3. Peter S.L. Razvitie Ya-obraza voennosluzhaschego po prizyvu. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.
4. Kachalova A.S. Psihologo-akmeologicheskie usloviya razvitiya upravlencheskih sposobnostej voennogo rukovoditelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2003.
5. Kozlov O.A. Tvorcheskaya realizaciya dostizhenij teorii kollektiva v organizacii vospitatel'noj raboty s lichnym sostavom kursantskogo podrazdeleniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2000.
Статья поступила в редакцию 24.05.15
УДК 316.61
Lizunova G.Yu., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Zayats N.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Bondarenko M.A., undergraduate of Department of Psychology and Social Work, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
NATIONAL AND REGIONAL FEATURES OF STUDENTS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article presents material on the research of finding features of students of the first year of studies of Gorno-Altaysk State University. The results of the annual monitoring of first-year students, which have been acquired at Gorno-Altaisk State University, are presented in the article. The main objective of the monitoring is identification of "a group of risk" among the students of the first year of studies from the point of view of violations of psychological adaptation to training conditions in higher education institution. The authors submitted data on levels of uneasiness, a self-assessment, conflictness of first-year students, percentage distribution of their social isolation. Considering the combination of these four indicators, groups of adapted and non-adapted first-year students are singled out. The authors also mention another "hot" topic of the choice by modern young people of ways of solving of difficult life situations. The presented material allows making complete shape of the modern first-year student of higher education institution, and also using it, to carry out search of ways and ways of the organization of effective interaction, process of adaptation to training in higher education institution. Key words: national-regional characteristics, socio-psychological portrait of psychological adaptation.
Г.Ю. Лизунова, канд. филос. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
Н.М. Заяц, канд. психол. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
М.А. Бондаренко, магистрант каф. психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
Статья посвящена выявлению национально-региональных особенностей студентов первых курсов Горно-Алтайского государственного университета. В статье представлены результаты ежегодного мониторинга студентов-первокурсников, проводимого в Горно-Алтайском государственном университете. Основная цель мониторинга - выявление «группы риска» среди студентов первых курсов с точки зрения нарушений психологической адаптации к условиям обучения в вузе. Авторами представлены данные об уровнях тревожности, самооценки, конфликтности первокурсников, процентное распределение их социальной изолированности. Учитывая сочетание этих четырех показателей, выделены группы адаптированных и дезадаптированных первокурсников. Кроме того, авторы затрагивают очень актуальную тему выбора современными молодыми людьми способов разрешения трудных жизненных ситуаций. Представленный материал позволяет составить целостный облик современного студента-первокурсника вуза, а также, используя его, осуществить поиск путей и способов организации эффективного взаимодействия, процесса адаптации к обучению в вузе.
Ключевые слова: национально-региональные особенности, социально-психологический портрет, психологическая адаптация.
С конца 1990-х гг. в нашей стране началось серьезное и радикальное реформирование системы высшего профессионального образования. За последние 10-15 лет в стране была проведена масштабная по своему охвату и глубине организационно-методическая работа, направленная на разработку новых образовательных стандартов и принципов обучения. Эта работа потребовала колоссальных интеллектуальных усилий всех участников образовательного процесса. Теперь, можно с уверенностью сказать, что все ступени образования и все образовательные учреждения в России претерпели кардинальные и необратимые изменения. Пришло время приступить к внимательному изучению и анализу первых результатов. Так, например, новые формы и методы обучения в средней школе привели к появлению нового поколения абитуриентов и студентов в ВУЗах с новыми личностными качествами и новыми требованиями к образовательному процессу. Изменение характера довузовской подготовки повлекло за собой изменение и появление совершенно новых, в какой-то степени неожиданных проблем обучения в высшей школе.
Готовность студентов к образованию в вузе была востребована участниками образования со времён появления первых высших учебных заведений. Владение общеучебными умениями и навыками, самостоятельное управление студентами образовательной деятельностью обеспечивали первокурсникам возмож-
ность реализовать потребность в осуществлении высшего профессионального образования.
Термин «готовность» широко используется в психологии, педагогике и философии. Общее толкование понятия готовность предлагается в словарях В.И. Даля [1] и С.И. Ожегова [2], соответственно как «состояние или свойство готового» и «состояние, при котором всё сделано, все готово». Оба определения трактуют готовность как состояние или свойство человека. Состояние, согласно философскому энциклопедическому словарю, это «действующая в человеке настроенность, которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания». Под свойством понимают «качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-нибудь» [3, с. 703]. Следовательно, готовность определяют такие характеристики, как настроенность человека на какую-то деятельность и наличие определенных качеств, присущих только данному человеку.
В настоящее время огромное внимание уделяется современному поколению молодых людей, ведутся дискуссии об их отличиях от поколений предыдущих десятилетий. Например, взор многих современных психологов обращён на теорию поколений, которая была создана в 1991 году американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом (адаптация Е. Шамис, А. Антипова). В общих словах она показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение.
Человеческие ценности формируются под влиянием различных событий и воспитания в семье.
Горно-Алтайский государственный университет, как и многие другие вузы России, задаётся вопросами «Какой же он студент-первокурсник?», «Как научить студентов учиться?». Очень важно учитывать в своей работе национально-региональные особенности Горного Алтая. На территории Республики Алтай проживает немалое количество национальностей: русские, алтайцы, казахи, украинцы, немцы и др. Наш университет, является главным очагом науки и высшего образования в Республике. Вопрос межнационального общения, установления эффективного взаимодействия представителей различных этнических групп, способствование успешному прохождению процесса адаптации студентов к условиям обучения в университете является одним из ключевых вопросов. В нашем университете среди студентов можно встретить русских, алтайцев, казахов, а также киргизов, татар, тувинцев, украинцев, молдаван, китайцев, немцев и др. Работа в таком поликультурном пространстве очень интересна и познавательна.
Специалисты Центра социально-психологической помощи Горно-Алтайского государственного университета при помощи волонтеров проводят ежегодный мониторинг студентов-первокурсников, который выявляет вопросы психоэмоционального состояния студентов, их удовлетворенности качеством учебного процесса, а также выявления «группы риска» с точки зрения нарушений психологической адаптации. В 2014 - 2015 учебном году было проведено такое исследование. В нём приняли участие студены первых курсов (всего 251 студент) дневного отделения шести факультетов Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай): психолого-педагогический, историко-филологический, естественно-географический, экономико-юридический, физико-математический, факультет агротехнологий и ветеринарной медицины. Нами были получены следующие результаты, послужившие основанием для составления социально-психологического портрета первокурсника нашего университета.
Большинство опрошенных студентов показали низкий уровень тревожности - 71 %. Таких студентов не беспокоит ситуация нахождения их в вузе, они еще не столкнулись первыми неудачами. У них нет чёткого представления о том, чем и как нужно заниматься в университете, первокурсники легкомысленно относятся к учебе, с оптимизмом смотрят в будущее и естественно рассчитывают на успешное завершение учебного процесса в вузе. Однако у 25 % студентов отмечен высокий уровень тревожности, как следствие неопределенного представления о деятельности в новой вузовской обстановке. Это, в основном, те студенты, которые впервые уехали из родного дома так надолго.
У 63 % студентов выявлен средний уровень самооценки. Студенты не страдают комплексом неполноценности, в большинстве случаев готовы отстаивать свое мнение, отличное от других. Однако, почти у трети первокурсников - 30 % - мы наблюдаем низкий уровень самооценки. У таких студентов мы наблюдаем непереносимость критических замечаний, неуверенность в себе, в своих силах. Лишь у 7 % опрошенных студентов высокий уровень самооценки. Как правило, это те студенты, которые уверены в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
Более чем у половины первокурсников отмечен низкий уровень конфликтности. Такие студенты тактичны и миролюбивы, не идут на прямой конфликт, уходят от споров и критических ситуаций. Конечно, им не хватает еще смелости вступать в резкие дискуссии, принципиально высказываться. У 44 % опрошенных первокурсников средний уровень конфликтности. Такие студенты конфликтуют, если нет другого выхода, когда все другие средства испробованы. Они способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношении к ним сокурсников и преподавателей. При этом они не «выходят за рамки», не используют оскорблений. Все это вызывает уважение у окружающих. У 5 % студентов выявлен высокий уровень конфликтности. Они любят критиковать других, не принимают замечания в свой адрес, не сдержанны.
У большинства студентов-первокурсников - 58 % - выявлен средний уровень социальной изолированности. Низкий уровень социальной изолированности наблюдается у 40 % студентов. Эти показатели говорят нам о том, что первокурсники открыты для общения, установления контактов, совместной деятельности. Молодые люди прислушиваются к окружающим их однокурсникам, преподавателям, настроены на активное взаимодей-
ствие. Лишь у 2 % первокурсников высокий уровень социальной изолированности. Такие студенты неохотно идут на контакты и взаимодействие, на участие в массовых мероприятиях факультетов и университета. Но они могут эффективно и качественно выполнять индивидуальные поручения.
Учитывая сочетание показателей по этим четырем методикам, нами были выделены группы адаптированных и дезадаптированных первокурсников, а также тех, кто требует особого внимания. Адаптированных студентов 98 человек - 39 %. У таких студентов адаптация проходит успешно, студенты хорошо адаптируются к новым коллективам, входят в тонкости работы, привыкают решать творческие задачи. Дезадаптированных студентов 153 человека - 61 % - это почти в полтора раза больше чем адаптированных. Дезадаптированный студент с высоким уровнем тревожности или с тенденцией к высокому уровню тревожности. Обычно это состояние связано с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто обусловлено неосозна-ваемостью источника опасности. Может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Поведенческие проявления заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушение её направленности и продуктивности.
Из общего количества дезадаптированных студентов особого внимания требуют 59 студентов. Это те студенты, которые остро нуждаются в индивидуальной работе, при высоком уровне тревожности или с тенденцией к высокому уровню тревожности, заниженной или завышенной самооценки и высоком уровне конфликтности. Эти показатели относятся к ядру личности, играют важную роль в регуляции поведения, влияют на взаимоотношения человека с окружающими, на критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. У большинства студентов из этой категории высокий уровень конфликтности в сочетании с высокой самооценкой. Такое сочетание может привести к частым межличностным конфликтам с преподавателями, студентами, проблемам взаимодействия в быту (если студент проживает в общежитии). Сочетание высокого уровня конфликтности, заниженной самооценки и высокой степени социальной изолированности может привести студента к развитию внутри-личностного конфликта, как правило, это порождение амбивалентных стремлений субъекта.
Все изложенные факты свидетельствуют о том, что необходима глубокая воспитательная работа со студентами первого года обучения в университете. Главной задачей работы воспитательного отдела, кураторов, а также психологов Центра социально-психологической помощи является установление эффективного взаимодействия, формирование дружных коллективов, помочь дезадаптированным студентам адаптироваться к новым коллективам, вникнуть в тонкости учебной деятельности в вузе.
Анализ результатов анкетирования выявил, что студенты плохо представляют себе обучение в вузе, слабо понимают, с какими трудностями им придется столкнуться, настроены чересчур оптимистично, и даже через два месяца обучения (анкетирование проходило в ноябре 2014 г.) по-прежнему сохраняют иллюзорные перспективы в отношении своих учебных достижений. 91 % первокурсников считают, что они сделали правильный выбор в пользу университета, 79 % положительно оценивают свою учебную деятельностью и включенность в образовательный процесс, 95-98 % первокурсников довольны своими отношениями с однокурсниками и преподавателями.
Подавляющее большинство студентов (92 %) почти ежедневно пользуются Интернетом. Несмотря на это, 41 % первокурсников не менее 1 раза в неделю посещает библиотеку университета, 10 % - почти ежедневно. Эти посещения в основном связаны с необходимостью изучения первоисточников, периодической печати. Более половины (64 %) первокурсников очень редко или никогда не читают книг для удовольствия.
Анкета содержала вопросы, направленные на выявление отношения студентов-первокурсников к своему будущему. Значительная часть первокурсников (81 %) оптимистично смотрят в будущее и считают, что их жизнь улучшится. Лишь 2 % думают об ухудшении будущей жизни. 54 % первокурсников считают, что не будут испытывать проблем и с трудоустройством.
Следует отметить, что новое поколение студентов выросло в период бурного развития компьютерных технологий. Им привычнее познавать окружающий мир через компьютерные игры, экран телефона, планшета и других технических средств. Им легче делиться своим внутренним миром и обсуждать свои переживания,
радости и сомнения с множеством виртуальных собеседников в социальных сетях, чем в личном общении с одногруппниками и преподавателями. Скорее всего, этим и обусловлено недостаточное развитие коммуникативных навыков, которое показывают студенты первых курсов. Для организации эффективного взаимодействия необходимо тщательный подбор современных средств и приемов, чтобы студент «чувствовал себя особенным, оценённым, уверенным и верящим в себя» [4, с. 68].
Студенты-первокурсники плохо понимают фундаментализм предлагаемых лекторами знаний, не любят долгих монологов и пространных рассуждений, быстро утомляются и теряют интерес к докладчику. Для них информация имеет достаточно прикладной смысл, но поверхностное значение. Если задали тему, то студент посмотрит сначала, что об этом говорится в Википедии. Найдет, прочитает, запомнит, файл закроет. Важно «иметь представление о теме» - и всё. Такое поведение студентов первых курсов отмечено и в других вузах нашей страны [5].
Для нашего региона важным вопросом является вопрос психического здоровья населения Республики Алтай, изучение жизненных ситуаций в которых оказываются люди, особенно молодое поколение, выбора стратегий поведения выхода из сложных жизненных ситуаций, а также формирование психологической устойчивости. Особенно актуальна для нашей республики проблема суицидального поведения. По числу самоубийств из расчета на 100 тыс. жителей региона Республика Алтай занимает первое место среди регионов Сибирского Федерального окру-
Библиографический список
га. Принимая во внимание вышесказанное, мы не упускаем эти вопросы при изучении национально-региональных особенностей студентов нашего вуза и составлении социально-психологического портрета первокурсников. Исследование показывает, что 90,5 % студентов имеют нормальный уровень стресса, который необходим для прохождения адаптации и продуктивной деятельности. 81 % студентов первых курсов ориентированы на разрешение проблем при их возникновении, 14 % ориентированы на поиск социальной поддержки и лишь 4 % предпочитают избегать, уклоняться от разрешения сложных ситуаций в жизни.
Таким образом, как показало исследование, современные студенты-первокурсники поверхностно и легкомысленно относятся к учёбе, активны и с оптимизмом смотрят в будущее, рассчитывают на успешное завершение каждого этапа, «уровня» жизненного пути, даже не представляя всей серьезности и опасности реальности настоящего сюжета. У первокурсников отмечается высокий уровень личностной тревожности: они уверены в себе, в своей незаурядности и способностях, готовы к взаимодействию, к принятию поддержки со стороны социума, но бессознательно чувствуют угрозу со стороны внешних условий. Представленные нами материалы могут быть полезны в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов, при обсуждении особенностей современного молодого человека как субъекта образовательной среды, а также практическим психологам и педагогам в работе со студентами-первокурсниками.
1. Готовность. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Available at: http://slovari.yandex.ru/
2. Готовность. Словарь С.И. Ожегова. Available at: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/gotovnost/5984/
3. Готовность. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. Москва: Советская Энциклопедия, 1983.
4. Лизунова Г.Ю., Таскина И.А., Бондаренко М.А. Использование коучинга как инновационного способа работы в образовательном пространстве. Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
5. Исаева Е.Р Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса. Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012; Вып. 4 (15). Available at: http://medpsy.ru
References
1. Gotovnost'. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka V.I. Dalya. Available at: http://slovari.yandex.ru/
2. Gotovnost'. Slovar'S.I. Ozhegova. Available at: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/gotovnost/5984/
3. Gotovnost'. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Pod red. L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moskva: Sovetskaya 'Enciklopediya, 1983.
4. Lizunova G.Yu., Taskina I.A., Bondarenko M.A. Ispol'zovanie kouchinga kak innovacionnogo sposoba raboty v obrazovatel'nom prostrans-tve. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii kpraktike: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2014.
5. Isaeva E.R. Novoe pokolenie studentov: psihologicheskie osobennosti, uchebnaya motivaciya i trudnosti v processe obucheniya pervogo kursa. Medicinskaya psihologiya vRossii: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; Vyp. 4 (15). Available at: http://medpsy.ru
Статья поступила в редакцию 15.05.15
УДК 316.61
Lizunova G.Yu., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Zayats N.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Androsov M.A., undergraduate, Department of Psychology and Social Work, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. In this article one of topical and important issues of modern society and education is considered: the formation of culture of international communication. The Altai Republic is a polycultural region. The residents of the republic include representatives of various nationalities. Gorno-Altaisk State University is a center of science and education of the republic, which provide all districts of the region with professional specialists. The process of education and formation of the polycultural, educated, tolerant personality in many respects depends on professional standard of pedagogical workers. The authors of the article specify that it is very important to future teacher to understand correctly and adequately to interpret international distinctions. The result of these efforts makes a basis of the interethnic relations, helps formation of culture of communication between representatives of various ethnic communities on places.
Key words: polycultural society, international communication, identification, tolerant personality, signs of culture of interethnic interaction, stages of formation of ethnopsychological representations.
Г.Ю. Лизунова, канд. филос. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
Н.М. Заяц, канд. психол. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
М.А. Андросов, магистрант каф. психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]