адаптации был нетрудным и недолгим. Для 43% никакая адаптация и не требовалась вовсе, сразу почувствовали себя студентами. Оставшиеся 7% так и не смогли определить степень привыкания к студенческой жизни.
Анализ анкеты позволил выявить, что трудности в процессе адаптации к обучению в вузе всё же возникли, так 50% опрошенных студентов ответили, что трудности выявились в приспособлении к новой системе обучения. По 14% приходится на тех, у кого выявились трудности в приспособлении к изменению учебного режима и в страхе публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями. У 21% трудности выявились при вхождении в новый коллектив. У остальной части опрошенных трудности возникли в связи с переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива, отсутствием навыков выполнения самостоятельной работы (неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами), а также трудности при поиске оптимального режима труда и отдыха в новых условиях. На них пришлось по 7% из всего числа опрошенных.
Контроль знаний является важной составляющей учебной деятельности студентов. Студентам был задан вопрос «Существенен ли для студентов первого курса переход от той системы контроля, что используется в школе к системе контроля в вузе?» 79% ответили, что переход существенен, а 21% опрошенных считают, что для них отличия в системах контроля, используемых в школах и в университете нет.
Однако при ответе на следующий вопрос все опрошенные студенты, кроме одного, ответили, что трудности всё же могут возникнуть при переходе к новой системе контроля. Результаты опроса показали, что, по мнению респондентов, причинами возникающих трудностей при переходе к новой системе контроля являются: плохая подготовка к выполнению самостоятельной работе (78%); имеющиеся возможности уклонения выполнения заданий (21%); нерегулярность учебно-методического воздействия (7%).
Опрос выявил, что важными студенческими проблемами являются: недостаточный уровень довузовской подготовки; перегруженность учебными занятиями; неумение самостоятельно организовать режим учебы и отдыха; сложности в привыкании к новой обстановке и новым людям. Таким образом, одним из возможных путей успешности адаптационного студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе является решение задач эффективности и качества
учебного процесса. Существенную помощь здесь может оказать куратор группы, который будет осуществлять сопровождение первокурсников.
Литература
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
2. Чучелина Е. В. Психологические факторы социально-психологической адаптации студенческой молодежи в условиях вуза: Дисс. ... канд. психолог. наук. Самара, 2007. 168 с.
3. Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009. № 9. С. 201-207.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб: Наука., 2004. 270 с.
5. Андреева Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную активность // Проблемы активности студентов: сб. ст. Ростов-на-Дону: РГУ, 1975. С. 76-83.
Problem-based learning - an indispensable condition of realization of educational-research work of students Israilova G.
Проблемное обучение - непременное условие реализации учебно-исследовательской работы студентов Исраилова Г. Т.
Исраилова Гулмира Туткучовна /Israilova Gulmira - старший преподаватель, кафедра алгебры, геометрии, топологии и преподавания высшей математики, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена проблеме учебно-исследовательской работы студентов. Рассмотрены два вида этой работы. Приводятся задачи и их решения при подготовке будущего учителя математики.
Abstract: the article is devoted to the problem of educational-research work of students. We considered two types of this work. The tasks and their solutions in the preparation offuture teachers of mathematics are given.
Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа, проблемное обучение, познавательная деятельность, профессиональная подготовка будущих учителей математики.
Keywords: educational research, research work, problem-based learning, learning activities, professional training offuture teachers of mathematics.
В настоящее время в повышении качества подготовки специалистов в высшей школе важное значение приобретает привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Как показывает наш многолетний опыт, на практических занятиях по методике преподавания математики, во время педагогической практики, при написании курсовых и дипломных работ ощущается недостаточное развитие исследовательских, творческих умений у студентов. Некоторые студенты не умеют самостоятельно анализировать и передавать свои варианты изложения учебного материала, делать обобщающие выводы. Это подтверждает возникновение некоторого разрыва между требованиями, которые предъявляются в настоящее время к молодому специалисту и развитием познавательной деятельности студентов. Сократить указанный разрыв при подготовке будущих учителей математики в значительной степени поможет учебно-исследовательская работа студентов по методике преподавания математики.
С. И. Архангельский отмечает «в учебном процессе высшей школы большое развитие будет получать исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими учебно-научных задач. Обучение все более будет объединяться с научным исследованием и