Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты управленческой деятельности сержантского состава в курсантских коллективах'

Социально-психологические аспекты управленческой деятельности сержантского состава в курсантских коллективах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ КОМАНДИРЫ КУРСАНТСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / «Я-РУКОВОДИТЕЛЬ» / «Я-ОБРАЗ» / КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / “L-HEAD” / “I AM THE WAY” / CADETS’ GROUP / JUNIOR OFFICERS CADETS DIVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин В.Б.

В данной статье рассматривается проблема формирования у младшего командного состава социально-психологических качеств, необходимых для эффективного управления курсантским коллективом. Прежде всего, к ним относятся формирование у сержантского состава образа «Я-руководитель», а также как и курсантского состава, формирование «Я-образ». Подробно описаны научные труды и авторы, занимавшиеся данной проблематикой. На основе анализа литературы автор приходит к выводу, что конструктивное представление о социально-психологических аспектах управления в курсантских коллективах может раскрываться, во-первых, с позиций эффективности психолого-педагогического управленческого воздействия со стороны руководства ВУЗа, командиров подразделений и сержантов, во-вторых, с позиций с позиций восприятия и ответного оклика самих курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT ACTIVITY IN NON-COMMISSIONED OFFICERS IN THE CADET GROUPS

This article considers a problem of formation of the junior officers of the socio-psychological qualities necessary for effective management of the cadet team. Primarily, these include the formation of non-commissioned officers of an image “I-head”, as well as student composition, the formation of “self-image”. The author describes scientific papers and authors dealing with this issue. The author comes to the conclusion that a constructive socio-psychological aspects of management in student groups can be revealed, first, from the standpoint of the effectiveness of psychological and pedagogical management of impacts from the management of the University, unit commanders and sergeants, and secondly, from the standpoint from the standpoint of perception and response of the net for the cadets.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты управленческой деятельности сержантского состава в курсантских коллективах»

3. Peter D. Renshaw and Steven R. Asher Children's goals and strategies for social interaction, Merrill-Palmer Quarterly (1983) Vol. 29, No. 3, pp. 353-374. By Wayne State University Press, Detroit, Michigan.

4. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

5. Philip David Zelazo. The Oxford Handbook of Developmental Psychology. 2013. Vol. 2.

6. Защиринская О.В. Концептуальные представления о структуре общения. Вестник СПбГУ. 2013; Сер. 12; Вып. 4: 89 - 98.

7. Кон И.С. Дружба. 4-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2005.

References

1. Yurkova E.V. Social'no-psihologicheskie issledovaniya druzhby. Sovremennye problemy psihologii sem'i: fenomeny, metody, koncepcii. Vyp. 3. Sankt-Peterburg: Izd-vo ANO «IPP», 2009: 96 - 101.

2. Il'in E.P. Psihologiya obscheniya i mezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

3. Peter D. Renshaw and Steven R. Asher Children's goals and strategies for social interaction, Merrill-Palmer Quarterly (1983) Vol. 29, No. 3, pp. 353-374. By Wayne State University Press, Detroit, Michigan.

4. Zaschirinskaya O.V. Psihologiya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: hrestomatiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

5. Philip David Zelazo. The Oxford Handbook of Developmental Psychology. 2013. Vol. 2.

6. Zaschirinskaya O.V. Konceptual'nye predstavleniya o strukture obscheniya. Vestnik SPbGU. 2013; Ser. 12; Vyp. 4: 89 - 98.

7. Kon I.S. Druzhba. 4-e izdanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

Статья поступила в редакцию 31.05.15

УДК 37.01

Larin V.B., adjunct, Department of Psychology, Military University of Ministry of Defense (Moscow, Russia),

E-mail: larin-vladimir@yandex.ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT ACTIVITY IN NON-COMMISSIONED OFFICERS IN THE CADET GROUPS. This article considers a problem of formation of the junior officers of the socio-psychological qualities necessary for effective management of the cadet team. Primarily, these include the formation of non-commissioned officers of an image "I-head", as well as student composition, the formation of "self-image". The author describes scientific papers and authors dealing with this issue. The author comes to the conclusion that a constructive socio-psychological aspects of management in student groups can be revealed, first, from the standpoint of the effectiveness of psychological and pedagogical management of impacts from the management of the University, unit commanders and sergeants, and secondly, from the standpoint from the standpoint of perception and response of the net for the cadets.

Key words: junior officers cadets division, "I-head", "I am the way", cadets' group.

В.Б. Ларин, адъюнкт каф. психологии ФГКОУ ВПО «Военный Университет министерства обороны», г. Москва,

E-mail: larin-vladimir@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

В данной статье рассматривается проблема формирования у младшего командного состава социально-психологических качеств, необходимых для эффективного управления курсантским коллективом. Прежде всего, к ним относятся формирование у сержантского состава образа «Я-руководитель», а также как и курсантского состава, формирование «Я-образ». Подробно описаны научные труды и авторы, занимавшиеся данной проблематикой. На основе анализа литературы автор приходит к выводу, что конструктивное представление о социально-психологических аспектах управления в курсантских коллективах может раскрываться, во-первых, с позиций эффективности психолого-педагогического управленческого воздействия со стороны руководства ВУЗа, командиров подразделений и сержантов, во-вторых, с позиций с позиций восприятия и ответного оклика самих курсантов.

Ключевые слова: младшие командиры курсантского подразделения, «Я-руководитель», «Я-образ», курсантский коллектив.

Современные требования к личности младшего командира курсантского подразделения военного вуза определяются задачами качественного повышения эффективности системы управленческого взаимодействия в процессе учебной и служебной деятельности. Условием успешного взаимодействия младшего командира и курсантов учебной группы выступает сформированный образ «Я-руководитель», который представляет собой совокупность представлений командира о самом себе как субъекте управленческой деятельности [1].

На практике, многие младшие командиры испытывают психологические трудности, связанные с самоутверждением в курсантском коллективе, а именно, отсутствие должных знаний и опыта управления.

Процесс становления младшего командира оказывается практически неуправляемым и большинство сержантов достигают приемлемого уровня эффективности только к моменту выпуска из учебного заведения, что негативно отражается на эффективности руководства курсантским коллективом и успешности обучения в военном вузе. Одним из важных ресурсов повышения эффективности и успешности управленческой деятельности младшего командира курсантского подразделения является целенаправленное формирование целостного и адекватного образа «Я-ру-ководитель» как когнитивного конструкта, отражающего, с одной

стороны, самооценку себя как субъекта управленческой деятельности, а с другой - ценностно-смысловое отношение к ней.

На формирование образа оказывает влияние множество факторов, к наиболее значимым следует отнести социально-психологические явления, возникающие в воинском коллективе, особенности сложившихся в подразделении межличностных отношений.

Сержант как руководитель, занимающий промежуточную позицию в системе военного управления (воинский коллектив -сержант (младший командир) - вышестоящее руководство (офицеры)), вынужден действовать в ситуациях, когда разные люди или целые группы предъявляют к нему несовместимые требования и ожидания одновременно. В этой ситуации в деятельности сержантов могут возникать конфликты, исследование которых находится в центре нашей работы и которые описаны на теоретическом уровне как ролевые конфликты [2].

Определению места и роли Я-образа в процессе профессионального самоопределения посвящены работы A.A. Деркача (2007), Е.А. Климова (2006), А.К. Марковой (1996), в управленческой деятельности - работы B.C. Агапова (2008).

Отдельные проблемы исследования Я-образа военнослужащих нашли отражение в трудах военных психологов. Так, В.П. Каширин (1979), П.А. Корчемный (1991) раскрыли динамику

самоутверждения военнослужащих и значение самооценки, как условия выполнения боевых задач. А.Г. Караяни (1993) показал роль «Мы-концепции», структурного компонента Я-образа как механизма социальной идентификации военнослужащего с воинским подразделением. Э.П. Утлик (1996) обосновал значение когнитивной дифференцированности Я-образа в системе нормативной саморегуляции поведения военнослужащего. Ю.Н. Юрлов (1996) анализировал причины и формы рассогласованности и противоречивости Я-образа как следствия внутриличностных конфликтов военнослужащих. С.Б. Наседкин (1997), М.Н. Попов (1997) изучали проблемы объективации Я-концепции в военно-профессиональной жизнедеятельности [3].

Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил РФ является совершенствование подготовки сержантского состава (сержантов, младших командиров). В связи с этим, наиболее острым остается вопрос, каким должен быть профессионал - командир, каким требованиям он должен отвечать, какими способностями и качествами он должен обладать, какие возможности существуют для их диагностики, каким образом наиболее эффективно развивать профессиональные способности в процессе обучения в ВВУЗах.

Главным содержанием деятельности должностных лиц, преподавательского состава ВВУЗов Министерства обороны РФ является последовательное формирование навыков управления личным составом, формирование твердых знаний, понятийного аппарата, классических принципов работы по принятию управленческих решений в мирное и военное время. Такая задача не может быть решена без всестороннего исследования личностных особенностей командира и тех психологических условий, которые способствуют развитию его личностного и профессионального потенциала [4].

Подготовка военных специалистов происходит нередко таким образом, что курсанты получают огромное количество информации, которая им в процессе осуществления служебно-бо-евой деятельности не понадобится, без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками ВВУЗа, перед войсками. Поэтому остро стоит необходимость совершенствования профессиональной подготовки сержантского состава, реформирования высшей военной школы, с целью комплектования войск специалистами, способными в сложных современных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, быть неформальными лидерами своих коллективов.

Военная педагогика и психология имеют богатые традиции в подготовке сержантского состава к профессиональной деятельности, в формировании и развитии у них профессионально важных качеств. Этим вопросам посвящены работы А.В. Барабанщико-ва, В.И. Вдовюка, И.М. Викторова, А.М. Герасимова, А.Д. Глоточ-кина, П.Н. Городова, В.П. Давыдова, В.Г. Демина, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Ильина, В.П. Каширина, С.С. Муцинова, Д.П. Познанского, В.Р. Сахарова, В.Я. Слепова, А.М. Столяренко, С.И. Съедина, Л.И. Уманского, Э.П. Утлика, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзова, Ю.Ф. Худолеева. Данные работы составляют фундамент и историческую перспективу развития процесса формирования у курсантов ВВУЗов качеств лидера воинского коллектива.

Проблеме лидерства в воинском коллективе посвящены работы В.К. Луценко (1970 г.), А.И. Вендова (1973 г.), В.П. Каширина (1979 г.), В.П. Лазарева (1981 г.), Н.В. Махназаряна (1984 г.), М.С Полянского. (1991 г.). Однако проблема формирования у

Библиографический список

курсантов качеств лидера воинского коллектива не была предметом специального исследования.

Нынешний выпускник, оказавшись один на один с личным составом, обязан, в первую очередь, уметь установить с ними контакт и полное взаимопонимание, правильные межличностные взаимоотношения, организовать их взаимодействие, сплотить воинский коллектив, добиться авторитета и уважения у личного состава, добиться того, чтобы в экстремальных и повседневных ситуациях подразделение под его руководством было способно выполнить любую поставленную задачу [5]. Возникло противоречие между потребностью общества и государства в высокопрофессиональных офицерских кадрах, способных умело управлять подразделением, быть лидерами своих коллективов и реальным уровнем профессионально-личностной подготовки будущих офицеров к служебно-боевой деятельности.

Сложившееся противоречие выдвигает на передний план одну из актуальных проблем, которая состоит в разработке теоретико-методологических основ профессионально-личностной подготовки военных специалистов, способных, обладая лидерскими качествами, эффективно руководить подчиненными.

Научная новизна исследования состоит в обосновании социально-психологических условий, при которых управленческая деятельность сержантского состава в курсантских коллективах буде наиболее эффективной. С учётом современных реалий развития в нашей военной школе.

Анализ практики свидетельствует о том, что сегодня прослеживается повышение авторитета младших командиров. На сегодняшний день результативность деятельности сержантов способна обеспечить эффективное решение задач, стоящих перед подразделениями.

Необходимо отметить, что в конце 2014 года начальник Главного управления кадров МО РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин заявил об утверждении программы модернизации каждого военного ВУЗа до 2020 г. [6], к необходимым условиям которой является поставка современных видов вооружения и техники, совершенствование учебно-тренировочных средств, а также улучшение мест проживания и отдыха личного состава.

В этой связи, можно сделать вывод о том, что с приходом в 2013 г. нового министра обороны С.К. Шойгу, военным ВУЗам стало уделяться особое внимание: увеличился набор в ВУЗы, вводятся в штат новые должности, совершенствуется материально-техническая база и т. д. Соответственно, совершенствуется роль сержантского состава в процессе служебной и учебной деятельности, что необходимо подвергать качественному анализу, в том числе и через призму психологической науки.

Анализ научной литературы также показывает, что конструктивное представление о социально-психологических аспектах управления в курсантских коллективах может раскрываться, во-первых, с позиций эффективности психолого-педагогического управленческого воздействия со стороны руководства ВУЗа, командиров подразделений и сержантов, во-вторых, с позиций с позиций восприятия и ответного оклика самих курсантов. Именно эти факторы, а также высокая теоретическая и практическая значимость задачи поиска путей оптимизации повышения эффективности управленческой деятельности сержантского состава курсантского подразделения с одной стороны, и недостаточная её разработанность с другой, определяют актуальность темы исследования.

1. Злобин В.М. Социально-психологические условия формирования образа «Я-руководитель» младшего командира курсантского подразделения военного вуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2004.

2. Головачев А.А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений ввуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2000.

3. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2001.

4. Качалова А.С. Психолого-акмеологические условия развития управленческих способностей военного руководителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ульяновск, 2003.

5. Козлов О.А. Творческая реализация достижений теории коллектива в организации воспитательной работы с личным составом курсантского подразделения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2000.

References

1. Zlobin V.M. Social'no-psihologicheskie usloviya formirovaniya obraza «Ya-rukovoditel'» mladshego komandira kursantskogo podrazdeleniya voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.

2. Golovachev A.A. Rolevojkonflikt vdeyatel'nostiserzhantovkursantskih podrazdelenij vvuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2000.

3. Peter S.L. Razvitie Ya-obraza voennosluzhaschego po prizyvu. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.

4. Kachalova A.S. Psihologo-akmeologicheskie usloviya razvitiya upravlencheskih sposobnostej voennogo rukovoditelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2003.

5. Kozlov O.A. Tvorcheskaya realizaciya dostizhenij teorii kollektiva v organizacii vospitatel'noj raboty s lichnym sostavom kursantskogo podrazdeleniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2000.

Статья поступила в редакцию 24.05.15

УДК 316.61

Lizunova G.Yu., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ufkz2008@mail.ru

Zayats N.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sajcn@mail.ru

Bondarenko M.A., undergraduate of Department of Psychology and Social Work, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: marinaabondarenko@mail.ru

NATIONAL AND REGIONAL FEATURES OF STUDENTS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article presents material on the research of finding features of students of the first year of studies of Gorno-Altaysk State University. The results of the annual monitoring of first-year students, which have been acquired at Gorno-Altaisk State University, are presented in the article. The main objective of the monitoring is identification of "a group of risk" among the students of the first year of studies from the point of view of violations of psychological adaptation to training conditions in higher education institution. The authors submitted data on levels of uneasiness, a self-assessment, conflictness of first-year students, percentage distribution of their social isolation. Considering the combination of these four indicators, groups of adapted and non-adapted first-year students are singled out. The authors also mention another "hot" topic of the choice by modern young people of ways of solving of difficult life situations. The presented material allows making complete shape of the modern first-year student of higher education institution, and also using it, to carry out search of ways and ways of the organization of effective interaction, process of adaptation to training in higher education institution. Key words: national-regional characteristics, socio-psychological portrait of psychological adaptation.

Г.Ю. Лизунова, канд. филос. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: ufkz2008@mail.ru

Н.М. Заяц, канд. психол. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: sajcn@mail.ru

М.А. Бондаренко, магистрант каф. психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: marinaabondarenko@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Статья посвящена выявлению национально-региональных особенностей студентов первых курсов Горно-Алтайского государственного университета. В статье представлены результаты ежегодного мониторинга студентов-первокурсников, проводимого в Горно-Алтайском государственном университете. Основная цель мониторинга - выявление «группы риска» среди студентов первых курсов с точки зрения нарушений психологической адаптации к условиям обучения в вузе. Авторами представлены данные об уровнях тревожности, самооценки, конфликтности первокурсников, процентное распределение их социальной изолированности. Учитывая сочетание этих четырех показателей, выделены группы адаптированных и дезадаптированных первокурсников. Кроме того, авторы затрагивают очень актуальную тему выбора современными молодыми людьми способов разрешения трудных жизненных ситуаций. Представленный материал позволяет составить целостный облик современного студента-первокурсника вуза, а также, используя его, осуществить поиск путей и способов организации эффективного взаимодействия, процесса адаптации к обучению в вузе.

Ключевые слова: национально-региональные особенности, социально-психологический портрет, психологическая адаптация.

С конца 1990-х гг. в нашей стране началось серьезное и радикальное реформирование системы высшего профессионального образования. За последние 10-15 лет в стране была проведена масштабная по своему охвату и глубине организационно-методическая работа, направленная на разработку новых образовательных стандартов и принципов обучения. Эта работа потребовала колоссальных интеллектуальных усилий всех участников образовательного процесса. Теперь, можно с уверенностью сказать, что все ступени образования и все образовательные учреждения в России претерпели кардинальные и необратимые изменения. Пришло время приступить к внимательному изучению и анализу первых результатов. Так, например, новые формы и методы обучения в средней школе привели к появлению нового поколения абитуриентов и студентов в ВУЗах с новыми личностными качествами и новыми требованиями к образовательному процессу. Изменение характера довузовской подготовки повлекло за собой изменение и появление совершенно новых, в какой-то степени неожиданных проблем обучения в высшей школе.

Готовность студентов к образованию в вузе была востребована участниками образования со времён появления первых высших учебных заведений. Владение общеучебными умениями и навыками, самостоятельное управление студентами образовательной деятельностью обеспечивали первокурсникам возмож-

ность реализовать потребность в осуществлении высшего профессионального образования.

Термин «готовность» широко используется в психологии, педагогике и философии. Общее толкование понятия готовность предлагается в словарях В.И. Даля [1] и С.И. Ожегова [2], соответственно как «состояние или свойство готового» и «состояние, при котором всё сделано, все готово». Оба определения трактуют готовность как состояние или свойство человека. Состояние, согласно философскому энциклопедическому словарю, это «действующая в человеке настроенность, которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания». Под свойством понимают «качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-нибудь» [3, с. 703]. Следовательно, готовность определяют такие характеристики, как настроенность человека на какую-то деятельность и наличие определенных качеств, присущих только данному человеку.

В настоящее время огромное внимание уделяется современному поколению молодых людей, ведутся дискуссии об их отличиях от поколений предыдущих десятилетий. Например, взор многих современных психологов обращён на теорию поколений, которая была создана в 1991 году американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом (адаптация Е. Шамис, А. Антипова). В общих словах она показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.