учебного процесса. Существенную помощь здесь может оказать куратор группы, который будет осуществлять сопровождение первокурсников.
Литература
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
2. Чучелина Е. В. Психологические факторы социально-психологической адаптации студенческой молодежи в условиях вуза: Дисс. ... канд. психолог. наук. Самара, 2007. 168 с.
3. Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009. № 9. С. 201-207.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб: Наука., 2004. 270 с.
5. Андреева Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную активность // Проблемы активности студентов: сб. ст. Ростов-на-Дону: РГУ, 1975. С. 76-83.
Problem-based learning - an indispensable condition of realization of educational-research work of students Israilova G.
Проблемное обучение - непременное условие реализации учебно-исследовательской работы студентов Исраилова Г. Т.
Исраилова Гулмира Туткучовна /Israilova Gulmira - старший преподаватель, кафедра алгебры, геометрии, топологии и преподавания высшей математики, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена проблеме учебно-исследовательской работы студентов. Рассмотрены два вида этой работы. Приводятся задачи и их решения при подготовке будущего учителя математики.
Abstract: the article is devoted to the problem of educational-research work of students. We considered two types of this work. The tasks and their solutions in the preparation offuture teachers of mathematics are given.
Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа, проблемное обучение, познавательная деятельность, профессиональная подготовка будущих учителей математики.
Keywords: educational research, research work, problem-based learning, learning activities, professional training offuture teachers of mathematics.
В настоящее время в повышении качества подготовки специалистов в высшей школе важное значение приобретает привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Как показывает наш многолетний опыт, на практических занятиях по методике преподавания математики, во время педагогической практики, при написании курсовых и дипломных работ ощущается недостаточное развитие исследовательских, творческих умений у студентов. Некоторые студенты не умеют самостоятельно анализировать и передавать свои варианты изложения учебного материала, делать обобщающие выводы. Это подтверждает возникновение некоторого разрыва между требованиями, которые предъявляются в настоящее время к молодому специалисту и развитием познавательной деятельности студентов. Сократить указанный разрыв при подготовке будущих учителей математики в значительной степени поможет учебно-исследовательская работа студентов по методике преподавания математики.
С. И. Архангельский отмечает «в учебном процессе высшей школы большое развитие будет получать исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими учебно-научных задач. Обучение все более будет объединяться с научным исследованием и
решением научных и производственных проблемных задач с переключением студентов -исследователей с одной задачи на другую, более высокой сложности» [1].
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на работу, проводимую в учебном процессе и во внеучебное время. Однако, судя по многочисленным публикациям, можно заметить, что у авторов нет единства в трактовке научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс. Разные авторы относят научно-исследовательскую работу студентов, включенную в учебный процесс, то к форме обучения, то к организации учебного процесса, то считают ее новой учебной дисциплиной, которую называют «учебно-исследовательская работа». В педагогике высшей школы является неустоявшимся не только содержание научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, но даже используемая авторами терминология для обозначения этого вида работы. Одни используют термин «научно-исследовательская работа студентов, включенная в учебный процесс». Наряду с этими, часто встречающимися терминами, появляются в литературе и такие как «учебно-исследовательская деятельность студентов», «учебно-научная работа студентов», «собственно учебно-исследовательская работа студентов, организованная в рамках учебного процесса» и «учебная научно-исследовательская работа студентов».
Это создает определенные трудности в организации научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, и вызывает необходимость психолого-педагогических исследований, направленных на раскрытие содержания этого вида работы студентов. Разработка конкретного содержания этой работы, методики ее организации, управления ею зависит от того, что понимают преподаватели под научно-исследовательской работой, включенной в учебный процесс.
Мы согласны с мнением А. А. Лебедева [2] о том, что студенческую научную работу следует квалифицировать не на основе формального признака «включения» в учебные планы, или на основе осуществления ее в учебное или во вне учебное время, а с учетом этапов подготовки специалистов к научному творчеству, с учетом характера процесса.
При таких условиях мы рассматриваем студенческую научную работу в двух видах: учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа;
Студенты-исследователи сначала должны приобрести необходимые навыки исследовательской работы, выполняя задания учебного характера, а затем перейти к творческой работе.
Заметим, что учебно-исследовательской работа студентов является «учебной» с двух точек зрения: во-первых, объектом деятельности студентов является учебный материал в виде «учебных проблем», которые в науке уже решены, но в учебных целях их решения повторяются, и выполняются студентами самостоятельно; во-вторых, студенты обучаются элементам исследовательской работы. Анализ материалов по проблемам педагогики высшей школы, позволил нам конкретизировать назначение учебно-исследовательской работы студентов-математиков в нашем университете.
Учебно-исследовательская работа: повышает общий теоретический уровень студентов по математике; закрепляет навыки использования математических, теоретических знаний в практической деятельности; обеспечивает каждого студента запасом умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности по математике; создает благоприятные условия для получения навыков организации и проведения учебных исследований, вырабатывает навыки в создании «учебных проблем» математике; способствует воспитанию объективности в оценке результатов математических исследований; приобщает студентов-математиков к обобщению передового педагогического опыта; развивает интерес к профессии учителя математики и к научно-педагогическому поиску; развивает культуру речи по математике.
Решение этих задач способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя математики. Значит, учебно-исследовательская работа студентов является не только видом учебно-познавательной деятельности, но и средством совершенствования профессиональной подготовки и, в частности, методической подготовки будущего учителя математики. При подготовке высококвалифицированных специалистов в педагогике высшей школы уделяется особое внимание проблемному обучению.
О важности роли проблемного обучения в высшей школе, говорят многие психологи и педагоги. В частности, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин [3] считают, что проблемное обучение: во-первых, повышает уровень научного образования; во-вторых, формирует профессиональные и нравственные интересы студентов; в-третьих, развивает мыслительные, творческие, профессиональные способности студентов.
Но у психологов и педагогов нет единого мнения о том, что такое проблемное обучение. В этом убеждает статья профессора Д. А. Ильина «Проблемное обучение: понятия и содержание»
[4]. Существуют разные взгляды на проблемное обучение: одни рассматривают проблемное обучение в вузе как новый подход к обучению, другие - как новую дидактическую систему, третьи - как принцип обучения, четвертые - как метод обучения, пятые - как вид обучения, шестые - как форма обучения, седьмые - как часть учебного процесса.
Но, все авторы единогласны в том, что главной функцией проблемного обучения является развитие творческих возможностей студентов. Между учебно-исследовательской работой студентов и проблемным обучением при любом его понимании может быть установлена определенная иерархия отношений. Этот вывод можно сделать хотя бы потому, что и проблемное обучение и учебно-исследовательская работа студентов по математике: призваны активизировать познавательную деятельность студентов, развивать их творческую активность к математике; имеют своей целью формирование и развитие у студентов исследовательских, творческих умений и навыков по математике; имеют одну базу для активного приобретения студентами новых знаний по математике, формирование и развитие у студентов исследовательских творческих умений и навыков в учебно-исследовательской системе.
Естественно, что иерархия отношений между понятиями проблемного обучения учебно-исследовательской работой студентов будет зависеть от того, какое содержание вкладывается в эти понятия. Поэтому, не отвергая другие точки зрения, изложим наши взгляды к проблемному обучению, исходя из нашей практики. Мы подходим к проблемному обучению как к современной дидактической системе. Как известно, история проблемного обучения характеризуется своей системой принципов, методов обучения и структурой организации учебного процесса. Основными компонентами проблемного обучения являются наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы.
Проблемная ситуация в процессе обучения математике, преодоление которого требует интенсивной мыслительной деятельности студентов. Проблемная ситуация чаще всего возникает в виде несоответствия между имеющимися умениями, навыками и новым материалом.
Мы рассматриваем следующие этапы решения учебных проблем по методике преподавания математики:
- создание проблемной ситуации;
- постановка учебной проблемы; выработка гипотез (в отношении результата и путей получения доказательства) - обсуждение гипотез; техническая реализация решения учебной проблемы;
- обсуждение полученных выводов и разработанных методов.
Поставленную учебную проблему студент решает самостоятельно, но все эти решения данной проблемы контролируются и управляются преподавателем. При решении учебной проблемы: во-первых, мы стимулируем возникновение у студентов гипотез относительно возможных методов и результатов; во -вторых, обсуждаем предложенные студентами гипотезы, быстро оцениваем их достоинства и недостатки; в -третьих, постоянно контролируем промежуточные этапы в разрешении проблемной ситуации с тем, чтобы обращать внимание студентов на основные моменты каждого этапа; в- четвертых, подводим итог всей работы студентов, указав, на что надо обратить особое внимание и что является главным в решении каждой учебной проблемы; в-пятых, помогаем студентам сформулировать новые знания, оформить это в виде фрагмента теории, выявить новые методы, детализировать их в виде методик.
Таким образом, в решение любой учебной проблемы вступает двусторонний процесс, происходящий через взаимодействие преподавателя и студента. Заметим при этом, что исследовательские задания можно создавать на материале обычных методических задач, возможно неограниченное углубление и изучение вопроса. При этом, студент проходит те же этапы творческого процесса, что и настоящий ученый: анализирует ситуацию, выдвигает гипотезы относительно целей и методов исследования, проверяет их, отказывается от них, если они приводят в тупик, к противоречию, составляет план исследования, формулирует результат, пытается перенести полученные результаты на новые ситуации, представить их виде методических рекомендаций.
Итак, организация учебно-исследовательской работы будущих учителей математики возможна лишь при проблемном обучении. Существует определенная связь между познавательной деятельностью студента в процессе проблемного обучения и творческой деятельностью. Студенты открывают для себя что-то новое, но это субъективно новое, известное науке, но неизвестное ему, испытывая при этом чувство удовлетворения. Этот психологический эффект несомненно стимулирует дальнейшую активность интеллектуальной деятельности.
Литература
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М: Высшая школа, 1980.
2. Лебедев А. А. УИРС и НИРС. Вестник высшей школы, 1976. № 7.
3. Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения. Советская педагогика, 1971. № 7.
4. Ильина Т. А. Проблемное обучение - понятия и содержание. Вестник высшей школы, 1976. № 2.
Material incentives as one of the design management tools of the educational program of preschool education organization Sandakova O.
Материальное стимулирование как один из инструментов управления проектированием образовательной программы дошкольной образовательной организации Сандакова О. Д.
Сандакова Оюна Дамдиндоржиевна /Sandakova Oyuna - старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 111 «Дашенька», г. Улан-Удэ
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы эффективного управления дошкольным учреждением, в частности материальное стимулирование, как один из эффективных инструментов проектного управления дошкольным учреждением. Abstract: this article deals with the effective management of preschool institutions, in particular financial incentives, as one of the effective tools for project management kindergarten.
Ключевые слова: управление, проект, проектирование, педагогическое проектирование, деятельность.
Keywords: management, project design, instructional design, operation, promotion.
DOI: 10.20861/2304-2338-2016-69-005
Существующая потребность дошкольных учреждений в предложении методических рекомендаций в области организации управления педагогическим проектированием, направленных на практическое решение сложных и многогранных задач управления дошкольным учреждением, в соответствии с современными требованиями на сегодняшний день наиболее актуальна.
Проблемы управления проектированием в организациях изучались в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Колесникова И. А., Волынкин В. И., Седова Н. Е., Ансофф И., Воропаев В. И., Гальперина 3. М., Коротков Э. М., Мазур И. И., Мередит Дж., Питер Друкер, Разу М. Л., Серов В. М., Тернер Дж., Фрейм Дж., Шапиро В. Д.
В данной статье управление рассматривается как воздействие на отношения между субъектами образовательной деятельности в целях согласования и объединения их совместного труда по созданию и изменению количественных и качественных характеристик оказываемых услуг.
Дошкольное образование в России за последние годы претерпело ряд существенных изменений. Обновление нормативно-правовой базы образования обусловливает изменения в структуре и деятельности образовательных организаций. В связи с присвоением дошкольному образованию статуса самостоятельного уровня уточнена характеристика типа «дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» [1]. Кроме того, в последнее время растет интерес к системе дошкольного образования не только со стороны государства, но и со стороны средств массовой информации и общественности в целом. В первую очередь, этот интерес связан с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях и со становлением новой системы