Научная статья на тему 'Особенности взаимоотношений военнослужащих учебных подразделений в зависимости от условий, определенных порядком прохождения военной службы'

Особенности взаимоотношений военнослужащих учебных подразделений в зависимости от условий, определенных порядком прохождения военной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
927
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / УСЛОВИЯ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО КОНТРАКТУ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / MILITARY SERVICE / THE PROCEDURE FOR MILITARY SERVICE / CONDITIONS / MILITARY COMMUNITY / MILITARY MEN UNDER THE CONTRACT / MILITARY MEN ON AN APPEAL / MILITARY ACTIVITIES / RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черепанов Александр Сергеевич

Статья посвящена одной из тех исследовательских областей, значимость которой для повседневной деятельности войск несомненна – взаимоотношениям между военнослужащими. С увеличением в Вооруженных Силах РФ доли военнослужащих по контракту возрастает актуальность вопроса о влиянии условий военной службы на различные аспекты воинской деятельности в целом и взаимоотношения в воинских подразделениях в частности. Читателям предлагаются результаты исследования особенностей взаимоотношений военнослужащих рядового и сержантского состава учебных подразделений, которые детерминированы условиями, определенными порядком прохождения военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF RELATIONS BETWEEN MILITARY MEN OF TRAINING UNITS WHICH ARE DEPEND CONDITIONS PROCEDURE FOR MILITARY SERVICE

The author shows one of those research areas the importance of which for daily activity of armies is doubtless – i.e. relations between military men is considered. With increase in the armed forces of the Russian Federation shares of military men under the contract is brought up a question on what influence of conditions of military service on various aspects of military activity as a whole, and relations in military collective in particular. The readers are offered results of research of peculiarities of relations of military men of training units (such categories as a private soldier and a sergeant), which are depend conditions procedure for military service.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимоотношений военнослужащих учебных подразделений в зависимости от условий, определенных порядком прохождения военной службы»

© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (28). С. 42 - 46.

Черепанов А. С.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПОРЯДКОМ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Одной из важнейших характеристик воинского труда является его совместный характер. Качество взаимоотношений между военнослужащими в воинском коллективе было и остается одним из ведущих условий, определяющих эффективность деятельности каждого подразделения.

Данное обстоятельство обусловило большое количество прикладных психологических исследований по проблематике взаимоотношений военнослужащих [1; 2; 3; 6; 7]. Вместе с тем отдельные аспекты этой области нуждаются в дополнительном изучении. Так, например, не в полной мере изучено влияние порядка прохождения военной службы на различные аспекты воинской деятельности в современных условиях. В целях восполнения имеющегося пробела было проведено пилотажное исследование, результаты которого изложены в данной статье1.

С учетом того, что для Вооруженных Сил РФ в настоящее время наиболее актуальной является задача комплектования корпуса младшего командного звена, внимание автора было сосредоточено на взаимоотношениях вертикального и горизонтального типов, которые существуют между военнослужащими рядового и сержантского состава. Исследование проводилось на базе подразделений учебной воинской части и учебных групп курсантов Военного университета. Таким образом, основным видом деятельности военнослужащих в изученных воинских коллективах являлась учебная деятельность, осуществляемая в условиях, определяемых порядком прохождения военной службы.

В исследовании приняли участие военнослужащие трех подразделений учебной воинской части, проходящие военную службу по призыву четвертый месяц (18 сержантов и 40 рядовых) и курсанты четырех учебных групп Во-

1 Исследование проведено в рамках подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему: «Особенности взаимоотношений сержантов-контрактников с подчиненными военнослужащими». - А.Ч.

енного университета, проходящие военную службу по контракту и обучающиеся на 4 курсе (12 сержантов и 44 рядовых). Исследовательская выборка гомогенна по половому признаку (мужчины). Средний возраст респондентов составил 21 год.

При проведении исследования учитывались отличительные особенности организации служебной деятельности военнослужащих, участвовавших в эксперименте. Так, военнослужащие учебной воинской части круглосуточно пребывают в рамках одного коллектива. Сержанты служат на полгода больше подчиненного личного состава. Младшие командиры выступают в качестве организаторов и непосредственных руководителей учебного процесса, а курсанты - в роли обучаемых.

В тоже время курсанты вуза:

- проживают в городе и встречаются только на учебных занятиях;

- сержантский состав имеет одинаковую выслугу лет с подчиненными;

- и те, и другие являются обучаемыми.

Сбор эмпирических данных осуществлялся в диадах: сержант - подчиненный военнослужащий; рядовой - рядовой. Распределение участников исследования по диадам проводилось в случайном порядке.

Основным методом получения эмпирических данных стало анонимное анкетирование. Респондентам предлагалось выбрать из определенного перечня категорий ту, которая, на их взгляд, является первостепенной для взаимоотношений с сослуживцем. Для оценивания были предложены следующие категории: «мое отношение» (МО), «отношение ко мне» (ОМ), «качество исполнения должностных обязанностей» (КИО). Данные категории позволяют в достаточной мере учесть типы взаимоотношений, встречающихся в малой группе [4; 5], а также основания для их рефлексии. Категории «мое отношение» и «отношение ко мне» отражают взаимоотношения эмоционального типа, а категория «качество исполнения должностных обязанностей» - взаимоотношения делового типа. С учетом того, что взаимоотношения всегда формируются в условиях некоего взаимодействия, подразумевающего выражение своего отношения к оппоненту и получения от него обратной связи в свете выраженного отношения, целесообразно разделить основания рефлексии эмоциональных взаимоотношений, которые складываются между субъектами взаимодействия. Таким образом, категория «мое отношение» отражает превалирование собственной внутренней позиции по отно-

шению к оппоненту, а категория «отношение ко мне» в большей степени отражает психологическое отношение оппонента, выражаемое по отношению к окружающим.

Полученные данные анализировались с учетом категорий сержантского и рядового состава, а также в диадах: рядовой - рядовой и сержант - подчиненный военнослужащий. Результаты обобщенного анализа категорий военнослужащих представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Частота выбора категорий в анкетах сержантского состава.

Рис.2. Частота выбора категорий в анкетах рядового состава.

В зависимости от совпадения/несовпадения указанных для оценивания категорий диады можно разделить на симметричный и несимметричный типы (результаты анализа диад см. рис. 3 и 4).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

88%

59%

41%

12%

1

I симметричные диады ассиметричные диады

диады: сержант курсантского диады: сержант курсантского подразделения учебной подразделения вуза - курсант воинской части - курсант вуза

учебной воинской части

Рис. 3. Количество симметричных и ассиметричных диад в паре «сержант - подчиненный военнослужащий».

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 4. Количество симметричных и ассиметричных диад в паре «рядовой - рядовой».

Представленные гистограммы свидетельствуют о явных отличиях в распределении симметричных и ассиметричных диад в группах «военнослужащие по призыву» и «курсанты вуза». В целях подтверждения значимости указанных отличий была произведена проверка эмпирических данных по критерию с К. Пирсона. В первом случае эмпирическое значение критерия составляет 50,31, во втором - 29,37. Критические значения: при р (0,05) = 3,84 и при р (0,01) = 6,64. Различия являются статистически значимыми, следовательно, значимы и в диадах: сержант курсантского подразделения вуза -курсант вуза, курсант учебной воинской части - курсант учебной воинской части.

82%

56%

44%

18%

I симметричные диады ассиметричные диады

диады:курсант учебной воинской части - курсант учебной воинской части

диады: курсант вуза ■ курсант вуза

Типы симметричности/асимметричности диад, нашедших свое отражение в эмпирических данных исследования, и частота их встречаемости представлены в таблицах 1 и 2.

Тип симметрии/ ОМ КИО (сержант) ОМ (сержант) КИО (сержант) МО

асимметрии ОМ КИО (рядовой) МО (рядовой) ОМ (рядовой) КИО

военнослужащие учебной воинской части 24% 18% 6% 41% 12%

курсанты вуза 88% 0% 0% 12% 0%

Табл. 1. Частота встречаемости диад различных типов в паре «сержант - подчиненный военнослужащий».

Тип симметрии/ асимметрии ОМ - ОМ МО - МО КИО - КИО ОМ - КИО МО - ОМ

военнослужащие учебной воинской части 64% 9% 9% 9% 9%

курсанты вуза 28% 17% 0% 6% 50%

Табл. 2. Частота встречаемости диад различных типов в паре «рядовой - рядовой».

Таким образом, для курсантов вуза во взаимоотношениях вертикального типа (начальник - подчиненный) в большой степени характерны симметричные взаимоотношения, ориентированные на отношение, демонстрируемое оппонентом. Для военнослужащих учебной воинской части в таких же взаимоотношениях характерна асимметричность, проявляющаяся в ориентации начальников на качество исполнения должностных обязанностей подчиненными, а подчиненных - на демонстрируемое к ним отношение со стороны начальников.

В горизонтальных взаимоотношениях (между лицами, обладающими равным статусом) курсанты учебной воинской части в сравнении с курсантами вуза демонстрируют большую симметричность в выборе, проявляющуюся в ориентации на демонстрируемое оппонентом отношение.

В целом курсантам вуза в большей степени присуща ориентация на взаимоотношения эмоционального типа (обусловленные валентностью психологического отношения), чем делового (в основе которых лежит решение служебных задач). При этом респонденты чаще отмечают собственное отно-

шение к оппоненту как определяющее качество для взаимоотношений с сослуживцами по сравнению с курсантами учебной воинской части. Курсанты же учебной воинской части чаще указывают на качество исполнения должностных обязанностей как наиболее существенный критерий.

Учитывая фактор времени, отличающий коллективы срочной службы от коллективов курсантов вуза, можно предположить, что выявленные тенденции отражают общую динамику характера взаимоотношений. Из этого следует, что курсантам первых курсов вуза присущи особенности, представленные в данном исследовании на примере военнослужащих по призыву.

В заключение отметим, что выводы, полученные в данном исследовании, в силу малочисленности исследовательской выборки, не могут быть распространены на генеральную совокупность. Вместе с тем, очевидно, что характеристики взаимоотношений вертикального типа, выявленные для выборки военнослужащих по призыву, в большей степени отвечают интересам военной службы в воинских частях. С учетом того, что именно в них будет проходить службу большинство выпускников военных вузов, с точки зрения автора, начальникам четвертых и пятых курсов целесообразно использовать резервные часы общественно-государственной подготовки для разъяснения будущим офицерам практических приемов и норм выстраивания взаимоотношений с подчиненными, в наибольшей степени отвечающих интересам военной службы.

* * *

1. Анцупов А.Я., Федотов В.В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе. М.: ГА ВС, 1992

2. Квасюк А.И. Влияние взаимоотношений офицеров подразделений на эффективность их совместной деятельности: дис. ...канд. психол. наук. М., 1994. Машинопись.

3. Ковалев В. В. Психологические условия оптимизации межличностных отношений офицеров подразделений Сухопутных войск: дис. .канд. психол.х наук. М., 2002. Машинопись.

4. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск.: «Народная асвета», 1969.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Пятибратова И.В. Влияние социальных установок офицеров-участников боевых действий на взаимоотношения в учебном коллективе: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. Машинопись.

7. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: дис. .д-ра психол. наук. М., 2000. Машинопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.