Научная статья на тему 'Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности'

Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5364
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФОРМЫ АДАПТАЦИИ / ТРУДНОСТИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ADAPTATION / FORMS OF ADAPTATION / THE DIFFICULTIES OF THE FIRST YEAR OF STUDY / MOTIVES / DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шолохова Галина Петровна, Чикова Ирина Вячеславовна

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, выявляются качественные различия, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психолого-педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шолохова Галина Петровна, Чикова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of the problem of adaptation of students to the conditions of study at the University is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. The article examines the psychological and pedagogical peculiarities of the adaptation process on a sample of first-year students, reveals the differences in quality, and proves the determination. The article reveals the essence of the problem, value and are the results of the psycho-pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности»

Шолохова Г.П., Чикова И.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ЕЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психо-лого-педагогические особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, выявляются качественные различия, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психолого-педагогического исследования.

Ключевые слова: адаптация, формы адаптации, трудности первого года обучения, мотивы, детерминанты.

Одной из общетеоретических проблем высшего образования выступает проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе, трудностей первого года обучения. Адаптация в данном контексте определяется как многогранный процесс активизации социальных и биологических резервов молодых людей, находящихся в стадии развития и становления, и в этой связи требующий повышенного внимания преподавателя к первокурсникам, необходимости их психолого-педагогического сопровождения в условиях высшей школы.

Для выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психолого-педа-гогической науке.

Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.

Гришанов А.К., Цуркан В.Д. полагают, что адаптация студентов - процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [2, с. 29].

Сиомичев А.В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4].

Относительно современногопонимания феномена«адаптация» необходимо заметить, что онтрактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды.В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Отсюда следует, что адаптация - процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.

Адаптация для студента-первокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.

В психолого-педагогической литературе определены внешние и внутренние факторы, способствующие успешной психолого-педагогичес-кой адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе высшей школы [3], [6].

Внешние включают в себя приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние направлены на разрешение внутренних конфликтов, проблем личности.

Эти факторы условно разделяются на три блока:

- социологический (возраст, социальное происхождение, тип довузовского образования студента),

- педагогический (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавательского состава),

- психологический блок, который содержит индивидуально-психологические и социальнопсихологические факторы (интеллект, направленность, мотивация, личностный адаптационный потенциал).

Содержательные характеристики этих факторов и были положены нами в основу пси-холого-педагогического исследования студен-тов-первокурсниковОрского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета (ОГТИ (филиал) ОГУ).

Само поступление в вуз, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей у первокурсников. Происходит резкая ломка многолетнего привычного школьного стереотипа, изменяется характер взаимодействия с педагогом, студент включается в новую социальную общность, пытается занять место в этой системе взаимоотношений и как результат на поверхности могут проявиться - сравнительно низкая успеваемость, трудности в общении, снижение уровня учебной мотивации, рассогласование взглядов и убеждений личности, находящейся в стадии становления.

Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза и всего педагогического состава, вовлеченного в работу с первокурсниками [2], [7].

Изучение процесса адаптации и управление им в вузе детерминируется следующими аспектами.

Прежде всего, это выявляет уровень психологической готовности молодых людей, включающихся в учебный процесс, и позволяет про-

гнозировать дальнейшее развитие личности.

Также скорейшее прохождение студентом адаптационного периода влияет на систему социальных взаимодействий и взаимоотношений, определяя тем самым эмоциональное состояние первокурсника, его стрессоустойчивость и личностное развитие в целом.

Поступив в вуз, включившись в учебную деятельность и новую социальную систему межличностной коммуникации, студент невольно сравнивает их со школой. Новая ситуация требует от первокурсника перестройки всей его учебной деятельности. Здесь он сталкивается с новыми требованиями, с многоплановостью всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой, осваивать дисциплины, и при этом активно участвовать в студенческой жизни.

Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Выборка представлена студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» в возрасте от 17 до 19 лет.

В основу диагностики положены следующие методики: методика выявления типичных трудностей первокурсников (Б.Г. Мещеряков) методика определения уровня адаптированно-сти студентов в вузе, методика «Изучение мотивации обучения в вузе» (А.А. Реан, В.А. Якунин).

В ходе проводимого психолого-педагоги-ческого исследования нами были выявлены качественные различия в прохождении студента-ми-первокурсниками адаптационного периода. Приведем их детальное описание.

Первоначально нами диагностировались мотивационные составляющие выбора учебного заведения и выбора профессиистудентами-первокурсниками. Традиционные установки такие, как «решение поступать в ОГТИ (филиал) ОГУ приняли в старших классах школы» соответствуют 20,6% первокурсников, «в течение года» - 33,3% студентов, «за несколько месяцев до поступления» - 26,6% респондентов и за «несколько дней» - 19,5%.По результатам опроса не выявлено студентов со «случайной» мотивацией, что является положительным фактом в плане прогноза личностного и профессионального развития студентов.

Следует указать, что на выбор данного учебного заведения повлияли следующие факторы:

- интерес к выбираемой профессии - 40,1%;

- пример знакомых - 23,2%;

- желание получить диплом о высшем образовании - 16,7%;

- влияние родителей - 20% первокурсников.

Как следует из фактических данных значительная часть студентов-первокурсников сознательно и целенаправленно связывали свое профессиональное обучение именно с ОГТИ (филиалом) ОГУ, отдавая предпочтение вузу со сформированной базой, традициями и кадровым потенциалом.

Если на момент поступления у студентов обозначалась положительная мотивация на процесс обучения, то последующим вопросом мы пытались выяснить степень удовлетворенности студентов выбором учебного заведения, но уже спустя три месяца обучения.

Итак, систематизация и обобщение полученных в ходе опроса результатов позволяют констатировать полную удовлетворенность учебным заведением у 86,6% первокурсников при наличии 13,4% студентов с частичной удовлетворенностью.

К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит (в смысле психологической готовности) своих выпускников к высшей школе. В частности, она даёт ученику необходимые знания, но часто забывает ознакомить их со спецификой образовательного процесса в вузе.

Серьёзной проблемой первокурсников является неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе, которые приводят к нерациональному использованию времени и появлению соблазна использовать его не в учебных целях [3], [4].

Более свободный характер организации учебных занятий в вузе и ломка стереотипов школьного обучения приводят также к низкому уровню профессионального самоопределения на первом курсе, что непосредственно оказывает влияние на течение процесса адаптации.

Для подтверждения данного тезиса нами запрашивалась информация об изменении образа жизни в связи с началом обучения в ОГТИ (филиалом) ОГУ. Ранжирование показателей позволило разделить студентов на три группы по характеру ответов:

- первая группа - студенты, образ жизни которых полностью изменился. Данная группа составила - 33,3% первокурсников;

- вторая группа - студенты, образ жизни которых изменился незначительно, представлена 40% респондентов;

- третья группа - студенты, чей образ жизни не изменился. Обозначенная выборочная совокупность представлена 26,7% первокурсников.

Таким образом, около трети студентов-пер-вокурсников по указанному фактору отнесены нами к группе риска, т. е. более подвержены дезадаптации.

Углубляя психолого-педагогический анализ, мы детально рассмотрели психологический аспект процесса адаптации, выделив в качестве основополагающих характеристик:

- направленность на профессию и учебную деятельность;

- детерминацию проблем первокурсников;

- специфику трудностей в учебной и вне-учебной деятельности.

Легко адаптируются к студенческой жизни в большей степени студенты, мотивированные интересом к профессии, наличием способностей, склонностей к ней [1], [7]. Слабо адаптированы (а подчас и дезадаптированы) студенты, которые руководствуются внешними мотивами.

Поскольку около трети студентов были отнесены нами к группе риска дезадаптации, то первостепенно, касаемо этой части исследования, мы запрашивали информацию о желании респондентов идти в вуз и их самочувствии, доминирующем настроении в учебном процессе вуза.

Согласно полученным данным выделились три группы студентов-первокурсников:

- «студенты, которые с желанием идут в вуз» - 60,4%;

- «студенты, у которых желание идти в вуз проявляется ситуативно» - 26,3%;

- «студенты, которые затрудняются ответить точно» - 13,3% первокурсников.

Так как выделяются две последние группы респондентов с ситуативной направленности и ее диффузностью, то целесообразно выявить детерминанты данной ситуации.

С этой целью мы проанализировали ответы первокурсников и в качестве проблем обозначены:

- проблемы в учебной деятельности (б0%),

- проблемы во взаимодействии с преподавателями (2б,б%),

- материальные трудности (20%),

- бытовые проблемы (б,б%).

Относительно включения в учебную деятельность студентами констатируется:

- наличие незначительных трудностей по отдельным предметам в 4б,б% случаев,

- большого напряжения у 33,3% студентов,

- значительных трудностей по всем предметам - 10,5%,

- отсутствие трудностей -10,б%.

Основная причина проблем в учебной деятельности связывается студентами с недостаточностью школьной подготовки, в частности, испытывают дефицит знаний по отдельным предметам 40% студентов-первокурсников и по всем предметам 20% от всей выборочной совокупности.

Рассмотрение характера и детерминации указанных проблем позволило определить:

- во-первых, отсутствие навыков самоорганизации в учебной и внеучебной деятельности (53,3%);

- во-вторых, несформированность навыков и умений самостоятельной работы (40,7%);

- в-третьих, неготовность студентов к новым формам учебной деятельности (лекционным, семинарским) у бб,б% первокурсников.

Проводимые опросы и систематизация полученных данных выявили, что важными студенческими проблемами являются (проблемы ранжированы от большего значения к меньшему):

1) недостаток свободного времени;

2) перегруженность учебными занятиями;

3) недостаточный уровень довузовской подготовки;

4) неумение организовать себя;

5) нехватка материальных средств;

6) отсутствие привычного круга общения;

7) сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.

Действительно, вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него во всех отношениях системой образования [1], [7]. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия

ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе является для первокурсников серьезной проблемой.

Результатами указанных выше качественных своеобразий первокурсников выступают снижение мотивации к профессии и процессу обучения, наличие усталости у большей части студентов(63,3%), повышенная тревожность (66,6%).

В силу обозначенных результатов постулируется необходимость психолого-педагогичес-кого сопровождения студентов в адаптационном периоде.

Итак, эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются психолого-педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсни-ков; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение межличностных взаимоотношений в системах «студент-студент» и «студент-преподаватель»; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, активизация деятельности кураторов групп и курсов в плане тью-торского сопровождения.

Исходя из анализа сложившейся ситуации, обозначимнекоторые психолого-педагогичес-кие условия адаптации студентов-первокурсни-ков к образовательному процессу высшей школы, которые не претендуют на всеобщность, а могут и должны дополняться.

Именно в процессе обучения в вузе проходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения. При этом, одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Сегодня особые требования предъявляются к воспитательно-образовательному процессу высшей школы в период адаптации, где, как показало наше исследование, в начале обучения возникает противоречие между появляющимися у студентов-первокурсников новыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения. Ко всем психолого-педагогичес-ким трудностям, которые испытывают юноши и девушки, добавляются и те, которые обусловлены сегодня непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие молодого поколения. В таких условиях задача психологической помощи студенту-первокурснику в развитии способности самому определить цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы.

Таким образом, очевидно, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников.

Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адапта-

цию студентов к специфическим условиям высшей школы. В связи с этим уместно говорить о совокупности факторов, обеспечивающих адаптационный процесс студентов-первокурсников:

- качественная и четко продуманная организация учебной деятельности первокурсников;

- эффективность деятельности воспитательного отдела и кураторского корпуса высшего учебного заведения;

- участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления;

- наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации (психологическая служба, научно-проблемная лаборатория психолого-педагогических исследований);

- вовлечение студентов-первокурсников во внеучебную деятельность (научная и спортивная работа, художественное творчество, тью-торское движение и т. д.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В действительности, если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза комплексно:учебными, научными, общественными. Именно в этом комплексном воздействии реально достичь положительных изменений в профессиональной (учебной), общественной, межличностной и личностной адаптации.

19.12.2013

Список литературы:

1. Бордовский, Г.А.Особенности развития современного педагогического образования / Г.А. Бордовский // Педагогика. -2010. - N 5. - с. 60-66.

2. Гришанов, Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан. - Кишинев, 1990. - С. 29-41.

3. Кусакина, С.Н.Психологическая готовность к обучению в вузе / С.Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №8. - С. 24-37.

4. Николаева, Е.И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе / Е.И. Николаева, С.А. Котова //Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 24-32.

5. Сиомичев, А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А.В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. - Л., 1985. - 17 с.

6. Смирнов, С.Д.Учеба - в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2011. - N 4 (58). - С. 9-11.

7. Шайденко, Н.А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина // Педагогика. - 2010. - №6. - С. 44-50.

Сведения об авторах:

Шолохова Галина Петровна, первый проректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент 4б2403, Оренбургская область, г. Орск, пр-т Мира, 15а, телефон: (3537) 23б593, e-mail: [email protected] Чикова Ирина Вячеславовна, заведующий научно-проблемной лабораторией психологопедагогических исследований Орского гуманитарно-технологического института, доцент кафедры детской психологии факультета дошкольного и начального образования Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент телефон: (3537) 23бб01, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.